Научная статья на тему 'Расписная столовая посуда поздне-классического и эллинистического времени с хоры Херсонеса Таврического'

Расписная столовая посуда поздне-классического и эллинистического времени с хоры Херсонеса Таврического Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
234
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Вдовиченко И. И., Николаенко Г. М.

The painted pottery of late Classical and Hellenistic time was found on the chora of Chersones Tauric. It characterizes family life and cultural traditions of the population, supposedly the Greek one or the one which was very much alike. The earliest samples could be dated to the end of the 5th the beginning of the 4th c. BC the late ones by the turn of the 2nd 1st centuries BC. It allows to speak about life stability of the chora as far as its Golden age can be dated to the second half of the 4th 3rd centuries BC.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PAINTED POTTERY OF LATE CLASSICAL AND HELLENISTIC PERIODS FROM CHERSONESOS TAURIC CHORA

The painted pottery of late Classical and Hellenistic time was found on the chora of Chersones Tauric. It characterizes family life and cultural traditions of the population, supposedly the Greek one or the one which was very much alike. The earliest samples could be dated to the end of the 5th the beginning of the 4th c. BC the late ones by the turn of the 2nd 1st centuries BC. It allows to speak about life stability of the chora as far as its Golden age can be dated to the second half of the 4th 3rd centuries BC.

Текст научной работы на тему «Расписная столовая посуда поздне-классического и эллинистического времени с хоры Херсонеса Таврического»



Северное Причерноморье

© 2009

И.И. Вдовиченко, Г.М. Николаенко

РАСПИСНАЯ СТОЛОВАЯ ПОСУДА ПОЗДНЕКЛАССИЧЕСКОГО И ЭЛЛИНИСТИЧЕСКОГО ВРЕМЕНИ С ХОРЫ ХЕРСОНЕСА

ТАВРИЧЕСКОГО

В последнее время внимание исследователей вновь приковано к некоторым дискуссионным вопросам, связанным с созданием хоры Херсонесского государства, особенностями материальной и духовной культуры ее населения. В работах А.Н. Щеглова дана общая характеристика процесса и характера территориальной экспансии Херсонеса в IV в. до н.э., описываются отдельные памят-

1 2 ники юго-западного и северо-западного Крыма1. Г.М. Николаенко2 подвела

итоги изучения ближней хоры. Другие территории и поселения принадлежавшие в ГУ-ГГ вв. до н.э. Херсонесскому государству охарактеризованы в работах С.Ю. Монахова, Е.Я. Рогова3, Е.А. Поповой, С.А. Коваленко4, Л. Ханнестада, В.Ф. Столбы5. В то же время, не все добытые в ходе археологических раскопок материалы, опубликованы. Среди них и расписная столовая посуда поздне-классического и эллинистического времени, которая может дать важные сведения о датировке памятников, укладе жизни, религиозных представлениях обитателей поселений и усадеб. Поэтому целью нашей работы является введение в научный оборот найденной на хоре Херсонеса аттической краснофигурной посуды IV в. до н.э., которая маркирует начальный этап освоения сельскохозяйственной территории Херсонеса и эллинистической расписной керамики, как привозной, так и местного производства, характеризующей этапы развития хоры и время ее разрушения вследствие войн со скифами.

Эти материалы хранятся в основном в собраниях Эрмитажа, Национального заповедника «Херсонес Таврический», Бахчисарайского государственного историко-культурного заповедника, Евпаторийского краеведческого музея, Республиканского историко-археологического заповедника «Калос Лимен». О находках расписной керамики на Гераклейском полуострове упоминают авторы раскопок в первых публикациях материалов — эти сведения собраны в работе Г.М. Николаенко6 . Однако атрибуция и точная датирование их не производились, за исключением небольшой статьи подготовленной И.И. Вдовиченко и посвященной небольшой депаспартизованной коллекции, хранящейся в Бахчисарайском музее .

Табл. 1, Рис. 1-6

Исследователи отмечают, что на территории ближней хоры находки расписной керамики нечасты. Она встречается на перешейке и наделах Маячного полуострова, на Гераклейском полуострове в Карантинной балке и балке

Бермана8. В фондах Национального заповедника «Херсонес Таврический» хранятся находки из раскопок Н.М. Печенкина, археолога-любителя, который вдохновленный гипотезой А.Л. Бертье-Делагарда о том, что на Маячном полу-строве находился древний или Страбонов Херсонес, произвел здесь археологические исследования. Из усадьбы № 4 древнего земельного участка № 719 происходят 3 фрагмента верхней части глубокого килика, инв. 15043 (табл. 1:7).

Размеры фрагментов: 5,4х5,0 см; 3,2х2,8 см; 4,5х3,0 см, диаметр венчика сосуда — около 12,0 см. Сохранилась незначительная часть изображения на лицевой стороне сосуда — стоящий атлет. Торс развернут в s влево, голова изображена в профильном повороте вправо. Он оглядывается назад в сторону стоящего за ним персонажа. Перед юношей — часть изображения тимпана с крестовидным орнаментом. На внутренней части венчика — плющевая гирлянда. Листья изображены в краснофигурной технике, а плети — накладной белой краской. Многочисленные килики с таким же сюжетом и стилистическими особенностями росписи и декором внутренней части венчика относят к числу работ мастера «Q»10, которые датируются сейчас второй четвертью-серединой IV в. до н.э.11. Интересен фрагмент пелики инв.15024 (табл. 1: 2) из раскопок усадьбы на участке № 71. Размеры фрагмента: 10,1х4,5 см. По краю венчика — слегка вдавленные овы. Лак полностью отшелушился, обнажив глиняное тесто — красноватого цвета со светлыми известковыми включениями. Глина не похожа на аттическую. Такие вдавленные овы встречаются на пеликах с канне-

лированным туловом и орнаментом типа West Slope на горлышке, которые от-

12

носятся к концу IV в. до н.э.12

Фрагмент стенки канфараинв. 15093 с каннелированным туловом (табл. 1:3) имеет множество аналогий, в том числе и на афинской Агоре13.Такие сосуды датируются обычно первой четвертью III в. до н.э. Размеры этого обломка — 4,1х3,2 см. Глина аттическая, хорошо отмученная, лак черный, блестящий.

В верхней части сохранилась часть декора: ветвь плюща, нанесенная накладной жидкой глиной. Плоды переданы в рельефе, крупными строенными точками.

Как показали недавние исследования, для этого использовались специальные керамические шарики, которые вдавливались в поверхность сосуда до обжига, а затем покрывались краской, жидкой глиной или позолотой14. Этот вид декора использовался как на краснофигурных вазах раннего V в. до н.э., так и в более позднее время.

Из раскопок Н.М. Печенкина усадьбы на земельном участке № 60 (усадьба № 3)15 происходит фрагмент верхней части скифоса инв.15046, размеры:4х3 см) с изображением юноши в гиматии с тимпаном в руке (табл. 1:4). Он весьма близок сосуду с афинской Агоры, который Мэри Мур относит к F.B. Group и датирует серединой IV в. до н.э.16. На фрагменте ручки канфара (инв. 15163 разме-ры:2,5х5,1 см) сохранилось рельефное изображение (табл. 1:3). Оттиск сделан с очень стертой формы, однако общие пропорции изображения близки маскам бородатого сатира на ручках сосудов с афинской Агоры17, которые датируются последней третью III — первой половиной II в. до н.э. Такой датировке соот-

Табл. 2. Рис. 7-12

ветствует и тусклое графитового цвета лаковое покрытие фрагмента. Красноватая, со светлыми включениями глина не похожа на аттическую.

Исследования Гераклейского полуострова были продолжены в 20-х гг. ХХ в. С 1922 по 1927 гг. сотрудниками Севастопольского музея краеведения под руководством П.П. Бабенчикова проводилась инвентаризация памятников Ге-раклейского полуострова. Сотрудники музея (в большинстве это были школьники и студенты) составляли планы и описания сельскохозяйственных усадеб18. В 1926 г. инвентаризация проводилась, в основном, в районе Саран-динакиной балки, на восточной границе размежеванной территории хоры. В материалах архива Национального заповедника «Херсонес Таврический»19 упоминаются усадьбы, которые можно разместить на древних земельных участках №№ 212-213; 249; 296-297; 327; 337; 368; 37620. В этих материалах есть упоминание о разведочных траншеях, а также о хищнических раскопках на памятниках в Сарандинакиной балке. Это усадьбы на земельных участках №№ 327 и 337. В Бахчисарайском государственном историко-культурном музее-заповеднике имеется небольшая коллекция античной керамики классического и эллинистического времени, происходящая из этих раскопок, получившая название «Гераклея». К сожалению, дневники юных археологов не содержат подробных описаний находок и определить точное местонахождение хранящихся сейчас в Бахчисарайском музее фрагментов аттической краснофигурной керамики не представляется возможным. На некоторых фрагментах, правда, сохранились пометки «Г — 1926». Возможно, это и есть материал из разведочных траншей 1926 г.

На фрагменте пелики (размеры: 5,5 х 6,2 см; табл. 1:6) частично сохранилось изображение двух юношей в гиматиях, стоящих лицом друг к другу. У стоящего слева обнажены правая рука и плечо. Он держит в руке тимпан с крестовидным орнаментом. Под тимпаном — изображение круглого сосуда, может быть, кольцевого аска или арибалла. Такие изображения характерны для пелик группы «О», датирующихся третьей четвертью IV в. до н.э. Близко изображению на оборотной стороне пелики из раскопок афинской Агоры № 6321.

Два обломка кратеров относятся к середине IV в. до н.э. На одном из них (КП-5745/516; размеры: 5,8 х 4,3 см; табл.2:7) сохранилось изображение человеческой стопы. Под рисунком орнаментальный пояс из полигонального меандра, чередующегося с квадратами и крестовидным орнаментом. На другом (КП-5745; размеры: 6,8 х 4,0 см; табл.2:8) — часть изображения многолепестковой пальметки, грубо нанесенной кистью, разбавленным лаком. Ручка от крышки леканы (КП-6095/168; размеры: 4,0 х 5,1 см.; табл.2: 9), украшенная овами с жемчужником, датируется второй четвертью IV в. до н.э. На фрагменте венчика и стенки глубокого килика (КП-6095/210; размеры: 5,3 х 8,0 см; табл.2:10) — юноша в гиматии, показанный в профильном повороте вправо. Он стоит перед стелой. В правой руке он держит тимпан с крестовидным орнаментом. За его спиной — завиток волюты. Роспись характерна для мастера и датируется второй четвертью — серединой IV в. до н.э. На фрагменте стенки скифоса аттического типа (КП-6035/168; размеры: 5,6 х 3,6 см; табл.2:11) — две

женщины (одна закутана в гиматий) стоят лицом друг к другу. Аналогичный со-

22

суд, найденный на Афинской Агоре , датируется ранним IV в. до н.э.

Из раскопок Ю.П. Гриневича в 1928 г. на Гераклейском полуострове происходит фрагмент открытого сосуда (инв. №.30212 размеры:2,6х3,6 см; табл.2:72) украшенного розеткой (накладные белая и охристая краски) и прочерченным орнаментом. Розетки на керамике c декором West Slope распространены с 275 по 75 гг. до н.э., однако в сочетании с орнаментом, прочерченным по необожженной глине они встречаются в основном во II в. до н.э.23. Фрагмент верхней части кратера (инв. 42/35348, размеры: 22,0x5,2, диам. венчика— 32 см; табл.3:13) с изображением дельфинов и пальметт на отогнутом крае венчика также может быть отнесен к середине II в. до н.э.24 Оба сосуда — пергамского производства.

Из раскопок С.Ф. Стржелецкого к востоку от устья Карантинной балки в 1939 г., на земельном участке № 10725, где, по предположению С.Ф. Стржелец-кого, находился так называемый поселок виноделов, происходит найденный в цистерне фрагмент стенки аттического краснофигурного кратера (инв. 34/35907, размеры:8,1х6,5 см; нем изображена амазонка, сра-

жающаяся с грифоном. Голова грифона передана белой накладной краской, поверх которой разбавленным до золотистого оттенка лаком прорисованы глаза и клюв. Белой краской изображена и перевязь от меча на плече и груди амазонки, пояс с крюком, на который крепили предметы вооружения. Аналогичную по композиции сцену мы видим на кратере Фалаевского типа из Лувра27, на пе-лике из Ялты28. Такое изменение сюжета, когда в грифономахиях наряду с ари-маспами, принимают участие и амазонки, характерно для позднего IV в. до н.э. На основании стилистических и сюжетных аналогий фрагмент можно отнести к группе "G" и датировать 330—320 гг. до н.э.

Возобновление исследований на памятниках сельскохозяйственной округи Херсонеса в 70-х гг. XX в. также выявило материалы раннего времени, в том числе и расписную керамику.

Из раскопок экспедиции института археологии АН СССР под руководством И.Т. Кругликовой в 1978 усадьбы земельного участка №10, расположенного на территории между бухтами Камышевой и Омегой, происходит фрагмент стенки аттического краснофигурного кратера (инв.84/36918, размеры: 13,5х6,0 см; табл.3:15), склеенный из 3 обломков. В нижней части обломка — графитто (верхняя часть двух знаков или букв), которое, к сожалению, не читается. Меандр под рисунком чередуется с шашечным орнаментом, сохранились также растительные завитки и пальметта под ручкой. Аналогичный декор под рисунком характерен для мастера Тойи, работы которого относят ко второй четверти IV в. до н.э.29. На Маячном полуострове в 1988-89 гг., на усадьбе земельного участка №57 был найден арибаллический лекиф с пальметтой (инв.1/ 37163; высота — 6,5 см, диам.венч. — 2,8 см, диам. поддона — 2,6 см; табл.3:16), который близок по форме и декору сосуду из Вергины, найденному в погребении конца третьей начала четвертой четверти IV в. до н.э.30. Здесь же найден фрагмент кратера (инв.7/37163; размеры:3,9х5,0;5,1х3,1 см; табл.4:17), на котором сохранилось изображение пальметты в районе ручки. Его можно отнести к середине — третьей четверти IV в. до н.э.

Во время раскопок Г.М. Николаенко и Е.Ф. Олениной в 1978-80 гг. на Гераклейском полуострове (усадьба 39а) был найден фрагмент венчика кратера с

17-22

изображением ветви плюща на венчике (инв. 39/37030, размеры: 10,5x5,2 см; табл.4:18). Плеть прочерчена, листья нанесены жидкой глиной. Глина розовая со светлыми включениями, черный тусклый лак. Возможно пергамское производство. Аналогичный орнамент — на скифосе из Коринфа, который относится

31

к последней трети III в. до н.э.31. Верхняя часть фрагментированного эллинистического канфара (инв. 18/37030; размеры: 5,8x2,6 см; табл.4:19) украшена орнаментом типа West Slope. Это гирлянда из миниатюрных гроздей винограда

(нанесены жидкой глиной по черному лаку), укрепленных на ленте (белая накладная краска). Такие сосуды встречаются повсеместно32 и датируются второй четвертью 3 в. до н.э. Глина бежевого оттенка, хорошо отмученная, блестящий черный лак отличного качества. Канфар этого же типа (инв. 46/37030, высота 9,3 см, диам. венчика — 6, см, диам. поддона — 4,5; диам. тулова — 8,5 см; табл.4:26>). Глина красноватая, рыхлая с включением белых частиц. Лак тусклый черный, в нижней части сосуда — коричневато-рыжего цвета. Орнамент в виде гирлянды из лотосов был нанесен на поверхность вначале более темным по цвету лаком, а поверх него — накладными красками — белой (тения) и бежевой (бутоны). Накладные краски почти полностью осыпались, сохранились только около ручек сосуда. Возможно местное производство. Точные аналогии форме сосуда нам неизвестны, наиболее близки сосуды с афинской Агоры, которые относятся ко второй четверти III в. до н.э.33, однако общий огрубленный контур сосуда, небрежное исполнение орнамента позволяет отнести его к более позднему времени — ко второй половине III в. н.э.

Во время раскопок Л.А. Ковалевской в 1988-89 гг. на усадьбе-наделе 341 был найден фрагмент лагиноса (инв. 9/37161, размеры: 9,1х6,1 см; табл.4:21). Глина светло-коричневая, хорошо отмученная с небольшими светлыми включениями. Поверх желтой плотной обмазки светло-коричневым и золотистым лаком нанесен орнамент — гирлянды и венки, тении. Скорее всего, это часть распространенной композиции, в которую наряду с венками и гирляндами включены музыкальные инструменты. Аналогичные сосуды встречаются повсеместно, в том числе и в Северном Причерноморье34, датируются второй половиной II — началом I в. до н.э.35. Возможно, происходит из мастерских о. Делос.

Во время раскопок Г.М. Николаенко, В.М. Калашникова в 1998 г. в балке Бермана, в башне №3 был найден фрагмент аска с пояском ов по краю щитка, (ограниченного желобком при переходе к тулову) (инв.1/37324; размеры:7,5х5,5 см; табл.4:22). Такие сосуды датируются обычно серединой — третьей четвер-

36

тью IV в. до н.э.36.

Расписная керамика найдена во время раскопок Г.М. Николаенко поселения на берегу Казачьей бухты на Маячном полуострове. В 1997 г. был обнаружен аск с изображением оливковой ветви на щитке (инв.№13/37311, размеры: 6,1х2,6 см, табл. 5: 23), который можно отнести к третьей четверти в. до н.э.37. В этом же году же были найдены канфары классического типа с простым венчиком с декором West Slope. Один из них (инв. 11/37311, размеры: выс.9,9 см, диам. венчика — 5,3 см, диам. тулова — 7,9 см; табл. 5:24), с каннелированным туловом, склеен из 6 обломков, украшен изображением вьющейся плети плюща. Изображение, нанесенное белой накладной краской и жидкой глиной, почти полностью стерлось. Глина хорошо отмученная, розовато-бежевая, аттиче-

Табл. 5. Рис. 23 - 28

Табл. ó. Рис. 29 - 34

ская, лак черный, тусклый. Форма сосуда близка канфарам с афинской Агоры №№26-2938, которые датируются 286-275 гг. до н.э. Второй сосуд (инв.1/37323, размеры :выс. — 11,7 см, диам. венчика — 7,2 см, диам. поддона — 4,2 см, диам. тулова — 6,9, в нижней части — 7, 7 см; табл. 5:25 ) с гладким туловом также украшен плющевым орнаментом. Однако здесь используется врезной орнамент

(так показана плеть), листья и плоды прорисованы накладной глиной. Аналогичные по форме канфары (№№23,24) найдены на афинской Агоре39, где они датируются 275-260 гг. до н.э., в гробницах Верии40 в комплексе с монетами 277-239 гг. до н.э.

Здесь же в 1999 г. были найдены фрагменты кратера середины IV в. до н.э. с изображением пальметты у ручки и ов (инв.№19/37332;размеры — 10х6, 4х3,5; табл. 5:26). На обломках — 5 починочных отверстий, в одном сохранилась проволока, при помощи которой производили ремонт. Из раскопок 2000 г. происходит фрагмент вместилища леканы (инв.13/37340; размеры 2,6х2,0 см; табл. 5:

27). На стенке изображен венок лавра. Как и аналогичный сосуд из Берлина41 он относится к группе Венской леканы и датируется второй четвертью IV в. до н.э. На фрагменте канфара (18/37340 , размеры 5,8х2,6 см, табл. 5:28) изображена гирлянда из бутонов лотоса на ленте (прочерчена по поверхности глины). Глина красноватая с мелкими светлыми включениями, лак черный, тусклый. Такие орнаменты встречаются на разных типах сосудов, произведенных в самых различных центрах42. Они датируются обычно серединой — третьей четвертью IV в. до н.э. Возможно к такому же типу эллинистических канфаров относится фрагмент (инв. 17/37340, размеры 3,5х4,0 см, табл. 6:29) с изображением веточки мирта. Ветвь нанесена белой накладной краской (осыпалась), листочки — жидкой глиной.

В 2003 г. найдены фрагменты двух расписных сосудов: кратера с меандром под рисунком (инв. 26/37392; размеры:3,1х2,3; табл. 6:30) и фрагмент аска с пальметтами у носика (инв.33/37392; табл. 6:31). Оба фрагмента датируются около середины IV в. до н.э. Интересны находки местной расписной эллинистической керамики. Это обломки кувшинов и возможно кубков (инв.

11,29/37392, размеры: 4,2х2,9;5,2х3,0;9,0х4,1 см;4,5х3,7 см;5,1х3,5 см;3,9х2,2 см; 3,4х2,2 см;4,2х3,1 см; табл. 6:32). Их глина плотная, красноватая, насыщена многочисленными известковыми частицами. Поверхность покрыта плотным белым ангобом, поверх которого нанесен красной краской простой орнамент — полосы, веточки, гирлянды. Такой способ декора был популярен в первой половине — середине III в. до н.э. Так орнамент в виде веточек с плотно прилегающими листочками (табл.6:32 г,д) часто встречается на так называемых кипрских амфорах43, которые датируются началом III в. до н.э. Для керамики Гадра (Laurel Group), которая датируется около 260-240 гг. до н.э.44, характерны растительные орнаменты, гирлянды, нанесенные по светлому ангобу накладными красками. Часть орнамента в виде противопоставленных гирлянд, нанесенных красновато-коричневой краской, сохранился на фрагменте горловины закрытого сосуда (табл.6:32з). Такой декор обычен для гидрий45. На другом обломке — центральная часть такого же орнамента, где соединяются листочки

46

двух гирлянд .

Табл. 7. Рис. 35 - 47

Раскопки 2004 и 2005 гг. принесли находки двух обломков лекан. На фрагменте края крышки с бортиком (инв. № 12/37421; размеры:10,0х2,5 см; табл. 6:33) сохранилось изображение тений, которые обычно несет служанка вместе с ларцом или Эрот с зеркалом, по краю бортика — овы. Аналогия на афинской Агоре датируется второй четвертью IV в. до н.э.47. На другом фрагменте крышки (инв.№11/37421; размеры:7,1х4,5 см; табл. 6:34) изображен Эрот, который стоит в профильном повороте вправо. Одна нога согнута в колене и поставлена на какое-то возвышение. Руки протянуты вперед, он что-то вручает женщине (украшение?). Туловище покрыто белой накладной краской, крылья — красно-фигурные. Аналогичные сосуды с афинской Агоры относятся к классу свадеб-

48

ных лекан и датируются второй четвертью IV в. до н.э.48.

На дальней хоре Херсонеса (кроме Керкинитиды) находки расписной керамики известны на Панском. Это, во-первых, килик мастера Иены с изображением Аполлона Гиперборейского на грифоне (табл.8:57), опубликованный

К.С.Горбуновой49, фрагмент стенки глубокого килика мастера «Q» с головой сатира влево (вторая четверть — середина IV в.) (табл. 8:48), фрагмент края ски-фоса с венком, гирляндой или частью волюты F.B. Group (табл. 8:49), щиток аска (табл. 8:50) с женскими головками в саккосах (группа Кембриджских ас-ков, середина IV в. до н.э.)50. На некрополе Панское 1 в первой четверти IV в. преобладает чернолаковая посуда, есть лекифы c изображением лебедя, сетчатый лекиф51. Во второй четверти века — это скифосы коринфского типа с сетчатым орнаментом в придонной части (лекифы женская головка, лань, панте-

52

ра, лекифы с пальметкой, сетчатые)52. В третьей четверти века присутствуют лекифы с пальметками, сетчатые лекифы с небрежной росписью53. В четвертой четверти IV в. — поздние варианты сетчатых лекифов, лекифы с пальметками54.

Во время раскопок Чайкинского городища также были найдены обломки расписной краснофигурной керамики, среди них фрагмент кратера с изображением лошади и аска с кошачьими хищниками (табл.7:35-36)55. На городище

Калос-Лимен обнаружена расписная керамика IV в. до н.э. (табл.7:37-47). Это

фрагменты кратеров «керченского стиля», скифосов FB Group, пелик, сетчатого лекифа56.

Итак, на ближней хоре Херсонеса найдено 37 фрагментов расписной столовой посуды позднеклассического и эллинистического времени. Из них 17 — это обломки краснофигурной аттической посуды. Типологически она небогата. Это, прежде всего, сосуды, связанные с культурой употребления вина, с симпо-сием: кратеры, килики, скифосы. Сосуды для оливкового масла также представлены: есть фрагменты пелики и асков. Косметические масла хранились в лекифах. Туалетные сосуды представлены леканами. Стилистические особенности росписи восстанавливаются в редких случаях, потому что размеры фрагментов невелики. Наиболее ранние сосуды относятся к первому десятилетию IV в. до н.э. При сравнении с набором расписной краснофигурной посуды Херсонеса57 бросается в глаза отсутствие на хоре ранних групп керамики, ее малочисленность, скудный набор типов. В то же время стилистически росписи ваз, найденных на хоре, совпадают с известными в Херсонесе. Это естественно, поскольку парадная посуда покупалась в городе, причем брали лишь самое необходимое.

Табл. 8. Рис. 48-51

Аналогичная картина наблюдается и в эллинистическое время. Всего учтено 20 фрагментов. Кроме импортных сосудов: канфаров, кратеров, лагиносов-ой-нохой, имеются кубки и кувшины местного производства. Есть пелика, открытые сосуды, форма которых не ясна. Основная масса сосудов (17фр.) относится к III в. до н.э. Однако есть и более поздние экземпляры, которые относятся ко II — началу I в. до н.э. Расписная эллинистическая посуда на хоре Херсонеса преимущественно пергамского производства, хотя есть и продукция мастерских Делоса, изделия местных гончаров. К сожалению, мы не можем сравнить ее состав с городской — эллинистическая керамика Херсонеса не изучена в достаточной степени.

Относительно дальней хоры, пока не опубликована в полном объеме расписная керамика таких крупных центров, как Калос Лимен, Панское, можно ограничиться лишь общими наблюдениями, относящимися к керамике поздне-классического периода. Самые ранние группы относятся к концу V — началу IV в. до н.э. Наибольшее количество расписной посуды датируется второй и третьим четвертями IV в. Наиболее распространенные типы как и на ближней хоре — килики, скифосы, аски, кратеры, пелики. Кроме того, здесь много ле-кифов, происходящих из могильников.

Сюжеты росписей посуды, найденной на хоре Херсонеса достаточно разнообразны. Кроме традиционных изображений атлетов на сосудах для питья вина, сцен из жизни гинекея на свадебных леканах, в которых Эроты, наряду со служанками украшают невесту, представлены и мифологические сцены с изображением Аполлона Гиперборейского, сатиров и менад, хтонической Афродиты на лекифах, священных животных, связанных с подземным миром либо апотропеев — собак, кошачьих хищников, лани на асках и лекифах. Характерно появление варварских мифо-эпических сюжетов — амазономахий, грифо-номахий, общераспространенных в IV в. до н.э. в северопричерноморском регионе.

Найденная на хоре Херсонеса Таврического расписная столовая посуда позднеклассического и эллинистического времени характеризует быт и культурные традиции населения греческого или очень эллинизированного. Наиболее ранние образцы относятся к концу V — началу IV в. до н.э. — поздние — к рубежу II-I вв. до н.э. Это позволяет говорить о непрерывности существования в этот период хоры, расцвет которой приходится на вторую половину IV—III в. до н.э.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Щеглов А.Н. Полис и хора. Симферополь, 1976; он же. Северо-Западный Крым в античную эпоху. Л., 1978; он же. Основные структурные элементы античной межевой системы на Маячном полуострове (Юго-Западный Крым)// История и археология Юго-Западного Крыма. Симферополь, 1993. С.10-38; он же. «Старый» Херсонес Страбона. Укрепление на перешейке Маячного полуострова: Траншея 1967 г. в вершине Казачьей бухты // БИАС. 2. 2000.С. 53-77.

2. Николаенко Г.М. Хора Херсонеса Таврического // Античные памятники Крыма. К., 2004; Зубарь В.М. Хора Херсонеса Таврического на Гераклейском полуострове. История раскопок и некоторые итоги. Киев, 2007.

3. Монахов С.Ю., Рогов Е.Я. Керамические комплексы некрополя Панское I // Античный мир и археология. Саратов, 1990. С.122—151.

4. Попова Е.А., Коваленко С.А. Историко-археологические очерки греческой и позд-нескифской культур в Северо-Западном Крыму по материалам Чайкинского городища). М., 2005.

5. Hannestad L, Stolba V.F., Sceglov A.N. Panskoye I. The Monumental Building U6. Vol. I-II. Aarhus, 2002.

6. Николаенко. Хора Херсонеса Таврического.

7. Вдовиченко И.И. Севастопольский музей краеведения // Античные коллекции из раскопок Северного Причерноморья. М., 1994.С. 63—69.

8. Стржелецкий С.Ф. Раскопки 1939 г. у Карантина вблизи Херсонеса Таврического //ХСб. IV. Симферополь, 1948.С. 51—63; Николаенко Г.М. Хора Херсонеса Таврического. С.208.

9. Стржелецкий С.Ф. Клеры Херсонеса Таврического //ХСб. VI. 1961.

10. Ure A.D. Red-figure cups with incised and stamped decorations — II // JHS. 1944. 54. P. 67-77. Fig. 10.

11. Moore M.B. Attic Red-figured and White-ground Pottery // The Athenian Agora. XXX. Princeton, New Jersey, 1997. P.311. №1357.

12. A1eKXav8ponoú1ou A.H. керацлв» thj Tvá0ia кот, tij «AutiK»j Kliróoj» Mia аиукртк» npoaeyyiah // ST' Em,Gth|ioviK» auvavthsh gia t^v ellhvistiK» KepamiK». Bóloj 17-23. Appiliou 2000. Af»va, 2004. niv 324.

13. Rotroff S. Hellenistic Pottery. Athenian and Imported Wheelmade Table Ware and Related Materials // The Athenian Agora. XXIX. Princeton, New Jersey, 1997. P. 244-245.№№28-31.

14. Cohen B, Lapatin K. Colors of Clay. Los Angeles; Malibu, 2006. P. 114-115,144-145.

15. Печенкин Н.М. Археологические разведки в местности Страбонового старого Херсонеса//ИАК. 42. 1911.С.118-124.

16. Moore. Op. cit. № 1304.

17. Rotroff S. Hellenistic Pottery. Athenian and Imported Wheelmade Table Ware and Related Materials. №445-447.

18. Вдовиченко. Севастопольский музей краеведения. С.63-69; она же. Коллекция расписной керамики Бахчисарайского государственного историко-культурного музея-заповедника // Сборник научных трудов БГИКЗ. Симферополь, 2001. Вып.2. С.14-25; Зубарь. Хора Херсонеса Таврического... С.18.

19. Веймарн Е.В. Описание к альбому-картотеке чертежей остатков античных сельскохозяйственных сооружений на Гераклейском полуострове. По материалам Севастопольского музея краеведения. 1923-1925 гг. — 1935 // Архив НЗХТ. Д. № 1404/1-2. Л. 2-6.

20. Николаенко. Хора Херсонеса Таврического. 4.II. Севастополь, 2001. С.89-90; 102; 112-113; 123; 125-126; 136-137).

21. Moore. Op. cit. P.143, pl.13, №63.

22. Ibid. № 1294.

23. StpitaíSou A. Kepa|xiKÍ |e 8iaKóG|xo 8raK»j Klítoj: Zht»|ata ccpovológhühj Kai 0e|ato1oyíou ©EGGalovÍKhO, 2004. S. 41. Piv. 21a.

24. Там же. S. 111. Piv. 14в; Забелина В.С. Расписная керамика эллинистического времени из раскопок Пантикапея 1945-1974 гг. М., 1992. С. 284-297. Рис.5а.

25. Николаенко. Хора Херсонеса Таврического. С. 60-61.

26. Стржелецкий. Раскопки 1939 г. у Карантина вблизи Херсонеса Таврического. С. 51-63.

27. Boardman J. Athenian Red Figure Vases. The Classical Period. London, 1989. №414.

28. Вдовиченко И.И., Турова Н.П. Античные расписные вазы из собрания Ялтинского историко-литературного музея // Боспорские исследования. Симферополь-Керчь, 2006. Вып. XIV. №59.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

29. Moore M.B. Attic Red-figured and White-ground Pottery. №492; ARV2 1448,1.

30. Apotiyou S. Bepyiva. Ta piliva ayyeia tij meyalij tpumpaj. AGhvai, 2005. S. 82. Eik 76.

31. Stpitai8ou A. Kepamiki це бшкоацо 8itiK»j Klitoj' Zht»mata ccpovoloyhahj Kai Gematoloyiou. S. 119. niv. 42ß.

32. Rotroff S. Hellenistic Pottery. Athenian and Imported Wheelmade Table Ware and Related Materials. №192; MpatZiou-EGatatGiou A., Zci^a E. ApoGetej apo to avaKtopo Ahmhtpia8oj // ST' EpiathmoviK» auvavthah yia thv ellhviatiK» KepamiK». Boloj 17-23. Appiliou 2000. AG»va, 2004. S. 41. Piv. a,ß.

33. Rotroff S. Hellenistic Pottery. Athenian and Imported Wheelmade Table Ware and Related Materials. P.262, № 194,195.

34. Забелина В.С. Расписная керамика эллинистического времени из раскопок Пан-тикапея 1945-1974 гг. С.290.

35. Rotroff S. Hellenistic Pottery. Athenian and Imported Wheelmade Table Ware and Related Materials. P.390. №1504, 1505.

36. Apotiyou S. Bepyiva. Ta piliva ayyeia tij meyalij tpumpaj. AGhvai, 2005. S. 152, 153.

37. аналогии см. Apotiyou S. Bepyiva. Ta piliva ayyeia tij meyalij tpumpaj. S. 41. EIK. 23.

38. Rotroff S. Hellenistic Pottery. Athenian and Imported Wheelmade Table Ware and Related Materials. P.244.

39. Там же.

40. Apotiyou S., Toupataoyloti Г. EllhviatiKoi laceutoi tafoi Bepoiaj. A0»vai, 1980. S. 100.

41. Rohde Elisabeth. Corpus Vasorum Antiquorum Deutsche Demokratishe Republik. Staatiche Museen zu Berlin. Antikensammlung. Band 1. Berlin, 1986.Taf. 28.

42. MpatZiou-EGatatGiou A., Z^i^a E. ApoGetej apo to avaKtopo Ahmhtpia8oj // ST' EpiathmoviK» auvavthah yia thv ellhviatiK» KepamiK». Boloj 17-23. Appiliou 2000. S. 41. Piv. a,ß; Rotroff S. Hellenistic Pottery. Athenian and Imported Wheelmade Table Ware and Related Materials. P.293, 262. №188; Забелина В.С. Расписная керамика эллинистического времени из раскопок Пантикапея 1945-1974 гг. C.288. Рис.3а.

43. ©emelhj П.Г., Toupataoyloti Г.П. Oi Tafoi tou 8epßeviou. AG»va 1997. S. 37.

44. EyyleZou M. Melavoypafa ayyeia thj Kathyopiaj Hadra apo to epyaat»pio thj «8afvhj» athv pepioc» thj Faiatoti // ST' EpiathmoviK» auvavthah yia thv ellhviatiK» KepamiK». Boloj 17-23. Appiliou 2000. AG»va, 2004. S. 334-335.

45. Ibid. Piv. 137.

46. Ibid. Piv. 133.

47. Moore. Op. cit. №1107.

48. Ibid. №1106,1116, 1117.

49. Горбунова К.С. Краснофигурный килик, найденный на некрополе у аПанское // История и культура античного мира. М., 1977. С. 41—45.

50. аналогии см. Hannestad L, Stolba V.F., Sceglov A.N. Panskoye I. The Monumental Building. Vol. I. P.132; Hannestad L, Stolba V.F., Sceglov A.N. Panskoye I. The Monumental Building. Vol. II. Pl. 68-70.

51. Монахов С.Ю., Рогов Е.Я. Керамические комплексы некрополя Панское I. C.128.

52. Там же. С.128-129.

53. Там же. С.129-130.

54. Там же. С.130.

55. Попова Е.А., Коваленко С.А. Историко—археологические очерки греческой и позд-нескифской культур в Северо-Западном Крыму (по материалам Чайкинского городища). М., 2005. С.10-11. Рис.4-5.

56. Уженцев В.Б. Ранний Калос-Лимен (первая половина-третья четверть IV в. до н.э.) // У Понта Евксинского (памяти П.Н. Шульца). Симферополь, 2004. С. 174-182. Рис.5, 8.

57. Вдовиченко И.И. Расписная керамика из раскопок К.К. Косцюшко-Валюжинича в собрании Национального заповедника Херсонес Таврический // ПИФК. ХУ1/1. 2006. С.118-143; Вдовиченко И.И. Жесткова Г.И. Коллекция расписных ваз из раскопок Р.Х. Лепера в собрании Национального заповедника «Херсонес Таврический»//ХСб. XV. 2006. С. 59-81.

PAINTED POTTERY OF LATE CLASSICAL AND HELLENISTIC PERIODS FROM CHERSONESOS TAURIC CHORA

I.I. Vdovichenko, G.M. Nikolaenko

The painted pottery of late Classical and Hellenistic time was found on the chora of Chersones Tauric. It characterizes family life and cultural traditions of the population, supposedly the Greek one or the one which was very much alike. The earliest samples could be dated to the end of the 5th — the beginning of the 4th c. BC — the late ones — by the turn of the 2nd — 1st centuries BC. It allows to speak about life stability of the chora as far as its Golden age can be dated to the second half of the 4th — 3rd centuries BC.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.