Научная статья на тему 'ПЕРЕХОД К НИЗКОУГЛЕРОДНОЙ ЭКОНОМИКЕ: ОСОБЕННОСТИ И ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ'

ПЕРЕХОД К НИЗКОУГЛЕРОДНОЙ ЭКОНОМИКЕ: ОСОБЕННОСТИ И ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
753
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПЕРЕХОД / ДЕКАРБОНИЗАЦИЯ / НИЗКОУГЛЕРОДНАЯ ЭКОНОМИКА / ЗЕЛЕНАЯ ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванова Н.А., Ахпаш А.А., Дворянчикова А.А.

В настоящее время энергетические системы находятся в постоянном движении, в связи с чем появляются все новые риски, которые влияют на доступность энергии в будущем. Энергетический переход ключевым образом влияет на экономики разных стран и все человечество. Необходимо понимание, каким образом возможно достичь повышения устойчивости энергетического перехода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSITION TO A LOW-CARBON ECONOMY: FEATURES AND FURTHER DEVELOPMENT

Currently, energy systems are in constant motion, and therefore there are more and more risks that affect the availability of energy in the future. The energy transition has a key impact on the economies of different countries and all of humanity. It is necessary to understand how it is possible to achieve an increase in the sustainability of the energy transition.

Текст научной работы на тему «ПЕРЕХОД К НИЗКОУГЛЕРОДНОЙ ЭКОНОМИКЕ: ОСОБЕННОСТИ И ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ»

УДК 338.1

DOI 10.52375/20728689_2022_1_31

переход к низкоуглеродной экономике: особенности и

дальнейшее развитие

Пванова н.А., к.э.н., доцент, кафедра «Экономика автомобильного транспорта», ФГБОУВО «Московский автомобильно-дорожный

государственный технический университет (МАДИ)», e-mail: na.iwanowa@gmail.com Ахпаш А.А., студентка группы 46ЭМТ, кафедра «Экономика автомобильного транспорта», ФГБОУ ВО «Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)», e-mail: nastya170009@mail.ru Дворянчикова А.А., студентка, Факультет экономики и бизнеса KULeuven, e-mail: nastja.jade@gmail.com

В настоящее время энергетические системы находятся в постоянном движении, в связи с чем появляются все новые риски, которые влияют на доступность энергии в будущем. Энергетический переход ключевым образом влияет на экономики разных стран и все человечество. Необходимо понимание, каким образом возможно достичь повышения устойчивости энергетического перехода.

ключевые слова: энергетический переход, декарбонизация, низкоуглеродная экономика, зеленая экономика, декарбонизация.

transition to a low-carbon economy: features and further

development

Ivanova N., Ph.D., associate professor, Road Transport Economics chair, FSBEI HE «Moscow Automobile and Road State Technical University

(MADI)», e-mail: na.iwanowa@gmail.com Akhpash A., the student of the 4bEMT group, Road Transport Economics chair, FSBEI HE «Moscow Automobile and Road State Technical

University (MADI)», e-mail: nastya170009@mail.ru Dvoryanchikova A., student, Faculty of Economics and Business KU Leuven, e-mail: nastja.jade@gmail.com

Abstract: Currently, energy systems are in constant motion, and therefore there are more and more risks that affect the availability of energy in the future. The energy transition has a key impact on the economies of different countries and all of humanity. It is necessary to understand how it is possible to achieve an increase in the sustainability of the energy transition.

Keywords: energy transition, decarbonization, low-carbon economy, green economy, decarbonization.

введение. В конце октября 2021 года Правительство подписало Распоряжение №№3052-р, в соответствии с которым утвердило Стратегию социально-экономического развития России с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года.

Цели, заявленные в новой стратегии низкоуглеродного развития, заключаются в достижении углеродной нейтральности при устойчивом росте.

Предполагается, что реализация климатических проектов начнётся в 2022 году Необходимо не только внедрить более щадящие с экологической точки зрения решения, но и увеличить поглощение парниковых газов нашими лесами и другими природными экосистемами, а также перейти к сбору и переработке углекислого газа.

Для России необходимо добиться признания принципа технологической нейтральности при низкоуглеродном развитии на международном уровне, потому что в России атомная энергетика считается низкоуглеродной.[1] Кроме того, крайне важно добиться взаимного признания углеродных единиц, которые эмитированы в разных странах, а также оборота этих единиц, потому что это может открыть наиболее эффективный путь к реализации климатической политики.

основная часть. В стратегии заложены два сценария - инерционный и целевой (интенсивный). За основу взят целевой сценарий. [1] Сценарии отличаются наборами мер по декарбонизации российской экономики. В целевом сценарии в качестве ключевой задачи обозначено обеспечение конкурентоспособности и устойчивого экономического роста России в условиях глобального энергоперехода.

Макроэкономические условия целевого сценария предполагают опережающие темпы роста неэнергетического экспорта (до 4,4% ежегодно). Вклад в устойчивый рост экономики будут вносить как опережающие темпы роста инвестиций в основной капитал (3,7% ежегодно), так и стабильный рост реальных располагаемых доходов (2,5% ежегодно). При этом ожидается более умеренное, чем в инерционном сценарии, падение энергетического экспорта с 2030 года, в том числе за счёт переориентации на продукцию высокого передела и реализации мер по повышению конкурентоспособности российского энергетического экспорта на внешних рынках. В результате ежегодные темпы роста экономики остаются выше среднемировых до 2050 года (до 3% в год). [2]

Реализация целевого сценария потребует инвестиций в снижение выбросов парниковых газов в объёме около 1% ВВП в 2022-2030

годах и до 1,5-2% ВВП в 2031-2050 годах. Среди мероприятий по декарбонизации заявлено оказание мер поддержки в отношении внедрения, тиражирования и масштабирования низко- и безуглеродных технологий, стимулирование использования вторичных энергоресурсов, изменение налоговой, таможенной и бюджетной политики, развитие зелёного финансирования, меры по сохранению и увеличению поглощающей способности лесов и иных экосистем, поддержка технологий улавливания, использования и утилизации парниковых газов. С 2023 года в России планируется запустить систему обязательной углеродной отчётности для предприятий, добавил Председатель Правительства. [3]

Таким образом, в рамках целевого сценария станет возможным рост экономики при уменьшении выбросов парниковых газов: к 2050 году на 60% от уровня 2019-го и на 80% от уровня 1990 года. Дальнейшая реализация этого сценария позволит России достичь углеродной нейтральности к 2060 году.

В целях реализации Стратегии социально-экономического развития России с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года Министерство экономического развития подготовило проект плана реализации стратегии низкоуглеродного развития России. [4]

В документ вошли налоговые и иные меры стимулирования «зеленого» перехода. Разработано четыре сценария стратегии низкоуглеродного развития России.

Базовый сценарий проекта предполагает сокращение чистых выбросов парниковых газов до более низких показателей, чем у Европейского союза, к 2050 году. Так, согласно базовому сценарию стратегии, РФ планирует сократить общие выбросы парниковых газов с учетом поглощения до 1,194 млрд тонн С02-эквивалента. При этом чистая эмиссия в 2019 году составила 1,585 млрд тонн С02-эквивалента. Среди прочего планирует более чем двукратный рост абсорбции парниковых газов в землепользовании и лесном хозяйстве, что позволит поглотить около 1,1 млрд тонн С02-эквивалента,

Данный сценарий предполагает развитие инновационных направлений на базе водородной энергетики, точного земледелия, а также создание системы наблюдения за поглощающей способностью природных экосистем на всей территории РФ. Кроме того, проект предполагает введение в нескольких российских субъектах системы квотирования выбросов в рамках эксперимента по достижению на уровне региона углеродной нейтральности.

Интенсивный сценарий предполагает интенсификацию сокращения вредных выбросов за счет масштабного привлечения инвестиций в декарбонизацию российской экономики, а также в природный капитал РФ. Затраты на реализацию данного сценария оцениваются в 4% от российского ВВП против 1,5% от ВВП в базовом сценарии. [2] Интенсивный сценарий также предполагает существенное изменение структуры выработки электроэнергии посредством замещения неэффективной угольной и газовой генерации возобновляемыми источниками энергии.

Агрессивный сценарий позволяет ускорить реализацию программы интенсивного сценария с привлечением более масштабных инвестиций.

В свою очередь инерционный сценарий нацелен сохранение текущих темпов поглощения С02, что требует предусмотренных действующими госпрограммами средств в 1% от ВВП РФ. Чистая эмиссия парниковых газов за 2021-2050 гг. превысит показатели ЕС за аналогичный период. Таким образом, данный сценарий не позволит выполнить цели по сокращению чистой эмиссии вредных газов и «не рассматривается в качестве основного», отмечается в документе. [2]

Проект операционного плана подразумевает, что валовые выбросы парниковых газов по экономике к 2030 году снизятся незначительно (порядка 1%) по сравнению с доковидным 2019-м. [4]

В 2020 году в связи с рецессией в экономике выбросы снизились из-за снижения деловой активности, поэтому сравнение с ним не показательно.

План перехода к низкоуглеродной экономике предполагает, что поглощение парниковых газов за счет землепользования и лесного хозяйства увеличится не так существенно, поэтому нетто-выбросы к 2030 году снизятся до 1,524 млрд т эквивалента углекислого газа по сравнению с 1,584 млрд т в 2019 году

В то же время эти ориентиры более амбициозны по сравнению с низкоуглеродной стратегией, которая к 2030 году предполагает промежуточный рост чистых выбросов до 1,67 млн т эквивалента углекислого газа. Это связано с тем, что в некоторых отраслях, согласно операционному плану, ставится задача более агрессивного сокращения выбросов по сравнению со стратегией.

Перевод экономики на возобновляемые источники энергии станет аналогом промышленной революции XVIII—XIX веков, начавшиеся процессы через 10-15 лет приведут к формированию в мире совершенно новой экономической структуры. Декарбонизация уже служит главной темой при определении экономической политики ЕС, США, Китая и других стран, а темпы развития России должны соответствовать мировым.

Согласно низкоуглеродной стратегии, к 2050-му нетто-выбросы парниковых газов должны сократиться до 0,6 млрд т, а к 2060 году президент Владимир Путин поставил задачу выйти на углеродную нейтральность (обнуление чистых выбросов). Формально эта цель находится за горизонтом правительственной стратегии низкоуглеродного развития.

В плане обозначены регуляторные меры, призванные стимулировать декарбонизацию российской экономики. В частности, это налоговые меры, в том числе применение нулевой ставки по налогу на прибыль и НДС в отношении торговли углеродными единицами. [5]

В мире есть два типа обращающихся на рынке углеродных единиц — квоты на выбросы (как в Евросоюзе) и углеродные кредиты, которые подтверждают сокращение эмиссии парниковых газов, достигнутое в реализации добровольного климатического проекта.

Возможно, что российские компании будут реализовывать лесные климатические проекты или проекты по сокращению выбросов на предприятиях, выпуская в обращение соответствующие сертификаты. Их можно будет продавать компаниям, которые планируют сокращать вредные выбросы, но на первых порах не могут этого сделать.

Возмещение российским организациям части затрат на выплату процентов по облигациям или кредитам при внедрении «зеленых» технологий послужит стимулом к реализации стратегии. Кроме того, необходимо определить меры финансового (в том числе налогово-бюджетного) стимулирования бизнеса к сокращению выбросов парниковых газов и проработать вопрос о введении системы квотирования выбросов и налоговых льгот в отдельных отраслях экономики.

Возможно, что в этом отношении Россия скорее пойдет по пути региональных экспериментов по торговле квотами на выбросы и

внедрения сертификатов, подтверждающих, что технология производителя соответствует наилучшим доступным технологиям (НДТ), используя систему торговли углеродными единицами, поскольку квоты — самый распространенный механизм в мире по перераспределению средств в экологичные проекты.

Если предполагать введение обязательных платных квот на выбросы, то это может привести к увеличению финансовой нагрузки на внутреннем рынке и рискам увеличения себестоимости тепла и электроэнергии.

К 2024 году количество российских регионов — участников эксперимента по декарбонизации, включая торговлю квотами (сейчас такой участник один, Сахалин) должно увеличиться до трех, следует из проекта плана.

В отдельных отраслях экономики будет возможно существенно сократить удельные выбросы парниковых газов на единицу продукции. Так, в металлургии к 2030 году такие выбросы могут снизиться на 9% по сравнению с 2019-м, в химической промышленности — на 24%, в целлюлозно-бумажной — на 21%, в сельском хозяйстве — на 14%, следует из документа [2]. Значительное внимание в плане уделяется перспективам развития водородной энергетики, в том числе определению списка приоритетных стран — потенциальных потребителей российского низкоуглеродного водорода.

Наконец, важной частью проекта служит раздел об «участии России в формировании глобальной цены на углерод». Речь идет об обеспечении недискриминационных условий для страны в контексте трансграничных «углеродных налогов», включая проектируемый европейский. Минэкономразвития и заинтересованные органы власти рассчитывают продвигать в ВТО позицию противостояния мерам, нарушающим правила организации и ограничивающим российский экспорт. Власти планируют добиться формирования единой позиции ЕАЭС по вопросу трансграничного углеродного регулирования. Например, Россия выступает за то, чтобы Евросоюз в будущем принимал во внимание российские климатические проекты, в том числе лесные.

Содействие эффективному энергетическому переходу

С учетом растущей динамики, прогресс в энергетическом переходе требует дальнейшего ускорения и повышение устойчивости для преодоления новых рисков. По этой причине и учитывая влияние пандемии COVID-19, крайне важно сосредоточиться на устойчивости энергетического перехода. По мере развития ландшафта рисков переход не сможет обеспечить необходимые поэтапные изменения без повышения устойчивости.

Устойчивость — это целостная концепция, которая охватывает факторы, способствующие готовности к переходу, и охватывает следующие аспекты:

Важно учитывать, как на каждое из этих измерений влияют повышенные или новые риски, оценить последствия для энергетического перехода, и проанализировать ключевые соображения и тематические исследования для тех, кто стремится внедрить устойчивость в энергетический переход.

определение устойчивости энергетического перехода. «Способность энергетического перехода поглощать, восстанавливаться и адаптироваться к сбоям и продолжать идти по пути обеспечения безопасного, устойчивого, доступного и инклюзивного низкоуглеродного будущего».

общество и политика. Ландшафт рисков. Как показала пандемия COVID-19, негативные последствия крупных социально-экономических потрясений сильнее всего сказываются на наиболее маргинализированных членах общества. Изменение климата ничем не отличается. Неравенство растет во всем мире, как между странами, так и внутри стран, и изменение климата является одним из способствующих факторов. Чтобы быть устойчивым, энергетический переход потребует активного участия всех слоев общества. Она должна быть укоренена в законах, политике, обществе и моделях поведения потребителей каждой страны.

издержки. Энергетический переход не обойдется без затрат. Налоги на выбросы углерода, отмена субсидий на ископаемое топливо и сборы на счета за электроэнергию могут увеличить стоимость электроэнергии и топлива, что приведет к проблемам доступности для некоторых. Потребуются значительные инвестиции в инфраструктуру. Связанные с пандемией пакеты мер по восстановлению, разработанные правительствами во всем мире, предоставляют единовременную возможность финансировать некоторые из этих инвестиций. Тем не менее, исследования Vivid Economics и Climate

Рис. 1. Измерения устойчивости энергетического перехода и иллюстративные механизмы

Action Tracker показывают, что меры по восстановлению, объявленные на сегодняшний день в рамках G20, могут оказать регрессивное воздействие на окружающую среду. [6]

трудовые ресурсы. Дополнительная проблема связана с потенциальным воздействием переходного периода на существующую рабочую силу. Хотя, по оценкам, к 2050 году возобновляемые источники энергии могут обеспечить занятость более 100 миллионов человек в энергетическом секторе, что увеличит мировой ВВП на 2,5%, эти выгоды распределены неравномерно. Некоторые страны и общины, особенно те, которые в значительной степени зависят от ископаемого топлива, в результате проиграют.

Поведение потребителей. Потребление домашних хозяйств - например, через отопление, освещение, приготовление пищи и поездки на работу - составляет около двух третей глобальных выбросов парниковых газов (ПГ). Изменения в поведении, особенно в отношении мер, связанных с энергоэффективностью, транспортом, питанием и ответственным потреблением, оказываются все более сложными для фиксации, учитывая различные предпочтения потребителей и возможности действовать, которые мы видим в разных странах.

международное сотрудничество. Энергетический переход требует коллективной приверженности и международного сотрудничества, но вера в способность стран действовать коллективно во имя общего блага неуклонно подрывается. Это было подчеркнуто кризисом COVID-19, когда многие страны стали более внутренне ориентированными в своих подходах. Примеры вакцинного национализма, начиная от условных субсидий и заканчивая экспортным контролем, продемонстрировал напряженность между международным сотрудничеством и конкуренцией, когда на карту поставлены краткосрочные национальные интересы.

Международное сотрудничество также необходимо для создания жизнеспособных углеродных рынков. Влияние налогов на выбросы углерода на торговлю и конкурентоспособность требует сотрудничества между правительствами и между компаниями и правительствами для обеспечения эффективного и справедливого ценообразования на углерод во всей мировой экономике.[7] Однако ускорение климатических действий и смещение торговых потоков от ископаемого топлива к более чистым технологиям могут нарушить существующие геополитические альянсы и изменить глобальную

динамику власти. Нескоординированный переход по своей сути является более неопределенным, чем переход, подкрепленный стабильностью и согласованными правилами применения вооруженной силы.

рекомендации по созданию устойчивого перехода. Предпосылкой устойчивости является построение справедливого перехода, который не только направлен на обеспечение экологической устойчивости, но и обеспечение достойной работы, расширение социальной интеграции и помощь в искоренении нищеты.[8] Директивные органы должны уделять приоритетное внимание политике и стимулам для поддержки экономики, рабочей силы и общества в целом по мере перехода стран к низкоуглеродным энергетическим системам. Это может принимать форму бюджетных трансфертов, расширения социального обеспечения и социальной защиты, а также схем рынка труда, таких как переквалификация и профессиональная подготовка для поддержки затронутых общин. Механизм справедливого перехода ЕС является одним из примеров того, как правительства стремятся поддержать затронутые предприятия и побудить их играть активную роль в подготовке к новым рабочим местам и возможностям, которые возникнут в результате энергетического перехода.

Структура системных ценностей. Повышение устойчивости должно также начинаться с того, что бизнес-лидеры и политики одновременно оценивают экономические, экологические, социальные и энергетические результаты потенциальных энергетических решений. Одним из примеров рамок, которыми руководствуется этот подход, является система ценностей, разработанная Всемирным экономическим форумом в партнерстве с АссепШге и другими. Этот количественный подход смещает политическую и коммерческую направленность за пределы затрат, чтобы включить создание стоимости и обеспечивает общую повестку дня для принятия решений заинтересованными сторонами.

институциональные аспекты (Законы и политика для поддержки стратегии). Одних только долгосрочных стратегий недостаточно для достижения энергетического перехода. Чтобы превратить стратегии по декарбонизации в климатические действия, устойчивые к политическим циклам, такие страны, как Великобритания, ввели в закон целевые показатели чистых нулевых выбросов. [6] Эта правовая основа и стабильная структура климатической политики

Рис. 2. Тематическое исследование: Системно-ценностный подход к оценке политических и инвестиционных решений

Великобритании стимулируют инвестиции, необходимые для преобразования обязательств в действия. Великобритания, например, сократила свои выбросы на 44% с 1990 по 2019 год, в то время как ее экономика выросла на две трети. Это в 1,8 раза быстрее, чем в среднем по ЕС с 1990 года, и значительно быстрее, чем в США, где выбросы немного выросли за тот же период.[7] Финансовый сектор становится все более сильным голосом, подчеркивающим необходимость стабильной политической основы для укрепления доверия инвесторов.

укрепление международного сотрудничества. Правительства должны согласовать свои усилия, чтобы определить общий набор правил, чтобы обеспечить игрокам равные условия игры на рынке. Можно рассмотреть такие инструменты, как общий международный углеродный рынок или механизмы корректировки углеродных границ. Международное сотрудничество в области энергетического перехода вновь оказалось в центре внимания во время отложенной COP26, которая прошла в ноябре 2021 года. Одним из основных моментов в рамках 26-ой Конференции ООН по климату стало то, что часть стран и компаний подписали соглашение по постепенному сокращению угольных электростанций и переходу на чистые технологии. Страны готовы полностью отказаться от потребления угля, в том числе и перестать выдавать разрешение на реализацию тех проектов, которые производят электроэнергию из угля. Также более чем 100 стран решили прекратить обезлесивание к 2030 г и сократить выбросы метана на 30%.[9] Глобальная торговля также будет играть ключевую роль. Реформы глобальных торговых соглашений, включая снижение торговых барьеров, сокращение субсидий на ископаемое топливо и облегчение глобальной передачи технологий, помогут обеспечить развивающимся рынкам доступ к новым энергетическим технологиям на справедливой и доступной основе. Например, ЕС призвал уделять больше внимания переходу к чистой энергии и устойчивому развитию в рамках предлагаемых реформ Всемирной торговой организации в феврале 2021 года. [7]

Стимулы для потребителей. Потребители нуждаются в стимулах, чтобы изменить свое поведение и принять энергетический переход. Правильная экономическая, правовая и инфраструктурная политика, а также фискальные меры могут изменить модели потребления и стимулировать устойчивое поведение. Не все страны пойдут по одному и тому же пути, но крайне важно определить пути повышения привлекательности и доступности изменений на индивидуальном уровне. Одним из примеров является стремление

Норвегии принять электромобили (EV). Правительство приняло ряд мер: мандаты на поэтапный отказ от двигателей внутреннего сгорания к 2025 году, стимулы для покупки транспортных средств с нулевым уровнем выбросов (например, 0% НДС), освобождение от платы за проезд по городским дорогам для электромобилей и установка доступной, эффективной зарядной инфраструктуры. Начав на ранней стадии со стимулов и адаптируя инфраструктуру и технологии в соответствии со спросом, Норвегия способствовала созданию экологически сознательного общества, которое рассматривает электромобили как предпочтительный выбор. [10]

Энергетические системы и технологии

Ландшафт рисков Сдвиги внутри и по всей цепочке поставок энергии, наряду с большей потребностью в гибкости во все более диверсифицированных источниках энергии, создадут новые проблемы и требования для изменений.

рыночные реформы. Недавний анализ европейского рынка электроэнергии, завершенный Всемирным экономическим форумом, показывает, что Европа может достичь 60% ежегодного проникновения ветра и солнца к 2030 году. На таких уровнях потребуются реформы рынка электроэнергии, расширение участия со стороны спроса и значительные изменения в том, как работает сеть, поскольку сеть трансформируется в сторону переменной генерации.

кибербезопасность. Энергетические компании, особенно в энергетическом секторе, все чаще оцифровывают свою деятельность для оптимизации сквозной цепочки создания стоимости. Большая цифровизация означает более высокую подверженность киберата-кам. Число выявленных групп, ориентированных на энергетический сектор, выросло с 87 в начале 2015 года до 155 к концу 2019 года. [8] Сетевая инфраструктура, атомные станции, газопроводы и системы безопасности для операций по добыче нефти были объектом кибератак в течение последних пяти лет.

редкие минералы. Производство минералов, таких как графит, литий и кобальт, может увеличиться почти на 500% к 2050 году. [8] Для удовлетворения растущего спроса на чистые энергетические технологии. Эти материалы, как правило, производятся в развивающихся странах, а иногда и в сложных экологических и социальных условиях. Борьба за приобретение этих полезных ископаемых привела к высокой концентрации ресурсов в руках нескольких стран, что увеличивает потенциальные риски для своевременного снабжения.

Глубокая декарбонизация. Для отраслей, которым требуется более высокая плотность энергии для функционирования, таких как тяжелая промышленность или тяжелый транспорт, прогресс в значительном сокращении выбросов углерода на сегодняшний день был медленнее. Например, несмотря на то, что Парижское соглашение вступило в силу в 2016 году, судоходная отрасль не взяла на себя никаких обязательств, связанных с выбросами, до 2018 года, когда Международная морская организация (ИМО) взяла на себя обязательство сократить выбросы на 50% к 2050 году (по сравнению с 2008 годом). [11]

инновационный риск. В отрасли ископаемого топлива низкоуглеродные технологии, включая улавливание, использование и хранение водорода и углерода (СС^), обеспечивают потенциальный путь вперед. Способность масштабировать каждую из технологий зависит от сотрудничества между секторами (а также с политиками и финансовыми учреждениями), поскольку ни один сектор в одиночку не может финансировать и брать на себя риск масштабирования этих технологий. Растущие инвестиции в промышленные кластеры, где эти решения могут быть расширены, предлагают путь вперед и говорят о типах партнерства, необходимых для успеха.

Кроме того, повышение устойчивости в процессе трансформации наших энергетических систем и их технологий потребует повышения гибкости, расширения сотрудничества между заинтересованными сторонами и изменения в поведении.

региональные взаимосвязи и совместимые рынки. Трансграничная, подключенная инфраструктура может обеспечить гибкость в балансировке спроса и предложения. В 2020 году 38% электроэнергии в ЕС поставлялось из возобновляемых источников энергии, что делает возобновляемые источники энергии более высоким источником энергетического баланса Европы, чем ископаемое топливо. [12] Взаимосвязи и повышенная функциональная совместимость дизайна рынка на национальных рынках электроэнергии Европы сыграли центральную роль в том, чтобы континент смог достичь такой высокой доли проникновения ветра и солнца при сохранении устойчивости и гибкости сети. ENTSO-E - Европейская сеть операторов систем передачи электроэнергии, которая представляет 42 оператора систем передачи электроэнергии (TSOs) из 35 стран Европы - поручено постоянно координировать и развивать работу электросетевой системы ЕС, поскольку континент ускоряет переход на чистую энергию и готовится к более распределенным и переменным ресурсам, которые будут добавлены в электрическую сеть. [13]

По оценкам, 185 ГВт электроэнергии могут быть высвобождены за счет гибкости системы и интеллектуального реагирования на спрос с цифровой поддержкой, что примерно эквивалентно установленной мощности Австралии и Италии вместе взятых. Это устранит необходимость в инвестициях в новую электроэнергетическую инфраструктуру на сумму около 270 миллиардов долларов США,

финансирование, которое вместо этого может быть перенаправлено на возможности, связанные с переходом. [10]

Погодоустойчивая инфраструктура. Все более неустойчивые климатические события могут привести к исключительному спросу в сочетании с перебоями в поставках. Последующее отвлечение финансовых средств на ремонт и техническое обслуживание может привести к сокращению инвестиций в более чистые источники энергии и вызвать вопросы относительно краткосрочных и долгосрочных приоритетов. Таким образом, устойчивость перехода может потребовать, чтобы унаследованные энергетические активы играли решающую связующую роль по мере перехода всей системы.

нефть и газ. Снижение углеродоемкости основных операций нефтегазовой отрасли необходимо для достижения краткосрочных целей, обеспечивая при этом платформу для долгосрочных, более структурных сдвигов. Наибольшая доля потенциального улучшения выбросов в период до 2050 года будет обусловлена действиями, которые улучшают производительность текущих основных активов спроса и предложения энергии.

масштабирование за счет совместной работы. Новые модели межотраслевого сотрудничества могут создать необходимые решения для поддержки инвестиций в низкоуглеродные технологии и расширить границы возможностей для перехода. Проект «Северное сияние», частью норвежского полномасштабного проекта по улавливанию и связыванию углерода, является сотрудничество между Equinor, Shell и Total в партнерстве с тяжелой промышленностью в регионе Осло-фьорд. Северное сияние улавливает CO2 от производства цемента и отходов в энергию, транспортирует его и хранит на шельфе под Северным морем.

Сотрудничество между государственным и частным секторами и международное сотрудничество будут иметь решающее значение для расширения масштабов использования водорода. Чили, например, поставила перед собой цель стать ведущим экспортером зеленого водорода, имея к 2025 году не менее 5 ГВт электролизных мощностей. Национальная стратегия зеленого водорода определила межсекторальное сотрудничество и международное сотрудничество, особенно в области общего нормотворчества и планирования инфраструктуры, в качестве важнейших столпов успеха. Императив заключается в том, чтобы дать толчок внутреннему производству на основе сотрудничества между государственным и частным секторами, особенно в таких областях, как аммиак, нефтепереработка и горнодобывающая промышленность. [14]

На городские районы приходится две трети мирового конечного спроса на энергию и 70% глобальных выбросов ПГ. Сегодня 55% населения мира живет в городских районах, и ожидается, что к 2050 году этот показатель вырастет до 68%. Следовательно, города являются основным направлением энергетического перехода. Повышение устойчивости к переходу к спросу на энергию в городах требует как технологических, так и поведенческих изменений. При-

Souroe: Accents analysis

Рис. 3. Три комплекса действий для достижения перехода к декарбонизации

меры передовой практики включают электрифицированные системы общественного транспорта, интеллектуальную энергию, интеллектуальные счетчики и интеллектуальные здания, которые оснащены автоматизированными системами освещения и климат-контроля, а также микрогенерацией и солнечным отоплением.

Финансы. Отсутствие достаточного капитала и инвестиций, поддерживающих переход, остается одной из областей повышенного риска. Ускорение прогресса и укоренение энергетического перехода в долгосрочной перспективе потребует критической трансформации в том, как и где распределяются инвестиции.

ландшафт рисков. Глобальные инвестиции в чистую энергию выросли с 60 миллиардов долларов в 2004 году до в среднем 311 миллиардов долларов в год за последнее десятилетие.86. Финансовые учреждения все чаще согласовывают свои цели с Парижским соглашением. Управляющие активами, представляющие более 9 триллионов долларов США активов под управлением (AUM), запустили Инициативу по управлению активами Net Zero, в которой они обязуются поддерживать инвестиции в соответствии с чистыми нулевыми выбросами к 2050 году. По оценкам МГЭИК, ежегодные инвестиции в чистую энергию и энергоэффективность должны увеличиться в шесть раз к 2050 году по сравнению с уровнями 2015 года, чтобы ограничить потепление до 1,5C выше доиндустриального уровня. В то же время оценки МЭА показывают, что инвестиционные тенденции не приводят к достаточно большому перераспределению капитала для поддержки энергетического перехода.88.

вне власти. Инвестиции сосредоточены в энергетическом секторе. Несмотря на то, что электрификация будет играть ведущую роль в переходе, крайне важно привлечь инвестиции в чистую энергию в такие сектора, как сталь и цемент, тяжелый транспорт и HVAC для достижения наших климатических целей. Одной из причин того, что финансирование неэнергетических секторов отстает, является отсутствие масштаба технологий и трудности с сокращением некоторых промышленных выбросов. Это также связано с эффектом «вытеснения», создаваемым ветровыми и солнечными фотоэлектрическими возможностями. Тем не менее, увеличение чистых нулевых обязательств в Европе, Китае и Японии заставит страны проводить политику для поддержки инвестиций, направленных на решение проблемы выбросов за пределами энергетического сектора.

Развивающиеся рынки. Недостаточные инвестиции поступают на развивающиеся рынки. Несмотря на достигнутые успехи, гораздо большие ресурсы необходимы в тех регионах, где ожидается наибольший рост экономики, населения, спроса на энергию и выбросов. Результаты ETI этого года продолжают подчеркивать структурный разрыв в показателях, связанных с углеродом, при этом интенсивность CO2 растет в таких регионах, как развивающаяся Азия и Африка к югу от Сахары, где спрос на энергию растет. Эта тенденция обусловлена продолжающимся ростом выбросов в угольной энергетике.

карбоновая блокировка. Капитал по-прежнему направляется в энергетические активы, которые имеют длительный срок службы, блокируя будущие выбросы. Преодоление углеродной привязки потребует нового подхода к инвестициям в ископаемое топливо и, в некоторых случаях, скорейшего вывода из эксплуатации существующих активов. Ограничение глобального повышения температуры до 1,5°C означает, что значительная доля существующих нефтяных, газовых и угольных активов и запасов находится за пределами углеродного бюджета.

Представляется возможным рассмотреть следующие направления по созданию устойчивых финансовых источников для поддержки переходного периода.

Использовать различные варианты финансирования. На сегодняшний день большая часть финансирования энергетического перехода была привлечена тарифами и гарантиями премий, предоставляемыми правительствами непосредственно разработчикам проектов или через регулируемые органы. Инновации в финансовых продуктах и механизмах необходимы для увеличения разнообразия имеющихся финансовых средств и стимулирования инвестиций в чистую энергию.

Корпоративные соглашения о покупке электроэнергии (PPA) являются долгосрочными контрактами на закупки, которые дают разработчикам проектов и банкам уверенность в доходах для инвестиций в чистую энергию. Корпоративный рынок PPA быстро растет, хотя он по-прежнему в основном сосредоточен в США и Европе. Однако в последнее время он начал набирать обороты во всем мире, в частности с крупными потребителями электроэнергии.

Зеленые облигации и облигации, связанные с устойчивостью. Выпуск зеленого долга, связанного с устойчивостью, вырос с примерно $1 млрд в 2009 году до $270 млрд в 2020 году 90 Инициатива по лидерству в области климатического финансирования предполагает, что облигации устойчивости полезны для финансирования перехода, особенно в более углеродоемких секторах. [15] Например, в 2019 году международная энергетическая группа Enel стала первой компанией, запустившей облигаций, связанных с устойчивым развитием, на рынках США и Европы. Enel связала свою стратегию устойчивого развития с условиями общего корпоративного долга, используя механизм ценообразования, который стимулирует достижение амбициозных целей в области устойчивого развития в заранее определенные сроки. С тех пор эти инструменты получили международное признание, в том числе Международной ассоциацией рынков капитала и Европейского центральный банка. [16]

Роль государственного сектора. Правительства могут также взять на себя ведущую роль в развертывании инновационных финансовых решений, таких как «климатические аукционы», и с помощью нормативных стандартов, предписывающих сокращение выбросов. Например, модель климатических аукционов Всемирного банка представляет собой основанный на результатах механизм стимулирования инвестиций в проекты, направленные на сокращение выбросов ПГ. Эта модель климатического аукциона была поддержана Пилотным аукционным фондом Банка, который провел три аукциона в период с 2015 по 2017 год, выделив почти 54 миллиона долларов США в виде климатического финансирования с потенциалом для снижения более 20 миллионов тонн CO2. [17]

Финансирование государственного сектора также должно будет взять на себя ведущую роль в разработке новых технологий, длительные циклы НИОКР которых трудно поддерживать в корпоративных временных масштабах. Государственные бюджеты потребуются для поддержки коммерциализации технологий посредством субсидий или механизмов распределения рисков, таких как гарантии по кредитам.

В странах с развивающейся экономикой ключом к увеличению потоков капитала является повышение платежеспособности инфраструктурных проектов путем справедливого распределения рисков между всеми сторонами. Азиатско-Тихоокеанский центр рисков разработал ряд руководящих принципов обеспечения платежеспособности, имеющих решающее значение для разблокировки международных финансов на развивающихся рынках. К ним относятся соответствующие структуры финансирования, наличие правовых и экономических средств правовой защиты, тщательная должная осмотрительность, надежное право на платеж и хорошо структурированные концессионные права. Стандартизация контрактов таким образом, чтобы они отражали ведущую международную практику по ключевым аспектам банковской пригодности, может снизить транзакционные издержки, облегчить комплексную проверку для инвесторов и банков и сократить инвестиционные циклы.

Льготное финансирование. Учреждения по финансированию развития (ФРИ) могут разблокировать частный капитал, сотрудничая с банками и управляющими активами для финансирования проектов. Льготное финансирование, предоставляемое ФРИ, может сократить время, необходимое для того, чтобы низкоуглеродные технологии стали более конкурентоспособными по стоимости, чем их углеродоемкие аналоги.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Секьюритизация активов. Финансовые рамки могут быть применены для ускорения перехода от угольной энергетики к возобновляемым источникам энергии и снижения риска застрявших активов. Примером этого является секьюритизация, когда регулируемая доходность владельца актива обеспечивается в рамках выпуска нового долга. Доходы от выпуска долговых обязательств для вывода актива из эксплуатации могут быть использованы для реинвестирования в возобновляемые источники энергии и даже для поддержки сообществ, затронутых закрытием. Некоторые штаты США, такие как Колорадо, Нью-Мексико и Монтана, предложили законодательство, разрешающее секьюритизацию.

Ускорение принятия минимального набора общих показателей для отчетности о прогрессе в области устойчивого развития будет стимулировать более тесное сотрудничество и согласованность между бизнес-лидерами, инвесторами и политиками. За последние два года Всемирный экономический форум в сотрудничестве с Bank of America, Deloitte, EY, KPMG и PwC курировал набор из 21 основного и 34 расширенных показателей при поддержке более 140 заинтересованных сторон. Показатели включают в себя не-

финансовую информацию, основанную на четырех столпах людей, планеты, процветания и принципов управления. Намеренно опираясь на существующие стандарты, столпы включают в себя такие показатели, как выбросы парниковых газов, равенство в оплате труда и разнообразие советов директоров.

Заключение. Анализ Индекса энергетического перехода показал обнадеживающий прогресс в энергетическом переходе за последнее десятилетие. Но необходим дальнейший прогресс. Эволюция в таких областях, как экологическая устойчивость, остается неравномерной и недостаточной, в то время как прогресс в других измерениях, таких как экономический рост, был неоднозначным. Недавние сбои, вызванные COVID-19 или климатом, поставили под сомнение устойчивость энергетического перехода. По мере того, как энергетические системы становятся все более изменчивыми, распределенными и цифровыми, появляются новые риски, которые угрожают надежности, устойчивости и доступности энергии будущего. Понимание того, как повысить устойчивость энергетического перехода, и определение рычагов, необходимых для этого, будут становиться все более важными в течение этого десятилетия действий и реализации.

Политики, бизнес-лидеры и потребители должны сыграть свою роль в обеспечении сбалансированного, устойчивого перехода, который продолжает ускорять прогресс независимо от сбоев и оппозиции. Хотя единого подхода не существует, некоторые общие ключевые темы появляются в разных географических регионах:

Энергетический переход должен быть справедливым переходом. Эта задача заключается не только в производительности энергетической системы. Энергетический переход представляет собой системную трансформацию целых экономик и обществ. Из этого следует, что переходные меры должны касаться вопросов справедливости, рабочих мест, общественного здравоохранения, доступа и приемлемости в ценовом отношении. Директивные органы и инвесторы должны учитывать все эти вопросы при оценке и распространении своих решений, чтобы заручиться сотрудничеством со стороны широкой коалиции заинтересованных сторон.

Электрификация необходима, но недостаточна. Ускорение электрификации и переход на возобновляемые источники энергии будут иметь решающее значение для достижения целей сокращения выбросов на следующее десятилетие. Но одного этого будет недостаточно. Начало перехода в других областях энергетической системы, от тяжелого транспорта к трудноослабевающим отраслям, таким как цемент и сталь, в настоящее время является необходимостью. Необходимо коммерциализировать и расширить широкий спектр новых технологий чистой энергии, чтобы полностью декарбонизи-ровать все энергетические системы. Нам также необходимо будет поощрять и финансировать инновации и сотрудничество между отраслями промышленности.

Сотрудничество между государственным и частным секторами имеет жизненно важное значение для распределения рисков, увеличения финансирования и снижения рисков инвестиций, осуществляемых на многолетних и даже многолетних временных горизонтах. Это имеет решающее значение для развивающихся рынков и новых, чистых технологий, где экономика еще не конкурентоспособна с более устоявшимися инвестициями в энергетику.

Можно сказать, что есть две основные возможности, которые будут иметь глубокие последствия в ближайшие десятилетия. Во-первых, беспрецедентный уровень государственных стимулов для борьбы с социальными и экономическими последствиями COVID-19 может быть направлен на повышение устойчивости в энергетическом переходе и обеспечение краткосрочного фокуса на энергетическом переходе. Во-вторых, саммит СОР26 в ноябре 2021 г. показал потенциал для определения траектории скоординированных международных действий по борьбе с изменением климата.

События в этом десятилетии будут иметь решающее значение для перезагрузки экономики и в борьбе с изменением климата. Политики и субъекты частного сектора должны работать вместе и использовать возможности для создания основы для устойчивого энергетического перехода, который не только обеспечивает долго-

срочную устойчивость, но и обеспечивает инклюзивный рост и долгосрочное процветание.

литература:

1. Рекомендации «круглого стола» Комитета Государственной Думы по энергетике на тему «Стратегия низкоуглеродного развития Российской Федерации до 2050 года: влияние на энергобаланс и развитие энергетики» [Электронный ресурс] URL: http://komitet2-13.km.duma.gov.ru/Rabota/Rekomendacii-po-itogam-meropriyatij/ item/26510405/

2. Стратегия долгосрочного развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года [Электронный ресурс] URL: https://www.economy.gov.ru/material/file/babacbb7 5d32d90e28d3298582d13a75/proekt_strategii.pdf

3. Правительство утвердило Стратегию социально-экономического развития России с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года [Электронный ресурс] URL: http:// government.ru/docs/43708/

4. Власти составили план перехода к низкоуглеродной экономике [Электронный ресурс] URL: https://www.rbc.ru/economics/11/02/202 2/62055f659a79471065483290

5. Власти составили план перехода к низкоуглеродной экономике [Электронный ресурс] URL: https://news.myseldon.com/ru/news/ index/266895964

6. The world urgently needs to expand its use of carbon prices экономике [Электронный ресурс] URL: https://www.economist.com/ briefing/2020/05/23/the-world-urgently-needs-to-expand-its-use-of-carbon-prices

7. The EU proposes a carbon tariff on some imports [Электронный ресурс] URL: https://www.economist.com/finance-and-economics/2021/07/15/the-eu-proposes-a-carbon-tariff-on-some-imports

8. Road Freight Zero: Pathways to faster adoption of zero-emission trucks [Электронный ресурс] URL:https://www3.weforum.org/ docs/WEF_RFZ_Pathways_to_faster_adoption_of_zero_emission_ trucks_2021.pdf

9. Что такое COP26 и почему о нём говорит весь мир. [Электронный ресурс] URL: https://greenpeace.ru/blogs/2021/11/01/chto-takoe-cop26-i-pochemu-o-njom-govorit-ves-mir/

10. IMF wants to make carbon energy more expensive by scaling global carbon pricing. Here's how! [Электронный ресурс] URL: https:// www.weforum.org/agenda/2021/06/a-proposal-to-scale-up-global-carbon-pricing

11. Поскольку Европейский парламент постановил сократить выбросы на море, являются ли экологические корабли ответом? [Электронный ресурс] URL:

https://evmenov37.ru/poskolku-evropejskij-parlament-postanovil-sokratit-vybrosy-na-more-javljajutsja-li-jekologicheskie-korabli-otvetom.html

12. Возобновляемые источники вышли на первое место в электроэнергетике ЕС [Электронный ресурс] URL: https://news. rambler.ru/ecology/45673649-vozobnovlyaemye-istochniki-vyshli-na-pervoe-mesto-v-elektroenergetike-es/

13. Европейская сеть операторов систем передачи электроэнергии [Электронный ресурс] URL: https://www.hmong.press/wiki/ ENTSO-E

14. Fostering Effective Energy Transition [Электронный ресурс] URL: https://www3.weforum.org/docs/WEF_Fostering_Effective_ Energy_Transition_2021.pdf

15. Глава 4. Выпуск зеленых облигаций (для небанковских организаций) [Электронный ресурс] URL: https://bondguide.moex. com/articles/bond-preparation-process/42

16. Европейская комиссия опубликовала новый европейский стандарт зеленых облигаций [Электронный ресурс] URL: https:// infragreen.ru/news/135269

17. Климатическое финансирование ) [Электронный ресурс] URL: https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.38d576ff-6218fce0-57f7f635-74722d776562/https/www.sciencedirect.com/topics/ economics-econometrics-and-finance/climate-finance

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.