Научная статья на тему 'Был ли ангажемент в Ельце у Нины Заречной? (театральный контекст провинциального бытия?)'

Был ли ангажемент в Ельце у Нины Заречной? (театральный контекст провинциального бытия?) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
478
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕЛЕЦ / ПРОВИНЦИЯ / ПРОВИНЦИАЛЬНЫЙ ТЕАТР / КУПЕЧЕСТВО / БУНИН / ЧЕХОВ / RUSSIAN LITERATURE OF 1880-1900-S / RUSSIAN PROVINCE / ELETS / THEATRICAL CONTEXT

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Комлик Н.Н.

В статье рассматривается жизнь провинциального города Ельца в театральном контексте сорока дореволюционных лет. Такие великие русские писатели и философы, как И. А. Бунин, M. M. Пришвин, М. А. Булгаков и В. В. Розанов были связаны с этим городом и биографически и через свое творчество.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Did Nina Zarechnaya have engagement in Elets? (The atrical context of the provincial being?)

The article deals with the life of a provincial town of Elets in the theatrical context of 40 pre-revolutionary years. Such great Russian writers and philosophers as I. A. Bunin, M. M. Prishvin, M. A. Bulgakov and V. V. Rozanov were connected with the town both biographically and through their creative work.

Текст научной работы на тему «Был ли ангажемент в Ельце у Нины Заречной? (театральный контекст провинциального бытия?)»

Художник и культурное пространство. Региональные исследования в литературоведении

з был ли ангажемент в ельце у нины заречной?

| (театральный контекст провинциального бытия?)

н. н. Комлик

в статье рассматривается жизнь провинциального города Ельца в театральном контексте сорока дореволюционных лет. Такие великие русские писатели и философы, как И. А. Бунин, M. M. Пришвин, М. А. Булгаков и в. в. Розанов были связаны с этим городом и биографически и через свое творчество.

ключевые слова:

Елец, провинция, провинциальный театр, купечество, Бунин, чехов.

Вспоминаю своё первое знакомство с пьесой Чехова «Чайка» и тот восторг, который я испытала и от пьесы в целом, и от поразившей меня реплики Нины Заречной, обращённой в IV акте к Косте Треплеву: «Завтра рано утром ехать в Елец в третьем классе... с мужиками, а в Ельце образованные купцы будут приставать с любезностями. Груба жизнь!» [Чехов 1982: 129].

Волнение моё было связано, во-первых, с мыслью о том, что Елец был известен самому Чехову! Это обстоятельство сразу же делало маленький, обветшавший, всеми забытый и заброшенный городок, в котором я жила, значимым, включённым в историко-культурное пространство России. А во-вторых, поразила догадка: если именно в Елец Чехов отсылает свою героиню, стало быть, в нём был театр! Какой? Где? Кто в нём в XIX веке играл? Что играл?

Вопросы были такими жгучими, что я, ученица 9 класса, записалась в Народный театр, который действовал при елецком ДК (ныне в этом здании располагается театр «Бенефис»), уверенная, что именно в нём играла чеховская героиня.

Оказалось, что не в нём. Но об этом я узнала гораздо позже и уже в связи с творчеством другого писателя — Ив. Бунина, регулярно посещавшего Елецкий городской общедоступный театр, о чём пишет Вера Николаевна Муромцева-Бунина в своей книге «Жизнь Бунина. Беседы с памятью» [Муромцева-Бунина 1989]. Со слов самого Ивана Алексеевича, она сообщает, что на четвёртом году его обучения в елецкой мужской гимназии родители поселили сына у Веры Аркадьевны Петиной, племянницы матери писателя. Вера Аркадьевна только что развелась с мужем, была свободна и вела светский образ жизни. Её квартира в центре города, на Торговой улице, была полна гостей. Самовар по целым дням не сходил со стола. В квартире постоянно толклись офицеры (в Ельце в 80-х гг. XIX в. стоял 142-й пехотный Звенигородский полк, который затем сменил 52-й Драгунский Нежинский полк). А кроме них постоянными гостями были елецкие чиновники и актёры. В доме своей кузины 15-летний отрок встретился с провинциальной богемой.

Среди этой пёстрой публики Ваню особенно поражали «актёры с бритыми губами и подбородками». Они были «свободны в обращении и беспрестанно хвастались своими успехами» [Муромцева-Бунина 1989: 35].

От них он начал получать контрамарки в театр и, как пишет Муромцева-Бунина, «перевидел все новинки сезона» [Муромцева-Бунина 1989: 35]. Когда в Елец приезжали соскучившиеся по сыну родители, то они все вместе посещали театр и цирк, который тоже функционировал в Ельце. Более того, бросив в январе 1886 г. гимназию и уехав в Озёрки, юный Бунин, бывая в Ельце, продолжал посещать театр и был хорошо осведомлён и о его репертуаре, и о степени талантливости его актёрского состава. В одном из своих писем В. В. Пащенко, находящейся в Орле, Бунин пишет: «Приехал [в Елец] сегодня вечерним поездом и прямо же в театр, с платформы. Попал на второе действие. Шла драма "В неравной борьбе" [В. А. Александрова]. Посидел я два действия, никого, кроме Бравича 1 (актёр, антрепренёр елецкого общедоступного городского театра), <...> не одобрил» [Бунин 2003: 121].

Снова вспомнилась реплика Нины Заречной, и вновь захотелось восстановить театральную, а шире культурную реальность дореволюционного Ельца. Ибо это та реальность, в которой формировалась творческая фантазия не только Бунина, но и Пришвина, Сергия Булгакова, учившихся в 80-е годы XIX в. в елецкой мужской гимназии, где в это же десятилетие преподавал В. Розанов.

Но восстановить театральный контекст провинциального бытия оказалось совсем не просто по причине крайне ограниченного круга источников, фиксирующих атмосферу театральной жизни русской провинции вообще и Ельца в частности. Я потеряла надежду, пока не обратилась к афишам провинциальных театров конца XIX — начала ХХ вв., которые много поведали не только о театре уездного города, но и о нём самом, об уровне его филологической и музыкальной культуры, интересах горожан, укладе их жизни.

Информация, почерпнутая из афиш 80-х гг. XIX — начала ХХ вв., совершенно разрушала устойчивое, стереотипное представление о неподвижной, сновид-ческой жизни глубинной России, о которой писали многие литераторы и философы. Самое сильное впечатление от собранного материала — это бьющая ключом театральная, а следовательно, и культурная жизнь уездного города с населением в 37 тысяч человек. В Ельце к 80-м гг. было 2 гимназии, одна прогимназия, 11 двухклассных училищ, несколько библиотек, в том числе одна имени Л. Н. Толстого. Елец, начиная с первого десятилетия XX в., имел

3 журнала, 11 газет, которые, сменяя друг друга, освещали жизнь города и его округи. Но, может быть, самым замечательным было то, что в этом небольшом степном городке имелась масса сценических площадок, на которых протекала театральная жизнь города. Их насчитывалось четырнадцать. Во-первых, Городской общедоступный театр, деятельность которого датируется не 1886 г., как ошибочно указывает липецкий краевед В. Д. Ланин, а четырьмя годами ранее, о чем свидетельствует афиша, в которой, в частности, объявляется: «В понедельник 8 ноября 1882 г. во вновь устроенном театре на Соборной улице в доме Н. И. Толдыкина вновь прибывшею труппою русских драматических и оперных артистов представлено будет (в первый раз):

1. "Окно во втором этаже". Комедия в 3-х действиях. Соч. Корженевского. <...>

2. "Ночное". Летняя сцена из русского народного быта с пением и простонародными плясками. Соч. М. Стаховича.

3. "Дивертисмент"» [ГЦТМ № 310370/662 Д].

А в 1886 г. елецкий театр переезжает «во вновь

отделанное здание бывшего цирка О. Д. Робинзона», где 20 июля состоялось торжественное открытие в Ельце «первого (!) Общедоступного народного театра в Орловской губернии» [ГЦТМ № 310370/662Д].

Труппа театра, которой руководил П. А. Соко-лов-Жамсон (первый антрепренер Елецкого театра), состояла из 26 человек (женский персонал — 12 чел.; мужской — 14 чел.). По сочинению Сухонина этой труппой совместно с хором певчих было дано грандиозное представление «Русская свадьба (В исходе 16 века)». Цирк О. Д. Робинзона, а затем театр располагались в бывшем здании городского манежа на улице Манежной (ныне ул. Ленина). Как пишет В. М. Лопатин 2, это было «низкое каменное здание с пристройками, угрожавшее по своей ветхости разрушением. Электричество в нем отсутствовало даже тогда, когда электрическое освещение уже стало обычною принадлежностью благоустроенных общественных зданий. В театре, кроме партера, был ярус лож и мест балкона. Декорации были только кулисные, и павильонов не было. Отоплялся театр слабо и скупо, и угар нередко отравлял головы актеров» [Записки. 2009: 68].

В 1911 г. Елецкий городской общедоступный театр переезжает в Народный дом, построенный в честь 50-летия отмены крепостного права (ныне

OI

а

го

си

OI

X

<v

я

го

5 -О LO

X о

1 Горавич Казимир Викентьевич (1861-1912) — провинциальный актёр. Начал свою театральную деятельность в Вильнюсе в амплуа любовников. В 1892 г. перешёл на роли резонёров и характерные. Долгое время служил в провинции, в частности в Елецком общедоступном городском театре. В 1897 г. перешёл в театр А. С. Суворина, где занял первое положение. В 1904 г. был приглашён в театр Комиссаржевской. Умер в 1912 г. будучи актёром МХТа.

2 Лопатин Владимир Михайлович (1861-1935) — товарищ председателя Елецкого окружного суда (1900-1911), принадлежит к старинному дворянскому роду, имевшему поместье под Ельцом. С 1911 г.— актёр МХТ, сценический псевдоним — Михайлов.

о

см

го

го

О!

а

к

го ^

и О!

о о

в этом здании находится театр «Бенефис»). Идея возведения такого дома принадлежит Александру Александровичу Стаховичу 3 и высказана им еще в 1901 г., когда он был предводителем елецкого дворянства.

К этому времени в Ельце уже действуют такие сценические площадки, как Театр-экспресс, или Электротеатр, Зал Дома Трудолюбия, Зал Общественного собрания, Зал зимнего помещения Семейного собрания общества приказчиков, Зал женской гимназии, Зал гимнастического общества «Якорь», Зал Европейской гостиницы. Город имел несколько открытых сценических площадок: Городской общественный сад, Сад Елецкого общества велосипедистов, Сад Общественного собрания, Сад Семейного собрания общества приказчиков.

В городе, сменяя друг друга, действовали несколько антреприз, самая продолжительная из которых была у Ивана Андреевича Панормова-Со-кольского. Кроме того, в городе активно действовало общество любителей музыкально-драматического искусства, членами которого были люди с хорошо известными ельчанам купеческими и дворянскими фамилиями: Горшковы, Калабины, Хренниковы (давшие миру талантливого композитора Тихона Николаевича Хренникова), Петровы, Ростовцевы, Стаховичи, Лопатины, семья елецкого врача Владимира Пащенко. Особую театральную активность в этой семье проявляли жена доктора Варвара Петровна Пащенко и дочь Варвара Владимировна, ставшая гражданской женой И. А. Бунина. Варвара Владимировна, увлеченная литературой, музыкой, театром, играла в любительских спектаклях и в Ельце, и в Орле (здесь она тоже входила в кружок любителей сценического искусства), где в редакции «Орловского вестника» в 1889 г. они встретились с Буниным. Но, возможно, первое, визуальное, знакомство с ней будущего писателя состоялось гораздо раньше, на одном из благотворительных вечеров, устраиваемых Елецким обществом любителей музыкально-драматического искусства в зале елецкой женской гимназии. Иронично относившийся к любительским спектаклям, Иван Алексеевич не разделял увлечения своей избранницы, и сам никогда не принимал в них участия. Но спектакли и концерты посещал довольно часто в качестве театрального рецензента, о чем свидетельствует Муромцева-Бунина.

Возглавлял елецкое общество любителей музыкально-драматического искусства сначала Алексей Александрович Стахович (1856-1919), а затем

Владимир Михайлович Лопатин (1861-1935), который занимал должность товарища председателя елецкого окружного суда. Его брат, Лев Михайлович Лопатин (1855-1920), выдающийся русский философ, представитель русского философского Ренессанса, а двоюродная сестра, Мария Николаевна Лопатина — жена Александра Михайловича Пришвина, брата писателя Пришвина. Интересно, что и А. А. Стахович и В. М. Лопатин стали впоследствии профессиональными актерами Московского художественного театра, актером этого же театра стал и Арсений Бибиков — муж Варвары Пащенко и активный участник общества любителей музыкально-драматического искусства.

Каков был репертуар и общества любителей сценического искусства, и коллектива профессионального театра?

В начале 80-х гг. XIX в. он (репертуар) был рассчитан в основном на невзыскательный вкус, с преобладанием пьес легкого жанра: комедии, водевиля, оперетки, форс-оперетки, шутки-водевиля, комической оперы, житейской сцены, феерии, пародийного спектакля, оперы-буфф, шутки и т. д. Особенной популярностью и у актеров, и у зрителей пользовались так называемые «живые картины».

Но уже в эти годы сначала робко, а затем все увереннее стала заявлять о себе русская и зарубежная драматургическая классика, и в первое десятилетие XX века она была представлена с исчерпывающей полнотой. На сценических площадках города в предреволюционное сорокалетие можно было увидеть самые значительные пьесы зарубежной классики таких авторов, как Шекспир, Шиллер, Мольер, Гу-аптман, Стринберг, Ибсен, Метерлинк.

Русская классика полнее всего была представлена драматургией А. Н. Островского, доминирующей с начала 80-х гг. вплоть до середины 1900-х гг. Затем по убывающей располагались Гоголь, Пушкин, Достоевский, Грибоедов, Лермонтов, Л. Н. Толстой, А. К. Толстой. В 900-е годы лидировала драматургия А. П. Чехова и Л. Н. Андреева, представленная почти в полном объеме. За ними следует творчество Горького, Чирикова, Найденова.

Театральный «ренессанс» Ельца был усилен обилием гастролей. На елецкой сцене играли артисты Императорского театра Владимир Николаевич Мор-виль (1889), Мамонт Викторович Дальский (1905), Анатолий Дуров (1905), полный ансамбль артистов Императорского Московского Малого театра (1902), в числе которого были уроженка Ельца Варвара Осиповна Масалитинова (1878-1945), Гликерия

3 Стахович Александр Александрович принадлежал к старинному дворянскому роду, давшему многих выдающихся деятелей общественной и культурной жизни России. Родовое имение Стаховичей в Елецком уезде — Пальна-Михайловка — была мощным культурным явлением не только в Орловской губернии, но и в России в целом. Здесь в своё время по приглашению хозяев имения гостили А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой, И. Е. Репин, К. С. Станиславский с труппой МХТ.

Николаевна Федотова (1846-1925) — знаковая фигура этого театра (она играла Катерину в «Грозе» А. Н. Островского на елецкой сцене несколькими годами раньше — в марте-апреле 1896 г.). В Ельце гастролировал известный в конце XIX в. трагик, артист московского театра Ф. А. Корша П. Н. Орленев 4, здесь выступал М. М. Петипа (1908), сын Мариуса Ивановича Петипа, знаменитого балетмейстера Мариинского театра, в отличие от отца ставшего драматическим актером 5.

По легенде, на елецкой сцене играл основной состав Московского художественного театра, с которым был тесно связан Алексей Александрович Стахович, страстно любивший сценическое искусство и ставший впоследствии актером этого театра. Документального подтверждения этой легенды я пока не обнаружила. Но артистка второго состава этого коллектива Клавдия Лукьяновна Соколова в Ельце гастролировала, играя в «Бесприданнице» Островского роль Ларисы Огудаловой, о чем свидетельствует афиша от 7 октября 1904 г. [ГЦТМ № 310370/662Д].

Но особенно интенсивно Елец посещали творческие коллективы музыкально-драматического искусства. Начиная с середины 80-х гг. XIX в., в городе иногда по нескольку раз кряду гастролировали Тифлисская русская опера, Товарищество малоросских актеров, Товарищество С.-Петербургских и Московских оперных артистов, Московская оперетта, Товарищество Русской оперы, Ансамбль Харьковской опереточной труппы, Украинский исторически-народный театр. Елецкая общественность имела возможность прослушать всю оперную мировую классику: «Фауст», «Аида», «Демон», «Кармен», «Евгений Онегин», «Пиковая Дама», «Паяцы», «Риголето», «Русалка» — вот далеко не полный список оперных спектаклей, услышанных и увиденных ельчанами. Помимо приезжих музыкантов, в городе было два бальных оркестра, оркестры Звенигородского и Нежинского полков, которые развлекали публику зимой на званых вечерах богатых горожан и в театре в антрактах спектаклей, а летом на сценических площадках многочисленных общественных и корпоративных садов. Одним словом, город утопал не только в дивных запахах «антоновских яблок», но и пленительных звуках классической музыки, которая определенным образом формировала строй русской души. В этой связи рождение в Ельце Т. Н. Хренникова представляется совершенно естественным и закономерным.

Развитая музыкально-драматическая и театральная культура сопряжена с весьма примечательным качеством духовной жизни русской провинции. Я имею в виду широко и прочно вошедшую в жизнь глубинной России практику благотворительных спектаклей и представлений.

Профессиональный Елецкий театр вместе с Обществом любителей сценического искусства давали в год в среднем по 8-10 представлений, выручка от которых шла на поддержку самых различных социальных категорий елецкого общества. Это были спектакли в пользу вольного пожарного общества, в пользу городских взрослых и детских приютов, в пользу «недостаточных» воспитанниц и воспитанников Елецких женской и мужской гимназий, в пользу «недостаточных» учеников Первого технического железнодорожного училища, в пользу раненых и больных чинов Драгунского Нежинского полка, в пользу пострадавших от неурожаев в Елецком уезде и даже (!) в пользу пострадавших от землетрясения в Италии (1909 г.).

Но что более всего меня поразило, так это ежегодные благотворительные представления, начиная с 1893 года, в пользу «недостаточных студентов-ель-чан Императорского Московского университета».

Мы, сегодняшние, можем только мечтать о таком уровне общественного самосознания, когда пожертвования шли на поддержку не просто бедных людей, а на укрепление будущей интеллектуальной элиты страны. Это свидетельство наличия гражданского общества, которое, вне всякого сомнения, стремительно формировалось в России, предреволюционного сорокалетия.

В свете всего вышесказанного по-иному воспринимается уже упомянутая реплика Нины Заречной из чеховской «Чайки». Повторюсь, творчество А. П. Чехова в театральном Ельце было представлено очень широко. В 80-е гг., когда доминировали легкие жанры, популярны были инсценировки юмористических рассказов Чехова («Хирургия», «Свадьба», «Медведь», «Злоумышленник»). А 900-е гг., без преувеличения, можно назвать апофеозом драматургии Антона Павловича. Она была представлена с исчерпывающей полнотой: «Три сестры» (1902), «Вишневый сад» (1904, 1912), «Иванов» (1905), «Дядя Ваня» (1907, 1908).

Такой «густой», «плотный» театральный контекст русской провинции высвечивает совершенно иной смысл реплики Нины Заречной: чеховская героиня едет в город, где живет и ходит в театр

О!

а

го

си

О!

X

О! *

го

55 -О 1-0

X

О

4 Орленев Павел Николаевич (1864-1928) — актёр, создатель и наиболее яркий представитель амплуа героя-неврастеника. Автор книги «Жизнь и творчество русского актёра Павла Орленева, описанная им самим» (М.-Л., 1931).

5 Петипа Мариус Мариусович (р. 1854) — талантливый драматический артист (любовник и фат). Начал сценическую деятельность в провинции. С 1875 г.— премьер Александринского театра. В 1886 г. снова ушёл на провинциальную сцену. Служил два года в Москве, в театре Горевой. Умер на Кавказе после революции.

о

гм

го

го

OI

а

го

(V

о о

образованное купечество (курсив мой.— Н. К.). А это в корне меняет представление и о русской провинции как замшелом, захолустном культурном пространстве, и о купеческо-мещанском классе как диком, малообразованном, живущем исключительно запросами материально-телесного низа. Факты, почерпнутые в том числе из истории театральной жизни купеческо-мещанского Ельца, говорят о другом. К началу 900-х гг. это был высокообразованный, энергичный, стремительно развивающийся, патриотично настроенный класс. На это одним из первых указал Бунин. Живя в Ельце у мещанина Бякина, близко наблюдая его жизнь, он вынес твердое убеждение, «что мещане очень талантливы, предприимчивы, деловиты и что на них главным образом держалось благосостояние России. <...> В этом сословии жила не только любовь к России, но и гордость ею» [Муромцева- Бунина1989: 43].

О талантливости, деловитости, энергичности купеческо-мещанского класса написан, между прочим, роман М. Горького «Дело Артамоновых», истолкованный как эпитафия русскому капитализму. Роман не об этом, а о том, как активный, умный, образованный, динамично развивающийся класс не успел ко времени Октябрьской революции набраться политического опыта, выработать свою крепкую государственность, не успел реализовать

свою законодательную власть, вытеснить дворянский класс из государственных структур. И в этом была трагедия не только купечества, но и России в целом.

Но то, что мещанско-купеческий класс к началу ХХ в. прекрасно умел организовать не только производство материальных благ, но и культурное пространство, очевидно, ибо в дикой и непросвет-вленной глуши вряд ли бы мог сформироваться писательский талант Бунина, Пришвина, Замятина. И уж, наверное, туда не поехала бы Нина Заречная, потому что в диком поле театров не бывает.

ЛИТЕРАТУРА

Бунин И.Л. Письма 1885-1904 годов. М., 2003. ГЦТМ. Коллекция афиш дореволюционной провинции.

№ 310370/662 Д. Записки Липецкого областного краеведческого общества.

Вып. VII. Липецк, 2009. Муромцева-Бунина В. Н. Жизнь Бунина. Беседы с памятью. М., 1989. Чехов Л. П. Пьесы. М., 1982.

ФГБОУ ВПО «Елецкий государственный университет имени И. А. Бунина». Поступила в редакцию 19.12.2011 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

UDC 821 DID NINA ZARECHNAYA HAVE ENGAGEMENT IN ELETS?

(THE ATRICAL CONTEXT OF THE PROVINCIAL BEING?)

N. N. Komlik

The article deals with the life of a provincial town of Elets in the theatrical context of 40 pre-revolution-ary years. Such great Russian writers and philosophers as I. A. Bunin, M. M. Prishvin, M. A. Bulgakov and V. V. Rozanov were connected with the town both biographically and through their creative work. KEY WORD S: Russian literature of 1880-1900-s, Russian province, Elets, theatrical context.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.