УДК 378:026.9
ПЕДАГОГИКА ТВОРЧЕСТВА
Л.И. Иванкина
Томский политехнический университет E-mail: [email protected]
Исследуется место педагогики творчества в общем процессе образования человека. Дано определение педагогики творчества, выявляется ее содержание и формы проявления. В основе предлагаемого подхода к определению педагогики творчества лежит понимание природы творчества, являющегося спонтанным, но не управляемым процессом. Выделены факторы, влияющие в процессе обучения на творческую активность студентов.
Современное состояние системы образования знаменует собой переход от школы памяти и воспроизводства знаний к школе понимания и генерации идей, где нет навязывания точек зрения, а есть творческий процесс. Такая система позволяет научить человека самостоятельному мышлению, способности находить решение проблем, что выступает началом процесса не обучения, а образования человека. " Человек" в переводе с санскрита означает -"мыслеведающий" ("че" - "мысль", "век" - "ведать", "видеть"). Современные представления о структуре и характере научного знания основываются на том, что оно должно исходить не из единого, специализированного тезауруса, а из их многообразия и, прежде всего, - из личностных, когнитивных, эмоционально-волевых, методологических и методических навыков человека. Образование непосредственно связано с изменением внутреннего социально-познавательного статуса обучаемого, с его личностью, и творчество является поиском и открытием личностных, жизненных перспектив.
Информационную матрицу образования как процесса выявления человеческой сущности образуют активность индивида и система предпочтений, рождающая смыслы его бытия. В образовании решаются творческие задачи, связанные с развитием того, что дано человеку от рождения (природос-ообразность), что он хочет развить в себе сам (куль-туросообразность), а также с усвоением в процессе теоретической и практической работы того, что дает наука, представленная в учебном курсе.
Решая собственные экзистенциальные задачи, человек образовывает себя в соответствии со своими потребностями, интересами, обстоятельствами. Пространством образования является вся практика повседневной жизни (материальная, социальная, духовная), называемая также средами научения (М. Мид) [1]. Следовательно, образовательное пространство - это виды, способы, формы, средства деятельности человека по реализации своих потребностей и способностей в саморазвитии, согласуемые с возможным, должным, желаемым.
Школа, понимаемая в высоком экзистенциальном смысле, - это среда, развивающая мировоззрение, мировосприятие человека, осваивающего определенные виды знания и деятельности, в том числе, профессиональные. Чтобы внутренние представления нашли свое отражение в практиче-
ской деятельности, необходимо осваивать не только знания и технологии, но и создавать личностное пространство рефлексии и презентации своего внутреннего мира Учителем (преподавателем) и Учеником (студентом). Данный процесс является условием для педагогики творчества. Под педагогикой творчества будем понимать создание условий, выступающих побудительным мотивом для вовлечения человека в процесс творческой самореализации, раскрытия и расширения его созидательных возможностей. Данный подход отличается от традиционного подхода тем, что не рассматривает творческий процесс через призму управления, а концентрирует внимание на развитии качеств человека, расширяющих его способности к пониманию другого, развивающих чуткость и восприимчивость к его внутреннему миру. В этом качестве труд преподавателя сродни труду садовника, поддерживающего баланс в экосистеме жизни. Садовник замечает, знает, чувствует, понимает, что необходимо каждому растению, осознает его уникальность, так же как и то, что для того, чтобы сад наградил людей плодами, каждому необходимо внимание, время и подходящий ему уход. В данном процессе нет прямого управления посредством администрирования, жесткого контроля, а есть побуждение, основанное на восприимчивости, чуткости, открытости, заинтересованности во взаимодействии, на отношении к другому как цели.
Естественное, гуманное, развитие общества возможно, если обеспечиваются все необходимые условия для свободного, творческого развития любого человека, для его самоосуществления как индивидуальности. По критерию выбора модели обучения "иметь" или "быть", "сосуд" или "факел" проходит различие между педагогом и Учителем. Если для педагога основной вопрос состоит в том, чтобы решить чему обучать, то для Учителя важно осознавать, кому передаются знания, для чего, с какой целью? Для себя? Для него? Для человечества? Сам, будучи личностью, он признает право каждого на индивидуальность. Учителей, поделившихся не только предметной информацией и умением оперировать формулами и схемами, но и подаривших взгляд на мир и место человека в нем, воспитавших самоуважение и уважение к окружающим, к сожалению, гораздо меньше, чем просто преподавателей, и именно их имена каждый пом-
нит всю жизнь. У. А. Уорд обратил внимание на данное различие, заметив, что посредственный учитель излагает, хороший учитель объясняет, выдающийся учитель показывает, а великий учитель вдохновляет [2. С. 207]. Знания открывают перед человеком возможности, понимание - мечту.
Для педагогики творчества актуальна проблема понимания преподавателем необходимости подхода к образованию, как к реально гуманной деятельности. Ее основным требованием является изменение ценностных отношений участников учебного процесса, преподавателя и студента, к контексту образования. Об этом еще в начале 20-х годов XX в. немецкий философ М. Шелер писал, что "образование - это не "учебная подготовка к чему-то", к профессии, специальности, ко всякого рода производительности, и уж тем более образование существует не ради такой учебной подготовки. Наоборот, всякая учебная подготовка "к чему-то" существует для образования человека" [3. С. 31-32].
Развитие творчества непосредственным образом связано с развитием личностного потенциала. Каждый человек от рождения обладает внутренней потенцией к освоению и конструированию нового опыта, творчество порождается всем нашим существом. Человек естественным образом открыт для восприятия, любопытен, что определяется врожденным инстинктом "что такое" - способом реагирования на внутреннюю и внешнюю среду, связанным с выделением и распознаванием нового.
Чаще всего, педагогическое творчество сводится к деятельности, отличающейся качественно новыми подходами, и создающей нечто новое [4. С. 105]. Данный подход отличается узостью рассмотрения проблемы творчества, поскольку творчество, как способ самореализации личности, основано на проявленности ее сущности. Человек запрограммирован на совершение ошибок, без возможности действовать интуитивно, наощупь, не было бы возможным вообще чему-либо научиться. Фокусом, в котором концентрируются и сходятся все процессы, направленные на развитие творческого потенциала человека, является личность. У проявлений творчества ярко выраженная личностная окраска, здесь решающую роль играют иррациональные компоненты - вдохновение, настроение, ощущение бытия, интуиция и пр. По этой причине разработать технологию творчества практически невозможно.
Индивидуальная образовательная практика является постоянным поиском вариантов бытия, как в практике повседневности, так и будущей профессиональной деятельности, поэтому профессиональная рефлексия аккумулирует направленность образовательной активности. Чтобы творческая компонента была востребована и развивалась в процессе обучения, необходимо решить, как минимум, две задачи: 1) создавать на занятиях позитивный климат и 2) использовать в их проведении побуждающие методы.
Позитивный психологический климат на учебных занятиях - это, прежде всего, безопасное, безоценочное, доверительное общение преподавателя со студентом, в котором личность может чувствовать себя свободно настолько, что начнет проявлять свои действия без опасения непонимания и страха потерять собственное лицо. Создание такого климата обеспечивается реализацией личност-но-ориентированного подхода, основанного на убеждении о ценности каждого человека, его способности к позитивному развитию. Данный подход отличается от традиционного представления о том, что преподаватель лучше знает то, что необходимого для студента, и перекладывания из одной, изначально "правильной" головы, в другую, изначально "неправильную". Требуется не наполнять головы знаниями, а пробуждать разум, желание научиться всему тому, чему его хотят научить.
Главную роль здесь призван играть преподаватель, на которого ложится основной груз выбора средств воздействия на личность студента. В общении со студентом чаще всего преобладает псевдодиалог, смысл которого - преодолеть, убедить, переубедить, актуализировать мотивы соперничества, а не стремление прийти к пониманию и поиску согласия. В деятельности педагога особенно актуальна проблема результативности. Л. Фестингер выделяет два вида результативности: 1) достижения на основе сравнения результатов с собственными достижениями (индивидуальная относительная норма) и 2) достижения на основе сравнения достигнутого результата с соответствующими результатами других (социальная относительная норма) [5. С. 90]. По ориентациям и целям на один из данных видов результативности выделяют два типа преподавателей: X и У [5. С. 91]. Тип X стремится, прежде всего, развивать личность, опираясь на эмоциональные, индивидуальные и социальные факторы, тип У, напротив, заинтересован, прежде всего, в интеллектуальном развитии, ориентируясь на изучение содержания учебного предмета и контроль знаний.
Своей ориентацией на развитие или результат педагог прямо и косвенно влияет на мотивацию студентов (прямо - когда перенимается его ориентация, косвенно - когда ориентация структурирует поведение на учебных занятиях). Для побуждающей мотивации педагогики творчества важной является ориентация на развитие. Использование побуждающих методов актуализирует востребованность в использовании обогащающей модели преподавания, ориентированной на развитие интеллектуальных возможностей обучающихся, которое предполагает не только усвоение знаний "о том, что" и "о том, как", но и знаний "о том, какой Я" (метакогнитивная осведомленность).
Помочь в развитии навыков понимания может способность к рефлексии (привычка к размышлению, самоанализу). Задумаемся о том, с чего начинается путь на занятие у студента и преподавателя? С эмоций, с ощущений того, что предстоит, рож-
дающих мысли о приятном или неприятном. Что ожидает каждый от занятия? При всем разнообразии ожиданий, прежде всего, конечно же, искреннего интереса и внимания к собственному внутреннему миру.
Что мы делаем для них, студентов? В какой цвет окрашен эмоциональный тон нашего общения со студентами? Располагаем ли мы их к себе, проявляем ли искренний интерес к тому, что их волнует, как им живется, в каком они сегодня настроении пришли на занятие? Каково им с нами?
Как часто мы ставим себя на их место, особенно в ситуации оценивания? Какие при этом актуализируем порывы души: желание развиваться или послать все куда подальше? Подобная реакция зависит от формы и тона замечания, которое мы делаем, касается ли оно личности или же только способов, выбранных для совершаемых ею действий. Действие и слово, обращенные к другому, всегда обусловливают нравственно-этический выбор. Часто первым кирпичиком в построении самооценочного конфликта является брошенная в сердцах оценочная фраза, поэтому, столь важно соблюдать этические правила в межличностных отношениях и уважать человеческое достоинство. Выбирая способ воздействия на личность студента, думать нужно о благе в первую очередь для него. Благо - это не всегда "поглаживание по шерсти", но всегда -уважение собеседника, сохранение его "лица". Выражая свое отношение к студенту в позитивном ключе, мы создаем возможность для изменений в стиле сознания и поведения.
Человек благополучен, уверен в себе, эмоционально стабилен, если он не омрачен тяжелыми переживаниями, если у него не истощен "инстинкт" сохранения собственного достоинства. Природа человека непосредственным образом включена в образовательный процесс, и от его настроя зависит развитие в целом. Человек сам определяет меру погруженности в определенное действие, в том числе в профессиональное образование. Слова французской писательницы Жорж Санд метафорично объединяют данные процессы в контексте жизненной целостности - путь к разуму человека лежит через его сердце.
В системе актерского мастерства К. Станиславского, как практической науке сценического творчества, выделявшего три полководца творчества -ум, волю, чувства, особое значение в управлении собственным творческим самочувствием имеют психологический настрой на предстоящее общение (коммуникативное вдохновение); управление собственными мыслями и переживаниями (например, преодоление неприятных ощущений) и постановка увлекательных творческих задач. Данные приемы могут быть с успехом применены и в педагогическом творчестве.
В этой связи задача педагога состоит в работе с собственной личностью, являющейся главным инструментом в его профессиональной деятельности, в постоянном личностном росте и расширении собственного взгляда на мир. Личностный рост осно-
ван на доверии к собственным чувствам, ощущениям, на развитии сензитивной (чувственной) интуиции. И первым шагом на пути к изменению собственной позиции во взаимодействии со студентами будет признание равного права эмоций, игры воображения, фантазирования, интуиции, наряду с разумом, логикой, на постоянную востребованность в учебном процессе.
Обучение следует рассматривать как единицу анализа индивидуального развития, его основную форму. Образовательный процесс обладает уникальным, вероятностным и необратимым характером, является многомерной и многофункциональной реальностью, проявляемой во взаимодействии субъектов образования, в единстве обучения, воспитания, научного поиска, создающих условия для преобразования потенциальных возможностей (способностей, намерений, ценностей, идеалов и пр.) в актуальные. Способы воздействия на структуры процессов сознания (рис. 1) предполагают повышение энергоинформационного уровня активности человека, что достигается путем актуализации информационного потенциала и повышения его энергетики (похвала, игровая ситуация, эмоциональные переживания и т.п.).
Рис. 1. Методы изменения структур сознания
Наиболее плодотворные изменения происходят, когда образовательная структура раскрывает себя субъектам образовательного процесса, мобилизующим свои собственные ресурсы и видоизменяющим структуру так, чтобы активно действовать. Применим для описания такого типа взаимодействия и становления образовательной системы заимствованное из компьютерного лексикона понятие "интерфейс" (введено в научный оборот П. Штомпкой [6]), обозначающее в образовательном контексте совмещение студента, преподавателя, предмета, состояние совместимости, когда одна система раскрывает свои возможности для взаимодействия с другими. Происходит информационно-энергетический обмен, в котором информация и энергия одного становятся доступными другому (им) и обратно, и само обучение является устойчивой модификацией поведения (под модификацией понимается трансформация предшествующего состояния субъекта). Рамки образовательного интерфейса задаются определенными правилами, нормами, инструкциями, традициями, ценностями, от изменения которых изменяется и само содержание.
Процесс построения новой структуры согласно схеме, предложенной И. Пригожиным (рис. 2) [7],
происходит под влиянием активизирующихся разноплановых процессов, приводящих к появлению новых программ поведенческих действий, при этом субъект активно вовлечен в разработку своих когнитивных стратегий и преобразует свои знания. ип
Рис. 2. Формирование нового знания (ИП - информационный поток, П1 - порядок первого уровня; Х - хаос; П2 - порядок второго уровня)
Для побуждения к творческому инсайту (озарению) не требуется овладение специальными техниками. Как уже отмечалось, творческий процесс больше импровизация, чем организация. Творческая деятельность характеризуется порождением и сложной динамикой эмоциональных оценок, которые выступают как не менее значимое новообразование, чем мотивы и цели. На нее оказывают влияние эмоциональная насыщенность деятельности, направленность эмоций, эмоциональное закрепление, эмоциональное наведение и коррекция, модальность (качество) эмоций [8. С. 35].
Привнести в учебную деятельность смыслотвор-ческую активность с помощью освоенных методик невозможно, хотя многие уповают на западную (рационалистическую, механическую) модель побуждения к активному исполнению заданного образца, ожидают новых технологий, приемов, рецептов, но при этом даже не помышляют о высокой педагогической культуре понимания личностных ценностей своих учеников. По этой причине, эффективной будет любая технология преподавания, которая предполагает внимательное и бережное отношение к личности студента и признает за ним право на индивидуальное самовыражение. Направляя содержание способов воздействия в рефлексивную сферу работы сознания, образованию возвращается его
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Мид М. Культура и мир детства: Избранные произведения. -М.: Наука, 1988. - 429 с.
2. Фридман Л.И. Психология в современной школе. - М.: ТЦ "Сфера", 2001. - 220 с.
3. Шелер М. Формы знания и образование // Избранные произведения. - М.: Гнозис, 1994. - С. 15-56.
4. Педагогическое мастерство и педагогические технологии / Под ред. Л.А. Байковой, Л.К. Гребенкиной. - М.: Педагогическое общество, 2001. - 256 с.
5. Аминов Н.А. Модели управления образованием и стили преподавания // Вопросы психологии. - 1994. - № 2. - С. 88-99.
подлинное предназначение - способствовать свободному и самостоятельному устроению человеческого бытия, о чем в свое время И.Г. Песталоцци писал, что лучшее, что можно сделать для людей, это научить их помогать себе самим. Современный вариант подхода к образованию с позиций саморазвития представлен в девизе М. Монтессори - "помоги мне это сделать самому" [9. С. 105].
Студенты, безусловно, различаются по уровню одаренности, но каждый из них обладает потенциальной возможностью для творческого развития. Самоценность творческой деятельности в том и состоит, что ни одного человека нельзя сравнивать с другим: у меня лучше, талантливее, чем у тебя.
Метафорой педагогики творчества может служить образ скульптуры, использованный уже И. Пригожиным и И. Стенгерс в работе "Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой". Данный образ ими применяется для определения неповторимого своеобразия нового времени (в отличие от предшествующих эпох, ассоциируемых ими с моделью часов и парового двигателя). В скульптуре ощутим трудно уловимый переход от покоя к движению, от остановившегося времени - к времени текущему и будущему [7. С. 66]. Этот момент неповторимого и трудно уловимого предчувствия отражает смысл педагогики творчества, имеющей форму эмоционального и интеллектуального инсайта.
Таким образом, целью и результатом педагогики творчества являются "изобретения" как необходимый акт способности человека к самотворению (созданию, изобретению, самосозиданию) собственного мира, и для того, чтобы учебный процесс становился творческим, необходимо оказывать психолого-педагогическую поддержку студенту, постоянно обогащать культурно-информационную и предметно-развивающую образовательную среду, придавать лич-ностно-смысловую направленность обучению. Нельзя напрямую управлять творческим процессом, но можно помогать проявляться качествам человека. Это возможно при условии личностного роста самого педагога и изменения отношения к образованию как способу развития человека.
6. Штомпка П. Социология социальных изменений: Пер. с англ.
- М.: Аспект Пресс, 1996. - 416 с.
7. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой: Пер. с англ. - М.: УРСС, 2003. - 310 с.
8. Тихомиров О.К. Теория деятельности, измененной информационной технологией // Вестник Московского университета.
- 1993. - Сер. 14. Психология. - № 2. - С. 31-41.
9. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. - М.: Смысл, 2001. - 365 с.