Пенитенциарная психология в России: состояние и перспективы развития
Известный отечественный психолог К. К. Платонов любил повторять: «Каждой науке что-то дано, а что-то задано». Проведенные историческое и компаративное исследования (В. М. Поздняков, 1998, 2000) позволяют констатировать, что на современном этапе развития отечественной пенитенциарной психологии в силу дисциплинарно-научной эволюции и «вызовов XXI столетия» крайне актуальным является интеграция юридико-психологического знания, а также усиление взаимосвязи между ее теоретической, методической и психопрактической составляющими.
В публикациях ведущих пенитенциарных психологов (В. Г. Деев, М. Г. Де-больский, В. Ф. Пирожков, А. И. Уша-тиков, А. Н. Сухов, Д. В. Сочивко и др.) отчасти раскрыты содержательные трансформации и формообразующие инновации в данной отрасли юридической психологии, связанные с ростом востребованности ее достижений при совершенствовании уголовно-исполнительного законодательства и реформе уголовно-исполнительной системы России, расширении ведомственной системы профессиональной подготовки специалистов психологов и созданием в ФСИН России полноценной психологической службы. Однако, наряду с выявлением актуальности и нового в пенитенциарной психологии, сегодня для ее конструктивного развития как науки и сферы психопрактики представляется важным отрефлексировать
В. М. Поздняков
имеющийся потенциал и влияние на его актуализацию в перспективе различных факторов.
В качестве узловых детерминант развития современной пенитенциарной психологии можно выделить: 1) социокультурные; 2) дисциплинарно-отраслевые (научно-прикладные); 3) субъектные. Рассмотрим их сущность и влияние подробнее.
Изменения в России, происходившие в последнее пятнадцатилетие, актуализировали выход на методологию «неклассической психологии», где «главным принципом является осознанное вмешательство в жизнь» (А. Г. Ас-молов, 2002). В связи с этим необходим мониторинг становления и развития в профессиональном пенитенциарном сообществе психологической культуры. Это обусловлено тем, что здесь до настоящего времени происходит слепая ассимиляция зарубежных концептуальных моделей и психотехнических средств, причем не лучших образцов, а ставших лишь ситуативно доступными. На это влияет и активное издание в России книг по поп-психологии, парапсихологии и религиозно-медитативным психотехническим системам, знакомство с которыми, как подмечено В. Н. Дружининым (1999), может создавать у психологов неадекватные ценностно-смысловые ориентиры. Чтобы профилактировать их возникновение, представляется актуальным отрефлек-сировать суть складывающейся сегод-
ня в России «культурадигмы» (С. Ю. Степанов, 1999) и раскрыть ее влияние на развитие психологического обеспечения деятельности пенитенциарных учреждений.
Проведенный в культурадигмичес-ком ракурсе методолого-концепту-альный анализ позволил обосновать важность опоры при дальнейшем развитии пенитенциарной психологии не только на постулаты доминировавшей объектно-деятельностной методологии, но и на идеи субъек-тно-соучаствующего подхода, активно развивавшегося отечественными учеными в дореволюционной период и реализованными А. С. Макаренко в 1920-30-е годы в виде эффективной педтехнологии перевоспитания несовершеннолетних правонарушителей.
Суть субъектно-соучаствующего подхода состоит в полноценном учете социокультурных оснований со-учас-тной (даже в условиях мест лишения свободы) жизнедеятельности людей, а также развитии у отбывающих наказания просоциальной субъектной активности. При опоре в развитии пенитенциарной, да и других отраслей юридической психологии на указанный подход следует руководствоваться следующими методологическими принципами:
1. Принцип системности в изучении и интерпретации юридико-психологических явлений. Он ориентирует на анализ юридико-психологических явлений одновременно в структурном, функциональном и генетическом аспектах со вскрытием их целостной детерминации, механизмов и наблюдаемых свер-хаддиктивных эффектов (закономерностей).
2. Принцип процессуально-актор-ного развития правосознания. Он отражает факт двойственности становления человеческой индивидуальности, где одна сторона («внутренняя») базируется на закономерностях и механизмах индивидуации, а другая («внешняя») - на правовой социализации. В связи с тем, что психика человека как открытая функциональная система в силу процессу-альности функционирования способна порождать новые содержания (причем в контексте как позитивной, так и негативной правовой ответственности), требуется создавать специальные условия для выработки фиксированных установок, которые бы ограничивали поведение рамками существующих правовых норм.
3. Принцип субъектности правовой активности. Он выражает гуманистический взгляд на восприятие взрослого человека в качестве субъекта правоотношений и требует изучения доминирующего у него уровня ценностных ориентаций (эгоцентрического, группоцентрического, просоциального или духовного), предопределяющих особенности отношения к существующей правовой реальности и инновациям в законодательстве, а также ориентиры в дальнейшем развитии как субъекта правовой активности.
4. Принцип инструментальной соотнесенности при комплексном подходе к решению психопрактических задач. Он ориентирует на поиск адекватного онтологическому уровню изучаемой и/или преобразуемой юридико-психологической реальности методического инструментария и обеспечение его комплексирования (трансметодичности) при решении психологами практи-
ческих задач в правовой сфере, чтобы в итоге целостно учитывать взаимосвязь всех влияющих явлений и управлять их взаимодействием на основе применения психотехнических средств.
5. Принцип позитивности воздействий при личностной и групповой трансформации. Его безусловная реализация связана с тем, что крайне необходимо, т.к. юридическому психологу обычно приходится работать с людьми, которые находятся в стрессогенном состоянии, а также являясь асоциальными личностями, имеют негативные установки по отношению к правоохранительным органам. Он означает центрированность психолога на положительном опыте клиентов или просоциальных основаниях групповой динамики. При этом реализации при взаимодействии с клиентами установка на со-участие, с задействованием имеющихся позитивных личностных и групповых ресурсов способствует повышению у них жизненной энергии и сплоченности, самоактуализации при преодолении внут-риличностных кризисов и реализации просоциального поведения при неблагоприятных внешних условиях.
В качестве дисциплинарно-отраслевых детерминант, предопределяющих тенденции развития отечественной пенитенциарной психологии, выступают факторы внутри- и междисциплинарного характера, которые ведут к ее дальнейшей как дифференциации, так и интеграции. О роли разноплановых влияний наглядно свидетельствуют защищенные в 2001-2006 гг. диссертации: при росте количества кандидатскихи докторских исследований соответственно в 3,5 и в 1,5 раза, по сравнению с 1990ми гг., их тематика расширилась, но не
столь значительно. Как позитивное отметим, что в качестве новых кластеров исследования выступила проблематика в области юридико-экстремальной психологии, психологического обеспечения исправления новых категорий осужденных (с пожизненным наказанием, ВИЧ-инфекцированных и др.), пси-холого-управленческого воздействия на персонал на различных этапах его профстановления и карьеры. В тоже время беспокоит, что в разработках пенитенциарных психологов концептуально-теоретическая интеграция знания и создание комплексного психотехнического инструментария осуществлялись в недостаточной мере.
Для преодоления указанных узких мест и конструктивного развития пенитенциарной психологии представляется актуальным: 1) провести упорядочение дисциплинарного поля пенитенциарной психологии, т.е. определение ее новых границ как дисциплинарной системы, чтобы в итоге обеспечить гармоничное развитие всех структурных составляющих (теоретической, методической, психопрактической); 2) осуществить категориальную рефлексию, чтобы способствовать адекватной психологизации в правотворчестве и правовом регулировании; 3) шире вести разработку оригинального психотехнического инструментария, а не только адаптировать достижения из других отраслей отечественной психологии, а также зарубежной пенитенциарной психопрактики.
Субъектная детерминанта в развитии пенитенциарной психологии, к сожалении, проявляется в такой неблагоприятной тенденции, как отставание качественной характеристики психоло-
гических кадров от показателей их количественного роста. Изучение практики функционирования психологической службы и деятельности психологов в ФСИН России позволяет считать, что здесь актуальным является решение в перспективе трех групп разноплоскостных проблем: 1) содержательно-предметной, 2) институциональной, 3) социально-ментальной.
Среди проблем содержательнопредметного плана актуальным является изучение путей повышения престижности службы и снижения текучести кадров УИС России. В этой связи востребована разработка научно обоснованной концепции изучения и управления личностно-профессиональным ростом и карьерой различных категорий сотрудников. Для успешной реализации диагностико-прогностической функции актуальным является: 1) создание социально-психологической типологии личности сотрудников, т.к. использование дифференциаций персонала, обоснованных по общим профессионально-деятельностным критериям, не позволяет учесть специфику прохождения правоохранительной службы и влияния корпоративной культуры; 2) адаптация созданных и разработка новых средств диагностики и прогноза и, прежде всего, методик, предназначенных для изучения интегральных личностных особенностей и предпосылок к профессиональным деструкциям.
Эффективность реализации психологами психоконсультативной помощи и психокоррекционной работы остается низкой по ряду причин. Во-первых, психологи-практики из-за недостаточной профессионально-методической
подготовленности или вообще отказываются от проведения данной работы, или у некоторых из них вырабатывается позиция, что с помощью какого-нибудь одного метода или психотехнологии воздействия (например, гештальтте-рапии, НЛП, психодрамы, «роджериан-ского интервью» и т.п.) можно успешно решать все проблемы по оказанию психологической помощи. Во-вторых, трудно решаются вопросы добровольности участия их клиентов (осужденных или сотрудников) в психокоррекционных мероприятиях, в том числе из-за боязни, что выявленные психологические проблемы могут получить огласку и повлечь за собой негативные последствия. В этой связи представляется актуальным продолжить совершенствование нормативной правовой базы, касающейся реализации психопрактики в ФСИН России, в том числе по регламентации привлечения к оказанию психологических услуг гражданских специалистов.
Во второй группе проблем психопрактики - институционального плана -в качестве узловых выступают вопросы повышения должностного статуса психологов, а также оптимизации их оргместа внутри учреждений УИС России. Ведь до сих пор в отношении роли психологов в структуре учреждений, как свидетельствуют результаты бесед с руководством, существуют весьма разноплановые мнения. Так, некоторые руководители считают, что психологи должны быть «прикомандированы» к управленческому аппарату, чтобы оперативно подключаться к решению узловых общеорганизационных проблем. Определенная часть руководителей видит смысл деятельности психологов в
том, чтобы они целенаправленно проводили психологическую подготовку, а также предупредительно-профилактическую и психокоррекционную работу с сотрудниками - представителями различных групп риска (побывавшими в экстремальных ситуациях, имеющими значительную профдеформацию и др.). Еще одна часть руководителей в качестве основной задачи, которую должны решать психологи, рассматривает психологическое обеспечение исправительной работы с различными категориями осужденных, в том числе в рамках форм целевой психологической помощи, а также в виде кризис-ин-тервенций.Наконец,ряд руководителей заявляют, что психологи - это такие же офицеры, как и другие категории сотрудников, а поэтому должны в полной мере привлекаться к участию во всех текущих мероприятиях учреждения.
Приведенные примеры разноголосья мнений среди руководителей органов и учреждений УИС России свидетельствуют, что пока не проведена в жизнь оптимальная модель функционирования психологической службы. Учитывая, что при дальнейшем институциональном развитии психологической службы (как и при реализации других инноваций в «закрытых» организациях), возможно возникновение барьеров непонимания и противодействия, актуальным является соблюдение общих правил эффективного внедрения нововведений: информирования, превентивной оценки, инициативы снизу, индивидуальной компенсации и др.
В плоскости третьей группы проблем - социально-ментального плана - наиболее актуальными являются те, которые связаны, с одной сто-
роны, с перестройкой профессионального сознания личного состава в духе обсуждаемого проекта федерального закона о государственной правоохранительной службе, а с другой - участием и психологов в целенаправленном изменении негативного отношения в обществе (во многом под влиянием современных СМИ) как в целом к системе УИС России, так и к деятельности сотрудников ее отдельных служб.
На уровне житейского сознания часто считают, что введение в состав организации новых категорий специалистов автоматически со временем приведет к изменению организационной культуры и появлению новой ментальности у персонала. Однако при стихийном протекании данного процесса он часто носит затяжной и остро конфликтный характер. Поэтому требуется обеспечить систематический мониторинг общественного мнения и учет его результатов при совершенствовании профессиональной деятельности сотрудников УИС России, а также целенаправленно реализовывать формы и методы пропаганды нового положительного имиджа сотрудников ФСИН России. При этом перестройка профессионального мировоззрения у сотрудников должна вестись в аспекте усвоения ими установок и образцов поведения, соответствующих как международным стандартам обращения с осужденными, так и требованиям к сотрудникам государственной правоохранительной службы. Представляется, что в реализации указанных и других проблем социальноментального плана психологи должны и могут внести весомый вклад, т.к. им всегда приходится реализовывать одновременно и социально-диспетчерс-
кую функцию в процессах социального управления.
Если с учетом тенденций, предопределяющих развитие в нашей стране и за рубежом психологического обеспечения правоохранительной деятельности, осуществить прогноз перспектив развития психологической службы в УИС России, представляется возможным указать проявления следующих закономерностей:
• Демистификация деятельности психологов. Восприятие и отношение к профессиональной деятельности психологов среди личного состава будут становиться все более адекватными, причем и не априорно завышенными, когда считают сферой их ответственности все «болевые точки» учреждения, и не скептически зауженными, когда предоставляется возможность реализовывать лишь парциальные функции. Адекватность будет возрастать на основе роста у личного состава психологической компетентности, причем как в рамках расширяющейся психологической подготовки, так и через изменение мировоззрения на основе повседневных контактов с психологами.
• Дифференциация областей профессиональной деятельности и специализация психологов. Статус психологической службы будет возрас-
тать по мере дальнейшего количественного и качественного ее роста, при одновременной специализации сотрудников и дифференциации ее структуры с выделением новых структурных подразделений.
• Институализация психологической службы в пространстве ведомства и психологов в рамках профессиональных ассоциаций. По аналогии с тенденциями развития психологических служб за рубежом, а также в России в других отраслях, ее институализация в структуре ФСИН будет выражаться как в повышении организационного статуса (возможно, за счет подчинения ее структурных подразделений напрямую руководству), так и в создании на уровне ведомства соответствующих научно-исследовательского и учебно-методического органов. Возникшая профессиональная ассоциация пенитенциарных психологов будет консолидированно входить в состав общероссийских и международных объединений психологов (РПО, Европейское бюро юридических психологов и пр.), а конкретные пенитенциарные психологи будут стремиться акредитироваться в профобъединениях предметной специализации (например, в союзах психодиагностов, психоконсультантов, психотерапевтов и т.д.).