Научная статья на тему 'Шкалы есеrs-r как один из механизмов реализации ФГОС до'

Шкалы есеrs-r как один из механизмов реализации ФГОС до Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
408
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / QUALITY OF PRESCHOOL EDUCATION / ФГОС ДО / ЗАКОН "ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РФ" / LAW "ABOUT EDUCATION IN THE RUSSIAN FEDERATION" / FGOS TO

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попова Н.Е., Седень О.В.

В статье рассматривается проблема оценки качества дошкольного образования, заключающегося в реализации социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической, физической образовательных областей, положенных в основу ФГОС ДО. Анализируется закон «Об образовании в РФ», где особое внимание уделяется предметно-пространственному, интеллектуальному, коммуникативному, физическому, организационно-педагогическому компонентам, а также присмотру и уходу за детьми. Для реализации ФГОС ДО на основе закона «Об образовании в РФ» возникла необходимость использования методики анализа реализации обозначенных требований. За основу методики взяты шкалы ECERS-R. На их основе в качестве эксперимента разработаны индикаторы, уровни и показатели определения предметно-пространственной среды ДОО. Результаты проведенного эксперимент доказали состоятельность предлагаемых индикаторов, уровней и показателей определения предметно-пространственной среды, что позволит дошкольным организациям осуществлять внутренний мониторинг и, что самое важное, увидеть возможность интеграции положений закона «Об образовании в РФ», ФГОС ДО, шкал ECERS-R и грамотно выстраивать мониторинг развития организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Попова Н.Е., Седень О.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECERS-R SCALES AS ONE OF MECHANISMS OF REALIZATION OF FGOS TO

In article the problem of assessment of quality of the preschool education consisting in realization of the social and communicative, informative, speech, art and esthetic, physical educational areas which are been the basis for FGOS TO is considered. The law "About Education in the Russian Federation" where special attention is paid subject spatially, intellectual, communicative, physical, organizational pedagogically to components and also supervision and care of children is analyzed. For realization of FGOS TO the law "About Education in the Russian Federation" need of use of a technique of the analysis of implementation of the designated requirements has evolved. ECERS-R scales are taken as a basis of a technique. On their basis as an experiment indicators, levels and indicators of definition of the DOO subject and spatial environment are developed. Results carried out an experiment have proved the viability of the offered indicators, levels and indicators of definition of the subject and spatial environment that will allow the preschool organizations to carry out internal monitoring and that the most important, to see ability to integrate provisions of the law "About Education in the Russian Federation", FGOS TO, scales of ECERS-R and competently to build monitoring of development of the organization.

Текст научной работы на тему «Шкалы есеrs-r как один из механизмов реализации ФГОС до»

ШКАЛЫ ЕСЕЯ8-Я КАК ОДИН ИЗ МЕХАНИЗМОВ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО

Н.Е. Попова, кандидат педагогических наук, доцент О.В. Седень, магистрант

Уральского государственного педагогического университета (Россия, г. Екатеринбург)

Аннотация. В статье рассматривается проблема оценки качества дошкольного образования, заключающегося в реализации социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической, физической образовательных областей, положенных в основу ФГОС ДО. Анализируется закон «Об образовании в РФ», где особое внимание уделяется предметно-пространственному, интеллектуальному, коммуникативному, физическому, организационно-педагогическому компонентам, а также присмотру и уходу за детьми.

Для реализации ФГОС ДО на основе закона «Об образовании в РФ» возникла необходимость использования методики анализа реализации обозначенных требований. За основу методики взяты шкалы ЕСЕКБ-К. На их основе в качестве эксперимента разработаны индикаторы, уровни и показатели определения предметно-пространственной среды ДОО. Результаты проведенного эксперимент доказали состоятельность предлагаемых индикаторов, уровней и показателей определения предметно-пространственной среды, что позволит дошкольным организациям осуществлять внутренний мониторинг и, что самое важное, увидеть возможность интеграции положений закона «Об образовании в РФ», ФГОС ДО, шкал ЕСЕКБ-К и грамотно выстраивать мониторинг развития организации.

Ключевые слова: качество дошкольного образования; ФГОС ДО, закон «Об образовании в РФ», шкалы ЕСЕКБ-К, внутренняя система мониторинга.

Управление современной

образовательной организацией

невозможно без создания системы внутреннего мониторинга. Анализ научной литературы по данной проблеме [1-4] доказывает, что положительная динамика развития внутренней системы мониторинга образовательной организации

заключается:

- в определении результативности образовательного процесса;

- в обучении педагогического коллектива самоанализу и самооценке профессиональной деятельности;

- в прогнозировании перспектив индивидуального развития педагогов и образовательной организации в целом.

При исследовании данной проблемы установлено, что именно получение систематической, оперативной,

достоверной информации позволяет выявлять взаимодействие внешних и внутренних факторов, и на основе полученных результатов мониторинга

вносить качественные изменения по управлению образовательным

процессом.

В связи с внедрением ФГОС ДО [5] образовательные организации

нуждается в методиках оценки внутренней системы качества образовательного процесса.

Процесс внедрения ФГОС ДО повлек за собой противоречие, которое заключается в том, что отсутствует единая система оценки качества дошкольных образовательных

организаций. Разрешить возникшее противоречие возможно, используя различные методики. В данной статье внимание читателей акцентируется на применении в области комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных

организациях шкал ECERS-R [6].

Шкалы ECERS-R активно используются для исследований качества образования, выявления независимой оценки программ развития

образовательных организаций,

внутреннего контроля качества образования и т.д. Оценочная шкала позволяет также эффективно

отслеживать уровень внедрения

социально-коммуникативной, познавательной, речевой,

художественно-эстетической, физической образовательных областей, положенных в основу ФГОС ДО.

Шкалы ECERS-R состоят из 7 подшкал, в каждый из которых включено 47 показателей, которые можно анализировать через

индикаторы:

1. Предметно-пространственная среда.

2. Режим личной гигиены.

3. Речь и мышление.

4. Виды активности.

5. Взаимодействие.

6. Структурирование времени.

7. Родители и персонал.

Данные индикаторы можно ранжировать на неудовлетворительно, минимально, хорошо, отлично, что позволяет детально и всесторонне провести мониторинг деятельности дошкольной образовательной

организации.

Особенность шкал ECERS-R в том, что при оценке качества акцентируется внимание на эмоциональном, комфортном климате в группе, на удовлетворенности потребностей

воспитанников, на максимальной реализации педагогического опыта педагога. Кроме того, в основе шкал лежит исследование предметно-пространственной среды,

коммуникативных взаимодействий воспитанников, организационно-

педагогических особенностей,

присмотр и уход за воспитанниками, что логично коррелируется с

требованиями закона «Об образовании в РФ» [7], где особое внимание обращается на:

- предметно-пространственные условия (статья 5.5), которые должны соответствовать требованиям СанПиН по обустройству, температурному режиму, условиям для детей с ограниченными возможностями здоровья, с соответствующей мебелью для повседневного ухода, игр, отдыха, уединений и т.д.);

- условия для интеллектуального, нравственного, коммуникативного, физического развития (статья 64), которые должны способствовать активному взаимодействию со сверстниками и взрослыми, формировать готовность к совместной деятельности;

- организационно-педагогические условия (статья 20), которые должны быть направлены на реализацию различных видов детской активности и физического развития в течение дня, на создание условий для познания окружающего мира, развития творческих задатков, воображения, памяти, мышления, речи и т. д.);

- присмотр и уход за детьми (статья 65), который должен осуществляться с учетом социально-гигиенических, профилактических, оздоровительных мероприятий.

На основе шкал ECERS-R, требований закона «Об образовании в РФ» и ФГОС ДО в качестве примера разработаны индикаторы, показатели и уровни определения предметно-пространственной среды ДОО, представленные в Таблице 1.

Таблица 1. Индикаторы, уровни и показатели предметно-пространственной среды (РППС) ДОО__

Требования к РППС Индикаторы Показатели

1. Насыщенность ;реды 1.1. Наличие пространств (зон), обеспечивающих игровую, юзнавательную, исследовательскую и ворческую активность всех воспитанников, Высокий уровень (80-100%). Наличие в группе не менее 8 пространств (упражнений в практической жизни, игрового, сенсорного развития, математического развития, освоения родного языка, формирования представления об основах естествознания и культуры с лабораториями для экспериментирования, в том числе с песком, водой; художественного творчества, чтения и отдыха, конструирования, уединения)

экспериментирование с доступными детям материалами в том числе с песком и водой): образовательная область ФГОС Средний уровень (60-79%). Наличие в группе 4-6 пространств, частично обеспечивающих игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными материалами. Незначительное несоответствие РППС образовательной программе

«Познавательное развитие» Низкий уровень (менее 59%). Отсутствие или минимальное зонирование (2-3 пространства), слабо обеспечивающих игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными материалами

1.2. Наличие пространств (зон), обеспечивающих двигательную активность, развитие крупной и мелкой Высокий уровень (80-100%). Наличие пространства двигательной активности в соответствии с СанПиН для развития крупной моторики с соответствующим спортивным и игровым оборудованием, спортивными сооружениями

моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях: образовательная область ФГОС «Физическое развитие» редний уровень (60-79%). Наличие пространства для двигательной активности, развития крупной моторики, минимальный набор спортивного и игрового оборудования

Низкий уровень (менее 59%). Ограниченное пространство для двигательной активности, развития крупной моторики, недостаточное количество соответствующего спортивного и игрового оборудования, спортивных сооружений

1.3.Обеспечение возможности амовыражения детей в продуктивной деятельности: образовательная область ФГОС «Познавательное развитие» ысокий уровень (80-100%). Наличие материалов и предметов, полностью подготовленных для продуктивной деятельности, а также места для размещения продуктов деятельности воспитанников

Средний уровень (60-79%). Минимальное количество материалов и предметов для деятельности воспитанников, ограниченная площадь для размещения продуктов творческой деятельности

Низкий уровень (менее 59%). Отсутствие многих материалов для продуктивной деятельности воспитанников

Экспериментально за основу исследования РППС ДОО взят показатель «Насыщенность среды» и его 3 индикатора: наличие пространств для игровой и двигательной деятельности, для самовыражения воспитанников в деятельности. Разработаны показатели достижения результатов на высоком, среднем и низком уровнях.

Для того чтобы проверить состоятельность выдвинутого

индикатора, его показателей и уровней

дважды проведено исследование в МАДОУ «Детский сад № 45» Верхней Пышмы Свердловской области.

Первое исследование насыщенности среды ДОО проведено в сентябре 2017 года. Сделаны выводы. Приняты решения для улучшения состояния насыщенности среды.

Повторное исследования

осуществлялось в июне 2018 года. Результаты исследования в течение учебного года представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. Насыщенность среды ДОО

Где:

Синий: наличие пространств для игровой деятельности; Красный: наличие пространства для двигательной деятельности; Желтый: наличие пространства для самовыражения воспитанников в деятельности.

Повторные результаты исследования насыщенности среды позволили найти возможность увеличения пространства для игровой деятельности за счет компактного размещения

дидактического материала,

использования многоуровневых

стеллажей и оборудования. Компактное размещение материалов и оборудования одновременно позволило

воспитанникам активно и

беспрепятственно двигаться в игровой комнате. И что очень важно, увеличилось пространство для самовыражения личности

воспитанников.

Методика оценки основывалась на результатах структурированных,

фактических наблюдениях, а не на планах на будущее. При оценке любого из показателей начинали с низкого уровня, продвигаясь вперед, до определения корректной оценки.

Итоги эксперимента доказали возможность адаптации концепции российского образования, положенного в основу ФГОС ДО, концепции, просматриваемой в шкалах ЕСЕКБ-Я, и позволили утверждать, что шкалы конкретизируют требования ФГОС ДО,

позволяют получить развернутую картину качества образовательной среды ДОО и могут являться полезным источником для создания

развивающейся системы оценки качества дошкольного образования.

В идеале качественный

образовательный процесс должен предоставлять воспитаннику широкое поле для проявления активности по освоению окружающего мира, самостоятельной исследовательской деятельности. Признание и поддержка индивидуальности ребенка,

взаимодействие между педагогом и детьми, основанном на уважении к ребенку, участие детей в решении и создании учебных ситуаций, можно рассматривать как один из наиболее важных компонентов образовательной деятельности, что успешно можно анализировать на основе шкал ЕСЕЯБ-К

Таким образом, при развитии внутренней системы мониторинга качества в образовательной организации возможно успешное использование шкал ЕСЕЯ8-Я как механизм реализации ФГОС ДО.

Библиографический список

1. Шишов С.Е., Кальней В.А. Мониторинг качества образования в школе. М., 1998. - 354 с.

2. Майоров А.Н. Мониторинг в образовании. 3-е изд. М.: Интеллект-Центр, 2005. -424 с.

3. Копытова Н.Е. Мониторинг в системе образования: основные понятия, проблемы, возможности [Электронный ресурс]: https://cyberleninka.ru/ (дата обращения: 16.07.2018).

4. Абакумова Н.Н. Трансформация понятия мониторинга в образовании [Электронный ресурс]: http://science-education.ru// (дата обращения: 16.07.2018).

5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс]: www.consultant.ru (дата обращения: 11.07.2018).

6. Теплова А.Б. Шкалы ECERS: как инструмент комплексной оценки качества дошкольного образования // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2016. N 10. С. 41-49.

7. Закон РФ от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]: www.consultant.ru (дата обращения: 11.07.2018).

ECERS-R SCALES AS ONE OF MECHANISMS OF REALIZATION OF FGOS TO

N.Ye. Popova, candidate of pedagogical sciences, associate professor O.V. Cede, graduate student Ural State pedagogical university (Russia, Ekaterinburg)

Abstract. In article the problem of assessment of quality of the preschool education consisting in realization of the social and communicative, informative, speech, art and esthetic, physical educational areas which are been the basis for FGOS TO is considered. The law "About Education in the Russian Federation" where special attention is paid subject spatially, intellectual, communicative, physical, organizationalpedagogically to components and also supervision and care of children is analyzed.

For realization of FGOS TO the law "About Education in the Russian Federation" need of use of a technique of the analysis of implementation of the designated requirements has evolved. ECERS-R scales are taken as a basis of a technique. On their basis as an experiment indicators, levels and indicators of definition of the DOO subject and spatial environment are developed. Results carried out an experiment have proved the viability of the offered indicators, levels and indicators of definition of the subject and spatial environment that will allow the preschool organizations to carry out internal monitoring and that the most important, to see ability to integrate provisions of the law "About Education in the Russian Federation", FGOS TO, scales of ECERS-R and competently to build monitoring of development of the organization.

Keywords: quality of preschool education; FGOS TO, the law "About Education in the Russian Federation", ECERS-R scales, the internal system of monitoring.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.