5. Уракова Е.А., Гусев Е.В., Гнездин А.В. Формирование профессиональных компетенций педагогов профессиональной подготовки// Проблемы современного педагогического образования. №69-3. 2020. -С. 236-238.
6. Хижная А.В., Бекетова Ю.А., Захарова Н.А. Образовательные технологии в профессиональном образовании // В сборнике: Социальные и технические сервисы: проблемы и пути развития. Сборник статей по материалам VI Всероссийской научно-практической конференции. Мининский университет. 2019. -С. 55-57.
Педагогика
УДК 378.2
кандидат педагогических наук, доцент Латыпова Расиля Ильдусовна
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Институт развития образования Республики Татарстан (г. Казань)
ПЕРЕЧЕНЬ ТИПОВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Аннотация. В условиях преобразований, происходящих в современном обществе, образовательная система должна быть мобильной и своевременно реагировать на происходящие изменения. Это в полной мере относится к системе дошкольного образования. Достижения результатов в ДОО во многом зависит от качества управляемого процесса. Качество дошкольного образования обладает измеримостью, в связи с чем особое значение приобретает разработка списка показателей, количественно выражающих его интегральные и простые свойства, а также определение механизма проведения измерительно-оценочных процедур. Предложенный инструментарий дает широкие возможности по оценке качества деятельности образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования, является удобным и наглядным показателем развития ДОО. По итогам анализа результатов оценки органы исполнительной власти, осуществляющие государственное управление в сфере дошкольного образования, получат комплексную картину развития системы дошкольного образования в муниципалитете и регионе.
Ключевые слова: качество дошкольного образования, качество образовательного процесса, управление качеством, оценка деятельности.
An^taUm. In the context of the transformations taking place in modern society, the educational system must be mobile and respond in a timely manner to ongoing changes. This fully applies to the preschool education system. Achieving results in ECE largely depends on the quality of the managed process. The quality of preschool education is measurable, in connection with which the development of a list of indicators that quantitatively express its integral and simple properties, as well as the definition of a mechanism for carrying out measurement and evaluation procedures, is of particular importance. The proposed toolkit provides ample opportunities for assessing the quality of the activities of educational organizations implementing preschool education programs, and is a convenient and visual indicator of the development of preschool education. Based on the results of the analysis of the assessment results, the executive authorities exercising state administration in the field of preschool education will receive a comprehensive picture of the development of the preschool education system in the municipality and the region.
Keywords: quality of preschool education, quality of the educational process, quality management, performance assessment.
Введение. Качество дошкольного образования и эффективность деятельности дошкольной образовательной организации напрямую зависит от управленческой деятельности руководителя, который ее возглавляет. Всесторонняя оценка профессиональных качеств и деятельности руководителя образовательной организации является основой стимулирования качества и результативности управленческой деятельности руководителей ДОО. Оценка эффективности деятельности руководителей дошкольных образовательных организаций проводится в целях:
- формирования единой системы диагностики и контроля состояния дошкольного образования, обеспечивающей определение факторов и своевременного выявления изменений, влияющих на качество образования в дошкольной организации;
- получение объективной информации о функционировании и развитии системы образования в дошкольной образовательной организации;
- принятия обоснованных и своевременных управленческих решений по совершенствованию образования и повышения уровня информированности потребителей образовательных услуг при принятии таких решений;
- прогнозирования развития образовательной системы дошкольного учреждения.
Изложение основного материала статьи. Критериальная оценка эффективности деятельности руководителей дошкольных образовательных организаций проводится путем балльного оценивания работы руководителей на основе предлагаемого перечня типовых показателей.
Структура перечня состоит из инвариантной части и вариативной. В инвариантной части представлены следующие направления:
1. Реализация кадровой политики.
2. Обеспечение доступности дошкольного образования.
3. Управление образовательной деятельностью.
4. Образовательный мониторинг в дошкольной образовательной организации.
Вариативная часть разрабатывается учредителем с учетом типа ДОО и специфики работы муниципального образования.
По каждому из направлений определен комплекс показателей, представленный в таблице. Каждый показатель эффективности определяется максимальной суммой полученных значений. Совокупность полученных значений определяет эффективность деятельности руководителя дошкольной образовательной организации и положение дошкольной образовательной организации в рейтинге среди дошкольных образовательных организаций муниципалитета и региона.
Предложенный инструментарий дает широкие возможности по оценке качества деятельности образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования, является удобным и наглядным показателем развития ДОО. По итогам анализа результатов оценки органы исполнительной власти, осуществляющие государственное управление в сфере дошкольного образования, получат комплексную картину развития системы дошкольного образования в муниципалитете и регионе.
Перечень типовых показателей оценки эффективности деятельности руководителей дошкольных образовательных организаций
№ п/п Наименование показателя Единица измерения Планируемые значения показателя / Расчет показателя
Инвариантная часть
1. Реализация кадровой политики
11.1 Численность / удельный вес численности педагогических работников в общей численности работников. %
1.2 Удельный вес численности педагогических работников, имеющих высшее образование. балл 2 б. - 100%, 1 б. - менее 100%. Значения показателя определяются муниципальным образованием исходя из специфики и особенностей развития конкретной образовательной организации.
1.3 Удельный вес численности педагогических работников, имеющих высшую и первую квалификационные категории, в общей численности педагогических работников. балл 0 б. - менее 50%; 1 б. - от 50% до 65%; 2 б. - более 65%. Значения показателя определяются муниципальным образованием исходя из специфики и особенностей развития конкретной образовательной организации.
1.4 Удельный вес численности педагогических работников, прошедших повышение квалификации и (или) профессиональную переподготовку за последние 3 года, в общей численности педагогических работников. балл 1 б. - 100%, 0 б. - менее 100%. Значения показателя определяются муниципальным образованием исходя из специфики и особенностей развития конкретной образовательной организации.
1.5 Удельный вес численности работников образовательной организации, прошедших повышение квалификации по вопросам реализации дошкольного образования для детей с ОВЗ в условиях инклюзивной образовательной среды, в общей численности работников образовательной организации. балл 1 б. - 100%, 0 б. -менее 100%. Значения показателя определяются муниципальным образованием исходя из специфики и особенностей развития конкретной образовательной организации.
1.6 Удельный вес численности педагогических работников, участвующих в диссеминации педагогического опыта ДОО в профессиональном сообществе. балл 1 б. - не менее 25%. Значения показателя определяются муниципальным образованием исходя из специфики и особенностей развития конкретной образовательной организации.
1.7 Представление публичной отчетности о состоянии и перспективах развития ДОО. балл 1 б. - наличие публичного выступления; 0 б. - нет выступления.
1.8 Соблюдение требований законодательства в отношении допуска к работе работников ДОО. балл 1 б. - отсутствие нарушений; 0 б. - есть нарушения.
2. Обеспечение доступности дошкольного образования
2.1 Посещаемость воспитанниками дошкольной образовательной организации. балл 2 б. - от 80 до 100%; 1 б. - от 50 до 80%; 0 б. - менее 50%.
2.2 Обеспечение охраны жизни и здоровья воспитанников и работников ДОО в процессе реализации образовательной деятельности. балл 1 б. - отсутствие нарушений требований СанПин по данным проверок надзорных органов.
2.3 Отсутствие травматизма, иных несчастных случаев, произошедших по причине нарушений охраны труда. балл 1 б. - отсутствие зарегистрированных случаев травматизма воспитанников и работников.
2.4 Обеспечение применения норм и правил комплексной безопасности антитеррористической и антиэкстремистской защищенности балл 1 б. - соблюдение мер в полном объеме. Значения показателя определяются муниципальным образованием
организации. исходя из специфики и особенностей развития.
2.5 Обеспечение условий организации образования детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью (при наличии детей с ОВЗ и инвалидностью). балл 1 б. - условия созданы в полном объеме; 0 б. - условия не созданы. Значения показателя определяются муниципальным образованием исходя из специфики и особенностей развития конкретной образовательной организации.
2.6 Мониторинг сформированности у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования. балл 1 б. - материалы мониторинга в наличии; 0 б. - мониторинг отсутствует.
3. Управление образовательной деятельностью
3.1 Создание условий для обеспечения вариативности образовательных программ дошкольного образования и дополнительных общеразвивающих программ с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья воспитанников. балл 2 б. - 100%; 1 б. - 60% - 100%; 0 б. - условий нет. Значения показателя определяются муниципальным образованием исходя из специфики и особенностей развития конкретной образовательной организации.
3.2 Наличие статуса инновационной (проектной, базовой, стажировочной и т.п.) площадки регионального и федерального уровней. балл 1 б. - Регионального; 2 б. - федерального уровней при наличии подтверждающего документа.
Создание психолого-педагогических условий образовательной деятельности
3.3 Создание психолого-педагогических условий образовательной деятельности: Наличие психологической службы в ДОО. балл 1 б. - в наличии.
Создание развивающей предметно-пространственной среды (РППС) дошкольной образовательной организации
3.4 Организация РППС учитывает национально-культурные условия, в которых осуществляется образовательная деятельность. балл 2 б. - 100%; 1 б. - от 50 - 100%; 0 б. - не учитывается.
3.5 Организация РППС учитывает индивидуальные особенности одаренных детей. балл 2 б. - 100%; 1 б. - от 50 -100%; 0 б. - не учитывается.
Создание условий для организационно-методической работы
3.6 Содержание методической работы соответствует целям и задачам дошкольной образовательной организации, региональной и федеральной образовательной политике. балл 1 б. - соответствует полностью; 0 б. - соответствует частично.
3.7 Соответствие содержания методической деятельности потребностям педагогов ДОО. балл 2б. - соответствует полностью; 1 б. - соответствует частично.
3.8 Наличие системы наставничества, сопровождения молодых специалистов в дошкольной образовательной организации. балл 1б. - в наличии; 0 б. - отсутствует.
Создание условий для организации дополнительных образовательных услуг
3.9 Наличие бесплатных дополнительных образовательных услуг. балл 1б. - в наличии; 0 б. - отсутствует.
3.10 Наличие платных дополнительных образовательных услуг. балл 1б. - в наличии; 0 б. - отсутствует.
Создание условий для участия педагогов в конкурсах и фестивалях (в том числе во всероссийских и международных), выставках, конференциях, семинарах иных мероприятиях
3.11 Наличие педагогов - призёров профессиональных конкурсов регионального уровня. Нет участников - 0 б. Участие - 1 б. Призовое место - 2 б. (наличие подтверждающего документа).
3.12 Наличие педагогов - призёров профессиональных конкурсов всероссийского уровня. Нет участников -- 0 б. Участие - 1 б. Призовое место - 2б. (наличие подтверждающего документа).
3.13 Наличие педагогов - призёров творческих конкурсов, фестивалей, выставок международного уровня. Нет участников - 0 б. Участие - 1 б. Призовое место - 2 б. (наличие подтверждающего документа).
Создание условий для реализации инклюзивного образования
3.14 Наличие подготовленных кадров для организации инклюзивного образования. Кадры подготовлены в достаточном объеме - 2 б.
Нет - 0 б.
3.15 Наличие паспорта доступности объекта для инвалидов и предоставляемых на нём услуг в сфере образования. В наличии - 2 б. Нет - 0 б.
4. Образовательный мониторинг в дошкольной образовательной организации
4.1 Наличие программы развития и других локальных нормативных актов, регламентирующих организацию внутренней системы оценки качества образования. В наличии - 2 б. Нет- 0 б.
4.2 Отсутствие предписаний надзорных органов за отчётный период. 1 б. - отсутствие предписаний; 0 б. - есть нарушения.
4.3 Доля детей, пользующихся платными дополнительными образовательными услугами. % 0 б. - 0 %; 1 б. - 50%; 2 б. - 100%.
Вариативная часть разрабатывается учредителем с учетом типа ДОО и специфики работы муниципального образования
Выводы. Предложенный инструментарий дает широкие возможности по оценке качества деятельности образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования, является удобным и наглядным показателем развития дошкольной образовательной организации.
Литература:
1. Богуславская Т.Н. Формирование подходов к оценке качества дошкольного образования. - Проблемы современного образования, 2012, № 4 http://www.pmedu.ru2. - C. 52-64.
2. Веракса Н.А., Богуславская Т.Н., Никитина Т.А. Критерии оценки качества работы дошкольных образовательных учреждений (по видам учреждений) в рамках перехода на новую систему оплаты труда. -М.: Центр психологического сопровождения образования «ТОЧКА ПСИ», 2010.
3. Шиян О.А. Новые представления о качестве дошкольного образования и механизмы его поддержки: международный контекст - [Электронный ресурс].
4. Хармс Т., Клиффорд Р.М., Крайер Д. Шкалы для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях» - [Электронный ресурс].
Педагогика
УДК 372.8
доктор филологических наук, доцент Лисицкая Лариса Григорьевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Армавирский государственный педагогический университет» (г. Армавир); доктор филологических наук, профессор Молчанова Марина Михайловна
Негосударственное аккредитованное некоммерческое частное образовательное учреждение высшего образования «Академия маркетинга и социально-информационных технологий - ИМСИТ» (г. Краснодар)
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ: ИСТОРИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Аннотация. В статье совершается краткий экскурс в историю изучения медиаобразования в России, рассматривается перспектива его развития и обозначаются основные проблемы внедрения медиаобразования в вузовскую практику. Авторы обращают внимание на недооценку медиаобразования в нашей стране и предлагают пути исправления данной ситуации. В статье даны обобщения и выводы, которые сводятся к тому, что медиаобразование требует определенных корректировок.
Ключевые слова: медиаобразование, интернет-дискурс, информационная революция, Глобальная сеть, визуализация, экранная культура, дистанционное обучение, массмедиа.
Annotation. The article makes a brief excursion into the history of the study of media education in Russia, examines the prospects for its development and identifies the main problems of the introduction of media education in university practice. The authors draw attention to the underestimation of media education in our country and suggest ways to correct this situation. The article provides generalizations and conclusions, which are reduced to the fact that media education requires certain adjustments.
Keywords: media education, internet discourse, information revolution, global network, visualization, screen culture, distance learning, mass media.
Введение. Известно, что мы живем в эпоху четвертой информационной революции, которая связана с появлением в нашем обществе компьютеров и Интернета, а некоторые исследователи считают, что практически наступила пятая смена информационных эпох. В нашу жизнь все активнее внедряется медиакоммуникация, настойчиво овладевая различными сферами человеческой деятельности, в том числе и образование. Этот вид коммуникации, обладая такими яркими характеристиками, как интерактивность, эффект присутствия, ориентация на визуализацию контента, информационная достаточность и насыщенность, а также за счет использования сетевой навигации, значительно превышает по предоставляемым возможностям общения традиционные средства коммуникации. Это виртуальное общение все чаще ассоциируется с интернет-дискурсом. Последний определяется как коммуникативно-когнитивная инфосфера Глобальной сети, в которой через электронный канал передачи информации, а также при помощи гиперстекстуальных механизмов их построения и маршрутизации с использованием виртуальных средств реализуется коммуникативное взаимодействие. Между тем исследование дискурса стремительно развивается не только в медиалингвистике и интернет-лингвистике, но и в таких дисциплинах, как литература, педагогика, межкультурные коммуникации и др. Как многомерный и междисциплинарный феномен термин «дискурс» полисемантичен и имеет многообразие научных дефиниций и интерпретаций. Тем не менее,