Научная статья на тему 'Особенности формирования практических навыков у студентов-инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья на морфологических кафедрах медицинских вузов'

Особенности формирования практических навыков у студентов-инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья на морфологических кафедрах медицинских вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
93
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ / СТУДЕНТЫ-ИНВАЛИДЫ / СТУДЕНТЫ С ОВЗ / КАФЕДРЫ МОРФОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ / PRACTICAL SKILLS / STUDENTS WITH DISABILITIES / DEPARTMENTS OF MORPHOLOGICAL PROFILE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Затолокина М.А., Балыбина О.Д., Лесная Н.П., Затолокина Е.С.

В статье изложены особенности формирования практических навыков у студентов-инвалидов и студентов с ОВЗ на кафедре гистологии, эмбриологии, цитологии. Обосновано деление медицинских навыков на первичные и вторичные с перечислением их составляющих при обучении студентов-инвалидов и студентов с ОВЗ на кафедре гистологии, эмбриологии, цитологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Затолокина М.А., Балыбина О.Д., Лесная Н.П., Затолокина Е.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF FORMATION OF PRACTICAL SKILLS DISABLED STUDENTS AND STUDENTS WITH DISABILITIES OF HEALTH AT MORPHOLOGICAL CHAIRS OF MEDICAL UNIVERSITIES

The article describes the features of the formation of practical skills in students with disabilities and students with disabilities at the Department of Histology, Embryology, Cytology. The division of medical skills into primary and secondary with a listing of their components during the training of students with disabilities and students with disabilities at the Department of Histology, Embryology, Cytology is justified.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования практических навыков у студентов-инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья на морфологических кафедрах медицинских вузов»

Коллекция гуманитарных исследований. Электронный научный журнал. The Collection of Humanitarian Researches. Electronic scientific journal

peer-reviewed • open access journal ISSN 250-3585

УДК: 378.147.88-056.24

ББК: 74 480 276 Педагогические науки

Особенности формирования практических навыков у студентов-инвалидов и студентов c ограниченными возможностями здоровья на морфологических кафедрах медицинских вузов.

© М.А. Затолокина, О.Д. Балыбина, Н.П. Лесная, Е.С. Затолокина

Затолокина М.А. - профессор кафедры гистологии, эмбриологии, цитологии, д.м.н., доцент, ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России (КГМУ) E-mail: marika1212@mail.ru 3

Балыбина О.Д. - старший преподаватель кафедры гистологии, эмбриологии, цитологии, ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России (КГМУ) E-mail: Balibinaod@yandex.ru

Лесная Н.П. - доцент кафедры пропедевтики внутренних болезней, к.м.н., доцент, ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России (КГМУ)

Затолокина Е.С. - студент, ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России (КГМУ) студент

Адрес: 305041, г. Курск, ул. К. Маркса, 3, Российская Федерация

37

АННОТАЦИЯ

В статье изложены особенности формирования практических навыков у студентов-инвалидов и студентов с ОВЗ на кафедре гистологии, эмбриологии, цитологии. Обосновано деление медицинских навыков на первичные и вторичные с перечислением их составляющих при обучении студентов-инвалидов и студентов с ОВЗ на кафедре гистологии, эмбриологии, цитологии. №3 (18) 2019

www.j-chr.com

Ключевые слова: практические навыки, студенты-инвалиды, студенты с ОВЗ, кафедры морфологического профиля.

Введение. Проблеме профессиональной подготовке инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в сфере медицинского образования, уделяется большое внимание на всех уровнях контроля, начиная от внутри вузовского до регионального и государственного [1,2]. Что, в свою очередь, является весьма закономерным явлением, учитывая значительный прирост данной социальной категории людей, не только в нашей стране, но и за рубежом [3].

Как известно, адаптация и социализация людей-инвалидов и лиц с ОВЗ и, как следствие, их будущее напрямую зависит от полученных ими знаний и умений. В связи с этим, предоставление данной категории лиц возможностей по приобретению профессии, которая в дальнейшем существенно может улучшить качество их жизни, и является первостепенной задачей любого образовательного учреждения

38 [4].

Не являются исключением, а возможно даже занимают лидирующие позиции образовательные учреждения медицинского профиля. В формировании у будущих врачей и врачей с ОВЗ целостной системы профессиональных знаний, умений и навыков наиболее сложной в теоретическом и практическом плане, оказывается область, связанная с обучением студентов с ОВЗ практическим навыкам. До сих пор дискуссионным в дидактическом отношении остается вопрос о том, какая теория обучения является основной для формирования практических навыков у студентов-инвалидов и студентов с ОВЗ [5]. '

Из известных в литературе теорий обучения наиболее приемлемыми для обучения студентов-инвалидов и студентов с ОВЗ медицинским навыкам на морфологических кафедрах являются основные положения теории поэтапного формирования умственных действий [6,7]. При этом, необходимо отметить, что при соз-№3 (18) 2019 дании системы формирования практи-

www.j-chr.com ческих навыков у студентов инвалидов и студентов с ОВЗ необходимо определить конкретные требования к преподавателю.

А именно, при обучении данной социальной категории студентов, преподавателю необходимо:

- знать современное состояние проблемы деятельности в психологии;

иметь четкие представления о сущности понятия «практические навыки для студентов-инвалидов и студентов с ОВЗ на кафедрах морфологического профиля»;

- знать существующие теории обучения;

- быть осведомленным в известных технических средствах обучения;

- в совершенстве владеть практическими знаниями и умениями по своей дисциплине-специальности.

Наряду с этим, в порядке рекомендаций по формированию практических навыков у студентов-инвалидов и студентов с ОВЗ необходимо учитывать следующее:

- каждая морфологическая кафедра должна систематически приводить в соответствие с изменяющейся моделью специалиста перечень преподаваемых практических навыков;

- в плане подготовки содержания обучения все практические навыки должны быть классифицированы по сложности выполнения, по частоте применения в практической деятельности врача и другим параметрам;

- при обучении практическим навыкам необходимо выделять существенные операции и, в первую очередь, формировать их у студентов-инвалидов и студентов с ОВЗ;

- в качестве дополнительных средств обучения необходимо использовать алгоритмические предписания, фантомы, видеозаписи, презентации, слайд-шоу, выполнение специальных упражнений - ситуационных задач.

Наличие рабочей классификационной схемы практических навыков для студентов-инвалидов и студентов с ОВЗ облегчает понимание их содержания и структуры, а так же, позволяет целенаправленно формировать их у студентов-медиков данной социальной

категории на морфологических кафедрах.

В частности, на кафедре гистологии, эмбриологии, цитологии можно выделить практические навыки 1-го и 2-го порядка или первичные и вторичные. К первичным навыкам относятся чисто ручные действия, не всегда легко поддающиеся словесным описаниям, особенно в алгоритмической форме, но сравнительно легко усваиваемые на практике посредством показа и неоднократного повторения. В данном случае, речь ведется о навыке работы с микроскопом, возможности быстрого и правильного проведения световой микроскопии гистологических препаратов с использованием объективов различного увеличения.

Вторичные практические действия слагаются из первичных действий, выполняемых в определенной последовательности. К вторичным навыкам, приобретаемых студентами-инвалидами и студентами с ОВЗ на кафедре гистологии, эмбриологии, цитологии, следует отнести работу с микропрепаратом: чтение гистологического препарата - определение органа из которого изготовлено данное «стекло», указание тканевого состава исследуемого органа и его основных структурных элементов (с обязательным использованием теоретических знаний); анализ электронограмм; «чтение» мазка периферической крови человека с обязательным подсчетом лейкоцитарной формулы.

Учитывая тот факт, что первичные навыки могут быть сформированы только практическим путем, к их закреплению надо подходить с особой тщательностью и отрабатывать их до автоматизма. Вторичные навыки лучше тоже осваивать на практике, однако, учитывая особенности работы со студентами-инвалидами и студентами с ОВЗ в практическом обучении, а так же в порядке предварительной подготовки могут быть использованы методы, применяемые для формирования умственных действий. Применение современных компьютерных технологий -учебные видиолекции с применением 2D и 3D изображений.

При формировании практических навыков у студентов-инвалидов и студентов с ОВЗ на морфологических кафедрах медицинского профиля важное значение имеет выделение существенных признаков действия. По данным литературных источников существует два типа обучения: первый - стихийный тип обучения (без выделения существенных признаков действия), второй - управляемый тип обучения (с выделением существенных признаков действия). Выделение существенных признаков действия должно составлять главное содержание ориентировочной основы действия.

При первом типе обучения студент-инвалид или студент с ОВЗ получает от преподавателя систему указаний, не выделяющую ему всех существенных и необходимых для выполнения действия признаков (неполный состав ориентировочной основы действий) и, таким образом, не обеспечивается даже объективная возможность правильного выполнения действия. При втором типе дается полный состав ориентировочной основы действия, т.е. полная исчерпывающая система указаний, конкретно выделяющая наиболее существенные и необходимые ориентиры, следуя которым выполненное действие однозначно будет правильным.

При неполной ориентировочной основе действия недостающие компоненты ее приходится искать самостоятельно, в ходе упражнений стихийно, «вслепую», ориентируясь, при этом, на случайные, несущественные признаки, в результате чего, студент-инвалид и студент с ОВЗ не сможет выполнить действия правильно. В таком случае, ошибка становится неизбежной, а сам процесс формирования навыка очень затягивается, пока не произойдет дифференцировка правильного действия от неправильного действия. Наиболее часто такая дифференцировка происходит не в силу «случайных открытий», а в результате совпадения в данном конкретном случае существенных и не существенных признаков, что, в свою очередь, приведет к достижению успешного результата. Однако, объективные,

39

40

существенные признаки для студента-инвалида и студента с ОВЗ остаются замаскированными и в его сознании не получают отражения. Таким образом, ориентируясь на несущественные или не на все необходимые признаки, студент-медик может достигнуть успешного результата лишь в очень ограниченных условиях. В результате, приобретенный в таких условиях навык, естественно оказывается неустойчивым и как только исходные условия незначительно изменятся, достигнутый результат будет утрачен.

При управляемом типе обучения все существенные и необходимые ориентиры, обеспечивающие студенту-инвалиду и студенту с ОВЗ объективную возможность правильного выполнения действия, предоставляются, необходимость в пробах исчезает. При организации жесткого контроля над выполнением действия в строгом соответствии с выделенными признаками, объективно обеспечивающими правильное выполнение действия, ошибки практически исчезают с первых же упражнений и, процесс формирования навыка значительно сокращается во времени. Выделенная предварительно система существенных признаков (в данном случае - фиксированная в методических указаниях) служит студенту-инвалиду и студенту с ОВЗ планом действия на всех этапах.

Отработка ориентировочной основы действия по этапам обеспечивает высокий уровень отражения ее, полноценное

осознание ориентировочных признаков, в результате чего - студент-инвалид и студент с ОВЗ действует «со знанием дела», быстро замечает допущенную ошибку, понимает и знает причины и умеет ее устранить.

Сформированный при таком типе практический навык приобретает некоторую устойчивость, в изменившихся условиях он не утрачивает своей точности и правильности исполнения.

Таким образом, стихийный тип обучения не приемлем для формирования практических навыков у студентов-инвалидов и студентов с ОВЗ на кафедрах морфологического профиля, в частности, на кафедре гистологии, эмбриологии, цитологии. Наиболее оптимальным для такой группы студентов-медиков является второй тип обучения, который обеспечивает возможность полностью управлять процессом формирования навыка, исключает всякую стихийность. Этот путь несравнимо более легкий и эффективный как по срокам обучения, так и по качеству сформированного навыка. Управляемый тип обучения (второй тип) обеспечивает сознательное усвоение заданного содержания и дает известную свободу, легкость ориентировки в определенных условиях.

Дальнейшая же разработка проблемы формирования практических навыков и внедрение результатов исследований в учебный процесс позволит значительно улучшить качество подготовки врачей-инвалидов и врачей с ОВЗ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Панюкова С.В., Сергеева. В.С., Саит-галиева Г.Г. Организационно-методические и правовые аспекты обучения студентов с инвалидностью в вузе./ Учебное пособие. Под ред. С.В. Панюковой. - М.: МГППУ, 2017.- 88 с.

2. Безан А.Ю., Коновалова М.Д. Изучение социально-психологической адаптации студентов в процессе инклюзивного вузовского обучения // В сборнике: Реабилитация, абилитация и социализация: междисциплинарный подход. Москва, 2016. - С. 618-625.

3. Заборина Л.Г. Практика оказания психологической помощи в рамках социально-психологического тренинга студентам с ограниченными возможностями здоровья // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: педагогические науки. - 2017. - T. 12. № 2. - С. 41-46.

4. Kokhan S.T. A research of some aspects of inclusive education of disabled students in Zabaykalsky Krai / S.T. Kokhan,

A.V. Pateyuk, M.Yu. Plotnikova, etc.// Problems of modern pedagogical education. Collection of scientific works: - Yalta: RIO GPA, 2017. - Issue 54. - Ch.6. -P. 100 - 105.

5. Rehabilitation of children with limited opportunities of health / Page. T Kokhan., Yu.Yu. Shurygina, A.V. Pateyuk [etc.] / under the editorship of S.T. Kokhan. Chita, ZABGU, 2016. - 280 p.

6. Psychology and pedagogical bases of training of students with OVZ in higher education institution / under the editorship of B.B. Aysmontasa: the anthology for the teachers of the sphere of higher education working with students with OVZ. - M.: MGPPU, 2013. - 334 with.

7. Галагузова Ю.Н. Проблемы профессиональной подготовки студентов-инвалидов в вузе. Сборник материалов первой всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Проблемы и перспективы развития инклюзивного образования». Самара. -2017. - С. 15-22.

41

FEATURES OF FORMATION OF PRACTICAL SKILLS DISABLED STUDENTS AND STUDENTS WITH DISABILITIES OF HEALTH AT MORPHOLOGICAL CHAIRS OF MEDICAL UNIVERSITIES

© Maria A. Zatolokina, Olga D. Balybina, Nadezhda P. Lesnaya, Evgenia S. Zatolokina Zatolokina Maria A. - Professor of the Histology, Embryology, Cytology Department, MD, Associate Professor, Kursk State Medical University (KSMU). E-mail: marika1212@mail.ru 3

Balybina Olga D. - Senior Lecturer of the Histology, Embryology, Cytology Department, Kursk State Medical University (KSMU). E-mail: Balibinaod@yandex.ru

Lesnaya Nadezhda P. - Associate Professor, of the Propaedeutics of Internal Diseases Department, MD, Associate Professor, Kursk State Medical University (KSMU).

Zatolokina Evgenia S. - student, Kursk State Medical University (KSMU)

Address: 305041, Kursk, st. K. Marx, 3, Russian Federation

Abstract

The article describes the features of the formation of practical skills in students with disabilities and students with disabilities at the Department of Histology, Embryology, 42 Cytology. The division of medical skills into primary and secondary with a listing of their

components during the training of students with disabilities and students with disabilities at the Department of Histology, Embryology, Cytology is justified.

Keywords: practical skills, students with disabilities, students with disabilities, departments of morphological profile.

REFERENCE

1. Panyukova S.V., Sergeyeva. V.S., Saitgali-yeva G.G. Organizatsionno-metodicheskiye i pravovyye aspekty obucheniya studentov s invalidnost'yu v vuze./ Uchebnoye posobiye. Pod red. S.V. Panyukovoy. - M.: MGPPU, 2017.- 88 s.

2. Bezan A.YU., Konovalova M.D. Izucheniye sotsial'no-psikhologicheskoy adaptatsii stu-dentov v protsesse inklyuzivnogo vuzovskogo obucheniya // V sbornike: Reabilitatsiya, abili-tatsiya i sotsializatsiya: mezhdistsiplinarnyy podkhod. Moskva, 2016. - S. 618-625.

3. Zaborina L.G. Praktika okazaniya psikho-logicheskoy pomoshchi v ramkakh sotsial'no-psikhologicheskogo treninga studentam s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya // Uchenyye zapiski Zabaykal'skogo gosudarst-vennogo universiteta. Seriya: pedagogicheskiye nauki. - 2017. - T. 12. № 2. - S. 41-46.

№3 (18) 2019 4. Kokhan S.T. A research of some aspects of www.j-chr.com inclusive education of disabled students in Za-baykalsky Krai / S.T. Kokhan, A.V. Pateyuk, M.Yu.

Plotnikova, etc.//Problems of modern pedagogical education. Collection of scientific works:

- Yalta: RIO GPA, 2017. - Issue 54. - Ch.6. -P. 100

- 105.

5. Rehabilitation of children with limited opportunities of health / Page. T Kokhan., Yu.Yu. Shurygina, A.V. Pateyuk [etc.] / under the editorship of S.T. Kokhan. Chita, ZABGU, 2016. - 280 p.

6. Psychology and pedagogical bases of training of students with OVZ in higher education institution / under the editorship of B.B. Ay-smontasa: the anthology for the teachers of the sphere of higher education working with students with OVZ. - M.: MGPPU, 2013. - 334 with.

7. Galaguzova YU.N. Problemy professional'noy podgotovki studentov-invalidov v vuze. Sborn-ik materialov pervoy vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiyem «Problemy i perspektivy razvitiya inklyuzivnogo obrazovaniya». Samara. - 2017. -S. 15-22.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.