Научная статья на тему 'Педагогизация образовательной среды технического вуза как условие подготовки будущих инженеров к профессиональному взаимодействию'

Педагогизация образовательной среды технического вуза как условие подготовки будущих инженеров к профессиональному взаимодействию Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
450
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ / ПЕДАГОГИЗАЦИЯ / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / PROFESSIONAL INTERACTION / TRAINING OF FUTURE ENGINEERS / PEDAGOGIC PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Островерхова Татьяна Александровна

В статье рассматриваются вопросы подготовки будущих инженеров к профессиональному взаимодействию на основе педагогизации образовательной среды вуза. В статье дается определение профессионального взаимодействия, определяются компоненты содержания. Выделены принципы педагогизации образовательной среды, выявлены организующие ее процессы, обусловлена из взаимосвязь с подготовкой будущих инженеров к профессиональному взаимодействию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Островерхова Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizing pedagogical environment in technical university as a basis of teaching professional interaction for the future engineers

The article considers some aspects of teaching the future engineers professional interaction on the basis of organizing of pedagogical environment in higher professional institute. The definition of professional interaction is given. The principles and process of organizing of pedagogical environment are revealed. The correlation between professional interaction and pedagogical environment is determined.

Текст научной работы на тему «Педагогизация образовательной среды технического вуза как условие подготовки будущих инженеров к профессиональному взаимодействию»

которые впоследствии помогут им самостоятельно выполнять аналогичные операции в профессиональной деятельности.

Однако, несмотря на огромный дидактический потенциал у данного класса программных продуктов, его использование при подготовке специалистов в системе высшего профессионального образования не является системным, а значит, эффективным.

Проведенный нами опрос среди преподавателей информатических дисциплин г. Омска показал следующее: около 60% респондентов не имеют представления о новом виде программного обеспечения, не развивая с его помощью у студентов умений, необходимых в будущей трудовой деятельности; больше 20% — используют его бессистемно; 12% опрошенных апробировали данное программное обеспечение в рамках одного учебного курса; и только 5% преподавателей активно работают со средствами виртуализации на практических занятиях. Данные результаты, на наш взгляд, указывают на одну из причин недостаточной практической подготовленности современных выпускников вуза.

Таким образом, профессионализация образования, по нашему мнению, тесно связана с организацией такого обучения, которое обеспечивает естественный переход от деятельности познавательной к деятельности профессиональной. При этом должны создаваться условия, наиболее благоприятные

для развития познавательной активности и профессиональной самостоятельности студента. Именно самостоятельная лабораторная работа с помощью современных средств виртуализации способна сделать практическую составляющую подготовки выпускников вузов качественной, а молодого специалиста — конкурентоспособным.

Библиографический список

1. Гультяев, А. К. Виртуальные машины: несколько компьютеров в одном / А. К. Гультяев — СПб. : Питер, 2006. — 224 с.

2. Шабалин, А. М. Современные средства виртуализации: особенности функционирования, область применения и перспективы развития / А. М. Шабалин. — Омск : ОмГИС, 2011. — 144 с.

3. Шабалин, А. М. Изучение операционных систем Microsoft средствами виртуального компьютера : учебное пособие / А. М. Шабалин — Омск : ОмГИС, 2009. — 85 с.

ШАБАЛИН Андрей Михайлович, кандидат педагогических наук, доцент (Россия), доцент кафедры прикладной информатики и математики Адрес для переписки: e-mail: [email protected]

Статья поступила в редакцию 25.04.2012 г.

© А. М. Шабалин

УДК 3701 Т. А. ОСТРОВЕРХОВА

Тюменский государственный нефтегазовый университет

ПЕДАГОГИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА КАК УСЛОВИЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ____________________________________

В статье рассматриваются вопросы подготовки будущих инженеров к профессиональному взаимодействию на основе педагогизации образовательной среды вуза. В статье дается определение профессионального взаимодействия, определяются компоненты содержания. Выделены принципы педагогизации образовательной среды, выявлены организующие ее процессы, обусловлена из взаимосвязь с подготовкой будущих инженеров к профессиональному взаимодействию.

Ключевые слова: образовательная среда, профессиональное взаимодействие, подготовка будущих инженеров, педагогизация.

Модернизация многих отраслей производства предъявляет новые требования к качеству трудовых ресурсов, их профессиональной компетентности, характеру решаемых ими профессиональных задач и предопределяет необходимость обеспечения

нового качества образования. Специалист XXI в. предстает как эрудированная, духовно развитая, интеллигентная личность, в совершенстве владеющая профессией, обладающая обширными социальными знаниями, эстетическим чувством, высокими

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (111) 2012 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (111) 2012

*

моральными качествами, гуманностью, уважением к достижениям человечества [1, с. 15].

Специалист технического профиля должен прежде всего быть субъектом культуры, способным осознать и нравственно оценить общечеловеческие последствия тех или иных изменений в сфере техники. Деятельность инженера необходимо соединяется с требованием творческой способности и созидательной деятельности, умение делать нечто новое. Только на фоне приобщения к современной культуре должны осваиваться необходимые для успешной деятельности выпускника профессиональные качества, поскольку специалист без высоких нравственных качеств, без осознания общечеловеческих и культурных ценностей может стать социально опасным.

Осуществить это возможно в процессе создания педагогически воспитывающей, развивающей, обучающей среды образовательного учреждения. Нужна новая образовательная среда, новые технологии обучения, основанные на системе индивидуальной подготовки специалистов. Проектирование образовательной среды вуза должно быть связано с педаго-гизацией, ориентированной на профессиональное самоопределение и развитие у студентов значимых профессионально-личностных качеств, к которым мы относим профессиональное взаимодействие. Актуализация роли профессионального взаимодействия связана с такими вызовами в сфере развития организаций, как:

— глобализация производства, когда важны механизмы взаимодействия центральных офисов компаний и ее региональных представителей;

— необходимость решения задач, которые требуют участия специалистов разного профиля деятельности;

— интенсификация профессионального развития специалистов, когда взаимодействие сотрудников разного статуса и уровня компетентности становится более тесным [2, с. 34].

Профессиональное взаимодействие рассматривается как совокупная деятельность инженера, включающая научную, творческую, коммуникативную и другие виды деятельности, способствующие созданию условий для поиска нетрадиционных решений инженерных, технических и организационных задач совместно с другими участниками социально-производственной сферы. Это взаимодействие одного и более субъектов социально-производственного процесса, характеризующееся согласованностью целей, соответствием средств, способов и занимаемой контактирующими сторонами позиций, способствующее продуктивному решению профессиональных, инженерных и технических и других актуальных для индивида задач.

В ходе работы мы определили профессиональное взаимодействие как многокомпонентную качественную характеристику личности студента, нами были выделены социально-профессиональная, индивидуально-ценностная, операционально-деятельностная составляющие профессионального взаимодействия студентов.

Социально-профессиональный компонент профессионального взаимодействия проявляется в сознательном, осмысленном и ответственном выборе человека его собственной позиции и активности по построению профессиональной карьеры и собственной жизнедеятельности. Социально-профессиональный компонент состоит в признании сложности процесса социализации в профессиональной

среде и умении отобрать необходимые и эффективные формы самовыражения и способов проявления личностной и профессиональной индивидуальности.

Индивидуально-ценностный компонент включает ценностно-смысловую систему, в которой центральное место занимают профессионально-личностные ценности уважения человека как такового, ценности прав и свобод человека и равноправия людей, а также ответственности за свой выбор профессиональной и жизненной позиции и признание права выбора за другими людьми.

Операционально-деятельностный компонент предполагает включение человека в различные виды профессионального взаимодействия на основе сотрудничества, взаимопонимания с другими людьми, проявление активности в профессиональной деятельности, творческого подхода в решении поставленных задач без ущемления прав в отношении других людей. Этот компонент обусловливает развитие коммуникативной, информационной компетенций, позволяющих выстраивать конструктивное взаимодействие с окружающей производственной или учебной средой.

Эффективность подготовки к профессиональному взаимодействию будущих инженеров зависит от того многообразия форм и видов деятельности, которые будут представлены в образовательной среде вуза, которая предполагает переход от формализованного процесса образования, характеризующегося знаниевоцентристским подходом к инновационному обучению на основе активной совместной деятельности участников образовательного процесса, синтезирующей коллективные, интерактивные, продуктивные методы обучения.

Подготовка будущих инженеров к профессиональному взаимодействию в новой образовательной среде технического вуза основана на моделировании ситуаций саморазвития студентов и преподавателей. Для такой среды характерно наличие множества научно-исследовательских мини-лабораторий, научных кружков, проектных секций и других форм и способов организации педагогического процесса, основанного на коллективной творческой деятельности.

В основе педагогизации образовательной среды технического вуза лежит совокупность концептуальных положений, определяющих способность системы образования предоставлять обучаемым достаточно большое многообразие полноценных, качественно специфичных и привлекательных вариантов образовательных траекторий, учитывающих специфику будущей специальности. Педагогизация образовательной среды подразумевает целенаправленную организационно-педагогическую деятельность участников образовательного процесса по преобразованию образовательной среды, основанную на создании полноценной среды общения для педагогов, занимающихся разработками и внедрением и применением на практике педагогических технологий, продуктивных и моделирующих методов обучения.

Процесс педагогизации образовательной среды не стихийный, он методологически организован и опирается на следующие принципы:

— принцип открытости: она открыта для

различных убеждений, критического диалога, межличностного и группового общения; данный принцип обусловливает тенденции к расширению и укреплению ее взаимодействия с

жизнью, всеми социальными, образовательными и производственными институтами жизненного пространства;

— принцип вариативности: позволяет реализовать возможности для осуществления вариативного образовательного процесса, как по содержанию, так и по используемым образовательным технологиям, что создает максимальный охват содержания и способа получения образования для личностного выбора студентами в соответствии с их потребностями и целями;

— принцип средовой обусловленности определяет способы взаимодействия субъектов среды с факторами, активизирующими процессы педаго-гизации, что позволяет прогнозировать характер их влияния и целенаправленно их использовать для формирования профессионального взаимодействия;

— принцип единства содержания учебной и других видов деятельности предполагает формирование образовательной среды в достаточно широкой сфере, охватывающей не только собственно образовательные интересы, непосредственно связанные с процессом обучения, но и более широкие интересы, выходящие за пределы непосредственно учебной деятельности (организованная внеучебная деятельность: участие в конкурсных мероприятиях, проводимых в вузе, научно-технических конференциях, олимпиадах);

— принцип гармоничного взаимодействия предметно-пространственной организации среды предполагает наличие в любом компоненте среды такой информации, которая создает возможно более полное представление о возможных подходах к рассмотрению различных реальных ситуаций, а также моделирует такие ситуации, с которыми студенты столкнутся на производстве и в жизни. Он создает предпосылки для выбора студентом необходимой ему информации для решения поставленной задачи;

— принцип универсальности получаемого образования. Этот принцип обусловлен, во-первых, спецификой университетского образования вообще. Аспект, который рассматривается в связи с трактовкой свойства универсальности в профессиональном образовании, выдвигает на первый план вооружение обучающихся универсальными способами действий по добыванию и переработке нового знания, которые могут понадобиться при решении неизвестных пока задач. С другой стороны, универсальность образования всегда связывалась с его фундаментальным характером, позволяющим выявлять важнейшие закономерности явлений и процессов действительности, описанные в классических и новейших научных теориях;

— принцип диалогового обучения обеспечивает достижение позитивной открытости, взаимного движения студентов и преподавателей навстречу друг другу, преодоления тревожности, страха, чувства неполноценности, оказывает положительное влияние на развитие лучших качеств личности, веру в возможность проявить себя в той или иной сфере жизнедеятельности.

В качестве важных условий качественной подготовки будущих инженеров (бакалавров и магистров) в условиях высокой конкуренции вузов ученые предлагают следующие:

— состояние средств и ресурсов, которыми располагает высшая школа, конкретный вуз, кафедра, лаборатория, отдельно взятый преподаватель;

—уровень организованности вузовской системы

в деле подготовки специалистов, взаимоувязанно-сти способов подготовки, технологий;

— характеристики социального процесса, определяющие место высшей школы и конкретного учреждения в социальном развитии, их встроенности в систему общественных институтов и связей;

— активизация инновационных процессов: внедрение новых образовательных программ, технологий обучения [3].

Для решения задачи подготовки будущих инженеров к профессиональному взаимодействию мы определили основные направления процесса пе-дагогизации образовательной среды: 1) раскрытие в процессе образования смысла будущей профессиональной деятельности и ее значения в социальноэкономическом развитии общества; 2) обоснование значимости профессионального взаимодействия в развитии профессиональной карьеры и личностного роста; 3) гуманизация социально-педагогических отношений участников образовательного процесса; 4) выявление и реализация межпредметных связей дисциплин гуманитарного цикла с общетехническими и специальными дисциплинами для формирования навыков практическо-поведенческой стороны профессионального взаимодействия, развития творческой активности (научной и конструкторской).

Данные принципы во многом определяют процессы, которые организуют педагогизацию образовательной среды. К ним мы относим:

1. Развитие межпредметных связей и отношений в направлении обеспечения непрерывного становления и развития профессиональных качеств личности студентов, что придает образованию ту целостность, которая делает его системой. К системности знаний можно прийти только через системность в обучении. Систематические межпредметные связи при изучении учебных дисциплин, обеспечивают интегрированный характер учебной деятельности, приближая ее к содержанию и способам, моделирующим реальную обстановку на производстве.

В направлении организации подготовки будущих инженеров к профессиональному взаимодействию межпредметные связи следует рассматривать как систему работы преподавателя и студентов, при которой в процессе овладения знаниями, умениями, используется содержание смежных дисциплин с целью более прочного усвоения программного материала.

2. Организация активной познавательной деятельности студентов на основе эвристических методов, которые можно классифицировать на когнитивные, креативные и оргдеятельностные методы.

Наиболее эффективными, как показало наше исследование, при подготовке к профессиональному взаимодействию являются когнитивные, первичная цель которых — познание объекта, и креативные, направленные на создание студентами образовательной продукции, т.е. креативного результата. Среди них особый интерес для нас представляют:

— метод эвристического исследования, предполагающий, что студенты самостоятельно исследуют заданный объект по следующему плану: цели исследования — план работы-факты об объекте — опыты, рисунки опытов, новые факты — возникшие вопросы и проблемы-версии ответов, гипотезы-реф-лексивные суждения, осознанные способы деятельности и результаты-выводы;

— метод эвристического наблюдения. Цель данного метода — научить студентов добывать, констру-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (111) 2012 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (111) 2012

*

ировать знания с помощью наблюдений. Наблюдение как целенаправленное личностное восприятие студентами различных объектов — подготовительный этап в формировании теоретических знаний. Наблюдение есть источник знаний студента, способ их добывания из реальности бытия.

Студенты, осуществляющие наблюдение, получают собственный результат, который включает: а) информационный результат наблюдения; б) примененный способ наблюдения; в) комплекс личных действий и ощущений, сопровождавших наблюдение. Степень инженерного, технического творчества студентов в ходе наблюдения определяется новизной полученных результатов по сравнению с уже имеющимися;

— метод гипотез. Студентам предлагается задание — сконструировать версии ответов на поставленный преподавателем вопрос или проблему. Первоначальной задачей является выбор оснований для конструирования версий. Студенты предлагают исходные позиции или точки зрения на проблему, усваивают разнонаучный, разноплановый подход к конструированию гипотез. Затем учатся наиболее полно и четко формулировать варианты своих ответов, опираясь на логику и интуицию.

Метод гипотез развивается при решении прогностических задач типа «что будет, если...» и эффективен в любой образовательной области как способ развития навыков предвидения, прогнозирования, гипотетичности;

— метод многомерных матриц — нахождение новых, неожиданных и оригинальных идей путем сопоставления различных комбинаций известных и неизвестных элементов, что способствует развитию умений менять точку зрения, быть активным;

— метод инверсии или метод обращения — применение принципиально противоположной альтернативы решения, когда стереотипные приёмы оказываются бесполезными и др. Данный метод развивает умение ставить себя на место других, не осуждать, замечать мелочи и тонкости, особенности ситуаций — все это важно для определения поведенческой линии при профессиональном взаимодействии.

Не менее важным типом эвристических методов обучения являются организационные методы, к которым можно отнести:

— методы планирования. Студентам предлагается спланировать свою собственную образовательную деятельность на определенный период — занятие, день, неделю, или на тему, раздел, творческую работу. Для развития профессионального взаимодействия важно, чтобы студент планировал свою деятельность, направленную на самостоятельность, самовоспитание и самореализацию;

— при формировании профессионального взаимодействия проблемное обучение способствует привитию таких знаний и навыков, которые позволяют творчески, самостоятельно ориентироваться в различных учебных задачах-ситуациях, моделирующих жизненные ситуации, отличающихся новизной принятых решений. Таким образом, проблем-ность построения и изложения учебного материала отрицает традиционную академичность многих курсов, она более тяготеет к поиску оригинальных аналитических форм осмысления новых концепций, направлений развития наук и отраслей производства, в частности в рамках их интеграции.

3. Опора на личностно ориентированные педагогические технологии.

Личностно ориентированное обучение базируется на принципах гуманистического направления в психологии и педагогике, основная идея которых заключаются в воспитании таких общепризнанных ценностей, как открытость, честность, доброжелательность, сопереживание, взаимопомощь, что необходимо для формирования профессионального взаимодействия.

Наиболее приоритетным признается создание личностно-ориентированной ситуации в обучении. Это особая педагогическая среда, обусловленная ценностными и когнитивными факторами. При этом следует учитывать, что личностно-ориентированное обучение продуцирует психологическую свободу обучающегося, а также вырабатывает иную систему ценностей. При этом создается ситуация, при которой студент может рассчитать свои силы и действия, а также развить собственные творческие ресурсы [4, с. 47]. Как показывает опыт, студент может осознанно решать задачи по самопознанию, самодиаг-ностированию, саморазвитию уже на второй ступени многоуровневой системы образования. Кроме того, происходит превращение знаний в личностно значимые знания, необходимые для активного взаимодействия с другими людьми.

К процессам педагогизации среды мы относим использование в образовательном процессе технологий развивающего обучения: обучение в сотрудничестве; метод проектов; открытое образование; индивидуальный стиль обучения; холистическая концепция образования и др.

4. Компетентность преподавателя в профессиональной сфере.

Современный преподаватель, обладающий такими видами профессиональной компетентности, как специальная компетентность (способность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие, умение работать с компьютером, с оргтехникой), социальная компетентность (владение кооперативной профессиональной деятельностью, сотрудничеством, приемами профессионально-педагогического общения), личная компетентность (владение приемами личного самовыражения и саморазвития, способность находить нестандартные решения (креативность), способность самостоятельно приобретать новые знания и умения), индивидуальная компетентность (владение приемами самореализации и развития индивидуальности в рамках профессии, готовность к профессиональному росту, неподверженность профессиональному старению, стремление к повышению качества своей работы), экстремальная профессиональная компетентность (готовность и способность к быстрой и адекватной модификации своей профессионально-педагогической деятельности при возникновении новых обстоятельств, к работе во внезапно усложнившихся условиях), — способен не только взаимодействовать с окружающими, но и формировать это умение у студентов.

5. Гуманитаризация высшего образования.

Гуманистическая направленность образовательной среды — один из способов развития духовности, становления интеллигентности выпускников, преодоления узкого профессионального техницизма мышления специалистов техносферы, которые, помимо решения своих узкопрофессиональных задач, должны выполнить и такую сугубо важную миссию, как сохранение и развитие культуры народа, его цивилизованности.

6. Субъект-субъектный характер взаимодействия в системе «студент-преподаватель».

Субъект-субъектные отношения предполагают равноправное сотрудничество, открытость для взаимодействия между студентом и преподавателем. Это взаимодействие выступает как интегрирующий фактор педагогического процесса, активизирующий формирование профессионального взаимодействия у каждого из субъектов этого процесса.

Развитие субъект-субъектных отношений между преподавателями и студентами может способствовать тому, чтобы уже в процессе обучения в вузе студент смог выбирать ориентиры для формирования собственных отношений к своей деятельности, к себе, к другим.

Таким образом, процессы педагогизации образовательной среды вуза, суть которых в моделировании в образовательном процессе реальных жизненных и производственных ситуаций, выступают в качестве условия успешной подготовки будущих инженеров к профессиональному взаимодействию.

Библиографический список

1. Батракова, И. С. Становление магистратуры в России и за рубежом на современном этапе. Образование взрослых в современном развивающемся обществе / И. С. Батракова,

Л. И. Лебедева // Материалы научно-практической конференции, 18 — 19 ноября 2003 г. В 2-х частях. Ч. 2. — СПб. : ИОВ РАО, 2003. - С. 15-25.

2. Козырев, В. А. Высшее образование России в зеркале Болонского процесса / В. А. Козырев, Н. Л. Шубина. — СПб. : Изд-во РГПУ им А.И. Герцена, 2005. — 429 с.

3. Образование в эпоху перемен. Сборник научных трудов. Ч. 1 / Отв. ред. А. А. Макареня, Н. Н. Суртаева, С. В. Кривых. — СПб. : ГНУ «ИОВ РАО», 2005. — 197 с.

4. Алексеев, Н. Г. Методологические принципы проектирования образовательных систем. Проектирование в образовании: проблемы, поиски, решения / Н. Г. Алексеев. — М., 1994. — С. 18—19.

ОСТРОВЕРХОВА Татьяна Александровна, старший преподаватель кафедры иностранных языков Тюменского государственного нефтегазового университета, аспирантка кафедры педагогики и андра-гогики Тюменского областного государственного института развития регионального образования. Адрес для переписки: e-mail: [email protected]

Статья поступила в редакцию 15.05.2012 г.

© Т. А. Островерхова

УДК 3703 Н. Г. ОСЬКИНА

Омский государственный педагогический университет

РАЗВИТИЕ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ КАК ЗАДАЧА

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА_________________________

Статья представляет собой подробную характеристику понятия «субъектная позиция» с точки зрения классической и современной психологической науки. Развитие субъектной позиции учащихся младшего школьного возраста осуществляется в большей степени в стенах образовательного учреждения. В связи с этим одной из задач педагогической деятельности является процесс формирования личности ученика, основанный именно на развитии субъектной позиции.

Ключевые слова: субъектная позиция, младший школьный возраст, педагогическая деятельность.

В обобщенном значении позиция (от лат. positio — положение) есть «точка зрения, мнение в каком-либо вопросе, отношение к чему-либо, а также действия, поведение, обусловленные этим отношением» [1]. Многие исследователи применяли понятие «позиция личности», которое впервые было предложено в этом смысле А. Адлером. Что касается субъекта, то это индивид, обладающий творческой, интеллектуальной, когнитивной и социальной активностью, стремящийся совершенствовать окружающую действительность, влиять на нее.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В восприятии многих ученых понятие субъектной позиции включено в глоссарий психологической науки, поскольку имеет прямое отношение к личностному развитию человека. О человеке как

субъекте деятельности и его субъектности писали в своих работах К. А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, Л. П. Буева, Н. С. Злобин, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, В. Н. Мясищев, А. Л. Никифиров, А. В. Петровский, В. А. Петровский, С. Л. Рубинштейн, В. В. Сильвестров, М. Б. Туровский, В. Л. Хай-кин, В. С. Швырев, Э. Г. Юдин.

Позиция характеризует «место» человека в своей жизнедеятельности: является ли он ее хозяином или живет, следуя воле внешних обстоятельств. Позиция определяет субъективные отношения (ценностные ориентации, интересы, мотивы, установки), типичные для субъекта способы осуществления своей жизни, отношений с окружающими людьми (уходит ли он от противоречий, сглаживает их или,

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (111) 2012 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.