УДК 343.847 ББК 67.409
DOI 10.24411/2312-0444-2020-10018
ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ АНТИКОРРУПЦИОННАЯ КУЛЬТУРА И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Олег Викторович ХОМЯКОВ, начальник кафедры боевой и тактико-специальной подготовки инженерно-экономического факультета Вологодского института права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний, кандидат философских наук, доцент E-mail: [email protected]
Сергей Борисович ЛОПАТИН, заместитель начальника кафедры боевой, физической и тактико-специальной подготовки Санкт-Петербургского института повышения квалификации работников Федеральной службы исполнения наказаний E-mail: [email protected]
Научная специальность по публикуемому материалу: 12.00.08 — уголовное право
и криминология; уголовно-исполнительное право
Аннотация. В статье рассматриваются коррупционные угрозы, возникающие в деятельности государственных институтов по исполнению уголовных наказаний. Авторы определяют условия, способствующие коррупционным проявлениям, рассматривают основные пути формирования пенитенциарной антикоррупционной культуры. Делают вывод о необходимости совершенствования нормативной правовой базы, и прежде всего ведомственной.
В статье подчеркивается, что существующий широкий перечень мер противодействия коррупции эффективно применяется руководством ФСИН России, прослеживается четкая направленность его деятельности на формирование пенитенциарной антикоррупционной культуры.
Ключевые слова: уголовно-исполнительная инспекция, коррупция, пенитенциарная антикоррупционная культура, сотрудник, коррупционные проявления, противодействие коррупции.
Annotation. The article deals with corruption threats arising in the activities of state institutions for the execution of criminal penalties. The authors define the conditions that contribute to corruption. They consider the main ways of forming a penitentiary anti-corruption culture. They conclude that it is necessary to improve the regulatory framework, primarily departmental. The article emphasizes that the existing broad list of anti-corruption measures is effectively applied by the leadership of the Federal penitentiary service of Russia and traces a clear focus of its activities on the formation of a penitentiary anti-corruption culture.
Keywords: criminal and executive inspection, corruption, penitentiary anti-corruption culture, employee, corruption manifestations, anti-corruption.
В современных условиях необходимо формирование пенитенциарной антикоррупционной культуры. Очевидно, что человек уже с рождения — член семьи, общины, общества, государства. Его деятельность и поведение регулируются социальными нормами и правилами.
Осознавая свои права на свободу распоряжаться материальными благами, человек должен осознавать и свои обязанности — сознавать, что другие люди наделены не меньшими правами осознания своей такой же свободы и способны требовать соответствующего встречного признания и уважения к своему праву.
По мнению И. Берлин, «полная свобода волков — смерть для овец, а полная свобода сильных и одаренных несовместима с правом слабых и менее одаренных на достойное человеческое существование»1.
Ослабление контрольно-регулятивной функции государства при смене идеалов и ценностей широких слоев населения, недостаточная способность общества, отдельных стран, в целом всего мирового сообщества регулировать сложные социально-политические процессы, как непосредственно в государствах, так и в мире, создают реальную угрозу распространения кор-рупции2.
№ 1/2020
Общепризнано, что коррупция выступает одним из опаснейших социальных явлений в современном мире, напрямую затрагивающих интересы общества и государства3.
Коррупции может быть подвержено любое должностное лицо, обладающее дискреционной властью — властью над распределением каких-либо не принадлежащих ему ресурсов по своему усмотрению.
Главным стимулом к коррупции является возможность получения экономической прибыли, связанной с использованием властных полномочий, а главным сдерживающим фактором — риск разоблачения и наказания4.
Коррупционные проявления продолжают быть наиболее значимыми угрозами для государственной безопасности, а, следовательно, противодействие возникновению и развитию этих угроз является важнейшей задачей для правоохранительных органов.
Основными преступлениями коррупционной направленности, совершаемыми сотрудниками уголовно-исполнительной системы, являются: получение взятки (ст. 290 УК РФ), превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ) и злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ)5.
Совершение указанных преступлений сотрудниками пенитенциарного ведомства вызывает не только широкий общественный резонанс, но и выступает в определенной мере дестабилизирующим обстановку фактором как в ведомстве, так и обществе в целом6.
Сущность коррупции проявляется в тех социальных явлениях, с которыми она глубоко взаимосвязана. К их числу относятся правовой нигилизм и недостаточная правовая грамотность, низкая социальная ответственность и гражданская позиция. В числе источников коррупции выступают: неэффективное и несправедливое распределение и расходование материальных и нематериальных благ, снижение эффективности деятельности государственных и муниципальных органов, замедление темпов экономического роста, снижение уровня доверия к власти и др.7.
В настоящее время ситуация с профилактикой преступлений, в частности коррупционной направленности, меняется: количество совершаемых преступлений уменьшается, что свидетельствует о своевременном распознавании идеально-преступного замысла коррупционеров до непосредственно практической подготовки и попыток совершения преступлений коррупционной направленности.
Это свидетельствует и об эффективном нивелировании коррупционных угроз руковод-
ством ФСИН России, создании условий к снижению риска возникновения конфликта интересов, в том числе и при функционировании институтов по исполнению уголовных наказаний, не связанных с лишением свободы.
Ежегодно в целях предупреждения коррупции, минимизации и ликвидации последствий коррупционных правонарушений ФСИН России проводит более 7 тыс. мероприятий различного рода8.
Очевидно, что важнейшей предпосылкой выхода страны из социально-идеологического и нравственного кризиса в настоящее время является необходимость понимания и признания национальных интересов Российского государства в качестве наиболее значимых социальных ценностей. А максимальная эффективность функционирования государственных институтов может быть достигнута должным противодействием коррупционным угрозам, признаваемым до настоящего времени злободневными в деятельности правоохранительных органов.
Следовательно, актуальна проблема формирования и совершенствования пенитенциарной антикоррупционной культуры.
1 Цит. по: Гаджиев К.С. Размышления о свободе // Вопросы философии. 1993. № 2. С. 45.
2 Хомяков О.В. Либерализация общественных отношений в России как фактор повышения коррупционной угрозы // Правовое регулирование и организация деятельности органов и учреждений ФСИН России по противодействию коррупции: опыт, современное состояние и перспективы развития: сб. матер. науч.-практ. семинара. Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2016. С. 10.
3 Что такое коррупция // Офиц. сайт ФГБОУ ВО «Саратовский гос. медицинский ун-т им. В.И. Разумовского» // http://www.sgmu.ru/info/anticorruption/ (Дата обращения: 29.09.2019)
4 О коррупции // Офиц. сайт ФГАОУ ВО «Нац. исслед. Ун-т «Моск. ин-т электронной техники» // https:// www.miet.rU/content/s/1885/e/47395/34 (Дата обращения: 29.09.2019)
5 Щукин С.Ю., Окунев А.И. Некоторые аспекты предупреждения коррупционных преступлений в уголовно-исполнительной системе // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2016. № 2. С. 14.
6 Новиков Е.Е. Теоретико-правовые основы противодействия коррупции при реализации контрольно-надзорных функций сотрудниками уголовно-исполнительных инспекций: Учеб. пособие. Новокузнецк: КИ ФСИН России, 2018. С. 4.
7 Что такое коррупция и способы борьбы с ней // Офиц. сайт Управления Минюста России по Волгоградской области // http://to34.minjust.ru/ru/chto-takoe-korrupciya-i-sposoby-borby-s-ney (Дата обращения: 29.010.2019)
8 План противодействия коррупции Федеральной службы исполнения наказаний на 2018 — 2020 годы // Офиц. сайт ФСИН России // http://fsin.su/anticorrup2014/document/ vedomstvennye-akty/ (Дата обращения: 29.10.2019)
№ 1/2020