Струкова Н.А.
к.э.н., доцент, Сибирский институт управления - филиал РАНХиГС
ПЕРЕХОД НА МОДУЛЬНЫЙ ПРИНЦИП ПЕРЕВОДА ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ В ЭЛЕКТРОННУЮ ФОРМУ В НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Ключевые слова: государственные услуги, модульный принцип, административные процедуры, единый портал государственных и муниципальных услуг, органы исполнительной власти субъекта РФ.
В РФ на протяжении последних десяти лет происходит постоянное совершенствование механизмов предоставления государственных услуг. Так, например, Постановлением Правительства РФ от 26.03.2016 № 236 «О требованиях к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг» были изменены требования к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг1. Данным нормативно-правовым актом был введен «модульный принцип» перевода услуг в электронный вид.
Существующая ранее поэтапная модель перевода услуг оказалась слишком формализованной и не учитывала особенности отдельных услуг. Модульная система является более гибкой, поскольку предусматривает перевод в электронный вид отдельных административных процедур.
Постановление Правительства РФ от 26.03.2016 № 236 «О требованиях к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг» предоставляет органам государственной власти и организациям право определять целесообразность перевода отдельных процедур в электронную форму. Субъекты РФ должны обеспечить выполнение требований данного постановления Правительства РФ не позднее 31 декабря 2018 г.
В Новосибирской области переведены в электронный вид и доступны на Едином портале государственных и муниципальных услуг 203 государственные и 83 муниципальные услуги. По состоянию на 01.01.2018 количество зарегистрированных пользователей на портале государственных услуг в Новосибирской области составляет - 1232 тыс. человек (на 01.01.2017 показатель 800 тыс. человек), т.е. 53% жителей старше 14 лет имеют учетную запись в системе. По доле граждан, зарегистрированных на Едином портале государственных услуг, Новосибирская область занимает 41 место среди субъектов РФ.
Первостепенной оптимизации, т.е. переводу на «модульный принцип», подлежат наиболее востребованные услуги. К данным услугам относятся те, услуги, которые предоставляются более 1000 раз в год. В Новосибирской области таких услуг 61 шт.
Доля предоставления востребованных государственных услуг в электронном виде от общего числа запросов на получение услуги представлена на рис. 1.
1%
3%
47%
менее 1% от 1% до 10%
42% от 10% до 20%
ч свыше 20%
нетданных
Рисунок 1.
Доля предоставления востребованных государственных услуг в электронном виде от общего числа
запросов на получение услуги
1 Постановление Правительства РФ от 26.03.2016 № 236 «О требованиях к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2016. - № 15. - Ст. 2084
Данные рис. 1 свидетельствуют о том, что большинство граждан предпочитают традиционную форму получения услуг. Около 89% государственных услуг, из числа востребованных, имеют долю получения в электронном виде до 10% от общего количества заказов услуги. Это свидетельствует о том, что функционирующая система предоставления государственных услуг в Новосибирской области недостаточно стимулирует пользователей к получению услуг в электронной форме и требует совершенствования. Переход на «модульный принцип» перевода государственных услуг в электронную форму должен повысить долю граждан Новосибирской области, получающих государственные услуги в электронной форме.
Модульный принцип перевода государственных услуг в электронную форму предусматривает перевод в электронную форму таких девяти административных процедур как получение информации о порядке и сроках предоставления услуги; запись на прием в орган (организацию), МФЦ для подачи запроса, о предоставлении услуги; формирование запроса; прием и регистрация органом (организацией) запроса и иных документов, необходимых для предоставления услуги; оплата государственной пошлины; получение результата предоставления услуги; получение результата предоставления услуги через единый портал государственных и муниципальных услуг; получение результата предоставления услуги в МФЦ; получение сведений о ходе выполнения запроса; осуществление оценки качества предоставления услуги; досудебное (внесудебное) обжалование решений и действий (бездействия) органа (организации), должностного лица органа (организации) либо государственного или муниципального служащего.
Анализ реализации каждой из девяти перечисленных административных процедур при предоставлении в электронном виде наиболее востребованных государственных услуг в Новосибирской области показал, что каждая пятая процедура не соответствует требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 26 марта 2016 г. № 236«О требованиях к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг», т.е. не обеспечивается заявителю при предоставлении услуг в электронной форме.
Так, при оказании 43 государственных услуг, входящих в состав востребованных, не реализовано действие записи на прием в орган. Вместе с тем, прямых указаний на отсутствие личного приема в нормативно-правовых актах нет. Но стоит отметить, что при оказании 14 государственных услуг из 43 реализация этой процедуры нецелесообразна, так как услуги носят информационный характер (например, услуга Министерства труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области «Информирование о положении на рынке труда в субъекте Российской Федерации»).
Реализация такой административной процедуры как «Оплата государственной пошлины» не обеспечивается заявителю при предоставлении 7 государственных услуг из 61 наиболее востребованных государственных услуг в Новосибирской области.
Такие действия как «Формирование запроса», «Получение сведений о ходе выполнения запроса» имеют равную долю неисполнения в электронном виде для востребованных государственных услуг в Новосибирской области - 15%.
Мониторинг обеспечения заявителю при предоставлении услуг в электронной форме такой административной процедуры как «Получение результата предоставления услуги», показал, что в 90% действие не реализовано в электронной форме. Это связано с тем, что федеральными нормативно-правовыми актами предусмотрено представление результата исключительно в форме документа на бумажном носителе.
Такая процедура как «Осуществление оценки качества предоставления услуги» в настоящее время в Новосибирской области вообще не обеспечена по всем наиболее востребованным государственным услугам.
Заключительная процедура досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия) органа (организации), должностного лица органа (организации), либо государственного служащего реализована для 16% наиболее востребованных государственных услуг (рис. 2).
Рисунок 2.
Доля государственных услуг, по которым обеспечена заявителю возможность досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия) органа (организации), должностного лица органа (организации) либо государственного служащего
По всем наиболее востребованным государственным услугам Новосибирской области обеспечено выполнение в электронном виде такой административной процедуры как «Получение информации о порядке и сроках предоставления услуги». По 80% востребованных государственных услуг обеспечена реализация в электронном виде таких процедур как «Прием и регистрация органом (организацией) запроса и иных документов, необходимых для предоставления услуги» и «Обеспечение органом или организацией возможности для формирования заявителем запросов, необходимых для предоставления услуги».
Таким образом, для выполнения требований к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 26.03.2016 № 236 в Новосибирской области по наиболее востребованным государственным услугам, необходимо осуществить перевод в электронный вид 108 из 549 административных процедур, т.е. 20% (рис.3).
Соблюдение требований, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 26.03.2016 № 236, т.е. переход на модульный принцип перевода государственных услуг в электронную форму в Новосибирской области, сопряжено с рядом проблем правового, и организационно-методического характера.
Рисунок 3.
Соотношение состава действий по востребованным государственным услугам, оказываемым в
электронном виде в Новосибирской области
Так, проблемным вопросом, затрудняющим обеспечение административной процедуры «Осуществление оценки качества предоставления услуги» по всем государственным услугам, предоставляемым в электронной форме, является узость применения норм Постановления Правительства РФ от 12.12.2012 № 12841. В соответствие с п. 2 требований к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.03.2016 № 236, заявителю обеспечивается осуществление оценки качества предоставления услуги. Вместе с тем, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12.12.2012 № 1284 правила оценки гражданами эффективности деятельности распространяются исключительно на руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (их структурных подразделений) и территориальных органов государственных внебюджетных фондов (их региональных отделений). Вследствие чего заявитель ограничен в реализации своих прав в оценке эффективности деятельности руководителей областных исполнительных органов государственной власти, оказывающих государственные услуги, в том числе в электронном виде, посредством Единого портала государственных услуг. Поэтому необходимо внести изменения в Постановление Правительства РФ от 12.12.2012 № 1284, расширив перечень органов власти, в отношении которых применяются правила оценки гражданами эффективности деятельности руководителей.
Организация предоставления государственных услуг в электронной форме требует и других существенных изменений, действующих нормативных правовых актов. В частности, проблемой правового характера является закрепление результата предоставления государственной или муниципальной услуги в виде документа либо в бумажной, либо в электронной форме.
В соответствии с п. 19 Требований к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.03.2016 № 236, заявителю в качестве результата предоставления услуги обеспечивается по его выбору возможность получения:
а) электронного документа, подписанного уполномоченным должностным лицом с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи;
1 Постановление Правительства РФ от 12.12.2012 N 1284 (ред. от 04.04.2017) «Об оценке гражданами эффективности деятельности руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (их структурных подразделений) и территориальных органов государственных внебюджетных фондов (их региональных отделений) с учетом качества предоставления ими государственных услуг, а также о применении результатов указанной оценки как основания для принятия решений о досрочном прекращении исполнения соответствующими руководителями своих должностных обязанностей» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. - № 51. - Ст. 7219.
в действие подпежш перевод)" в ■электронный вти
н перевод процедур нецепесообрачен
впроцедура переведена в электронный вид
б) документа на бумажном носителе, подтверждающего содержание электронного документа, направленного органом (организацией), в многофункциональном центре;
в) информации из государственных информационных систем в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем, в действующем законодательстве определен перечень документов, которые заявитель предоставляет исключительно при личном посещении. Поэтому результат услуги должен быть установлен как соответствующие сведения в государственных информационных ресурсах, а не как документ в бумажной, либо электронной форме. Это положение необходимо закрепить в Федеральном законе от 27.07.2010 N 210 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»1, а, следовательно, внести поправки в региональные нормативно-правовые акты, в частности в Закон Новосибирской области от 15 октября 2007 года № 138-О3 «О государственных информационных системах, государственных информационных ресурсах, территориальной информационной системе Новосибирской области»2. Также необходимо внести изменения в административные регламенты государственных услуг с целью признания результата услуги, внесенного в информационный ресурс, юридически значимым и первичным по отношению к документам на материальном носителе.
Переход на модульный принцип перевода государственных услуг в электронную форму в Новосибирской области требует усиления межведомственного взаимодействия, без которого невозможно выстроить эффективно функционирующую систему предоставления услуг. Так, при переводе отдельных административных процедур в электронный вид проблемным является согласование этого перевода с отдельными органами исполнительной власти Новосибирской области, в частности, согласование интерактивных форм, а также устранение проблем, выявленных в ходе тестирования интерактивной формы запроса заявления на получение услуги. Также усиление межведомственного взаимодействия необходимо для того, чтобы технологические достижения всегда подкреплялись изменениями в административных регламентах или нормативной правовой базе.
Для эффективной организации предоставления государственных услуг в электронном виде требуется также решение организационно-методических проблем. Необходимо утвердить единые требования к порядку работы сотрудников органов и организаций с информационными системами, с использованием которых происходит обработка заявлений на получение услуг в электронной форме. Зачастую ведомственные инструкции и регламенты не содержат четких указаний, каким образом поступать с электронными заявками, какие сведения получать самостоятельно, какие документы просить предоставить заявителя.
Требуется реинжиниринг административных процессов в рамках разработки услуг с ориентацией на пользователя, поскольку большинство административных регламентов с использованием информационно-коммуникационных технологий сохраняют многие этапы традиционных способов предоставления государственных услуг, а, следовательно, нуждаются в доработке.
Таким образом, до конца 2018 года Новосибирская область, как и другие субъекты РФ, должна перейти на модульный принцип перевода государственных услуг в электронную форму, что, в свою очередь, требует решения ряда проблем как правового, так и организационно-методического характера.
1 Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. - № 31. - Ст. 4179.
2 Закон Новосибирской области от 15 октября 2007 года № 138-03 «О государственных информационных системах, государственных информационных ресурсах, территориальной информационной системе Новосибирской области». - http:// zsnso.ru/laws/