Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ И КОНТРОЛЬ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА КАФЕДРЕ ТРАВМАТОЛОГИИ И ОРТОПЕДИИ'

ОРГАНИЗАЦИЯ И КОНТРОЛЬ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА КАФЕДРЕ ТРАВМАТОЛОГИИ И ОРТОПЕДИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / ОРГАНИЗАЦИЯ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА / INDEPENDENT WORK OF STUDENTS / ORGANIZATION / EDUCATIONAL ACTIVITIES / RESEARCH WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тихоненков С.Н., Чарочкина О.В., Коклина Н.Ю., Раджкумар Д.С.Р.

В статье рассмотрены аспекты организации деятельности кафедры травматологии и ортопедии КГМУ. Отмечено, что целенаправленное выполнение самостоятельной работы студентов способствует формированию всесторонне развитой личности специалиста. Приводятся формы и этапы работы студентов на кафедре. Обращает внимание на то, что основной целью самостоятельной работы студентов является прививание студентам навыков самостоятельного отбора, изучения специальной литературы; делать выводы и обобщения, то есть вести научно-исследовательскую работу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тихоненков С.Н., Чарочкина О.В., Коклина Н.Ю., Раджкумар Д.С.Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION AND CONTROL OF THE EDUCATIONAL PROCESS AT THE DEPARTMENT OF TRAUMATOLOGY AND ORTHOPEDICS

The article discusses aspects of the organization of activities of the Department of Traumatology and Orthopedics of KSMU. It is noted that the purposeful implementation of students’ independent work contributes to the formation of a comprehensively developed personality of a specialist. The forms and stages of students at the department are given. It draws attention to the fact that the main goal of students’ independent work is to instill in students self-selection skills, the study of specialized literature; draw conclusions and generalizations, that is, conduct research work.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ И КОНТРОЛЬ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА КАФЕДРЕ ТРАВМАТОЛОГИИ И ОРТОПЕДИИ»

Коллекция гуманитарных исследований. Электронный научный журнал. The Collection of Humanitarian Researches. Electronic scientific journal

peer-reviewed • open access journal ISSN 250-3585

10.21626/)-<±1/2020-1(22)/7 УДК: 378.14

ББК: 74.480.271.28 Педагогическиенауки

Организация и контроль учебного процесса на кафедре травматологии и ортопедии.

© С.Н. Тихоненков, О.В. Чарочкина, Н.Ю. Коклина, Д.С.Р. Раджкумар

Тихоненков С.Н.- ассистент кафедры травматологии и ортопедии, к.м.н., доцент, ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России (КГМУ).

Чарочкина О.В. - лаборант кафедры травматологии и ортопедии, ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России (КГМУ).

Коклина Н.Ю.- ассистент кафедры травматологии и ортопедии, к.м.н., доцент, ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России (КГМУ).

Раджкумар Д.С.Р. - ассистент кафедры травматологии и ортопедии, к.м.н., доцент, ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России (КГМУ).

Адрес: 305041, г. Курск, ул. К. Маркса, 3, Российская Федерация.

АННОТАЦИЯ

Б статье рассмотрены аспекты организации деятельности кафедры травматологии и ортопедии КГМУ. Отмечено, что целенаправленное выполнение самостоятельной работы студентов способствует формированию всесторонне развитой личности специалиста. Приводятся формы и этапы работы студентов на кафедре. Обращает внимание на то, что основной целью самостоятельной работы студентов является прививание студентам навыков самостоятельного отбора, изучения специальной литературы; делать выводы и обобщения, то есть вести научно-исследовательскую работу.

№1 (22) 2020

Ключевые слова: самостоятельная работа студентов, органи- www.j-chr.com зация, учебная деятельность, научно-исследовательская работа.

Основная и главная функция медицинских вузов - это подготовка врачей специалистов. Студенческая наука в медицинском вузе является основным элементом научного потенциала вуза, и в большей степени определяет качество подготовки высококвалифицированных специалистов в системе здравоохранения. Качество подготовки современного специалиста с высшим образованием, способного выполнять свои профессиональные обязанности в новых условиях зависит от состояния учебного процесса не только в вузе, но и на специализированных кафедрах клинического профиля. Содержательность учебных дисциплин, их обновление, адаптация к новейшим научным достижениям в любой области знаний характеризуется наличием утвержденных программ обучения. Особой частью учебного процесса, на наш взгляд, является практическое занятие. ОА Оно состоит из двух частей: практической

и теоретической подготовки. Для оценки теоретической подготовки студентов используется тест эталонная система. На кафедре разработан полный набор тестовых заданий: входные и тематические тесты, итоговые или зачетные тесты, тесты на выживание знаний. Целью этих тестов является контроль усвоения знаний по теме. Большое значение при проведении практических занятий придается формированию клинического мышления. С этой целью широко используются ситуационные задачи. Банк этих задач содержит более 400 видов заданий по всем темам преподавания. Это позволяет студентам лучше ориентироваться при постановке предварительного диагноза, выработке схемы клинического обследования больного, постановке клинического диагноза и методам оказания помощи, начиная от помощи на месте происшествия до окончательной специализированной помощи.

На практических занятиях выполняются мероприятия по оказанию трав-№1 (22) 2020 матологической помощи, разбирается www.j-chr.com организация лечебно-диагностических мероприятий, осваивается методика и способы транспортной и лечебной иммо-

билизации. Обучающиеся накладывают транспортные шины, гипсовые повязки на муляжах и друг на друге, а также на больных. На рентгенограммах учатся определять локализацию и вид смещения переломов. Под контролем ассистента выполняют новокаиновые блокады, овладевают способами репозиции. Студенты присутствуют и участвуют вместе с ассистентами на экстренных и плановых оперативных пособиях.

Развитию и активизации творческих способностей студента с целью совершенствования и углубления знаний и умений способствует самостоятельная работа студентов (СРС). Она является важной формой познавательной деятельности студентов. Она может приниматься как репродуктивная, так и продуктивная деятельность по выполнению различных заданий, формирования умений и навыков, приобретения опыта творческой деятельности.

На кафедре применяются различные формы самостоятельной работы студентов, связанные как с клинической практикой, так и с научной деятельностью. Одним из основных видов самостоятельной работы студентов мы считаем самостоятельные, но под контролем ассистента вечерние или ночные дежурства в травматологических отделениях. Б результате такого вида СРС осваиваются умения и практические навыки дисциплины, развивается клиническое мышление студента. На дежурствах студент вместе с дежурным врачом или ассистентом осматривает всех вновь поступивших экстренных больных травматологического профиля, ставит предварительный диагноз, намечает план обследования больного и лечения больного. Студент на дежурстве принимает участие во всех диагностических манипуляциях, хирургических операциях, учится умению оформлять медицинскую документацию. Настоящей школой освоения практических навыков, развивающих клиническое мышление, являются вечерние обходы больных с ассистентами, которые позволяют вести динамическое наблюдение за тяжелыми

больными, оценить тяжесть состояния больного и эффективность применяемой терапии. Так же осваиваются элементы диагностики в экстремальных ситуациях. Велика роль дежурств в освоении деон-тологических аспектов работы врача. Это умение подхода к больному, разговора с ним и не менее важно обращение и общение с коллегами. В беседе с опытными травматологами вспоминаются и разбираются интереснейшие клинические наблюдения.

Наиболее распространенная форма самостоятельной работы на кафедре - информационный обзор литературы по тематике кафедры. Этот вид деятельности позволяет студенту вести поиск необходимых источников информации, уметь готовить реферативные сообщения, овладевать навыками чтения медицинской литературы. Однако, этот вид деятельности имеет свои недостатки. Современные способы сбора информации, особенно информация Интернета позволяют студенту просто "снимать" информацию с компьютера, иногда даже не задумываясь над тем, что написано в данном сообщении. Поэтому, давая тематику реферативного сообщения, ассистент должен обязательно провести этапные беседы о выполнении реферата. Кроме того, в целях более глубокого контроля на кафедре принято решение о защите реферата в последний день цикла. Создание учебных видеофильмов, изготовление слайдов, кодограмм, схем, создание учебного банка рентгенограмм - все это систематизирует получение на практических занятиях знаний, развивает способности к анализу, расширяет кругозор студента.

Не менее эффективным видом самостоятельной работы на кафедре яв-

ляется участие в клинических разборах больных, идущих на операцию, а также этапный разбор тяжелого больного пациента. Это, в основном, позволяет вырабатывать клиническое мышление будущего специалиста в соответствии с квалификационной характеристикой.

Последние время на кафедре проводятся студенческие патологоанатоми-ческие конференции. Преподавателем подбирается интересный тематический случай, назначается из студентов лечащий врач и рецензент, который под контролем готовит историю болезни на клинический разбор. Студенты проявляют очень большой интерес к этому виду самостоятельной работы. Разгораются жаркие дискуссии, высказываются оригинальные мысли и идеи, а главное, это обсуждение никого не оставляет равнодушным.

Таким образом, организация и контроль деятельности на кафедре травматологии и ортопедии является важным компонентом учебно-воспитательного процесса в вузе, именно те его стороны, которые отражают активность студентов в овладении специальностью травматолога-ортопеда. Поэтому следует обращать особое внимание на формирование у студентов глубоких и прочных знаний, развитие творческих интересов. Все вышеперечисленное хотя и вселяет оптимизм для улучшения учебного процесса, но не всегда получается гладко в жизни. Мы полностью согласны с мнением о наличии деон-тологических проблем организационных и тематических аспектов преподавания, а также убеждены, что «обеспечение работы у постели больного является главной задачей преподавателя-клинициста и позволяет объективно оценивать ее по качеству подготовки врача».

ЛИТЕРАТУРА

1. Антонович И.И. Система контроля самостоятельной работы // Вестник высшей школы, 1999

2. Белявский И.Г. Некоторые психологические аспекты активизации познавательной деятельности студентов // Проблемы активности студентов. 1995

3. Дубровин Г.М., Павлов В.К. Управление инновационными процессами обеспечения качества обучения и воспитания в условиях медицинского вуза // Сборник

материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием Курск, КГМУ 20 - 21 мая 2008 г.Том I, С.-268 4. Тихоненков С.Н., Гудырев О.С. Организация оказания ургентной помощи травматологическим больным студентами 5 курса лечебного факультета// Сборник материалов учебно-методической конференции / Под ред. А.И. Лазарева, А.И. Конопли, Н.С. Степашо-ва, 0.0. Куриловой. -Курск: КГМУ, 2007.-С.313

ORGANIZATION AND CONTROL OF THE EDUCATIONAL PROCESS AT THE DEPARTMENT OF TRAUMATOLOGY AND ORTHOPEDICS

© Sergey N. Tikhonenkov, Olga V. Charochkina, Natalya Yu. Koklina, Dancing Samuel R. Rajkumar

Tikhonenkov S.N.- Assistant of the Department of Traumatology and Orthopedics, MD, Associate Professor, Kursk State Medical University (KSMU).

Charochkina O.V. - Taboratory assistant of the Department of Traumatology and Orthopedics, Kursk State Medical University (KSMU).

Koklina N.Yu. - Assistant of the Department of Traumatology and Orthopedics, MD, Associate Professor, Kursk State Medical University (KSMU).

Rajkumar D.S.R. - Assistant of the Department of Traumatology and Orthopedics, MD, Associate Professor, Kursk State Medical University (KSMU).

Address: 305041, Kursk, st. K. Marx, 3, Russian Federation.

Abstract

55

Keywords: independent work of students, organization, educational activities, research work.

The article discusses aspects of the organization of activities of the Department of Traumatology and Orthopedics of KSMU. It is noted that the purposeful implementation of students' independent work contributes to the formation of a comprehensively developed personality of a specialist. The forms and stages of students at the department are given. It draws attention to the fact that the main goal of students' independent work is to instill in students self-selection skills, the study of specialized literature; draw conclusions and generalizations, that is, conduct research work.

REFERENCE

1. Antonovich I.I. Independent work control system // Higher School Bulletin, 1999

2. Belyavsky I.G. Some psychological aspects of the activation of cognitive activity of students // Problems of student activity. 1995

3. Dubrovin G.M., Pavlov V.K. Management of innovative processes to ensure the quality of training and education in a medical university // Proceedings of the AllRussian Scientific and Practical Conference with international

participation Kursk, KSMU May 20 - 21, 2008 Volume I, S.-268

4. Tikhonenkov S.N., Gudyrev O.S. Organization of urgent assistance to traumatological sick students of the 5th course of the Faculty of Medicine // Collection of materials of the training conference / Ed. A.I. Lazareva, A.I. Hemp, N.S. Stepashova, 0.0. Kurilova. -Kursk: KSMU, 2007,-S.313

№1 (22) 2020 www.j-chr.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.