©2010
Е.М. Алексеева ПЕЛИКИ ИЗ ГОРГИППИИ
Пелика — разновидность столовой амфоры, сосуд для хранения жидкости. Форма пелик претерпевала изменения на протяжении пяти столетий (VI—II вв. до н.э.). В ранних пеликах (аттических чернофигурных) большое мешковидное тулово доминирует над остальными частями сосуда. С IV в. до н.э. пропорции пелик становятся более стройными, значительно удлиняется шейка. Со II в. до н.э. появляются приземистые пелики с очень широким раструбом горла с профилировками поддона, венца и ручек, нередко с ребром на коротком тулове1.
Большая часть известных мне пелик из Горгиппии найдена на территории ее некрополя и лишь редкие экземпляры (обычно в осколках) происходят из культурного слоя городища. Особенности стратиграфии Горгиппии объясняют это наблюдение. Строительство во II в. н.э. огромных многоподвальных домов почти не сохранило нетронутых жилых комплексов более ранних эпох, а перемещавшиеся при поздней перепланировке массивы ранних культурных напластований были использованы для подсыпок новых дворов и улиц. Именно в этих переотложенных в древности грунтах и встречаются обломки пелик. Находки всех целых экземпляров связаны именно с некрополем. Широкое использование пелик в погребальных обрядах отмечала и М.М. Кобылина, изучая поздние боспорские пелики2. Помимо Горгиппии использование пелик в погребениях эллинистического периода характерно для многих центров античной культуры, что выявляет особую роль этих сосудов в погребальных ритуалах. Пелики найдены при трупосожжениях в Танаисе3 и Пантикапее4, они обычны в грунтовых некрополях Ольвии5, Фанагории, Нимфея, малых центров6, в подкурганных погребениях вблизи всех больших античных городов. Пелики ^—Ш вв. до н.э. с краснофигурной росписью из собраний музеев на территории России и Украины наиболее полно исследованы М.М. Кобылиной (искусствоведческий анализ). По данным 1951 г. ей отмечено, что на 134 пантикапейские пелики приходятся 15 из Ольвии и единичные экземпляры из прочих центров7. К настоящему времени картина распределения этих сосудов, очевидно, изменилась благодаря новым открытиям, однако, факт превалирования находок пелик в крупных центрах бесспорен.
Найденные в Горгиппии пелики датируются концом IV—II в. до н.э. За это время они видоизменяются, распределяясь по трем взаимосменяемым группам с несколькими разновидностями внутри каждой (рис. 1).
I. Ранние экземпляры из Горгиппии относятся к концу IV — началу III в. до н.э. Это чернолаковые краснофигурные вазы удлиненных пропорций с плавным абрисом грушевидного тулова на широком низком поддоне с опущенным краем расширенного раструба горла. Форма этих пелик варьирует в мелких деталях; орнаментация чернолаковых ваз разнообразна, но в ее тематике очевидна устойчивость некоторых сюжетов.
Местом производства ранних (V — начала IV в. до н.э.) и большинства более поздних пелик с краснофигурной росписью принято считать Аттику, продукция ее мастерских сделана из плотной розоватой глины. В то же время, исследователи отмечали слюдянистый характер глины на краснофигурных пеликах из Олинфа и особенности италийской глины на вазах из Италии. В собрании ГИМ М.М. Кобылина выделила пелику из темной оранжево-красной глины с белыми включениями (боспорский тип глин), предположив возможность подражаний аттической продукции в различных мастерских античного мира, в т.ч.
о
и в Северном Причерноморье8.
В горгиппийской коллекции отметим две чернолакавые пелики с краснофигурной росписью.
Раскоп «Прот апова II», 1970 г., погребение 10 (южная часть горгиппийского некрополя). Чернолаковая пелика с краснофигурной росписью (цв. вкл. № 13, рис. 2)9. Она имеет утяжеленное вниз грушевидное тулово с плавным переходом к плечам и горлу. Расширяющееся вверх устье обрамлено свисающим вниз венцом, кольцевой поддон широкий, ручки спускаются к плечикам из-под венца. Высота пелики 20 см, диаметр ее устья до вертикального венчика 14 см. Глина аттическая розоватого цвета, очень плотная. Тусклый черный лак имеет металлический блеск.
На одной стороне пелики изображены головы амазонки и коня, обращенные от зрителя вправо; на другой — закутанные в плащ две стоящие напротив друг друга мужские фигуры (палестриты в гиматиях). Голова амазонки непропорционально велика. Ее лицо образует небрежное белое пятно, поверх которого лаком обозначены бровь и глаз со зрачком. Толстой черной линией переданы волосы, тонкими штрихами — складки и точечный орнамент плоского головного убора (алопекиса). Лоб и нос нарисованы одной прямой линией лака, шея коротко оборвана. Голова коня изображена еще более схематично размашистыми мазками лака (ремни упряжи, челка, бровь и глаз животного). У коня показаны шея и часть груди. Над головами персонажей размещен отрезок орнамента из трех ов. Роспись нанесена небрежными мазками, белая краска наложена толстым слоем.
Изображение мужских фигур с другой стороны сосуда еще более схематично. Юноши обращены лицами друг к другу, плотно закутаны в гиматии, складки одежды переданы разбегающимися от спины линиями. Волосы юношей нарисованы темными пятнами лака, на лицах намечены только брови. Между головами стоящих фигур толстыми мазками перекрещивающихся линий, точками и тонким контуром схематично изображен, по-видимому, щит. Над ним — полоса орнамента с тремя овами. Размашистые овы украшают отогнутый венец сосуда и низ тулова над кольцевым поддоном.
Сосуд относится к группе пелик конца IV — начала III в. до н.э. с небрежной росписью, выделенной М.И. Кобылиной10. Датировка этих пелик определяется совместными находками монет. Сюжет росписи и композиция шаблонны. Амазонка с конем (часто совместно с грифом); битва грифов с аримаспами или амазонками; протомы амазонки, коня и грифа — это обычные сюжеты для краснофигурных пелик, найденных на Боспоре, обычны на них и фигуры пале-стритов. М.М. Кобылина полагала, что пелики с изображением этих мифологи-
ческих персонажей изготавливали в Аттике специально для Боспора, учитывая поэтические сказания первых мореплавателей о далеком и неизвестном Причерноморье с амазонками — женщинами-воительницами в далекой Саврома-тии (Herod, IV, 110—117), псами Зевса грифонами с телом льва и клювом орла, одноглазыми аримаспами (по некоторым версиям аримаспы — народ в Скифии — Herod, IV, 13). Сюжет мифа вращается вокруг золота, которое похищают аримаспы у стерегущих его грифов.
Наиболее близкие аналогии описываемой пелике из Горгиппии с головами
амазонки и лошади с одной стороны и двух палестритов с другой можно найти
в собраниях Афинского (ваза из Мегары11) и Британского (пелики из Пирея и с 12
о. Родоса12) музеев.
Культ урный слой некрополя Горгиппии (Анапа, при строительных работах на южной окраине горгиппийского некрополля, 1981 г.)13. Фрагментированная чернолаковая пелика с краснофигурной росписью (Рис. 3, 4). Высота сосуда 21.6 см, диаметр раструба горла до свисающего венчика — 13 см. Глина очень плотная светлого бежевого оттенка. Поверхность потерта, имеются значительные утраты. Черный лак нанесен неравномерно преимущественно горизонтальными полосами. В некоторых местах сквозь тонкий слой лакового покрытия просвечивает бежевый фон глины, в иных местах лак образует густые натёки. Лаковое покрытие наносилось небрежно, создавая нечеткие границы изображений, тонкой кистью эти дефекты не исправлены. Подобные наблюдения позволяют видеть в пелике, скорее, сосуд для исполнения определенных ритуалов в погребальном обряде, чем вазу для украшения стола.
На одной стороне пелики изображен вакхический сюжет: женщина в длинных одеждах в головном уборе либо с повязкой на волосах (потертость поверхности) стоит перед грузной обнаженной бородатой фигурой, сидящей на скале (Силен, Пан ?). Тяжелое тело мужчины опирается на вытянутую левую ногу. Перед склоненной головой женщины изображен крупный овальный предмет (тимпан ?). От низа овала к рукам сидящего мужчины тянется длинный предмет, который другим концом продолжается к ногам женской фигуры (ткань, сбрасываемый гиматий ? — утраты, потертости). Сзади женщины, снизу к ней направлен летящий Эрот почти одинакового размера с женской фигурой. Он протягивает женщине длинный предмет — широкую повязку, украшенную орнаментом в виде точек и тонких штрихов лака. Его крылья и согнутые ноги расположены под ручкой пелики, где размашисто небрежными мазками лака на фоне незакрашенной глины изображена пальметта. Ноги и крылья Эрота частично перекрывают пальметту.
Сзади сидящего мужчины, под другой ручкой пелики, более аккуратно нарисована вторая пышная пальметта. Над сценой оставлена не закрашенная лаком полоса с орнаментом из шести ов. Овы обрамлены тонкими полосками лака, внизу разделены точками лака.
На другой стороне пелики стандартная сцена — два стоящих напротив друг друга палестрита в гиматиях, между ними — кружок с черной точкой. Один из палестритов протягивает руку к этому кружку или к соседней фигуре. Складки гиматиев переданы мазками лака, нанесенными тонкой кистью. Волосы мужчин (сидящего и стоящих обозначены пятнами лака). Над головами палестри-
тов размещена полоска орнамента с четырьмя овами между двумя горизонтальными линиями лака, низ ов разделяют точки лака.
Пальметты под ручками пелики изображены большими, высокими и широкими со множеством лепестков, нанесенных по принятой схеме, но утратившими легкость14. Качество лака и небрежный стиль росписи относят пелику к III в. до н.э., она происходит из разрушенного погребения.
Раскоп «Город», 1968 г., помещение 22 (территория археологического заповедника в Анапе). В заполнении помещения найдены три обломка пелики с сже-том росписи, подобным предыдущему — сохранились части крыльев и ног летящей фигуры Эрота15. Среди сюжетов росписи краснофигурных пелик известны изображения Эрота, преследующего женщину или парящего над низким круглым алтарем. В руках у Эрота изображались ларец, повязка, зеркало. Пели-ки с фигурками Эрота известны как в Средиземноморье, так и в Северном Причерноморье16. На обратной стороне пелики из помещения 22 были также изображены закутанные в гиматий фигуры палестритов (на обломке фрагментарно уцелели их нижние части).
II. На рубеже ІУ—Ш вв. до н.э. на смену чернолаковым краснофигурным пели-кам приходят так называемые акварельные вазы той же формы, исследователи не
17
исключают производство многих из них в Северном Причерноморье (Рис. 1) . После исчезновения краснофигурных сосудов «акварельные» пелики продолжают существовать весь III в., заходя и во II в. до н.э. Они не имеют лакового покрытия, роспись исполнена белой, желтоватой, пурпурной и темно-коричневой красками. Система росписи, сложившаяся на краснофигурных сосудах, при появлении новой техники на первом этапе сохраняется (например, сцены с амазонками), но постепенно заменяется чисто декоративными элементами (лавровая ветвь, лоза, гирлянда, пальметта). Распространяются пелики и вовсе без орнамента, иногда они имеют красноватое или лиловатое покрытие снаружи. С этим этапом изготовления пелик на горгиппийском некрополе связаны находки двух сосудов. Обломки одного найдены на территории городища.
Ул. Аст раханская, 1954 г., погр. 4 (восточная часть некрополя, строительный котлован для кинотеатра «Родина»). Пелика найдена строителями рядом с погребением 4. В могиле была захоронена женщина, при ней найдены золотые львиноголовые серьги, стертая монета, женская протома в калафе и четыре задрапированные в гиматий женские фигурки. На горле пелики сохранилась нарисованная пальметта, заключенная в круг, сюжет на тулове неразличим (Рис. 2 а)18.
Угол ул. Ленина и Крымской, 1980 г., погребение 3, западная част ь некрополя
(при рытье телефонного колодца). Пелика имеет раздутое тулово, укороченное горло, оттянутый наружу венец на широком раструбе горла, профилированные ручки и поддон (Рис. 5, 1). Она массивнее уже описанных (высота — 25 см, диаметр тулова — 19,4 см). Глина оранжевого цвета, отмучена, содержит мельчайшие блестки, мажется при соприкосновении. Для многих найденных в Горгип-пии сосудов (простых круговых) и терракот характерна именно такая мягкая «мажущаяся» глина. Сосуд тяжелый, имеет неравномерное матовое лиловатое покрытие. Пелика найдена в могиле с черепичным перекрытием, устроенном в виде скатов крыши. Пелика лежала раздавленной в изголовье покойного, она
Н-25
■1--И.8
1
3 СИЛ.
Рис. 5. Пелики: 1 — с матовым лиловатым покрытием, 2 — без покрытия
найдена в комплексе с золотыми львиноголовыми сережками и низкой (28 шт.) мелких золотых бусин. Бусы найдены и на правом запястье, на пальцах левой руки — два кольца (серебряное украшала вставка из янтаря в виде фигурки льва, что относит перстень к неординарным находкам).
Конструкция черепичной могилы и грубое исполнение массивной пелики с матовым покрытием относят комплекс к эпохе позднего эллинизма.
Горгодище Горгиппия, т еррит ория археологического заповедника, 1981 г., яма 226. Форма пелики продолжает традиции краснофигурных образцов IV в. до н.э. с вытянутым горлом, но сосуд не имеет никаких украшений и покрытия (Рис. 5, 2). Он сделан из такой же «мажущейся» оранжевой отмученной глины с мельчайшими блестками.
III. Пелики конца III — II в. до н.э. — это совершенно иные сосуды с другими пропорциями (приземистые), с разнообразным абрисом тулова и иным стилем орнаментации. В горгиппийском собрании пелик можно назвать 7 таких сосудов, все они найдены на территории некрополя (Рис. 1, 6).
Теплот расса, 1979 г., погр. 25 (коммуникации к 12-и этажному дому по ул. Горького в Анапе), восточная часть горгиппийского некрополя). Три погребения — 24, 25 и 26 — совершены в грунтовых могилах на одном месте. Могила 25 перекрыла захоронение 24. Она расширила яму 24, уничтожив ее южную границу. Дно могилы 25 расположено выше дна могилы 24 на 10 см. В свою очередь, череп погребенного в могиле 25 срезан захоронением 26 с более глубоким дном.
Найденный в этом скоплении погребений инвентарь мы связываем с могилой
25, так как предметы лежали выше скелета 24: пелика (правее таза, но среди перемещенных костей), веретеновидный унгвентарий со светлым ангобом, железный стригель (следовательно, погребение мужское) и коррозированные обломки мелких железных предметов.
Пелика сделана на гончарном круге из оранжевой тонкой и слегка шероховатой глины с обилием мелких блесток, белых и черных вкраплений (Рис. 7, 2). Матовая лиловато-красноватая обмазка покрывает сосуд целиком, слегка заходя на основание поддона; верх венчика свободен от краски. Горизонтальные бороздки в середине горла и у его основания едва намечены и окрашены. Туло-во приземистое с мягким ребром, поддон плоский и широкий, нижний корень ручки дополнен налепом. Веретеновидный флакон, как и пелика с лилова-то-красноватым покрытием, характерны для эпохи позднего эллинизма.
Ул. Аст раханская, 1979 г., культ урный слой юго-вост очной част и некрополя (в траншее для анапских коммуникаций). Пелика найдена раздавленной на глубине 1.65 м от современной дневной поверхности вне связи с каким-либо погребением (Рис. 8)19. Это одна из самых удивительных пелик в Горгиппии, необычна она и в масштабах всего Причерноморья. Пелика сделана на гончарном круге из тонкой оранжевой глины, которая при соприкосновении оставляет след. Как отмечалось, эта особенность глиняного теста характерна для многих гончарных сосудов из Горгиппии, что, возможно, объясняется результатом воздействия экологической среды на определенный состав компонентов глиняного теста. Глина пелики насыщена множеством мелких блесток, темных и красноватых включений. Характер глины и примесей допускают изготовление сосуда на местном горгиппийском керамике. Приземистое широкое тулово пелики плавно расширяется вверх, к плечикам. Широкий раструб венца мягко профилирован, кольцевой поддон достаточно широк, овальные в сечении ручки образуют петлю на изгибе.
Поверхность пелики снаружи (и основание поддона) имела красноватое покрытие со слабым блеском, ныне утраченное почти целиком.
На уровне корней ручек тулово опоясано тремя (в отдельных местах двумя) неглубокими кривыми бороздками. Верхняя часть тулова украшена рисунком, нанесенным тонким острием по сырой глине перед красочным покрытием. С одной стороны сосуда стилизованно изображена растянутая лоза, образующая четкий зигзаг с острыми изломами. От изгибов вверх и вниз на изогнутых черешках контуром обозначены сердцевидные листья. Между ними вниз свисают грозди, переданные множеством уколов острия в сырую глину. Этот узор занимает среднюю часть тулова и плечики сосуда.
Под одной из ручек пелики изображены три кривых дротика остриями вверх. Они нанесены по сырой глине в виде искривленных углублений, а затем, как и весь узор, покрыты краской.
С другой стороны пелики, напротив плюща, в той же манере изображены скачущие навстречу друг другу лошади. Фигуры коней стилизованы, изображены легким росчерком, крупы их узорно орнаментированы, что, возможно, передает попоны (мотив бегущей волны, цепочки крестов и точек, виноградный лист). Торчащие гривы, развевающиеся хвосты, выпуклые глаза передают экс-
прессию движения. Коней разделяет уродливая фигурка человечка с непропорционально большой головой. К сожалению, утрачена вся средняя часть фигуры человечка с руками, мы не знаем его позу и стиль одежды. Босые ноги человечка двигаются влево, лицо обращено в фас. Торчащие волосы, постановка ног, скорее всего, передают танец. Брови и нос переданы неразрывной линией (распространенный способ изображения лиц, например, на стеклянных мозаичных бусах и фресках). Глаза, рот и щетина на щеках обозначены уколами тонкой иглы.
Под второй ручкой пелики изображено человекоподобное существо, от фигурки которого уцелела часть непропорционально большой головы в профиль с редкими торчащими волосами, глазом и бровью.
Форма пелики, ее красноватое покрытие, орнамент плюща и узоры на крупах коней (мотив бегущей волны и сердцевидный лист) характерны для эпохи позднего эллинизма. Композиция с двумя конями, скачущими навстречу друг другу, изображена на стенах пантикапейского позднеэллинистического склепа Анфестерия (коней разделяет дерево)20. Фигурки уродливых человечков и трактовка их ног перекликаются с фигурками карикатурных пигмеев в сцене сакрального погребального апотропеического танца на третьем сегменте расписного пантикапейского саркофага конца I — начала II в. н.э.21 Тип танцующего пигмея имеет египетские корни, где пляшущие карлики изображались вплоть до римского времени, откуда в виде подвесок на рубеже тысячелетий они во
множестве поступали в Северное Причерноморье и в качестве апотропеев со-
22
провождали обычно детские захорорнения. Орнамент попон лошадей похож на узоры на кусках гипсовой облицовки ларя эпохи рубежа нашей эры, найден-
23
ного в Пантикапее23.
Пелика может происходить как из разрушенного погребения, так и с места тризны. Безусловно, ее использовали в ритуальных целях. Мотив бегущей волны и растянутая лоза — это общепринятая символика бесконечности и возрождения, обычная при отправлении культов дионисийской направленности.
Та же траншея: ул. Астраханская, 1979 г., культурный слой юго-восточной части некрополя. Находка пелики не связана с определенным погребением. Сосуд сделан на гончарном круге из тонкой глины светло-серого цвета, в тесте визуально различимы мельчайшие блестки (Рис. 7, 1)24. Форма этой пелики близка форме только что описанной из погребения 25 (подобны приземистое тулово и широкий венец), поддон, однако, не столь широк. Основание и верх горла опоясывают тонкие рубчики, на уровне ручек на тулове едва различимы две бороздки. Два волнисто изогнутых налепа украшают верхний изгиб лентообразных ручек. Сосуд покрыт черным лаком плохого качества. Форма и низкое ка-
25
чество лака позволяют отнести пелику к III—II вв. до н.э.25
Та же траншея: ул. Астраханская, 1979 г., погр. 43 (часть погребения срезана экскаватором). От погребального инвентаря уцелели несколько бусин, массивный серебряный перстень (вставка утрачена) и пелика26. Она стояла слева у черепа. Пелика сделана на гончарном круге из тонкой оранжевой глины с мелкими белыми включениями и множеством мельчайших блесток. Форма пелики пропорциональна в сравнении с уже описанными двумя приземистыми (Рис. 9, 2; 10). Горло с таким же широким раструбом, поддон небольшой, ручки ленто-
2
Рис. 7. Пелики: 1 — чернолаковая, 2 — с лиловато-красноватой обмазкой
образные. Плечики под ручками обозначены слабо выраженным ребром. Под ним тулово опоясано двумя бороздками, ниже — плотный ряд сужающихся вниз каннелюр. Под каждой ручкой пропущено по две каннелюры, место каждой занято косо нанесенными углублениями. Опоясывая каннелюру, спускающуюся от середины ручки, они образуют стилизованный узор «ёлочки». Пелика имеет матовое покрытие лиловатого цвета, которое распространяется и на дно.
Форма пелики характерна для III — II вв. до н.э., бусы из погребения можно датировать III — серединой I в. до н.э. Подобные сосуды бывают покрыты матовым красноватым или лиловатым пигментом, черным (плохого качества) или бурым лаком, украшены нарисованным белой краской или желтоватой глиной
орнаментом. Пелики такой формы с применением резьбы исследователи отно-
27
сят к группе керамики пергамского происхождения , однако, это касается сосудов, видимо, более высокого класса исполнения — таких как, например, чернолаковая пелика из Танаиса28.
Реконструкция анапского кинотеатра «Родина», 1999 г., погр. 5 (котлован сзади кинотеатра для сооружения органа, южная часть некрополя). Захоронение
4
Рис. 8. Орнаментированная ритуальная пелика с красноватым покрытием
совершено в могильной яме. Пелика найдена справа от правой голени. Рядом с ней стоял круговой кувшин, около черепа — железный нож с горбатой спинкой.
Пелика сделана на гончарном круге из тонкой серой глины с мельчайшими блестками, на поверхности есть рыжевато-бежевые пятна — результат неравномерного обжига (Рис. 11, 2). Округлое тулово плавно раздуто, профилированный раструб горла широкий, поддон небольшого диаметра, лентообразные ручки имеют защипы на месте верхнего изгиба. Тулово на уровне ручек опоясано тремя неглубокими бороздками, под ними расположены каннелюры, исполненные по сырой глине. Они неодинаковы по ширине и длине. Лепесткообразные углубления прорезаны под обеими ручками. Они образуют узор «ёлочки» или стилизованной ветки подобно вышеописанному на пелике из погребения 43.
Снаружи пелика имеет темное лакообразное покрытие, оно спускается и внутрь сосуда, покрывая раструб горла. По покрытию поверхность слегка залощена.
Рис. 10. Пелика с рельефным узором и матовым лиловатым покрытием
Форма пелики, нож с горбатой спинкой и форма кувшина позволяют отнести погребение к эпохе эллинизма (111—11 вв. до н.э. ?).
Реконструкция анапского кинотеатра «Родина», 1999 г., погр. 8. Захоронение совершено в грунтовой могиле. Пелика найдена между ступнями скелета и краем могильной ямы, на фаланге пальца был бронзовый перстенек, под челюстью — сердоликовая бочковидная бусина с двусторонним сверлением (характерна
29ч
для эпохи эллинизма ).
Пелика подобна только что описанной из могилы 5, но с более узким туло-вом и без врезанных в глину листочков под ручками (Рис. 9, 1). Она также сделана на гончарном круге из тончайшей серой глины. Верх тулова опоясывают две бороздки, каннелюры неодинаковые, иногда сливаются по две.
Поверхность сосуда имеет темное лакообразное покрытие с буроватыми пятнами, спускающееся и внутрь горла. По покрытию поверхность слегка залощена.
Рис. 11. Пелики с рельефной орнаментацией и темным лакообразным покрытием со
слабой залощенностью
Реконструкция кинотеатра «Родина», 1999 г., погр. 14. Погребение совершено в грунтовой яме. Пелика стояла справа от черепа, под ним найдена стеклянная бусина II—I вв. до н.э., на фаланге левой руки — серебряный перстень с геммой: на сердоликовой вставке изображен лист виноградной лозы.
Пелика подобна двум другим, найденным поблизости (в соседних могилах 5 и 8). Она сделана на гончарном круге из тонкой серой глины с блестками, орнамент прорезан перед обжигом по сырой глине (Рис. 11, 1). Пелика имела сравнительно четко выраженное ребро на тулове, которое опоясывали две неровные горизонтальные бороздки. От них ко дну спускались неодинаковые каннелюры. Под каждой ручкой одну из каннелюр с двух сторон обрамляли врезки в виде стилизованных листочков, образуя «перевернутую ёлочку». Подобно двум предыдущим пелика имела темное лакообразное покрытие со следами лощения. На дне пелики процарапана буква «пси».
Подводя итог сделанным наблюдениям, отметим, что пелики в Горгиппии эллинистического периода являлись, в первую очередь, предметами погребального культа (среди находок на горгиппийском некрополе учтено 11 пелик, из городского культурного слоя происходят обломки двух). На некрополях в пределах горгиппийской хоры пелик не найдено. Типологические отличия пелик из Горгиппии распределяют сосуды по двум группам, что фиксирует рубеж в истории развития полиса, за которым последовали изменения в материальной культуре населения, обусловленные переменами в экономической жизни общества и направлениях торговых связей государства. Эти изменения наступили во второй половине III в. до н.э. и были связаны с переориентацией Боспора на малоазийские связи с Понтийской державой Митридата VI.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Блаватский В.Д. История античной расписной керамики. М., 1953. С.40-41, № 29-35.
2. Кобылина М.М. Поздние боспорские пелики // МИА. № 19. М., 1951. С. 136.
3. Шелов Д.Б. Некрополь Танаиса // МИА. № 98. М., 1961. С. 65, табл. XXIV, 1 (чернолаковая пелика с каннелированным туловом).
4. Например: Шкорпил В.В. Отчет о раскопках в Керчи и окрестностях в 1909 г. // ИАК. 47. 1913. С.15, рис.6. (чернолаковая пелика с каннелюрами и орнаментом плюща).
5. Например: Парович-Пешикан. М. Некрополь Ольвии эллинистического времени. Киев, 1974. С. 123—126 (малоазийские и аттические пелики); Бураков А.В. Земляной склеп ольвийского некрополя // Исследования по античной археологии Северного Причерноморья. Киев, 1980. С. 70, рис. 2,5; 3.
6. Коровина А.К. Тирамба (городище и некрополь). Итог археологичеких работ экспедиции Государственного музея Изобразительных искусств им. А.С. Пушкина за 1959, 1961-1963 и 1965 годы // СГМИИ. IV. 1968. Рис. 24, 1, 4.
7. Кобылина. Ук. соч. С. 169.
8. Там же. С. 165, 169, 170; Excavations at Olynthus. V. Baltimore, 1933. P. 151.
9. Цветаева Г.А. Расписная керамика из Горгиппии (по материалам раскопок 1960-1972 гг.) // Горгиппия. Т. I. Краснодар, 1980 г. С. 86.
10. Кобылина. Ук. соч. С. 160.
11. Collignon M. Catalogue des vases peints du Musee national d,Athenes. Paris, 1902—1908. P. 597.
12. Фармаковский Б.В. Аттическая вазовая живопись и ее отношение к искусству монументальному в эпоху непосредственно после греко-персидских войн. СПб., 1902. № 201, F-85.
13. Алексеева Е.М. Античный город Горгиппия. М., 1997. Табл. 205.
14. Кобылина. Ук. соч. С.148 (пелика Одесского музея, № III/25).
15. Цветаева. Ук. соч. С. 88.
16. Кобылина. Ук. соч. С. 147.
17. Блаватский. Ук. соч. С. 275.
18. Кругликова И.Т. Раскопки некрополя в районе Астраханской улицы в 1954—1964 гг. // Горгиппия. Т. II. Материалы Анапской археологической экспедиции. Краснодар, 1982. С. 122, рис. 3, 5.
19 Алексеева Е.М. Юго-восточная часть некрополя Горгиппии // Горгиппия. Т. II. Краснодар, 1982. С. 103.
20. Ростовцев М.И. Античная декоративная живопись на юге России. СПб., 1914. С. 174, табл. II, 1.
21. Там же. С. 379, 381; табл. XCV.
22. Алексеева Е.М. Античные бусы Северного Причерноморья // САИ Г1-12. Т. I. М. 1975. С. 38, тип 35; табл. 6,13-22.
23. Ростовцев М.И. Античная декоративная живопись на юге России. С. 392.
24. Алексеева. Юго-восточная часть некрополя Горгиппии. С. 102. Рис. 8, 3.
25. Парович-Пешикан М. Некрополь Ольвии эллинистического времени. С. 123-124, рис. 100, 3.
26. Алексеева. Юго-восточная часть некрополя Горгиппии. С. 58, рис. 34,10.
27. Парович-Пешикан. Ук. соч. С. 123—124.
28. Шелов. Ук. соч. Табл. XXIV, 1.
29. Алексеева. Античные бусы Северного Причерноморья // САИ Г1-12. Т. III. М., 1982. С. 15, табл. 38, 29.Тип 3 б.
PELIKES FROM GORGIPPIA Ye.M. Alekseyeva
A pelike is an amphora-like vessel for liquids. The bulk of the pelikes, dating as far back as the 4t — 2nd cc. B.C., is found on the territory of the Gorgippia necropolis, and only very few samples (fragments, as a rule) are from the cultural stratum of the town site.
Hellenic period pelikes are primarily burial cult-objects. Typological difference between Gorgippia pelikes makes it possible to divide them into two groups thus marking a turning point in the polis development followed by material culture changes stemming from economic life and trade links of the state. The changes due to Bosporus Kingdom switchover to Asia Minor contacts with the Pontus of Mithradates VI took place in the second half of the 3rd c. B.C.