специалиста, развитие которых в комплексе способствует становлению профессионально мобильной (целостной) личности выпускника.
Литература
1. Дегтерев В.А., Ковтунова А.Н., Шрамко Н.В. Инновационные подходы к профессиональной подготовке специалистов социальной сферы в вузе : монография / Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2010. — 215 с.
2. Игошев Б.М. Организационно-педагогическая система подготовки профессионально мобильных специалистов в педагогическом университете : монография. — М. : ВЛАДОС, 2008. — 201 с.
3. Ларионова И.А. Проблемы интеграции в профессиональной подготовке социальных педагогов и социальных работников // Пед. образование и наука. — 2008. — № 2.
4. Ларионова И. А., Дегтерев В.А. К вопросу о компетентностям подходе в системе высшего профессионального образования // Образование и наука: Изв. УрО РАО. — 2007. — № 8 (12).
5. Ларионова И. А., Галагузова Ю.Н. Совмещение специальностей социального профиля: интегративно-
дифференцированный подход // Педагогика. — 2008. — № 2.
Лебедев Ю.И
Доцент, кандидат медицинских наук, Курский государственный медицинский университет ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В КЛИНИКЕ ФТИЗИАТРИИ
Аннотация
Для улучшения организации учебной деятельности студентов по курсу фтизиатрии сопоставлены результаты их самостоятельной работы при разных стилях педагогического общения и установлена более высокая эффективность обучения при демократическом стиле общения, который рекомендуется к широкому использованию в учебном процессе.
Ключевые слова: фтизиатрия, педагогика, стиль общения.
Lebedev Yu.I
Associate Professor, PhD in medical sciences, Kursk State Medical University THE DEMOCRATIC STYLE OF TEACHER COMMUNICATION AS A GOOD CONDITION FOR INDEPENDENT
STUDENT WORK IN TB CLINIC
Abstract
To improve the organization of learning activities of students on TB course there were compared the results of the independent work in a variety styles of teacher communication and higher efficiency of training is set in the democratic style of communication, which is recommended for widespread use in the educational process.
Keywords: phthisiatry, education, communication style
Менеджмент медицинского образования как ответ на вызов постиндустриального общества предполагает переход от «знаниевой» к демократической форме обучения и подразумевает формирование профессиональных компетенций посредством активизации мыслительной деятельности и полной реализации личностного потенциала обучаемого. Такой гуманистический подход заложен в самом термине «менеджмент», что в медицинской практике англоговорящего персонала больниц означает также «лечение, уход и помощь больному». Гуманистический вектор определяет направленность всех современных образовательных инноваций, активное использование которых возможно лишь в условиях правильного педагогического общения, создающего, по мнению психологов, благоприятный психологический климат, оптимизацию учебной деятельности.
Такие условия создаются благодаря педагогике сотрудничества, четкому определению целей обучения и выполнению ряда условий.
Во-первых, при организации учебной работы педагогу необходимо демонстрировать умение работать в команде, используя «эффект первого лица», то есть проявлять личную заинтересованность в достижении поставленных целей как при составлении методической документации и разработке образовательных инноваций, так и в общении с окружающими. Следуя положительному примеру преподавателя, студентам легче адаптироваться в условиях противотуберкулезного отделения, где контакт с инфекцией неизбежен в силу ее аэрогенной природы. Адаптации способствует также разъяснение студентам действия мощных механизмов противотуберкулезной защиты, которыми обладает здоровый человек, и которые подвержены неблагоприятному влиянию курения и алкоголя. Подчеркивается роль стресса, фрустрации и стигматизации в поведенческих реакциях больных, попавших в трудную жизненную ситуацию, в которой может оказаться каждый из полутора миллиардов носителей туберкулезной инфекции на Земле.
Во-вторых, приобщение студента-медика к врачебной деятельности невозможно без его включения в систему реальных межличностных отношений в клинике, то есть без его адаптации к профессии в условиях определенной социальной среды. Совершенствование такой адаптации представляется нам актуальной социально-педагогической проблемой. Ее решение зависит от качества профессионального общения, создающего условия для формирования умения работать в команде, и нейтрализации отрицательного влияния отдельных факторов инфекционной клиники на формирование личности будущего врача и его специализацию.
В-третьих, общепризнанно, что ведущей формой обучения студентов в клинике является курация больных с изучаемой патологией. Исходя из природы субъект-объектных отношений, курация больного студентом как форма профессионального общения представляет собой сложный и противоречивый процесс. Студент-куратор и исследуемый больной выступают одновременно субъектами и объектами действия. Исследуя больного, студент, в свою очередь, подвергается «изучению» со стороны пациента, который строит отношение к куратору на основе полученных впечатлений и активно влияет тем самым на ход педагогического процесса. Психологический контакт, возникающий в ходе курации между студентом и больным, приобретает, таким образом, дидактическую значимость. Положение это общеизвестно, однако, до сих пор внимание в клиниках уделяется преимущественно освоению все более расширяющегося арсенала различных лабораторных и инструментальных методик, в то время как способы установления эффективного личностного контакта в ходе субъективного и объективного исследования рассматриваются меньше. Приходя в клинику, студент, как правило, не владеет суммой житейских знаний и нравственных привычек, которая превосходила бы аналогичную у больных. Поэтому на этапе профессиональной адаптации студента под призывы и декларируемые постулаты о чутком, отзывчивом отношении к пациенту следует подвести конкретную базу: помочь ему в установлении межличностных контактов с учетом требований психологии и профессиональной этики — задачи, которая решается в рамках педагогического общения. Ровное, доброжелательное отношение преподавателя к студентам независимо от личных симпатий и антипатий, к больным, не взирая на их социальный статус, к сотрудникам клинической базы, от главного врача до вахтера, помогает обучаемым почувствовать необходимость воспитания в себе умение работать в команде, без чего формирование профессиональных компетенций невозможно.
В-четвертых, наряду с использованием различных методов психологического подхода к больным и людям, окружающим его в современных условиях, будущему врачу необходима активизация познавательной деятельности в ходе изучения клинических дисциплин. Важную роль при этом играет правильно организованная самостоятельная работа студентов, которая предполагает
36
реальное активное обучение, позволяющее проявиться положительным наклонностям учащихся, их интеллектуальным и физическим возможностям. Такая работа снимает вопрос о стрессовых нагрузках, даёт возможность получать индивидуальную консультативную помощь и даже воспользоваться индивидуальными сроками обучения. Для управления самостоятельной работой и реферированием литературы нами разработаны специальные методические рекомендации.
В-пятых, для эффективного выполнения самостоятельной работы в группе необходимо создать благоприятный психологический климат и кооперативный характер межличностных отношений. Это зависит от того, какой стиль педагогического общения (авторитарный, демократический или попустительский) избирает преподаватель, осуществляя свои социально-ролевые и функциональные обязанности. Нами сопоставлены результаты использования новых интерактивных методов обучения на базе разработанной на кафедре методики организации самостоятельной работы студентов в клинике туберкулеза. Матричным и экспертным методами отобраны педагогические технологии, подходящие для разных разделов изучаемой дисциплины. Так, для приобретения компетенций в области лечения туберкулеза, где четко сформулированы и стандартизированы режимы химиотерапии, был использован метод коучинга на основании специально разработанных ориентировочных основ действия. Для обучения дифференциальной диагностике туберкулеза легких применялся метод кейсов, в основе которого лежат сложные, не распознанные при жизни случаи заболевания, требующие принятия неординарных решений; для приобретения компетенций в области профилактики использовалась деловая игра.
Оценка правильности решений осуществлялась с помощью красных и желтых карточек, количество которых суммировалось в ходе обсуждения результатов занятия по специально разработанной методике и делался вывод о его результатах. Каждым студентом заполнялась анкета удовлетворенности выполненной работой. Методики апробированы в трех сводных группах студентов, по 60 человек в каждой, имеющих примерно одинаковый средний балл по результатам рейтинга. Занятия проводились преподавателями, кандидатами медицинских наук, имеющими стаж педагогической деятельности более 10 лет, демонстрирующими авторитарный, попустительский или демократический стили педагогического общения. Нами замечено, что при авторитарном стиле управления, жестком поэтапном и всеобъемлющем контроле у студентов снижается мотивация, проявляется враждебность во взаимоотношениях на фоне покорности и даже заискивания перед преподавателем. При попустительском стиле, когда студенты выполняют задания в отсутствие преподавателя, без тщательного контроля за окончательным результатом, работа выполняется некачественно, участники отмечают низкую мотивацию, рассматривая занятие как безответственную игру. Демократический стиль общения позволяет оценивать факты, а не личность, что обеспечивает активное участие группы в обсуждении всего хода предстоящей работы и ее организации. Преподаватель при этом выступает в роли консультанта, искренне заинтересованного в формировании студентами профессиональных компетенций. Это развивает у участников уверенность в себе, стимулирует самоуправление, повышает общительность и доверительность взаимоотношений в группе. По данным литературы и нашему мнению, демократический стиль является наиболее эффективным, вызывающим интерес к работе, позитивную внутреннюю мотивацию деятельности. Значительно повышается качество и оригинальность выполнения заданий. Более высокой оказывается групповая сплоченность, чувство гордости общими успехами, взаимопомощь и дружелюбие во взаимоотношениях. Таким образом, не столько трудности студенческой жизни и учебы ответственны за снижение интереса к учению, сколько особенности общения преподавателя с обучаемыми. Справедливости ради, необходимо отметить, что современная социальная психология указывает и на такие обстоятельства, когда наиболее продуктивным и адекватным может оказаться все-таки авторитарный стиль. Однако для ситуаций обычного общения, тем более педагогического, это скорее исключение, чем правило.
В-шестых, следует помнить, что основным средством общения служит язык. Поэтому изучение его содержания, форм, видов, возможностей и норм составляет важнейшую проблему общения, требует функционально-лингвистического подхода к формированию доверительных отношений. Проверка самостоятельных работ студентов, на наш взгляд, должна быть объективной, а результаты представлены в виде корректных замечаний, известных только студенту и преподавателю. В общем анализе работы студенческой группы указания на ошибки и недочеты не должны носить персональный характер. Психологи отмечают положительную роль похвалы за хорошую работу, однако ее вербальная форма не должна касаться личностных характеристик студента. Оценка нами дается в виде благоприятного или неблагоприятного прогноза в отношении будущей врачебной деятельности на основании качества выполненной работы. Не следует употреблять слова «молодец», «отлично», а лучше позаимствовать психологически грамотные англоязычные формы похвалы «well done» или «you are going to be a good doctor», что в свободном переводе означает «хорошо сделано» и «из Вас получится хороший доктор». Мы считаем нецелесообразным ругать и высмеивать отдельных студентов. Оценка «два балла» прекрасно характеризует качество проделанной работы и не требует от преподавателя укоризненных эмоциональных комментариев, кроме проявления чувства огорчения.
В-седьмых, общепринятым является мнение, что педагогическое общение, по своей сути, есть деятельность творческая, когда мышление в его высшей форме выходит за пределы требуемого для решения возникшей задачи уже известными способами. Однако творчество в педагогическом общении - это не панацея от всех бед, не доминанта, не оставляющая места репродуктивному процессу. Роль репродуктивного в профессиональном общении педагога имеет многоуровневую структуру: от неуверенного умения пересказать то, что знаешь сам, до умения адаптировать материал с учетом многих внешних факторов, перестраивать собственную педагогическую деятельность в изменившихся обстоятельствах. Мастер педагогического труда - это прежде всего высококомпетентный в психолого-педагогической и собственной предметной области специалист, умеющий репродуцировать на высоком уровне профессиональные знания, навыки и умения. В то же время педагогическое общение должно ориентироваться не только на достоинство человека как важнейшую ценность общения, но и на такие этические ценности, как честность, откровенность, бескорыстие, доверие, милосердие, благодарность, забота и верность своему слову.
Таким образом, организация самостоятельной работы в рамках реализации программы ФГОС-3 по «Фтизиатрии» требует формирования у преподавателей демократического стиля педагогического общения, знания психологии межличностной коммуникации и высокого профессионализма.
Литература
1. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т. I -М.: Педагогика, 1983.- 392 с.
2. Коломиец В.М., Лебедев Ю.И. Содействуя профессиональной адаптации // Вестник высшей школы. - 1988. - №9. - С.56-57.
3. Fred, Herbert L. Hyposkillia // Texas Heart Institute Journal. - 2005. - Vol. 32. - № 3. - P. 255-259.
4. Лопатенков Г.В. Главное — умение работать в команде // Казанский педагогический журнал «Профессиональное образование». - 1997. — № 1. — С. 35-41.
5. Коломиец В.М., Лебедев Ю.И. Фтизиопульмонология / М.: Медицина. - 2005. - 540 С.
6. Лебедев Ю.И. Учебное пособие по реферированию литературы / Изд-во Lambert. - 2012. - 590 с.
7. Левин Курт. Динамическая психология: Избр. Труды. - М.: Смысл, 2001. - 572 с.
8. Лебедев Ю.И. Кейсы как интерактивный метод приобретения компетенции в области медицинской диагностики /
Материали за 9-а международна научна практична конференция, «Новината за напреднали наука». - София. - 2013. - С.3-6.
9. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т. I -М.: Педагогика, 1983.- 392 с.
37