Микроэкономический анализ
Научная статья
УДК 338.2:338.43 JEL O13
DOI 10.25205/2542-0429-2023-23-3-5-20
Переход к зеленой экономике: анализ перспектив развития органического сельского хозяйства в России
Полина Олеговна Бридская1 Елена Анатольевна Бессонова2 Николай Владимирович Жахов3
'^Юго-Западный государственный университет Курск, Россия
' [email protected] 2 [email protected], https://orcid.org/0000-0002-3884-5725 3 [email protected], https://orcid.org/0000-0002-3829-2972
Аннотация
В условиях изменения климата, исчерпания природных ресурсов и угрозы для окружающей среды зеленая экономика становится необходимым шагом в направлении устойчивого развития. В свою очередь, органическое сельское хозяйство представляет собой систему производства пищевых продуктов, основанную на принципах экологической устойчивости, сохранения биоразнообразия и заботы о благополучии животных. В России интерес к органическому сельскому хозяйству увеличивается. Цель исследования заключается в анализе формируемой системы и выявлении перспектив развития органического сельского хозяйства России как важного направления зеленой экономики. В данном исследовании определены основные черты зеленой экономики на современном этапе, выделены ключевые направления развития зеленой экономики в сельском хозяйстве, произведен анализ формируемой системы становления органического сельского хозяйства в России как драйвера развития зеленой экономики. Определяется место отечественного органического сельского хозяйства в глобальной системе его развития. Обозначены основные сдерживающие факторы и выделены ключевые направления стимулирования развитие органического сельского хозяйства в России. Делается вывод, что зеленая экономика в сельском хозяйстве выступает подходом к производству, который учитывает экологические, социальные и экономические аспекты, который направлен на создание устойчивой, эффективной и экологически безопасной системы производства, восстановления плодородия почвы, обеспечивающей продовольственную безопасность, сохранение природных ресурсов и улучшение качества жизни населения.
Ключевые слова
органическое сельское хозяйство, зеленая экономика, устойчивое развитие, плодородие почвы, аграрное производство
© Бридская П. О., Бессонова Е. А., Жахов Н. В., 2023
Источник финансирования
Публикация подготовлена в рамках Государственного задания Министерства науки и высшего образования Российской Федерации (тема № 1.13.20Ф «Концептуальные основы обеспечения экономической безопасности Российской Федерации в условиях цифровизации: контуры пространственных преобразований»). Работа выполнена в рамках реализации программы развития ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный университет» проекта «Приоритет-2030». Для цитирования
Бридская П. О., Бессонова Е. А., Жахов Н. В. Переход к зеленой экономике: анализ перспектив рынка развития органического сельского хозяйства в России // Мир экономики и управления. 2023. Т. 23, № 3. С. 5-20. DOI 10.25205/2542-0429-2023-23-3-5-20
Transition to a Green Economy: an Analysis of the Prospects for the Development of Organic Agriculture in Russia
Polina O. Bridskaya1, Elena A. Bessonova2, Nikolai V. Zhakhov3
'^Southwestern State University Kursk, Russia
'[email protected] [email protected], https://orcid.org/0000-0002-3884-5725 [email protected], https://orcid.org/0000-0002-3829-2972
Abstract
In the face of climate change, the depletion of natural resources and the threat to the environment, the green economy is becoming a necessary step towards sustainable development. In turn, organic agriculture is a food production system based on the principles of environmental sustainability, biodiversity conservation and animal welfare. In Russia, interest in organic agriculture is increasing. The purpose of the study is to analyze the system being formed and identify the prospects for the development of organic agriculture in Russia, as an important area of the "green economy". This study identifies the main features of the "green" economy at the present stage, highlights the key areas for the development of the "green economy" in agriculture, analyzes the emerging system of organic agriculture in Russia as a driver for the development of the green economy. The place of domestic organic agriculture in the global system of its development is determined. The main constraining factors are outlined and key areas for stimulating the development of organic agriculture in Russia are identified. It is concluded that the green economy in agriculture is an approach to production that takes into account environmental, social and economic aspects. Which is aimed at creating a sustainable, efficient and environmentally friendly production system, restoring soil fertility, ensuring food security, conserving natural resources and improving the quality of life of the population.
Keywords
organic agriculture, green economy, sustainable development, soil fertility, agricultural production
Funding
The publication was prepared within the framework of the State Assignment of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation (topic No. 1.13.20F "Conceptual foundations for ensuring the economic security of the Russian Federation in the context of digitalization: contours of spatial transformations"). The work was carried out within the framework of the implementation of the development program of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "South-Western State University" of the project "Priority-2030".
For citation
Bridskaya P. O., Bessonova E. A., Zhakhov N. V. Transition to a green economy: an analysis of the prospects for the development of organic agriculture in Russia. World of Economics and Management, 2023, vol. 23, no. 3, pp. 5-20. (in Russ.) DOI 10.25205/2542-0429-2023-23-3-5-20
Введение
Фундаментальные причины большинства разнообразных кризисов современного общества имеют в своей основе нерациональное, интенсивное использование природных ресурсов. Недостаточное регулирование их использования приводит к негативным последствиям для окружающей среды, климата и состоянию экосистемы в целом.
Последствия существующей потребительской модели развития экономики последних десятилетий заставляют человечество задуматься о необходимости создания и применения принципиально новых подходов к удовлетворению потребностей текущих поколений без ущерба для возможностей будущих поколений. Они включают в себя переход к экономике, основанной на зеленых технологиях и использовании возобновляемых источников энергии, созданию законодательной базы для охраны окружающей среды, повышению экологической осведомленности населения и развитию экологически ответственного поведения бизнеса.
Такие подходы уже показали свою эффективность в ряде стран, где были приняты соответствующие меры и программы по устойчивому развитию. Формирование принципиально новых подходов к решению экологических проблем являются необходимым условием для сохранения окружающей среды и обеспечения устойчивого развития человечества [1].
Формирование концепции «зеленой экономики» было положено в конце XX века. Активное признание и развитие она получила с 2012 года, после международной конференции в Рио-де-Жанейро, где были рассмотрены вопросы применения данного типа экономики, устойчивого развития и искоренения бедности.
Одним из направлений, способствующих переходу к зеленой экономики, является экологизация аграрного производства, в том числе развитие органического сельского хозяйства, которое, в свою очередь, требует системного и комплексного подхода к решению актуальных задач в целях обеспечения социально-экономической стабильности при проведении структурной перестройки российской экономики.
Цель исследования заключается в анализе формируемой системы и выявлении перспектив развития органического сельского хозяйства России как важного направления зеленой экономики. Достижение поставленной цели происходит по итогам решения следующего перечня задач: определение основных черт зеленой экономики на современном этапе; выделение ключевых направлений развития зеленой экономики в сельском хозяйстве; анализе формируемой системы становления органического сельского хозяйства в России; выявлении факторов, сдерживающих и стимулирующих развитие органического сельского хозяйства России.
Материал и методы исследования
Методологическую основу исследования составили теоретические разработки в области зеленой экономики, органического сельского хозяйства, результаты прикладного анализа по данным направлениям исследования.
При проведении исследования использовался анализ основополагающей работы в области зеленой экономики - «Проект зеленой экономики» известных английских экономистов A. Markandia, E. Barbier [2].
В работе M. I. Aceleanu [3] показано, что обеспечение устойчивого развития осуществляется главным образом через зеленые рабочие места.
Существенный вклад в теорию устойчивого развития, исследование особенностей развития органического сельского хозяйства как перспективного направления зеленой экономики внесли J. M. Hartwick [4], S. Baumgärtner, M. F. Quaas [5], C. Zografos, R. B. Howarth [6], A. Cameron [7], I. Chapman [8], A.I. Gizzatova [9] и др.
В работе использовались специальные приемы экономического познания, компаративистики, экономико-статистической группировки, математической статистики, методы научного обобщения и классификация, метод системного анализа и др.
Результаты и их обсуждение
Существенными чертами зеленой экономики являются ориентированность на устойчивое использование природных ресурсов и минимизацию негативного воздействия на окружающую среду; снижение потребления энергии и повышения эффективности ее использования; развитие инновационных технологий и решений, направленных на устранение экологических проблем и повышение эффективности производства; учет социальных аспектов развития, таких как создание новых рабочих мест, повышение качества жизни населения и снижение неравенства; переход от линейной экономики (производство - потребление - выброс) к круговой экономике (производство - использование - переработка - повторное использование) (рис. 1).
Рис. 1. Основные черты зеленой экономики Fig. 1. The main features of the green economy
Многие страны успешно внедряют основы концепции зеленой экономики, например, такие страны, как США, Япония, Австралия достигли значительных успехов в данном направлении.
Зеленая экономика включает все структурные компоненты сельского хозяйства и основывается на использовании экологически чистых технологий и методов производства, устойчивое использование земельных ресурсов, биоразнообразия и водных ресурсов, а также развитие экологических услуг и управления природными ресурсами. Кроме того, зеленая экономика в сельском хозяйстве подразумевает учет социальных и экономических аспектов развития, таких как создание рабочих мест, повышение доходов населения и сокращение неравенства. В целом зеленая экономика в сельском хозяйстве направлена на создание устойчивой и экологически чистой системы производства, которая будет способствовать благополучию людей и сохранению природных ресурсов.
Зарубежные страны широко используют и применяют системы обеспечения качества, способствующие выпуску органической сельскохозяйственной продукции. Ключевыми направлениями развития зеленой экономики в сельском хозяйстве выступают:
- органическое земледелие как метод выращивания сельскохозяйственной продукции, основанный на использовании натуральных ресурсов и биологических процессов в почве. Он предполагает отказ от использования синтетических удобрений, пестицидов и гормонов роста, а также применение методов улучшения почвы, таких как компостирование и зеленое удобрение. Органическое земледелие способствует сохранению биоразнообразия, уменьшению загрязнения окружающей среды и повышению качества продукции [10; 11];
- энергоэффективность, подразумевающая использование энергии в наиболее эффективном и экономичном способе. В сельском хозяйстве это может быть достигнуто за счет использования возобновляемых источников энергии, таких как солнечная и ветровая энергия, а также за счет оптимизации процессов производства;
- водоэффективность, использование водных ресурсов в наиболее эффективном и экономичном способе. В сельском хозяйстве это может быть достигнуто за счет использования технологий, которые позволяют уменьшить потребление воды и улучшить ее качество;
- социальная ответственность, способствующая учету интересов всех участников производственного процесса, включая работников, потребителей и местное сообщество. Это может быть достигнуто созданием условий для развития региональной экономики, повышением качества жизни сельских жителей и обеспечением безопасности продукции.
Современными основополагающими принципами органического сельского хозяйства являются принцип здоровья, экологии, справедливости и заботы, которые выступают его фундаментом и закреплены на Генеральной ассамблее Международной федерации движений за органическое сельское хозяйство (IFOAM) в 2005 году.
Согласно ежегодному исследованию «Мир органического сельского хозяйства», проведенному Союзом научно-исследовательских центров органики
(ORCA), в 2021 году под органическое земледелие отведено чуть более 76,4 млн га в мире, что на 1,7 %, или 1,3 млн га больше, чем в 2020 году [12].
Первое место по площади, отведенной под органическое земледелие, занимает Австралия - 35,7 млн га, на втором месте Аргентина - 4,1 млн га, далее следует Франция - 2,8 млн га. В Российской Федерации данный показатель находится на уровне 0,655 млн га [13].
В 2021 году всего 1,6 % сельскохозяйственных угодий во всем мире были органическими, при этом в Российской Федерации размер площади органических сельскохозяйственных угодий от общей площади сельскохозяйственных угодий страны составляет всего 0,3 % (см таблицу). По данному соотношению наша страна соседствует с Румынией (0,578 млн га) и Чешской Республикой (0,558 млн га), однако Россия по отведенной площади под органическое сельское хозяйство имеет существенный потенциал увеличения производства и реализации органической сельскохозяйственной продукции [14].
Ключевые показатели органического сельского хозяйства в РФ
Key indicators of organic agriculture in the Russian Federation
Год Площадь органических сельскохозяйственных угодий, га Доля органической площади от общей площади сельскохозяйственных угодий, % Органические производители, ед. Реализовано органической продукции, млн евро
1 2 3 4 5
2000 9 861 - - -
2001 5 276 - - -
2002 5 276 - - -
2003 5 276 - - -
2004 33 667,5 - 13 -
2005 4 048,9 - 10 -
2006 3 192 - 8 -
2007 33 801 0,02 12 30
2008 46 962,3 0,02 25 60
2009 78 448,5 0,04 40 65
2010 44 016,69 0,02 50 65
2011 126 847,34 0,06 49 65
2012 146 250,79 0,07 60 120
Окончание табл.
1 2 3 4 5
2013 144 253,79 0,07 70 120
2014 245 845,79 0,11 68 120
2015 385 139,5 0,18 82 120
2016 315 154,77 0,15 66 120
2017 447 194,81 0,21 34 120
2018 574 340,98 0,27 40 160
2019 641 736,29 0,3 57 183
2020 615 188,14 0,29 48 183
2021 655 457,46 0,3 66 183
Источник: составлено автором с использованием публикаций [12; 13].
Мировыми лидерами по доли сельскохозяйственных угодий, занятых под органическое производство сельскохозяйственной продукции, являются Лихтенштейн (40,2 %), за ним следуют Самоа (29,1 %) и Австрия (26,5 %).
В 2021 году мировой рынок органической продукции достиг почти 125 млрд евро, увеличившись почти на 4 млрд евро, или примерно на 3 %. По прогнозам экспертов, к 2030 году объем мирового рынка органической продукции может достигнуть 230 млрд долларов США.
По уровню реализации органической продукции сельского хозяйства в 2021 году лидирующее место принадлежит США (48,6 млрд евро), Германии (15,9 млрд евро) и Франции (12,7 млрд евро), которые по своей сути выступают мировым рынком органической продукции (рис. 2).
Российской Федерации удалось реализовать органической продукции всего 0,15 % от размера мирового рынка, продав ее на 183 млн евро. Анализ представленных данных позволяет сделать вывод, что несмотря на все преимущества органического земледелия, его доля на российском рынке пока еще невелика. По ключевым показателям органического сельского хозяйства Российская Федерация существенно отстает от развитых и развивающихся стран.
Разработанная Стратегия развития органического производства в РФ до 2030 года, имеющая своей целью рост производства и потребление органической продукции, предусматривает увеличение ее производства для внутреннего рынка до 114,5 млрд рублей к 2030 году, т. е. почти в 13 раз за 9 лет.
Государство нацелено нарастить объемы потребления органической продукции в России в 6 раз - с 24,4 млрд рублей в 2021 году до 149,8 млрд рублей в 2030 году. Добиться таких показателей собираются путем расширения осведомленности россиян о здоровом питании и органических продуктах, а также за счет повышения доступности такой продукции. Также проект Стратегии предполагает увеличение объема экспорта российской органической продукции - с 3,7 млрд рублей в 2021 году до 27,8 млрд рублей к 2030 году.
Соединенные Штаты Америки Германия Франция Канада Швейцария Великобритания Швеция Испания Австрия Австралия Япония Бразилия Республика Корея Норвегия Польша Саудовская Аравия Индия
Российская Федерация Турция Украина Португалия
■Ш 528 Ш 3704, Ш 3461,3
■ 2764
■ 2528 Я 2397
I 1694,07 I 1418,71 777,98 486 441,81 314,12 306,17 185,89 183 46,21 27,9 21
3,68 6
158 12659
;70
I 48617,56
Источник: составлено автором с использованием публикаций [12; 13].
Рис. 2. Реализовано органической продукции в 2021 г., млн евро Fig. 2. Organic products sold in 2021, million euros
Реализация обозначенной Стратегии развития органического производства в России является важным шагом на пути к устойчивому развитию сельского хозяйства и экономики в целом. Она позволит создать благоприятные условия для развития органического земледелия, повысить качество и безопасность пищевых продуктов, улучшить экологическую ситуацию в стране и укрепить ее позиции на мировом рынке органических продуктов.
Анализируя формируемую систему органического сельского хозяйства, представляется возможным выделить ключевые проблемы данного развития в России:
- рост численности населения земного шара способствует увеличению глобального мирового спроса на продовольствие, в том числе на продукцию животноводства, которое не в полной мере может быть обеспеченно традиционными методами ведения сельского хозяйства;
- увеличение количества городского населения и его концентрации, которое формирует масштабные городские агломерации, в том числе метрополитенного ареала;
- сформированный мировой рынок производства и потребления органической продукции сельского хозяйства отмечен концентрацией потребления в высокоразвитых мировых центрах [15]. При этом выход на данные рынки может быть затруднен в связи с геополитической нестабильностью;
- исторически сформированная невысокая инновационная активность, низкие темпы технологической модернизации в отрасли сельского хозяйства проявляются в большей степени у малых и средних предприятий данной отрасли, при этом концентрация внедрения современных технологий возможна крупными хозяйствами и агрохолдингами;
- органическое сельское хозяйство требует больших затрат на производство и сертификацию, что может явиться преградой входа в данное направление производства сельскохозяйственной продукции для малых и средних фермерских хозяйств;
- отсутствие мер государственной поддержки, субсидирования именно органического производства сельскохозяйственной продукции;
- низкая осведомленность потребителей о преимуществах органических продуктов и неготовность платить за них высокую цену;
- отсутствие эффективной, понятной системы сертификации органических продуктов в России затрудняет в конечном итоге ее производство, реализацию и экспорт;
- недостаток квалифицированных специалистов для развития органического сельского хозяйства, в частности, в области агрономии, экологии, маркетинга и сертификации;
- отсутствие четкого вектора развития рынка органической продукции сельского хозяйства в РФ;
- медленное создание правовой базы, принятие стратегической концепции развития органического сельского хозяйства в России, его работа в системе случайностей.
Остановимся более детально на некоторых наиболее актуальных выявленных проблемных направлениях развития органического сельского хозяйства в России.
При содействии со стороны государства прогнозируется существенный рост на сертификацию земель под органическое сельское хозяйство, что обусловлено имеющимся заделом неиспользуемой земли, на которую оформить обозначенный сертификат представляется менее затратным. Кроме того, в мире почти 70 % сертифицированных земель являются пастбищами, так как сертификация таких земель самая простая и не требует дополнительных финансовых вложений в подержание их органического состояния. Российская Федерация имеет только 4930,4 тыс. га залежных земель и 122689,1 тыс. га пахотных земель1.
Анализ сложившейся ситуации демонстрирует наличие существенной доли в производстве органической сельскохозяйственной продукции у крупного и среднего бизнеса, только около 3 % от общего количества предприятий, имеющих статус производителей органической продукции, составляют крестьянско-фермер-ские хозяйства, малый агробизнес.
1 Сведения о распределении земель Российской Федерации по категориям. URL: https://rosreestr. gov.ru/activity/gosudarstvennoeupravlenie-v-sfere-ispolzovaniya-i-okhrany-zemel (дата обращения: 17.07.2023).
Ключевыми сдерживающими факторами для малого бизнеса, развития органического сельского хозяйства выступают существенный уровень издержек, высокий уровень риска неиспользования интенсивных современных технологий (семян, средств защиты растений, минеральных удобрений), а также сложности подтверждения статуса производителя органической продукции, получения соответствующей сертификации. Для преодоления данных негативных факторов требуется проработанная система мер государственной поддержки и стимулирования данной деятельности.
Отметим парадоксальное явление, что именно небольшие фермерские, личные подсобные хозяйства в связи с ограниченностью доступа к финансовым ресурсам имеют больше органической продукции в структуре своего производства уже на сегодняшний день и обладают существенным потенциалом увеличения производства такой продукции.
Рост объемов производства сельскохозяйственной продукции, увеличение урожайности сельскохозяйственных культур в последнее время2 происходит при одновременном снижении плодородия почвы и обеспечивается значительным внесением минеральных удобрений, применением современных средств защиты растений и семян. Увеличен дисбаланс выноса из почвы питательных веществ с урожаем, возрастает опасная тенденция снижения содержания плодородия почвы на землях сельскохозяйственного назначения. При этом растущий дефицит гумуса и основных элементов питания растений никоим образом не компенсируется ростом применения минеральных удобрений. Это связано с рядом факторов, включая интенсивное использование земель, недостаточную заботу о почве, применение химических удобрений и пестицидов, а также изменение климатических условий.
В Ростовской, Воронежской, Курской областях и ряде других регионов Российской Федерации, являющихся аграрными, уже сегодня отмечается отрицательная динамика баланса гумуса, снижение плодородия земель сельскохозяйственного назначения3.
Повсеместно в отрасли растениеводства отмечен отход от применения паров - научно обоснованного севооборота, увеличения возделывания технических культур, подсолнечника в связи с высоким уровнем его рентабельности. Практически ежегодно происходит его возделывание на одних и тех же землях, что вызывает сохранение инфекционных заболеваний и повышение количества семян, подверженных заразихи, значительно поражающих посевы. Повторный высев подсолнечника на одном и том же поле следует осуществлять не ранее чем через восемь лет4.
2 Урожайность сельскохозяйственных культур по Российской Федерации. URL: https://rosstat. gov.ru/enterprise_economy (дата обращения: 09.06.2023).
3 Внесение удобрений под урожай 2021 года и проведение работ по химической мелиорации земель. Федеральная служба государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/ search?q= внесе-ниеудобрений (дата обращения: 14.06.2023).
4 Технология выращивания подсолнечника // Агробаза. URL: https://www.agrobase.ru/ rastenievodstvo/texnologii-proizvodstva/texnologiya-vyirashhivaniya-podsolnechnika (дата обращения: 09.06.2023).
Обозначенные тенденции способствует снижению урожайности и качества сельскохозяйственной продукции, негативно влияют на продовольственную безопасность страны [16, 17]. При этом именно органическое земледелие обеспечивает устойчивое развитие сельского хозяйства, способствует сохранению почвенного плодородия, структуры почвы, биоразнообразия, укреплению его сегодняшнего и будущего потенциала для удовлетворения человеческих потребностей, способствует улучшению состояния окружающей среды и повышению качества жизни для всех вовлеченных в него людей и выступает драйвером развития зеленой экономики [18].
Рассматривая отсутствие четкого вектора и нединамичное развитие правовой базы органического сельского хозяйства в Российской Федерации, отметим, что первые попытки узаконить данный процесс на государственном уровне были приняты еще в 2008 году5 закреплением понятия «органическая продукция» в Дополнениях и изменениях № 8 к СанПиН. Однако отсутствие федерального закона негативно сказывалось на развитии органического сельского хозяйства, так как было не закреплено, не нормировано, не определено взаимоотношение с другими понятиями в рамках взаимодействия с понятием «органическая продукция».
Принятие и вступление в силу только в 2020 г. Федерального закона «Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» ликвидировало пробелы, закрепило основные понятия, требования к производству, транспортировке, подтверждения соответствия маркировке органической продукции. Однако отметим, что на его разработку ушло более 10 лет, так как работа над ним была начата еще в 2011 году.
Данный Закон не создал перспективного направления развития, стимулируя данный вид деятельности, а скорее стал своего рода ответом на рост популярности продукции, произведенной без использования химических средств, на усиление тренда на здоровый образ жизни.
В США аналогичный закон о производстве органических продуктов питания был принят 1990 году (OFPA). Он закрепляет Национальную органическую программу (NOP), которая находится в ведении Службы сельскохозяйственного маркетинга Министерства сельского хозяйства США (AMS)6.
На территории Европейского союза с 1993 года действовал Регламент Совета (ЕЭС) № 2092/91 об органическом производстве сельскохозяйственной продукции и относящиеся к нему указания в отношении сельскохозяйственной продукции и пищевых продуктов. В 2007 году он был заменен Регламентом Совета (ЕС) № 834/2007 «Об экологическом производстве и маркировке экологической продукции и о прекращении действия Регламента ЕЭС № 2092/91», который начал
5 Федеральный закон «Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 03.08.2018 № 280-ФЗ. URL: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_304017/ (дата обращения: 01.08.2023).
6 Служба сельскохозяйственного маркетинга Министерства сельского хозяйства США. Закон о производстве органических продуктов питания от 1990 г. (OFPA). URL: https://www.ams.usda.gov/ sites/default/files/media/Organic%20Foods%20Production%20Act%20of%201990%20(OFPA).pdf (дата обращения: 01.08.2023).
действовать с 2009 года7. Данный Регламент закрепил понимание, что экологическое производство образует комплексную систему управления сельскохозяйственными предприятиями и производства продуктов питания, сочетает передовую практику экологического хозяйствования, поддержание высокого уровня видового многообразия, защиту природных ресурсов, применение высоких стандартов в деле защиты животных и способ производства. Таким образом, формируемая правовая базы в Российской Федерации имеет принцип не стимулирующего, направляющего, поддерживающего развития органического сельского хозяйства, а выступает ответом на уже произошедшие изменения, запросы общества.
Выводы
Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что Российская Федерация располагает всем потенциалом развития органического сельскохозяйственного производства, которое, в свою очередь, является катализатором для развития зеленой экономики, ресурсосбережения и восстановления плодородия почвы.
В современных условиях, принимая во внимание нацеленность Российской Федерации на увеличение объема возделывания органической продукции, возрастает необходимость создания актуальной концепции зеленой экономики.
Сегодня лидеры в производстве и экспорте органической продукции являются США, Германия, Франция и Канада, которые имеют исторически устоявшуюся нормативную базу органического производства сельскохозяйственной продукции. Российская Федерация только формирует все необходимые механизмы для дальнейшего развития и регулирования производства, реализации органической сельскохозяйственной продукции.
Непродуманное использование природных ресурсов приводит в конечном итоге к негативным экологическим последствиям, проблемам, которые придется решать следующим поколениям. Вышесказанное предопределяет необходимость перехода на более экологически чистые и эффективные технологии производства, развитие экологически ориентированных видов бизнеса, что позволит сохранить природные ресурсы и создать новые возможности для экономического развития.
Поддержание и развитие органического сельского хозяйства на данный момент может быть чрезвычайно важным в Российской Федерации, где исторически существенная доля сельскохозяйственной продукции производится в личных подсобных хозяйствах на принципах органического земледелия. Признание, логистическая помощь в доставке данной продукции до целевого покупателя при взаимовыгодной цене может способствовать как сохранению производства сельскохозяйственной продукции населением на личном подсобном участке, так и приросту качественной органической сельскохозяйственной продукции.
На основе произведенного анализа выделены ключевые направления стимулирования развития органического сельского хозяйства в России как перспективного вектора развития зеленой экономики:
7 Регламент Совета (ЕС) № 834/2007 от 28 июня 2007 года «Об экологическом производстве и маркировке экологической продукции и о прекращении действия Регламента ЕЭС № 2092/91». URL: https://fsvps.gov.ru/ru/fsvps/laws/4109.html (дата обращения: 03.08.2023).
- регулирование ценообразования в соответствии с принципами устойчивого развития, в том числе разработка эффективных субсидий поддержки развития органического земледелия;
- совершенствование государственных закупок, в том числе в интервенционный фонд зерна, поощряющих производство органической сельскохозяйственной продукции;
- создание условий сохранения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, поддержания положительной динамики баланса гумуса;
- развитие и поддержание животноводства, основанного на неприменении антибиотиков, стимуляторов роста, пестицидов, биодобавок;
- проработка мер государственной поддержки исследований и разработок, связанных с созданием экологически чистых технологий, освоением органической продукции в сельском хозяйстве, имеющих адресный характер;
- доминирование безотходного производства, закрепленного в стратегических программах развития государства, при котором отходы не являются просто нежелательным побочным продуктом производства, а представляют собой ресурсы, которые должны быть повторно использованы или переработаны. Доминирование безотходного производства означает, что данная концепция становится важным принципом в производственном процессе, все этапы производства должны быть анализированы и оптимизированы с целью минимизации отходов.
Отметим, что зеленая экономика в сельском хозяйстве - это подход к производству, который учитывает экологические, социальные и экономические аспекты. Он направлен на создание устойчивой, эффективной и экологически безопасной системы производства, обеспечивающей продовольственную безопасность, сохранение природных ресурсов и улучшение качества жизни населения. Развитие органического сельского хозяйства в России, как перспективное направление зеленой экономики, способствует улучшению качества почвы, сохранению биоразнообразия, снижению выбросов парниковых газов и уменьшению использования химических удобрений и пестицидов, что положительно сказывается на здоровье людей и экологии в целом.
Список литературы
1. Селищева Т. А. «Зеленая» экономика как модель устойчивого развития стран ЕАЭС // Проблемы современной экономики. 2018. № 3. С. 6-12.
2. Pearce D., Markandya A., Barbier E. Blueprint for a Green Economy. London: Earthscan Publications Ltd., 1989. 192 p.
3. Aceleanu M. I. Green jobs in a green economy: Support for a sustainable development // Progress in Industrial Ecology. 2015. No. 9. P. 341-355.
4. Hartwick J. M. Intergenerational Equity and the Investing of Rents from Exhaustible Resources // The American Economic Review. 1977. Vol. 67, no. 5. P. 972-974.
5. Baumgärtner S., Quaas M.F. What is sustainability economics? // Ecological Economics. 2010. Vol. 69 (3). P. 445-450.
6. Zografos C., Howarth R. B. Deliberative Ecological Economics for Sustainability Governance // Sustainability. 2010. Vol. 2. P. 3399-3417.
7. Cameron A. A guidebook to the Green Economy. New York, 2012. 65 p.
8. Chapman I. The end of Peak Oil? Why this topic is still relevant despite recent denials // Energy Policy. 2014. Vol. 64. P. 93-101.
9. Gizzatova A. I. Formation of supply and demand on agri-food market of the Republic of Kazakhstan // Problems of agricultural market. 2017. Vol. 1. P. 79-85.
10. Белокрылова О. С. Смена технологических укладов или 4-я промышленная революция? // Вестник экспертного совета. 2017. № 3. С. 3-10.
11. Белокрышова О. С. Стратегия устойчивого развития сельского хозяйства как приоритетная составляющая «зеленой» экономики // «Зеленая экономика» в агропромышленном комплексе: вызовы и перспективы развития»: Материалы Всерос. научн. конф. Краснодар, 2018. С. 53-60.
12. The World of Organic Agriculture 2021. Statistics and Emerging Trends. Research Institute of Organic Farming. Bonn. 2022. 340 p. URL: https://soz.bio/opublikova-na-svezhaya-mirovaya-statist/ (accessed: 09.06.2023).
13. Органическое сельское хозяйство в странах Евразийского экономического союза: текущее состояние и перспективы. Евразийский центр по продовольственной безопасности, 2020. 105 с. URL: https://ecfs.msu.ru/imag-es/publications/Organic_in_Eurasia.pdf (дата обращения: 09.06.2023).
14. Кулистикова Т. За прошлый год число производителей органики выросло на 46 % // Агроинвестор, 2022. URL: https://www.agroinvestor.ru/markets/ news/39593-za-proshlyy-god-chislo-proizvoditeley-organiki-vyroslo-na-46/ (дата обращения: 09.06.2023).
15. Кривошлыков В. С. Ценовая эластичность спроса на продовольственном рынке // Вестник НГИЭИ. 2019. № 3. С. 107-120.
16. Выдрина О. Н., Святова О. В., Кривошлыков В. С. Основы продовольственной безопасности Российской Федерации в условиях глобализации // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2013. № 1. С. 43-46.
17. Кривошлыков В. С. Экономическая природа локального рынка и его позиционирование в социально-экономической системе // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2013. № 1. С. 38-40.
18. Волкова, И. А., Леушкина В. В., Погребцова Е. А. Органическое сельское хозяйство как драйвер развития зеленой экономики // Креативная экономика. 2022. № 6. С. 2381-2394.
References
1. Selishcheva, T. A. "Green" economy as a model of sustainable development of the EAEU countries. Problems of modern economy, 2018, no. 3. (in Russ.)
2. Pearce, D., Markandya, A., Barbier, E. Blueprint for a Green Economy. London: Earthscan Publications Ltd., 1989. 192 p.
3. Aceleanu, M. I. Green jobs in a green economy: Support for a sustainable development. Progress in Industrial Ecology, 2015, no. 9, pp. 341-355.
4. Hartwick, J. M. Intergenerational Equity and the Investing of Rents from Exhaustible Resources. The American Economic Review, 1977, vol. 67, no. 5, pp. 972-974.
5. Baumgartner, S., Quaas, M. F. What is sustainable economics? Ecological Economics, 2010, vol. 69(3), pp. 445-450.
6. Zografos, C., Howarth, R. B. Deliberative Ecological Economics for Sustainabil-ity Governance. Sustainability, 2010, vol. 2, pp. 3399-3417.
7. Cameron, A. A guidebook to the Green Economy. New York, 2012. 65 p.
8. Chapman, I. The end of Peak Oil? Why this topic is still relevant despite recent denials. Energy Policy, 2014, vol. 64, pp. 93-101.
9. Gizzatova, A. I. Formation of supply and demand on agri-food market of the Republic of Kazakhstan. Problems of agricultural market, 2017, no. 1, pp. 79-85.
10. Belokrylova, O. S. Change of technological structures or 4th industrial revolution?. Bulletin of the expert council, 2017, no. 3. (in Russ.)
11. Belokrylova, O. S. Strategy for sustainable development of agriculture as a priority component of the "green" economy. Proceedings of the All-Russian scientific conference "Green Economy" in the agro-industrial complex: challenges and development prospects". Krasnodar, 2018, pp. 53-60. (in Russ.)
12. The World of Organic Agriculture 2021. Statistics and Emerging Trends. Research Institute of Organic Farming. Bonn. 2022. 340 p. URL: https://soz.bio/opublikova-na-svezhaya-mirovaya-statist/ (accessed: 09.06.2023).
13. Organic agriculture in the countries of the Eurasian Economic Union: current state and prospects. MSU Eurasian Center on Food Security, 2020, 105 p. URL: https:// ecfs.msu.ru/images/publications/Organic_in_Eurasia.pdf (accessed: 09.06.2023).
14. Kulistikova, T. Over the past year, the number of organic producers increased by 46%. URL: https://www.agroinvestor.ru/markets/news/39593-za-prosh-lyy-god-chislo-proizvoditeley-organiki-vyroslo-na-46/ (accessed: 09.06.2023). (in Russ.)
15. Krivoshlykov, V. S. Price elasticity of demand in the food market. VestnikNGIEI, 2019, no. 3. (in Russ.)
16. Vydrina, O. N., Svyatova, O. V., Krivoshlykov, V. S. Fundamentals of food security of the Russian Federation in the context of globalization. Bulletin of the Kursk State Agricultural Academy, 2013, no. 1. (In Russ.).
17. Krivoshlykov, V. S. Economic nature of the local market and its positioning in the socio-economic system. Bulletin of the Kursk State Agricultural Academy, 2013, no. 1. (In Russ.).
18. Volkova, I. A., Leushkina, V. V., Pogrebtsova, E. A. Organic agriculture as a driver of green economy development. Creative economy, 2022, no. 6. (in Russ.)
Информация об авторах
Полина Олеговна Бридская, аспирант кафедры экономики, управления и аудита Юго-Западного государственного университета РИНЦ: 6871-2382
Елена Анатольевна Бессонова, доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой экономики, управления и аудита Юго-Западного государственного университета РИНЦ: 6453-0328 Researcher ID: P-9521-2015 Scopus Author ID: 36951031200
Николай Владимирович Жахов, доктор экономических наук, доцент кафедры экономики, управления и аудита Юго-Западного государственного университета
РИНЦ: 4450-1653 Researcher ID: В-1943-2019 Scopus Author ID: 799087
Information about the Authors
Polina O. Bridskaya, Postgraduate Student of the Department of Economics, Management and Audit, Southwestern State University РИНЦ: 6871-2382
Elena A. Bessonova, Doctor of Economics, Professor, Head of the Department of Economics, Management and Audit Southwestern State University РИНЦ: 6453-0328 Researcher ID: P-9521-2015 Scopus Author ID: 36951031200
Nikolai V. Zhakhov, Doctor of Economics, Associate Professor, Department of Economics, Management and Audit, Southwestern State University РИНЦ: 4450-1653 Researcher ID: В-1943-2019 Scopus Author ID: 799087
Статья поступила в редакцию 10.07.2023; одобрена после рецензирования 20.08.2023; принята к публикации 20.09.2023
The article was submitted 10.07.2023; approved after reviewing 20.08.2023; accepted for publication 20.09.2023