Научная статья на тему 'Перемена перспективы: “благородный дикарь”, колонизация и постколониализм в художественном мире Кента Монкмана'

Перемена перспективы: “благородный дикарь”, колонизация и постколониализм в художественном мире Кента Монкмана Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
318
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЕНТ МОНКМАН / KENT MONKMAN / БЛАГОРОДНЫЙ ДИКАРЬ / NOBLE SAVAGE / КОЛОНИЗАЦИЯ / COLONIZATION / ПОСТКОЛОНИАЛИЗМ / POSTCOLONIALISM

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Романов Константин Сергеевич

В статье анализируются основные темы и некоторые ключевые работы современного канадского художника Кента Монкмана. Художник, происходящий из североамериканского племени кри, ставит своей задачей перемену перспективы восприятия истории европейской колонизации континента, а также разрушения образа “благородного дикаря” как архетипа любого индейца. Творчество Кента Монкмана лежит в русле идеологии постколониализма, современной тенденции в культуре и общественной жизни Канады.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Perspective Shift: “the Noble Savage”, Colonization and Post-colonialism in Kent Monkman’s Art

The article focuses on major themes of some of Kent Monkman’s paintings. A contemporary Canadian artist of Cree origin tries to form a different perspective on colonialism and North American history. In the paintings he attempts to dismantle the popular European archetypical image of a “noble savage”. Kent Monkman’s works are analyzed as an example of the Canadian contemporary postcolonial cultural discourse.

Текст научной работы на тему «Перемена перспективы: “благородный дикарь”, колонизация и постколониализм в художественном мире Кента Монкмана»

Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2015. № 1

К.С. Романов

ПЕРЕМЕНА ПЕРСПЕКТИВЫ: "БЛАГОРОДНЫЙ ДИКАРЬ",

КОЛОНИЗАЦИЯ И ПОСТКОЛОНИАЛИЗМ

В ХУДОЖЕСТВЕННОМ МИРЕ КЕНТА МОНКМАНА

В статье анализируются основные темы и некоторые ключевые работы современного канадского художника Кента Монкмана. Художник, происходящий из североамериканского племени кри, ставит своей задачей перемену перспективы восприятия истории европейской колонизации континента, а также разрушения образа "благородного дикаря" как архетипа любого индейца. Творчество Кента Монкмана лежит в русле идеологии постколониализма, современной тенденции в культуре и общественной жизни Канады.

Ключевые слова: Кент Монкман, благородный дикарь, колонизация, постколониализм.

The article focuses on major themes of some of Kent Monkman's paintings. A contemporary Canadian artist of Cree origin tries to form a different perspective on colonialism and North American history. In the paintings he attempts to dismantle the popular European archetypical image of a "noble savage". Kent Monkman's works are analyzed as an example of the Canadian contemporary postcolonial cultural discourse.

Key words: Kent Monkman, noble savage, colonization, postcolonialism.

Рубеж третьего тысячелетия в мировой культуре отмечен рядом важных, порой противоречивых тенденций. На фоне стремительно набирающей обороты глобализации, виртуализации культуры и сужения ее вариативности до "глобальной деревни" все более отчетливо видно возрождение и даже расцвет многих локальных культур, совсем недавно еще стоявших на пороге вымирания. Этот расцвет является как очевидным ответом на угрозу поглощения со стороны цивилизации, так и результатом ряда исторических причин. В некоторых странах "третьего мира" расцвет стал возможным в результате обретения странами независимости, государственности и стремления народов к автономии и самобытности во второй половине ХХ в. В ряде развитых стран, сформированных на основе бывших колоний, в настоящее время наблюдаются схо-

Романов Константин Сергеевич — канд. культурологии, преподаватель кафедры сравнительного изучения национальных литератур и культур факультета иностранных языков и регионоведения МГУ имени М.В. Ломоносова; e-mail: kromanov@ rocketmail.com

жие процессы: коренные народы, долгое время испытывавшие культурное давление колонистов, начинают возрождаться и искать (а часто и заново создавать) свою самобытность. Культурные процессы нередко сопровождаются политической борьбой, борьбой за экономические привилегии, а также ростом рождаемости, что делает их не только предметом научных исследований, но и центром общественного внимания. К этой проблеме обращались и российские исследователи: "С точки зрения эстетики, весь этот материал, смыкающий по-своему традиции и новаторство, нуждается в самом пристальном изучении"1. Тенденции укрепления этнических культур в западной науке принято обобщать термином "постколониализм", в наши дни становящимся одним из основных объектов гуманитарных исследований.

Среди современных канадских художников критики выделяют Кента Монкмана именно как апологета постколониальной культуры. Потомок коренного народа кри и ирландских поселенцев, Монкман с детства интересовался вопросами взаимоотношений колонистов и аборигенов в Канаде, ведь он по праву мог взглянуть на эту проблему с обеих сторон. Художник много переезжал, в детстве жил в индейских резервациях в провинции Манитоба, а также в городе Виннипеге, что позволило ему хорошо узнать жизнь представителей как коренных народов, живущих в резервациях, так и "городских индейцев", доля которых в современной Канаде очень велика. С детства проявив склонности к художественному творчеству, Монкман получил художественное образование в нескольких университетах и центрах дополнительного образования в Канаде и США. Своей главной задачей он провозгласил творческое переосмысление традиционного — "колониального" — взгляда на историю и культуру Канады, создание "новых сюжетов через образы, позволяющие посмотреть на нее с позиции коренных народов"2. Так, перемена перспективы стала лейтмотивом всего его творчества.

При научном осмыслении процесса колонизации Северной Америки традиционно использовалась европейская историография, которая сразу задала модель отношений колонистов с аборигенами: европейцы — субъект, коренные народы, их образ жизни и традиции — объект исследования. В Канаде эта модель была задана, в частности, миссионерами-иезуитами. Подобная модель

1 Ващенко А.В. Возвращение на Итаку: этнокультурный фактор в художественном пространстве второй половины ХХ века. М., 2013. С. 7.

2 Native American Encyclopedia. Kent Monkman, Cree. URL: http://www. nativeamericanencyclopedia.com/kent-monkman/ (дата обращения: 18.10.2014).

долгое время работала и в искусстве — в литературе, живописи, кинематографе. Действительно важно, стоит ли мольберт, камера или фотоаппарат на палубе корабля колонистов или автор смотрит на происходящее глазами коренных народов. Современная традиция постколониализма предлагает иной взгляд на исторические события, долгое время интерпретировавшиеся лишь с одной точки зрения. Кент Монкман стал одним из плеяды современных канадских авторов, кто пытается развить эту мысль, сломать долгое время существовавший шаблон и переменить точку зрения, перспективу. Помимо непосредственно колонизации, проблематика его творчества разнообразна: в картинах отражены темы войны, мира, религии, торговли, а также ряд тем нового тысячелетия — новаторство и традиции в меняющемся мире, вопросы мужского и женского, иного формата отношений между полами и др.

Среди важнейших аспектов творчества — критика давно сложившегося в европейской традиции представления о "благородном дикаре" (в английском варианте — Noble Savage, Noble Indian). Этот художественный образ известен российскому читателю прежде всего как литературный персонаж, созданный идеологами Просвещения и писателями-романтиками. Это и Пятница Даниэля Дефо, и Простодушный Вольтера, и последний из могикан Чингачгук из пенталогии Фенимора Купера, и многие другие герои литературы романтизма. У героя звучное имя, он силен, статен, немногословен, честен, смел и отважен. Этот образ сыграл важную роль, создал положительный имидж представителей коренных народов, безусловно лестный для индейцев. Тем более что другим не менее распространенным художественным образом долгое время был образ жестокого варвара, хитрого вора и предателя. Оба этих образа, конечно, имеют реальные прототипы, но в значительной степени искажают реальность и уводят читателя или зрителя от объективного восприятия аборигенных культур. Кроме того, эти образы, сформированные в эпоху колонизации, статичны и не обращаются к современности, а ведь с тех пор прошло более трех столетий. Современные индейцы чаще всего не признают в нем "своего", хотя образ "благородного дикаря" сам по себе чрезвычайно привлекателен.

Кент Монкман вводит в свой художественный мир другого героя (точнее, героиню), полное имя которого Miss Chief Eagle Testickle. Казалось бы, в имени соблюдаются необходимые каноны — благородное происхождение (chief — вождь), красивое имя (eagle — орел). Но апелляция к плотскому (testickle — жаргонное слово, относящееся к половой сфере) и обращение (Miss — мисс, леди)

переворачивают весь смысл, разрушают целостность этого "европейского" "удобного" образа. В имени есть и мужское и женское, и высокое и телесное, таким образом, уже само имя героя многих картин Монкмана разрушает общепринятые стереотипы. Конечно, тут есть и элемент эпатажа. Леди Вождь (Miss Chief), более краткое имя героини, переходит с картины на картину, путешествует по страницам канадской истории, демонстрирует зрителю совсем другую Канаду.

Кент Монкман не только художник, но еще и лектор, режиссер и перформер, часто он сам появляется в образе Леди Вождя. Есть немало видеозаписей, позволяющих лучше понять этот образ, например в короткометражке "Танцуй для Леди Вождя" (Dance to Miss Chief, 2010). В аннотации к фильму говорится о том, что в фильме в "игровой форме критикуется восхваление немцами романтического образа североамериканского индейца"3. Видеоряд сопровождают традиционные индейские ритмы, записанные с использованием современных музыкальных инструментов, а также текст на немецком языке. Видно, что леди, безусловно, интересуется европейской модой, ходит на высоких каблуках, красится (и это не традиционная боевая раскраска), ведет себя весьма экстравагантно. Автор часто подчеркивает, что этот образ его альтер эго, которое помогает ему самому и зрителю по-новому открыть для себя многие факты. Европейские элементы одежды и некоторые черты, присутствующие в образе героини, свидетельствуют о европейском влиянии на традиционные культуры, которое Монкман не отрицает. Со времен колонизации прошло немало лет, и аборигенные народы сильно изменились, как бы европейцам ни хотелось бы видеть их застывшими в прошлом.

Автор не обходит вниманием и важный тип "городского индейца" (Urban Native) — важного явления настоящего. Вопросы адаптации индейца к городской среде, культурной памяти о традиционных промыслах, переплетения традиций и современности раскрываются в картине "Погоня" 2014 г. (The Chase, 2014), представленной на выставке "Urban Res" в Нью-Йорке. Индеец-охотник появляется на улице типичного американского городка верхом на мотоцикле, он преследует стадо бизонов, бегущих по асфальтированной дороге на фоне городского пейзажа.

Конечно, гендерные вопросы, вопросы городского индейца важны в художественном мире Монкмана, но все же ключевая, трагическая тема творчества — это колонизация Америки европейца-

3 Kent Monkman, Gesele Gordon. Urban Nation. URL: http://www.urbannation. com/films.php?film=dance-to-miss-chief (дата обращения: 18.10.2014).

ми. Боль и переживания автора проявляются в его произведениях, связанных с этой темой. Ярким примером является картина "Бобры короля" (The King's Beavers, 2011), которую искусствоведы Монреальского музея изящных искусств по праву считают важнейшим приобретением последних лет. Картина затрагивает основные вехи колонизации Канады, такие, как охота на пушного зверя, миссионерская деятельность иезуитов, торговые отношения между колонистами и индейцами. Художник показывает, как в погоне за выгодой и аборигены и европейцы жестоко истребляют бобров — коренных обитателей востока Канады. Здесь смешаны все представления о природном и человеческом (фигуры бобров имеют явно выраженные антропоморфные черты), цивилизованном и диком, религии и язычестве, сакральном и мирском, европейском и аборигенном. Художник смещает акцент: живая природа здесь оказывается основной жертвой колонизации. Охота на пушных животных, долгое время являвшаяся двигателем колониальной экономики, сталкивает людей с разным цветом кожи между собой. Автор вводит ряд образов из классической европейской живописи. Например, одна из фигур бобров в центральной части картины имеет явные сходства с образом Святого Себастьяна пера Тициана. Можно рассмотреть и другие хорошо знакомые образы. Драма, разворачивающаяся на картине, шокирует не меньше полотен Иеронима Босха. Лица людей, и европейцев и аборигенов, искажены жестокими гримасами. Алчность и жадность, желание захватить как можно больше добычи вытесняют на второй план конфликт культур. Возможно, такой взгляд покажется слишком неординарным, но картина заставляет задуматься и об экологическом аспекте колонизации, безусловно важном.

Тема природы, важная в американской и канадской живописи, в работах Кента Монкмана имеет интерпретацию, отличную от традиционной. Американским и канадским художникам XVIII—XIX вв. было свойственно изображать пейзажи незаселенными, где природа является главным и часто единственным действующим лицом. Художники-романтики Альберт Бирштадт, Фредерик Черч, Пол Кейн, Корнелиус Креигофф создавали образы могущественной дикой природы, словно ждущей колонизаторов-европейцев. Часто на фоне природы изображались идиллические сцены из жизни коренных народов. Кент Монкман часто берет за основу романтический пейзаж Северной Америки, но помещает на этот фон свои образы и сюжеты. Идиллия заменена на трагедию, хаос, виден явный контраст между спокойной величественной природой и миром людей.

В число важнейших полотен художника, посвященных теме колонизации, входит и картина "Триумф беды" (The Triumph of Mischief, 2007). Очевидна игра слов — "триумф беды" и "триумф Леди Вождя" произносятся по-английски одинаково. Здесь мы видим присутствие и аборигенных, и европейских элементов — античных героев, кентавров, мистических существ, тотемного медведя, пегаса, а в центре — величественную фигуру Леди Вождя, окруженную ангелами. Автор обращается и к древним мифам, добавляя образы легендарных героев в пейзаж. Исследователи говорят о частом обращении к мифу в искусстве ХХ—ХХ1 вв.4 Фигуры людей, героев всевозможных эпох и животных показаны в движении, в борьбе. В этой картине снова видны хорошо знакомые европейские классические художественные образы, например образ римского воина из известной картины 1799 г. француза Жака-Луи Давида "Сабинянки, останавливающие битву между римлянами и сабинянами"5. На картине Монкмана римский воин вместо щита в руках держит индейский барабан — автор намеренно смешивает образы, культуры и эпохи, чтобы поднять значимость трагедии Нового Света до уровня римских легендарных сюжетов. В этой связи возможно типологическое сопоставление колониальной эпохи в Северной Америке и героической эпохи Античности6. Леди Вождь не участвует в вакханалии, она появляется в этом беспорядке спокойная, как и положено "благородному дикарю". Скорее, она является свидетелем трагедии Северной Америки. Действие разворачивается на фоне величественного пейзажа реки, леса и гор: автор берет за основу известную картину Альберта Бирштадта "Вид на долину Йосемити" (Looking up the Yosemite Valley, 1865—1867). От спокойствия и умиротворенности пейзажа Бирштадта не остается и следа.

Образы самих художников-романтиков, чьи пейзажи переосмысливает Монкман, также порой являются участниками сюжетов. Например, в картине "Художник и натурщик" (Artist and Model, 2003) запечатлен образ художника-фотографа XIX в., устремившегося в "дикие" леса в поиске сюжетов и образов. Когда в конце XIX в. получила распространение фотография, многие американские и канадские фотографы и художники стремились запечатлеть "уходящий в прошлое" мир индейцев. Для этого они приходили

4 См.: Ващенко А.В. Священное действо в культуре и игра в цивилизации // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2008. № 3. C. 109.

5 Jonathan D. Katz. Miss Chief Is Always Interested in the Latest European Fashions // Interpretations: Three Essays on Kent Monkman. Montréal, 2012. Р. 23.

6 См.: Ващенко А.В. Программа спецкурса/спецсеминара "Сравнительная мифология: культурологические аспекты" // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2000. № 4. С. 150.

в индейские поселения, раздавали подарки и виски, заставляли индейцев надевать яркие "парадные" одежды, которые индейцы в обычной жизни чаще всего никогда не носили, и позировать. Так они создавали красочные образы индейцев, часто далекие от реальности. На картине "Художник и натурщик" мы видим обратную ситуацию — Леди Вождь сама пишет портрет фотографа. Пришедший в поселение художник был раздет (в европейской живописи натурщик часто обнажен), привязан к дереву и пронизан стрелами. Леди Вождь стоит перед мольбертом, на котором лежит березовая кора, и пишет портрет жертвы. Рядом на земле лежит фотокамера, пробитая томагавком. Здесь автор намеренно меняет местами индейца и художника, критикуя объективизацию аборигенной культуры европейцами. Из истории колонизации Северной Америки известно, что аборигены со своей стороны нередко проявляли интерес к изучению прибывших из-за океана, некоторые племена, жившие в глубине материка, порой даже отправляли свои "экспедиции" на Атлантическое побережье, чтобы понаблюдать за европейцами. Об этом есть и свидетельства в фольклоре.

Итак, Кент Монкман видит своей основной задачей изменение модели восприятия аборигенной культуры. Он преследует цель — разрушить традиционные шаблонные представления об индейце как о "благородном дикаре", изображая его в весьма необычном амплуа — женском, европеизированном. Он заставляет зрителя по-другому взглянуть на уже хорошо знакомые классические образы. Монкман представляет колониализм как величайшую трагедию Нового Света, критикует общепринятую трактовку канадской истории, а также традиционное восприятие канадских пейзажей художниками-романтиками, которые, по его мнению, не создавали правдивых образов, а лишь искажали существовавшую в XVII— XIX вв. реальность. Мир колонизации у художника — это всегда столкновение, излом, жестокая и бессмысленная борьба. Подобные интерпретации вполне соответствуют современной традиции постколониализма, которая к настоящему времени перестала быть маргинальной в канадской живописи, культуре и литературе. Все большее внимание постколониальному дискурсу уделяет и академическая среда — во многих западных странах происходит пересмотр прошлого и структуры коллективной памяти.

Список литературы

Ващенко А.В. Программа спецкурса/спецсеминара "Сравнительная

мифология: культурологические аспекты" // Вестн. Моск. ун-та.

Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2000. № 4.

Ващенко А.В. Священное действо в культуре и игра в цивилизации // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2008. № 3.

Ващенко А.В. Возвращение на Итаку: этнокультурный фактор в художественном пространстве второй половины ХХ века. М., 2013.

Jonathan D. Katz. Miss Chief Is Always Interested in the Latest European Fashions // Thériault, Michèle. Interpretations: Three Essays on Kent Monkman. Montréal, 2012.

Kent Monkman, Gesèle Gordon. Urban Nation. URL: http://www.urbannation. com/films.php?film=dance-to-miss-chief (дата обращения: 18.10.2014).

Native American Encyclopedia. Kent Monkman, Cree. URL: http://www. nativeamericanencyclopedia.com/kent-monkman/ (дата обращения: 18.10.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.