УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ КАЗАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА Том 149, кн. 1 Гуманитарные науки 2007
УДК 378
КУЛЬТУРОТВОРЧЕСТВО В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ПЕДАГОГИКИ В КЛАССИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
В. П. Зелеева Аннотация
Воспитание у студентов духовной культуры и принятие ими ценности творчества во всех его проявлениях и аспектах, а также стремление к творчеству, развитие творческих способностей и собственно культуротворчество становится центральной задачей на занятиях психолого-педагогического цикла. В данной статье акцентируется внимание на особенностях организации и проведения занятий по педагогике в классическом университете, ориентированных на культуротворчество.
Сегодня студента необходимо рассматривать как активного, самостоятельно организующего свою деятельность субъекта педагогического взаимодействия. Его активность направлена на обучение с целью решения не только конкретных профессионально-ориентированных задач, но и на решение важных жизненных проблем, на саморазвитие и творческую самореализацию. Сегодня образование - не только подготовка к профессии, но и вхождение в культуру: освоение ее традиций и готовность к ее ценностному преобразованию и обновлению. Современная личность должна обладать совокупностью личностных качеств, способствующих ценностному самоопределению личности в культуре и ее участию в культурогенезе.
Таким образом, личностное самоопределение студентов в культуре и современном образовательном пространстве как ее части становится центральной задачей высшего образования. Как же оно может быть осуществлено и каких новых подходов требует эта задача? Прежде всего, необходимо расширение рамок традиционных систем образования и приобретение большей «открытости» и гибкости, а также раскрепощение индивида в процессе обучения. Развитие человека - это путь обретения человеком самого себя, освобождение от жесткой детерминированности объективными обстоятельствами, раскрытие его потенциальных возможностей и превращение в автора своей судьбы, собственной культурной системы [1].
Образование, способствующее самоопределению и самореализации личности, предстает как становление субъекта обучения, равноправного с другим субъектом этого процесса - обучающим. Поэтому педагогическое общение сегодня следует рассматривать как диалог в культуре двух субъектов, двух носителей индивидуальных культурных систем. В процессе такого общения происходит не только обмен культурными ценностями, но и сотворчество - создание
ценностных переживаний и ценностных отношений, а в конечном итоге, созидание, сотворение себя, индивидуальной культуры [1, 2].
Общекультурное образование, являющееся общеразвивающим, приобретает большое значение, становится фокусом содержания образования, особенно в университетском гуманитарном образовании, задачей которого является выращивание культурного слоя общества. Общекультурное образование призвано удовлетворить потребности в развитии студентами собственной личности, в поддержании здоровья, в проведении досуга, ориентировано на приобщение человека к общечеловеческим ценностям, на самопознание и развитие нравственности. Общекультурное образование предполагает самоопределение человека в мире культуры, а не просто получение информации в этих областях. Следовательно, педагогическое взаимодействие как диалог и полилог субъектов культуры происходит не только с целью информирования, обучения, но и с целью обмена духовными ценностями и сотворчества преподавателя и студентов в культурном и образовательном пространстве вуза.
На занятиях психолого-педагогического цикла в качестве общеобразовательной общекультурной подготовки или при подготовке студентов к педагогической практике и процессу преподавания в школе или в вузе важно учитывать, что содержание занятий по педагогике не может носить чисто теоретический характер. Ориентированные на практическую деятельность в ситуации взаимоотношений «человек-человек» и «учащийся-учитель», занятия по подготовке будущих педагогов и преподавателей становятся ориентированными и на куль-туротворчество - сохранение и созидание ценностных отношений в обществе.
Культуру мы рассматриваем как систему базовых ценностей, имеющую наибольшие эвристические возможности для решения актуальнейшей проблемы современного образования - проблемы личностных достижений студентов и их измерения. Культуротворческая, культуросозидающая роль личности - не только цель современного образования, но и условие для появления индивидуальной культуры. И если культура понимается как творчество личности, направленное на созидание нового в культуре и на присвоение культурных ценностей в процессе становления индивидуальной культуры, то культуротворчество может быть проявлено и как творение собственной индивидуальной культуры. Культура - способ творческой самореализации человека, она результат материального воплощения человеческих стремлений, целей, переживаний. Следовательно, культура - это непрерывный процесс самовоспроизводства человека.
Культурологический аспект педагогической проблемы ориентации личности в окружающем мире состоит в том, чтобы широкий спектр объективных ценностей культуры сделать предметом осознания, переживания как особых потребностей личности, сделать так, чтобы объективные ценности стали субъективно значимыми, устойчивыми жизненными ориентирами. Как основу ценностной системы человека можно выделить ценности творчества, ценности переживания и ценности отношения.
Творчество - одна из универсальных ценностей для развития и саморазвития человека. Человек при этом выступает и главным субъектом, и главным объектом культуры. Культуротворчество - это процесс становления культурной личности и человека культуры.
Результат образования человека можно рассматривать в двух смыслах: как образ личности и как личностную картину мира, складывающуюся в процессе образования. Собственное образование человека переживается им как образованность и компетентность в конкретных профессиональных и жизненных ситуациях. Человеком определяется также значимость воспринимаемых и переживаемых событий, которые встраиваются в личностную систему через переработку переживаемого в отношение к переживаемому. Это происходит тогда, когда ставится задача осмысления того, что переживается, поиск его значения для жизненных смыслов личности. Таким образом, переживаемые чувства могут стать основой для развития индивидуального образа культуры при условии, что опыт переживаемого осмысляется и на его основе выстраивается ценностное отношение. Ценности переживания мы рассматриваем как развитие культуры чувств человека и приобретение им духовного опыта на основе переживаемого.
Ценности отношения - также важная составляющая индивидуальной культуры. Если отношения для человека становятся ценностью, то он строит их на основе взаимных интересов и культуросообразных целей. Ценности отношения наиболее ярко проявляются и становятся доступны для осмысления в условиях психодраматической учебной группы, при проведении фокус-групп и феноменологического интервью.
Экзистенциально-феноменологическое направление в философии и психологии рассматривает человека с точки зрения его непрерывного роста, в целостном контексте его безграничного и неповторимого индивидуального бытия, культуротворчества [3-5]. Человек проявляется и действует в мире, опираясь на свой жизненный опыт, формирующийся на основе того, как он воспринимает окружающий мир, окружающую культуру. В процессе культуротворчества создается индивидуальная культура, и она, в свою очередь, в значительной мере повышает уровень культуротворческой деятельности.
Индивидуальная культура - проекция индивидуального бытия и ценностной системы человека в культуру. Вот почему важна реконструкция внутренних психологических событий, так значимых для личностного роста и развития. Реконструкция переживаемого происходит в ситуации специально организованного феноменологического интервью. Это построенное особым образом интервью, в ходе которого проясняется и для преподавателя, и для студента отношение студента к реальности и то, какую роль это отношение играет в его жизненном контексте. Данное интервью является примером организации условий личностного развития и самоопределения. Феноменологическое интервью - это процесс, во время которого преподаватель помогает учащемуся испытать свои внутренние ресурсы для развития и реорганизации своего опыта. Изменение студента в процессе интервьюирования предполагает его изменение за счет нового отношения к происходящему в его жизни.
Центральную роль в этом процессе играют:
• совместное исследование мира друг друга;
• актуализация внутреннего диалога;
• принятие ценности своего существования.
Принципы построения феноменологического интервью являются моделью организации ситуации педагогического общения, обеспечивающего решение важных педагогических задач.
Задача развития реализуется через совместное переживание, сопоставление и анализ жизненного опыта студентом и преподавателем по поводу конкретной жизненной ситуации. Осознание жизненного опыта способствует личностному росту.
Диагностическая задача реализуется в ходе феноменологического интервью не только как анализ ответов и особенностей поведения студента - предметом диагностики являются переживания самого преподавателя, а также отношения, возникающие между преподавателем и студентом в ходе интервью.
Так как в процессе обсуждения проблемы происходит яркое эмоциональное прочувствование происходящего и осознание значения опыта переживания, то сам процесс осознания решает задачи коррекции эмоционального состояния и переживания.
Воспитательная задача связана с вопросами формирования культуры студента. В процессе феноменологического интервью формируется культура эмоционального переживания и опыт переработки переживания в ценностное отношение, а также формируется культура коммуникации в ситуации доверия [4].
Важным источником информации в феноменологическое интервью является то, как студент устанавливает отношения с преподавателем и другими студентами, как он и его индивидуальная культура проявляется в этих отношениях. Его отношение к исследованию, к исследователю, к эмоциональным переживаниям, которые возникают в процессе интервью, выявляет его отношение к жизни в целом, в каком-то смысле определяет его способ бытия, его активность в исследовании, в котором он из изучаемого объекта превращается в субъекта, совместно с исследователем изучающего феномен собственного опыта. Лучшим выражением смысла такого контакта является понятие «встреча». Оба участника встречи - преподаватель как исследователь и студент как респондент - выходят навстречу друг другу, ищут понимания, настраиваясь на одну волну. Реконструкция внутренних психологических событий с помощью педагога позволяет найти смысл переживаемого, оформить эти события как опыт. Понять значение переживания для личности того или иного события, значит, понять, как человек готов действовать в этом мире.
Принципы построения феноменологического интервью являются моделью организации ситуации педагогического общения, обеспечивающего решение важных педагогических задач. Этический аспект обучения заключается в том, что студент, осваивая на занятиях по педагогике метод феноменологического интервью как метод самоанализа в условиях организуемого преподавателем диалога, учится такой же организации самоанализа и личностного роста для учащихся, формирует культуру педагогического общения как культурный акт. Постигая этот метод «изнутри», будучи респондентом, в дальнейшем студент получает от преподавателя педагогики методические рекомендации по проведению такого интервью. Изучение сложного феномена - человеческого переживания - может стать, на наш взгляд, основой для подготовки специалистов образования, т. к. переживание лежит в основе становления личности; от того,
как переживает человек реальность, во многом зависит, каким он станет. Чтобы сформировать культуру переживания как умение понимать происходящее не только на внешнем плане, но и на внутреннем плане собственных переживаний и как умение, осознавая характер этих переживаний, поделиться ими и корректировать их с помощью другого, а впоследствии и самостоятельно, мы использовали ситуацию обучения студентов проведению феноменологического интервью и феноменологического анализа. Студент, с которым проводится интервью, получает опыт коммуникативной культуры. Студент, пробующий себя в качестве исследователя, получает опыт эффективного управления коммуникацией в условиях эмоционального переживания действительности.
Учебные занятия с использованием психодраматических техник дают возможность углубленного анализа поведения, причем цель этого анализа заключается в выявлении «межличностного базиса» личности [6]. Психодрама - метод групповой работы, при котором одни участники психодраматической группы с помощью других инсценируют важные события своей жизни с целью ответа на жизненно важные вопросы. Психодраматический метод с момента возникновения стал использоваться в мировой практике не только как психологическая, но и как педагогическая технология. На базе психодраматических групп ведется подготовка педагогов, психологов, социальных работников во всем мире. Психодрама - не просто технология, она предполагает глубокие философско-теоретические основания, дающие представления об антропологии творческого человека и роли креативных процессов в его развитии.
Психодраматическое пространство - это пространство всех отношений, событий, возникающих в психодраматической группе и являющихся отражением синхронной культуры и ее ценностей во всем многообразии ее проявлений. Мы называем пространство психодрамы культурно-образовательным, потому что в психодраматическом пространстве осуществляется обмен, исследование и освоение культурных ценностей: ценностей отношения, ценностей переживания и ценностей творчества. Кроме того, это пространство, в котором ценности культуры не только осваиваются, но и заново создаются, отношения создаются участниками как ценность, переживания приобретают значимость, осмысляются и становятся личностным опытом, открывается творческий ресурс и само творчество во всех его проявлениях становится ценностью.
На занятиях по педагогике моделируются ситуации, содержащие педагогическую проблематику. Они рассматриваются студентами не с позиции стороннего наблюдателя, а с помощью инсценирования и ролевого участия. Такой способ организации занятий позволяет:
- научиться жить активно и творчески;
- осознать, что наше сходство с другими намного больше, чем мы предполагаем;
- научиться делать правильный выбор, который бы определялся не рациональными стереотипами, а, скорее, объективным познанием и оценкой ситуации;
- понять и принять нормы, функционирующие в воспитательных институтах и обществе, и облегчить принятие ценностей, на которых эти нормы основываются;
- понимать социальные отношения и решать личные житейские проблемы;
- учителю и преподавателю лучше понять детей, что способствует укреплению связей между детьми и педагогами;
- получить знания и сформировать умения, которые бы помогли правильно относиться, в частности, к школе, к вузу, их внутреннему порядку и к административной организации;
- сформировать умения, которые бы помогли студентам определить направление дальнейшего обучения и правильно выбрать профессию [7].
Педагогическая поддержка в психодраме осуществляется в межличностной ситуации, в общении с педагогом, использующим психодраматические техники как основу учебного общения. Педагогическая поддержка заключается в помощи участникам с определением затруднений в значимой ситуации на начальном этапе; в помощи студентам в принятии ответственности за самоизменение и коррекцию жизненной ситуации или межличностных отношений в процессе инсценирования и проживания психодраматического опыта. Целью педагогического взаимодействия является процесс косвенного, опосредованного психодраматическими средствами управления самопроцессами участников. Таким образом, создание условий для выращивания готовности к самоопределению в культуре и всех ее проявлениях - центральная идея организации актуального культурно-образовательного пространства. Эта идея требует косвенных форм управления, при которых внимание педагогов должно быть направлено прежде всего на создание внутренних условий для ценностного выбора и самоопределения.
Групповая деятельность в обучении не является самоцелью, а рассматривается как средство оптимизации учебного процесса, способное облегчить обучение каждого отдельного учащегося. Участники непосредственно вовлекаются в постановку групповых целей, наблюдения за поведением, планирование действий и анализ данных. При этом предполагается, что член группы является одновременно и участником, который может экспериментировать с изменением поведения в смоделированной профессиональной ситуации, и наблюдателем, который может контролировать результат этих изменений, и изучающим данную технологию.
Особенно сложно в организации обучающего тренинга придерживаться учебных задач и таким образом организовать взаимодействие, чтобы оно, протекая спонтанно, не выходило за рамки учебного содержания. Помогает удержать учебное поле пунктуальное соблюдение правил обратной связи. Полезным оказывается также и то, что участники учатся видеть себя такими, какими их видят другие, - обратная связь строится на нескольких уровнях: анализ техники взаимодействия, анализ поведения участников взаимодействия, анализ собственных переживаний как наблюдающего или участника взаимодействия, анализ эффективности занятия и т. д.
Другим примером организации занятий по педагогике может стать использование фокус-групп. Проведение фокус-групп в учебных целях позволяет расширить содержание изучаемого предмета, проблематизировать изучаемый материал, обсуждение изучаемого материала строить на основе групповой дискуссии. Проблемы образования в целом и конкретные педагогические и общекультурные проблемы обсуждаются в фокус-группе участниками заинтересо-
ванно, с определением собственной позиции по отношению к обсуждаемому предмету, с собственной аргументацией, порождаемой на самих занятиях на основе изученного материала и ценностного самоопределения.
Фокус-группа как форма обучения строится на основе фокусированного группового интервью и групповой дискуссии.
Групповое фокусированное интервью - это интервью, сфокусированное на проблеме или теме, проводимое в группе. В отличие от анкеты, представляющей опосредованные данные, в фокусированном интервью мы наблюдаем непосредственную реакцию студента, сопровождающую обсуждение заданной темы. Данный метод позволяет выявить мотивационные аспекты поведения человека, его представления и ценности. Мнения участников не только представляются, осознаются, но и взаимокорректируются в процессе обсуждения.
Обсуждение проблемы в процессе групповой дискуссии заставляет участников фокусированного группового интервью представить и защитить свою точку зрения, свою позицию. Студенты, таким образом, получают опыт участников процесса обсуждения. Дальнейшее обсуждение теоретических и прикладных аспектов фокусированного группового интервью позволяет студентам использовать свой опыт в дальнейшей профессиональной деятельности, самим выступать в роли организаторов и ведущих групповой дискуссии.
Фокус-группа может проводиться на таком учебном материале, который должен осваиваться учащимися как процедурное знание, то есть требующее выработки личной позиции в отношении изучаемого, ее защиты и аргументации. На занятиях по педагогике с помощью фокусированного группового интервью может быть изучена позиция студентов как в отношении предстоящей педагогической практики и будущей профессии педагога или преподавателя, так и в отношении экономических и экологических проблем, выработки гражданской позиции, определения собственной конкурентоспособности и др. Фокус-группы могут быть использованы в антинаркотическом и антиалкогольном воспитании.
Постановка обсуждения в групповой дискуссии может быть организована как самоопределение в культуре, как определение и позиционирование собственной индивидуальной культуры участниками фокус-группы.
Педагогика как изучаемая наука предполагает, что все способы и средства ее изучения также могут быть осмыслены и изучены студентами как педагогическое содержание. Педагогика не может быть сугубо теоретичной, призванной только информировать в области педагогических проблем и задач. Изучение педагогики должно сопровождаться личностным самоопределением студентов в современном культурно-образовательном пространстве, определением собственной учебной мотивации, собственной образовательной позиции и индивидуальной культурной позиции. Современное образование открыто различным потокам информации, ориентироваться в которой без собственной культурной системы чрезвычайно сложно.
Общекультурное образование - неотъемлемая часть компетенции специалиста. Компетентность специалиста в любой профессиональной области часто рассматривается, как способность осуществлять сложные культуросообразные виды действия. Культуротворческая компетентность является результатом куль-
туротворческой деятельности. Понятие «культуротворчество» в образовании предполагает воспитание у студентов духовной культуры, вхождение их в культуру, освоение ее традиций и готовность к ее ценностному преобразованию и обновлению, принятие ценности творчества во всех его проявлениях и аспектах, стремление к творчеству. Занятия по педагогике, несомненно, обладают воспитательным потенциалом, который можно реализовать как культуротворчество.
Summary
V.P. Zeleeva. The сиНигесгеайои in the process of pedagogical study at the classical university.
The midpoint aim at the psychology-pedagogical cycle training become the upbringing of students’ inner culture and their admission of creation value in all its manifestations and aspects and also their aspiration for creation and the development of talent and the culturecre-ation itself. In the present article attention is focused on the peculiarities of organization and conducting classes in pedagogics at the classical university considering them to be culturecre-ation oriented.
Литература
1. Зелеева В.П. Личностно-ориентираното образование в контекста на културата // Педагогика. - София, 1997. - № 4. - С. 25-31.
2. Зелеева В.П. Символодрамата като метод за изследване на индивидуалната култу-рогенеза // Педагогика. - София, 1998. - № 10. - С. 87-94.
3. Зелеева В.П. Екзистенциално-феноменологичен подход и методи за качественен анализ Като основа за изучаване на образователната ситуация и развитието на чо-века // Превантивна и корекционно-воспитателна дейност с деца и младежи в съвременните условия. Сб. с научни доклади. - София, 1999. - С. 87-99.
4. Зелеева В.П. Феноменологический подход к совершенствованию условий педагогической поддержки личностного развития учащихся // Изв. Российской Академии образования. - 2004. - № 2. - С. 63-71.
5. Зелеева В.П. Диагностика эмоциональных переживаний в условиях феноменологического интервью // Мониторинг качества воспитания в контексте педагогического образования. - Казань, 2004. - С. 36-42.
6. Зелеева В.П. Педагогически аспекти на екзистенциалния подход в психодрамата // Годишник на Софийския университет «Св. Климент Охридски». Факултет по педагогика. - 2003. - Т. 95. - С. 177-199.
7. Зелеева В.П. Педагогическая поддержка творческого самоопределения студентов в условиях психодрамы // Образование и саморазвитие. - 2006. - № 1. - С. 12-20.
Поступила в редакцию 17.10.06
Зелеева Вера Петровна - кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики Казанского государственного университета.
E-mail: [email protected]