Научная статья на тему 'Подготовка квалифицированных психологов для отечественной уголовно-исполнительной системы: история и современные тенденции'

Подготовка квалифицированных психологов для отечественной уголовно-исполнительной системы: история и современные тенденции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
277
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подготовка квалифицированных психологов для отечественной уголовно-исполнительной системы: история и современные тенденции»

УДК 159.9:343.83

ПОДГОТОВКА КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ПСИХОЛОГОВ ДЛЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ

Празднование 25-летия со дня открытия первого психологического факультета в вузах правоохранительных органов — это знаковое событие в истории не только ФСИН России, но и отечественной юридической психологии. Вспоминая предпосылки и истоки создания данного факультета, сыгравшего ключевую роль в подготовке кадров и развитии психологической службы уголовно-исполнительной системы (УИС) России, представляется важным раскрыть имевшие место запросы и тренды, а также определить перспективы на будущее и прежде всего в аспекте совершенствования подготовки квалифицированных кадров психологов.

Анализ нормативных актов и научных публикаций свидетельствует, что социальный заказ по вводу психологов в отечественную уголовно-исполнительную систему имел специфику в рамках двух периодов ее истории. Первый из них пришелся на 1970-е — первую половину 1980-х годов. Руководство ГУИТУ МВД СССР, учитывая мировой тренд в изменении уголовно-исполнительной политики обращения с несовершеннолетними заключенными (ресоциализационная модель), а также проведенные в конце 1960-х — начале 1970-х годов монографические исследования отечественных психологов (М.А. Алемаскин, А.Г Ковалев,

В. М. Поздняков

И.П. Башкатов, Г.М. Бочкарева и др.), стало проводить с 1974 г. эксперимент по введению в штат воспитательно-трудовых колоний(ВТК) специалистов-психологов. При этом учитывая факт малочисленности в стране данной категории специалистов и их целевую подготовку только на трех факультетах психологии в госуниверситетах(в Московском — с 1966 г., в Ленинградском — с 1968 г, в Ярославском — с 1971 г.), руководство ведомства посчитало возможным лишь в инициативном порядке заполнять должности психологов в ВТК. Ориентация их профессиональной деятельности как гражданских специалистов состояла прежде всего в психологическом обеспечении труда других категорий сотрудников колонии, чтобы в итоге обеспечивался индивидуально-дифференцированный подход в исправлении и перевоспитании несовершеннолетних преступников. Однако психологи, принятые на работу в ВТК, стремились реализовывать и психопрактические функции — психодиагностическую и психокоррекцион-ную. Координации ведомства по ним тогда еще не существовало.

Обобщение первоначального опыта работы психологов в воспитательно-трудовых колониях страны произошло в 1977 г., когда И.П. Башкатовым и Л.С. Саблиной было выпущено Методическое руководство для работни-

© Поздняков В. М., 2016

ков ВТК [1]. Учитывая, что двумя годами ранее А.Д. Глоточкиным и В.Ф. Пирожковым было издано учебное пособие «Исправительно-трудовая психология» (под научной редакцией профессора К.К. Платонова), где акцент был сделан на учет психологии различных категорий осужденных, можно констатировать, что и среди сотрудников-практиков, а не только лишь в среде научных и педагогических работников, стала складываться позиция о важности комплексного, с опорой на достижения психологии исправительного воздействия на осужденных. Этому способствовало и то, что в 1970-80-х годах в ряде учреждений Вологодской области были внедрены элементы системы А.С. Макаренко в исправительную работу с осужденными, что дало реальное снижение рецидива преступлений у лиц, освобождаемых из мест лишения свободы. Кроме того, в Белоруссии к 1980-м годам был накоплен позитивный опыт организации индивидуального шефства над трудновоспитуемыми осужденными, а в Харьковской области — по развитию коллективного шефства и кооперативных связей предприятий и организаций с пенитенциарными учреждениями.

В создании и расширении методической базы психолого-педагогического сопровождения исправительной работы с осужденными особая роль принадлежала сотрудникам научной лаборатории при Рязанской высшей школе (РВШ) МВД СССР. Многие из них своими исследованиями способствовали возникновению новых научных направлений, а после защиты диссертаций, в том числе докторских, активно занимались подготовкой научных ка-

дров и специалистов для УИС (профессора В.Г Деев, А.Н. Сухов, А.И. Ушатиков, В.М. Литвишков, Н.А. Тюгаева, И.И. Купцов; доценты В.Н. Казанцев, М.В. Тима-шев, Л.А. Токарева и др.). Следует также отметить и конструктивную роль ученых из ВНИИ, ВИПК и Академии МВД СССР (Ю.М. Антонян, С.Н. Курганов, А.И. Мокрецов, В.Г Самовичев, М.П Дебольский, А.И. Папкин, А.В. Пищелко, М.П. Стуро-ва и др.), которые целенаправленно вели изучение трансформаций в пенитенциарной среде и личности различных категорий осужденных.

Второй этап, связанный с расширением круга сторонников по вводу психологов в отечественную уголовно-исполнительную систему, пришелся на вторую половину 1980-х — начало 1990-х годов. Знаменательным событием явилось проведение в конце 1980-х годов психологических экспериментов в ГУИТУ по Саратовской и Пермской областям. Цель первого из указанных экспериментов состояла в разработке сотрудниками специально созданной психологической лаборатории модели дифференциации осужденных на основе психодиагностического изучения личности и одновременно выработке рекомендаций по их исправлению. Цель второго эксперимента, проведенного в колониях при научном сопровождении ученых из Пермского государственного педагогического института (А.С. Новоселова и др.), состояла в разработке технологии пенитенциарного аутотренинга, направленного на профилактику негативной трансформации личности осужденных и осуществление их исправления. Позитивный опыт этих двух экспериментов был одобрен на коллегии МВД СССР.

Во второй половине 1980-х годов расширилась разработка дидактических материалов, предназначенных для психологической подготовки будущих специалистов и различных категорий сотрудников ИТУ (В.Г Деев, А.И. Уша-тиков, 1985; А.Н. Сухов, 1986; Т.Ю. Базаров, А.В. Пищелко, 1987 и др.), а также рекомендаций по адаптации выпускников и закреплению кадров в органах и учреждениях, исполняющих наказания (в.Н. Казанцев, 1982; А.А. Ушаков, 1985; В.М. Поздняков, 1989 и др.), и совершенствованию управления коллективами сотрудников ИТК (А.И. Пап-кин, 1984; А.В. Буданов, 1988; М.Г. Де-больский, 1989). Анализ программ проведенных научно-практических конференций и иных публикаций свидетельствует, что происходил рост осознания необходимости создания психологической службы в УИС страны и организации целенаправленной ведомственной подготовки специалистов-психологов. Большая заслуга в том, что решение об этом было принято на уровне МВД СССР, принадлежит профессору А.И. Зубкову, являвшемуся с 1989 г. начальником Рязанской высшей школы МВД СССР, а также руководству ряда главков министерства (Т.Н. Радько, Ю.И. Калинин и др.).

МВД СССР в мае 1990 г. приказом были зафиксированы решения об открытии в Рязанской высшей школе новой кафедры — общей и специальной психологии (с 1975 г. существовала лишь общеинститутская кафедра исправительно-трудовой педагогики и психологии), а также о проведении набора и начале с 1 сентября 1990 г. подготовки квалифицированных кадров со специализацией «Психология практи-

ческая для органов и учреждений, исполняющих наказания». Учитывая, что на тот период аналогов подготовки пенитенциарных психологов не было как за рубежом, так и в отечественных гражданских вузах, в РВШ МВД СССР была создана инициативная группа из числа ведущих преподавателей (В.Г. Деев, А.И. Ушатиков, В.М. Поздняков, А.Н. Сухов), которая занялась разработкой нормативных и иных документов, требуемых для организации учебного процесса.

По действующим в советский период нормативным требованиям учебный план и программы подготовки психологов-практиков должны были обсуждаться и утверждаться на уровне учебно-методических объединений (УМО) университетов «Психология» (Московский государственный университет — МГУ). В связи с этим весьма тщательно была изучена вся учебная документация по ведомственной подготовке кадров и университетскому учебному процессу психологов, а в итоге проект учебного плана подготовки психологов-практиков, подготовленный сотрудниками РВШ МВД СССР и вынесенный на обсуждение УМО университетского психологического образования, представлял собой документ, отражающий три ключевых момента. Во-первых, обеспечивалась преемственность уже существовавшей десятилетней практики факультета психологии Ленинградского государственного университета по специализации «Юридическая психология». Во-вторых, было учтено мнение психологов, которые работали на соответствующих гражданских должностях в ВТК. В-третьих, включена инновационная составляю-

щая, обоснованная с учетом зарубежного опыта и предложений от главков МВД СССР. В целом разработанный проект учебного плана гармонично сочетал в себе фундаментальность и прикладную направленность в профессиональной вузовской подготовке пенитенциарных психологов.

При обсуждении проекта учебного плана на заседании УМО в МГУ, проведенном под председательством декана психологического факультета профессора Е.А. Климова 30 июня 1990 г., состоялась длительная профессиональная дискуссия. Несмотря на остроту заданных вопросов и полемику, возникшую в ходе конкретных выступлений членов УМО, в целом имела место атмосфера заинтересованности и прежде всего в аспекте определения направлений обеспечения качества подготовки новой категории психологов-практиков. Крайне важно сегодня вспомнить заключительное выступление-рекомендацию профессора Е.А. Климова о том, что обсуждаемый проект учебного плана содержательно конструктивен и с его реализацией откроются новые перспективы развития теоретической, методической и психопрактической составляющих пенитенциарной психологии, а также о том, что необходимо развивать данное новшество с мониторингом и поддержкой от академической психологической науки [5].

Дополнительные коррективы в учебный план по новой специализации в области психологии, внесенные в МВД СССР, а также реальная поддержка образовательной инновации А.Г. Асмоло-вым, являвшимся в тот период главным психологом Министерства высше-

го образования СССР, включили «зеленый свет» расширенной подготовке психологов-практиков не только в РВШ, но и в других вузах правоохранительных и силовых ведомств. В последующем именно этот, утвержденный министерством, учебный план был взят за основу при создании учебно-дидактической документации по психологическим специальностям, открытым в Санкт-Петербургском и Московском университетах МВД России, Вологодском институте права и экономики ФСИН России, а также Военном университете Минобороны России.

Осуществление первого набора будущих психологов в РВШ МВД СССР велось на основе предоставленного ведомством вузу права самому формировать личное дело абитуриентов и с приглашением преподавателей гражданских вузов осуществлять приемные экзамены по профильно-вступительным дисциплинам. Одновременно впервые в системе ведомственных вузов была апробирована и технология психологического тестирования абитуриентов, к проведению которого были привлечены ведущие сотрудники Центра психофизиологии Медуправления МВД СССР (А.Э. Драч, Н.В. Андреев, Н.М. Филиппов). С учетом итога вступительных экзаменов и данных психодиагностики в качестве первых слушателей-психологов были зачислены 69 кандидатов. Именно с ними и были начаты занятия в учебном центре РВШ МВД СССР, чтобы лучше познакомиться с особенностями личности и профессиональной направленностью поступивших, так как среди них значительная часть была набрана без профотбора кадровыми службами территориальных и лесных подразделений УИС.

Особенностью учебного процесса с первым набором будущих психологов было то, что занятия с ними на первом курсе проводились не только преподавателями ведомственного вуза, но и приглашенными профессорами из Рязанского медицинского института. Для повышения профессиональной направленности личности будущих психологов была организована непрерывная внеучебная практика на базе Льговской ВТК и ИК-2 УИН по Рязанской области. Форсировано создавалась материально-техническая база для проведения лабораторного психологического практикума. В этих целях при финансовой поддержке министерства уже к концу 1990-го года было приобретено современное психотехническое оборудование на сумму более 300 тыс. рублей, а также 30 зарубежных компьютеров, которые стали основой сети компьютерной психодиагностики. Приоритетным направлением выступило и заключение договоров о сотрудничестве с психологическими факультетами страны, что позволило получить оригинальные психологические издания, а также организовать командирование ведущих ученых-психологов для участия в занятиях первой летней психологической школы (проводилась в Рязани в июне 1991 г. при участии приглашенных 7 докторов и 3 кандидатов наук). В последующем подобные многодневные психологические школы стали проводиться в РВШ МВД ежегодно, создав традицию, обеспечивающую повышение качества подготовки кадров психологов. При этом летние психологические школы, на наш взгляд, способствовали научному становлению

и адъюнктов-психологов, набор которых в РВШ МВД СССР стал осуществляться с 1989 г.

Развитие психологического факультета ежегодно требовало привлечения на работу новых преподавателей, причем имеющих конкретные психологические специализации. В первые годы работы психологического факультета его профессорско-преподавательский состав был расширен как за счет опытных кадров (А.П. Краковский, О.Е. Са-парин, В.В. Солодников и др.), так и недавних выпускников психологических факультетов университетов страны (Э.Ю. Амелин, А.В. Чечкова, М.В. Шевелев, В.В. Яковлев и др.). Важным критерием нового пополнения преподавательского состава являлся также и опыт многолетней работы в пенитенциарных учреждениях. В связи с этим одной из первых на факультете стала работать кандидат психологических наук Т.В. Калашникова, имевшая 11-летний стаж службы в ВТК, а позднее и В.В. Васильев, являвшийся заместителем руководителя одного из управлений ЛИТУ. Их роль была крайне важной в развитии связей с практическими органами.

Первые годы работы психологического факультета были периодом интенсивного развития материально-технической базы, подготовки и издания разноплановых дидактических материалов по преподаваемым дисциплинам. Это было крайне актуальным и в связи с открытием по решению министерства в РВШ МВД России с 1992 г. годичных очно-заочных курсов психологов, которые выполняли функцию переподготовки кадров сотрудников, назначенных на соответствующие должности в учреждениях разных регионов страны.

В 1994 г. психологический факультет РВШ МВД России прошел первую аттестацию комиссией Минобразования России. Председатель психологической группы данной комиссии профессор В.В. Новиков (Ярославский государственный университет), выступая на общем подведении итогов аттестации, констатировал успешность в подготовке будущих психологов, в том числе обеспеченное высокой квалификацией профессорско-преподавательского состава, качеством разноплановых дидактического пособий, созданной многоуровневой лабораторно-кабинетной базой, активным включением обучающихся в научно-исследовательскую работу и оказание помощи органам и учреждениям, исполняющим наказания. Одновременно профессор В.В. Новиков, являвшийся не только создателем психологического факультета в Ярославском государственном университете, но и организатором психологической службы в одном из министерств, а также президентом Международной психологической академии, отметил конструктивную роль рязанских психологов в развитии психологической службы своего ведомства, в том числе в концептуальном и практико-ориентированном аспектах. При этом им особо отмечена инновация, состоящая в создании учеными из РВШ МВД России и распространении в более чем 40 учреждениях УИС (причем после целенаправленного обучения психологов) комплекта дидактических и технических средств для создания и функционирования кабинетов психологической поддержки личного состава.

Важной вехой в истории психологического факультета следует считать подготовку с 1997 г. кадров по специальности «Социальная работа в исправительных учреждениях». Это в полной мере соответствовало новым ориентирам в уголовно-исполнительной политике страны. При этом конструктивным следует признать многолетнее научно-методическое сотрудничество психологического факультета с Институтом социальных работников кантона Базель Швейцарской Конфедерации, а также с департаментами юстиции ряда других европейских стран, обеспечившее качественную практическую подготовку будущих отечественных социальных работников [4].

С момента появления в Рязанском институте права и экономики МВД России научных журналов, а также в рамках изданий по результатам многочисленных научно-практических конференций сотрудники психологического факультета всегда занимали экспертную позицию по новациям в ведомстве, отстаивая гуманистические взгляды на обращение и психотехнический подход в исправлении различных категорий осужденных. Мнение рязанских пенитенциарных психологов было авторитетным и в рамках дискуссий, которые проходили на съездах психологов России или на заседаниях методологического семинара в Институте психологии РАН по профилю «Актуальные проблемы юридической психологии».

С учетом возросшего научного потенциала профессорско-преподавательского состава с 1997 г. при Рязанском институте права и экономики МВД России стал функционировать диссертационный совет по специальностям

«Юридическая психология» (19.00.06) и «Общая педагогика, история педагогики и образования» (13.00.01). Именно в данном совете были успешно защищены диссертации как первых выпускников и молодых преподавателей рязанского ведомственного вуза (Е.Н. Казакова, А.В. Наприс, В.В. Яковлев и др.), так и сотрудников-психологов УИС России (И.Т. Ковалева, И.И. Пацакула, И.С. Дорошенко и др.). К сожалению, с 2016 г. действие данного совета ВАК приостановлено. Его возрождение, на наш взгляд, следует считать одной из главных целей рязанских психологов, так как многие сотрудники психологического факультета ориентированы и активно собирают материал по утвержденным темам докторских диссертаций.

Как известно, все вузы страны с 2011 г. стали реализовывать федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения. При подготовке высококвалифицированных кадров пенитенциарных психологов, на наш взгляд, важна ориентация как на реализацию данных отечественных стандартов, так и на требования европейского стандарта профессиональной квалификации (ЕипоРБу), поддерживаемого Российским психологическим обществом и предопределяющего дополнительные критерии эффективности подготовки психологов-практиков. В соответствии с системой ЕипоРБу у выпускников психологических факультетов необходимо формировать 20 содержательных и 9 процессуальных компетенций, уровень развитости которых позволит обеспечить качественное выполнение психологом-практиком разноплановых профессиональных функций [3]. Акцентирование

сразу двух аспектов стандартизации компетентности психологов актуально из-за предстоящей реализации на базе Академии ФСИН России переподготовки психологов по программе дополнительного образования со специализацией «Клиническая психология».

В заключение хотелось бы отметить, что в связи с тем, что в настоящее время возглавляют психологический факультет Академии ФСИН России и все его структурные подразделения его же выпускники, сохраняется возможность чтить и приумножать многие из указанных ранее и иных позитивных традиций. С учетом возросших государственных требований к системе образования и профессиональной деятельности правоохранительных органов хочу высказать уверенность, что сегодняшние сотрудники психологического факультета Академии ФСИН России успешно справятся с возложенной на них миссией подготовки высококвалифицированных кадров психологов для модернизируемой уголовно-исполнительной системы страны.

Список литературы

1. Башкатов И.П., Саблина Л.С. Психолог ВТК : метод. руководство для работников ВТК. М. : ВНИИ МВД СССР, 1977. 56 с.

2. Величковский Б.Б. Европейский психологический сертификат ЕигоРэу // Национальный психологический журнал. 2010. № 1 (3). С. 94-96.

3. Зинченко Ю.П., Володарская Е.А. О критериях рейтинга лучших вузов России, ведущих подготовку психологов // Национальный психологический журнал. 2010. № 1 (3). С. 90-93.

4. Лузгин С.А. Социальная работа с осужденными в России:историческая ретроспектива, современность и будущее : монография. Рязань : Академия ФСИН России, 2006. 135 с.

5. Поздняков В.М. Вклад профессора Е.А. Климова в создание системы подготовки кадров юридических психологов // Национальный психологический журнал. 2010. № 1 (3).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.