ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
ИСТОРИЯ И ФИЛОЛОГИЯ
___________139
2012. Вып. 3
Трибуна молодого автора
УДК 930.2(091):792(045)
A.Н. Яговкина
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ ИСТОРИИ РУССКОГО ПРОВИНЦИАЛЬНОГО ТЕАТРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX - НАЧАЛА ХХ века
На основе исследований советского и современного периодов анализируется отечественная историография истории русского провинциального театра второй половины XIX - начала XX в. Особое внимание уделяется проблемам подбора репертуара, взаимодействия театра и церкви, театра и зрителей, театральной критики и цензуры. Автор приходит к выводу о преемственности в изучения этих проблем в советской и современной отечественной историографии.
Ключевые слова: провинциальный театр, советская и современная историография.
Театр как элемент культуры отражает духовную жизнь общества. История русского театра составляет неотъемлемую часть истории России, без изучения которой невозможно составить целостную картину развития страны, особенно в XIX в. Драматическое искусство его первой половины занимало определённое место в жизни общества, но ещё не наблюдалось той особой роли, свойственной русскому театру позднее. Пик его развития в дореволюционный период пришёлся на вторую половину XIX в. и был связан с деятельностью выдающихся драматургов того времени. Кроме того, всплеск интереса к театру был обусловлен его способностью чутко реагировать на изменения в во всех сферах общественной жизни России во второй половине XIX - начале XX в.
На протяжении большей части XX в. в отечественной историографии исследовательский интерес в значительной мере был смещён в сторону социально-экономической и политической истории. Кроме того, исследования ориентировались на изучение истории наиболее активной части общества, сосредоточенной в столицах. Провинция как самостоятельный предмет исследования занимала подчинённое положение. Между тем периферия предоставляет огромные информационные возможности для изучения дореволюционного театра. Как пишет о реалиях имперского периода русской истории советский театровед И.Ф. Петровская, «провинция - это вся Россия, кроме двух точек: старой столицы - Москвы и новой - Петербурга» [19. С. 5]. Но только со второй половины XX в. традиционное отношение к изучению культурной жизни регионов стало существенно меняться. Лучше понять проблемы истории театра и театральной жизни, в особенности провинциальной, позволит обращение к историографии темы.
В развитии советской историографии истории русского театра выделяются следующие этапы: 1917- 1920-е гг., 1940-1950-е гг., 1960-1970-е гг., 1980-е гг., начало 1990-х гг., каждый из которых отличается характером, тематикой и интенсивностью появления исследовательских работ.
После прихода к власти большевиков в стране начался резкий пересмотр дореволюционного культурного наследия. Особенностью советской историографии являлась зависимость от господствовавшей идеологии, поэтому обращение к вопросам, связанным даже с историей культуры, в частности театра, определялось курсом партии. В период культурной революции произошёл отказ от многих ценностей. Большевики стремились создать собственные ориентиры, направленные на формирование социалистической культуры. Это стало причиной того, что вплоть до конца 1920-х гг. работы по истории дореволюционного театра отсутствовали. Но, начиная с этого времени, наметился постепенный отход от исключительно негативного отношения к искусству предшествующей эпохи. В данном контексте следует отметить монографию В.Н. Всеволодского-Гернгросса, обратившегося к изучению становления, расцвета и кризиса буржуазного театра, особенностей театральных жанров, актёрской игры, оформления спектаклей, архитектуры театральных зданий. Наиболее важным представляется обращение исследователя к истории провинциального театра, «лицо» которого он попытался воссоздать.
B.Н. Всеволодский-Гернгросс акцентировал внимание на низком профессионализме и бесправии провинциальных актёров и пришёл к выводу о том, что провинциальный театр не имел самостоятельного художественного значения, будучи зависимым от императорской сцены [3]. Вплоть до послевоенного
2012. Вып. 3 ИСТОРИЯ И ФИЛОЛОГИЯ
времени исследование В.Н. Всеволодского-Гернгросса оставалось наиболее масштабной работой, охватившей значительный круг вопросов истории дореволюционного театра.
В послевоенное время наблюдалось усиление партийно-государственного контроля в сфере культуры, что не могло не сказаться на характере работ по истории дореволюционного театра.
В конце 1940-х гг. вышел очерк С.С. Данилова по истории драматического театра в России, в котором автор обратился и к проблемам развития провинциального театра. Марксистская идеология обусловила негативное отношение автора к антрепренёрам, которые «в целях собственной наживы беспощадно эксплуатировали актёров», что позволяло говорить об «иге театральных предпринимателей» [4. С. 412]. С точки зрения исследователя, такая позиция большинства организаторов театрального дела, видевших в театре разновидность коммерции, лишала провинциальную сцену связи с настоящей художественной работой. Положение было небезнадёжным, по мнению автора, только благодаря ряду выдающихся актёров, работавших в провинции. Однако основная масса актёров периферии значительно уступала по качеству своей игры артистам императорских театров. Таким образом, по мнению С.С. Данилова, как и В.Н. Всеволодского-Гернгросса, уровень подготовки провинциальных актёрских кадров был невысоким, в провинциальном театре отсутствовала художественность.
В конце 1960-х - 1970-е гг. положение в историографии кардинально изменилось, что было связано с появлением значительного числа публикаций по истории русского дореволюционного театра. Так, в сборнике, посвящённом развитию художественной культуры рубежа XIX-XX вв., была опубликована статья А.Я. Альтшуллера о провинциальном театре. Наибольшее внимание автор уделил репертуару, при анализе которого в основном рассматривались постановки пьес драматургов, считавшихся передовыми. К таковым был отнесён М. Горький. Также работа содержит важные сведения об особенностях региональных театров, условиях жизни актёров в провинции, гастролях столичных артистов. Статья представляет собой яркий пример так называемой идеологически выверенной работы с частым употреблением таких понятий, как «реакционные силы» и «идейная борьба» [1]. Однако стоит отметить, что в отличие от первых исследователей А. Я. Альтшуллер подчёркивал самодостаточность провинциального театра, существовавшего наряду, а не в зависимости от столичного. Доказательством тому, по его мнению, было то, что создателями многих ярких сценических горьковских образов стали именно провинциальные артисты.
Представляется интересной проблема взаимодействия дореволюционного театра и церкви, поднятая М.И. Чудновцевым. Исследователь отметил резко негативное отношение церкви к театру в целом и в особенности к народному театру. С точки зрения церкви, простолюдин, который посещал такой театр, мог превратно истолковать то, что адекватно бы воспринял сколько-нибудь образованный человек [31]. Автор полагал, что, подвергая гонениям театр, церковь разоблачала «свою антинародную, реакционную роль» [31. С. 87]. Такая позиция была вполне предсказуемой в условиях господствовавшего в то время атеизма. В целом работа являлась новаторской в данной области, в ней подробно раскрывалось отношение церкви к театру в конце XIX - начале XX в. на основе привлечения архивных источников и материалов дореволюционной провинциальной прессы.
В 1970-е гг. проблемы источниковедения истории русского театра стали предметом исследования И.Ф. Петровской. Автор систематизировала всё многообразие источников и проанализировала возможности применения таких видов источников, как драматические произведения, опубликованные и неопубликованные воспоминания, дневники, письма, изобразительные материалы в изучении истории театра. Особое внимание И.Ф. Петровская уделила развитию драматической театральной столичной и провинциальной периодической печати в XIX - начале XX в. [18]. В конце 1970-х гг. накопленный автором материал был положен в основу монографии, посвящённой проблемам взаимодействия русского дореволюционного провинциального театра со зрительской аудиторией. Проведённый ею анализ источников позволил определить роль и положение театра в жизни обывателей, социальный состав публики, выявить особенности и тенденции в развитии репертуара и актёрского искусства [19].
В середине 1970-х гг. вновь была поднята проблема развития народного театра в конце XIX -начале XX в. Одним из ведущих исследователей, занимавшихся данным вопросом, был Г.А. Хайчен-ко. Им были изучены зарождение и формирование русского любительского народного театра, выявлены особенности его репертуара, связей с обществом. Несмотря на наличие явного идеологического подтекста, стоит отметить, что книга представляет собой достаточно полное, аргументированное исследование, основанное на широком спектре привлечённых источников и литературы [28].
В этот период внимание историков театра было обращено и к вопросу театральной критики. В коллективной монографии [17] были подняты важнейшие проблемы изучения театральной критики второй половины XIX в., наследия известных критиков разных общественно-политических направлений, формирования театральной периодики и влияния на неё цензуры. Кроме того, работу делает более значимой и то, что исследователи обратились к анализу развития критики и расширения газетного дела в регионах. Отмеченные тенденции проанализированы в соответствии с особенностями общественной ситуации 1860-х гг., а в дальнейшем - 1870-1890-х гг.
Начало 1980-х гг. ознаменовалось новым всплеском интереса к истории провинциального театра. Предметом исследования Е.А. Табатчиковой стало актёрское искусство в провинции в последней четверти XIX - начале XX в. Автор исследовала основные изменения в театральной жизни пореформенного периода, тенденции развития искусства актёрской игры. Также в работе был охарактеризован не только сценический путь ведущих провинциальных артистов, но и ряд особенностей регионального театра, дана оценка влияния МХТ на его развитие [25].
Многие работы конца 1980-х гг. отличались постепенным отходом от марксистских позиций, обусловленным отказом органов управления культурой от административных методов руководства. В коллективном историко-проблемном труде, посвящённом художественной культуре второй половины XIX в., был помещён очерк О.М. Фельдмана о развитии театра в указанный период. Автор привёл различные свидетельства и мнения, как о столичном, так и о провинциальном театре, выделив их особенности [27]. Продолжали появляться исследования традиционных для советской историографии сюжетов. Так, В.Л. Загайнова обратилась к изучению культурного досуга рабочих Урала как одной из основных категорий населения региона в конце XIX - начале XX в. Были выявлены особенности развития самодеятельного театра рабочих, их жанровые и репертуарные предпочтения. Кроме того, определена позиция государства по отношению к такому театру. С точки зрения автора, одним из основных последствий влияния театрального искусства на рабочих явился рост их политического самосознания, сыгравшего важную роль в период первой русской революции [9].
В 1980-е гг. были опубликованы очередные три тома фундаментального семитомного исследования по истории русского драматического театра, охватившие период с пореформенного времени до революции 1917 г. Одной из проблем, рассматриваемых авторами, явилась история провинциального театра. Отмечалась сильная зависимость провинциального театра от публики, которая оказывала влияние на выбор репертуара. В целом внимание авторов привлёк широкий спектр вопросов театральной жизни провинции: взаимодействие столичного и регионального театра, организация народных театров, развитие театрального искусства в городах империи, создание актёрских товариществ, деятельность антрепренёров, финансирование театрального дела, взаимоотношения с местными властями. Кроме того, давалась социальная характеристика организаторов театров, ведущих актёров провинциальной сцены, состава публики, выявлялись особенности пореформенного театра в регионах и условия его существования, изменение положения провинциального театра на протяжении всего рассматриваемого периода. В издании были приведены многочисленные выдержки из провинциальной прессы и воспоминаний современников. Таким образом, был рассмотрен широкий круг вопросов с привлечением значительного количества источников [11].
Постсоветский период характеризуется большим количеством работ, посвящённых истории дореволюционного театра. Целый ряд исследователей (Л.В. Комиссинская, С.И. Хохрякова, Е.Г. Скови-кова) обратились к изучению развития провинциального театра на примере отдельных регионов и городов: Кубани, Нижнего Новгорода, Симбирска [12; 22; 29]. Значимым исследованием стала работа
В.Л. Загайновой, посвящённая профессиональному и любительскому театру Урала второй половины
XIX - начала XX в. Однако, хотя её территориальные рамки охватывали Пермскую, Уфимскую, Оренбургскую и Вятскую губернии, большее внимание автор уделила театральному искусству собственно уральского региона, в частности Екатеринбурга, Перми, Нижнего Тагила, Челябинска [10].
А.Б. Костериной-Азарян были проанализированы особенности крепостного, фольклорного, профессионального и любительского театра Урала от зарождения до начала XX в. в контексте общероссийской ситуации. Также ею были изучены деятельность организаторов театров, репертуар, техническая оснащённость, актёрский состав, народные театральные представления. С точки зрения исследователя, несмотря на отдалённость от столиц и недостаток профессиональных кадров, театральная культура региона интенсивно развивалась [14].
2012. Вып. 3 ИСТОРИЯ И ФИЛОЛОГИЯ
Историей становления театрального искусства Удмуртии, начиная с фольклорных форм до возникновения и функционирования профессиональных театров, занимался В.В. Ложкин. Однако периоду XIX - начала XX в. он уделил незначительное внимание, упомянув лишь об активизации сценической деятельности на территории Удмуртии после отмены крепостного права [16].
В конце 1990-х гг. вышли статьи, посвящённые провинциальному театру Вятской губернии. К истории развития музыкального и театрального искусства в Вятке обратился Р.М. Преснецов. Автор уделил внимание строительству театральных зданий, репертуару, местным и гастролирующим артистам, начиная со второй половины XIX в. В работе использовались материалы региональной прессы. Однако набольший интерес для исследователя представляло развитие театрального дела в городе уже после 1917 г. [20]. Истории сценического искусства в Вятке посвящена статья Л.В. Смирновой, отчасти затронувшая XIX в., но в большей мере, как и предыдущая работа, направленная на изучение театральной деятельности в следующем столетии [23].
В начале XXI в. проблемы провинциального театра продолжают привлекать внимание исследователей. Опубликованы монографии Ю.А. Дмитриева. Первая из них посвящена актёрам провинциальной сцены конца XIX - начала XX в. Автор анализирует источники формирования театральных трупп. Также в работе содержатся сведения об актёрах и развитии театрального дела в Казани и ряде городов Урала [5]. Вторая, рассматривающая историю драматического театра до 1898 г., посвящена развитию театра в провинции: причинам его появления, организации театров в разных городах, особенностям репертуара, отличию от столичных трупп. Обозначенные темы исследуются в процессе изменения и развития в течение XIX в., при этом они лишены подробностей, так как само исследование не претендует на всесторонний анализ, представляя собой очерки по истории театра [6].
Часть современных работ посвящена исследованию дореволюционной театральной периодики. Можно выделить работу А.П. Кузичевой о провинциальной прессе последней четверти XIX - начала XX в. Автор приводит выдержки из периодических изданий Екатеринбурга, Казани, Нижнего Новгорода, Саратова, Одессы, сопровождая их комментариями [15]. Исследователем проведена значительная работа по вводу в научный оборот материалов дореволюционной периодической печати различных городов.
Следует отметить В.В. Борзенко, который занимается изучением российской театральной журналистики в период с 1808 по 1991 г. В его работе прослеживается история становления и развития типов театральных изданий, выделены виды журналов по целевому назначению [2].
К проблеме взаимодействия театра со зрительской аудиторией обратился В.Н. Дмитриевский, подвергнув всестороннему анализу эту систему отношений от их зарождения до начала XX в. Кроме того, на основании многочисленных источников и литературы автор рассмотрел влияние на театр различных общественных институтов, появление кумиров публики на каждом этапе исторического развития [7].
Авторы книги «Русский театр 1824-1941» отметили неразрывную связь между искусством и обществом, когда, с одной стороны, под влиянием театра происходило расширение культурного поля за счёт включения новых социальных слоёв, с другой - зрители способствовали появлению на сцене различных проблем, тем, эстетических средств [21].
В конце первого десятилетия XXI в. провинциальный театр продолжает привлекать внимание исследователей. Традиционно считалось, что именно столица способствовала развитию театрального дела в провинции. В течение долгого времени утверждалось второстепенное значение регионального театра. В подтверждение тому приводились многочисленные гастроли столичных артистов, которые наполняли культурную жизнь провинции в условиях отсутствия собственных постоянных трупп и незначительного количества стационарных театров. Совершенно иной взгляд на провинцию предлагает в своей работе А.Б. Костерина, утверждая, что до Октябрьской революции провинция и столицы составляли единое театральное пространство. Кроме того, по мнению автора, отдалённость от Москвы создавала возможность появления собственных театральных центров [13]. Эту позицию разделяет В.А. Дьяконов, считая, что периферия дала знаменитых актёров, антрепренёров, вокалистов. По его мнению, провинциальный театр - это источник определённого воздействия на столичную театральную жизнь [8].
Рассматривая эволюцию частного театра в России, Е.И. Стрельцова обратилась к вопросу провинциального театра, сфокусировав внимание на организаторах театрального дела, в частности на М.М. Бородае, учредившем Казанско-Саратовское товарищество [24].
Продолжают появляться работы по истории театров отдельных регионов. Так, к истории развития театра Южного Урала обратилась К.А. Тухватуллина. Автор рассмотрела деятельность различных театральных учреждений и организаций региона с конца XIX до первой трети XX в. [26].
На современном этапе внимание исследователей привлекает и феномен народного театра. В последние годы данной темой занимается И.Е. Честнодумов, который предлагает периодизацию развития народного театра от зарождения до настоящего времени, анализируя его изнутри, с точки зрения людей, принимающих участие в его функционировании. Однако в большей мере его исследование сосредоточено на восприятии народного театра как социокультурного института уже в современной России [30].
На протяжении 1990-х - первого десятилетия 2000-х гг. в условиях методологического плюрализма исследователями освещается практически весь круг проблем истории дореволюционного театра. Во многом это обращение с новых позиций к истории провинции. Кроме того, в поле исследовательского интереса находятся театральная критика и периодика, народный и частный театр, отношения театра и зрительской аудитории.
Таким образом, первая половина XX в., отмеченная социальными катаклизмами и кардинальной сменой формы государства и традиционных ценностей, не способствовала появлению большого количества работ по истории провинциального театра. Как самостоятельное направление его история стала разрабатываться только в постсоветский период, что было обусловлено ростом популярности региональных исследований, постмодернистского осмысления значимости и равенства столичного и периферийного уровней. Но несмотря на обилие работ по истории дореволюционного провинциального театра, проблемы его развития в отдельных губерниях остаются практически неизученными. При разработке истории провинциального театра исследователи ограничиваются лишь крупными губернскими городами с развитым театральным делом, оставляя без внимания остальную провинцию.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Альтшуллер А.Я. Провинциальный театр // Русская художественная культура конца XIX - начала XX века. М., 1968. Кн. 1: Зрелищные искусства. Музыка.
2. Борзенко В.В. Российская театральная журналистика 1808-1991 гг. Историко-типологическое исследование: автореф. дис. ... канд. ист. наук. Воронеж, 2008.
3. Всеволодский-ГернгроссВ. Н. История русского театра. Л.; М., 1929.
4. Данилов С.С. Очерки по истории русского драматического театра. М.; Л., 1948.
5. Дмитриев Ю.А. Звёзды провинциальной сцены (конец XIX - начало XX в.). М., 2000.
6. Дмитриев Ю.А. Очерки по истории русского драматического театра от истоков до 1898 года. М., 2002.
7. Дмитриевский В. Н. Театр и зрители. Отечественный театр в системе отношений сцены и публики: от истоков до начала XX века. СПб., 2007.
8. Дьяконов В.А. Театральная провинция - столицам. Саратов, 2009.
9. Загайнова В.Л. К истории изучения культурных запросов рабочих Урала (рабочий театр в конце XIX - начале
XX века) // Положение и борьба трудящихся Урала XVIII - начала XX в.: сб. науч. тр. Свердловск, 1987.
10. Загайнова В.Л. Профессиональный и любительский театр Урала в 1861-1904 гг.: автореф. дис. ... канд. ист. наук. Екатеринбург, 1997.
11. История русского драматического театра: в 7 т. Т. 5: 1862-1881. М., 1980; Т. 6: 1882-1897. М., 1982; Т. 7: 1898-1917. М., 1987.
12. Комиссинская Л.В. Любительский театр Кубани XIX - начала XX века: автореф. дис. ... канд. искусствоведения. М., 1993
13. КостеринаА.Б. Судьба русского театра. Екатеринбург, 2003.
14. Костерина-Азарян А.Б. Театральная старина Урала. Екатеринбург, 1998.
15. Кузичева А.П. Театральная критика российской провинции: 1880-1917: комментированная антология. М., 2006.
16. Ложкин В.В. Театральное искусство Удмуртии. Ижевск, 1994.
17. Очерки истории русской театральной критики. Вторая половина XIX века / под ред. А.Я. Альтшуллера. Л., 1976.
18. Петровская И.Ф. Источниковедение истории русского дореволюционного драматического театра. Л., 1971.
19. Петровская И. Ф. Театр и зритель провинциальной России, вторая половина XIX в. Л., 1979.
20. Преснецов Р.М. Музыка и театр // Энциклопедия земли Вятской. Киров, 1999. Т. 9.
21. Русский театр 1824-1941: Иллюстрированная хроника российской театральной жизни. М., 2006.
2012. Вып. 3 ИСТОРИЯ И ФИЛОЛОГИЯ
22. Сковикова Е.Г. Музыкально-театральная жизнь Симбирска конца XVIII - начала XX века: автореф. дис. ... канд. искусствоведения. СПб., 1997.
23. Смирнова Л.В. На театральных подмостках // Энциклопедия земли Вятской. Киров, 1999. Т. 9.
24. Стрельцова Е.И. Частный театр в России. От истоков до начала XX века. М., 2009.
25. Табатчикова Е.А. Русское актёрское искусство в провинциальном театре на рубеже XIX-XX веков. Л., 1981.
26. Тухватуллина К.А. Театральная культура Южного Урала в конце XIX - первой трети XX века: автореф. дис. ... канд. ист. наук. Челябинск, 2010.
27. Фельдман О.М. Театр // Русская художественная культура второй половины XIX века. М., 1988. Кн. 1.
28. Хайченко Г.А. Русский народный театр конца XIX - начала XX века. М., 1975.
29. Хохрякова С.И. Театральная антреприза Нижегородской ярмарки второй половины XIX - начала XX века: автореф. дис. ... канд. искусствоведения. М., 1996.
30. Честнодумов И.Е. Народный театр в русской культуре XX века. М., 2010.
31. Чудновцев М.И. Церковь и театр. Конец XIX-XX в. М., 1970.
Поступила в редакцию 10.10.11
A.N. Yagovkina
Historiography of Russian provincial theatre from the middle of XIXth to the beginning of XXth cent.
The article is devoted to the historiography of Russian provincial theatre in the second half of XIXth - the beginning of XXth cc. The main problems in this researching are revealed: repertoire selection, interaction of theatre and church, theatre and audience, criticism and censorship. The author concludes the continuity of studying of these problems by the Soviet and modern Russian historiography.
Keywords: Russian provincial theatre, Soviet and modern Russian historiography.
Яговкина Анна Николаевна, аспирант Yagovkina A.N., postgraduate student
ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» Udmurt State University
426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 2) 426034, Russia, Izhevsk, Universitetskaya st., 1/2
E-mail: [email protected] E-mail: [email protected]