Научная статья на тему 'СТРАХОВЫЕ ПЕНСИИ В СООТВЕТСТВИИ С ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Проблемы реализации законодательства'

СТРАХОВЫЕ ПЕНСИИ В СООТВЕТСТВИИ С ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Проблемы реализации законодательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3502
658
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
страховые пенсии / индивидуальный пенсионный коэффициент / фиксированная выплата к страховой пенсии / insurance pensions / individual pension coefficient / fixed payment to the insurance pension

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Виталий Викторович Никитин

В статье описана проблематика реализации законодательства о страховых пенсиях в разрезе реализации статей Закона «О страховых пенсиях» и реалиями жизни в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Insurance pensions according to with legislation Russian Federation: implementation problems

The article describes the problems of the implementation of legislation on insurance pensions in the context of the implementation of articles of the Law «On insurance pensions» and the realities of life in modern conditions.

Текст научной работы на тему «СТРАХОВЫЕ ПЕНСИИ В СООТВЕТСТВИИ С ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Проблемы реализации законодательства»

УДК 349.3 ББК 67

DOI 10.24412/2073-3313-2021-5-24-26

страховые пенсии в соответствии с законодательством

V V ___

российской федерации

Проблемы реализации законодательства

Виталий Викторович НИКИТИН, преподаватель Отделения среднего профессионального образования Образовательного частного учреждения «Международный юридический институт» spotlight@mail.ru

Аннотация. В статье описана проблематика реализации законодательства о страховых пенсиях в разрезе реализации статей Закона «О страховых пенсиях» и реалиями жизни в современных условиях.

Ключевые слова: страховые пенсии, индивидуальный пенсионный коэффициент, фиксированная выплата к страховой пенсии.

Annotation. The article describes the problems of the implementation of legislation on insurance pensions in the context of the implementation of articles of the Law «On insurance pensions» and the realities of life in modern conditions

Keywords: insurance pensions, individual pension coefficient, fixed payment to the insurance pension,

Страховые пенсии — одна из самых обсуждаемых тем социальной сферы. И дело не '^»«'•В повышении пенсионного возраста и переходных положениях, связанных с методикой их исчисления. Проблема такого значимого вида социальной помощи, как страховая пенсия, гораздо глубже.

Понятие «страховая пенсия» вошло в наш обиход в 2013 г., когда был принят Федеральный закон «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ. Этот Закон определил новое правовое регулирование заработанных пенсий. Такое решение было логичным хотя бы потому, что пенсионное обеспечение Российской Федерации всегда основывалось на страховых принципах. Их окончательная форма обрела контуры в 2001 г. благодаря Федеральному закону «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ, но еще целых 12 лет пенсии были «трудовыми».

Новое законодательство дало новое содержание пенсионному обеспечению. Изменилось по-

чти все: названия, порядок исчисления страховых пенсий, основа для исчисления пенсий, даже минимальный стаж для определения права на страховую пенсию по старости впервые с советских времен претерпел изменения.

Под влиянием времени в начале 2000-х годов исчезло понятие «непрерывный стаж», что позволило Пенсионному фонду собирать пять лет минимального стажа в буквальном смысле по дням, для того чтобы определить право на трудовую пенсию по старости. Было это сделано вследствие «лихих 90-х», когда формировалась новая страна и новые законы. В 2013 г. Пенсионный фонд пересмотрел пенсионные права граждан и определил новые права, которые начали реализовываться с 2015 г., когда минимальный страховой стаж стал составлять уже шесть лет с поэтапным его увеличением на один год в каждом календарном году до уровня 15 лет в 2024 г.1.

Основа расчета пенсий из расчетного пенсионного капитала перешла в новый относитель-

ЗАКОН И ПРАВО • 05-2021

ный параметр — Индивидуальный пенсионный коэффициент (далее — ИПК).

С точки зрения определения размера пенсии, ИПК стал удобной величиной, которая унифицировала порядок исчисления страховой пенсии независимо от основания (по старости, по инвалидности или по случаю потери кормильца), однако вызвала и неоднозначное к себе отношение в связи с тем, что стала оцениваться в конкретных рублях.

Еще до вступления в силу Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ этот параметр часто сравнивали с валютой: «покупаем за одну стоимость, а продаем дешевле».

К моменту вступления Закона в силу — к 1 января 2015 г. страсти по коэффициенту утихли, но его оценка по-прежнему беспокоит будущих пенсионеров, как беспокоит их и фиксированная выплата к страховой пенсии.

По общему правилу практического применения, общая страховая пенсия состоит из двух частей: страховой пенсии как таковой и фиксированной выплаты к страховой пенсии.

Страховая пенсия представляет собой произведение ИПК на его стоимость, которая определяется законодательством. При этом можно заметить, что стоимость этого параметра крайне невысока. Невысоким является и размер фиксированной выплаты к страховой пенсии. Методика стоимостного определения этих параметров также не понятна, но:

■ в соответствие с п. 22 ст. 15 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ ежегодное увеличение стоимости ИПК не должно быть меньше индекса роста потребительских цен за прошлый календарный год;

■ в соответствие с п. 6 ст. 16 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ ежегодное увеличение фиксированной выплаты осуществляется на индекс роста потребительских цен за прошлый календарный год.

На фоне этих законодательных норм Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» от 3 октября 2018 г. № 350-Ф3 выглядит, по меньшей мере, несправедливым. Дело в том, что вступивший в силу с 1 января 2019 г. Закон определил стоимость ИПК и величину фиксированной выплаты к страховой пенсии не на 2019 г., а на период до 2024 г. включительно.

Рассмотрим ситуацию в цифрах.

С 1 января 2015 г. стоимость одного ИПК была равна 64,10 руб., величина фиксированной выплаты — 3935,00 руб.

С 1 февраля 2016 г.: ИПК = 74,27 руб., фиксированная выплата = 4558,93 руб.

В процентах общее увеличение составило 4% при инфляции в 12,91%. В дальнейшем индексация пенсий едва превышала инфляцию на десятые доли процента.

Если взять период с 2015 по 2018 гг., то официальный уровень инфляции, по данным Федеральной службы государственной статистики, составил 25,08%, что в среднем составило 6,27% в год. За этот же период страховые пенсии с учетом фиксированной выплаты выросли на 24,88%, что в среднем составило 6,22%.

Таким образом, даже элементарный подсчет показывает, что индексация пенсии, пусть и незначительно, но ниже уровня официальной инфляции, что не соответствует нормам Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ.

Но почему же пенсионеры стали жить хуже? Проблема в том, что официальный уровень инфляции значительно занижен.

Сергей Толкачев, первый заместитель заведующего кафедрой макроэкономического прогнозирования и планирования Финансового университета комментирует эту ситуацию так: «Реальная инфляция на потребительском рынке, по опыту последних лет, минимум в три раза выше официальной. То есть, если Росстат выдает свои 4,5%, то можно смело считать, что это не меньше 1 %.

Причина — специфическая методология расчета, поиск и отбор мест с наименьшими темпами прироста товарных цен. Например, если цены на молоко в разных регионах и конкретных торговых точках региона выросли от 3% до 25%, то в расчет инфляции на потребительском рынке пойдет, конечно, 3%, а не 25%»2.

Цифры говорят сами за себя: страховая пенсия значительно ниже реального прожиточного минимума пенсионера, особенно, если речь идет о проживании в большом мегаполисе. Но что еще более верно, так это то, что уровень инфляции невозможно предсказать, особенно в наше непростое время, когда мы оказались заложниками вируса СОУГО-19.

Но в далеком 2018 г. Правительство Российской Федерации сделало именно это. Федеральным законом «О внесении изменений в отдель-

ЗАКОН И ПРАВО • 05-2021

ные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» от 3 октября 2018 г. № 350-Ф3 были определены стоимостные уровни двух важных пенсионных параметров: ИПК и фиксированной выплаты к страховой пенсии.

Указанный Закон определил стоимость ИПК и величину фиксированной выплаты «с учетом индекса роста потребительских цен за прошлый календарный год» до 2024 г. включительно3.

Как это возможно с учетом того, что «прошлый календарный год» не наступил и не реализовал себя? Причем по средней величине, методика которой не раскрывается ни одним действующим нормативным актом. Но уровень индексации ИПК и фиксированной выплаты будет составлять 5% в год.

Приведенные величины указанного Закона нарушают все реалии современной жизни и не соответствуют п. 22 ст. 15 и п. 6 ст. 16 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ.

На основании вышеизложенного необходимо отметить следующее: законодательство о страховых пенсиях нуждается не только в совершенствовании, но и в конкретизации.

Во-первых, необходима методика расчета стоимости ИПК и фиксированной выплаты к страховой пенсии для понимания реальности и адекватности стоимостного выражения указанных величин.

Во-вторых, законодательство не может предусматривать стоимость приведенных в статье пенсионных параметров исходя из среднестатистических показателей за десятилетние. Экономика Российской Федерации, являясь нестабильной структурой, не может позволить себе ориентировать нас на будущие расценки.

В-третъих, стоимостные показатели должны ориентироваться не на усредненный показатель инфляции и, как следствие, такой же показатель увеличения социальных выплат; они должны ориентироваться, как минимум, на удвоенный показатель усредненных индексов инфляции хотя бы для того, чтобы не оставлять пенсионеров за чертой бедности и дать им возможность почувствовать себя на реальной стороне современной жизни.

Статья 7 Конституции Российской Федерации, провозглашающая нашу страну соци-

альным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, должна быть не номинальной по отношению к народу, а реально работающей.

1 Приложение 3 к Федеральному закону «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ.

2 Финансовый портал «Финтолк»: https://fintolk.pro/ podozritelno-dorogo-pochemu-infljacija-po-dannym-rosstata-nizhe-magazinnoj/ (Дата обращения: 12.02.2021)

3 Ст. 10 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» от 03.10.2018 № 350- ФЗ // СПС «Консультант Плюс»: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 308156/ b62da3aeb315547b6915beadea02920bd7dd4c41/ (Дата обращения: 12.02.2021)

Библиографический список

1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г., с изм., одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 г.) // СПС «Консультант Плюс»

2. Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 № 173-ФЗ (ред. от 08.12.2020) // СПС «Консультант Плюс»

3. Федеральный закон «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ (ред. от 08.12.2020) // СПС «Консультант Плюс»

4. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» от 03.10.2018 №350-ФЗ // СПС «Консультант Плюс»

5. Интернет-сайт Пенсионного фонда РФ: www.pfrf.ru

6. Адвокатское бюро «Права и партнеры»: https://document-expert.ru/

7. Портал ZAKON: https://zakonguru.com/

8. Финансовый портал «Финтолк»: https:// fintolk.pro/

9. СПС «КонсультантПлюс»: http:// www.consultant.ru/

10. Федеральная служба государственной статистики: https://rosstat.gov.ru/

ЗАКОН И ПРАВО • 05-2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.