Научная статья на тему 'Пенитенциарные стандарты (международные и европейские) и статус уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, как органа дознания'

Пенитенциарные стандарты (международные и европейские) и статус уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, как органа дознания Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
213
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
уголовно-процессуальные полномочия органов и учреждений уголовно-исполнительной системы / как органов дознания / международные правовые акты в сфере исполнения уголовных наказаний / Европейские тюремные (пенитенциарные) правила / Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации / Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации / базовые законодательные и нормативные правовые акты / регламентирующие деятельность УИС и ее процессуальные полномочия / criminal procedure / powers of bodies and institutions of the penal system as criminal investiga- tion bodies / the international legal acts in the sphere of executing criminal punishment / the European prison (pen- itentiary) rules / the code of Criminal procedure of the Russian Federation / Criminally-the Executive code of the Russian Federation / basic legislative and normative-legal acts regulating the activities of UIS and its procedural powers

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гирько Сергей Иванович

В статье рассматриваются проблемные вопросы уголовно-процессуальной компетенции органов и учреждений уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, соответствия изменений, связанных с принятием Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, международным пенитенциарным стандартам, Европейским тюремным правилам (ЕТП), анализируются отдельные нормы ЕТП, регламентирующие вопросы расследования и обращения с осужденными в условиях содержания в исправительных учреждениях, делается вывод, что изменения, внесенные в уголовно-процессуальное законодательство Российской Федерации и лишившее начальников исправительных учреждений полномочий органов дознания, не опирается на международные пенитенциарные стандарты и является ошибкой законодателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Гирько Сергей Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PENITENTIARY STANDARDS (INTERNATIONAL AND EUROPEAN) AND THE STATUS OF THE CRIMINAL EXECUTIVE SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION AS A BODY OF INQUIRY

The article deals with problematic issues of criminal procedure, the competence of the bodies and institutions of criminal-Executive system of the Russian Federation, the compliance changes associated with the adoption of the Criminal procedure code of the Russian Federation of international prison standards, the European prison rules (ETP), and analyzes certain provisions of the ETP governing the investigation and treatment of prisoners in detention conditions in correctional institutions, concluded that changes made to the criminal procedural legislation of the Russian Federation which deprived the chiefs of prisons of office of the bodies of inquiry, not based on the international penitentiary standards and is a mistake of the legislator.

Текст научной работы на тему «Пенитенциарные стандарты (международные и европейские) и статус уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, как органа дознания»

УДК 343.13

Гирько Сергей Иванович Доктор юридических наук, профессор, Заслуженный деятель науки Российской Федерации Главный научный сотрудник ФКУ НИИ ФСИН России г. Москва, Российская Федерация ORHID Ю 0000 - 0003 - 0344 - 0573 РР1: 10.24411/2520-6990-2020-11681 ПЕНИТЕНЦИАРНЫЕ СТАНДАРТЫ (МЕЖДУНАРОДНЫЕ И ЕВРОПЕЙСКИЕ) И СТАТУС УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, КАК ОРГАНА

ДОЗНАНИЯ

Girko Sergey

chief researcher of the PKU research Institute of the Federal penitentiary service of Russia, doctor of legal Sciences, professor, Honored scientist of the Russian Federation

PENITENTIARY STANDARDS (INTERNATIONAL AND EUROPEAN) AND THE STATUS OF THE CRIMINAL EXECUTIVE SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION AS A BODY OF INQUIRY

Аннотация

В статье рассматриваются проблемные вопросы уголовно-процессуальной компетенции органов и учреждений уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, соответствия изменений, связанных с принятием Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, международным пенитенциарным стандартам, Европейским тюремным правилам (ЕТП), анализируются отдельные нормы ЕТП, регламентирующие вопросы расследования и обращения с осужденными в условиях содержания в исправительных учреждениях, делается вывод, что изменения, внесенные в уголовно-процессуальное законодательство Российской Федерации и лишившее начальников исправительных учреждений полномочий органов дознания, не опирается на международные пенитенциарные стандарты и является ошибкой законодателя.

Abstract

The article deals with problematic issues of criminal procedure, the competence of the bodies and institutions of criminal-Executive system of the Russian Federation, the compliance changes associated with the adoption of the Criminal procedure code of the Russian Federation of international prison standards, the European prison rules (ETP), and analyzes certain provisions of the ETP governing the investigation and treatment ofprisoners in detention conditions in correctional institutions, concluded that changes made to the criminal procedural legislation of the Russian Federation which deprived the chiefs ofprisons of office of the bodies of inquiry, not based on the international penitentiary standards and is a mistake of the legislator.

Ключевые слова: уголовно-процессуальные полномочия органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, как органов дознания, международные правовые акты в сфере исполнения уголовных наказаний, Европейские тюремные (пенитенциарные) правила, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, базовые законодательные и нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность УИС и ее процессуальные полномочия

Key words: criminal procedure, powers of bodies and institutions of the penal system as criminal investigation bodies, the international legal acts in the sphere of executing criminal punishment, the European prison (penitentiary) rules, the code of Criminal procedure of the Russian Federation, Criminally-the Executive code of the Russian Federation, basic legislative and normative-legal acts regulating the activities of UIS and its procedural powers

Проблема уголовно-процессуальной компетенции уголовно-исполнительной системы (далее УИС), ее учреждений и органов, а также должностных лиц продолжает привлекать к себе внимание научной общественности, специалистов различных отраслей права.

При этом следует заметить, что отношение к постановке вопроса о наделении уголовно-исполнительной системы процессуальными полномочиями, возращения ее должностным лицам и органам

полноценного статуса органа дознания воспринимается неоднозначно. У этой идеи есть убежденные сторонники и, кстати сказать, таких большинство, но в рамках 1У Международного пенитенциарного форума «Преступление, наказание, исправление», прошедшего на базе Академии ФСИН России (Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации) в г. Рязани в период 20-22 ноября 2019 года, проявили себя и откровенные скептики,

главным аргументом которых является то обстоятельство, что уголовно-процессуальная деятельность не входит в перечень основных целей и задач ФСИН России и уголовно-исполнительного законодательства, перечисленных в ст.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее УИК).

Действительно, уголовно-процессуальную деятельность, как, собственно, и оперативно-розыскную, к основным направлениям деятельности пенитенциарной системы отнести трудно. Скорее перечисленные полномочия с успехом можно отнести к числу вспомогательных, но это на первый взгляд.

Подобную расстановку приоритетов среди перспективных задач развития уголовно-исполнительной системы можно усмотреть в публикации одного из первых директоров Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации Ю.И.Калинина, который в своей статье о планах на 2007 год, когда проходила активная фаза реформирования пенитенциарной системы России, ни словом не обмолвился о необходимости совершенствования уголовно- процессуальной компетенции органов и учреждений УИС.

Между тем в той же ст. 1 УИК среди целей уголовно-исполнительного законодательства говорится о предупреждении совершения новых преступлений, как осужденными, так и иными лицами, а среди задач содержится требование охраны прав, свобод и законных интересов осужденных.

Приведенная выше норма УИК получила свое развитие в «Положении о ФСИН России»1, которое в числе основных задач службы определяет обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов, а также правопорядка и законности в учреждениях и в следственных изоляторах осужденных и лиц, содержащихся под стражей, работников уголовно-исполнительной системы, должностных лиц и граждан, находящихся на территории этих учреждений. Заметим, что реализовать вышеперечисленные задачи без использования процессуальных средств и, соответственно, уголовно-процессуальных полномочий - невозможно.

Подавляющее большинство специалистов, исследующих уголовно-процессуальную компетенцию УИС, именно в этих законодательных предпосылках находят правовую основу для постановки вопроса о наделении органов и учреждений пенитенциарной системы соответствующим объемом процессуальных полномочий.2

Кроме того, необходимо отметить, что среди базовых законодательных актов, формирующих правовую основу Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации, только однажды - в Законе Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в

виде лишения свободы»3, закреплена обязанность учреждений, исполняющих наказание, производить в предусмотренном законодательством Российской Федерации случаях и порядке уголовно-процессуальные действия.

В то же время, УИК процессуальные полномочия органов и учреждений УИС не упоминает вообще, как будто таковых не существует в природе.

В этой связи уместно напомнить, что в соответствии со ст.117 «старого» Уголовно-процессуального кодекса РСФСР начальники исправительно-трудовых учреждений, следственных изоляторов, лечебно-трудовых и воспитательно-трудовых профилакториев, то есть руководители тех учреждений, в которых и содержатся осужденные лица, являлись органами дознания по делам о преступлениях, совершенных сотрудниками этих учреждений в связи с исполнением служебных обязанностей, а равно по делам о преступлениях, совершенных в расположении этих учреждений.

Что же послужило законодателю основанием для наделения руководителей исправительных учреждений полномочиями органов дознания?

Есть уверенность, что в основе решения законодателя того времени лежит состояние и специфика пенитенциарной преступности. Сегодня ежегодно совершается около 1,5 тыс. таких преступлений. При этом есть все основания рассматривать данную группу противоправных деяний, как обладающих достаточно высокой степенью латентно-сти. Однако, как представляется, вопрос о реальном состоянии пенитенциарной преступности - тема самостоятельного и принципиального разговора криминологов.

Данные современной статистики пенитенциарных преступлений достаточно наглядно демонстрируют ее многоаспектность, а также ее уровень. Разнообразной выглядит и структура преступлений, совершаемых в исправительных учреждениях.

Согласно только одной выборке - электронной базе данных «Учет преступлений среди осужденных», в течение 2019 года в исправительных учреждениях и следственных изоляторах ФСИН России совершены преступления с использованием средств мобильной связи: похищение человека; насильственные действия сексуального характера; кража; мошенничество; содействие террористической деятельности; публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма; заведомо ложное сообщение об акте терроризма; организация преступного сообщества (организации) или участие в нем (ней); преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков; публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности; воз-

1 www.consultant.ru - запрос от 11.04.2017.

^Никифоров Л.В. Правовое положение учреждений и органов ФСИН России в уголовном судопроизвод-

стве//Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы Междунар.науч.конф.(г. Пермь, март 2012 г.). -Пермь: Меркурий,2012. - С.122-126.

3 Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы». - Москва: Проспект, 2016. - 32с.

буждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства; дача взятки; побег и пр.

Примерно так же картина пенитенциарной преступности выглядела и много раньше, когда принималось решение о наделении должностных лиц УИС процессуальными правами органа дознания.

Полагаем, что основные причины закрепления за начальниками исправительных учреждений и следственных изоляторов полномочий органов дознания - кроются именно в самом факте существования пенитенциарной преступности, ее уникальности, количестве таких преступлений и специфике самих исправительных учреждений.

Действительно, с подобными преступлениями, особенно на первоначальном этапе их расследования, должны были справляться специалисты, обладающие знаниями особенностей пенитенциарных учреждений, психологии, социальных связей и взаимоотношений контингента, отбывающего наказания в исправительных учреждениях, навыками по расследованию преступлений в местах изоляции, способные оперативно и квалифицированно работать по «горячим следам» прецедентов разной степени сложности, совершаемых лицами, отбывающими наказания, документировать их следы и вербальную информацию о происшествии. Только после этого ими принималось решение: либо проводить дознание самостоятельно, либо после производства неотложных следственных действий передавать материалы по подследственности в профильный орган расследования.

Все вышеизложенные полномочия начальников исправительных учреждений в полном объеме и охватывались статусом органа дознания, закрепленным в ст.117 УПК РСФСР.

Как известно в конце 1990-х - начале 2000-х годов проводилась активная работа по совершенствованию законодательства Российской Федерации. В частности, были приняты и введены в действие с 1 июля 1997 года УИК РФ, пришедший на смену Исправительно-трудовому кодексу РСФСР, а с 1 июля 2002 года Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, заменивший УПК РСФСР. Пенитенциарная система переместилась из Министерства внутренних дел в состав Министерства юстиции. В этот же период времени велась активная работа по имплементации норм международного и европейского законодательства в Российское. Отдельные из них были возведены в «ранг краеугольных камней» принципиальной позиции Европейского Союза и с учетом их реализации являлись обязательным условием для принятия решения о вступлении Российской Федерации в Европейский Союз (далее ЕС).

4Стручков Н.А., Шупилов В.П. Исполнение наказаний в капиталистических странах: Учебное пособие. ВыпЛ.М.,1977. - С.27-32.

5Антипов А.Н. Влияние международных правовых актов

на уголовно-исполнительное законодательство России:

Коллективная монография / А.Н.Антипов, Н.М.Голик,

Уголовно-исполнительное законодательство специальной нормой в ст.3 УИК отрегулировало вопросы применения международно-правовых актов, взяв на себя обязательство реализации рекомендаций (деклараций) международных организаций по вопросам исполнения наказаний и обращения с осужденными при наличии необходимых экономических и социальных условий.

В частности, и перевод уголовно-исполнительной системы из структуры МВД России в состав Минюста Российской Федерации произошел не сам по себе, а был обусловлен соответствующими требованиями ЕС.

Что же из себя представляют Международные правовые акты и Международные пенитенциарные стандарты, в какой мере они оказывали в прошлом и способны оказать в настоящее время, применительно к нашему исследованию, влияние на ситуацию с уголовно-процессуальной компетенцией УИС, и особенно, с учетом ситуации, в которой оказалась пенитенциарная система в результате принятия и введения в действие с 1 июля 2002 года УПК РФ.

По утверждению Н.А.Стручкова и В.П.Шупи-лова развитие международного сотрудничества в области исполнения уголовных наказаний и обращения с осужденными берет свое начало с 1846 и 1857 годов, когда состоялись первый и третий международные тюремные конгрессы.4 В последующее за этим время состоялось большое количество международных симпозиумов под эгидой межправительственной комиссии, а затем Международной пенитенциарной комиссии, которая ежегодно должна была собирать участников и концентрировать статистические данные, регламентировать связи с различными тюремными обществами и организациями и издавать бюллетень.5

Под эгидой ООН вопросы применения уголовных наказаний рассматривались главным образом в рамках Конгрессов ООН, начиная с 1955 г. в Женеве в, вплоть до 2015 г. в Катаре.6

По мнению авторов коллективной монографии в связи со вступлением России в Совет Европы важное значение приобрела работа по реализации европейских стандартов в области исполнения уголовных наказаний, которые представляют собой систему правил обращения с осужденными, закрепленных в целом ряде Европейских международных правовых актов, включая Европейские тюремные правила 2006 года.7

По мнению Н.Б.Хуторской первым шагом по выработке общеевропейских подходов к обеспечению законного и справедливого обращения с заключенными, который был сделан в 1973 году, стало принятие Европейских минимальных правил обращения с заключенными, целью которых было

Р.М.Жиляев, И.Н.Медведева, В.Б.Первозванский, Ю.Н.Строгович; ФКУ НИИ ФСИН России. - Тверь: ФКУ НИИИТ ФСИН России, 2015. - С.8.

6 Там же, С. 9.

7 Там же, С.22.

адаптировать Минимальные стандартные правила ООН (1955 г.) к европейским условиям.8

В 1987 г. они были пересмотрены в целях обеспечения реалистичного и современного подхода к вопросам управления и обращения с осужденными, а затем «трансформированы» в Европейские тюремные правила (далее ЕТП), которые в редакции 2006 г., так же, как и в предыдущей редакции отражали основополагающие принципы и ценности, провозглашенные Советом Европы, политику европейских государств в сфере исполнения наказаний в виде лишения свободы и обращения с правонару-шителями.9 В них же сконцентрированы Европейские стандарты, к которым приближается и которым стремится соответствовать уголовно-исполнительная система Российской Федерации в процессе своего реформирования и обновления.

Среди них и мы постараемся обнаружить те общепризнанные требования - стандарты, имеющие или способные иметь непосредственную проекцию на сущность уголовно-процессуальных полномочий пенитенциарных органов и учреждений.

Прежде всего, - какие же изменения произошли с уголовно-процессуальной компетенцией начальников органов и учреждений уголовно-исполнительной системы с принятием нового уголовно-процессуального кодекса?

Радикальные, если существо перемен определить коротко.

В действующем УПК за начальниками учреждений и органов УИС сохраненным осталось лишь право на производство неотложных следственных действий по уголовным делам о преступлениях, совершенных сотрудниками соответствующих учреждений и органов, а равно о преступлениях, совершенных в расположении таких учреждений и органов, иными лицами. Одновременно с этим они были исключены из перечня органов дознания.

Так что же произошло, что повлияло на принятое решение? Первая мысль, которая приходит в качестве обоснования измененной правовой регламентации процессуальных полномочий начальников исправительных учреждений - это то, что такой подход опирался на требования международных стандартов и правил пенитенциарной системы.

Европейские тюремные правила10, например, в ст.71. очень четко указали на то, что «за пенитенциарные учреждения должны отвечать органы государственного управления, не подчиненные военному ведомству, полиции или ведомству уголовного расследования (осуществляющему уголовное преследование)». Очевидно, что именно этот императивный по своей сути постулат, перенесенный в

8 Российское уголовно-исполнительное право. В 2-х т. Т.1.Общая часть: учебник / под ред. В.Е.Эминова, В.Н.Орлова. - М.: МГЮА им. О.Е.Кутафина, 2010. С.228.

9 Антипов А.Н. Влияние международных правовых ак-

тов на уголовно-исполнительное законодательство Рос-

сии: Коллективная монография / А.Н.Антипов, Н.М.Го-лик, Р.М.Жиляев, И.Н.Медведева, В.Б.Первозванский, Ю.Н.Строгович; ФКУ НИИ ФСИН России. - Тверь: ФКУ НИИИТ ФСИН России, 2015. С.23-24.

ЕТП из других международных актов, и стал основой для бескомпромиссного требования Евросоюза о передаче пенитенциарной системы в Российской Федерации из МВД России в Минюст России.

Нельзя утверждать, что ЕТП вообще не регламентируют уголовно-процессуальные компетенции, поскольку это не отразило бы суть анализируемого документа.

Европейские тюремные правила содержат положения, к примеру, которые гарантируют осужденным предоставление им информации «обо всех процессуальных действиях, имеющих к ним отношение, и, если они осуждены, о сроке наказания и возможности досрочного освобождения» (ст.30.3) или, например, предоставляют заключенным «право на получение юридических консультаций относительно порядка направления жалоб и апелляций, а также на юридическую помощь, когда этого требуют интересы правосудия» (ст.70.7) и ряд других.

Анализ ЕТП показывает, что вопросам организации дознания и осуществлению расследований силами органов УИС, как уголовно-процессуальному направлению деятельности пенитенциарных учреждений, предметного внимания в них не уделено, но в то же время Правила и не свободны от него.

Именно на это обстоятельство обратил внимание А.А.Крымов в своем монографическом исследовании, посвященном уголовно-процессуальной деятельности органов и учреждений УИС России. 11

В частности, в ст. 55 говорится, что «предполагаемое преступное деяние, совершенное в пенитенциарном заведении, расследуется таким же образом, что и национальным законодательством».

Очевидно, что положение, существовавшее в УПК РСФСР, наделявшее начальников исправительных учреждений полномочиями органов дознания, возлагавшее на них, в том числе, обязанности по принятию решений о возбуждении уголовных дел своей подследственности и производству по ним неотложных следственных действий или дознания в полном объеме ни в коей мере не противоречило международным пенитенциарным стандартам и не требовало никакой радикальной корректировки.

Более того, правовая норма, содержащаяся в ст. 67 и имеющая определенное отношение к теме нашего исследования, гласит, что «Сотрудники других правоохранительных ведомств могут непосредственно работать с заключенными в пределах пенитенциарных учреждений только в исключительных обстоятельствах».

10 Комитет министров Совета Европы рекомендация № rec (2006) 2 комитета министров Совета Европы государствам-членам европейские пенитенциарные (тюремные) правила

11 Крымов А.А. Уголовно-процессуальная деятельность органов и учреждений уголовно-исполнительной системы России : монография. - Москва : Проспект, 2017. С. 13, 23, 37.

Напрашивается закономерный вопрос: а кто может работать с заключенными в пределах исправительных учреждений в обычной ситуации? Ответ очевиден - сами сотрудники уголовно-исполнительной системы.

Преимущество выполнения процессуальных действий и проверок силами самих сотрудников исправительного учреждения определяется еще и тем, что именно они, как никто другой знают особенности той субкультуры, которая складывается в конкретном пенитенциарном учреждении, именно они адекватно воспринимаются осужденными и обладают знаниями морального и психологического состояния в конкретном коллективе лиц, отбывающих наказания, владеют навыками правильного поведения в криминальной и агрессивной среде, имеют доступ к оперативно-значимой информации применительно к данной конкретной ситуации.

Накладывая оба этих международных стандарта на уголовно-процессуальные полномочия по производству дознания в исправительном учреждении, несложно прийти к выводу о том, что расследование преступлений, совершенных в условиях пенитенциарных учреждений, осужденными или иными лицами, должно осуществляться самими сотрудниками уголовно-исполнительной системы по правилам, определяемым законодательством Российской Федерации, то есть Уголовно-процессуальным кодексом. И, соответственно, такие процессуальные полномочия по производству дознания должны быть делегированы уголовно-исполнительной системе, а еще точнее ее соответствующим органам и должностным лицам.

Иными словами - лишение начальников исправительных учреждений статуса органа дознания и соответствующих процессуальных полномочий не соответствует международным пенитенциарным стандартам, является очевидной ошибкой, допущенной разработчиками УПК, при формулировании его правовых положений, определяющих процессуальную компетенцию и перечень органов дознания, и явно противоречит Европейским тюремным правилам.

Более того, с учетом сегодняшнего уровня пенитенциарной преступности и необходимости противодействия ей, в том числе и процессуальными средствами, УИС остро нуждается в четком правовом закреплении в УПК РФ положений, касающихся подследственности органов дознания УИС, полномочий руководителей пенитенциарных учреждений, полноценной регламентации их статуса в качестве начальников органов дознания и приведения уголовно-исполнительной системы, в целом, и ее конкретных органов, в частности, в состояние адекватное стоящим задачам.

Литература:

1. Калинин Ю.И. Факторы развития уголовно-исполнительной системы. Вестник Владимирского юридического института. №2 (7). 2008.

2. Никифоров Л.В. Правовое положение учреждений и органов ФСИН России в уголовном судо-производстве//Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы Междунар.науч.конф. (г. Пермь, март 2012 г.). - Пермь: Меркурий,2012.

3. Стручков Н.А., Шупилов В.П. Исполнение наказаний в капиталистических странах: Учебное пособие. Вып.1.М.,1977.

4. Антипов А.Н. Влияние международных правовых актов на уголовно-исполнительное законодательство России: Коллективная монография /

A.Н.Антипов, Н.М.Голик, Р.М.Жиляев, И.Н.Медведева, В.Б.Первозванский, Ю.Н.Строгович; ФКУ НИИ ФСИН России. - Тверь: ФКУ НИИИТ ФСИН России, 2015.

5. Российское уголовно-исполнительное право. В 2-х т. Т.1.Общая часть: учебник / под ред.

B.Е.Эминова, В.Н.Орлова. - М.: МГЮА им. О.Е.Кутафина, 2010.

6. Комитет министров Совета Европы рекомендация № rec (2006) 2 комитета министров Совета Европы государствам-членам европейские пенитенциарные (тюремные) правила

7. Крымов А.А. Уголовно-процессуальная деятельность органов и учреждений уголовно-исполнительной системы России: монография. - Москва: Проспект, 2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.