Научная статья на тему 'Развитие качеств профессиональной мобильности у будущих специалистов социальной сферы'

Развитие качеств профессиональной мобильности у будущих специалистов социальной сферы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
112
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / ИНТЕГРАЦИЯ / КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ / PROFESSIONAL MOBILITY / INTEGRATION / QUALITIES OF PROFESSIONAL MOBILITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ларионова И. А.

В статье проведен анализ таких основополагающих документов образовательной политики Российской Федерации, как Концепции модернизации Российского образования, Национальной доктрины образования РФ на период до 2025 года, Федеральной целевой программы развития образования, Болонской декларации о создании общеевропейского пространства высшего образования. Выделены основные принципы модернизации высшего профессионального образования. Раскрывается понятие «профессионально мобильной личности», суть компонентов квалификационной характеристики специалиста, доминанты формирования качеств профессиональной мобильности специалистов, а также качества профессиональной мобильности специалиста социальной сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE QUALITIES OF PROFESSIONAL MOBILITY THE FUTURE SPECIALISTS OF SOCIAL SPHERE

The analysis of such fundamental documents of educational policy of the Russian Federation, as Concepts of modernization of Russian education, the National doctrine of formation of the Russian Federation for the period till 2025, the Federal target program of the development of education, the Bologna declaration on the establishment of European Higher Education Area is carried out. The basic principles of higher education modernization are picked out. The article describes the concept of "mobile professional person", components of the qualifying characteristics of a specialist, dominants of professional qualities of mobile specialists as well as the qualities of professional mobility of social sphere specialist.

Текст научной работы на тему «Развитие качеств профессиональной мобильности у будущих специалистов социальной сферы»

фронтально со всем классом теорема. Ребята запоминают ее доказательство, объясняют друг другу по группам: трое слушают одного. Всегда первыми рассказывают сильные ученики. Затем они помогают слабым понять и воспроизвести доказательство.

Во время обобщения и систематизации знаний предлагаю разным группам учеников готовить разные вопросы по изученной теме. Коллективная подготовка позволяет рассмотреть предложенный вопрос с разных сторон. К его рассмотрению ребята готовят наглядные пособия, историческую справку, подбирают или сочиняют сами рассказ, стихотворение.

Домашнюю работу каждого ученика сначала оценивают в своих группах сами ребята. Затем предлагаю высказаться одному из группы. После выступления представителей всех групп сообща подводим итоги работы. Отмечаем лучшее выступление, лучшую группу. Это оживляет учебный процесс, позволяет привести в систему ранее изученный материал.

Опыт показывает, что кооперированно-групповая работа имеет много преимуществ. Она вносит элемент разнообразия в ход урока, вызывает особый интерес у ребят, стимулирует их активную познавательную деятельность.

4. Индивидуализированно-групповая форма учебной работы

Эта форма предполагает такую организацию учебного процесса, при которой учитель специально занимается с группой учеников, а в это время весь класс работает самостоятельно над другим материалом. Обычно в практике работы учителю постоянно приходиться держать в поле зрения учеников с низкой обучаемостью. А такая форма учебы как раз и позволяет делать это. Она сочетает в себе индивидуальную и групповую учебную работу школьников.

Конечно, индивидуализированно-групповая работа — это не основная, а дополнительная форма учебной работы. Но она дает возможность преподавателю научить на уроках всех школьников и создать лучшие условия для развития одаренных.

Формы учебной работы

Фронтальная

Рассчитана на учащихся, имеющих равный уровень подготовки, работающих в одном темпе.

Индивидуальная Коллективная

При такой организации учебной работы Предусматривает работу в парах

каждый учащийся выполняет индивидуальное сменного состава. Каждый ученик по задание, оформляемое на специальных очереди работает со всеми другими карточках. учениками данной группы.

Групповая

Фронтально- Дифференцированно- Кооперированно- Индивидуализированно-

групповая групповая групповая групповая

При такой форме В этом случае группы Разные группы выполняют Учитель занимается с

организации урока работают по учебным отдельные части общего задания. одним-двумя учениками в то

группы работают в возможностям. Задания Это позволяет рассмотреть время, когда весь класс

едином темпе над одним отличаются не объемом, а предложенный вопрос с разных работает самостоятельно над

заданием. уровнем сложности. сторон. другим материалом.

Литература

1. Куликова В.А. Чтобы урок был не в тягость, а в радость, или как работать без отстающих: Кн. для учителя: Из опыта работы. — Тюмень — Изд-во «Поиск», 1997. —95 с.

2. Первин И.Б. Коллективная учебно-познавательная деятельность школьников. М.: Просвещение, 1985, —144 с.

3. Чередов И.М. Методика планирования школьных форм организации обучения. — Омск. 1983. — 101 с.

Ларионова И.А.

Доктор педагогических наук, профессор Уральский государственный педагогический университет РАЗВИТИЕ КАЧЕСТВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ

Аннотация

В статье проведен анализ таких основополагающих документов образовательной политики Российской Федерации, как Концепции модернизации Российского образования, Национальной доктрины образования РФ на период до 2025 года, Федеральной целевой программы развития образования, Болонской декларации о создании общеевропейского пространства высшего образования. Выделены основные принципы модернизации высшего профессионального образования. Раскрывается понятие «профессионально мобильной личности», суть компонентов квалификационной характеристики специалиста, доминанты формирования качеств профессиональной мобильности специалистов, а также качества профессиональной мобильности специалиста социальной сферы.

Ключевые слова: профессиональная мобильность, интеграция, качества профессиональной мобильности.

Larionova ТА.

Doctor of pedagogical Sciences, ProfessorUral state pedagogical university DEVELOPMENT OF THE QUALITIES OF PROFESSIONAL MOBILITY THE FUTURE SPECIALISTS OF SOCIAL

SPHERE

Abstract

The analysis of such fundamental documents of educational policy of the Russian Federation, as Concepts of modernization of Russian education, the National doctrine of formation of the Russian Federation for the period till 2025, the Federal target program of the development of education, the Bologna declaration on the establishment of European Higher Education Area is carried out. The basic principles of higher education modernization are picked out. The article describes the concept of "mobile professional person", components of the qualifying characteristics of a specialist, dominants of professional qualities of mobile specialists as well as the qualities of professional mobility of social sphere specialist.

Keywords: professional mobility, integration, qualities of professional mobility.

Российская система профессионального образования претерпевает в настоящее время глобальные изменения, которые связаны с решением ряда ключевых проблем, а именно: несоответствия существующего законодательства целям развития высшего образования в условиях рыночной экономики; недостаточной гибкости образовательных программ по отношению к реальным потребностям рынка труда; несформированности эффективных систем управления и оценки качества подготовки специалистов как в системе образования, так и вне ее со стороны работодателей; снижения уровня профессорско-преподавательского состава; оттока молодых перспективных кадров за рубеж и в другие сферы деятельности; недостаточного обеспечения вузов современным учебнолабораторным и научным оборудованием; недостаточного внедрения современных технологий в процесс профессиональной подготовки специалистов.

В этих условиях возникает необходимость расширения спектра рассматриваемых и нуждающихся в решении проблем и соответствующих мер законодательного, содержательного и организационного характера.

32

Современная стратегия образовательной политики государства отражена в Приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации, комплексе мероприятий по их реализации, Федеральной целевой программе развития образования как организационной основе государственной политики в сфере образования.

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 основной целью профессионального образования объявлена подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, социально и профессионально мобильного, готового к постоянному профессиональному росту.

Национальная доктрина образования Российской Федерации на период до 2025 г. как основополагающий государственный документ, устанавливающий приоритет образования в государственной политике, также акцентирует внимание на подготовке высококвалифицированных специалистов в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий.

Все это актуализирует проблему модернизации высшего профессионального образования и создания опережающей системы профессиональной подготовки специалиста нового типа, построенной на принципах инновационности. Проблемам инновационности образования посвящены отечественные (А.А. Арламов, В.И. Загвязинский, М.В. Кларин, Н.В. Кузьмина, С.Д. Поляков, М.М. Поташник, Н.Ю. Посталюк, В.А. Сластенин, А.И. Субетто, О.Г. Хомерики, А.В. Хуторской, М.М. Фридман, Н.Р. Юсуфбеков) и зарубежные (Р. Адам, Л. Андерсон, Л. Брикс, Х. Барнет, А. Кинг, Е. Роджерс, Б. Шнайдер) исследования.

Одним из основополагающих принципов подготовки профессиональных кадров Болонская декларация объявляет принцип профессиональной мобильности выпускников вузов.

Обобщим факторы, обусловливающие профессиональную мобильность современного специалиста: стремительное изменение социокультурной и социально-экономической ситуации, инновационность всех сфер жизнедеятельности человека, глобализация важнейших сфер производства, усиление зависимости карьеры от образования; увеличение скорости старения знаний, расширение информационных потоков, повышение зависимости личного успеха в жизни от образования и профессии; нестабильность на рынке труда; динамика развития рынка профессий; постоянные изменения статуса многих профессий и др.[5].

На основе анализа различных дефиниций понятия профессиональной мобильности как интегративного качества конкурентоспособной и профессионально компетентной личности (В.Ю. Арутюнян, Р. Бендикс, П. Блау, Ф. Гато, Л.В. Горюнова, Д. Глас, О. Дункан, Т.И. Заславская, Б.М. Игошев, Ю.И. Калиновский, С. Липсет, О.Ю. Посухова, М.Н. Руткевич, П.А. Сорокин, Ф.Р. Филиппов и др.) и с опорой на структуру деятельности как основного способа созидательной активности человека по преобразованию природы и общества определим понятие профессионально мобильной личности.

Профессионально мобильная личность - это личность, адекватно действующая согласно требованиям служебного и общественного долга, готовая реализовать ключевые, базовые и специальные компетенции, приобретенные в образовательном учреждении, работать с высокой продуктивностью и эффективностью, действенно реагировать на меняющиеся профессиональные обстоятельства и решать нестандартные профессиональные задачи, безусловно принимать на себя ответственность за результаты своего труда, заниматься постоянным личностным совершенствованием [2].

Развитие качеств профессиональной мобильности у специалистов социальной сферы является важным аспектом их подготовки. Проанализировав требования государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования и классификатор специальностей, обобщим интегративные и дифференцированные характеристики профессиональной деятельности социального педагога и специалиста социальной работы для того, чтобы определить возможности профессионального образования в подготовке специалистов к работе в смежных областях деятельности и формировании качеств профессиональной мобильности (табл. 1).

33

Таблица 1 Квалификационная характеристика специалиста

Анализируемые компоненты Социальный педагог Специалист социальной работы

i 2 3

Цели деятельности Общие - социальное развитие индивида и общества, формирование общей культуры личности, интеграция деятельности различных государственных и общественных организаций

Специальные Социализация, ресоциализация личности Социальное обеспечение, помощь, поддержка

Объекты деятельности Общие - дети, молодежь, семья

Специальные Обучающиеся Отдельные лица, семьи, группы населения и общности, нуждающиеся в восстановлении нарушенного социального функционирования

Сферы деятельности Общие - система образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, пенитенциарная система

Специальные Социально-педагогическая работа в сфере образования Государственные и негосударственные социальные службы, организации и учреждения, благотворительные фонды, политические организации, неформальные институты и др.

Предмет деятельности Общие - социальная помощь

Специальные Социальное воспитание, социальное сопровождение Социальная помощь, поддержка, обеспечение и обслуживание

Основные формы (средства) воздействия Общие - правовые, социально-психологические

Специальные Психологические, педагогические Материально-экономические

Виды деятельности Общие - социально-педагогическая, исследовательская, организационно-управленческая, социально-проектная, научно-методическая, посредническая

Специальные Учебно-воспитательная, развивающая, культурнопросветительская Социально-технологическая

Результаты деятельности Общие - социальная устойчивость

Специальные Созданные благоприятные условия для социализации и ресоциализации личности Оказанная социальная помощь, поддержка в целях улучшения или восстановления способности граждан к социальному функционированию

Поскольку развитие качеств профессиональной мобильности является приоритетным направлением профессиональной подготовки специалистов социальной сферы (в рамках исследования - социальных педагогов и специалистов социальной работы), задачи и виды их профессиональной деятельности во многом дополняют друг друга, объекты и сферы профессиональной деятельности пересекаются, а цели совпадают, что создает, в свою очередь, благоприятную основу для реализации данного процесса. Кроме того, само содержание профессиональной деятельности социального педагога и специалиста социальной работы является многомерным и многоаспектным (разнообразие характеристик, сфер, объектов профессиональной деятельности; множественность проблем клиентов; многообразие социальных ролей), что также предъявляет дополнительные требования к формированию у них видения альтернатив решения проблем, способности осуществлять оптимальный выбор и овладевать системой обобщенных профессиональных приемов и способов деятельности.

Проанализировав основные образовательные программы подготовки социальных педагогов и специалистов социальной работы, выделим общие («Педагогика», «Психология», «Основы медицинских знаний», «Безопасность жизнедеятельности», «Социальная политика», «Семьеведение» и др.) и специальные (специальность «Социальная педагогика» - «Методика и технология работы социальных педагогов», «Возрастная психология», «Социальная психология», «Основы социальной работы», «Основы психологии семьи и семейного консультирования» и др.; специальность «Социальная работа» - «Основы социальной медицины», «Гендерология и феминология», «Социальная геронтология», «Социальная работа с молодежью» и др.) изучаемые дисциплины.

На основе анализа системы профессионального образования специалистов социальной сферы определено, что профессиональную подготовку социальных педагогов и специалистов социальной работы можно рассматривать как единую профильную подсистему социального образования, которой присущи смежность, содержательная сопряженность специальностей и направлений разных уровней, а также ориентированность на одну сферу профессиональной деятельности - социальную.

Остановимся подробнее на доминантах, определяющих формирование качеств профессиональной мобильности специалистов. К ним относятся структура личности, деятельности, мировоззрения человека; требования работодателей, стандартов высшего профессионального образования, этического и профессионального кодекса специалиста социальной сферы; противоречия студенческого возраста. Системообразующими качествами профессиональной мобильности специалиста социальной сферы выступают общие профессиональные качества - социальная ответственность, коммуникативность, познавательная активность и специальные профессиональные качества - толерантность, креативность, рефлексивность (рис. 1).

34

Рис. 1. Системообразующие качества профессиональной мобильности специалиста социальной сферы

Одним из ведущих механизмов профессиональной подготовки специалистов является интеграция (от лат. integrum - целое; integration (англ.) - восстановление, восполнение) - объединение каких-либо элементов (частей) в целое; процесс взаимного сближения и образования взаимосвязей [3]/

Необходимым условием успешной и целенаправленной профессиональной подготовки специалистов социальной сферы становится выявленная совокупность следующих интегративных тенденций, детерминирующих процесс профессиональной подготовки специалистов социальной сферы:

• общепрофессиональные: рациональное сочетание фундаментальных теоретических и прикладных аспектов содержания образования; актуализация проблемы взаимодействия основных процессов профессионального образования: обучения, воспитания, развития; синхронизация обеспечения непрерывности и преемственности (довузовского, вузовского, послевузовского) образования; обусловленность гуманитаризации образования объективными процессами гуманизации общественного производства и общественных отношений; интеграция системы высшего и послевузовского профессионального образования в мировую систему высшего образования при сохранении и развитии достижений и традиций российской высшей школы;

• организационно-деятельностные: повышение взаимообусловленности внутриинституциональной и общесоциальной практики; сопровождение реализации основной образовательной программы высшего профессионального образования программами и услугами дополнительного образования, то есть диверсификация профессиональной подготовки; сохранение традиционности профессионального образования при неуклонном стремлении к инновационным и реформационным изменениям на различных уровнях; стандартизация как содержания, так и результатов профессионального образования;

• личностно ориентированные: обеспечение конвенции интересов и ценностей всех потребителей и поставщиков профессиональных образовательных услуг; увеличение удельного веса самообразования и самовоспитания в системе профессиональной подготовки специалистов; повышение роли субъективации личности обучающегося, то есть детерминация познавательной деятельности студента обучающей деятельностью преподавателя, и наоборот, обусловленность деятельности преподавателя действиями, отношением, состоянием студента; аксиологизация личностнодеятельностной парадигмы как равного единства личностно ориентированного и деятельностного подходов в профессиональном образовании.

Возможность реализации образовательного процесса в рамках интегративного взаимодействия позитивно меняет методологию учебно-воспитательного процесса, характер субъект-субъектных отношений, профессиональных и личностных качеств специалиста. Основными преимуществами интегративной профессиональной подготовки являются: формирование целостного представления об окружающем мире; обновление содержания образования за счет расширения и углубления предмета познания; актуализация новых механизмов и способов познавательной деятельности; развитие рациональных и оптимальных приемов достижения поставленной цели; совершенствование учебно-методических и научно-методических комплексов; повышение качества профессионального образования посредством объединения кадровых, информационных и материально-технических ресурсов; формирование научного мировоззрения и дивергентности мышления; развитие способности к самоконтролю и самореализации; развитие стремления к регулярному обновлению профессиональных знаний и умений; формирование интегральных качеств личности - активности, самостоятельности, креативности, рефлексивности и др.

Интегративные тенденции в профессиональной подготовке специалистов социальной сферы - это приоритетные направления развития профессионального социального образования, построенного на принципах конвергенции и дивергенции и предусматривающего формирование как общепрофессиональных интегральных (социальной ответственности, познавательной активности, коммуникативности), так и специальных интегральных (толерантности, рефлексивности, креативности) качеств

35

специалиста, развитие которых в комплексе способствует становлению профессионально мобильной (целостной) личности выпускника.

Литература

1. Дегтерев В.А., Ковтунова А.Н., Шрамко Н.В. Инновационные подходы к профессиональной подготовке специалистов социальной сферы в вузе : монография / Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2010. — 215 с.

2. Игошев Б.М. Организационно-педагогическая система подготовки профессионально мобильных специалистов в педагогическом университете : монография. — М. : ВЛАДОС, 2008. — 201 с.

3. Ларионова И.А. Проблемы интеграции в профессиональной подготовке социальных педагогов и социальных работников // Пед. образование и наука. — 2008. — № 2.

4. Ларионова И. А., Дегтерев В.А. К вопросу о компетентностям подходе в системе высшего профессионального образования // Образование и наука: Изв. УрО РАО. — 2007. — № 8 (12).

5. Ларионова И. А., Галагузова Ю.Н. Совмещение специальностей социального профиля: интегративно-

дифференцированный подход // Педагогика. — 2008. — № 2.

Лебедев Ю.И

Доцент, кандидат медицинских наук, Курский государственный медицинский университет ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В КЛИНИКЕ ФТИЗИАТРИИ

Аннотация

Для улучшения организации учебной деятельности студентов по курсу фтизиатрии сопоставлены результаты их самостоятельной работы при разных стилях педагогического общения и установлена более высокая эффективность обучения при демократическом стиле общения, который рекомендуется к широкому использованию в учебном процессе.

Ключевые слова: фтизиатрия, педагогика, стиль общения.

Lebedev Yu.I

Associate Professor, PhD in medical sciences, Kursk State Medical University THE DEMOCRATIC STYLE OF TEACHER COMMUNICATION AS A GOOD CONDITION FOR INDEPENDENT

STUDENT WORK IN TB CLINIC

Abstract

To improve the organization of learning activities of students on TB course there were compared the results of the independent work in a variety styles of teacher communication and higher efficiency of training is set in the democratic style of communication, which is recommended for widespread use in the educational process.

Keywords: phthisiatry, education, communication style

Менеджмент медицинского образования как ответ на вызов постиндустриального общества предполагает переход от «знаниевой» к демократической форме обучения и подразумевает формирование профессиональных компетенций посредством активизации мыслительной деятельности и полной реализации личностного потенциала обучаемого. Такой гуманистический подход заложен в самом термине «менеджмент», что в медицинской практике англоговорящего персонала больниц означает также «лечение, уход и помощь больному». Гуманистический вектор определяет направленность всех современных образовательных инноваций, активное использование которых возможно лишь в условиях правильного педагогического общения, создающего, по мнению психологов, благоприятный психологический климат, оптимизацию учебной деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Такие условия создаются благодаря педагогике сотрудничества, четкому определению целей обучения и выполнению ряда условий.

Во-первых, при организации учебной работы педагогу необходимо демонстрировать умение работать в команде, используя «эффект первого лица», то есть проявлять личную заинтересованность в достижении поставленных целей как при составлении методической документации и разработке образовательных инноваций, так и в общении с окружающими. Следуя положительному примеру преподавателя, студентам легче адаптироваться в условиях противотуберкулезного отделения, где контакт с инфекцией неизбежен в силу ее аэрогенной природы. Адаптации способствует также разъяснение студентам действия мощных механизмов противотуберкулезной защиты, которыми обладает здоровый человек, и которые подвержены неблагоприятному влиянию курения и алкоголя. Подчеркивается роль стресса, фрустрации и стигматизации в поведенческих реакциях больных, попавших в трудную жизненную ситуацию, в которой может оказаться каждый из полутора миллиардов носителей туберкулезной инфекции на Земле.

Во-вторых, приобщение студента-медика к врачебной деятельности невозможно без его включения в систему реальных межличностных отношений в клинике, то есть без его адаптации к профессии в условиях определенной социальной среды. Совершенствование такой адаптации представляется нам актуальной социально-педагогической проблемой. Ее решение зависит от качества профессионального общения, создающего условия для формирования умения работать в команде, и нейтрализации отрицательного влияния отдельных факторов инфекционной клиники на формирование личности будущего врача и его специализацию.

В-третьих, общепризнанно, что ведущей формой обучения студентов в клинике является курация больных с изучаемой патологией. Исходя из природы субъект-объектных отношений, курация больного студентом как форма профессионального общения представляет собой сложный и противоречивый процесс. Студент-куратор и исследуемый больной выступают одновременно субъектами и объектами действия. Исследуя больного, студент, в свою очередь, подвергается «изучению» со стороны пациента, который строит отношение к куратору на основе полученных впечатлений и активно влияет тем самым на ход педагогического процесса. Психологический контакт, возникающий в ходе курации между студентом и больным, приобретает, таким образом, дидактическую значимость. Положение это общеизвестно, однако, до сих пор внимание в клиниках уделяется преимущественно освоению все более расширяющегося арсенала различных лабораторных и инструментальных методик, в то время как способы установления эффективного личностного контакта в ходе субъективного и объективного исследования рассматриваются меньше. Приходя в клинику, студент, как правило, не владеет суммой житейских знаний и нравственных привычек, которая превосходила бы аналогичную у больных. Поэтому на этапе профессиональной адаптации студента под призывы и декларируемые постулаты о чутком, отзывчивом отношении к пациенту следует подвести конкретную базу: помочь ему в установлении межличностных контактов с учетом требований психологии и профессиональной этики — задачи, которая решается в рамках педагогического общения. Ровное, доброжелательное отношение преподавателя к студентам независимо от личных симпатий и антипатий, к больным, не взирая на их социальный статус, к сотрудникам клинической базы, от главного врача до вахтера, помогает обучаемым почувствовать необходимость воспитания в себе умение работать в команде, без чего формирование профессиональных компетенций невозможно.

В-четвертых, наряду с использованием различных методов психологического подхода к больным и людям, окружающим его в современных условиях, будущему врачу необходима активизация познавательной деятельности в ходе изучения клинических дисциплин. Важную роль при этом играет правильно организованная самостоятельная работа студентов, которая предполагает

36

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.