Научная статья на тему 'Антреприза Вятского концертного зала во второй половине XIX начале XX в'

Антреприза Вятского концертного зала во второй половине XIX начале XX в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
335
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТРЕПРИЗА / АНТРЕПРЕНЁР / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ТЕАТР / ВЯТСКИЙ КОНЦЕРТНЫЙ ЗАЛ / ENTERPRISE / ENTREPRENEUR / PROFESSIONAL THEATRE / VYATSKI CONCERT HALL

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Колесникова Анна Николаевна

Рассматривается антреприза как основная форма организации профессионального театрального дела Вятской губернии во второй половине XIX начале XX в. Она получила наибольшее развитие с момента строительства Вятского концертного зала. В рамках антрепризы главная роль принадлежала антрепренёру. Приведена общая классификация антрепренёров, рассмотрены типы антрепренёров Вятского театра, а также правила аренды Вятского концертного зала. Приведена хронология сдачи Вятского театра в аренду с момента строительства и до 1917 г. Показан состав актёрских трупп и порядок их формирования. Антреприза Вятского концертного зала была в основном связана с профессиональной деятельностью антрепренёра-частника. Актёрские труппы составлялись ежегодно. Главным образом в них входили представители городских сословий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRIVATE THEATRICAL ENTREPRISE OF VYATSKI CONCERT HALL IN THE SECOND HALF OF XIX the BEGINNING OF XX cc

The article is devoted to the private theatrical entreprise as the main form of organization of professional theatre business in Vyatka province in the second half of XIX the beginning of XX cc. The enterprise had got its greatest development since the construction of the Vyatski concert hall. The leading role belonged to an entrepreneur. The general classification of entrepreneurs, different types of entrepreneurs, rental rules of Vyatski Drama theatre are shown. A chronology of putting Vyatski Theatre in rent since the construction till 1917 is presented. The composition of theatre groups and their formation are also given in this article.

Текст научной работы на тему «Антреприза Вятского концертного зала во второй половине XIX начале XX в»

156

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Трибуна молодого автора

УДК 94(470.34)"18/19":792.071(045) А.Н. Колесникова

АНТРЕПРИЗА ВЯТСКОГО КОНЦЕРТНОГО ЗАЛА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX в.

Рассматривается антреприза как основная форма организации профессионального театрального дела Вятской губернии во второй половине XIX - начале XX в. Она получила наибольшее развитие с момента строительства Вятского концертного зала. В рамках антрепризы главная роль принадлежала антрепренёру. Приведена общая классификация антрепренёров, рассмотрены типы антрепренёров Вятского театра, а также правила аренды Вятского концертного зала. Приведена хронология сдачи Вятского театра в аренду с момента строительства и до 1917 г. Показан состав актёрских трупп и порядок их формирования. Антреприза Вятского концертного зала была в основном связана с профессиональной деятельностью антрепренёра-частника. Актёрские труппы составлялись ежегодно. Главным образом в них входили представители городских сословий.

Ключевые слова: антреприза, антрепренёр, профессиональный театр, Вятский концертный зал.

Театральная жизнь Вятской губернии во многом стала интересовать исследователей в постсоветский период. К изучению театра Вятского региона обратился ряд авторов. Одной из первых работ явилась кандидатская диссертация В. Л. Загайновой о развитии профессионального и любительского театра в четырёх губерниях Урала, в том числе Вятской, во второй половине XIX - начале XX в. [4]. Несмотря на заявленную тему, профессиональному театру Вятки уделено крайне незначительное внимание. В основном оно сосредоточено на уездных кружках и обществах любителей драматического искусства. К истории развития музыкального и театрального искусства в Вятке в конце 1990-х гг. обратился Р. М. Преснецов [5]. Одновременно рассматривая развитие драматического и музыкального искусства в городе за продолжительный период времени (со второй половины XIX в. до 1940-х гг.), автор обошёл стороной особенности функционирования профессионального театрального дела в дореволюционный период, ограничившись описанием репертуара. Исследовательский интерес был направлен на местных любителей сценического искусства и гастролирующих артистов. Таким образом, профессиональный театр Вятки второй половины XIX - начала XX в. пока не привлекал внимания исследователей.

Особенностью же организации провинциального театрального дела второй половины XIX - начала XX в. являлась антреприза, представлявшая собой род театрального предпринимательства. Она была характерна для большинства театров крупных провинциальных городов. К их числу принадлежал главный объект театральной жизни Вятской губернии - Вятский театр, носивший название Вятского концертного зала.

Для характеристики антрепризы Вятского концертного зала имеет смысл обратиться к определению отличительных черт антрепренёра как ведущего действующего лица, а также к выявлению его основных функций и обязанностей. Кроме того, важно раскрыть хронологию передачи Вятского концертного зала в аренду, обозначив одновременно типы театрального предпринимательства. Решение этих вопросов возможно при обращении к архивным источникам, представленным делопроизводственными документами, и воспоминаниям.

Главную роль в рамках антрепризы играли театральные предприниматели - антрепренёры, которых советский актёр А. А. Сумароков, до революции выступавший в нескольких провинциальных театрах и ставший главным режиссёром Нижегородского драматического театра, разделил на три основных типа по их отношению к театру и актёрскому труду.

К первой группе им были отнесены антрепренёры, названные «кабатчиками», так как содержавшиеся ими театры располагались при кабаках, ресторанах и кафешантанах. Главной их целью было получение прибыли, поэтому заботы об искусстве они совершенно не проявляли. Соответствующим было и их отношение к актёрскому составу. Такие антрепренёры смотрели на актёров цинично, воспринимая их как шутов, а актрис - как женщин лёгкого поведения. Театр рассматривался как «заведение», сам антрепренёр - как его «содержатель».

Второй тип составляли «налётчики». Взяв у приглашённого кассира залог, они получали возможность снять театр и набрать труппу. При благоприятном стечении обстоятельств труппа делала хорошие сборы и, следовательно, антрепренёр мог заплатить актёрам положенное жалование. Если же сборов не было, театральный предприниматель скрывался из города, оставив без средств и кассира, и всю труппу. Такие актёры составляли товарищества пострадавших. Положение артистов и всего персонала зависело не от добросовестности антрепренёра-налётчика, а от количества публики, которая будет посещать представления.

Третья группа была представлена настоящими антрепренёрами, ценителями искусства и театрального дела. Они участвовали в спектаклях в качестве артистов или режиссёров и всю жизнь профессионально занимались театром [7. С. 33-34].

Применяя разработанную Сумароковым классификацию, можно отметить, что антрепренёры Вятского концертного зала отчасти относились ко второму и третьему типам, а в большинстве случаев занимали промежуточное положение между выделенными группами. Были случаи, когда театральные предприниматели не платили жалования актёрам, исчезая и оставляя их без средств к существованию. Однако происходило это, как правило, не преднамеренно, а от недостатка опыта антрепренёрской деятельности и в зависимости от популярности театральных представлений у вятской публики. Многие антрепренёры Вятского театра ответственно подходили к своей деятельности, проявляя заботу о развитии театрального искусства.

Одной из главных функций антрепренёра являлся набор актёрской труппы. Артистов театральные предприниматели набирали на специальных актёрских «рынках», организовывавшихся, как правило, в Москве, а также Санкт-Петербурге и ряде других городов. Чтобы дать театральным предпринимателям возможность познакомиться с собственными талантами и определить степень своей пригодности для набираемой труппы, артисты устраивали закрытые дебюты. Антрепренёры выбирали актёров по амплуа, в соответствии с которым они исполняли подходившие им по внешним и внутренним данным роли. Как вспоминал тот же А. А. Сумароков, труппа составлялась большей частью по пьесе Грибоедова «Горе от ума»: Чацкий - герой-любовник, Молчалин - второй любовник, Фамусов - комик-резонёр, Скалозуб - герой-резонёр, Загорецкий - простак. Труппа из 25-30 человек, составленная по списку действующих лиц «Горе от ума», могла играть любой репертуар того времени [7. С. 24]. Стоит отметить, что актёрские труппы, сформированные антрепренёрами Вятского концертного зала, включали в себя от пятнадцати до двадцати восьми лиц, что являлось достаточным количеством для вятской сцены. Большее количество артистов в труппе и, следовательно, множество занятых амплуа, позволяли антрепренёру подбирать для постановки более разнообразный репертуар. Для вятской антрепризы в конце XIX - начале XX в. традиционной являлась система постановки че-тырёх-пяти театральных представлений в неделю (одно из них по уменьшенной цене). Постоянных и единожды сформированных трупп в провинции в этот период не существовало. Среди профессиональных актёров Вятки были задействованы представители нескольких сословий (дворяне, горожане и крестьяне), при этом они были выходцами из самых различных мест Российской империи, что не являлось для антрепренёра препятствием к образованию труппы.

Анализ рапортов вятского полицмейстера начала XX в., содержавших сведения об артистических труппах, позволяет заключить, что с 1901 г. по 1908 г. в актёрской среде преобладали представители городских сословий, а именно мещан и почётных граждан. Их доля в общем составе артистов равнялась 56,8 % (53,4 % и 3,4 % соответственно). На втором месте находились дворяне, составлявшие 23,9 %. И наконец, наименьшее количество в актёрской среде занимали представители крестьянства - 19,3 % [1. Ф. 582. Оп. 162. Д. 149. Л. 13-13 об; Оп. 163. Д. 185. Л. 12-13; Оп. 164. Д. 234. Л. 13-13 об; Оп. 166. Д. 165. Л. 12-12об; Оп. 170. Д. 1104. Л. 11-12].

Антреприза как способ организации театрального дела в Вятском театре была связана с выбором антрепренёра. Предпочтение Общества владельцев концертного зала, отдаваемое тому или иному театральному предпринимателю в случае их конкуренции, осуществлялось на основании благодарственных писем, а также отзывов о его антрепризах в других городах. Выбранный антрепренёр, прежде чем получить концертный зал в арендное пользование, был обязан заключить с Советом Общества его владельцев контракт об условиях аренды, где определялись права и обязанности сторон. В первую очередь в контракте оговаривались задаток и арендная плата, сумма которой зависела от времени сезона, состояния декораций, общей сценической обстановки [1. Ф. 582. Оп. 33. Д. 82. Л. 6а]. В контракте также прописывалось право антрепренёра на распоряжение мебелью, декорациями и другим театральным

2014. Вып. 3 ИСТОРИЯ И ФИЛОЛОГИЯ

имуществом, которое обозначалось в оценочной описи, составляемой между Советом и каждым предпринимателем, либо между их представителями. Антрепренёр должен был содержать буфет в верхнем и нижнем этажах здания и соблюдать все меры защиты от пожара, не устраивать в нём жилых помещений, поддерживать в исправности и чистоте. Антрепренёру не позволялось возводить сооружения и пристройки, которые бы портили внешний вид театра. Лицо, снявшее Вятский концертный зал, получало право в течение сезона устраивать в нём спектакли, концерты, маскарады и другие увеселения. Прочие лица, получавшие от антрепренёра право организации подобных мероприятий, также должны были руководствоваться условиями данного контракта. Совет Общества обязывал антрепренёра к постановке одного (впоследствии двух) спектакля в пользу концертного зала в день, определявший самим Советом, с равным распределением прибыли от представления между обеими сторонами. За период существования антрепризы все обновлённые и вновь созданные декорации после окончания сезона подлежали передаче Совету целыми сценами, а не выборочными отрывками. В контракте оговаривались жанры произведений: комедии, драмы, оперы, оперетки, а также обсуждалось право пользования гардеробом. Спектакли должны были начинаться строго в указанное в афише время под угрозой штрафа, который с конца XIX в. отчислялся в пользу вятского детского приюта Ведомства учреждений императрицы Марии [1. Ф. 582. Оп. 33. Д. 82. Л. 6а-10, 19-21].

В договоре, выработанном 1-м Всероссийским съездом сценических деятелей, оговаривались правила деятельности театральных предпринимателей, режиссёров, актёров, оркестра и хора. В нём же были указаны штрафы, назначаемые артистам за самые различные проступки. Они выписывались за опоздание на репетицию, отказ от выхода на вызовы публики, самовольную перемену роли, употребление спиртных напитков, порчу театральных принадлежностей. Театральное бюро Русского театрального общества обязательно должно было иметь в наличии настоящие фамилии и сценические псевдонимы артистов труппы каждого провинциального театра [6. С. 293].

Кроме договора с дирекцией, в начале XX в. антрепренёр должен был заключать так называемые условия с участниками труппы. В первую очередь в них указывались род занятий и срок службы артистов, размер и время выплаты жалования, количество спектаклей в будние, праздничные и воскресные дни. Также оговаривались действия в случае несоответствия участника труппы требованиям антрепренёра, переезда труппы в другой город, отмены антрепризы по не зависящим от антрепренёра обстоятельствам, таким как национальный траур, война, эпидемии, забастовки, бунты [3. С. 188-189].

Итак, театральная деятельность антрепренёра в качестве обязательного условия регламентировалась нормативными соглашениями, представленными контрактом с правилами аренды театра и условиями, направленными на регулирование деятельности внутри самой труппы.

На основании циркулярного распоряжения Главного управления по делам печати от 17 марта 1872 г. № 1090 из губерний должны были доставляться отчёты губернаторов со сведениями об имевшихся театрах и труппах. В отчёте за 1878 г., содержавшем данные за предыдущий год, вятский губернатор сообщил в Главное управление об окончании строительства в Вятке здания концертного зала [2. Ф. 776. Оп. 25. Д.269. Л. 23]. Именно это событие явилось ключевым для местной антрепризы, поскольку наибольшее развитие в Вятской губернии она получила после строительства специального театрального здания. Её расцвет относится к периоду с начала 1880-х гг. и до 1917 г.

Стоит отметить, что антреприза Вятского театра была представлена двумя основными типами: частной антрепризой и актёрским товариществом. Большинство антрепренёров концертного зала являлись представителями частной антрепризы. Антрепренёры-частники в свою очередь подразделялись на профессионалов и любителей.

В Вятской губернии, как и в других регионах Российской империи, антреприза функционировала в рамках двух театральных сезонов - зимнего и летнего. Зимний театральный сезон, считавшийся основным, начинался в сентябре-октябре и заканчивался с началом Великого поста в последнее воскресенье Масленицы, то есть в марте-апреле следующего года. Летний сезон начинался в мае-июне, а его закрытие, происходившее, как правило, в августе, было связано с подготовкой к зимнему сезону. Отчёты, доставляемые в Главное управление по делам печати, позволяют воспроизвести хронологию сдачи в аренду антрепренёрам концертного зала в течение всех зимних театральных сезонов.

Первые известия о передаче Вятского театра в аренду относятся к 1878 г., когда театр на два сезона подряд - 1878-1879 гг. и 1879-1880 гг., - сдавался в арендное пользование антрепренёру Д. А. Хотеву-Самойлову. Следующие сведения о вятской антрепризе относятся лишь к сезону 1882-1883 гг., на который театр был отдан антрепренёру Громову, а затем театр арендовал артист

Васильев-Вятский [1. Ф. 582. Оп. 26. Д. 1104. Л. 4 об; Д. 141. Л. 2 об; Ф. 170. Оп. 1. Д. 171. Л. 22 об]. Начиная с этого времени концертный зал был обеспечен антрепризой постоянно. В начале сентября 1884 г. Общество владельцев сдало Вятский театр в аренду актёру А. И. Соколовскому [1. Ф. 582. Оп. 32. Д. 128. Л. 14 об]. Затем два сезона антрепренёром театра был А. И. Бабош-Королёв [1. Ф. 582. Оп. 31. Д. 75. Л. 4; Оп. 33. Д. 161. Л. 8 об]. С 18 октября 1894 г. по 12 февраля 1895 г. Вятский театр держал антрепризу М. Г. Лебедевой. В начальный период существования антрепризы - с 21 октября по 14 ноября - по случаю кончины императора Александра III спектакли были прекращены и возобновились после окончания траура. На зимний сезон 1899-1900 гг. театр был сдан антрепренёру Н. Х. Кобзарю или Кобзареву, имевшему сценический псевдоним Казанский [1. Ф. 170. Оп. 1. Д. 171. Л. 51 об; 2. Ф. 776. Оп. 25. Д. 414. Л. 11; Д. 513. Л. 76].

В начале XX в. выбор антрепренёра мог осуществляться при посредничестве общероссийских театральных организаций. Так, Совет Общества владельцев концертного зала через театральное агентство Е. Н. Рассохиной и театральное бюро Русского театрального Общества получил заявления от двух антрепренёров о желании снять Вятский театр на зимний сезон 1901-1902 гг. После наведения справок о деятельности предпринимателей в предыдущие сезоны в других городах был сделан выбор в пользу Панормова-Сокольского. Однако он, посчитав некоторые пункты контракта слишком обременительными для себя, отказался от антрепризы. Вятскому театру грозила участь остаться на целый сезон без спектаклей. Поэтому Советом Общества во главе с председателем В. А. Шубиным было принято решение поместить объявление о сдаче зала в общеимперском журнале «Театр и искусство» с обозначением суммы задатка и арендной платы. В результате в 1901-1902 гг. театр был арендован князем И. В. Мамлеевым, известным под сценическим псевдонимом Погуляев [1. Ф. 1169. Оп. 1. Д. 1. Л. 18-19, 35-43; Ф. 582. Оп. 162. Д. 149. Л. 13-13 об].

На следующий сезон вятским антрепренёром стал актёр Е. П. Несмелов из труппы И. В. Мам-леева. Труппа Е. П. Несмелова была самой большой за весь период существования антрепризы в Вятке и состояла из двадцати восьми человек - пятнадцати актёров и тринадцати актрис. Однако деятельность Несмелова в новом качестве была недолгой, поэтому ведение театрального дела было передано образованному из его же труппы товариществу артистов [1. Ф. 582. Оп. 163. Д. 185. Л. 12-13]. На зимний сезон 1903-1904 гг. возможность арендовать театр получил А. П. Розенберг-Свирский [1. Ф. 1169. Оп. 1. Д. 1. Л. 88]. С 5 октября 1907 г. по 25 февраля 1908 г. театр на правах арендаторов сняли аптекарский помощник А. М. Нюрнберг, имевший сценический псевдоним Строганов, и крестьянин Московской губернии Бронницкого уезда Мячковской волости П. И. Серов [1. Ф. 582. Оп. 170. Д. 1104. Л. 10-12]. Последний раз перед закрытием на ремонт Вятский театр был сдан в аренду труппе Мацкого на сезон 1908-1909 гг. [1. Ф. 170. Оп. 1. Д. 171. Л. 64 об].

Особое место среди антрепренёров занимала жена дворянина С. Беккеревич со сценическим псевдонимом Ковалёва. В качестве антрепренёра Вятского театра она выступала наибольшее количество раз. Впервые С. Беккеревич-Ковалёва держала антрепризу в течение двух театральных сезонов подряд: в 1905-1906 гг. и 1906-1907 гг. В очередной раз она арендовала теперь уже отремонтированный Вятский театр в зимний сезон 1909-1910 гг. На следующий сезон Ковалёва продолжила своё пребывание в Вятке в качестве антрепренёра: она держала антрепризу совместно с Н. А. Тихомиро-вым-Треплевым. Сезон 1911-1912 гг. связан с уже одиночным пребыванием Н. А. Треплева в качестве антрепренёра [1. Ф. 582. Оп. 166. Д. 165. Л. 12-13; Оп. 168. Д. 451. Л. 8-9; Оп. 172. Д. 22. Л. 8; Ф. 170. Оп. 1. Д. 171. Л. 67 об, 70 об].

Во все последующие сезоны антрепренёры сменяли друг друга, не задерживаясь в Вятке дольше одного года. Сведений о количественном составе трупп этих театральных предпринимателей в источниках не имеется. В 1912-1913 гг. театр снимала труппа А. П. Вяхирева и И. А. Орлова. В 19131914 гг. антрепренёром выступил М. З. Адамов. В следующем сезоне 1914-1915 гг. Вятский театр был сдан в аренду П. П. Шумскому, который предполагал снять концертный зал ещё на один сезон, однако антреприза не состоялась из-за использования театра для военных нужд. И наконец, в последний зимний сезон накануне февральской революции (1916-1917 гг.), театр был отдан в арендное пользование труппе Н. Н. Петровой [1. Ф. 170. Оп. 1. Д. 171. Л. 72 об, 74, 77, 80 об, 82].

Ещё одной разновидностью театрального предпринимательства Вятской губернии являлась любительская антреприза. Тип антрепренёра-любителя в Вятке был представлен актрисой-любительницей О. П. Прозоровой. Первый раз в новом качестве она выступила в сезоне 1890-1891 гг., набрав очень хорошую по провинциальным меркам драматическую труппу. В будущем любительская антреприза,

2014. Вып. 3 ИСТОРИЯ И ФИЛОЛОГИЯ

связанная с именем О. П. Прозоровой, получила дальнейшее развитие. Любительница ещё дважды получала возможность арендовать театр - в 1896-1897 гг. и 1898-1899 гг. [1. Ф. 582. Оп. 38. Д. 70. Л. 1; Ф. 170. Оп. 1. Д. 171. Л. 38, 47].

Кроме антрепренёра-любителя иногда театр сдавался любителям драматического искусства. Причиной могло стать отсутствие театрального предпринимателя, желавшего арендовать театр. Впервые Вятский театр, оставшийся без антрепренёра, был отдан в распоряжение любителей драматического искусства в 1888-1889 гг. Такая же ситуация сложилась в 1891-1892 гг. и, как отмечает А. А. Прозоров, вероятно, спектакли вновь ставились усилиями любителей театра. В очередной раз концертный зал был арендован любителями сценического искусства, создавшими из членов Вятского драматического кружка род товарищества на паях, на 1900-1901 гг. Председателем правления товарищества был избран местный горный инженер С. Л. Подымовский [1. Ф. 170. Оп. 1. Д. 171. Л. 24 об, 32, 54 об].

Вкачестве одной из групп антрепренёров Вятского театра выступали также украинцы. Их труппы, как правило, действовали в качестве товариществ. В первый раз малороссийская труппа под руководством П. С. Мирова-Бедюги давала спектакли в течение зимнего сезона 1895-1896 гг. С деятельностью украинской труппы также связан сезон 1904-1905 гг. Её антрепренёром выступил потомственный почётный гражданин А. Ф. Калинников-Матусин. Его труппа состояла из русско-украинских опереточно-драматических артистов и насчитывала лишь пятнадцать человек. Спектакли в этом сезоне ставились реже обычного - два-три раза в неделю [1. Ф. 170. Оп. 1. Д. 171. Л. 37; Ф. 582. Оп. 165. Д. 141. Л. 1].

Очень редко в качестве антрепренёров выступали товарищества профессиональных актёров. Вятский концертный зал впервые был сдан в аренду Товариществу артистов на сезон 1887-1888 гг. Труппой руководил Бельский. В очередной раз Общество владельцев концертного зала сдало Вятский театр в аренду Товариществу опереточных и драматических артистов в период с 1 сентября 1889 г. по 12 февраля 1890 г. С конца 1893 г. по 28 февраля 1894 г. театр был арендован ещё одним Товариществом драматических артистов, директором которого был А. И. Громова. И наконец, в 18971898 гг. театр был сдан Товариществу русских драматических артистов, принадлежащему Ледков-ской и Алякринскому [1. Ф. 582. Оп. 36. Д. 73. Л. 1-1 об; Оп. 37. Д. 54. Л. 1; Оп. 148. Д. 158. Л. 15; 2. Ф. 776. Оп. 25. Д. 414. Л.11; Д. 513. Л. 29].

Таким образом, в последней четверти XIX - начале XX в. театральная деятельность в Вятском концертном зале развивалась исключительно в рамках антрепризы. Её главное действующее лицо, антрепренёр, было представлено двумя основными типами: 1) опытные в театральном деле и заинтересованные в его развитии деятели; 2) недостаточно сведущие в театральном искусстве предприниматели, приводящие свои труппы к финансовым проблемам. Главными документами, регламентировавшими деятельность антрепренёра, являлись контракт с Советом Общества владельцев концертного зала и условия с участниками труппы. Театральные предприниматели Вятского театра ежегодно набирали актёров в своих труппы, среди которых преобладали представители городских сословий. В большинстве случаев в качестве антрепренёров концертного зала выступали частные лица, деятельность которых носила профессиональный или любительский характер. Изредка антрепренёрами выступали юридические лица в виде товариществ артистов.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Государственный архив Кировской области.

2. Российский государственный исторический архив.

3. Вся театрально-музыкальная Россия: альманах-справочник / сост. Б. С. Родкин. Пг., 1914-1915.

4. Загайнова В. Л. Профессиональный и любительский театр Урала в 1861-1904 гг.: автореф. дис. ... канд. ист. наук. Екатеринбург, 1997.

5. Преснецов Р. М. Музыка и театр // Энциклопедия земли Вятской. Т. 9. Киров, 1999. С. 416-476.

6. Справочная книжка по театральному делу. Сост. П.М. Пчельников. М., 1900.

7. Сумароков А. А. Глазами актёра. Киев, 1966.

Поступила в редакцию 12.12.13

A.N. Kolesnikova

PRIVATE THEATRICAL ENTREPRISE OF VYATSKI CONCERT HALL IN THE SECOND HALF OF XIX - THE BEGINNING OF XX CC.

The article is devoted to the private theatrical entreprise as the main form of organization of professional theatre business in Vyatka province in the second half of XIX - the beginning of XX cc. The enterprise had got its greatest development since the construction of the Vyatski concert hall. The leading role belonged to an entrepreneur. The general classification of entrepreneurs, different types of entrepreneurs, rental rules of Vyatski Drama theatre are shown. A chronology of putting Vyatski Theatre in rent since the construction till 1917 is presented. The composition of theatre groups and their formation are also given in this article.

Keywords: enterprise, entrepreneur, professional theatre, Vyatski concert hall.

Колесникова Анна Николаевна, соискатель

ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 2) E-mail: [email protected]

Kolesnikova A.N., applicant Udmurt State University

426034, Russia, Izhevsk, Universitetskaya st., 1/2 E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.