Научная статья на тему 'КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ МАТЕРИАЛОВ И ОБОРУДОВАНИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ МАТЕРИАЛОВ И ОБОРУДОВАНИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
501
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ / МАТЕРИАЛЫ / ОБОРУДОВАНИЕ / РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА / ПРОСТРАНСТВО / ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ДЕТИ / EVALUATION CRITERIA / MATERIALS / EQUIPMENT / DEVELOPING SUBJECT-SPATIAL ENVIRONMENT / SPACE / PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION / CHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Островская А.В., Степанова Н.А.

Одним из приоритетных направлений в дошкольном образовании является развивающая предметно-пространственная среда, которая в дошкольном образовании предполагает специально созданные условия, необходимые для полноценного развития воспитанников дошкольной образовательной организации. Условия нахождения детей формируются из наполнения и организации среды. Под наполнением среды подразумеваются предметы, оборудование и материалы, из которых они выполнены. Под организацией среды подразумевается общая концепция средового решения групповой ячейки. Основные требования к развивающей предметно-пространственной среде и ее наполнению изложены в ФГОС ДО и СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций». Для грамотного ее построения руководитель, психолог и педагог должны учитывать данные требования и специфику детства. В данной статье рассматриваются теоретические, практические и методологические основы по формированию предметного наполнения среды, а также выявлены основные критерии и показатели по оценке материалов и оборудования в дошкольной образовательной организации. Содержание понятия «материалы и «оборудование развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации» раскрывается в статье методом разложения на четыре базовых понятия. Предложенный в статье анализ поможет руководителям и педагогам дошкольных образовательных организаций проанализировать существующую ситуацию, выявить недостатки и устранить их. В статье приведены таблицы с подробным описанием и присвоением баллов по каждому показателю развивающей предметно-пространственной среды. Для получения итоговой оценки баллы каждого показателя складываются и формируют итоговую оценку группового помещения. В статье приведены комментарии по каждой из возможных итоговых оценок. В результате читатели знакомятся с подробной характеристикой анализируемого пространства дошкольной образовательной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Островская А.В., Степанова Н.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRITERIA FOR EVALUATING MATERIALS AND EQUIPMENT OF THE DEVELOPING SUBJECT-SPATIAL ENVIRONMENT IN THE PRE-SCHOOL EDUCATIONAL SYSTEM

One of the priority directions in pre-school education is the developing subject-spatial environment (hereinafter referred to as the DSSE). DSSE in preschool education presupposes specially created conditions that are necessary for the full development of pupils of a preschool educational institutions (hereinafter referred to as PSED Institutions). The conditions in which the child is located are formed from the content and organization of the environment. The content means the objects, equipment and materials from which they are made. The organization of the environment means the concept of handling space. The basic requirements for DSSE and content of it are set forth in the Federal State Educational Standard and SanR&N 2.4.1.3049-13 "Sanitary and epidemiological requirements for the device, content and organization of the operating mode of preschool educational institutions». For the correct construction of the DSSE, the head, a psychologist and a teacher must take into account these requirements and the specifics of the childhood. This article discusses theoretical, practical and methodological foundations for the formation of the subject content of the environment, it also identifies the main criteria and indicators for evaluating materials and equipment in PSED Institutions. The article disclose the nature of definition «materials and equipment of DSSE and PSED Institutions» by the decomposition method into four basic definitions. The DSSE analysis performed in the article will help managers and teachers of pre-school educational organizations to analyze the existing situation, identify the shortcomings and eliminate them. The article contains tables with a detailed description and assignment of points for each indicator of the DSSE. To get the final grade, the scores of each indicator are added and form the final grade of a group room. The article provides comments on each of the possible final grades. As a result, readers gain some insight on to the detailed characteristics of the analyzed space of the preschool educational institutions.

Текст научной работы на тему «КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ МАТЕРИАЛОВ И ОБОРУДОВАНИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

УДК: 373.2

А. В. Островская (Магнитогорск, Россия) Н. А. Степанова (Магнитогорск, Россия)

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ МАТЕРИАЛОВ И ОБОРУДОВАНИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация. Одним из приоритетных направлений в дошкольном образовании является развивающая предметно-пространственная среда, которая в дошкольном образовании предполагает специально созданные условия, необходимые для полноценного развития воспитанников дошкольной образовательной организации. Условия нахождения детей формируются из наполнения и организации среды. Под наполнением среды подразумеваются предметы, оборудование и материалы, из которых они выполнены. Под организацией среды подразумевается общая концепция средового решения групповой ячейки. Основные требования к развивающей предметно-пространственной среде и ее наполнению изложены в ФГОС ДО и СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций». Для грамотного ее построения руководитель, психолог и педагог должны учитывать данные требования и специфику детства. В данной статье рассматриваются теоретические, практические и методологические основы по формированию предметного наполнения среды, а также выявлены основные критерии и показатели по оценке материалов и оборудования в дошкольной образовательной организации. Содержание понятия «материалы и «оборудование развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации» раскрывается в статье методом разложения на четыре базовых понятия. Предложенный в статье анализ поможет руководителям и педагогам дошкольных образовательных организаций проанализировать существующую ситуацию, выявить недостатки и устранить их. В статье приведены таблицы с подробным описанием и присвоением баллов по каждому показателю развивающей предметно -пространственной среды. Для получения итоговой оценки баллы каждого показателя складываются и формируют итоговую оценку группового помещения. В статье приведены комментарии по каждой из возможных итоговых оценок. В результате читатели знакомятся с подробной характеристикой анализируемого пространства дошкольной образовательной организации.

Ключевые слова: критерии оценки, материалы, оборудование, развивающая предметно-пространственная среда, пространство, дошкольная образовательная организация, дети.

Введение

В современном мире ситуация с развитием системы образования в России характеризуется актуализацией проблем дошкольного образования. Дошкольное образование рассматривается как фундамент для развития базовых качеств личности. Базовые качества личности ребенка формируются в среде, в которой он находится [1].

Частью образовательного пространства и компонентом образовательного процесса в дошкольной образовательной организации (далее - ДОО) называют развивающую предметно-пространственную среду (далее - Р1II 1С). В каждой дошкольной образовательной организации России сформирована своя концепция РППС. В большинстве ДОО концепции пространства приближены к друг другу, но в некоторых создана уникальная пространственная среда.

1. Базовые понятия для определения критериев оценки материалов и оборудования развивающей предметно-пространственной среды в ДОО

При проведении анализа РППС в ДОО следует обратить внимание на материалы и оборудования. Для этого следует сформировать определенные критерии оценки материалов и оборудования. Для понятия «Критерии оценки материалов и оборудования развивающей предметно-пространственной среды в ДОО» ключевым является понятие «материалы и оборудование РППС в ДОО», которое в свою очередь опирается на базовые понятия: «материал(ы)», «оборудование», «развивающая предметно-пространственная среда» и «дошкольная образовательная организация».

Материал(ы) - это различные предметы и вещественные элементы, которые используются для образования, построения, развития чего-нибудь и способствующие процессу труда. Будучи частями, компонентами, ингредиентами будущего «продукта», они определяют выбор оборудования для создания этого «продукта».

Оборудование - это материальная продукция, состоящая из разрозненных частей, для обустройства и/или дополнения чего-либо в среде обитания человека [2], выполняющая роль инструментов в реализации человеческой деятельности.

Развивающая предметно-пространственная среда - это часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием для функционально модернизирующего содержания и развития духовного и физического облика человека, в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков развития [3, с. 11].

Дошкольная образовательная организация - это тип образовательного учреждения в Российской Федерации, которое осуществляет в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования различной направленности, воспитание, обучение, присмотр, уход за детьми и оздоровление детей в возрасте от двух месяцев до семи лет1.

Проведя содержание базовых понятий, мы можем дать определение ключевому понятию: «Материалы и оборудование РППС в ДОО» - это часть образовательной среды, представленная различными предметами и вещественными элементами, которые используются для образования и развития детей в возрасте от двух месяцев до семи лет [3].

2. Критерии и показатели оценки материалов и оборудования развивающей предметно-пространственной среды в ДОО

Рассмотрим критерии и показатели оценки материалов и оборудования развивающей предметно-пространственной среды в ДОО по методике А. А. Кыверялга [1, с. 96] в таблице 1.

Таблица 1

Критерии и показатели оценки материалов и оборудования развивающей предметно-

пространственной среды в ДОО_

Критерии

Показатели

Высокий (2 балла)

Уровни

Средний (1 балл)

Низкий (0 баллов)

Наличие материалов и оборудования в группах ДОО

1. Количественн ый состав

Количество необходимых материалов и оборудования соответствует норме или присутствует в избытке

Материал и оборудование имеется, но в недостаточном количестве

В группе отсутствуют материалы и оборудования

2. Соответствие материалов и оборудования возрасту детей в группе_

Все предметы соответствуют возрасту детей

Большинство предметов, но не все, соответствуют возрасту детей

Все или большинство предметов не соответствует возрасту детей

3. Развивающий потенциал предметов и возможность взаимодействия детей и педагогов с данным материалом и оборудованием

Выполнение всех

условий:

1. Расположение развивающих предметов в зоне досягаемости детей;

2. Педагог владеет современными педагогическими технологиями и методами и применяет их в профессиональной деятельности

Выполнение одного из условий:

1. Расположение развивающих предметов в зоне досягаемости детей;

2. Педагог владеет современными педагогическими технологиями и методами и применяет их в профессиональной деятельности

Не выполняется ни одно условие:

1. Расположение развивающих предметов в зоне досягаемости детей;

2. Педагог владеет современными педагогическими технологиями и методами и применяет их в профессиональной деятельности

Оценка общего дизайна помещения ДОО

4. Эстетика оформления групповых помещений

1. Предметное наполнение помещения соответствует его назначению;

2. Единство дизайн-стиля в его оформлении;

1. Предметное наполнение помещения соответствует его назначению;

2. Отсутствует единство дизайн-стиля в его оформлении;_

1. Предметное наполнение помещения соответствует его назначению;

2. Отсутствует единство дизайн-стиля в его оформлении;_

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012, N 273-Ф3 (ред. от 30.12.2015) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 02.01.2020).

Уровни

Критерии Показатели Высокий (2 балла) Средний (1 балл) Низкий (0 баллов)

3. Гармоничность цветового решения, с учетом психологии цвета 3. Гармоничность цветового решения, с учетом психологии цвета 3. Отсутствует гармоничность цветового решения, с учетом психологии цвета

5. Социальная среда развития Устройство помещения обеспечивает каждому ребенку возможность участвовать как в совместной, так и в индивидуальной деятельности Устройство помещения не обеспечивает каждому ребенку возможность участвовать в индивидуальной деятельности Устройство помещения не соответствует основному назначению помещения.

6. Материальные условия развития и воспитания Наличие материалов и оборудования для всестороннего развития детей Наличие материалов и оборудования, не адаптированного под возраст воспитанников Отсутствие необходимых материалов и оборудования

Организация пространства жизнедеятельности детей 7. Динамичность (гибкость) предметной среды Обстановка группы легко видоизменяется и трансформируется в зависимости от потребностей детей Обстановка группы может частично видоизменится Обстановка группы не может трансформироваться

8. Условия обеспечивающие эмоциональный комфорт детей и взрослых Каждый воспитанник ДОО имеет личное пространство: кроватку, стульчик, коврик, шкафчик для хранения личных вещей и место на доске экспонирования Каждый воспитанник ДОО имеет личное пространство: кроватку, стульчик, шкафчик для хранения личных вещей Каждый воспитанник ДОО имеет личное пространство: только кроватку

9. Учет половых различий детей Наличие в достаточном количестве предметов для мальчиков и для девочек, а также наличие материалов и оборудование для игр и занятий, объединяющих детей обоих полов Наличие в недостаточном количестве предметов для мальчиков и для девочек, а также наличие материалов и оборудование для игр и занятий, объединяющих детей обоих полов Отсутствие предметов, учитывающих половую принадлежность ребенка

10. Безопасность предметно-пространственной среды2 Соответствие всех материалов и оборудования требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования Малая часть из всех материалов и оборудования не соответствует требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования Большая часть из всех материалов и оборудования не соответствует требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования

Для определения интервала баллов по каждому уровню следует провести следующие подсчеты: Максимальное число баллов, равняется 20: 2 (максимальное количество балов по одному показателю) умножаем на 10 (общее количество показателей) и получаем 20 баллов (2 х 10 = 20). Делим полученное число (20 баллов) на четыре, чтобы определить интервал, равный 25 %. Получается 5 баллов.

Строим схему распределения испытуемых по уровню (см. рисунок 1). Поскольку суммарный балл, отражающий обобщенный результат, меняется в приведенном примере от 0 до 20, то, следовательно, максимальное число баллов равно 20. По методике А. А. Кыверялга [1] определились интервалами, представленными в таблице 1 (низкий от 0 до 5 баллов, средний - от 6 до 15 баллов и высо-

2Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ.

кий - от 15 до 20 баллов).

25% 50% 25%

Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень

Рисунок 1. Схема шкалы определения уровней сформированности у испытуемых искомого качества

Полученные интервалы, отражающие количество баллов, которые может набрать каждый испытуемый по каждому уровню, заносим в таблице 2 «Шкала оценки материалов и оборудования развивающей предметно-пространственной среды в ДОО».

Таблица 2

Шкала оценки материалов и оборудования развивающей предметно-пространственной

Уровень оценки РППС Низкий Средний Высокий

Оценка в баллах 0-5 6-15 15-20

Рассмотрим критерии оценки материалов и оборудования развивающей предметно-пространственной среды в ДОО.

Наличие материалов и оборудования в группах ДОО:

- РППС с высоким уровнем оценки материалов и оборудования имеет разнообразный набор материалов и оборудования, которое соответствует возрасту детей в группе и выполняет развивающую функцию. Развитие детей происходит благодаря не только расположению предметов в зоне досягаемости, но и благодаря компетентности педагогов, способных грамотно работать с предметами среды, с современными развивающими игрушками [4];

- РППС со средним уровнем оценки материалов и оборудования имеет неполноценный набор материалов и оборудования или часть материалов и оборудования не соответствует возрасту детей в группе. Из-за недостатка предметной наполняемости среды ребенок не сможет полностью развить все необходимые для своего возраста качества;

- РППС с низким уровнем оценки материалов и оборудования не сможет помочь детям развить все или даже часть качеств и умений, с учетом особенностей возраста. Наполняемость образовательного пространства необходимыми материалами и оборудованием отсутствует или не соответствует возрасту ребенка.

Оценка общего дизайна помещения ДОО:

- РППС с высоким уровнем оценки общего дизайна помещения ДОО имеет в оформлении единую концепцию дизайн-стиля, цветовое решение выполнено с учетом психологии цвета, размер и наполнение такой среды обеспечивает каждому ребенку личное пространство. Таким образом, вся концепция помещения с учетом материалов и оборудования обеспечивает каждому ребенку всестороннее развитие.

- в оформлении РППС со средним уровнем оценки общего дизайна помещения ДОО отсутствует единая концепция дизайн-стиля, но цветовое решение выполнено с учетом психологии цвета. Размер и наполнение такой среды не соответствует количеству воспитанников и не может обеспечить каждому ребенку личного пространства и всестороннего развития;

- в оформлении РППС с низким уровнем оценки общего дизайна помещения ДОО отсутствует единая концепция дизайн-стиля и цветовое решение среды выполнено некорректно (например: отделка стен выполнена ярко-красными материалами); размер и предметное наполнение помещения не соответствует основной функции помещения.

Организация пространства жизнедеятельности детей:

- РППС с высоким уровнем организации пространства жизнедеятельности детей является просторной, динамичной (трансформируемой), безопасной и доступной3;

3

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».

- Р1II 1С со средним уровнем организации пространства жизнедеятельности детей как недостаточно просторная (согласно СанПиН 2.4.1.3049-13: площадь групповой (игровой) комнаты для групп раннего возраста (до 3-х лет) - не менее 2,5 метров квадратных на 1 ребенка и для дошкольного возраста (от 3-х до 7-ми лет) - не менее 2,0 метров квадратных на одного ребенка4). Пространство тяжело адаптируется под быструю смену деятельности детей и педагогов. Также материалы и оборудование являются недостаточно безопасными и доступными (наличие острых углов, незакрепленная мебель);

- РППС с низким уровнем организации пространства жизнедеятельности детей является опасной и не подходящей для полноценного развития воспитанников. В такой среде находится детям нельзя.

Заключение

Таким образом, исследование показало, что основные составляющие при оценке РППС в ДОО -это материалы и оборудование.

К материалам и оборудованию выдвинуто много требований как со стороны нормативных документов, что требует профессиональной компетентности педагогов, способных грамотно работать с предметами среды, так и с эстетической стороны. Учет всех требований позволит создать максимально комфортное и безопасное пространство для оптимального образования воспитанников дошкольной образовательной организации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Карабанова О. А., Алиева Э. Ф., Радионова О. Р., Рабинович П. Д., Марич Е. М. Организация предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. М.: Федеральный институт развития образования, 2014. 96 с.

2. Комарова О. А., Кротова Т. В. Конструирование предметно-развивающей среды дошкольной образовательной организации: учебное пособие, электронное издание сетевого распространения [Электронный ресурс]. М. : МПГУ, «КДУ», 2018. URL: https://bookonlime.ru/node/3506/ (дата обращения: 02.01.2020).

3. Новоселова, С. Л. Развивающая предметная среда : метод, рекомендации. М. : Центр инноваций в педагогике, 1995. 64 с

4. Степанова Н. А., Хорева Е. Е. Критерии и показатели изучения социально-информационной компетентности педагогов в аспекте преемственности в период детства //Мир детства и образование : сб. материалов VIII очно-заочной Всероссийской научно-практической конференции с приглашением представителей стран СНГ. 2014. С.242-246.

A. V. Ostrovskaya (Magnitogorsk, Russia) N. A. Stepanova (Magnitogorsk, Russia)

CRITERIA FOR EVALUATING MATERIALS AND EQUIPMENT OF THE DEVELOPING SUBJECT-SPATIAL ENVIRONMENT IN THE PRE-SCHOOL EDUCATIONAL SYSTEM

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Abstract. One of the priority directions in pre-school education is the developing subject-spatial environment (hereinafter referred to as the DSSE). DSSE in preschool education presupposes specially created conditions that are necessary for the full development of pupils of a preschool educational institutions (hereinafter referred to as PSED Institutions). The conditions in which the child is located are formed from the content and organization of the environment. The content means the objects, equipment and materials from which they are made. The organization of the environment means the concept of handling space. The basic requirements for DSSE and content of it are set forth in the Federal State Educational Standard and SanR&N 2.4.1.3049-13 "Sanitary and epidemiological requirements for the

4 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 N 26 (ред. от 27.08.2015) "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_149438/6ebe9db23f61eaed7edda18ffDdeb58ef627ea36/(дата обращения 02.01.2020)

device, content and organization of the operating mode of preschool educational institutions». For the correct construction of the DSSE, the head, a psychologist and a teacher must take into account these requirements and the specifics of the childhood. This article discusses theoretical, practical and methodological foundations for the formation of the subject content of the environment, it also identifies the main criteria and indicators for evaluating materials and equipment in PSED Institutions. The article disclose the nature of definition «materials and equipment of DSSE and PSED Institutions» by the decomposition method into four basic definitions. The DSSE analysis performed in the article will help managers and teachers of pre-school educational organizations to analyze the existing situation, identify the shortcomings and eliminate them. The article contains tables with a detailed description and assignment of points for each indicator of the DSSE. To get the final grade, the scores of each indicator are added and form the final grade of a group room. The article provides comments on each of the possible final grades. As a result, readers gain some insight on to the detailed characteristics of the analyzed space of the preschool educational institutions.

Keywords: evaluation criteria, materials, equipment, developing subject-spatial environment, space, preschool educational organization, children.

REFERENCES

1. Karabanova O. A., Alieva E. F., Radionova O. R., Rabinovich P. D., Marich E. M. Organizatsiya predmet-no-prostranstvennoi sredy v sootvetstvii s federal'nym gosudarstvennym obrazovatel'nym standartom doshkol'nogo obrazovaniya. M. : Federal'nyi institut razvitiya obrazovaniya, 2014. 96 p.

2. Komarova O. A., Krotova T. V. Konstruirovanie predmetno-razvivayushchei sredy doshkol'noi obrazo-vatel'noi organizatsii: uchebnoe posobie, elektronnoe izdanie setevogo rasprostraneniya [Elektronnyi resurs], Moscow, MPGU, «KDU», 2018, URL: https://bookonlime.ru/node/3506/.

3. Novoselova S. L. Razvivayushchaya predmetnaya sreda : metod, rekomendatsii. Moscow, Tsentr innovatsii v pe-dagogike, 1995, 64 p.

4. Stepanova N. A., Khoreva E. E. Kriterii i pokazateli izucheniya sotsial'no-informatsionnoi kompe-tentnosti pedagogov v aspekte preemstvennosti v period detstva, Mir detstva i obrazovanie : sb. materialov VIII ochno-zaochnoi Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii s priglasheniem predstavitelei stran SNG, 2014, pp. 242-246.

Островская А. В., Степанова Н. А. Критерии оценки материалов и оборудования развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации // Гуманитарно-педагогические исследования. 2020. Т. 4. № 3. С. 20-25.

Ostrovskaya A. V., Stepanova N. A. Criteria for Evaluating Materials and Equipment of the Developing Subject-spatial Environment in the Preschool Educational System, Gumanitarno-pedagogicheskie issledovaniya [Humanitarian and pedagogical Research], 2020, vol. 4, no. 3, pp. 20-25.

Дата поступления статьи - 08.04.2020; 0,5 печ. л.

Сведения об авторах

Анна Вадимовна Островкая - магистрант кафедры дошкольного и специального образования Института гуманитарного образования ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», Магнитогорск, Россия; 95very_nice_girl@mail.ru

Степанова Наталья Анатольевна - доцент, кандидат педагогических наук, кафедра дошкольного и специального образования Института гуманитарного образования ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», Магнитогорск, Россия; natstep77@mail.ru

Authors:

Anna V. Ostrovskaya - undergraduate student of the Department of Preschool Education, Institute for the Humanities, Nosov Magnitogorsk State Technical University (NMSTU), Magnitogorsk, Russia; 95very_nice_girl@mail.ru

Natalia A. Stepanova, Candidate of Pedagogics, Associate Professor, Department of Pre-school Education, Institute for the Humanities, Nosov Magnitogorsk State Technical University (NMSTU), Magnitogorsk, Russia; natstep77@mail. ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.