Владивосток как центр театрального искусства российского Дальнего Востока на рубеже XIX—XX вв.
Людмила Ивановна Галлямова,
доктор исторических наук, профессор Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН, Владивосток. E-mail: [email protected]
В статье анализируется роль Владивостока в развитии театрального искусства на дальневосточной окраине. Подчёркивается, что на рубеже XIX—XX вв. Владивосток превратился в крупнейший населённый пункт Приамурского генерал-губернаторства, в важнейший экономический и торгово-транспорт-ный узел, центр российских и зарубежных миграций. Эти факторы дали заметный толчок развитию общественно-политической и культурной жизни не только города, но и всего Дальнего Востока. Автор считает необходимым указать на значимость формирования в городе театрального искусства, поскольку именно через театр общество судит о собственной жизни, осознаёт свои интересы, конфликты и социальные проблемы. Историческое развитие театрального искусства неотделимо от развития самого общества, уровня его культуры в целом и преобладания в ней тех или иных художественных тенденций. Такие особенности развития Владивостока, как приток капиталов, переселенцев, экономический подъём способствовали рождению профессионального театра, формируя общественный запрос на культурное времяпрепровождение. С другой стороны, являясь крупным центром различных миграций, Владивосток притягивал не только потоки предпринимателей, рабочих, иностранных отходников, но и различных гастролировавших артистов и актёрские группы. Созданию в городе слоя хорошо подготовленных актёров способствовал приток российских гастролёров, заметно влиявших на театральное искусство провинции, появление специально оборудованных театральных зданий и пр. В результате на рубеже XIX—XX вв. Владивосток приобретает особое значение в развитии дальневосточного театра. В статье выделены такие особенности владивостокского театрального искусства, как жанровое (драматическое и музыкальное) разнообразие, наличие национальных форм (русский, украинский, китайский театр). Ключевые слова: Дальний Восток, Приамурское генерал-губернаторство, Владивосток, театр, театральное искусство, особенности развития театра, рождение профессионального театра, жанровое разнообразие, национальные формы (русский, украинский, китайский театр).
Vladivostok as a center of theatre arts of the Russian Far East at the turn of the 20th century.
Ljudmila Galljamova, Institute of History, Archeology and Ethnography of the Peoples of the Far East, FEB RAS, Vladivostok, Russia. E-mail: [email protected].
The article analyzes the role of Vladivostok in the development of theatre arts on the outskirts of the Far East. It is emphasized that at the turn of the twentieth century, Vladivostok became the largest settlement of the Amur governor-generalship, the most important economic, trade and transportation hub, the center of Russian and foreign migration. These factors gave a significant boost to the social, political, and cultural life of not only the city but the whole Far East. The author considers that it is necessary to point out the successful formation of performance arts in the city as the members of society judge their lives, are aware of their interests, conflicts, and social problems. The historical development of theatre arts is inseparable from the development of the society, the level of culture in general, and the predominance of various artistic trends. Such features of Vladivostok development as the capital inflow, immigrants, and economic upturn contributed to the creation of professional theatre generating public demand for the cultural pastime. On the other hand, Vladivostok being a major center of various migrations attracted not only groups of entrepreneurs, workers, foreign migrant workers but also a variety of guest artists and actor's groups. The creation of well-prepared actors was encouraged by the influx of Russian guest artists who influenced on theatre arts in the province, by the formation of specially equipped theatre buildings, etc. As a result, at the turn of the twentieth century, Vladivostok was of a particular importance in the development of theatre in the Far East. The article highlights such features of Vladivostok performance arts as its genre diversity (drama and music), the existence of different national forms (Russian, Ukrainian, and Chinese Theatre). Keywords: Far East, Amur Governor-General, Vladivostok, theatre, theatre arts, development characteristics, creation of professional theatre, genre diversity, national forms (Russian, Ukrainian, Chinese Theatre).
Значение театрального искусства в духовной жизни общества трудно переоценить, его роль очевидна и обусловлена тем, что именно через театр общество судит о собственной жизни, осознаёт свои интересы, конфликты и социальные проблемы. Историческое развитие театрального искусства неотделимо тех или иных художественных тенденций. Реконструкция процесса зарождения и становления российского театрального искусства не может быть достаточно полной и адекватной без исследования театральной провинции, в т.ч. российского Дальнего Востока, где находили своё проявление общие закономерности, дополняемые местными красками и нюансами, обогащавшими и углублявшими общую картину.
Особый интерес для изучения истории театрального искусства на Дальнем Востоке России представляет владивостокский театр. Во-пер-
вых, Владивосток достаточно быстро стал крупнейшим городом Приамурского генерал-губернаторства, воплотив в себе особенности и типичные черты развития региона; во-вторых, он превратился в самый значительный транспортный узел, связанный речными, морскими и железнодорожными путями как с городами Сибири и Дальнего Востока, так и Европейской России, что способствовало втягиванию его в общероссийские процессы и закономерности; в-третьих, к концу XIX в. город являлся крупным центром различных миграций, притягивавшим не только потоки переселенцев, предпринимателей, рабочих, иностранных отходников, но и различных гастролировавших артистов и актёрских групп. Наконец, на рубеже XIX—XX вв. Владивосток наряду с Порт-Артуром становится, по выражению одного из современников, «театральным оплотом всего края» [12, с. 257].
Как и в других российских городах, театральная жизнь во Владивостоке начиналась силами энтузиастов и долгое время ограничивалась любительскими спектаклями. Первой сценической площадкой стал Морской клуб, а нижние чины Сибирского флотского экипажа ставили спектакли в своей столовой [10, с. 409; 13, с. 123]. Драматические и музыкальный кружки возникают в 1870-е гг. не только в самом городе, но и на о. Русском (также входившем в состав Владивостока) [10, с. 409; 13, с. 145].
На свежий взгляд, любительские театральные постановки производили «впечатление, равносильное тому, когда дети играют в „больших"» [13, с. 179], но, тем не менее, существование таких кружков для многих вла-дивостокцев представляло, по словам одного из летописцев края М.Г. Гребенщикова, «...истинное благодеяние... Все такие кружки хоть несколько да сближают общество, позволяя говорить об игре исполнителей, о выборе пьес, о ролях и музыкальных произведениях, порождая более высокие интересы, нежели игра в карты» [4, с. 92—93]. Благотворность подобных развлечений понимал и командир Сибирского флотского экипажа капитан первого ранга Д.В. Палеолог, поощрявший разумную самодеятельность своих подчинённых [13, с. 179].
По решению царского правительства, в начале 1870-х гг. главный порт на Тихом океане был перенесён из Николаевска-на-Амуре во Владивосток, что дало толчок дальнейшему развитию разумных развлечений. Особенным оживлением отмечен 1878 г., когда «морской клуб начал увеселять спектаклями и семейными вечерами» [13, с. 123]. Однако наиболее частыми развлечениями горожан оставались выступления приезжих акробатов и фокусников, китайские уличные представления и театрализованные праздники [13, с. 179—180; 14, с. 218, 253].
В 1885 г. купец И.И. Галецкий построил во Владивостоке первый на Дальнем Востоке специализированный театральный зал. Это была пристройка к его гостинице, рассчитанная на 350 мест и получившая название «Театральный зал мадам Галецкой» [3, с. 33]. В этом театре на протяжении двух лет регулярно показывали спектакли члены «Кружка любителей драматического искусства», возникшего в 1885 г. во Владивостоке.
И хотя исполнительский уровень был невысок — спектакли ставились с 5—6 репетиций, какие-либо принципы в выборе репертуара отсутствовали [7, с. 37], — владивостокская публика воспринимала эти представления довольно доброжелательно.
Новый театральный зал дал возможность профессиональным труппам проводить в городе свои сезоны. Первым таким коллективом стала труппа благовещенского антрепренёра М.К. Шумилина, прибывшая во Владивосток в 1885 г. и давшая несколько спектаклей в театре И.И. Га-лецкого [9, с. 210]. В сезоны 1887 и 1888 гг. во Владивостоке гастролировала также труппа драматических артистов из Благовещенска под руководством Н. Мочалова. Однако состав творческого коллектива был неполным, в него входило всего 7 актёров, и спектакли шли с привлечением непрофессиональных артистов [7, с. 38]. Это, с одной стороны, отрицательно сказывалось на художественном уровне постановок, но с другой — формировало у любителей более профессиональный подход к театру, актёрской игре, оформлению спектаклей, а у зрителей — понимание разницы между актёрским исполнением роли и обычной самодеятельной игрой.
Строительство Великой Сибирской магистрали и её восточного участка — Уссурийской железной дороги дало мощный импульс развитию города, росту культурных потребностей его населения. Яркий образ Владивостока тех лет запечатлел известный актёр и антрепренёр В.В. Тальзатти, проработавший в дальневосточных театрах 1894—1897 гг.: «Владивосток, по своему торговому и стратегическому значению — город громадной будущности: обширный коммерческий и военный порты, до 35 тыс. жителей... пункт обмена русских, китайских, японских и европейских товаров, конец Великого Сибирского железнодорожного пути. Много интеллигенции, коммерсантов, мастеровых и рабочих разных национальностей; подряды, сделка, купля, продажа в больших и малых размерах, аферы, работа в конторах, на кораблях, в порту и в укреплениях (крепость 1 -го класса) — всё это превращает жизнь Владивостока в какую-то лихорадочную суету и сутолоку, ослабевающую немного при замерзании „Золотого Рога" (порт). Следствием такой кипучей деятельности является желание к вечеру отдохнуть от дневных забот за разумным развлечением, которым считается театр, пользующийся здесь большим успехом» [20, с. 527].
Рост общественного интереса к театральным зрелищам способствовал, прежде всего, оживлению деятельности любительского театра: «Вообще страсть к любительским спектаклям во Владивостоке (главным образом зимой) изумительно-свирепая: играют в Морском собрании (где единственное в городе прекрасное концертное зало со сценой на 700 чел.) с антрепренёрской аккуратностью раз или два в неделю, играют в Военном собрании, в клубе приказчиков, играют дамы-патронессы, играют любители-малороссы, играют акушерки и учителя, играют дома, у местных аристократов, играют, наконец, солдаты (лучше всех любителей). Бывало так, что на неделе каждый день спектакль» [20, с. 527].
С другой стороны, экономический подъём, переживаемый Владивостоком, стимулировал приток творческих сил на окраину, манившую артистов своей романтикой, возможностью заработать, они ехали и небольшими группами, и поодиночке, и целыми труппами. В последнее десятилетие XIX в. гастроли профессиональных артистов во Владивостоке стали ежегодным явлением, они прибывали из самых разных российских городов: из Иркутска, Благовещенска, Хабаровска, Москвы, Петербурга и др. В эти годы во Владивостоке работали труппы под руководством Д.С. Орлова-Семашко, М.Ф. Кна-уф-Каминской, В.В. Тальзатти, А.М. Северской-Сигулиной и др. [9, с. 211].
Гастроли профессиональных мастеров сцены имели большое значение: они способствовали повышению исполнительского уровня актёров-любителей, влияли на формирование эстетических вкусов владивостокской публики, предоставляя ей богатый материал для сравнения. Кроме того, некоторые из гастролёров оставались на жительство во Владивостоке, способствуя складыванию здесь стабильного контингента профессиональных артистов. Таким образом, к концу XIX в. сформировался целый ряд факторов, стимулировавших переход к постоянно действующему профессиональному театру в городе.
Существенным шагом стало проведение постоянных театральных сезонов, первый из которых проходил с апреля до конца ноября 1895 г., когда во Владивосток прибыли опереточные артисты во главе с М. Васильевым (тенор), в труппу входили П. Станиславская (сопрано), В. Тальзатти (баритон), на рояле аккомпанировала М. Кнауф-Каминская. В спектаклях принимал участие местный любительский хор, было показано несколько оперетт, а также оперы «Травиата» и «Аида» Дж. Верди.
Именно М. Васильев1 стал инициатором создания первой профессиональной театральной труппы во Владивостоке, сформировав в 1896 г. небольшой коллектив артистов под своим руководством [2, с. 70; 3, с. 48]. В адрес военного губернатора Приморской области П.Ф. Унтербергера М. Васильев направил гарантийное письмо («подписку»), в котором взял на себя обязательство «...составить оперетно-драматическую труппу, пригласив на главные роли артистов, пользующихся хорошим отзывом печати в провинциях Европейской России или Сибири. Иметь струнный оркестр из 10 чел. хороших музыкантов, а равно хорошего дирижёра и декоратора», а также «.ставить пьесы, как-то: трагедии, драмы, комедии, оперетты, водевили, изредка оперы с приличным ансамблем, не нарушающие эстетического чувства публики, и давать в год приблизительно 120 спектаклей» [2, с. 70]. Летом 1898 г. труппа М. Васильева вновь приехала во Владивосток, в её репертуаре были оперетты и драматические спектакли, заслужившие одобрение владивостокской публики. К сожалению, натолкнувшись на равнодушие городской управы, не пожелавшей материально поддержать начинание М. Васильева по созданию постоянно действующей
1 М. Васильев — сценический псевдоним, настоящая фамилия — М.В. Васильев-Лазурин.
театральной труппы, этот коллектив просуществовал недолго. Препятствием стала высокая арендная плата за театральные залы. Столь же кратковременными и неудачными были попытки создать во Владивостоке постоянный театр со стабильно действующей труппой таких антрепренёров, как Мочалов, Шумилин, Копылов [7, с. 40—41].
Важное значение для развития театральной культуры Владивостока имела постройка в 1899 г. купцом А.А. Ивановым на углу улиц Корейской и Светланской большого каменного здания для театра, рассчитанного на 775 мест, под названием «Тихий океан». На крыше здания с фасада была установлена большая лира. Это был первый на всём Дальнем Востоке каменный театр [3, с. 60—61; 17, с. 533; 11, с. 162]. Помещение располагало небольшими фойе и коридорами, служившими для прогулок публики во время антрактов, для артистов были устроены специальные уборные. Театр имел электрическое освещение и паровое отопление (хотя паровой котёл был слабо пригоден и в конце сезона 1899—1900 гг. признан по своему состоянию небезопасным) [19, с. 111].
В день открытия театра «Тихий океан» 1 июля 1899 г. состоялся спектакль «Чародейка», в котором с большим успехом выступила известная на Дальнем Востоке артистка М.Н. Нинина-Петипа [3, с. 61]. На ближайший сезон театр был арендован компанией антрепренёров И.Б. Яворского и К.П. Мирославского, назвавших себя «Дирекцией Дальнего Востока». У дирекции числились две труппы — драматическая и опереточная. Однако драматическая труппа располагала всего 3—4 профессиональными актёрами, драматические спектакли проходили не слишком удачно и давали плохие сборы. Зато опереточная труппа пользовалась убедительным успехом, её спектакли проходили 5 раз в неделю. Большие симпатии публики вызывали артистка Иванова, обладательница колоратурного сопрано, певица Фролова, артисты — баритон Гетманов и комик-буфф Блажев. Репертуар был довольно разнообразен, но особой популярностью у вла-дивостокцев пользовались оперетты «Гейша», выдержавшая наибольшее число представлений, «Продавец птиц», «Цыганский барон», «Заколдованный замок», «Перикола», «Адская любовь», «Корневильские колокола», «Рудокопы» и др. [19, с. 111].
Появление специализированного зрелищного здания открывало перспективы для дальнейшего развития театрального искусства, гарантируя стабильную деятельность сезонных и гастрольных групп. Именно на сцене театра «Тихий океан» стали проходить спектакли Русской оперной труппы, гастроли которой во Владивостоке впервые состоялись летом 1900 г. В её состав входило 11 солистов-вокалистов, оркестр из 18 музыкантов и хор из 22 певцов, а репертуар состоял из произведений Дж. Верди «Отелло», «Аида», «Трубадур», «Риголетто», «Травиата», Ж. Бизе «Кармен», Ш. Гуно «Фауст», Дж. Россини «Севильский цирюльник», П.И. Чайковского «Пиковая дама» и др. Выступления оперных артистов принимались вла-дивостокцами с большой теплотой [10, с. 409].
Этот успех вдохновил купца А.А. Иванова, антрепренёра оперной труппы, полностью переключиться на театральное предпринимательство. В 1901 г. он продал «Тихий океан» купцу А.И. Циммерману, но заключил с ним договор аренды театра на 4 года и стал проводить во Владивостоке постоянные театральные сезоны, ставя не только оперные, но и драматические спектакли [9, с. 215—216].
Достаточно скоро, 18 октября 1903 г., в городе состоялось открытие нового обширного театра «Золотой Рог», построенного купцом И.И. Га-лецким, большим поклонником театрального искусства, театральный зал которого сгорел в 1899 г. Формой и внутренним устройством новый театр напоминал московский Солодовниковский и был рассчитан на 1000 зрителей; первым спектаклем был «Джентльмен». Таким образом, Владивосток стал театральной столицей Приамурского генерал-губернаторства, первым дальневосточным городом, в котором появился постоянный театр с профессиональной труппой из хорошо подобранных опытных актёров.
Уже на этом этапе особенностью Владивостока стало заметное национальное разнообразие театральной жизни. Этому способствовали, прежде всего, приезды и выступления артистов из соседних зарубежных государств, в первую очередь из Китая. В конце 1890-х гг. китайские театральные представления стали постоянным компонентом владивостокских развлечений. Так, в 1900 г. в городе действовали Временный китайский театр на 400 зрителей, расположенный на ул. Пекинской, и Новый китайский театр Ван-тын-сина (на ул. Корейской), также на 400 мест, дававшие представления ежедневно [19, с. 111 — 112]. Кроме того, наряду с русскими артистами в городе гастролировали украинские труппы. В частности, во Владивостоке неоднократно и с большим успехом работал украинский коллектив под руководством К.П. Мирославского и И.Б. Яворского, впервые приехавший сюда в 1893 г.
Характерно, что и китайское театральное искусство с его традиционной спецификой, воплощённой в соединении черт балета и пантомимы, пения и драматической игры, акробатики и военного искусства, пронизанный магией ритма и яркой декоративностью, и украинский национальный театр с присущей ему музыкальностью, экспрессией и красочностью пользовались большой популярностью и имели своего массового зрителя. И это не случайно. Владивосток славился многочисленностью китайских отходников среди горожан, что придавало городу весьма характерный «восточный» колорит. Кроме того, через Владивосток прибывали в Южно-Уссурийский край переселенцы из малороссийских губерний Российской империи — Киевской, Черниговской, Полтавской и др., и удельный вес украинцев среди горожан был также достаточно высок. Не случайно газета «Владивосток» отмечала: «Наш Уссурийский край. тесно связан кровным родством с югом Европейской России, с Малороссией, откуда он получил большую часть теперешнего русского населения. Малороссийское наречие, быт, нравы, Малороссии, её безусловно
музыкальные, художественные мотивы — всё это несомненно должно интересовать и нравиться публике» [1, № 50].
Кроме театральных залов «Золотой Рог» и «Тихий океан», во Владивостоке к 1900 г. действовало несколько небольших театров-варьете, в частности, «Альгамбра» на сопке Тигровой, «Апполо» в гостинице «Тихий океан», при ресторанах «Версаль» и «Петербург», а также концертный зал «Фарс» на ул. Суйфунской [16, с. 466].
В начале 1900-х гг. на волне ширившегося демократического движения в России началась борьба за обновление театрального репертуара, за отражение в искусстве острых проблем современности. «Создатели нового театра К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко стремились сделать театр истинным, чутким выразителем современности. Эта идея захватила театральную среду. Кроме собственно революционных перемен, МХТ [Московский художественный театр — Л.Г. ] вошёл в историю русской культуры благодаря огромному влиянию на театральное искусство провинции» [22, с. 336]. Новый общедоступный театр был призван поднять общую театральную культуру, способствовать росту актёрского искусства, более тщательному репертуарному отбору.
Аналогичные тенденции находят своё проявление и в театральной жизни Владивостока. Так, весной 1901 г. в театре А.А Иванова были поставлены «Дядя Ваня», «Власть тьмы», «Лес», собравшие многолюдную публику и показавшие, что в городе любят классику, а не одну только оперетту. На сцену пришла драматургия А.П. Чехова и М. Горького [10, с. 410]. Состоялись гастроли приглашённой в 1902 г. А.А. Ивановым «Труппы русских драматических актёров московских и петербургских театров», которая привезла блестящий репертуар: «Ревизор» Н. В. Гоголя, «Гамлет» и «Венецианский купец» У. Шекспира, «Бешеные деньги», «Бесприданница» А.Н. Островского, «Идиот», «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского, «Власть тьмы» Л.Н. Толстого, «Чайка», «Иванов», «Три сестры» А.П. Чехова и др. Оперный сезон во Владивостоке открылся 20 августа. Были поставлены «Аида», «Жизнь за царя», «Кармен», «Фауст», «Травиата», «Риголетто», «Галька», «Паяцы», «Жидовка», «Самсон и Далила», «Русалка». Как антрепренёр, А.А. Иванов большое внимание уделял не только подбору актёров, но и другим аспектам театрального процесса. В 1903 г. он предпринял обновление своей труппы, отправив для этой цели в командировку в Москву опереточного артиста Добротини. В состав труппы вошли несколько солисток и солистов, хор состоял из 9 женских и 9 мужских голосов, оркестр — из I5 чел. Режиссёром труппы стал Шастан, капельмейстером — Апрельский, концертмейстером — Шток, сам Доброти-ни занял должность администратора труппы. За период двухмесячного сезона, начавшегося 20 августа, было поставлено 53 оперы и одна оперетта «Птички певчие». Об отдельных актёрах владивостокской оперной труппы в прессе появились весьма благоприятные отзывы. Газета «Дальний Восток» высказалась о постановках вполне доброжелательно, бы-
ло особо отмечено, что такого театрального оркестра (как по числу музыкантов, так и по их исполнительскому уровню) во Владивостоке ещё не было [8, 10 сентября].
Важным событием в театральной жизни Владивостока стало создание в 1903 г. Общедоступного театра, возглавленного М.Н. Нининой-Пе-типа, известной на Дальнем Востоке талантливой актрисой и энергичной предпринимательницей, которой удалось собрать и сплотить в единый ансамбль довольно сильную драматическую труппу. Общедоступный театр 20 июня открыл свой первый сезон, в течение которого были поставлены следующие пьесы: «Тереза Ракен», «Защитник», «Гибель Содома», «Романтики» (2 раза), «Возчик Геншель», «Да здравствует жизнь», «Молодость», «Власть тьмы», «Фома Гордеев» и «Царь Фёдор Иоаннович» (режиссёр — А.И. Тунков, художник А.А. Квапп). В составе труппы выступали такие известные артисты как Е.Ф. Боур, В.В. Истомин-Кастров-ский, А.А. Лодина (отмеченная М. Горьким во время её работы в Самаре), В.Д. Муравлёв-Свирский, Ф.А. Норин, Е.А. Рюмшина (воспитанница московской театральной школы). В октябре 1903 г. труппа Общедоступного театра, которую возглавил режиссёр М.Н. Строителев, перешла в здание нового театра И.И. Галецкого «Золотой Рог» [11, с. 163].
В целом репертуар театра М.Н. Нининой-Петипа, стремление к созданию актёрского ансамбля, оформление, реквизит, костюмы, бутафория — всё было подчинено жизненной правде и говорило о том, что на стратегию деятельности труппы заметное влияние оказывала эстетика Московского художественного общедоступного театра (будущего МХАТа). В театре были представлены лучшие пьесы классического репертуара: «Тартюф» Ж.-Б. Мольера, «Коварство и любовь» и «Мария Стюарт» Ф. Шиллера, «Ревизор» Н.В. Гоголя, «Царь Фёдор Иоаннович» А.Н. Толстого, «Волки и овцы» и «Доходное место» А.Н. Островского, «Уриэль Акоста» К. Гуцкова, пьесы А.П. Чехова «Дядя Ваня» и «Иванов». Труппой Общедоступного театра во Владивостоке были впервые поставлены «На дне» и «Мещане» А.М. Горького [6, с. 163—164]. Однако наряду с этим, в репертуаре театра были и многочисленные мелодрамы, старые, испытанные пьесы, переделки, не требовавшие от артистов большого труда над ролью, лёгкие в постановке и отвечавшие вкусам местной демократической публики.
Влияние Московского художественного театра сказывалось и на театре А.А. Иванова: стремясь к созданию актёрского ансамбля, руководство включало в контракты пункт, обязывавший всех «первых персонажей» выступать не только в главных, но во второстепенных ролях [9, с. 215]. Кроме профессионализма актёров, большое внимание уделялось техническому оформлению спектаклей: сцена обставлялась с проработкой мельчайших деталей, прекрасно выполненные декорации, мебель и прочие аксессуары щеголяли новизной. Небольшой, но уютный театр также носил следы обновления. (Большие затраты А.А. Иванова на костюмы и оформление подтверждаются и тем фактом, что в пожаре, вспыхнувшем в январе
1904 г., сгорело 44 оперных, 87 опереточных, 127 драматических декораций и костюмов на сумму около 90 000 руб. [21, с. 131]).
Зимний сезон 1903—1904 гг. Общедоступный театр открыл 18 октября. В течение сезона поставлено около 50 пьес, много бенефисных спектаклей, сбор с которых полностью или частично поступал в пользу актёров-«бенефициантов» (за вычетом расходов по спектаклю, «бенефициант» имел право по своему усмотрению назначать повышенные цены на билеты, а также выбирать пьесу для своего бенефиса). В частности, за зимний сезон (по 8 февраля 1904 г.) театр поставил такие спектакли, как «Клуб холостяков» (бенефис артистки Можанской), «Чем жить?» (бенефис М. Строителева), «Погоня за наслаждением» (бенефис Ф.А. Нори-на), «Хижина дяди Тома» (бенефис Полякова) и др. Удачным в материальном и художественном отношении признан бенефис артиста Васильева («Орлёнок»). 19 декабря артистка К.А. Рюмшина отпраздновала бенефисом 45-летие своей сценической деятельности. Приём был сердечный: от публики и артистов драматической и опереточной трупп были поднесены подарки и, кроме того, Е.Ф. Боур от имени драматической труппы зачитал адрес [15, с. 82—83, 88].
В начале XX в. во Владивостоке не утратил своей активности и любительский театр. Ведущие позиции в репертуаре любителей занимали русские пьесы — здесь наряду с именами А. Островского, Н. Гоголя, А. Пушкина, Л. Толстого, А. Чехова, Л. Андреева, М. Горького фигурировали фамилии типичных для провинциальной сцены авторов: А. Сумба-тов-Южин, А. Суворин, В. Крылов, И. Шпажинский и др.
Наступивший 1904 г. принёс дальневосточникам тяжёлые испытания. Первый удар пришлось вынести владивостокскому театру: 4 января сгорело здание, арендованное антрепренёром А.А. Ивановым. На зимний сезон 1903—1904 гг. у него оставалась только опереточная труппа, артисты которой оказались без средств, т.к. А.А. Иванов был вынужден объявить о своей несостоятельности. Он обратился с ходатайством об оказании помощи труппе к Е.И. Алексееву, наместнику на Дальнем Востоке (последний, правда, на данную просьбу не откликнулся). Однако опереточным артистам было выделено Высочайше дарованное пособие в 5000 руб. Получив также 1400 руб. с благотворительного спектакля, устроенного в их пользу в Общедоступном театре, актёры поспешили, вследствие объявления войны с Японией, выехать из Владивостока. Возродить свой театр А.А. Иванову так и не удалось, в ноябре 1906 г. он скончался от сердечного приступа.
Начавшаяся в 1904 г. русско-японская война привела к временному затишью в театральной жизни Владивостока. В городе было объявлено военное положение, началась частичная эвакуация населения, выехали многие артисты. Однако часть драматической труппы М.Н. Нининой-Пе-типа, несколько артистов и сама антрепренёрша остались во Владивостоке. После объявления в городе осадного положения городские власти
обязали всех жителей, желающих остаться, внести обеспечение деньгами или продовольствием. Исключение было сделано только для труппы Нининой-Петипа. Кроме того, военный комендант Владивостока взял артистов под своё покровительство, и труппа была оставлена в городе для развлечения населения и войск. Спектакли в Общедоступном театре шли 2 раза в неделю, в них играли все артисты, включая М. Н. Нинину-Петипа. Немногочисленная публика охотно посещала театральные представления.
Накануне и в годы русско-японской войны во Владивостоке продолжали работать китайские театры. Частыми гостями в городе были малороссийские артисты И.Б. Яворского и К.П. Мирославского. Их репертуар состоял преимущественно из украинских пьес: «Наталка-Полтавка» А. Су-ходольского, «Сватанье на Гончаривци» Г. Квитко-Основьяненко, «Запорожец за Дунаем» С. Гулак-Артёмовского, «Майска ничь» Н. Гоголя. Украинцы ставили и русские пьесы, были знакомы с зарубежным репертуаром.
В декабре 1905 г. во Владивосток прибыл на гастроли известный и талантливый русский актёр М.В. Дальский с труппой из 8 чел. (актрисы — Шумилина, Изборская, Лидарская, Лелева; актёры — Кручинин, Минаев-Мирский, Терлецкий и Ястребов). На всё время пребывания во Владивостоке М. Дальский пригласил в свою труппу артистов из театра Нининой-Петипа (Бегичеву, Ржевскую, Ржевского, Радова, Лукошенко, Леонидова, Смирнова и др.). В репертуаре были пьесы: «Гамлет» У. Шекспира, «Разбойники», «Коварство и любовь» Ф. Шиллера, «Кин» А. Дюма, «Отец» Ю. Стриндберга, «Без вины виноватые» А.Н. Островского, «Горе от ума» А. С. Грибоедова, «Уриэль Акоста» К. Гуцкова и др.
Появление гастролёра такого редкого дарования, как М.В. Дальский, имело важное значение для дальневосточного, и владивостокского в частности, театра. Актёрскому искусству Дальнего Востока в начале XX в. была свойственна зависимость от господствовавших зрительских вкусов, навязывавших наивный реализм, актёры вели психологическую разработку роли средствами системы амплуа. Гастролировавшие артисты, особенно талантливые, являвшие собой свободных художников, представляли актёрский театр. «Сохраняя прерогативы великого чуда — индивидуального творчества — они обогащали нарождающийся режиссёрский театр, ибо несли в себе бунт против устоявшегося искусства, тягу к своей личной, неповторимой трактовке главной роли, а то и всей пьесы, к анализу сокровенных тайн человеческой души.» [22, с. 338].
Гастроли М.В. Дальского проходили с небывалым успехом, владивостокскую публику подкупало и то обстоятельство, что часть сборов шла в пользу раненых. Кроме того, по инициативе артиста на каждый спектакль администрация выделяла бесплатные билеты для учащихся мужской и женской гимназий и низкооплачиваемых чиновников, содержавших большие семьи [5, с. 13—14]. После отъезда М. Дальского Нинина-Пети-па передала свой театр антрепренёру А.Н. Соломину, сохранив процентное участие в прибылях. К сожалению, во время погрома Владивостока,
произошедшего 30—31 октября 1905 г., случился пожар в здании И.И. Га-лецкого, арендуемом труппой М.Н. Нининой-Петипа, в огне погибло всё театральное имущество антрепренёрши, которая потеряла всякую возможность возродить своё дело [15, с. 147].
Однако театральная жизнь во Владивостоке продолжалась. С 1906 г. всё более влиятельной фигурой театрального мира становится актёр и антрепренёр И.М. Арнольдов. Первоначально он сформировал для Владивостока оперную труппу, которая впоследствии пополнилась драматическими актёрами и настолько разрослась, что с конца 1907 г. стала играть в двух театрах («Золотой Рог» и «Тихий океан»). Кроме И.М. Арнольдо-ва появляются и другие антрепренёры — Л.3. Крижевская, Е.М. Долин, А.А. Левицкий, Л.П. Розанов, И.Н. Неведомов и др. [16, с. 467], другие артистические имена, прибывают знаменитые гастролёры (братья Адель-гейм, М. Петипа, В. Комиссаржевская, Г. Ге, К. Варламов, В. Давыдов, П. Ор-ленев и др.), возникают новые театральные площадки (в городе построен Народный дом со специальным театральным залом и Пушкинский театр при Собрании приказчиков [15, с. 467; 18]), распространяются новые театральные жанры (в частности, кабаре, варьете, театр миниатюр) — всё это свидетельствовало о наступлении нового этапа в развитии театральной культуры Владивостока.
Таким образом, на рубеже Х1Х—ХХ вв. театральное искусство дальневосточной окраины, и в первую очередь Владивостока, сделало крупный шаг в своём развитии. Это происходит благодаря рождению профессионального театра, формированию слоя хорошо подготовленных актёров, притоку российских гастролёров, заметно влиявших на театральное искусство провинции, появлению специально оборудованных театральных зданий и пр. Особенностью театрального искусства Владивостока было не только его жанровое (драматическое и музыкальное) разнообразие, но и наличие разных национальных форм (русский, украинский, китайский театр).
ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
1. Владивосток. 1893. № 50.
2. Владивосток: Сборник исторических документов (1860—1907 гг.). Владивосток, 1960. 220 с.
3. Владивосток. Штрихи к портрету. Владивосток: Дальневост. книжное изд-во, 1985. 304 с.
4. Гребенщиков М.Г. По Дальнему Востоку. Путевые заметки и воспоминания. СПб.: Типография Я.И. Либермана, 1887. 278 с.
5. Гришко С.З. Гастроли выдающихся деятелей русского театра во Владивостоке (начало XX в.) // Культура Дальнего Востока. Х1Х—ХХ вв.: Сб. научных трудов. Владивосток: Дальнаука, 1992. С. 12—23.
6. Гришко С.З. Деятельность первого Общедоступного театра во Владивостоке в начале XX века // История культуры Дальнего Востока СССР XVII—XX вв. Дооктябрьский период. Владивосток: ДВО АН СССР, 1989. С. 161 — 172.
7. Гришко С.З. Театральная деятельность во Владивостоке в конце XIX века // Культура народов Дальнего Востока. Традиции и современность. Владивосток: ДВНЦ АН СССР, 1984. С. 36—42.
8. Дальний Восток, 1903. 10 сент.
9. Иванов А.С. Театральная культура Дальнего Востока до 1917 г. // История культуры Дальнего Востока России XVII —начала XX вв. Владивосток: Дальнаука, 1996. С. 203—220.
10. История Дальнего Востока СССР в эпоху феодализма и капитализма. М.: Наука, 1991. 471 с.
11. История культуры Дальнего Востока России XVII—XX вв. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1998. 300 с.
12. Козлов В. Дальневосточные театры // Театр и искусство. 1907. № 14—15. С. 233—268.
13. Матвеев Н.П. Краткий исторический очерк г. Владивостока. Владивосток: Издательство «Уссури», 1990. 302 с.
14. Матвеев Н.П. Краткий исторический очерк г. Владивостока // Альманах «Рубеж». Владивосток: Тихоокеанское изд-во «Рубеж», 2010. 480 с.
15. Преснякова Л.В., Пресняков С.В. Летопись театральной жизни дальневосточного региона по материалам столичной прессы (конец XIX —начало XX вв.). Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2005. 350 с.
16. Приморский край: Краткий энциклопедический справочник. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1997. 595 с.
17. Путеводитель по Великой Сибирской железной дороге. СПб.: Товарищество ху-дож. печати, 1900. 560 с.
18. Розенфельд С. Театры Владивостока // Владивосток, 1993. 2 июля.
19. Справочная книга Владивостока. Владивосток: Типо-литография Н.В. Ремезова, 1900. 250 с.
20. Тальзатти В.В. Театральное дело в Сибири // Театр и искусство. 1897. № 27—32. С. 94—574.
21. Хроника // Театр и искусство. 1904. № 6. С. 131.
22. Шавгарова А.В. Становление театральной культуры на Дальнем Востоке (конец 90-х гг. XIX в. — начало 10-х гг. XX в.) // Дальний Восток России: исторический опыт и пути развития региона (Первые Крушановские чтения, 1998 г.). Владивосток: Дальнаука, 2001. С. 335—340.
REFERENCES
1. Vladivostok, 1893, no. 50. (In Russ.)
2. Vladivostok. Sbornikistoricheskih dokumentov. 1860—1907 gg. [Vladivostok. Collection of historical documents. 1860-1907]. Vladivostok Publ., 1960, 220 p. (In Russ.)
3. Vladivostok. Shtrihikportretu [Vladivostok. Portrait details]. Vladivostok, Dalnevost. knizhnoe izd-vo Publ., 1985, 304 p. (In Russ.)
4. Grebenshchikov M.G. Po Dalnemu Vostoku. Putevye zametki i vospominaniya [Around the Far East. Travel essays and memoirs]. Saint Petersburg, Tipografiya Ya.I. Libermana Publ., 1887, 278 p. (in Russ.)
5. Grishko S.Z. Gastroli vydayushchihsya deyatelej russkogo teatra vo Vladivostoke (nachalo XX v.) [Tours of outstanding figures of Russian theatre in Vladivostok (the early 20th century)]. Kultura Dalnego Vostoka. XIX—XX vv. Sb. nauchnyh tru-dov [Culture of the Far East. 19th-20th centuries: Collection of scientific papers]. Vladivostok: Dalnauka Publ., 1992, pp. 12-23. (In Russ.)
258
n.l/l. rarnflMOBa
6. Grishko S.Z. Deyatelnost pervogo Obshchedostupnogo teatra vo Vladivostoke v nachale XX veka [Activity of the first public theatre in Vladivostok in the early 20th century]. Istoriya kultury Dalnego Vostoka SSSR. XVII—XX vv. Dooktyabrskijperiod [The history of culture of the Soviet Far East. Pre-October period]. Vladivostok: DVO AN SSSR Publ., 1989, pp. 161-172. (In Russ.)
7. Grishko S.Z. Teatralnaya deyatelnost vo Vladivostoke v konce XIX veka [Theatrical activity in Vladivostok at the end of the 19th century] Kultura narodov Dalnego Vostoka. Tradicii i sovremennost [Culture of peoples of the Far East. Traditions and contemporaneity]. Vladivostok: DVNC AN SSSR Publ., 1984, pp. 36-42. (In Russ.)
8. Dalnij Vostok. 1903. Sept. 10. (In Russ.)
9. Ivanov A.S. Teatralnaya kultura Dalnego Vostoka do 1917 g. [Theatrical culture of the Far East before 1917] Istoriya kultury Dalnego Vostoka Rossii XVII — nachala XX vv. [The history of culture of the Soviet Far East in the 17th — the beginning of the 20th century]. Vladivostok, Dalnauka Publ., 1996, pp. 203—220. (In Russ.)
10. Istoriya Dalnego Vostoka SSSR v ehpohu feodalizma i kapitalizma [History of the Soviet Far East in the era of feudalism and capitalism]. Moscow, Nauka Publ., 1991, 471 p. (In Russ.)
11. Istoriya kultury Dalnego Vostoka Rossii XVII—XX vekov [The history of culture of the Russian Far East in the 17—20th centuries]. Vladivostok, Izd-vo Dal'nevostochnogo universiteta Publ., 1998, 300 p. (In Russ.)
12. Kozlov V. Dalnevostochnye teatry [Far Eastern theatres] Teatr i iskusstvo. 1907, no. 14—15, pp. 233—268. (In Russ.)
13. Matveev N.P. Kratkij istoricheskij ocherk g. Vladivostoka [Brief historical overview of Vladivostok]. Vladivostok, Izdatelstvo "Ussuri" Publ., 1990, 302 p. (In Russ.)
14. Matveev N.P. Kratkij istoricheskij ocherk g. Vladivostoka [Brief historical overview of Vladivostok]. Almanac Rubezh. Vladivostok, Tihookeanskoe izdatel'stvo "Rubezh" Publ., 2010, 480 p. (In Russ.)
15. Presnyakova L.V., Presnyakov S.V. Letopis teatralnoj zhizni dalnevostochnogo regio-na po materialam stolichnoj pressy (konec XIX — nachalo XX vv.) [Chronicle of the theatrical life of the Far East according to the materials of metropolitan press (the end of the 19th — the beginning of the 20th centuries.]. Vladivostok, Izd-vo VGUJES Publ., 2005, 350 p. (In Russ.)
16. Primorskij kraj. Kratkij ehnciklopedicheskij spravochnik [Primorye Region: Brief encyclopedic reference book]. Vladivostok, Izdatel'stvo Dal'nevostochnogo universiteta Publ., 1997, 595 p. (In Russ.)
17. Putevoditelpo Velikoj Sibirskoj zheleznoj doroge 1900 [Guide-book about the Trans-Siberian Railway]. St. Petersburg, Tovarishchestvo hudozhestvennoj pechati Publ., 1900, 560 p. (In Russ.)
18. Rozenfeld S. Teatry Vladivostoka [Vladivostok theatres]. Vladivostok, 1993, Jul 2. (In Russ.)
19. Spravochnaya kniga Vladivostoka [Directory of Vladivostok]. Vladivostok, Tipo-lito-grafiya N.V. Remezova Publ., 1900, 250 p. (In Russ.)
20. Talzatti V.V. Teatralnoe delo v Sibiri [Theatrical business in Siberia]. Teatr i iskusstvo. 1897, no. 27—32, pp. 494—574. (In Russ.)
21. Hronika [Chronicle]. Teatr i iskusstvo. 1904, no. 6, pp. 131. (In Russ.)
22. Shavgarova A.V. Stanovlenie teatralnoj kultury na Dalnem Vostoke (konec 90-h go-dov XIX v. — nachalo 10-h godov XX v.) [Formation of theatre arts in the Far East (the end of the 1990s of the 19th century — the early 1910s of the 20th century)]. Dalnij Vostok Rossii: istoricheskij opyt i puti razvitiya regiona (Pervye Krushanovskie chteniya, 1998 g.) [Russian Far East: historical experience and the development of the region (First Krushanov Readings, 1988)]. Vladivostok, Dalnauka Publ., 2001, pp. 335—340. (In Russ.)