Коллекция гуманитарных исследований. Электронный научный журнал. The Collection of Humanitarian Researches. Electronic scientific journal
peer-reviewed • open access journal ISSN 2500-3585
DOI: 10.21626/j-chr/2020-2(23)/6 УДК: 331.548:378.18.062-057.875-054.68
ББК: 74.484.4 Педагогические науки
Особенности профессиональной ориентации и проблемы социокультурной, педагогической адаптации студентов международного факультета медицинского университета.
© А.Ю. Лебедев, Г.М. Дубровин, В.К. Павлов
Лебедев А.Ю. - ассистент кафедры травматологии и ортопедии, к.м.н., ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России (КГМУ). E-mail: [email protected]
Дубровин Г.М. - заведующий кафедрой травматологии и ортопедии, д.м.н., профессор, ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России (КГМУ).
Павлов В.К. - доцент кафедры травматологии и ортопедии, к.м.н., доцент, ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России (КГМУ).
Адрес: 305041, г. Курск, ул. К. Маркса, 3. Российская Федерация.
АННОТАЦИЯ
Данная статья раскрывает определенные особенности в векторах профессиональной направленности и развития студентов международного медицинского института Курского Государственного Медицинского Университета. Описываются определенные характеристики, влияющие на профессиональную направленность и иностранных студентов медицинского Вуза. Предоставляется краткий обзор методик, необходимых для описывания психологического облика современного медицинского специалиста. Оценивается роль и вклад культурных особенностей, эмоционально-оценочных компонентов личности, на основе которых формируется профессиональный выбор молодого специалиста. Определение выбора собственной профессии у студентов медицинского факультет а происходит на протяжении всего периода обучения, в процессе получения все более обширных знаний по конкретным отраслям медицины. В статье рассматриваются социокультурные аспекты адаптации иностранных студентов, в рамках и условиях преподавания медицинских дисциплин с использованием языка-посредника. Полученные данные могут быть использованы при определении векторов, индивидуализации процесса подготовки иностранных студентов медицинского Вуза, с целью более осознанного профессионального выбора. №2 (23) 2020
Ключевые слова: профессиональная направленность; психологический облик www.j-chr.cor специалиста международного факультета; социокультурная адаптация.
Ле6едевА.Ю.,Ду6ровинГ.М., ПавловВ.К. Особенности профессиональной ориентации и проблемы социокультурной, педагогической адаптации студентов международного факультета медицинского университета.
42
№2 (23) 2020 www.j-chr.com
Введение.
Изучение особенностей векторов профессиональной ориентированности и подхода к выбору профессии у студентов международного факультета представляет особый интерес для психологии. Современный период развития общества, основанный на все более применяемых принципах глобализации и взаимной интеграции и смешения культурных особенностей, определяют принципиально новый психологический портрет специалиста, основанный на способности к постоянному личностному и профессиональному самоопределению, профессиональному росту, к преодолению различных социальных и профессиональных стереотипов, в условиях отличающихся культурных основ [4,6,7,8]. Обязательным условием является преодоление языкового барьера, особенностей культурных и социальных аспектов поведения и стереотипов. Образ формирующейся профессии достаточно сложное и комплексное понятие, включающее как эмоциональные, так и когнитивные компоненты. Важным аспектом осознанного выбора профессии и последующей специализации, является прямая корреляция между базисными эмоционально-оценочными компонентами личности, с существующими компонентами профессии. Для верного профессионального выбора необходимо, чтобы требования со стороны профессии соответствовали возможностям человека. При несоблюдении данных условий, в самосознании человека со временем накапливается отрицательный жизненный опыт, на основании данного опыта формируется своеобразное решение задач, а именно уход от проблем, накопление их числа, разделение и перекладывание ответственности [1,2,5, 9].
Механизмы социокультурной адаптации, быстро начинающиеся с момента начала учебной деятельности, тесно сопряжены с приобретением актуальных для жизни трудовых знаний и умений, усвоении студентом основных норм, базисов, ценностей формирующихся на осно-
ве новой окружающей профессиональной оболочки.
Педагогический аспект в адаптации основан на принятии иностранными студентами норм и понятий профессиональной среды, приспособление к условиям организации учебного процесса, формированию у студентов необходимых навыков, для проведения самостоятельной учебной и научной работы, в условиях не характерного для них образовательного пространства. Активное участие в научно-исследовательской работе, развитие стремлений к наибольшей и продуктивной реализации своих персональных возможностей — важный момент, поскольку иностранные студенты вынуждены значительную часть своего учебного времени проводить в форме самостоятельной работы, в поиске информационных источников, результатов современных исследований, на иностранном языке.
Формирование человека, как полноценной «трудовой единицы» требует целенаправленной и многоплановой подготовки, с учетом корректив, на определенные культурные особенности, устои общества, в которых до начала обучения существовал индивид. Чем более «психологически-пластичен» данный процесс, тем более положительно он влияет на успех социализации и социальной адаптации личности, вне зависимости к какой культуре относится данный студент. За период обучения в ВУЗе иод влиянием преподавания различного комплекса дисциплин: общественных, специальных; у студентов развивается и совершенствуется общая и профессиональная направленность личности. Наличие всего спектра необходимых качеств, в структуре личности: социальных, нравственных, профессионально-деловых, которые, в общем, не коррелируют с регионом рождения студента, является показателем полноценной личности. Приоритетная ориентация образовательного процесса только на современные достижения врачебных технологий, врачебное искусство, и недооценка других важных аспектов целостной динамичной структуры собственной личности,
Лебедев А.Ю.,Дубровин Г.М., Павлов В.К. Особенности профессиональной ориентации и проблемы социокультурной, педагогической адаптации студентов международного факультета медицинского университета.
общемировых аспектов необходимости интеграции в мировое врачебное сообщество приводит, в итоге, только к узкому профессионализму, в рамках определенной системы медицинского образования [3,10].
Проведенный анализ отечественной и зарубежной литературы показал существенные различия в тенденциях построения отношений, как в системе «врач-пациент», так и в системе медицинского образования в различных странах.
Также, нами обнаружена недостаточная разработанность и освещенность данного вопроса в отечественной литературе. Б связи с этим мы считаем, что изучение векторов профессиональной ориентированности студентов международного факультета медицинского университета, представляет особую важность и значимость, нам видится, что полученные данные смогут помочь в последующей оптимизации, и трансформации взаимоотношений даже в системе «врач-пациент», во время практической работы выпускников.
Цель исследования - определить психологические особенности векторов профессиональной направленности студентов международного факультета медицинского университета, а также осветить определенные особенности социокультурной и педагогической адаптации иностранных студентов, в условиях обучения в другой стране.
Успешное обучение иностранных студентов в российской высшей медицинской школе во многом зависит от их готовности и принятия определенных методик и приемов обучения, которые используются в конкретных медицинских вузах. На основании данного подхода для успешной и быстрой адаптации необходимо обобщение и консолидация позитивного опыта работы различных вузов, а также постоянный поиск новых форм и методов учебно-воспитательной работы с иностранными студентами. Для более эффективного формирования предметно-коммуникативных знаний и адапто-генной среды для иностранных студентов
в нашем университете предприняты общедоступные меры: адаптированы лекционные материалы, материалы практических занятий по преподаваемым специальностям, перевод осуществлялся в соответствии с литературными и профессиональными нормами английского языка; обозначены конкретные и максимально лаконичные, однозначные вопросы по темам и разделам; максимально внедрены элементы наглядности и визуализации, для более быстрого и прочного усвоения новых терминов и понятий, информационные материалы адаптированы для максимально быстрого формирования пулла необходимых «оперативных» терминов и навыков.
Относительная неустойчивость профессиональной и социокультурной адаптации, происходящая за длительный период обучения, формирует изменение вектора направленности на объект профессионализации по мере овладения не- 4и обходимыми профессиональными компетенциями или изменение представления об объекте профессионализации.
Тенденции к изменению объекта направленности (смена вида желаемой профессии) при моделировании профессионального выбора в ситуации изменения жизненного пути говорит о недостаточно глубоком психологическом «вхождении» субъекта в сферу приобретаемого им вида профессиональной деятельности, возможно связанного с проблемами социокультурной адаптации. На основе полученных данных, можно предположить, что образовательная среда оказывает влияние на то, как будущие врачи склонны воспринимать своих пациентов, даже после окончания обучения, с учетом определенных различий в культурных аспектах во время учебного процесса.
Б процессе углубления знаний в будущей профессии студенты постепенно уходят от восприятия больного как равноправной личности, происходит становление пассивно-зависимой модели поведе- №2 (23) 2020 ния с некоторой утратой субъективности. www.j-chr.com Данная особенность поведения приобретается студентами в связи с увеличением
ЛебедевА.Ю.,ДубровинГ.М., ПавловВ.К. Особенности профессиональной ориентации и проблемы социокультурной, педагогической адаптации студентов международного факультета медицинского университета.
объема профессиональных компетенций, возникающих при решении разного вида профессиональных задач.
Таким образом, можно сформировать следующие выводы: социокультурная адаптация иностранных студентов происходит в соотношении с аспектами их базового мировоззрения; жизненными целями; ценностными и профессиональными ориентирами, которые, в свою очередь, определяют эффективность и продуктивность осуществляемой ими образовательной деятельности.
Вывод:
Социокультурная адаптация является обобщенным интегральным показате-
ЛИТЕРАТУРА
1. Агеев B.C. Специфика подхода к исследованию перцептивных процессов в социальной психологии / Социальная психология: хрестоматия / B.C. Агеев // сост. Е.П. Белинская, O.A. Тихомандрицкая. Москва: Аспект Пресс, 2000. С. 136-146.
2. Андреева Г.М. Психология социального познания / Г.М. Андреева - р М.: Аспект Пресс, 2000.288 с.
4. Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности. Основа целостного учебно-воспитательного процесса / В.А. Караковский - М.: НМ0 «Творческая педагогика», 1993. 80 с.
лем, который включает в себя адекватное и максимально объективное восприятие другой культуры, способность к продуктивному и динамичному обучению и полноценному общению с другими нациями, с учетом педагогических особенностей обучения в данной стране.
Этническое воспитание молодых специалистов в рамках социокультурной адаптации представляет собой целостный и непрерывный процесс развития субъекта на протяжении всего процесса его обучения, а также формирование четкого вектора выбора профессиональной направленности.
6. Корнеева С.А. Индивидуальные различия процессов саморегуляции у студентов вуза / С.А. Корнеева //Аспирант, 2014. №2. С. 39-42.
7. Корнеева С.А. Особенности саморегуляции у студентов с разными профилями латеральной организации: автореф. дис. ... канд. психол. наук / Корнеева С.А. - М., 2011.24 с.
8. Моральные ценности и личность / Под ред. А.И. Титаренко, Б.0. Николаиче-ва. М., 2004.45 с.
9. Сальцева C.B. Теория и практика профессионального самоопределения школьников в УД0: монография / C.B. Сальцева -Оренбург, 1996.151 с.
Лебедев А.Ю.,Дубровин Г.М., Павлов В.К. Особенности профессиональной ориентации и проблемы социокультурной, педагогической адаптации студентов международного факультета медицинского университета.
PECULIARITIES OF PROFESSIONAL ORIENTATION AND PROBLEMS OF SOCIOCULTURAL, PEDAGOGICAL ADAPTATION OF STUDENTS OF THE INTERNATIONAL FACULTY OF MEDICAL UNIVERSITY.
© Alexander Y. Lebedev, Grigory M. Dubrovin, Victor K. Pavlov
Lebedev Alexander Y. -Assistant of the Traumatology and Orthopedics Department, Candidate of Medical Sciences, Kursk State Medical University (KSMU). E-mail: [email protected]
Dubrovin Grigory M. - Head of the Traumatology and Orthopedics Department, Doctor of Medical Sciences, Professor, Kursk State Medical University (KSMU).
PavlovVictor K. - Associate Professor of the Traumatology and Orthopedics Department, candidate of psychological sciences, associate Professor, Kursk State Medical University (KSMU).
Address: 305041, Kursk, st. K. Marx, 3. Russian Federation.
Abstract
This article reveals certain features in the vectors of professional orientation and development of students of the International Medical Institute of Kursk State Medical University. Certain characteristics are described that affect the professional orientation of foreign students of a medical university. A brief overview of the techniques required to describe the psychological makeup of a modern medical specialist is provided. The role and contribution of cultural characteristics, emotional and evaluative personality components, on the basis of which the professional choice of a young specialist is formed, is evaluated. The determination of the choice of their own profession among students of the Faculty of Medicine takes place throughout the entire period of study, in the process of acquiring more and more extensive knowledge in specific branches of medicine. The article examines the socio-cultural aspects of adaptation of foreign students, within the framework and conditions of teaching medical disciplines using an intermediary language. The data obtained can be used to determine the vectors, individualize the process of training foreign students of a medical university, with the aim of a more conscious professional choice.
Keywords: professional orientation; psychological makeup of a specialist in the international faculty; sociocultural adaptation.
REFERENCE
1. Ageev V.S. The specificity of the approach to the study of perceptual processes in social psychology / Social psychology: a reader / V.S. Ageev // comp. E.P. Belinskaya, OA Tikhomandritskaya. Moscow: Aspect Press, 2000.S. 136-146.
2. Andreeva G.M. Psychology of social cognition / G.M. Andreeva -pM.: Aspect Press, 2000.288 p.
4. Karakovsky V.A. Become human. Human values. The basis of a holistic teaching and educational process / V.A. Karakovsky - M .: NM0 "Creative Pedagogy", 1993.80 p.
6. Korneeva S.A. Individual differences in self-regulation processes among university students / S.A. Korneeva // Post-graduate student, 2014. №2. S. 39-42.
7. Korneeva S.A. Features of self-regulation in students with different profiles of lateral organization: author, dis.... Cand. psychol. Sciences / Korneeva S.A. - M„ 2011.24 p.
8. Moral values and personality / Ed. A.I. Titarenko,
B.0. Nikolaicheva. M„ 2004.45 p. №2 (23) 2020
9. Saltseva S.V. Theory and practice of professional www.j-chr.com self-determination of schoolchildren in UD0: monograph / S.V. Saltseva-Orenburg, 1996.151 p.