Научная статья на тему 'АСПИРАЦИОННОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОТБОРА ПРОБ АЭРОЗОЛЕЙ ИЗ ВОЗДУХА ЗА ДВИЖУЩИМИСЯ ТРАНСПОРТНЫМИ СРЕДСТВАМИ'

АСПИРАЦИОННОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОТБОРА ПРОБ АЭРОЗОЛЕЙ ИЗ ВОЗДУХА ЗА ДВИЖУЩИМИСЯ ТРАНСПОРТНЫМИ СРЕДСТВАМИ Текст научной статьи по специальности «Химические технологии»

CC BY
49
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по химическим технологиям , автор научной работы — P Я. Масловский

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АСПИРАЦИОННОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОТБОРА ПРОБ АЭРОЗОЛЕЙ ИЗ ВОЗДУХА ЗА ДВИЖУЩИМИСЯ ТРАНСПОРТНЫМИ СРЕДСТВАМИ»

комплексности и этапностн можно иметь в своем арсенале объективную информацию, дающую возможность обосновать выбор наиболее надежных водоисточников и рекомендовать профилактические мероприятия, направленные на предупреждение развития патологии.

Таким образом, при изучении влияния минерального состава питьевой воды на здоровье люден уточнен порядок проведения исследований, ^ соблюдены принципы комплексности и этапностн, подчеркнуты особенности обработки данных, характеризующих качество воды водоисточников. Осуществлена комплексная оценка состояния здоровья населения. Особое внимание уделено выполнению углубленных выборочных исследований в связи с их чувствительностью, показаны особенности статистической обработки полученных результатов, что повысило их информативность. Примененные методики отличаются простотой, надежностью и в то же время помогают выявить состояние предпатологии. Для большей объективности в выборе концентраций изучаемых компонентов при проведении экспериментов для подтверждения результатов натурных исследований нами предпринята попытка наряду с вычислением процента лиц, у которых не выявлено никаких изменений, интегрально оценить обнару-

женные изменения функционального состояния организма обследованных контингентов. Обоснованность полученных данных гарантируется лишь сопоставимостью результатов изучения состояния здоровья населения и экспериментов с нативными водами и имитатами при контролируемых условиях.

Литература. Буштуева К. А., Случайно И. С. Методы и критерии оценки состояния здоровья населения в связи с загрязнением окружающей среды. М., 1979. Казначеев В. П.. Субботин М. Я. Этюды к теории общей

патологии. Новосибирск, 1971, с. 135. Кузнецов В. К. Роль информации в управлении. Науч.

обзор. М., 1979. Мерков А. М. — Здравоохр. Российск. Федерации, 1964, № 4, с. 13—18.

Николаева Т. А., Ицкова А. И. — Вести. АМН СССР,

1972, № 1с. 78—81. Панин Л. Е. Энергетические аспекты адаптации. Л., 1978, с. 163.

Рахманин Ю. А., Бокина А. И., Плугин В. П. и др. — Гиг.

и сан., 1975, № 7, с. 16-22. Сергеев Е. Л.— Там же, 1978, № 3, с. 3—8. Сидоренко Г. И. — В кн.: Ранняя инструментальная дна-гностика гипертонической болезни и атеросклероза. Минск, 1973, с. 167. Синовская И. В. — В кн.: Проблемы методологии социального исследования. Л., 1970, с. 101 —119. — Хроника ВОЗ, 1979, т. 33, № 2,

Marier G. К.—Rev. cañad. Biol., 1978, v. 37, p. 115—125.

Поступила 13.09.82

УДК 615.471.03: (614.72:6561-07-1

P. Я■ Масловский

АСПИРАЦИОННОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОТБОРА ПРОБ АЭРОЗОЛЕЙ ИЗ ВОЗДУХА ЗА ДВИЖУЩИМИСЯ ТРАНСПОРТНЫМИ СРЕДСТВАМИ

Для получения проб, позволяющих оценить концентрации аэрозолей в факеле, возникающем за движущимися транспортными средствами, должны применяться соответствующие аспираци-онные устройства. Они должны обладать мобильностью, автономностью, высокой производительностью, обеспечивать нзокинетичность пробоот-бора. Этим требованиям отвечает асиирационная установка, смонтированная на базе вентилятора 8ЦС-24, снабженная двигателем Д-4 и оборудованная закрытым цилиндрическим фильтродер-жателем.

Конкретные условия, в которых приходится проводить исследования на этапе транспортирования твердых отходов, характеризуются кратковременностью этой операции, наличием передвигающегося объекта (автомобиля, железнодорожного состава) и действием воздушных потоков, наплывающих на аспирационную установку при перемещении ее за обследуемыми транспортными средствами. Перечисленные условия предъявляют к аспирационной аппаратуре особые требования, выполнение которых необходимо для получения представительных проб. Основными

из этих требований являются мобильность, автономность, высокая производительность, изокиие-тичность пробоотбора (А. Уайт, С. Смит). Мобильность аспирационного устройства достигается путем размещения его в автомобиле-лаборатории на площадке, находящейся перед бампером и прикрепленной к раме автомобиля кронштейнами. Автономность установки обеспечивается за счет оборудования ее самостоятельным бензиновым мотором Д-4 от пилы «Дружба». Применение в аспирационной системе вентилятора 8СЦ-24 обеспечивает возможность прокачивания большого объема воздуха — 800 м3/ч. Специальное приспособление, позволяющее регулировать мощ ность работы двигателя, а следовательно, и объем прокачиваемого вентилятором воздуха, в сочетании со специальным фильтродержателем, создают условия для отбора проб аэрозолей в воздушных потоках в изокинетичном режиме.

Монтирование аспирационной системы заклю чается в следующем: вентилятор отсоединяют от электромотора, турбину вентилятора насаживают на специально выточенный вал. На валу укрепляется 2 подшипника № 60305 и шкив дна

Рис. 1. Схема крепления тросика к дросселю.

I — тросик; 2 — кожух тросика; ¿ — крышка; 4 — корпус карбюратора; 5 — пружина дросселя; 6 — стаканчик дросселя; 7 — крепление стаканчика тросика с дросселем; 8 — пружина дросселя; 9 — дроссель; 10 — дозирующая игла.

метром 200 мм. Вал вставляют в дюралюминиевую обойму для подшипников, прикрепленную кронштейнами к площадке. На площадке устанавливают и привинчивают к ней болтами двигатель. Шкив вентилятора соединяют с помощью клиновидного ремня со шкивом вала мотора.

Регулирование объема воздуха, прокачиваемого вентилятором, а следовательно, и скорости движения воздуха во входном отверстии фильтро-держателя производят путем изменения режима работы двигателя. Это осуществляется дистанционно из кабины водителя с помощью приспособления, состоящего из стального троенка, соединенного одним концом с дроссельной заслонкой карбюратора (рис. 1), другим — со штоком пульта управления. Тросик заключен в защитный гибкий металлический кожух. Пульт управления состоит из корпуса и шкалы. В корпусе высверлены 2 канала: горизонтальный — для штока, вертикальный — для стопора. Шарик стопора под действием пружины входит в один из зазоров штока, фиксируя его в определенном положении, соответствующем отмеченной на шкале в этот момент скорости воздуха во входном отверстии фпльтродержателя (рис. 2).

Фильтродержатель, сконструированный для данной аспирационной системы, — круглый цилиндр диаметром 300 мм, длиной 310 мм (рис. 3), состоящий из корпуса и навинчивающейся на него крышки. Корпус н крышка оборудованы пат-

Рис. 2. Пульт управления режимом работы двигателя.

I — тросик; 2 — кожух тросика; 3 — корпус; 4 — стопор; 5 — шток; 6— шкала.

Рис. 3. Система цилиндрических фнльтродержателей.

/ — рычаг клапана; 2 — клапан; 3 — желобообразная ша£бп; 4 — шарообразный фильтр; 5 — цилиндрический фильтродержатель;

6 — коллектор; 7 — вентилятор 8ЦС-24.

рубками диаметром 100 мм. Патрубок крышки, в который засасывается воздух, с внутренней стороны имеет резьбу для навинчивания желобо-образной- шайбы, предназначенной для крепления на ней фильтра из ткани ФПП-15. Круглый плоский фильтр, по краю которого пропущена прочная нить, затягивается в виде кисета, в желобе шайбы, принимая при просасывании через него воздуха шарообразную форму. Преимущество шарообразного фильтра по сравнению с круглым плоским заключается в том, что при равных с ним диаметрах площадь шарообразного фильтра значительно больше. При одинаковых в рассматриваемых случаях габаритах фильтродержа-телей это обеспечивает при использовании шарообразного фильтра снижение его сопротивления, а следовательно, позволяет прокачивать больший объем воздуа. Увеличение объема прокачиваемого воздуха и пропускание его через патрубок фпльтродержателя диаметром 100 мм дает возможность создавать высокую скорость входящего воздушного потока. При максимальной производительности системы 800 м3/ч, диаметре входного патрубка 100 мм скорость проходящего в нем воздушного потока может дости-гать 28 м/с, при этом скорость фильтрации воздуха через 1 см2 ткани ФПП-15 составит 10,5 л/мин (общая площадь фильтра 1256 см2). Следует отметить, что максимальная скорость движения автомобилей, транспортирующих отходи, не превышает 11 м/с (40 км/ч), поэтому для изокннетич-ности пробоотбора при использовании одного фпльтродержателя достаточна производительность до 300 м/ч (скорость фильтрации через 1 см2 ткани ФПП-15 не превышает в этом случае 3,9 л/мин). В установке используются 2 фпльтродержателя, благодаря чему можно проводить параллельный отбор проб. Фпльтродержателя оборудованы закрывающимися клапанами, позволяющими при необходимости отбирать пробы аэрозолей последовательно на каждый фильтр.

Отбор проб аэрозолей из зоны загрязненного воздуха, образующейся за движущимся транспортным средством, проводится в следующем по-

рядке: запускается мотор аспирационной установки и с помощью пульта управления дроссельной заслонкой карбюратора устанавливается необходимая мощностью его работы, обеспечивающая в данный момент соответствующую скорость движения воздуха во входном патрубке фильтродер-жателя. Эта скорость соответствует скорости воздушного потока, в котором движется автомо-биль. Скорость воздушного потока определяется анемометром типа АРИ-49, устанавливаемым с помощью кронштейна на боковой (наружной) поверхности автомобиля, двигающегося за обследуемым транспортным средством.

Таким оэрпзом, описанное аспнрациопное устройство, предназначенное для отбора проб аэрозолей в факеле, возникающем за транспортными средствами, обладает мобильностью, авто-

номностью, высокой производительностью и по сравнению с имеющимися установками (Р. Я-Масловский, А. И. Мамин) позволяет осуществлять отбор проб в режиме изокинетичности. Применение этого устройства обеспечивает получение представительных проб, а следовательно, объективную оценку степени загрязнения атмосферного воздуха токсичными веществами на этапе транспортирования отходов. Его можно использовать при изучении влияния и других транспортируемых веществ на загрязнение атмосферного воздуха.

' Литература. Масловский Р. Я., Мамин А. И. — Гиг. и сан., 1974, № 10, с. 96—97. Уайт П.. Смит С. Высокоэффективная очистка воздуха. М„ 1967.

Поступила 23.03.82

УДК Н4.442:658.044.21

Г. С. Салямон (Ленинград)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОЛЫХ ПЛЕНОЧНЫХ ПРОБООТБОРНИКОВ ДЛЯ АНАЛИЗА ДИМЕТИЛ-, ДИЭТИЛАМИНА И ДИМЕТИЛАНИЛИНА В АТМОСФЕРНОМ ВОЗДУХЕ

Ранее сообщалось о возможности разового анализа низких концентраций HF в воздухе путем быстрого отбора проб на полые трубки, покрытые карбонатом натрия. Было установлено, что эффективность отбора можно повысить, если заменить трубки елочными дефлегматорами (Г. С. Салямон).

В настоящей работе аналогичный прием сорбции испытан для быстрого накопления из воздуха с целью анализа диметнламинов (ДМА) и диэтиламинов (ДЭА) — предшественников образования опасных канцерогенов (П. А. Богов-скнй; К. К. Душутин и Э. Д. Сопач), а также днметиланилина (ДМАн). До настоящего времени удовлетворительных приемов анализа ДМА и ДМАн на уровне их максимальных разовых ПДК в атмосферном воздухе, составляющих соответственно 0,005 и 0,0055 мг/м3, не было.

Для улавливания ДМА, ДЭА и ДМАн при просасывании через пленочные пробоотборники был подобран сорбент — водный раствор, содержащий в 100 мл 1 мл концентрированной H2SO< и 3 мл глицерина или гликоля. Для индикации использовали фотоколориметрические методы. ДМА и ДЭА анализировали в виде тио-карбоматов меди (А. А. Беляков и Е. Ш. Гронс-берг), несколько модифицировав методику для исключения влияния сорбента. Кроме того, ДМА определяли с нафтохинонсульфатом (НХС) натрия (Г. С. Салямон и Н. А. Петрова). ДМАн переводили в ннтрозопроизводное (М. С. Бы-ховская и соавт.) Необходимые паровоздушные смеси аминов готовили в динамическом режиме и просасывали с разной скоростью (Q) — от 5

до 40 л/мин в течение 3—30 мин через систему, состоящую из 3—4 трубок или дефлагматоров, смоченных сорбентом и соединенных последовательно. Амин анализировали с каждого прибора, как указано ниже. Эффективность поглощения рассчитывали к суммарному количеству амина, сорбированного системой, при условии нулевых показаний на последнем приборе. Параллельно для сравнения отбирали пробы в поглотители Рыхтера со скоростью 1 л/мин 30— 80 мин, иногда объединяли 2—3 пробы для накопления амина и анализировали аналогично.

Данные анализов обрабатывали статистически для разных диапазонов концентрации приемом, описанным ранее (Г. С. Салямон). Оценивали воспроизводимость по стандартному отклонению (¿с) и относительному стандартному отклонению (5.):

Результаты анализов, полученные при отборе на пленочные или жидкостные приборы, сравнивали по среднему расхождению (№):

-С'

w - qF-

Сп + С'

••100%,

где п — число анализов нз одной смеси; г — число смесей в диапазоне; Сп и Сг — средние концентрации соответственно в одной смеси и в диапазоне при отборе на пленочные приборы, С' — концентрации, найденные при отборе в поглотители Рыхтера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.