и. Е. Никандрова
Передвижной общедоступный театр под руководством П. П. Гайдебурова и Н. Ф. Скарской на псковской сцене: страницы истории
Театральные коллективы Москвы и Ленинграда в разные годы достаточно часто начинали свои гастроли с Пскова. Не был исключением, к сожалению, подзабытый искусствоведами и историками Передвижной общедоступный театр под руководством П. П. Гайдебурова и Н. Ф. Скарской. Но прежде чем говорить о псковских гастролях этого коллектива, остановимся на истории создания данного театра и познакомимся с его основателями.
Передвижной театр открылся в марте 1905 г. в Петербурге на базе ранее существовавшего (с 1903 г.) общедоступного театра. Основную зрительскую аудиторию данного театрального коллектива составляли питерские рабочие и крестьяне близлежащих от города сел и деревень. Репертуар театра состоял в основном, из пьес понятных и близких по сюжетам простому народу. Организаторы театра считали, что «всякое художественное произведение общедоступно по своему психологическому рисунку»; нет народного театра, но есть всенародный театр1. Кто же эти люди, которые в крайне тяжелые для России годы взяли на себя смелость и ответственность в деле создания в Петербурге нового театрального коллектива?
Основателем и бессменным руководителем, режиссёром и актёром Передвижного театра был Павел Павлович Гайдебуров. Он родился 15 (27) февраля 1877 г. в Петербурге в семье известного в те годы литератора П. А. Гайдебурова. После успешного окончания гимназии Павел Павлович в 1896 г. поступил в Петербургский университет, на Никандрова Ирина Евгеньевна — кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной истории ПсковГУ
юридический факультет. Уже в студенческие годы он играл в любительских спектаклях, а в 1894 г. в домашнем спектакле у актёра и режиссёра Михайловского «Спор двух философов о прекрасном» Гайдебуров впервые выступил как режиссёр.
В 1899 г. за участие в студенческих выступлениях Павел Павлович был исключен из университета. Для того, чтобы иметь хоть какие-то средства для существования, Гайдебуров начал профессиональную сценическую деятельность в антрепризе Н. Васильевой. Наиболее известными его ролями в этот период были: Треплев в «Чайке» А. Чехова, Чацкий в «Горе от ума» А. Грибоедова, Петр во «Власти тьмы» Л. Толстого и др. В июле-августе 1900 г. в составе Товарищества драматических артистов Гайдебуров играл в Театре Шереметьева в Останкино, часто выступая и как актёр, и как режиссёр.
В сезоне 1900-1901 гг. он вновь играл в труппе Н. Васильевой в Житомире и Гельсингфорсе (ныне г. Хельсинки). Театральная критика отмечала особое исполнение Гай-дебуровым роли князя Мышкина («Идиот» Ф. Достоевского). В мае-июле 1901 г. Павел Павлович участвовал в антрепризе Г. Яков-лева-Востокова в театре «Салон» (г. Ревель, ныне — Таллин), а в сентябре 1901 г. создал и возглавил Труппу драматических артистов, и сезон 1902-1903 гг. они провели на гастролях.
В 1903 г. Павел Павлович Гайдебуров совместно с Надеждой Федоровной Скар-ской основал в Петербурге Общедоступный театр, а в 1905 г., как уже упоминалось ранее, на базе Общедоступного появился Передвижной драматический театр, который был создан на кооперативных началах. Зимой его труппа играла в Лиговском народном доме,
где представляла новый спектакль практически еженедельно.
Сначала в Общедоступном, а позже в Передвижном театре, Павел Павлович много ставил, играл в собственных спектаклях и работах других режиссёров: например, роли Тартюфа («Тартюф» Мольера, режиссёр А. Брянцев), Гамлета («Гамлет» У Шекспира, режиссёр А. Таиров), Яго («Отелло» У Шекспира, режиссёр А. Зонов) и др.
После закрытия Передвижного театра (1928 г.), с 1933 г. Гайдебуров руководил Колхозно-совхозно передвижным театром имени Леноблисполкома, где поставил «Ревизор» Н. Гоголя (1934 г.), «Дворянское гнездо» И. Тургенева (1943 г.), «Власть тьмы» Л. Толстого (1936 г.), «Борис Годунов» А. Пушкина (1937 г.), «Недоросль» Д. Фонвизина (1938 г.) и др.
Павел Павлович работал в разные годы во многих известных театрах: в Малом дра-магическом театре, в Большом драматическом театре, в Ленинградском театре драмы и комедии, в Государственном театре русской драмы Карело-Финской ССР, в Ярославском драматическом театре им. Ф. Г. Волкова.
В 1944-1950 гг. Гайдебуров являлся актером московского Камерного театра, где сыграл множество интересных и ярких ролей: Нахимов («Адмирал Нахимов», режиссёр А. Таиров, 1944 г.), Шмага («Без вины виноватые», режиссёры А. Таиров, Л. Лукьянов, 1945 г.), Старик («Старик», режиссёры А. Таиров, Л. Лукьянов, 1946 г.) и др.
В 1950-1954 гг. Павел Павлович ставил и играл в Крымском областном драматическом театре им. М. Горького в городе Симферополе, с 1954 г. работал в Театре им. Евгения Вахтангова; наиболее яркими его ролями в этом театре были: Сорин («Чайка» А. Чехова), Лоренцо («Ромео и Джульетта» У. Шекспира).
Помимо разнообразной театральной деятельности, Павел Павлович Гайдебуров неоднократно снимался в кино, например, в кинофильмах: «Гроза» (режиссёр В. Петров), «Друзья» (режиссёр Л. Арнштам), «Адмирал Нахимов» (режиссёр В. Пудовкин), «Секретная миссия» (режиссёр М. Ромм) и др.
Павел Павлович проявил себя и как незаурядный педагог. В 1925-1927 гг. он руко-
Основатели Передвижного театра
П. П. Гайдебуров и Н. Ф. Скарская; в правом верхнем углу — А. Арбузов, советский драматург, артист Передвижного театра, ученик и друг П. П. Гайдербурова
водил учебной мастерской Ленинградского института сценических искусств (ЛИСИ). Гайдебуров известен также как талантливый поэт и переводчик.
Умер Павел Павлович Гайдебуров в Москве 4 марта 1960 гг. в возрасте 83-х лет. В 1927 г. П. П. Гайдебурову было присвоено звание «Заслуженный артист РСФСР», в 1940 г. — «Народный артист РСФСР», в 1952 г. он стал Лауреатом Государственной премии СССР.
Верным помощником и единомышленником Павла Павловича Гайдебурова, в том числе и в создании Передвижного общедоступного театра, была его жена Надежда Федоровна Скарская (девичья фамилия Комиссаржевская). Она родилась в 1868 г. в Санкт-Петербурге в семье русского артиста оперы и музыкального театра Ф. П. Ко-миссаржевского. Брат Надежды Федоровны
был известным театральным художником и режиссёром, а сестра — Вера Федоровна Комиссаржевская — знаменитой драматической актрисой начала ХХ в.
В 1899-1900 гг. Надежда Федоровна играла на сцене Московского Художественного театра, позже — в провинциальных театрах. За свою творческую жизнь сыграла в театрах более 200 ролей. Наиболее известные ее театральные работы: Раневская («Вишнёвый сад» А. Чехова), Антигона («Антигона» Софокла), Офелия («Гамлет» У Шекспира), Нина Заречная («Чайка» А, Чехова), Катерина («Гроза» А. Островского) и некоторые другие. Совместно с П. П. Гайдебуровым Надежда Федоровна написала книгу «На сцене и в жизни».
Умерла Надежда Федоровна Скарская в 1958 г. в Ленинграде и похоронена на Литераторских мостках Волковского кладбища.
Но вернёмся к периоду существования в Петербурге Передвижного общедоступного театра. В отличие от Общедоступного театра, основывавшего репертуар в основном на классике — отечественной и мировой, Передвижной театр стремился играть и современные пьесы — новинки как для столичного зрителя, так и для провинции, в том числе произведения Чехова, Горького, Ибсена и др.
В 1914 г. два театра объединились, слились и их названия. Один из театральных критиков заметил, что «более чем какому-либо другому театру «передвижникам» были близки этические нормы, утверждавшиеся Станиславским и Немировичем-Данченко с первых лет существования Художественного театра». До начала Первой мировой войны труппа театра ежегодно совершала поездки по городам севера, северо-запада и центра России, Украины, Белоруссии, Кавказа, Сибири, Дальнего Востока.
Достаточно часто коллектив театра был на гастролях и в Пскове. В декабре 1907 г. Гайдебуров привез в наш город «Медею» Еврипида, а 2-3 декабря 1909 г. на псковской сцене показали спектакль, который затем неоднократно повторялся в Пскове уже в послереволюционный период, в 1920-ые гг. — это «Антигона» Софокла. Кстати, в этом спектакле очень своеобразно трактовался античный хор. Роль его была передана зрителю. Ведя по
ходу пьесы диалог с хором, артисты при этом обращались непосредственно в зал, от имени которого отвечал находившийся среди публики корифей хора (так в Древней Греции называли предводителя хора). Его роль исполнял сам Павел Павлович Гайдебуров. Он сидел в своей обычной одежде в первом ряду и как бы объединял сцену с зрительным залом.
18 января 1910 г. коллективом Передвижного театра на псковской сцене была представлена пьеса «Одинокие» Гауптмана, а 19 января того же года — «Лес» по известному произведению А. Н. Островского. В последующие годы, до начала Первой мировой войны труппой данного театра псковичам были показаны спектакли по таким классическим произведениям, как «Гамлет» У Шекспира, «Вишнёвый сад» А. Чехова, «Гроза» А. Островского и др.
Псковские гастроли Передвижного театра и в дореволюционный период, и после Октябрьской революции 1917 г. всегда находили отражение в местной периодической печати. В частности, в одном из отзывов на игру актеров этого театра в Пскове отмечалось: «Основной чертой спектаклей Передвижного театра является любовь актеров к своему делу и к своему зрителю. Эта любовь проглядывается во всех малейших деталях, начиная с некоторых, строго обдуманных отдельных жестов и заканчивая глубиной театральных инсценировок в целом»2.
Коллектив Передвижного театра неоднократно посещал Псков и в последующие годы своего существования. В 1920 г. театр обосновался в помещении по улице Некрасова, дом 10 в Петрограде, где актёры показали ряд блестящих постановок, среди которых особенно выделялся спектакль «Зелёный шум» — драматическая композиция по произведениям Н. А. Некрасова. Деятельность Передвижного театра была настолько успешной, что в конце 1923 г. ему было передано вместительное и сравнительно благоустроенное помещение бывшего частного театра «Палас» (г. Петроград, ул. Ракова, дом 13), освободившегося после закрытия Театра комической оперы3. С этого времени работало две сцены: на улице Некрасова и на ул. Ракова.
О творческой деятельности труппы театра в I-ой половине 1920-х гг. писалось в жур-
нале «Жизнь искусства»: «Передвижной театр благороден, выдержан, спокоен. Действительно ценное у «передвижников» — это умение отлично прорабатывать спектакль и хорошо, в своей манере, его сыграть. Передвижному театру нужно искать не новые сценические формы и тому подобное, а новый репертуар. Дальнейшая работа Передвижного театра мыслима только по его прежней линии»4.
Надо отметить, что театр не обошла резкая незаслуженная критика, в первую очередь его репертуарной политики, со стороны «левых» направлений в театральном искусстве, видевших революцию в театре, прежде всего, как ломку старых дореволюционных форм театральных постановок и создание новых спектаклей, по сюжету близких и понятных в первую очередь рабочим и крестьянам. В частности, «левые» раскритиковали показанную в театре в 1923 г. пьесу Э. Синклера «Принц Гаген», как чуждую и непонятную «простому зрителю». Коллективу театра пришлось отказаться от этой театральной постановки, и вскоре она исчезла с афиш театра.
Но вернемся к гастрольной деятельности «передвижников». В Петрограде в 1920-е гг. артисты театра чаще всего выступали на предприятии «Красный треугольник», с коллективом которого у них со временем сложилась крепкая дружба. Только в январе 1923 г. на этом предприятии театр показал 7 пьес из своего репертуара5.
В Пскове «передвижники» бывали с 1922 г. ежегодно, кроме последних перед закрытием театра лет — 1927 и 1928 гг. В 1920-е гг. на псковской сцене артисты Передвижного театра сыграли лучшие спектакли
из своего репертуара: «Не было ни гроша, да вдруг алтын», «Не всё коту масленица» А. Островского, «Власть тьмы» Л. Толстого, «Нахлебник» И. Тургенева; из мировой классики: «Гамлет» У. Шекспира, «Привидения» Г. Ибсена, «Антигона» Софокла и другие.
После длительных гастролей в декабре 1926 г. Передвижной театр продолжил свою деятельность в специально для него переоборудованном помещении на Литейном проспекте, дом № 51 в Ленинграде. Как уже упоминалось ранее, в 1927 г. Надежде Скарской и Павлу Гайдебурову было присвоено звание заслуженных артистов республики — явление в те годы исключительно редкое. Первый сезон в новом помещении театр открыл спектаклем «Плоды просвещения». Интересной для зрителей оказалась и постановка пьесы ленинградского драматурга М. Жижмора «Бетховен», показанная театром в 1927 г., когда отмечалось 100-летие со дня смерти великого композитора; образ Бетховена воплотил на сцене сам Павел Павлович Гайде-буров.
Деятельность Передвижного театра продолжалась до осени 1928 г., когда по решению ЛОСПС (Ленинградского областного совета профсоюзов) он был закрыт6, как выполнивший свою историческую задачу, а актёры и актрисы этого самобытного театрального коллектива в большинстве своем пополнили труппы других драматических театров Ленинграда. Коллектив Передвижного театра, безусловно, заслуживает памяти псковичей, поскольку щедро дарил нашим землякам мгновения встречи с настоящим искусством.
Примечания
1. Цирпонс И. Актеры, роли, зрители: Из театральной жизни губернского Пскова. Псков: Изд-во «Стерх», 1997. С. 98
2. Там же. С. 99
3. Скарская Н. Ф., Гайдебуров П. П. На сцене и в жизни. Страницы автобиографии. М., 1959. С. 63.
4. Жизнь искусства. 1923. № 30. С. 20
5. Жизнь искусства. 1923. № 7. С. 14
6. Гайдебуров П. П. 1899-1939 гг. М. — Л., 1939. С. 24.