Коллекция гуманитарных исследований. Электронный научный журнал. The Collection of Humanitarian Studies. Electronic scientific journal
peer-reviewed • open access journal
УДК: 37.015.3:616.24
ВВК: 74 024 55 4 Педагогические науки
31
Педагогика во фтизиатрии: воспитание через образование.
© Т.А. Шульгина1, С.Н. Новикова2, Н.В. Рублева3
■Шульгина Т.А. - проректор по воспитательной работе, социальному развитию и связям с общественностью, зав. каф. социальной работы ГБОУ ВПО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России, к.психол.н., доцент E-mail: [email protected]
2Новикова С.Н. - ассистент кафедры фтизиопульмонологии, врач высшей квалификационной категории ГБОУ ВПО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России, к.м.н. E-mail: [email protected]
3Рублева Н.В. - ассистент кафедры фтизиопульмонологии ГБОУ ВПО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России, к.м.н. E-mail: [email protected] Адрес: г. Курск, ул. К. Маркса, 3
РЕЗЮМЕ
Представлен тридцатилетний опыт инноваций обучения фтизиатрии на кафедре фтизиопульмонологии КГМУ. Показано, что основой интерактивных методов обучения должна стать самостоятельная работа студентов в учебное и во внеучебное время, в условиях демократического стиля педагогического общения.
№1 (1)2016. Ключевые слова: фтизиатрия, интерактивное обучение,
www.j-chr.com ~
' тренинг, коучинг, кейс-метод, деловые игры.
Постиндустриальный этап
общественного развития выдвигает ряд проблем, требующих решений в разных сферах человеческой деятельности и, прежде всего, во фтизиатрии - разделе медицины, направленном на избавление общества от туберкулеза. Несмотря на большие научные достижения, туберкулез продолжает нести угрозу для человечества, и его ликвидация требует напряженных усилий фтизиатров и всей медицинской общественности. Между тем в последние годы престиж профессии фтизиатра, неуклонно падает, кадры специалистов стареют, а приток молодых врачей не обеспечивает современные потребности здравоохранения.
Одним из путей решения этой проблемы является правильное воспитание студентов в медицинских вузах, прежде всего на кафедрах и курсах 32 фтизиатрии. Известно, что основной целью
воспитательной деятельности является максимальное вовлечение обучающихся в целенаправленно организованную деятельность, способствующую
реализации их интеллектуального, морального, творческого и физического потенциала. Традиционный тезис о единстве воспитания и обучения раскрывается в целостном педагогическом процессе, состоящем из преподавания и воспитания. Наряду со знаниями и умениями, которыми человек овладевает в процессе обучения, педагогика, имеет дело с опытом творческой деятельности и анализом эмоционально-ценностного отношения обучаемого к окружающему миру. Без единства преподавания и воспитательной работы реализовать названные элементы образования не представляется возможным. Выражаясь образно, целостный педагогический процесс в его содержательном аспекте - это процесс, в котором, по образному выражению А. Дистервега воедино слиты "воспитывающее №1 (1)2016. обучение" и "обучающее воспитание". www.j-chr.com Современный подход к процессу
организации воспитательной
работы направлен на активизацию позитивных качеств всех участников учебно-воспитательного процесса и сориентирован на высокий уровень индивидуальной работы, обеспечивающей формирование ценностей в системе «человек - общество - природа».
Цель настоящего исследования - реализация основного принципа педагогики - воспитание через образование путем индивидуального подхода в обучении фтизиатрии.
МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Материалом для исследования послужили методические разработки кафедры: рабочие программы, учебные пособия и контролирующий аппарат на цифровых носителях. Методологической основой работы явились теория познания, психологическая теория активной деятельности студента в формировании и развитии его личности; общенаучные методы - анализ, синтез, обобщение; методы педагогики и психологии -непосредственное и опосредованное наблюдение за процессом учебно-воспитательной деятельности
студентов в медицинском вузе.
ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ.
В ходе исследования установлено, что успех индивидуального обучения и воспитания зависит от хорошо разработанной рабочей программы, с предложениями по совершенствованию которой, кафедра неоднократно выступала в центральной печати [4, 7, 15]. Последняя рабочая программа кафедры разработана с учётом Федеральных обучающих стандартов и содержит необходимое количество современных интерактивных методик, а сотрудники не только ежегодно обучаются на курсах повышения квалификации преподавателей, но и приобретают дополнительное высшее педагогическое образование, овладевают иностранным языком на уровне, который позволяет
не только реферировать зарубежную литературуночитатьлекции,вестизанятия с использованием языка-посредника [14].
Реализация любой, даже самой эффективной учебной программы по фтизиатрии невозможна без совершенствования адаптации студентов в условиях противотуберкулезной клиники, причем по нашим данным, важным средством их адаптации является правильно организованная и поддерживаемая коучингом самостоятельная работа, как в аудиторное, так и во внеаудиторное время [3]. Дидактическая воспитательная ценность самостоятельной работы студентов заключается в показе поступательного продвижения учащихся от простого к сложному, от подражания к творчеству, что заставляет их проявлять элементарные исследовательские умения, самостоятельно вести поиск и определять пути решения поставленной задачи [5].
Важным воспитательным приемом оказывается формирование умения работать с имеющейся информацией, проводить поиск необходимого материала, систематизировать,
логически распределять имеющиеся данные, выделять в изучаемом источнике литературы информационный центр, а также свертывать информацию путем исключения избыточной. Для этого на кафедреразработано и издано специальное пособие. С его помощью студенты учатся составлять разные типы конспектов (смешанные, монографические, сводные или обзорные), разные типы рефератов (классификационные, познавательные, исследовательские), учатся пользоваться разными видами чтения [8].
Активная самостоятельная
работа студентов возможна только при наличии устойчивой мотивации. Самый сильный мотивирующий фактор -подготовка к дальнейшей эффективной профессиональной деятельности.
Мотивация к самообучению связана с потребностью принадлежности к социальной группе, с потребностью
к признанию и самовыражению. Она занимает третье место в списке потребностей человека и стоит сразу после физиологических и потребностей в безопасности (в соответствии с иерархической пирамидой А. Маслоу).
Мотивация может быть внешней и внутренней. Для самообучения внутренняя (личная) мотивация является приоритетной. Приоритет личной мотивации делает необходимым определение цели обучения. Когда все подчинено этой цели, личностно-ориентированная система работает хорошо. Она позволяет обучающемуся активно участвовать в процессе создания программы обучения. При изучении медицинской диагностики можно говорить о сознательном обучении, когда обучаемые не воспринимают материал в виде готовых данных, а участвуют в интерактивном объяснении, используя логику.
Известно, что прочность запоминания в форме логических структур выше, чем при получении фрагментарных, разрозненных знаний. Поэтому на кафедре разработана визуальная модель диагностического процесса, где для большей наглядности информационное взаимодействия
биологических объектов, в частности, врача и больного, представлено в виде структуры управления специфически организованными формами движения материи с учетом механизмов реализации программ развития и функционирования мозга человека, процесса синтеза информации, иерархии этого процесса [9].
Легко воспринимается студентами и обладает воспитательным потенциалом гипотетическая схема распознавания образа болезни, разработанная на кафедре и построенная на принципах, выработанных гештальт-психологами при изучении процесса восприятия информации, когда последовательное применение различных структур «видения» (гештальтов) к структуре проблемной ситуации приводит к
33
34
к совпадению этих структур и наступает момент инсайта, понимания.
Схематически это выглядит в виде информационных полей врача и больного, (пересекающихся кругов Эйлера). Работа врача с больным приводит к концентрации специфической информации в пределах сфер и секторов, обращённых друг к другу за счёт фиксации внимания обоих на одном и том же предмете -сущности болезни. Применение логики облегчает понимание диагностического процесса и снижает нагрузку на память. При решении диагностических задач важно дать возможность студенту самостоятельно принимать решения, так как самостоятельно сделанный выбор способствует внутренней мотивации и лучшему запоминанию. Для этой цели нами применяются тренинговые практики в решении реальных клинических задач по интерпретации рентгенограмм и коучинг в ходе курации больных, а также кейс-методики для клинических разборов сложных больных, где нет одного, единственно правильного ответа, а есть несколько возможных подходов. При этом мы имеем дело с самореализацией, которая, наряду с удовольствием от выполненного задания, является основой мотивации [13].
Важную роль в ходе кейс-методик - клинических разборов сложных больных играет наглядность. Образ преподавателя-клинициста, интенсивно работающего вместе со студентами над решением неизвестной ему практической задачи, имеет огромное воспитательное значение. Подобная методика работает безотказно при обучении студентов-медиков и специализирующихся врачей. С приобретением врачебного опыта предметная наглядность (больные) уступает место символической наглядности (материалы обследования, рентгенограммы). Сочетание обоих видов наглядности увеличивает эффективность обучения в несколько раз [12].
Следует отметить тот факт, что долговременная память у взрослых людей
развита лучше, чем кратковременная, поэтому на кафедре используются приемы тренинга, позволяющие закрепить информацию на долгое время (это касается в первую очередь диагностической информации), и тем самым повысить мотивацию. К этим приемам следует отнести, в первую очередь, повторную работу с пакетами рентгенограмм через определенные промежутки времени, которые просчитаны с учетом работы памяти. Работа обучаемых в реальных клинических условиях формирует у них ответственность, повышает самооценку. Еще один вид памяти - комбинационная, которая позволяет систематизировать знания, генерировать что-то новое и сопоставлять его с уже известным в ходе работы тематическими больными по методике коучинга [11].
Прочность запоминания связана также с интересом. С одной стороны, интерес и есть мотивация (легко учится то, что интересно), с другой стороны, нравится то, что хорошо получается. Эмоциональные переживания позволяют поддерживать высокий уровень умственных способностей. Однако, даже эмоциональность должна проверяться целесообразностью: например, насколько реальны и жизненны ситуации, в которых отрабатываются полученные знания, поэтому вся работа в клинике строится на конкретных больных, и в отдельных случаях используются деловые игры [16].
Деловая игра как способ обучения руководящего состава различных уровней общеизвестна и эффективна. Особенности использования деловых игр в формировании компетенций у врачей и студентов-медиков в области организации профилактики туберкулеза не вполне изучены. Под деловой игрой сегодня понимают метод имитации принятия решенийруководящих
работников или специалистов в различных производственных ситуациях, осуществляемый по заданным правилам группой людей или человеком с ЭВМ в диалоговом режиме, при
наличии конфликтных ситуаций или информационной неопределенности. Воспитывающее значение деловых игр в обучении трудно переоценить.
Применительно к обучению по современным образовательным стандартам целесообразно использование деловых игр проблемной направленности, позволяющих студенту через драматизацию сюжета глубже вникнуть в изучаемый материал, пропустить его через себя, реализовать свободу личности через свое воображение. В игре он может вести себя так, как видит в роли своего персонажа, вступать в дискуссии, увлекаться игрой, «проживая» чужие судьбы, имитировать характеры и ситуации, проявлять собственную активность, усваивать социальные установки при вступлении в двойственные отношения (игровых персонажей и людей как личностей) со специалистами разных областей медицины.
При разработке деловых игр для формирования компетенции студентов в области организации медицинской профилактики туберкулеза кафедра следует целому ряду требований. Во-первых, деловая игра - это интерактивный способ обучения, где каждый студент принимает непосредственное участие в решении конкретных задач, возникающих в ходе работы и имеющих обычный или проблемный характер, для решения которых требуется не только владение информацией по конкретному вопросу, но и навыки мозгового штурма, использование известных обучаемому алгоритмов, умение работать в команде. Игра активизирует известные и забытые знания, и в этом смысле игрок подобен человеку, изучающему иностранный язык и пытающемуся в потоке разговора не только следить за нитью беседы, но быстро и к месту находить иностранный эквивалент той мысли, которую следует высказать. Психология этого процесса должна быть принята во внимание при составлении деловой игры в первую очередь. В то же время в психологической
науке пока отсутствуют теоретические представления о процессах общения, достаточные для описания полной ориентировочной основы деятельности, положенной в основу имитационной модели. Однако, именно та или иная деятельность в конкретной предметной области знания легче поддаётся рефлексии и моделированию и в действительности в конструкцию деловых игр закладываются те реальные модельные представления (часто математические модели) об экономических и социальных процессах, которые существуют в современной науке [2]. Во-вторых - деловая игра проблемной направленности строится на вполне реальных проблемных ситуациях профессиональной деятельности. Во время её составления необходимо поставить конкретную цель и пути ее достижения. При этом моделируется такой сценарий, в котором предусматриваются варианты решения задач и выделяются главные пути достижения цели. Общий алгоритм игры представляется схематически и должен быть подробно описан и проработан преподавателем перед каждой игрой. В каждом случае сценарий пропускается через сознание, дополняется новой информацией из авторитетных источников по канонам доказательной медицины, используется рефлексия и критический анализ новых знаний. В результате «разыгрывания» этой ситуации, то есть выполнения согласованных и обусловленных данной ситуацией действий участников игры, должно быть принято компетентное решение, позволяющее наиболее рационально решить возникшую проблему в профессиональной сфере. Это необходимо учитывать при разработке сценария, структура которого должна быть подчинена общему алгоритму, позволяющему достигнуть нужной цели кратчайшим путем. Мы считаем обязательным знакомство всех участников игры с готовым сценарием, и хотя в нём отражены возможные решения возникающих ситуаций, это не исключает
35
принятия студентами собственных решений, которые могут оказаться более продуктивными, чем известные.
Эффективное использование
интерактивных методик требует демократического стиля педагогического общения, при котором, в отличие от авторитарного и попустительского, преподаватель выступает в роли консультанта, заинтересованного
в формировании у студента профессиональных компетенций.
Это развивает у участников группы уверенность в себе, стимулирует самоуправление, нормализует
общение и повышает доверительные взаимоотношения в группе [10]. Следовательно, обучение становится мотивирующим, если цели обучаемого учтены, применяемые приёмы эффективны, а сам процесс обучения
36
ЛИТЕРАТУРА
1. Вербицкий А. А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение / А.
A. Вербицкий — М., 1999. - С. 59-64.
2. Выготский Л.С. История развития высших психических функций / Л.С. Выготский // Собр. соч. в 6-ти томах, Т.З. - М.: Педагогика. - 1983. - С. 5-32.
3. Коломиец В.М. Содействуя профессиональной адаптации / В.М. Коломиец , Ю.И. Лебедев // Вестник высшей школы. - 1988. - №9. - С. 56-57.
4. Коломиец В.М. Какой быть учебной программе по фтизиатрии для студентов медицинского ВУЗа? / В.М. Коломиец , Ю.И. Лебедев // Проблемы туберкулеза. - 1989. - №2. - С.14-17.
5. Коломиец В.М. Фтизиопульмонология / В.М. Коломиец , Ю.И. Лебедев . М. : Медицина. -2005. - 540 С.
6. Коломиец В.М. Вклад кафедры фтизиопульмонологии в решение глобальной проблемы ликвидации туберкулеза / В.М. Коломиец , Ю.И. Лебедев , С.Н. Новикова // Сб. тр. «К 75-летию КГМУ». - Курск. - 2010. - С. 368-373.
7. Коломиец В.М. Необходимые изменения программ последипломного образования по специальности «Фтизиатрия» /
B.М. Коломиец, А.Ю. Черников // Сборник тезисов 2 Конгресса ассоциации фтизиатров. - СПб. - 2013. - С. 288-289.
№1 (1)2016. 8. Лебедев Ю.И. Учебное пособие по организации
www.j-chr.com реферативной деятельности врачей в области фтизиопульмонологии / Ю.И. Лебедев. - Изд-во
приятен.
Таким образом, воспитание через образование может реализоваться путём использования интерактивных методов обучения во фтизиатрии, а его эффективность определяется правильно организованной самостоятельной
работой студентов. Использование новых методов требует правильной организации учебного процесса, воспитательное значение которого позволяет надеяться на улучшение работы будущих врачей по выявлению и профилактике туберкулеза в общей лечебной сети. Подтверждением этому является рост числа студентов, желающих заниматься научно-исследовательской работой в области фтизиатрии, и появление молодых врачей в стенах противотуберкулезного диспансера в последние годы.
Lambert. - 2012. - 590 с.
9. Лебедев Ю.И. Приобретение компетенций в области диагностики туберкулеза легких: соотношение консалтинга, тренинга, коучинга, кейс-метода / Ю.И. Лебедев // Материалы IV международной научно-практической конференции. «Образование: традиции и инновации». - Прага, Чешская республика, 26 декабря 2013 года. - Прага, 2014. - С.77-80.
10. Лебедев Ю.И. Демократический стиль педагогического общения как условие эффективной самостоятельной работы студентов в клинике фтизиатрии / Ю.И. Лебедев // Международный научно-исследовательский журнал №6 (13) - 2013. - Часть 3. - Екатеринбург. - 2013. - С. 36-37.
11. Лебедев Ю.И. Коучинг при формировании компетенции в области медицинской диагностики. Проблемы и перспективы развития образования в России / Ю.И. Лебедев // Сб. мат. XX Всерос. научн.-практ. конф. - Новосибирск, 31 мая 2013 г. - С.32-36.
12. Лебедев Ю.И. Кейсы как интерактивный метод приобретения компетенции в области медицинской диагностики / Ю.И. Лебедев // Материали за IX международна научна практична конференция «Новината за напреднали наука — 2013», 17-25 май, 2013. Т.18. Педагогически науки. София. «Бял ГРАД-БГ» ООД 2013. - С. 3-6.
13. Лебедев Ю.И. Менеджмент качества обучения интернов различных специальностей по разделу фтизиопульмонологии / Ю.И. Лебедев // Сб. тр.
74-й научн. конф. КГМУ. - Курск. - 2009. - Т. III. - С. 303-306.
14. Лебедев Ю.И. Межкультурная коммуникация во фтизиопульмонологии: некоторые проблемы билингвизма в обучении / Ю.И. Лебедев // Туберкулез и болезни легких. - 2012. - №5. - С.11-14.
15.ЛебедевЮ.И.,КоломиецВ.М.,АбрамовА.В.Новая учебная программа по фтизиопульмонологии: первый этап в непрерывном образовании будущих фтизиатров или фтизиопульмонологов
/ Ю.И. Лебедев, В.М. Коломиец, А. В. Абрамов // Туберкулез и болезни легких. - 2011. - №5. - С. 20-22.
16. Новикова С.Н. Деловая игра в формировании компетенций педиатров в области профилактики туберкулеза / С.Н. Новикова // Мат. Всеросс. учебно-метод. конф. с междунар. участием «От компетености преподавателей к качеству обучения и воспитания студентов», прсвященная 79-летию Курского госмедуниверситета (7 февраля 2014 г.). - С. 335-340.
PEDAGOGY IN PHTHISIOLOGY: PARENTING THROUGH EDUCATION
Shulgina Tatyana A.1, Novikova Svetlana N.2, Rubleva Natalya V.3
1Shulgina Tatyana A. — Vice-Rector for Educational Work, Social Development and Public Relations, Head of Social Work Department, Kursk State Medical University. E-mail: [email protected]
2Novikova Svetlana N. — Assistant of Phthisiopulmonology Department, Kursk State Medical University.
E-mail: [email protected]
37
3Rubleva Natalya V. — Assistant of Phthisiopulmonology Department,Kursk State Medical University.
E-mail: [email protected]
Address: K. Marks-st, 3, Kursk, 305041, Russian Federation
Abstract
Presents thirty years of experience of innovation, training of TB at the Department Phthisiopneumology KSMU. It is shown that the basis of interactive teaching methods should be independent work of students in academic and extracurricular time, in a democratic style of pedagogical communication.
Keywords: phthisiology, interactive learning, training, coaching, case study, business games.
REFERENCE
1. Verbitskiy A. A. Novaya obrazovatelnaya paradigma i kontekstnoe obuchenie / A. A. Ver-bitskiy — M., 1999. - S. 59-64.
2. Vyigotskiy L.C. Istoriya razvitiya vyisshih psihicheskih funktsiy / L.C. Vyigotskiy // Sobr. soch. v 6-ti tomah, T.Z. - M.: Pedagogika. -1983. - S. 5-32.
3. Kolomiets V.M. Sodeystvuya professional-noy adaptatsii / V.M. Kolomiets , Yu.I. Leb
edev // Vestnik vyisshey shkolyi. - 1988. - #9. - S. 56-57.
4. Kolomiets V.M. Kakoy byit uchebnoy programme po ftiziatrii dlya studentov meditsinsk-ogo VUZa? / V.M. Kolomiets , Yu.I. Lebedev // Problemyi tuberkuleza. - 1989. - #2. - S.14-17.
5. Kolomiets V.M. Ftiziopulmonologiya №1 (1)2016. / V.M. Kolomiets , Yu.I. Lebedev . M. : Medit- www.j-chr.com sina. - 2005. - 540 S.
38
6. Kolomiets V.M. Vklad kafedryi ftiziopulm-onologii v reshenie globalnoy problemyi likvi-datsii tuberkuleza / V.M. Kolomiets , Yu.I. Leb-edev , S.N. Novikova // Sb. tr. «K 75-letiyu KGMU». - Kursk. - 2010. - S. 368-373
7. Kolomiets V.M. Neobhodimyie izmeneni-ya programm poslediplomnogo obrazovaniya po spetsialnosti «Ftiziatriya» / V.M. Kolomiets, A. Yu. Chernikov // Sbornik tezisov 2 Kon-gressa assotsiatsii ftiziatrov. - SPb. - 2013. -S. 288-289.
8. Lebedev Yu.I. Uchebnoe posobie po or-ganizatsii referativnoy deyatelnosti vrachey v oblasti ftiziopulmonologii / Yu.I. Lebedev. -Izd-vo Lambert. - 2012. - 590 s.
9. Lebedev Yu.I. Priobretenie kompetentsiy v oblasti diagnostiki tuberkuleza legkih: soot-noshenie konsaltinga, treninga, kouchinga, keys-metoda / Yu.I. Lebedev // Materialyi IV mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy kon-ferentsii. «Obrazovanie: traditsii i innovatsii».
- Praga, Cheshskaya respublika, 26 dekabrya 2013 goda. - Praga, 2014. - S.77-80.
10. Lebedev Yu.I. Demokraticheskiy stil pedagogicheskogo obscheniya kak uslovie ef-fektivnoy samostoyatelnoy rabotyi studentov v klinike ftiziatrii / Yu.I. Lebedev // Mezhdun-arodnyiy nauchno-issledovatelskiy zhurnal #6 (13) - 2013. - Chast 3. - Ekaterinburg. - 2013.
- S. 36-37.
11. Lebedev Yu.I. Kouching pri formirovanii kompetentsii v oblasti meditsinskoy diagnos-tiki. Problemyi i perspektivyi razvitiya obra-zovaniya v Rossii / Yu.I. Lebedev // Sb. mat. XX Vseros. nauchn.-prakt. konf. - Novosibirsk, 31
maya 2013 g. - S.32-36.
12. Lebedev Yu.I. Keysyi kak interaktivnyiy metod priobreteniya kompetentsii v oblasti meditsinskoy diagnostiki / Yu.I. Lebedev // Ma-teriali za IX mezhdunarodna nauchna prak-tichna konferentsiya «Novinata za naprednali nauka — 2013», 17-25 may, 2013. T.18. Peda-gogicheski nauki. Sofiya. «Byal GRAD-BG» OOD 2013. - S. 3-6.
13. Lebedev Yu.I. Menedzhment kachestva obucheniya internov razlichnyih spetsialnostey po razdelu ftiziopulmonologii / Yu.I. Lebedev // Sb. tr. 74-y nauchn. konf. KGMU. - Kursk.
- 2009. - T. III. - S. 303-306.
14. Lebedev Yu.I. Mezhkulturnaya kommu-nikatsiya vo ftiziopulmonologii: nekotoryie problemyi bilingvizma v obuchenii / Yu.I. Lebedev // Tuberkulez i bolezni legkih. - 2012. - #5.
- S.11-14.
15. Lebedev Yu.I., Kolomiets V.M., Abramov A.V. Novaya uchebnaya programma po ftiziopulmonologii: pervyiy etap v nepre-ryivnom obrazovanii buduschih ftiziatrov ili ftiziopulmonologov / Yu.I. Lebedev, V.M. Kolo-miets, A.V. Abramov // Tuberkulez i bolezni legkih. - 2011. - #5. - S. 20-22.
16. Novikova S.N. Delovaya igra v formirovanii kompetentsiy pediatrov v oblasti profilaktiki tuberkuleza / S.N. Novikova // Mat. Vseross. uchebno-metod. konf. s mezhdunar. uchastiem «Ot kompetenosti prepodavateley k kachest-vu obucheniya i vospitaniya studentov», prs-vyaschennaya 79-letiyu Kurskogo gosmeduni-versiteta (7 fevralya 2014 g.). - S. 335-340.