Научная статья на тему 'ПЕРЕОБОРУДОВАНИЕ И ОСНАЩЕНИЕ АВТОМОБИЛЯ УАЗ-452 ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ'

ПЕРЕОБОРУДОВАНИЕ И ОСНАЩЕНИЕ АВТОМОБИЛЯ УАЗ-452 ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Нанотехнологии»

CC BY
32
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПЕРЕОБОРУДОВАНИЕ И ОСНАЩЕНИЕ АВТОМОБИЛЯ УАЗ-452 ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ»

УДК 613.692:656.13

Р. Я■ Масловский

ПЕРЕОБОРУДОВАНИЕ И ОСНАЩЕНИЕ АВТОМОБИЛЯ УАЗ-452 ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Для проведения ряда санитарно-гигиенических исследований в полевых условиях отечественной промышленностью выпускается специальный автомобиль (ПРЛ-67-Э). Он имеет два отсека (водительский и общин для размещения различных устройств и тары с отобранными пробами) и оснащен аспирационной системой Качора и рядом радиометрических приборов. Не останавливаясь на перечислении положительных сторон данного автомобиля, следует указать отдельные недостатки в его оборудовании и оснащении. Например, отсутствует отсек для отобранных проб. Пребывание в одном салоне обслуживающего персонала, приборов для измерения и проб не исключает возможности при повреждении тары с пробами поступления токсичных веществ на рабочие поверхности и в воздух салона, а следовательно, и в организм присутствующих в нем людей. В оснащении автомобиля не предусмотрен ряд устройств для отбора и предварительной обработки некоторых проб, а аспирационная система из-за невысокой производительности затрудняет получение на фильтре достаточного количества токсичных веществ, необходимого для выполнения анализа.

С учетом изложенного был переоборудован и оснащен автомобиль УАЗ-452 для проведения санитарно-гигиенических исследований на этапах сбора, транспортирования и захоронения твердых отходов различных организаций и для изучения в районах их расположения загрязнения токсичными веществами атмосферного воздуха и других объектов окружающей среды.

На автомобиле вместо открытого кузова и кабины водителя установлен четырехдверной салон, разделенный сплошными, частично выполненными из органического

стекла перегородками на три изолированных друг от друга отсека (см. рисунок), в каждый из которых вход через отдельную дверь. Первый отсек—водительский, второй — для обслуживающего персонала, третий — для размещения проб, загрязненных токсичными веществами. Во втором отсеке находятся стол для ведения записей и ящики, привинченные к боковым стенкам салона. При необходимости ящики легко отсоединяются и выносятся из автомобиля. Каждый из ящиков имеет гнезда и используется для хранения специальных измерительных приборов, чистой посуды, фильтров, дезактивирующих растворов и др. В третьем отсеке в таких же ящиках размещаются пробы, содержащие токсичные вещества, при этом тара, посуда и упаковки с различными видами проб находятся в отдельных гнездах ящиков. В этом же отсеке — переносная аспирационная установка и приспособления для отбора проб воды и ила из наблюдательных скважин, устройство для отбора проб с поверхностей методом сдувания, печь для сжигания горючих отходов (Р. Я. Масловский и А. И. Мамин). Пол каждого отсека выстлан пластикатом с отбортовкой на высоту 20 см. В пластикатном покрытии и полу отсеков имеются сквозные отверстия для слива воды и дезактивирующих жидкостей.

Автомобиль оснащен тремя высокопроизводительными установками, выполненными на базе вентилятора типа 8 ЦС-24 производительностью 800 м3/ч, приводимых в действие бензиновыми моторами. Первая аспирационная установка закреплена кронштейнами, прикрепленными к раме перед передним бампером автомобиля, вторая — переносная — находится в третьем отсеке салона, а третья смонтирована на автомобильном прицепе (Р. Я. Маслов-

Схема переоборудованного автомобиля УАЗ-452.

Л — вид сбоку: В — вид сверху: /. 6, 9 — аспирацнонные установки: 6, 7 — перегородки отсеков: 2 — стол; 3 — ящики с приборами, чистой посудой, фильтрами; 4,5 — ящики с пробами и приспособлениями для их отбора.

скнй). В первой и второй установках в качестве двигателя используется бензиновый мотор Д-4 от бензопилы «Дружба», в третьей — УД-2. Производительность каждой аспирационной установки при разной мощности работы их двигателей определяется методом, описанным К). В. Новиковым.

Первая аспирационная установка в основном предназначена для отбора проб аэрозолей за движущимся транспортом, т. е. в условиях, характеризующихся скоростью воздушного потока до 10 м/с (40 км/ч). (Скорость движения спецавтомобилей, транспортирующих отходы, как правило, не превышает 40 км/ч.) В данном случае для получения представительных проб требуется изокинетич-ность пробоотбора. Указанное достигается применением специальных закрытых цилиндрических фильтродержа-телей с диаметром воздухозаборного патрубка 100 мм, имеющих внутри шарообразные фильтры, и использованием устройства для дистанционной регуляции режима работы двигателя установки1, а следовательно, и скорости потока воздуха, поступающего в фильтродержатель. Скорость потока воздуха в воздухозаборном патрубке устанавливается в соответствии с показаниями анемометра АРИ-49, закрепленного кронштейном на боковой поверхности кабины автомобиля-лаборатории, или по показаниям спидометра.

Вторая аспирационная установка (переносная) применяется преимущественно для отбора проб токсичных веществ с поверхностей методом сдувания. Суть метода в том, что на локальном участке исследуемой поверхности создается воздушный поток заданной скорости, который по коленообразному патрубку подается на фильтр фильт-родержателя. Основные узлы данной установки аналогичны узлам описанного устройства.

Третья аспирационная установка (на прицепе) при проведении исследований во время транспортирования отходов используется для отбора проб аэрозолей на различ-

1 На шкале устройства указаны скорости потока воз-

духа, каждой из которых соответствует предварительно

определенный объем воздуха.

ном расстоянии от дорог, по которым движутся специальные транспортные средства. В этом случае в ней имеется фильтродержатель в виде сетчатого барабана, на который фильтр накладывается сверху. Следует отметить, что все аспирационные устройства снабжены фнльтродер-жателями двух типов: закрытыми — цилиндрическими и открытыми — сетчатыми барабанами. Цилиндрические фильтродержатели используются в случаях, когда требуется создать воздушный поток заданной скорости, т. е. при отборе проб аэрозолей в воздушном потоке за движущимися транспортными средствами или при отборе проб токсичных веществ с поверхностей. Фильтродержатели барабанного типа обычно применяются при отборе проб аэрозолей на различных направлениях и расстояниях от источника загрязнения атмосферы.

Таким образом, в описываемом автомобиле благодаря наличию изолированных друг от друга отсеков созданы, на наш взгляд, услозия для безопасной работы обслуживающего персонала. Кроме того, с помощью специализированного оснащения переоборудованного автомобиля можно повысить эффективность и качество исследований, обеспечив их комплексность. Например, на этапе транспортирования отходов можно параллельно отбирать пробы аэрозолей за движущимися транспортными средствами, брать пробы аэрозолей на различных расстояниях от дороги, пробы токсичных веществ с поверхностей (покрытий дорог, прилегающих к ним участков и др.). При исследовании источника загрязнения атсмосферы, подвергающегося воздействию воздушных потоков, отбор проб аэрозолей можно осуществлять параллельно в двух точках на различном расстоянии с подветренной стороны, в одной точке с наветренной стороны от него и т. п.

Литература. Масловский Р. Я-, Мамин А. И.—

Гиг. и сан., 1976, № 10, с. 100—101. Масловский Р. Я — Там же, 1971, № 2, с. 63—64. Новиков Ю. В. Гигиенические вопросы охраны атмосферного воздуха от радиоактивного загрязнения. М., 1966, с. 98.

Поступила 17.06.82

УДК 617.541-073.75-053.2:615.015.3

М. И. Костенецкий, А. Я. Сухомлина

ОЦЕНКА ОБЛУЧЕНИЯ НЕКОТОРЫХ ОРГАНОВ У ДЕТЕЙ ПРИ РЕНТГЕНОГРАФИИ ГРУДНОЙ КЛЕТКИ

Запорожская областная санэпидстанция

В настоящее время в обеспечении радиационной безопасности {населения весьма актуальной становится проблема снижения лучевых нагрузок пациентов при рентге-ноднагностических процедурах. Это связано с тем, что коллективные дозы от рентгенологических процедур намного превышают дозы, получаемые от других антропогенных источников излучения, и имеют тенденцию к дальнейшему увеличению.

В то же время этот вид облучения человека обладает наибольшими потенциальными возможностями по сокращению дозы облучения (В. А. Книжкой и соавт.). Особенно важно обЬспечить снижение дозы облучения в педиатрии, гак как детский организм в силу своих анатомических и физиологических особенностей обладает большей чувствительностью, чем взрослый, к действию ионизирующей радиации (Р. В. Ставицкий и соавт.).

В связи с тем что рентгенография является ведущим методом диагностики в детской рентгенологии, нами предпринята попытка определить удельные поглощенные дозы облучения некоторых наиболее радиочувствительных органов при проведении рентгенографии грудной клетки у детей.

Дозиметрические исследования выполнены на водно-плексигласовом фантоме, имитирующем размеры и кон-

фигурацию тела ребенка 12 лет. Предварительно для определения размеров фантома была проведена антропометрия у детей обоего пола и по результатам измерений рассчитаны переднезадний размер грудной клетки, расстояния центр пучка — щитовидная железа и центр пучка — гонады (М. И. Костенецкий и А. Н. Сухомлина).

В качестве дозиметра использовали клинический дозиметр 27012 (ГДР) с шаровой воздухоэквивалснтной камерой У А- К-253 с чувствительным объемом 1,5 см3. Прибор не имеет энергетической зависимости в диапазоне 60—250 кВ. Погрешность измерений с данной камерой не превышает ±3%. Нижний порог чувствительности 0,005 р/мин.

Источником рентгеновского излучения служил рентге-нодиагностический аппарат РУМ-20 с дополнительным фильтром 2 мм AI. Для исследований использовали ток 40—110 кВ, 3 мА, расстояние источник — поверхность (РИП) 60 и 80 см, поля облучения 10Х 10 и 20X20 см. Полученные данные приводили к 1 мА/с. Удельную поглощенную дозу рассчитывали с учетом коэффициента 0,9 перевода рентген в рады.

При проведении дозиметрии детектор прибора последовательно помещали в центре пучка излучения на поверхности фантома и выходе из него, что одновременно соответст-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.