Научная статья на тему 'ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА 2019 - 2025 ГГ. В ЧАСТИ СТРАХОВЫХ ПЕНСИЙ ПО СТАРОСТИ: СУЩНОСТЬ, ПРАВИЛА НАЗНАЧЕНИЯ, СОЦИАЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ'

ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА 2019 - 2025 ГГ. В ЧАСТИ СТРАХОВЫХ ПЕНСИЙ ПО СТАРОСТИ: СУЩНОСТЬ, ПРАВИЛА НАЗНАЧЕНИЯ, СОЦИАЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
985
194
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕНСИЯ / ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ / СТРАХОВОЙ СТАЖ / ПЕНСИОННЫЕ БАЛЛЫ / ПЕНСИОННЫЙ ВОЗРАСТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Боброва Д.Н.

В статье рассматриваются и анализируются изменения в части формирования и учета страховых пенсий по старости, вступившие в силу с 1 января 2019 г., в связи с принятием Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий». В статье речь идет об общих основаниях выхода на страховую пенсию по старости. Здесь не рассматриваются досрочные страховые пенсии по старости, где возрастной рубеж для таких пенсий дифференцируется и снижается от ряда обстоятельств (связанных с профессиональной деятельностью и с определенными социальными условиями).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА 2019 - 2025 ГГ. В ЧАСТИ СТРАХОВЫХ ПЕНСИЙ ПО СТАРОСТИ: СУЩНОСТЬ, ПРАВИЛА НАЗНАЧЕНИЯ, СОЦИАЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ»

ПРАВО

УДК 349.3

ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА 2019 - 2025 ГГ.

В ЧАСТИ СТРАХОВЫХ ПЕНСИЙ ПО СТАРОСТИ: СУЩНОСТЬ, ПРАВИЛА НАЗНАЧЕНИЯ, СОЦИАЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ

Д.Н. Боброва РГПУ им. А.И. Герцена

В статье рассматриваются и анализируются изменения в части формирования и учета страховых пенсий по старости, вступившие в силу с 1 января 2019 г., в связи с принятием Федерального закона от 03.10.2018 № 350-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий».

В статье речь идет об общих основаниях выхода на страховую пенсию по старости. Здесь не рассматриваются досрочные страховые пенсии по старости, где возрастной рубеж для таких пенсий дифференцируется и снижается от ряда обстоятельств (связанных с профессиональной деятельностью и с определенными социальными условиями).

Ключевые слова: пенсия, обязательное пенсионное страхование, страховой стаж, пенсионные баллы, пенсионный возраст.

Конец 2018 г. и начало 2019 г. ознаменовались принятием и вступлением в силу Федерального закона № 350-Ф3 от 03.10.2018 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», затрагивающего интересы подавляющего большинства граждан нашей страны [1].

Пенсионная система Российской Федерации как известно состоит из 3 обособленных, но тесно взаимосвязанных подсистем: подсистема обязательного пенсионного страхования, подсистемы государственного и негосударственного пенсионного обеспечения. В данной статье рассмотрим нововведения, затронувшие интересы граждан, которые являются застрахованными в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» [2].

Одно из главных нововведений, произошедших с вступлением в силу данного закона, и вызвавшего наибольший общественный резонанс, это повышение пенсионного возраста. Согласно ст. 7 Федерального закона № 350-Ф3 были внесены следующие изменения в Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ (ред. от 06.03.2019) «О страховых пенсиях» в части 1 статьи 8: право на страховую пенсию по старости имеют мужчины и женщины, достигшие возраста 65 и 60 лет соответственно (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к Федеральному закону «О страховых пенсиях»).

Об учете каких положений, предусмотренных приложением идет речь в ФЗ «О страховых пенсиях»? Речь идет о постепенном повышении возраста, по достижении которого возникает право на страховую пенсию. Актуальность этого положения продиктована учетом интересов лиц пред пенсионного возраста. В 2019 лица, достигшие возраста 55 и 60 лет (мужчины и женщины соответственно) имеют право выхода на пенсию по старости в 56 и 61 год соответственно (по формуле V + 12 месяцев, где V - возраст, по достижении которого у человека появляется право на страховую пенсию по старости); лица, которые достигнут возраста 55 и 60 лет (мужчины и женщины соответственно) в 2020 г. будут иметь право выхода на страховую пенсию по старости к 57 и 62 годам; лица, которые достигнут возраста 55 и 60 лет в 2021 - к 58 и 63 годам; в 2022 - к 59 и 64 годам и в 2023 - к 60 и 65 годам (мужчины и женщины соответственно)[3].

Но как известно, право на страховую пенсию, не наступает только лишь при достижении определенного пенсионного возраста; оно возникает при одновременном наступлении (в случае пенсионного возраста) и выполнении (в случае остальных двух условий) трех усло-

вий:

- достижении определенного пенсионного возраста;

- наличие минимального количества пенсионных баллов;

- наличие минимального страхового стажа.

Таким образом, в соответствии с частью 1 и частью 9 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» размер страховой пенсии по старости определяется по формуле:

СПст = ИПК x СПК+ФВ

где СПст - размер страховой пенсии по старости;

ИПК - индивидуальный пенсионный коэффициент;

СПК - стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости;

ФВ - фиксированная выплата.

СПК устанавливается федеральным законом и ежегодно увеличивается на уровень не ниже инфляции в предыдущем году. На 2019 г. стоимость одного пенсионного балла равна 87 руб. 24 коп.

Фиксированная выплата - это установленная законом в твердом размере сумма, которая гарантированно выплачивается к страховой пенсии. Каждый год фиксированная выплата, также как и СПК, индексируется государством. На 2019 г. ее размер составляет 5334 руб. 15 коп.

Величина индивидуального пенсионного коэффициента определяется по формуле:

ИПК = (ИПКс + ИПКн) x КвСП,

где ИПК - индивидуальный пенсионный коэффициент по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости;

ИПКс - индивидуальный пенсионный коэффициент за периоды, имевшие место до 1 января 2015 года;

ИПКн - индивидуальный пенсионный коэффициент за периоды, имевшие место с 1 января 2015 года, по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости;

КвСП - коэффициент повышения индивидуального пенсионного коэффициента при исчислении размера страховой пенсии по старости. Он применяется в случае отсрочки обращения гражданина за назначением страховой пенсии. Причем чем больше полных месяцев истекло со дня возникновения права на страховую пенсию до дня обращения за ее назначением, тем больше увеличиваются на премиальные коэффициенты фиксированная выплата и страховая пенсия.

Таким образом, величина индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) - это сумма годовых пенсионных коэффициентов (пенсионных баллов) за период до и после 01.01.2015, с учетом повышающего коэффициента к страховой пенсии, если имела место отсрочка обращения за назначением страховой пенсии по старости. В 2019 году максимальная сумма годовых пенсионных баллов, т.е. баллов за один год составляет - 9,13; с 2021 года -10. К моменту выхода на страховую пенсию по старости ИПК гражданина должен быть в 2019 году не менее 16,2 баллов, в 2020 году - не менее 18,6, в 2021 - не менее 21, в 2022 - не менее 23,4, в 2023 - не менее 25,8, в 2024 - не менее 28,2, к 2025 году и позднее - не менее 30 баллов [4].

И третье условие необходимое для получения права на страховую пенсию по старости - наличие страхового стажа. В ФЗ «О страховых пенсиях» в статье 3 дано определение страхового стажа - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые

начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Здесь также как и в случае с баллами в период проведения пенсионной реформы идет постепенное увеличение минимально необходимого страхового стажа: в 2019 году минимальный страховой стаж должен составлять 10 лет, в 2020 году - 11 лет, в 2021 году - 12 лет, в 2022 году - 13 лет, в 2023 году - 14 лет, в 2024 и позднее - 15 лет.

В определении страхового стажа указаны не только периоды, когда начислялись и уплачивались страховые взносы, но и иные периоды, которые также подлежат учету при подсчете страхового стажа. Что же это за периоды? Это так называемые нестраховые периоды. Эти периоды перечислены в пункте 1 статьи 11 ФЗ «О страховых пенсиях». Всего таких периодов 11, но засчитываются в страховой стаж они только в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. За некоторые из этих нестраховых периодов также начисляются пенсионные баллы.

Таким образом, с 1 января 2019 года приняты существенные изменения в соответствии с которыми теперь будет происходить назначение страховых пенсий по старости. С 1 января 2019 года каждый граждан, собирающийся выйти на пенсию, будет это делать позже с каждым годом.

Какой же будет социальный эффект от введенных в законодательство изменений? Во-первых, стоит обратить внимание на сохранение разницы между пенсионным возрастом женщин и мужчин. Обоснована ли эта норма? Наряду с общим повышением пенсионного возраста и более короткой продолжительностью жизни мужского населения нашей страны, представляется, что не совсем. Различия в пенсионном возрасте между мужчинами и женщинами, т.е. по признаку пола многие исследователи уже давно считают безосновательными. Ведь право на пенсию, представляется в связи с достижением возраста, когда обычно теряется способность к продолжению трудовой деятельности в прежнем режиме, и эта способность меньше всего зависит от половой принадлежности. Во-вторых, относительно времени в течении которого человек получает пенсию, т.е. так называемое время пенсионной жизни. Продолжительность жизни пенсионеров нашей страны после достижения пенсионного возраста существенно ниже чем в других развитых странах. Это связано с более короткой продолжительностью жизни. Поэтому сравнение России с другими развитыми странами, где пенсионный возраст выше, кажется не совсем обоснованным. Многие пенсионеры, особенно среди мужского населения могут просто не воспользоваться правом на заслуженную страховую пенсию по старости или воспользоваться не в полной мере.

Таким образом, изменения возраста выхода на страховую пенсию по старости, изменения стажа и пенсионных баллов с 1 января 2019 года идёт в сторону увеличения. Те, кому не хватит трудового стажа или кто не сможет накопить нужное количество пенсионных баллов, то есть не выполнят хотя бы одно из трех единовременных условий назначения страховой пенсии по старости будут вынуждены получить отказ в назначении им данного вида пенсии.

Список литературы

1. Федеральный закон от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий». -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 09.05.2019).

2. Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 09.05.2019).

3. Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ (ред. от 06.03.2019) «О страховых

_Научный журнал «Экономика. Социология. Право», 2019, №2(14)

пенсиях». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 09.05.2019).

4. Официальный сайт Пенсионного фонда Российской Федерации. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.pfrf.ru/grazdanam/ (дата обращения: 09.05.2019).

Об авторе

Боброва Д.Н., кандидат соц. наук, доцент кафедры управления образованием и кадрового менеджмента Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, bebeaver@mail.ru

UDK 349.3

THE PENSION REFORM OF 2019-2025 WITH RESPECT TO OLD-AGE

INSURANCE PENSION: NATURE, PROVISION RULES, SOCIAL IMPACT

D.N. Bobrova

Herzen University

The article discusses and analyzes the changes in the formation and accounting of the old-age insurance pensions, which entered into force on January 1, 2019, in connection with the adoption of the Federal Law from 03.10.2018 №. 350 «On amendments to certain legislative acts of the Russian Federation on the issues of assignment and payment of pensions».

The article deals with the general grounds for retirement insurance. Early old-age insurance pensions are not considered here, where the age limit for such pensions is differentiated and reduced by a number of circumstances (related to professional activities and certain social conditions).

Keywords: pension, compulsory pension insurance, insurance experience, pension points, retirement age.

References

1. Federalnyj zakon ot 03.10.2018 № 350-FZ «O vnesenii izmenenij v otdel'nye za-konodatel'nye akty Rossijskoj Federacii po voprosam naznacheniya i vyplaty pensij». - [El-ektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: URL: http://www.consultant.ru/ (data obrashcheniya: 09.05.2019).

2. Federalnyj zakon ot 15.12.2001 № 167-FZ «Ob obyazatel'nom pensionnom strahovanii v Rossijskoj Fe-deracii» - [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: URL: http://www.consultant.ru/ (data obrashcheniya: 09.05.2019).

3. Federalnyj zakon ot 28.12.2013 № 400-FZ (red. ot 06.03.2019) «O strahovyh pen-siyah». - [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: URL: http://www.consultant.ru/ (data obrashcheniya: 09.05.2019).

4. Oficialnyj sajt Pensionnogo fonda Rossijskoj Federacii. - [Elektronnyj resurs]. -Rezhim dostupa: URL: http://www.pfrf.ru/grazdanam/ (data obrashcheniya: 09.05.2019).

About the author

Bobrova D.N., PhD in Sociological Sciences, associate professor of Herzen University, be-beaver@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.