Научная статья на тему 'Расписная керамика из раскопок К. К. Косцюшко-Валюжинича в собрании национального заповедника Херсонес Таврический'

Расписная керамика из раскопок К. К. Косцюшко-Валюжинича в собрании национального заповедника Херсонес Таврический Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
318
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Вдовиченко И. И.

The article presents the published data upon the painted ceramics. These subjects are from the excavation of the founder the Chersonesus Museum Charl Kazimirovich Kostsjushko-Valjuzhinich (1847-1907) who supervised over excavation in Chersonese from 1888 till his death. He discovered defensive walls, the mint of 4th century A.D., apartment houses, industrial workshops, and the necropolis. The wealthy collections of subjects composed for 19 years of the researches have not yet been introduced into historic practice till now.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PAINTED CERAMICS FROM K.K. KOSTJUSHKO-VALJUZHINICH'S EXCAVATIONS IN COLLECTION OF CHERSONESUS TAURIAN NATIONAL RESERT

The article presents the published data upon the painted ceramics. These subjects are from the excavation of the founder the Chersonesus Museum Charl Kazimirovich Kostsjushko-Valjuzhinich (1847-1907) who supervised over excavation in Chersonese from 1888 till his death. He discovered defensive walls, the mint of 4th century A.D., apartment houses, industrial workshops, and the necropolis. The wealthy collections of subjects composed for 19 years of the researches have not yet been introduced into historic practice till now.

Текст научной работы на тему «Расписная керамика из раскопок К. К. Косцюшко-Валюжинича в собрании национального заповедника Херсонес Таврический»

73. Алексеева Е. М. Античные бусы..., 1978. С. 24.

74. Стоянова А. А. Ук. соч. С. 292, 293.

75. Алексеева Е. М. Античные бусы., 1978. С. 70.

76. Мошкова М. Г. Два позднесерматских погребения ... С. 76; Безуглов С. И. Позднесарматскоепогребение ... С. 110.

77. Храпунов И. Н., Мульд С. А. Склепы с погребениями. .

78. Айбабин А. И. Ук. соч. С. 66; Пиоро И. С. Крымская Готия. Киев, 1990. С. 139; Храпунов И. Н. Этническая история Крыма в раннем железном веке. //Боспорские исследования. Вып. VI. Симферополь, Керчь, 2004. С. 138, 139.

I.N. KHRAPUNOV

CRYPT OF THE 3RD CENTURY AD FROM NEIZATS BURIAL

GROUND

The entry submits the publication upon the crypt of 3rd century A.D. from Neizats burial ground. The first excavations of this burial ground had been made in 1927. The systematic researches began in 1996. The monument is located in the center of the Crimean foothills, 25 km. far to the southeast from Simpheropol. The recorded data of the research for the crypt characterize late Sarmat archeological culture in its Crimean variant.

И.И. ВДОВИЧЕНКО (Симферополь)

РАСПИСНАЯ КЕРАМИКА ИЗ РАСКОПОК К. К. КОСЦЮШКО-ВАЛЮЖИНИЧА В СОБРАНИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ЗАПОВЕДНИКА ХЕРСОНЕС ТАВРИЧЕСКИЙ

Имя Карла Казимировича Косцюшко-Валюжинича (1847-1907), основателя Хер-сонесского музея, навечно вписано в историю изучения Херсонеса Таврического. Инженер по образованию, «начитанный в области крымской археологии, влюбленный в Херсонес и преданный этой любви до конца своих дней»1, он руководил раскопками с 1888 г., когда раскопки в Херсонесе были переданы в ведение императорской Археологической комиссии, и до самой смерти своей в 1907 г. Им были открыты известные археологические памятники античного Херсонеса - оборонительные стены, монетный двор IV в. до н.э., жилые дома, производственные мастерские, некрополь. Собранные за 19 лет плодотворных исследований богатые коллекции предметов древности до сих пор не введены в научный оборот. Это связано как с депаспортизацией материалов после смерти К. К. Косцюшко-Валюжинича, так и с огромным объемом материала.

Частично некоторые яркие находки привлекались исследователями для исследования отдельных аспектов изучения истории и культуры древнего города. Так, материалы из раскопок некрополя и городища были проанализированы В. Д. Блават-ским в рецензии на книгу Г. Д. Белова «Херсонес Таврический»3. Его внимание привлекли фрагменты керамики и целые сосуды, датирующиеся третьей четвертью VI в. до н.э. - первой половиной V в. до н.э. В. Д. Блаватский связывал такие на-

ходки с существованием здесь стоянки кораблей и эмпория греческих купцов. Большую роль в привлечении внимания научной общественности к находкам расписной керамики из Херсонеса сыграли работы А. А. Зедгенидзе4, которая опубликовала группу наиболее ярких фрагментов, в том числе и из раскопок К. К. Косцюшко-Ва-люжинича, дополнив перечень В. Д. Блаватского, и дала общую классификацию херсонесской расписной посуды. Кроме этого, она предприняла попытку топографического анализа этих находок и сделала на этом основании выводы об изменении границ древнего города5. М. И. Золотарев, положивший начало тщательному и детальному изучению ранних групп привозной керамики Херсонесского городища и, в особенности, ионийской, также привлекал материалы К. К. Косцюшко-Валю-жинича6. Недавно в работе Р. В. Стоянова7 была проанализирована керамика из некрополя, в том числе и из раскопок основателя херсонесского музея. И. В. Шталь включила в многотомный свод мифо-эпических сюжетов на вазах «керченского стиля» 35 обломков сосудов из этой коллекции8. Однако полного представления об этой коллекции не было. Необходимость создания каталога и детального анализа всего материала созрела уже давно, тем более, что среди находок есть редкие и очень важные для истории города экземпляры - фрагменты чернофигурной посуды начиная с середины VI в. до н.э., фрагменты панафинейских амфор, скифосов с совой и других вотивных и культовых сосудов, проливающих свет на вопросы религиозной и культурной жизни города, времени возникновения первых поселений или поселения на его территории. Эта статья представляет собой краткий очерк работы по созданию каталога расписной керамики из раскопок К. К. Косцюшко-Валюжи-нича, проведенной совместно с сотрудниками фондов и архива заповедника* в течение 2004-2005 гг. Всего было каталогизировано более 1000 фрагментов и несколько целых сосудов. В архиве были найдены негативы с изображениями утерянных в годы войны вещей. Каталогизация позволила сразу определить, как распределятся фрагменты сосудов по типам: амфоры - 6; кратеры - 515; пелики - 77; аски -102; ле-каны - 80; лекифы - 38; скифо-килики - 119; скифосы - 137; скифосы коринфского типа - 20; рыбные блюда - 18; гуттусы-фидеры - 2; канфар - 2; килики - 7; ойно-хойи - 7; гидрии - 2. Некоторые фрагменты не удалось определить из-за их маленького размера. Очевидно, что наиболее многочисленны в этой выборке кратеры и сосуды для питья. Много сосудов для масла - асков, лекифов, пелик.

Локализация находок по отдельным районам древнего города проблематична, но не бесперспективна. На протяжении 19 лет К. К. Косцюшко-Валюжинич исследовал многие участки территории городища и некрополя, но упоминания в его отчетах о находках расписных и даже чернолаковых сосудов единичны. Так, в 1888 году были предприняты систематические исследования участков к востоку и западу от центральной части древнего города: в частности в западной части городища у морского берега по направлении от большой приморской базилики к Херсонесской бухте (рис. 1, 1) была обнаружена чернолаковая посуда9. В следующем, 1889 году -во время раскопок в западной части города по направлению древней улицы, под средневековым слоем были найдены стены и цистерны античного времени, также были найдены фрагменты чернолаковой керамики (рис. 1, 2)10. В 1892 году во время раскопок между южной монастырской стеной и берегом Херсонесской бухты (рис. 1, 3) найдены остатки стен античного времени, среди других находок отмечены фрагменты чернолаковой посуды11. В этом же году на северном берегу доследовался небольшой средневековый храм, смежный с Уваровской базиликой (рис. 1,4). На береговой полосе, занятой храмом, был обнаружен культурный слой древнего Хер-сонеса, найдены монеты Керкинитиды, Амиса, Пантикапея, Херсонеса и три фрагмента расписных сосудов13. В 1895 году на северном берегу, между морем и монастырским садом (рис. 1, 6), по соседству с купальней обнаружен античный слой, ко-

*

Благодарю Г. И. Жесткову и Т. Дианову за помощь и поддержку.

Рис. 1. Места обнаружения расписной керамики в раскопах К.К.Косцюшко-Валюжинича

торый К. К. Косцюшко датировал IV в. до н.э., среди находок - чернолаковая посуда с рисунками и без них, тарелка со свинцовыми скрепками14. В 1901 г. при доследовании главных и боковых нефов Уваровской базилики (рис. 1, 7) были найдены многочисленные фрагменты керамики роскошного стиля15, очевидно, здесь были жилые кварталы античного города. Многочисленные материалы конца V-IV вв. до н.э. в том числе и расписная керамика происходят из раскопок агоры в 1903 г.16 (рис. 1, 8). В 1904 г. при раскопках внутри монастырской усадьбы (рис. 1, 5) были найдены обломки краснофигурных сосудов17.

Открытый в 1891 г. на северном берегу у южной стены некрополь (рис .1,9) дал значительное количество находок, в том числе и расписной керамики - типичные для некрополя сосуды, которые традиционно использовались в погребальном обряде: лекифы, кратеры, гуттусы-поилки из детских погребений. В 1899 г. раскопки велись по ту и другую сторону стены между монастырскими воротами и проломом для сообщения с Карантинной бухтой.

Раскопки некрополя у Карантинной бухты (рис. 1,10) также дали чернолаковую и расписную керамику.

Некрополь у монастырских ворот который действовал с конца V в. до н.э. (рис. 1, 11) дал несколько находок, в том числе фрагмент великолепного кратера с изображением состязания Аполлона и Марсия, расписанный мастером Лондон F6418 и датирующийся началом IV в. до н.э. Из какого именно погребения 1904 года (№1524-1553) он происходит, к сожалению, неясно19. Знаменитый краснофигурный кратер своеобразной формы (типа Фалаев) с дионисийской сценой20, происходит из раскопок некрополя к югу от крестообразного храма (рис. 1, 12), склеп в скале, урна №1517. Сейчас сосуд хранится в Эрмитаже. Внутри монастырской ограды, на древнем акрополе в 1903 г. были обнаружены гуттус с дырочками на щитке с изображением лебедя и пантеры (поздний V в. до н.э.) и рыбное блюдо класса В (Мастер рыбного блюда из Упсалы инв. №КВ 206), датирующееся началом IV в. до н.э.21 Таким образом, расписная керамика из раскопок К. К. Косцюшко-Валюжинича происходит главным образом из центральной и северо-восточной части городища, а также из исследованных им некрополей.

Примечательно, что значительную часть выборки представляют ранние группы керамики - чернофигурной и краснофигурной раннеклассического, классического стиля, при численном преобладании керамики «керченского стиля».

Уже В. Д. Блаватский обратил внимание на 5 чернофигурных лекифов которые происходят из раскопок некрополя проведенных К. К. Косцюшко-Валюжиничем22. Эти сосуды хранятся сейчас в разных коллекциях: в Киеве (Исторический музей, №7090) и в Национальном заповеднике «Херсонес Таврический». Лекиф из Киевского Государственного музея с изображением гоплита, стоящего между двумя фигурами в гиматиях В. Д. Блаватский датировал последней третью VI в. до н.э.

Два сосуда (инв. 3207 и 3208 (рис. 2, 1), украшающих экспозицию античного отдела, опубликованы А. Зедгенидзе23. Эти и остальные сосуды - маленькие цилиндрические лекифы, декорированные гирляндами плюща, которые относятся к группе Белдем и датируются 2 четвертью V в. до н.э. Также датируется фрагмент цилиндрического лекифа инв. 35372/198, с туловом, украшенном полосками (рис. 2, 2).24

Опубликованный В. Д. Блаватским, а затем А. А. Зедгенидзе25, фрагмент килика (инв. КВ-208) из раскопок Косцюшко-Валюжинича с изображением пантеры относится к числу работ мастера Тлесона и датируется третьей четвертью VI в. до н.э. Фрагменты стенок двух мелкофигурных киликов также опубликованы А. А. Зедге-нидзе. Один с орнаментальным декором - пальметты и бутоны лотоса (инв. 35272), датируется первой половиной V в. до н.э.26 Другой декорированный геометризованным орнаментом в виде ветки плюща с точками(№3208/9), принадлежит к группе Друп (The Droop Group) (рис. 2, 3). Аналогичный сосуд (инв. М-89 С 138/13 №120), хранящийся в ГМИИ, датируется 540-520 гг. до н.э.27 Интересен фрагмент ойнохои инв. КВ-180 (рис. 2, 4), на который уже обратила внимание А. А. Зедгенидзе28. На лицевой стороне сосуда с выделенными плечиками было, очевидно, изображение воина со щитом в руках, стоящего в храме (часть распространенной композиции: один персонаж, сидит или возлежит на клине, с двух сторон его фланкируют двое воинов). Перед щитом слева - капитель колонны(?) и помещенная на стенке храма гирлянда. К сожалению, фрагментарность изображения не дает возможности подыскать ему точную аналогию. Однако декор на горлышке, обрамление рисунка шашечным орнаментом из точек и параллельных линий очень близки орнаментации ойнохои из Национального музея Неаполя №86357. Роспись сосуда относится к кругу мастера Афины и датируется второй четвертью V в. до н.э.29

При внимательном изучении коллекции удалось выявить и другие сосуды, относящиеся к архаической эпохе. Среди них венчик кратера инв. 35272/34 (рис. 2, 5). Орнамент на венчике - зигзагообразные косые линии - характерен для поздней группы коринфской керамики и для аттических сосудов середины VI в. до н.э. Точ-

8(КВ 35272/260-262) 9(КВ 352727379а)

Рис.2

ная аналогия - кратер из ГМИИ М-640, который датируется серединой VI в. до н.э.30 Другой венчик кратера (инв. 35272/74) с двумя рядами точек на боковой стороне и плетенкой из лотоса вверху (рис. 2, 6) имеет многочисленные аналогии, которые датируются 510-500 гг. до н.э. К этому же времени относятся небольшие фрагменты кратера инв. 35272/39 и килика инв. 35372/44 (рис. 2, 7, 8)

К раннему V в. до н.э. относятся леканы с лучевым орнаментом вокруг ручки, опоясанным кругами, нанесенными пурпуром. В коллекции есть несколько фрагментов крышек таких леканы. Один из них - инв. 3199 был опубликован А. А. Зедгенидзе32. Обнаружены и другие фрагменты таких сосудов - крышек (инв. 35272/ 260-262) (рис. 2, 8) и фрагмент тулова с зигзагообразными линиями по краю (инв. 35272/ 379а) (рис. 2, 9).

Среди чернофигурной керамики из раскопок К. К. Косцюшко-Валюжинича особняком стоят фрагменты чернофигурных панафинейских амфор позднекласси-ческого времени . В архиве музея сохранился негатив (№609) (рис. 3, 1-3) с изображением 4 фрагментов оборотной стороны по меньшей мере 3 амфор. На двух были изображены состязания по бегу: на первой (слева) - атлет, бегущий вправо, на второй (в центре) видны ноги двух атлетов, бегущих влево, на третьей - спокойно стоящий атлет с диском в правой руке (2 склеенных фрагмента). Стилистически роспись этих амфор близка и может быть отнесена к поздней серии подписных амфор IV в. до н.э. - серии Никомаха, архонтство Кефисодота II (323-322 гг. до н.э.)33. Однако фрагмент с двумя бегунами может быть сопоставлен и с амфорами серии Ни-кократа (333-322 гг. до н.э.), особенно с амфорой из Лондона (Британский музей), на которой также изображен длинный бег34. Бегуны движутся более спокойно, наступая всей ступней на землю. Мускулатура показана длинными линями с завитком на конце. Эти фрагменты, к сожалению, утеряны. Но среди материалов Косцюш-ко-Валюжинича удалось найти еще несколько обломков стенок, принадлежащих нескольким амфорам, в том числе возможно и тем, изображения которых сохранились на архивном снимке. Эти фрагменты (их 10, некоторые склеились) имеют №35372/247 (рис. 3, 4-9). Изображения сохранились лишь на некоторых : а)фрагмен-ты стенки на которой видна часть ноги стоящего атлета - от уровня ниже колена до стопы (рис. 3, 9). В таком ракурсе изображают атлетов - борцов35. Характерной особенностью этих фрагментов является то, что край рисунка оконтурен полоской жидкого лака, а не врезной линией, как на большинстве остальных б) фрагменты с изображением одежды судьи (рис. 3, 4) к нему близки по цвету лака и глины другие фрагменты с краем очерченным врезной линией, в том числе и утраченные фрагменты с изображением бегунов в) фрагменты с изображением столбика около которого поворачивали бегуны во время двойного бега (рис. 3, 6).

Сам факт находки фрагментов панафинейских амфор конца IV в. до н.э. в Хер-сонесе очень важен. Он свидетельствует об участии херсонеситов в панэллинских Панафинейских состязаниях, высоком уровне физической культуры в городе.

К краснофигурной керамике позднеархаического времени можно отнести только обломок стенки краснофигурного кратера (инв. 35272/35) (рис. 4, 1) с чернофи-гурным орнаментом в виде гирлянды плюща, которая обрамляет поле рисунка сбоку. На основании аналогий36 его можно датировать его 490-470 гг., поскольку в более позднее время орнаментальные мотивы выполнятся уже в краснофигурной технике. Зато раннеклассический период (вторая четверть V в. до н.э.) представлен уже несколькими типами сосудов. Это обломок амфоры с выделенными плечиками, на которых изображены торсы двух юношей. Над рисунком - поясоков (инв. 3211). Он опубликован А.А.Зедгенидзе , отметившей архаические черты в росписи вазы. Со своей стороны замечу, что ее роспись близка рисунку на амфоре с Афинской

агоры (Р 21289), которая датируется 460-450 гг. до н.э. и считается близкой кругу

*

Приношу свою благодарность Томасу Меннеку сотруднику Архива Бизли (Оксфорд) за ценные

советы и помощь в определении этих фрагментов.

Рис. 3. 1 -3 - архивный снимок (нег.№ 609); 4 - 9 - КВ 35272/247

10(КВ 35272/473)

9(КВ 159)

Рис.4

Мастера Флоренс38. Фрагмент такой же амфоры (участок перехода от горла к туло-ву) с фризами ов обнаружен в фондах заповедника (инв. 35272/50). На фрагменте стенки амфоры (инв. КВ 35272/203) изображены ноги стоящего обнаженного мужчины в коротком плаще - хламиде (рис. 4, 2). Манера изображения складок близка работам мастера Алкимаха39 и может быть датирована 460-450 гг. до н.э. На стенках кратеров инв. 35372/219 (рис. 4, 3) и 35372/103а (рис. 4, 4) изображены ноги и нижняя часть гиматия стоящего и движущегося вправо персонажей, судя по аналогиям, сосуды могут быть датированы 470-460 гг. 40

К середине V в. до н.э. можно отнести обломки еще двух кратеров - фрагмент венчика с ветвью оливы (инв. 35372/403) (рис. 4, 5) и фрагмент (инв. 35272/165), на котором сохранилась часть изображения пластинчатой юбки-панциря (края панцирных пластинок - округлые, пояс украшен точечным орнаментом к нему приторочен меч) (рис. 4, 8). Аналогичное защитное снаряжение изображено на чаше мастера Пентесилеи41. Кроме больших краснофигурных ваз, расписанных популярными мастерами вазописи, широко использовались в быту и более дешевые сосуды с простой росписью, например скифосы с совой, в Афинах они нередко служили во-тивами и приносились в дар Афине Полиаде. В коллекции имеется 3 фрагмента таких сосудов. Самый крупный фрагмент верхней части сосуда инв. № 35272/95 (рис. 6, 5) датируется третьей четвертью V в. до н.э. и относится к группе III42 два остальных (35272/318 и 369) представляют собой фрагменты нижней части стенок с изображением оливковой ветви. Есть два фрагмента канфаров группы St-Valentin, украшенных растительным и геометрическим орнаментом выполненным в краснофи-гурной технике и накладными красками - в основном желтой и белой. Более крупный обломок верхней части сосуда КВ-3316/7. (рис. 6, 6) имеет аналогию в Эрмитаже (инв. Б. 1728) и относится к VII группе по С. Ховарду и Ф. Джонсону43, датирующейся третьей-четвертой четвертью V в. до н.э., а фрагмент стенки инв. 35272/334 (рис. 6, 7) с сохранившейся частью орнамента в виде ромбов, относится к I группе44, которая датируется второй четвертью V в. до н.э. Лекифы второй половины V в. до н.э. единичны. Этот фрагмент верхней части тулова и горловины ари-баллического лекифа инв. КВ-172 (рис. 10, 2). Довольно беглый рисунок с изображением женщины, которая идет вправо со шкатулкой в руке находит аналогии на сосудах с афинской Агоры, которые относят к числу работ мастера Вэл (the Well Painter), датирующихся 430-420 гг. до н.э.45

Еще более простой по декору лекиф с «гуськами» - полосой зигзагообразного орнамента в средней части тулова (рис. 10, 3) имеет широкий круг аналогий и датируется около 425 г. до н.э.46

Многочисленна и представительна группа сосудов свободного стиля. Хорошо представлена группа Полигнота. На фрагменте кратера (размеры 12,0x7,9 см) инв. КВ-154 (рис. 4, 6) изображен обнаженный юноша (комаст?), который идет вправо с посохом в левой и лирой в правой руках. На плечо наброшен гиматий. За спиной -нижняя часть изображения амфоры, которую несет следующий за ним персонаж. Возможно, что это работа самого Полигнота. Сюжет - комасты, которые возвращаются домой, обычен для него. Наиболее близки изображения на кратере из Аг-риенте и амфоре из Тель-Авива, которые относятся к раннему периоду творчества вазописца и датируются временем около середины V в. до н.э.47 Кстати на обоих этих сосудах мы видим точно такую же остродонную амфору как и на фрагменте сосуда из Херсонеса - т. е. это тот же редкий вариант сюжета, в котором присутствует юноша, несущий амфору - owojopov.

К группе Полигнота можно отнести и фрагмент стенки кратера инв. 35372/101 (рис. 4, 7) с изображением Сатира, бегущего влево. То, как изображен торс Сатира и его черный хвост похожи на рисунок на фрагменте чашевидного кратера с афинской Агоры (Р 7282а), который М. Мур относит к группе Полигнота и датирует 440-430 гг. до н.э.48 Очень красив торс юноши на фрагменте кратера с волютовид-

4(КВ 147)

3(КВ 126)

8(КВ 133)

Рис.5

ными ручками № 35272/473 (рис. 4, 10). Роспись относится к группе Полигнота, и ближе всего по стилю росписям Мастера Пантоксены, датируется около 440 г. до н.э.49

К началу последней четверти V в. до н.э. можно отнести фрагмент стенки кратера (инв. КВ-159, размеры 6,6x3,6 см), на котором изображен юноша в плющевом венке (голова в профильном повороте вправо, торс показан фронтально) (рис. 4, 9). Стилистически близко рисунку на кратере с афинской Агоры Р 27 3 0 3 50.

Весьма представительна группа расписных ваз последней четверти V в. до н.э. Выделяются работы мастера Диноса, принадлежавшего к младшему поколению учеников Полигнота. Возможно его рукой был расписан кратер, фрагмент стенки которого хранится в музее (инв. КВ-156, размеры 12,1x5,3 см) - молодой Силен с тимпаном в руках (рис. 5. 2). Изображение близко рисунку как на диносе из Берлина 240251, так и на колоколовидном кратере с афинской Агоры52. Эти сосуды датируются временем около 420 г. до н.э. К этому времени относится и фрагмент кратера инв. КВ-193 (размеры 5, 8x6,5 см) с изображением Диониса в профильном повороте влево (рис. 5, 1), которое весьма близко рисунку на диносе из Берлина53. Возможно, к кругу мастера относится и фрагмент кратера инв. КВ-126, размеры 11,0x8,1 см, (рис. 5, 3) с изображением ложа с подушками, столика с хлебцами перед ним, видны также нога и часть одеяния идущей вправо женщины (флейтистка?)5 . К кругу другого известного вазописца конца 5 в. до н.э., мастера Прономоса можно отнести фрагмент кратера инв. КВ 150 (рис. 5, 7). На нем изображен Аполлон в венке и с ветвью лавра руке. Датировать этот рисунок можно около 420-410 г. до н.э.55

Другие сосуды конца V в. до н.э. - это фрагменты стенок кратеров: 1) инв. КВ-170 (рис. 5, 6) с изображением юноши в плаще с темной каймой по краю, стоящего в профильном развороте влево, 2) инв. КВ-147 (размеры 14,0x7,3 см) на котором сохранилась часть рисунка - Дионис на ложе, менада с фруктами и тирсом, сатир или другая менада (рис. 5, 4), 3) инв. КВ-153 (размеры 11,6x8,9 см) - менада держит в руке блюдо с фруктами, 4) инв. КВ-146 (размеры 13,0x4,0 см) - симпосиаст (или Дионис) и юноша с блюдом на котором - круглые белые хлебцы (рис. 5, 5)56.

Леканы конца V в. до н.э. представлены фрагментом крышки инв. КВ 133 (рис. 5, 8). Женщина, стоящая в 3/4 вправо, справа от нее - стул - клисмос с точеными ножками, еще далее вправо - часть фигурки бегущей женщины57.

Начало 4 в. - это время перехода к «керченскому стилю». Две основные линии сочетаются в вазописи этого времени - беглый стиль, для которого характерен простой схематичный рисунок и другой, продолжающий традиции роскошного стиля, с характерной для него полихромией, декоративностью, любовью к деталям, украшениям.

К числу таких работ можно отнести фрагмент кратера инв. КВ-200 (рис. 6, 2), на котором сохранилась часть изображения головы сатиры и менады, а справа - распахнутых крыльев Эрота58. Возможно к кругу мастера Оксфордской грифономахии относится фрагмент кратера инв. КВ-149 (рис. 6, 4): пешая амазонка сражается с

грифоном59.

Другой вазописец раннего IV в. до н.э. - мастер Лондон Б 64 представлен фрагментами еще двух кратеров. Один из них, о котором уже говорилось выше, был найден в некрополе у монастырских ворот60. Состязание Аполлона и Марсия изображено на вазовом рисунке (рис. 6, 1). В центре композиции - Аполлон с четырехструнной лирой в левой руке и ветвью лавра в правой. Он стоит, опершись локтем о полуколонну(алтарь?). Удрученный поражением Марсий сидит перед ним на некоем условном возвышении, украшенном язычковым орнаментом. И Аполлон, и Марсий в венках. К победителю летит Эрот с лентой. Композицию обрамляют с двух сторон женские фигуры, одна из них держит в правой руке тирс, а левым локтем опирается на ту же полуколонну, что и Аполлон. Слева от нее видна рука еще одной женщины, держащая тении. Стилистически этот рисунок близок росписи

кратера из Британского музея61. Другой фрагмент, инв. КВ-186 (размеры -10,6x6,6 см), с изображением танцующей менады (рис. 6, 4) также можно отнести к кругу мастера Лондон F 6462.

Роспись киликов и скифосов позднего V - раннего IV в. до н.э. часто представляют собой изощренные миниатюры. А. А. Зедгенидзе опубликовала килик инв. 35272/48163. На дне сосуда - медальон, окруженный орнаментом - правосторонний меандр, перемежаемый шашечным орнаментом. Сохранилась часть изображения плаща юноши-атлета, которое на основании аналогий можно отнести к 410-400 гг. до н.э. 64 На фрагменте придонной части другого килика, инв. КВ-192, размеры -8,3x3,3 см - изображение юноши-атлета. Он стоит, опершись на столбик-мету65. Судя по орнаментированной ткани его хитона - это конец V в. до н.э. (рис. 6, 2). К этому же времени можно отнести и пропавший фрагмент скифо-килика инв. КВ 3316 с изображением Эрота (рис. 6, 1).

Скифосы IV в. до н.э. представлены в коллекции большим количеством измельченных обломков, рисунок их становится грубым и беглым. Скифосы аттического типа наиболее разнообразны, на них обычно изображены атлеты - палестриты. Так, на фрагменте инв. КВ 197(размеры - 6,5x5,9 см) изображен юноша в 3/4 развороте влево. Нога его стоит на возвышении, на голове - венок, на левую руку наброшен плащ, правая - на бедре, видно, что правая нога его стоит на возвышении. Перед ним руки женщины (Ники?). Ближайшая аналогия - Гермес на скифосе из афинской Агоры66. Во второй четверти IV в. были распространены скифосы F. B. Group, на которых бегло были нарисованы двое юношей - одетый в гиматий и обнаженный атлет. В коллекции представлены мелкие фрагменты в основном с изображением пальметт под ручками. Роспись ойнохой также так же часто относится к этой группе (рис. 9, 2). Есть небольшое количество скифосов коринфского типа с сетчатым орнаментом в нижней части тулова67

Скифо-киликов начало IV в. до н.э. в этой коллекции очень много, среди наиболее крупных и выразительных - фрагменты, расписанные мастером Милин и Иены 1) инв. КВ 173 - женщина в хитоне и гиматии, атлет, на стенке висит арибалл со свисающими с него тениями, нанесенный белой краской (рис. 7, 4). Мастер Миллин68 2)инв. КВ-145. Обнаженный атлет (в волосах - белая повязка) стоит у алтаря, протянув к нему руку (рис . 7, 5). За его спиной - пальметка. Мастер Иены69.

Во второй четверти - середине IV в. до н.э. относятся многочисленные скифо -килики, расписанные мастером Q70. Рисунки его беглые и схематичные, но сюжеты достаточно разнообразны - Эрот и женщина (рис. 7, 6), менада и сатир (рис. 7, 7), юноши в гиматиях и атлеты (рис. 7, 8).

Расписные рыбные блюда были более всего популярны в IV в. до н.э. Не удивительно, что в таком городе, как Херсонес, где различные рыбные промыслы были очень развиты, найдено множество обломков рыбных блюд.

В коллекции К. К. Косцюшко-Валюжинича найдены блюда класса В, датирующиеся началом IV в. до н.э., с простым, но порой виртуозным рисунком и класса С, датирующиеся второй четвертью века, для росписи которых характерны живописные приемы - использование разбавленного лака, применение кисти. Удалось выявить работы нескольких мастеров, относящихся к этим двум классам. К классу В относятся работы Мастера рыбного блюда из Ларисы: 1. КВ 35372/184. Рыба(часть туловища с плавником и нижняя часть жабер) . 390-370 гг. до н.э.71 2. КВ 35372/321. Рыбного блюда фрагменты(2). Каракатица(?)и плавник рыбы. 3. КВ 35372/322. Рыбного блюда фрагмент стенки. Часть туловища рыбы с верхним и боковым плавниками. Сверху - волютообразный завиток. 4. КВ 35372/325. Рыбного блюда фрагмент стенки. Часть туловища и хвост рыбы. Мастер рыбного блюда из Упсалы: 1. 35372/323. Рыбного блюда фрагменты(2). Туловище рыбы с плавником. Начало IV в. до н.э.72 2. 35372/324. Рыбного блюда фрагмент. Две рыбы (часть туловища одной и плавника другой). Мастер Алькасер до Сал: рыбного блюда фрагмент Инв.

7 (КВ 169)

Рис.8

№195, размеры 9, 8x6, 9 см. (рис. 11, 2). 5 небольших рыбок и часть изображения какого-то морского существа. Такое же целое блюдо инв. КВ-206 из раскопок К. К. Косцюшко-Валюжинича опубликовано А. А. Зедгенидзе73. Остальные фрагменты с простым рисунком 35372/319, 35372/320, 310 из-за фрагментарности не поддаются более точной атрибуции.

Среди рыбных блюд класса С удалось выявить работы Мастера Рыбы скорпион. 1. Инв. КВ-142. Две рыбы и осьминог. Размеры - 9,5x6,1 см. Вторая четверть IV в. до н.э.74 (рис. 11, 1). 2. КВ 187. Размеры - 12,5x9,0 см. Часть изображения 2-х рыб и еще одного неизвестного морского существа (рис. 11, 2). К числу работ Мастера рыбного блюда из Олинфа можно отнести фрагмент инв. 35372/182. Рыба (часть туловища с плавником). Вторая четверть 4 в. до н.э.75

Остальные фрагменты рыбных блюд представляют собой фрагменты бортиков или доньев и не идентифицируются.

Аски и лекифы из херсонесской коллекции, как и рыбные блюда в большинстве своем расписывались мастерами, которые работали в традициях беглого стиля и влияние нового, керченского стиля можно проследить лишь на отдельных экземплярах. В то же самое время самый красивый аск из этого собрания выполнен еще под влиянием роскошного стиля, таким утонченным миниатюристом, как мастер Иены76. На этом фрагментированном сосуде - инв. № КВ-184 (размеры3,2х2,9 см) сохранилось изображение Эрота с алабастром в руке и длинношерстой собаки (рис. 12, 1). Датируется аск концом V в. до н.э. Другие фрагменты, который можно отнести к этому же времени77 - инв. КВ-138 (размеры 5,4x2,8 см) с сохранившимся изображением мальчика, ползущего вправо, перед ним - растительный завиток (рис. 12, 2) и фрагмент с веткой оливы инв. КВ 35272/136 (рис. 12, 6).

Очень много асков начала IV в. с изображением пантер и собак - инв. КВ 210—211 (рис. 12, 3-4), они широко распространены во всех районах античной ойкумены78. Аски середины - третьей четверти IV в. до н.э. относятся к группе Кембриджских асков79, на них обычно рисовали головы амазонок - инв. КВ 35272/129 (рис. 12, 8), веточки - инв. КВ 35272/139 (рис. 12, 5). К третьей четверти века относятся аски с высоким туловом, украшенным умбоном в центре, вокруг которого -язычковый орнамент - инв. КВ 35272/137 (рис. 12, 7)80.

Лекифы, в массе своей происходящие с территории некрополя, делятся на три категории: лекифы с веерными пальметтами, как инв. КВ 3226 (рис. 10, 5), которые датируются от начала до третьей четверти включительно IV в. до н.э.81, сетчатые лекифы группы Булас, как инв. КВ 3230 (рис. 10, 4) с такой же датировкой82, леки-фы керченского стиля, выполненные с применением полихромии, рельефа и позолоты, такие как инв. №КВ-3317 (рис. 10, 1). На нем изображена летящая Ника в 3/4 развороте вправо, головка в профиль. Руки разведены в стороны, крылья распахнуты. Тело покрыто белой накладной краской, хитон фиолетовый, крылья выполнены в низком рельефе (жидкая глина) и позолочены. Роспись можно отнести к числу работ мастера Аполлонии, датирующихся 360-350 гг. до н.э.83 В коллекции есть два гуттуса-фидера с отбитой ручкой: КВ-3351 и КВ-3250 высота - 5,6 см (рис. 10, 6) на щитке - лаком нанесен примитивный орнамент в виде звезды с 7 и 4 лучами. Аналогичные сосуды - в некрополе Ольвии датируются первой половиной IV в. до н.э.84

Однако наиболее яркое свое воплощение керченский стиль получил в росписи кратеров, пелик и лекан. К раннему керченскому стилю к числу работ мастера Ипполита можно отнести фрагменты пелики с изображением Аполлона Гиперборейского и Гермеса Психомомпа, препровождающих душу умершей женщины в Аид -инв. КВ-3214 (рис. 9, 4). Эта яркая ваза неоднократно привлекала внимание

^ 85

исследователей .

Остальные фрагменты относятся к кругу мастера Амазонок - КВ-151 (протома грифона, влево, 330-320 гг. до н.э.)86 или к кругу мастера Грифонов. Самый крупный фрагмент - инв. КВ 35272/248 (рис. 9, 5). На лицевой стороне сохранилось изо-

6(КВ 35272/250)

5(КВ 35272/248)

Рис.9

5(КВ 3226)

б(КВ 3250)

Рис.10

бражение амазономахии, на оборотной - двое юношей в гиматиях87. На двух других обломках (КВ 35272/250 и 253) сохранились изображения юношей на оборотной стороне сосудов и овы над рисунком (рис. 9, 6, 3). Несколько подобных обломков были опубликованы И. В. Шталь88. Большая часть фрагментов пелик из раскопок К. К. Косцюшко-Валюжинича представляет собой обломки стенок, ручек, венчиков с элементами орнамента. Судя по их измельченности, они происходят с городища.

Кратеры расписывали те же мастера, что и пелики. Так роспись фрагмента с изображением парящей Ники инв. КВ 129 (рис. 8, 6) близка манере мастера Геракла и датируется первой четверть. IV в. до н.э.8

Фрагмент инв. КВ-163 (размеры - 10,3x7,0 см) с изображением пешего аримаспа (амазонки?), сражающегося с грифоном относится к кругу мастера Грифона и датируется началом четвертой четверти IV в. до н.э. (рис. 9, 1)90. Близка кругу этого мастера и роспись на фрагменте КВ 183585, сюжет которой можно реконструировать как Эос на квадриге (рис. 8, 2). Судя по аналогиям \ этот сосуд относится к ранней группе, может быть к числу работ самого мастера и датируется около середины IV в. до н.э.

Фрагмент КВ-169, размеры - 6,5x8,2 см (рис. 8, 7) с изображением сатира, держащего в руках лиру (Марсий?), можно отнести к кругу мастера Телоса и датировать второй четвертью IV в. до н.э.92 Очень интересен сюжет росписи, сохранившейся на обломке другого кратера - инв. КВ 162, размеры - 10,3x7,1 см (рис. 8, 1). На треножнике, покрытом белой накладной краской, поверх которой разбавленным лаком нарисован растительный орнамент, восседает Аполлон с ветвью лавра в руках. Многочисленные аналогии в вазописи V-IV вв. до н.э. показывают точно такой же тип треножника с орнаментом в виде точек на кружках, ограничивающих сиденье и растительный побег на боковой поверхности сиденья93. Манера изображения складок одежды напоминает леканы группы «Отчет» и пиксид раннекерчен-ского времени (360-350 гг. до н.э.)94.

Два фрагмента - КВ 190 и 191 (рис. 8, 4) похоже принадлежат одному сосуду. Это лицевая сторона сосуда, сохранилась часть изображения - сатир, преследующий менаду, и другой сатир с тениями в руке. Судя по аналогиям, их можно датировать первой четвертью IV в. до н.э.95

К группе Поздних кратеров LC Group принадлежит фрагмент инв. КВ-168 (рис.

8, 5). На нем изображен частично сохранившийся рисунок лицевой стороны - юноша в хламиде с посохом или может быть с жезлом, стоит у алтаря рядом с женщиной, одетой в хитон, которая держит руку над алтарем. И стилистически и композиционно близок кратеру из Афин 1376 . Середина - третья четв. IV в. до н.э.

Возможно к числу работ мастера Марсия можно отнести рисунок на фрагменте КВ 164 (рис. 8, 3), изображающий сидящую женщину, с живописно драпированными на ногах складками гиматия97. Около 330 г. до н.э.

Многочисленные фрагменты лекан IV в. до н.э. принадлежат в основном к Группе «Отчет», датирующейся второй четвертью века. Обычно на них изображены сцены в гинекее, приготовления к свадьбе 8. Так на фрагменте КВ 144 (рис. 11, 6) изображены жених и невеста, другой обломок - инв. КВ 175 изображает Эрота с зеркалом и женщину, несущих дары невесте (рис. 11, 5). Более упрощенный сюжет и грубый рисунок - на фрагменте инв. КВ 199 - парящий Эрот вручает зеркало женщине (рис. 11,4).

Коллекция расписной керамики, собранная К. К. Косцюшко-Валюжиничем за 19 лет раскопок в Херсонесе дает основание говорить о том, что с середины VI в. до н.э. здесь появляются отдельные экземпляры аттической расписной керамики, стабильное поступление этого вида товара начинается со второй четверти V в. до н.э. Сюжеты на вазах, выбранных херсонеситами для того, чтобы украшать их стол и жилище, служить в качестве сакральных сосудов во время проведения похорон, свадеб, других ритуалов, в том числе жертвоприношений, позволят сделать

Рис. 11

некоторые наблюдения об особенностях культурной и религиозной жизни города. Сразу бросается в глаза обилие сюжетов, связанных со спортом, палестрой, наличие призовых панафинейских амфор (рис. 4, 1; 7, 2, 3, 4; 3). Это подтверждает мнение исследователей, подкрепленное и эпиграфическими источниками о большой роли физической культуры в жизни города9 . Археологические находки также свидетельствуют об особой роли спорта на протяжении всей истории древнего Херсо-неса. На мужских надгробиях 1У-Ш вв. до н.э. изображались принадлежности па-лестрита - стригиль и сосуд для масла, эти же предметы находили во время раскопок100. Бронзовая урна - приз, полученный победителем атлетических состязаний, проводившихся в Афинах при храме Диоскуров - Анакии была найдена в 1899 году в гробнице рядом с городскими воротами101. Сосуд датируется концом IV в. до н.э., как и фрагменты панафинейских амфор (рис. 3), обнаруженные среди депаспортизированных материалов. Судя по остаткам росписи, это были призы за победу в соревнованиях в беге, метании диска, борьбе. Участие херсонеситов в Па-нафинейских играх не является чем-то необычным. Известно, что в праздновании Панафиней принимали участие не только жители Афин, но и всех городов-союзников, которые посылали в дар жертвенных животных и оружие. Состязания, за исключением соревнований апобатов и военных игр, были открыты для всех участников. Это поддерживало репутацию Афин, как открытого города, панэллинского центра и поднимало уровень и престиж этих игр102. Жители Северного Причерноморья принимали участие в состязаниях с конца VI в. до н.э. и вплоть до эллинистического времени103. В нашем регионе обнаружено несколько категорий сосудов, связанных с Панафинеями - 11 призовых амфор, 3 псевдопанафинейских и 8 пана-финейских амфорисков. Теперь можно присоединить к этому числу и херсонесские фрагменты. Находка панафинейских амфор в Херсонесе не только подтверждает тесные культурные и экономические связи города с Афинами в последней четверти IV в. до н.э., но и свидетельствует о почитания Афины жителями Херсонеса. Э. И. Соломоник проанализировала данные, свидетельствующие о существовании культа Афины в Херсонесе. По ее мнениию здесь была воздвигнута статуя богини на берегу моря (Афина Сотейра) и, возможно, существовал ее храм104. В городских отложениях обнаружены скифосы с изображением совы и оливковой ветви, связанные с культом Афины (рис. 6, 5). Г. Гофман считает, что эти сосуды использовалась в ритуальных целях - они приносились в жертву богине Афине во время праздника Анфестерий105. Изображение совы, теоморфного воплощения богини найдено в Херсонесе не только на расписных сосудах - в 1895 году на юго-восточной оконечности города у старого блиндажа был обнаружен камень с изображением совы106.

Несомненно, что в городе, игравшем значительную роль в региональном производстве и торговле вином, почитали Диониса, в городе возможно был его храм107. Популярностью пользовалась посуда, украшенная вакхическими сюжетами. Среди находок - большое количество кратеров и сосудов для питья вина - киликов, ски-фосов, скифо-киликов (рис. 8, 4; 5, 2, 5, 6, 3; 4, 6, 9).

Хотя культ Аполлона не был главным, по мнению исследователей, он почитался в основном, как целитель - Аполлон Ятрос108, но учитывая любовь жителей города к музыке (известно, что здесь сохранилась надпись, содержащая каталог мусиче-ских состязаний, найдены костяные флейты)109, можно предположить, что ему поклонялись и как Аполлону Мусагету - покровителю певцов и музыкантов. В этой своей ипостаси бог изображен на сосудах с изображением состязания Аполлона с Марсием (рис. 6, 1;8, 7). Аполлона восседающего на треножнике мы видим на фрагменте кратера (рис. 8, 1), с ветвью лавра в руке и в венке он изображен на другом фрагменте кратера (рис. 5, 7), а в виде Аполлона Гиперборейского верхом на грифоне, преследующего женщину - на фрагменте пелики (рис. 9, 4). Эрот изображен на леканах, которые дарили невестам на свадьбу (рис. 11, 4, 5), на скифо-киликах (рис. 7, 1, 6), на асках (рис. 12, 1, 2). Есть изображения Ники (рис. 10, 1), а также

Эос, управляющей четверкой лошадей (рис. 8, 2, 6). В IV в. до н.э. особенно популярны становятся мифо-эпические варварские сюжеты - изображаются грифоны, амазонки, аримаспы (рис. 6, 4; рис. 9, 1,5). Очень популярны были в это время рыбные блюда - в коллекции множество стенок, бортиков, доньев этих ваз, что свидетельствуют об особенностях рациона и промыслах херсонеситов. Итак, нужно признать, что коллекция, считавшаяся малоинформативной имеет определенный научный потенциал и обогащает наши представление о жизни древнего города.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Костромичева Т. И., Шевченко А. В. Коллекция античной краснофигурной керамики из раскопок Херсонеса. К истории комплектования //Античные коллекции из раскопок Северного Причерноморья. М., 1994. С. 35.

2. Золотарев M. И. Херсонесская архаика. Севастополь, 1993. С. 4-6; Vinogradov Ju. et Zolotarev M. La Chersonese de la fin de l'archaisme. Le Pont-Euxin va par les Grecs. Paris, 1990. P. 85-86.

3. Гайдукевич В. Ф., Блаватский В. Д., Белов Г. Д. Херсонес Таврический //ВДИ. 1949. №3. C . 145-148.

4. Зедгенидзе А. А. О времени основания Херсонеса Таврического //КСИА. 1979. №159. С. 26-34.

5. Зедгенидзе А. А. Аттическая краснофигурная керамика из Херсонеса// КСИА. 1978. № 156. С. 76 -77.

6. Золотарев M. И. Херсонесская архаика. Севастополь, 1993. С. 28-29.

7. Стоянов Р. В. Расписная и чернолаковая столовая керамика из некрополя Херсонеса Таврического V-I вв. до н.э //Боспорские исследования. Симферополь-Керчь. 2005. Вып. VIII. С. 39-47.

8. Шталь И. В. Свод мифо-эпических сюжетов античной вазовой росписи по музеям Российской Федерации и стран СНГ. Пелики. IV в. до н.э., керченский стиль. М., 2000. С. 102-111. №1; Шталь И. В. Свод мифо-эпических сюжетов античной вазовой росписи по музеям Российской Федерации и стран СНГ. Леканы, аски, лекифы и ойнохойи. IV в. до н.э., керченский стиль. М., 2004. С. 10, 12, 13, 15, 16, 18-21,24, 30, 86.

9. Косцюшко-Валюжинич К. К. Раскопки Херсонеса//ОАК за 1882-1888. С. CCIX.

10. Косцюшко-Валюжинич К. К. Раскопки Херсонеса//ОАК за 1889. С. 13-14.

11. Косцюшко-Валюжинич К. К. Раскопки Херсонеса//ОАК за 1892. С. 17.

12. Косцюшко-Валюжинич К. К. Раскопки Херсонеса//ОАК за 1892. С. 18.

13. Косцюшко-Валюжинич К. К. Раскопки Херсонеса//ОАК за 1895. С. 101.

14. Косцюшко-Валюжинич К. К. Раскопки Херсонеса //ОАК за 1901. С. 35-36. Рис. 69.

15. Косцюшко-Валюжинич К. К. Раскопки Херсонеса //ОАК за 1903. С. 32. Рис. 33-34.

16. Косцюшко-Валюжинич К. К. Раскопки Херсонеса//ОАК за 1904. С. 59.

17. Косцюшко-Валюжинич К. К. Раскопки Херсонеса //ОАК за 1901. С. 43, 48. Рис. 81.

18. Роспись кратера стилистически весьма близко работам мастера Лондон F64 (ARV2 1420), в частности кратеру из Британского музея, см.: Metzger H. Les represenlation dans la ceramique attigue du IV siecle. Paris, 1951. Pl. XXIII. Также в числе близких аналогий кратер из Лондона №1924. 7-16. 1, см.: Boardman J. Athenian Red Figure vases. The Classical Period. London, 1989. Fig. 355.

19. Косцюшко-Валюжинич К. К. Раскопки Херсонеса//ОАК за 1904. Рис. 104.

20. Косцюшко-Валюжинич К. К. Раскопки Херсонеса //ОАК за 1903. С. 38. По мнению Д. Бизли он близок по времени к группе <Ю»(середина - третья четверть IV в. до н.э.), однако стилистически своеобразен - см.: ARV2. P. 1469.

21. Косцюшко-Валюжинич К. К. Раскопки Херсонеса //ОАК за 1903. Pto. 33, 34. С. 32. Аналогия - рыбное блюдо из Феррары 4922 - см.: McPhee I. and Trendall A. D. Greek Red-figured Fish-plates. Basel, 1987. P. 36. Pl. 5.

22. Гайдукевич В. Ф, Блаватский В. Д., Белов Г. Д. Херсонес Таврический. C. 146.

23. Зедгенидзе А. А. О времени основания Херсонеса Таврического. С. 27. Рис. 2, 4-5.

24. CVA Russia, 1, Pl. 44, 4-6; CVA Italia, LXIX. Tav. 65, 2. P. 47. Назарена Валенза Меле относит такие лекифы к числу работ Del Pittore della Megera. Аналогию лекифу с полосками - см. CVA Italia, LXIX. Tav. 69, 6, 7.

25. Гайдукевич В. Ф, Блаватский В. Д., Белов Г. Д. Херсонес Таврический. С. 146; Зедгенидзе А. А. О времени основания Херсонеса Таврического. С. 27. Рис. 1, 2.

26. Зедгенидзе А. А. О времени основания Херсонеса Таврического. С. 27. Рис. 1, 1; Аналогия - килик из ГМИИ (№ М-86 С 83-101/13 №257), см.: GVA Russia, 1. Pl. 66, 1. P. 60.

27. Зедгенидзе А. А. О времени основания Херсонеса Таврического. С. 27. Рис. 1, 5; GVA Russia, 1. Pl. 58, 7.

28. Зедгенидзе А. А. О времени основания Херсонеса Таврического. С. 27. Рис. 1, 6.

29. Аналогичный декор имеет ойнохойя из Неаполя см.: CVA Italia, LXIX. Tav. 49, 3, 4. P. 36.

30. GVA Russia, 1. Pl. 21, 1. P. 20.

31. Горбунова К. С. Чернофигурные аттические вазы в Эрмитаже. Л., 1983. №79. C. 108-110; CVA Italia, LXIX. Tav. 14. P. 19.

32. Зедгенидзе А. А. О времени основания Херсонеса Таврического. С. 27. Рис. 1, 3; Сидорова Н. А. Чернофигурная керамика из раскопок Пантикапея 1945-1958 //Археология и искусство Боспора. Сообщения Государственного музея имени А.С.Пушкина. Вып. 10. М., 1992. С. С. 212-213. Рис. 7.

33. Boardman J. Athenian Black Figure Vases. London, 1974. №306; Bentz M. Panathe-naische Preisamphoren, Eine athenishen Vasengattung und ihre Funktion vom 6-4. Jahrhundert v. Chr. 18. Beihz. AntK. Basel, 1998. Pl. 131.

34. Oi Olummakoi Agovev strv Apcala Ellada. A9|va, 1982. niv. 75.

35. BalabavhV ПЛ. nava9r|vaiKoi Amjopeiv apo tr|v Epetpla. A9|va, 1991. niv. 16.

36. Athenian Agora, XXX. № 170. Pl. 26. P. 159.

37. Зедгенидзе А. А. О времени основания Херсонеса Таврического. С. 27. Рис. 2, 9.

38. Athenian Agora, XXX. № 5. Pl. 3. P. 134.

39. Boardman J. Athenian Red Figure Vases. The Classical Period. London, 1989. №47. P.37.

40. Boardman J. Athenian Red Figure Vases. The Classical Period. №41; Athenian Agora. XXX. №261.

41. Boardman J. Athenian Red Figure vases. The Classical Period. Fig. 80, 1.

42. Johnson F. R. A note on Owl Skyphoi //AJA 59, 1955. P. 119-124. Pl. 35-38.

43. Горбунова К. С. Аттические вазы группы St.-Valentin //ТГЭ. Т. XIII. Рис. 11. С. 70. Опубликован Зедгенидзе - см.: Зедгенидзе А. А. О времени основания Херсонеса Таврического. Рис. 2, 5.

44. Athenian Agora. XXX. №1230. P. 1297.

45. Athenian Agora. XXX. №921-22. P. 265.

46. Athenian Agora. XII. №1124. P. 315.

47. Matheson S. B. Polygnotos and Vase Painting in Classical Athens. Wisconsin. 1995. Pl. 10, 11. Pl. 29.

48. Athenian Agora. XXX. № 287. Pl. 38. P. 182-183; Matheson S. B. Polygnotos and Vase Painting in Classical Athens. Pl. 68a.

49. Matheson S. B. Polygnotos and Vase Painting in Classical Athens. Pl. 102.

50. Athenian Agora. XXX. №336. Pl. 44. P. 192.

51. Matheson S. B. Polygnotos and Vase Painting in Classical Athens. Pl. 135.

52. Athenian Agora. XXX. № 361. Pl. 46.

53. Matheson S. B. Polygnotos and Vase Painting in Classical Athens. Pl. 135.

54. Matheson S. B. Polygnotos and Vase Painting in Classical Athens. Pl. 135-136.

55. Boardman J. Athenian Red Figure vases. The Classical Period. №323.

56. Athenian Agora. XXX. № 361. Pl. 46 . №386.

57. Athenian Agora. XXX. № 361. Pl. 46. №1075; Boardman J. Athenian Red Figure vases. The Classical Period. №312.

58. Athenian Agora. XXX. № 462-464.

59. Boardman J. Athenian Red Figure vases. The Classical Period. № 342.

60. Косцюшко-Валюжинич К. К. Раскопки Херсонеса //ОАК за 1904. Рис. 104.

61. Metzger H. Les represenlation dans la ceramique attigue du IV siecle. Paris, 1951. Pl. XXIII.

62. Boardman J. Athenian Red Figure vases. The Classical Period. № 355.

63. Зедгенидзе А. А. Аттическая краснофигурная керамика из Херсонеса. Рис. 2, 8.

64. Athenian Agora. XXX. №1488.

65. Такой же столбик на киликах из Берлина с близким сюжетом - см: CVA DDR. 3, Berlin. 1. Taf. 25, 6; 26, 1-2.

66. Athenian Agora. XXX. №1271.

67. Зедгенидзе А. А. Аттическая краснофигурная керамика из Херсонеса. Рис. 3, 2, 3.

68. Athenian Agora. XXX. №1350;.

69. Ure A. D. Red-figure cups with incised and stamped decorations - II //JHS, LXIV. London, 1944. Fig 8-9.

70. Ure A. D. Red-figure cups with incised and stamped decorations - II. Fig. 10.

71. Mc-Phee I., Trendale A. D. Greek Red-figured fish-plates. Basel, 1987. №36. P. 41.

72. Mc-Phee I., Trendale A. D. Greek Red-figured fish-plates. №38. P. 36.

73. Mc-Phee I., Trendale A. D. Greek Red-figured fish-plates. №65. P. 38-39. Опубликовано: Зедгенидзе А. А. Аттическая краснофигурная керамика из Херсонеса. Рис. 2, 1; Crimean Chersonesos. City, Chora, Museum, and Environs. Texas. 2003. P. 138.

74. Mc-Phee I., Trendale A. D. Greek Red-figured fish-plates. №№137. P. 148.

75. Mc-Phee I., Trendale A. D. Greek Red-figured fish-plates. №122. P. 46.

76. Athenian Agora. XXX. №1089. P. 282; CVA DDR . 3. Berlin. 1. Taf. 27. Z. 45.

77. Аналогии к КВ - 138 - аски с Эротами - см.: Athenian Agora. XXX. №1161. P. 280.

78. Athenian Agora. XXX. №1169-71. P. 290.

79. Boardman J. Athenian Red Figure vases. The Classical Period. № 426.

80. Qemelhs П.Г., Touxaxaoglou Г.П. Oi xafoi xou depweviou AQ^va. 1997 A34-mv. 46; A66-niv.118/

81. Morgan C., Arafat K. Fine Pottery of the Archaic - Early Hellenistic Periods //North Pontic Archaeology. Recent Discoveries and Studies. Colloquia Pontica 6. Leiden; Boston; Koln: Brill, 2001. P. 377-378.

82. Beazley J. D. Miniature Panathenaics //BSA. 41. 1946. P. 17-20. Pl. 4, 16, 17.

83. Лазаров M. Древногръцката рисувана керамика от България. Варна. 2003. С. 163-164.

84. Козуб Ю. I. Некрополь Ольви V-IV ст. до н. е. К., 1974. Рис . 18, 2. С. 57.

85. Зедгенидзе А. А. Аттическая краснофигурная керамика из Херсонеса. Рис. 2, 3; Шталь И. В. Свод мифо-эпических сюжетов античной вазовой росписи по музеям Российской Федерации и стран СНГ. Пелики. IV в. до н.э., керченский стиль. №1, с. 19, 115.

86. Шталь И. В. Свод мифо-эпических сюжетов античной вазовой росписи по музеям Российской Федерации и стран СНГ. Пелики. IV в. до н.э., керченский стиль. №160. С. 84.

87. И. В. Шталь опубликовала рисунок только оборотной стороны фрагмента -Шталь И. В. Свод мифо-эпических сюжетов античной вазовой росписи по музеям Российской Федерации и стран СНГ. Пелики. IV в. до н.э., керченский стиль №95, с. 60, 174.

88. Шталь И. В. Свод мифо-эпических сюжетов античной вазовой росписи по музеям Российской Федерации и стран СНГ. Пелики. IV в. до н.э., керченский стиль. №51,

52. С. 147; №70, с. 158.

89. Athenian Agora. XXX. №460. P. 209; Boardman J. Athenian Red Figure vases. The Classical Period. №376.

90. Boardman J. Athenian Red Figure vases. The Classical Period. №408.

91. Аналогия - роспись пелики из Феодосии - см.: Вдовиченко И. И. Античные расписные вазы из крымских музеев. Симферополь, 2003. С. 49. Рис. 16.

92. Athenian Agora. XXX. №473. P. 210; Boardman J. Athenian Red Figure vases. The Classical Period. №341.

93. Аналогии по сюжету: амфора из Лондона Е-318(мастер Алкимаха), см.: Boardman J. Athenian Red Figure vases. The Classical Period. №45. А также кратер мастера Клеофана из Феррары Е57, см.: Boardman J. Athenian Red Figure vases. The Classical Period. №№171.

94. CVA DDR 3, Berlin. 1. Taf. 48-50.

95. Аналогия - фрагмент кратера с афинской Агоры - см.: Athenian Agora. XXX. №451.

96. Boardman J. Athenian Red Figure vases. The Classical Period. №422.

97. Athenian Agora. XXX. №1307; Boardman J. Athenian Red Figure vases. The Classical Period. №378.

98. Шталь И. В. Свод мифо-эпических сюжетов античной вазовой росписи по музеям Российской Федерации и стран СНГ. Леканы, аски, лекифы и ойнохойи. IV в. до н.э., керченский стиль. №13. С. 12-14; Athenian Agora. XXX. №1047, 1084.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

99. Колесникова Л. Г. Спорт в античном Херсонесе. Л. 1964; Соломоник Э. И. Новые эпиграфические памятники Херсонеса. К., 1973. С. 95-99, 103-104.

100. ИАК. Вып. 4. 1902. С. 113. Рис. 62.

101. Колесникова Л. Г. Спорт в античном Херсонесе. С. 10. Рис. 3.

102. Kyle D. G. The Panathenaic Games: Sacred and Civic Athletics //Goddess and Polis. The Panathenaic Festival in Ancient Athens. Princeton, 1992. P. 77.

103. Скржинская M. В. Сведения греков Северного Причерноморья о Панафинейских празднествах VI-IV вв. до н.э //Записки юторико-фшологичного товариства Андр1я Бшецького. К. 1998. С. 99-116; Вдовиченко И. И. nANAQHNAIKA nANTIKA-nAION //Археология и история Боспора. Т. III. Симферополь, 1999. С. 227-265.

104. Соломоник Э. И. О культе Афины в Херсонесе в IV-III вв. до н.э. //Античная и средневековая идеология. Свердловск. 1984. С. 7-12.

105. Hoffmann H. Dulce et decorum est pro patria mori: the imagery of heroic immortality on Athenian painted vases//Art and Text in Ancient Greek Culture (edited by Simon Goldhill and Robin Osborne), Cambridge, 1995, P. 50.

106. Косцюшко-Валюжинич К. К. Раскопки Херсонеса //ОАК за 1895. С. 100.

107. Щеглов А. Н., Бабинов Ю. А. Эллинистические домашние алтари //Херсонес Таврический. Ремесло и культура. К., 1974. С. 20.

108. Соломоник Э. И. Древние надписи Крыма. К., 1978. С. 52.

109. Соломоник Э. И. Новые эпиграфические памятники Херсонеса. С. 99,103.

I.I.VDOVICHENKO

PAINTED CERAMICS FROM K.K.KOSTJUSHKO-VALJUZHINICH'S EXCAVATIONS IN COLLECTION OF CHERSONESUS TAURIAN NATIONAL

RESERT

The article presents the published data upon the painted ceramics. These subjects are

from the excavation of the founder the Chersonesus Museum - Charl Kazimirovich

Kostsjushko-Valjuzhinich (1847-1907) who supervised over excavation in Chersonese

from 1888 till his death. He discovered defensive walls, the mint of 4th century A.D., apartment houses, industrial workshops, and the necropolis. The wealthy collections of subjects composed for 19 years of the researches have not yet been introduced into historic practice till now.

С.А. КОВАЛЕНКО (Москва)

НАХОДКИ МОНЕТ С ГОРОДИЩА ЧАЙКА В СЕВЕРО-ЗАПАДНОМ КРЫМУ (1959-2001 гг.)

Греческое поселение Чайка, расположенное в семи километрах к западу от античной Керкинитиды (современная Евпатория), исследуется Крымской археологической экспедицией Исторического факультета МГУ (начальник Е.А.Попова) на протяжении 40 лет. Это один из наиболее известных и интересных памятников дальней херсонесской хоры. Чайкинская крепость вместе с другими укрепленными поселениями Северо-Западного Крыма относилась к т.н. TEICH — системе обороны херсонесской хоры, упоминаемой в херсонесской присяге конца IV в. до н.э.1 Работы последних десяти лет, проводившиеся на Чайкинском городище, позволили получить новые важные материалы по истории памятника, уточнить хронологические рамки основных этапов его существования. Необходимо подчеркнуть, что вплоть до настоящего времени здесь не обнаружено слоев и помещений, которые могут датироваться V в. до н.э. Гипотеза о возникновении этого поселения в конце V в. до н.э., выдвинутая первым исследователем Чайки А.Н. Карасевым только на основании анализа особенностей архитектурной техники, использованной при строительстве некоторых зданий, и поддержанная рядом ученых2, до сих пор не нашла подтверждения в археологических материалах памятника. Данный факт чрезвычайно важен как для истории освоения ближней хоры Керкинитиды, так и для исследования процесса колонизации Херсонесом территории Северо-Западного Крыма.3 С самого начала своего существования греческое поселение здесь демонстрирует черты, характерные для всех херсонесских поселений региона. Это проявляется как в особенностях планировки и строительной техники, так и в наборе обнаруженных здесь разнообразных предметов материальной культуры.

Чайкинское городище возникает как государственная крепость, возведенная на средства Херсонесского государства, по заранее разработанному архитектурному плану.4 Оно имело прямоугольную форму, четыре угловые оборонительные башни. Еще одна башня находилась в центре восточной оборонительной стены, башня и боевая платформа фланкировали въезд на поселение, располагавшийся в западной стене.5 Размеры крепости составляли 100х50 м. Вдоль восточной крепостной стены находились большие полуподвальные помещения. Самые ранние археологические находки представлены несколькими фрагментами краснофигурной керамики, клеймами на синопской черепице и херсонесскими бронзовыми монетами второй четверти IV в. до н.э. Этот материал позволяет датировать основание поселения второй четвертью — серединой IV в. до н.э., то есть временем самого начала освоения Херсонесом Северо-Западного Крыма.

Чайкинское городище имело не только военные, но административные и экономические функции. В момент военной опасности оно выполняло роль убежища для херсонесских колонистов, проживавших в расположенных поблизости неукрепленных сельскохозяйственных усадьбах. В настоящее время раскопаны остатки по

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.