SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7
3(1), Jan., 2023
ПЕДАГОГИКА СОЦИАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В УЧРЕЖДЕНИЙ среднего профессионального
ОБРАЗОВАНИЯ
Аблатова Aксынгул Женгисовна,
Учитель начальных классов школы №28, г.Нукус
Жубатканова Ханым Расуловна,
НГПИ имени Ажинияза Студентка 2-курса Начальное образование
АННОТАЦИЯ
В статье рассматривается проблемы социализации подростков, формы девиантного поведения, факторы формирования девиантного поведения, в качестве таких факторов называются: правовая незащищенность несовершеннолетних; семья как фактор расширения зоны девиантного поведения молодежи; система образования и воспитания как источник девиации;
Ключевые слова: девиантное поведение, социализация, образование и воспитание, социално-культурное деятельность
The article discusses the problems of socialization of adolescents, forms of deviant behavior, factors in the formation of deviant behavior, such factors are called: legal insecurity of minors; family as a factor in expanding the zone of deviant behavior of young people; the system of education and upbringing as a source of deviation;
Key words: deviant behavior, socialization, education and nurture, social-cultural activity.
ВВЕДЕНИЕ
В последнее время усилилась негативные тенденции, провоцирующие девиантное поведение школьников. Увеличивается употребление наркотиков и токсических веществ, распространяется алкоголизация подростков. Постоянно увеличивается число подростков стоящих на учете в инспекции по делам несовершеннолетних.
Как утверждает М.А. Ковальчук, особенно важно решение этого вопроса в отношении детей младшего школьного возраста. Ведь именно в младшем школьном возрасте формируются личностные черты и качества, начинают складываться определенные установки, которые в дальнейшем обусловливают поведение ребенка в подростковом и юношеском возрасте. [1]
ABSTRACT
SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7
3(1), Jan., 2023
Л.С.Выготский тоже утверждает, на значимость личностного становления детей младшего школьного возраста, что начало данного возрастного периода связано с возникновением обобщения переживаний, логика чувств. Ребенок начинает понимать, что значит «я радуюсь», «я огорчен», «я сердит», «я добрый», « я злой» .[2]
Младший школьный возраст, по мнению исследователей, является наиболее благоприятным периодом для усвоения социальных и нравственных норм и правил поведения, развития моральной нормативности, формирования общественной направленности личности.
ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ
Нормы определяют содержание взаимоотношений с обществом, коллективом и окружающими людьми. Как правило, норма рассматривается как регулирующая функция поведения личности. У детей накапливается нравственный опыт, формируются психологические индивидуально -типологические свойства и социально-нравственные качества личности, вырабатываются привычки и ценности, обусловливающие и регулирующие его поведение, деятельность и взаимодействие с другими.
Именно в младшем школьном возрасте ребенок начинает осознавать отношения между ним и окружающими, разбираться в социальных мотивах поведения, нравственных оценках, анализировать причины различных конфликтных ситуаций.
Таким образом, у детей в младшем школьном возрасте предъявляется следующие требования, определяющие характер их поведения: знать и соблюдать правила поведения в школе, семье, общественных местах; стремиться дружить со всеми детьми и выбирать себе друга; уважать старших; уметь различать хорошие и плохие поступки; уметь делать выбор, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий; беречь и ценить общественное добро и родную природу и др.
Включаясь в жизнь школы, ребенок фактически начинает осваивать одновременно две программы. Одна - это официальная учебная программа, вторая - скрытая программа социализации, обусловленная характером межличностных отношений, складывающихся в школе. Благодаря последней формируется эмоциональная и социальная жизнь ребенка, его представления о себе и о том, что о нем думают другие [5]
Как правило, для ребенка младшего школьного возраста не свойственно всесторонне обдумывать свои решения и намерения, чаще всего он принимает
[3; 4]
SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7
3(1), Jan., 2023
их торопливо и поверхностно. Недостаточная способность к волевому усилию проявляется в том, что младший школьник теряет интерес и мотивацию к осуществляемой деятельности, оставляет начатое дело незавершённым.
Проблема недостаточного развития произвольности в начальной школе обусловлена, во-первых, определенными затруднениями детей в учебной деятельности, во-вторых, нарушением дисциплины на уроках и переменах, неумением самостоятельно выполнять усложненные задания, в-третьих, психологической нагрузкой.
В результате постепенно создаются ситуации для формирования поведенческих девиаций у детей младшего школьного возраста.
Девиантное (отклоняющееся) поведения оно отклоняется от установленных норм и стандартов поведение, принятых в данном обществе. Такое поведение можно определить как отдельные поступки. Асоциальное поведение проявляется в тех поступках, которые не соответствуют нормам и ролям, в обществе. Одна из центральных проблем школы, насилия как формы девиантного поведения. Наиболее распространены в современных школах такие формы насилия, как индивидуальная и групповая агрессия, буллинг, моббинг, жесткое обращение с одноклассниками, оскорбления, вымогательство, угрозы применение физического насилия и др. Чтобы глубже понять сущность девиации, мы должны попытаться дать ей какое-то определение. Попробуем определить девиацию как отклонение от групповой нормы, которое влечет за собой изоляцию, лечение, тюремное заключение или другое наказание нарушителю. [6]. С помощи данного определения мы можем выделить три основных компонента девиации: человек, которому свойственно определенное поведение; ожидание, или норма, которая является критерием оценки девиантного поведения, и другой человек, группа или организация, реагирующая на поведение.
Важным фактором расширения отклонения в поведение является семья. Роль семьи в социализации подростков сокращается вследствие правовой, моральной, экономической незащитной семьи. А также усиление конфликтности в отношениях между супругами, родителями и детьми. С одной стороны неблагополучие многих семьи, то есть высокий уровень безработиц, а с другой стороны - занятность родителей во многих благополучных семьях -все эта приводят к отчужденности подростков, провоцирует жесткость и насилие по отношению к ним, рост сиротства.
Дети, растущие в неблагополучных, конфликтных семьях они характеризуется широким отклонением в поведении. Ухудшается состояние
SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7
3(1), Jan., 2023
здоровье несовершеннолетних, получает распространение болезни, а также чаще повторяется стрессы, неврозы, проявления агрессивности.
Следует различать два вида девиантного поведения: созидательной и разрушительной направленности. «Основным критерием определения характера девиантного поведения является не форма его реализации, в частности наличие атрибута насилия, а уровень справедливости перераспределения источников пополнения жизненной энергии»[7]. Я.И.Гилинский первым обратил внимание на созидательный, позитивный характер девиации. "Девиации являются всеобщей формой, механизмом, способом изменчивости, а следовательно, и жизнедеятельности, развития каждой системы".[8]
Выделяются следующие зависимости реакций общества и девиантного поведения: 1) чем выше уровень нарушаемых социальных норм и ценностей, тем более решительными должны быть действия общества, государства; 2) чем более низкий (по месту в нормативно-ценностной иерархии) уровень социальных норм нарушается, тем больше упора должно делаться на неформальные меры социального контроля: социальное вознаграждение или порицание, убеждение и т.д.; 3) чем сложнее социальная структура общества, тем многообразнее должны быть формы социального контроля; 4) реакция на нарушение человеком социальных норм более низких, основополагающих уровней должна быть более терпимой, чем это допустимо при нарушении норм более высоких уровней; 5) чем демократичнее общество, тем больший акцент должен делаться на внутренний личностный самоконтроль (а не на внешний социальный контроль) [7].
Педагогика профилактики в образовательном учреждении должна сегодня стать опытно-рефлексивной и понимающей деятельностью, предполагающей: участие педагога в решении жизненно значимых проблем учащихся; осознание особой моральной ответственности педагога, к которому лично обращено ожидание учащегося; полную личностную включенность в процесс педагогической коммуникации; выстраивание диалога на основе понимания и сопереживания проблемам и ожиданиям субъекта.
Девиантное поведение подростков является следствием негативного формирования личности под воздействием индивидуально-типологических психологических факторов формирования личности в подростковом возрасте и асоциальной направленности ближайшего социального окружения. Девиантное поведение формируется под влиянием негативного формирования смысловой
SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7
3(1), Jan., 2023
картины мира подростка и его неспособности управлять своим поведением и эмоциональным состоянием;
В «девиантное поведение» подростков. Их называют детьми «группы риска», несовершеннолетними правонарушителями, подростки с трудными характерами, педагогически запущенными, социально «запущенными», трудновоспитуемыми.
По мнению многих авторов, подросток с трудным характером- это не только малолетний правонарушитель с асоциальной направленностью поведения, а подросток, который страдает различными невротическими симптомами. В следствие чего нет строгого определения или четкого разделения этих групп, а констатируется тенденция перехода одной в другую.
В психолого-педагогических исследованиях выделяется три признака, составляющих содержание понятия «подросток с трудным характером»:
- наличие у несовершеннолетних отклоняющегося от норм поведения;
- нарушения поведения несовершеннолетних нелегко исправляются;
- несовершеннолетние, особенно нуждающиеся в индивидуальном подходе.
Избыток или недостаток внимания к подростку со стороны родителей,
неправильное воспитание вообще - все это подготавливает почву для трудностей. Трудновоспитуемость подростка, несоблюдение им норм и правил, установленных в обществе, в науке рассматривается через явление, называемое «девиация». По мнению Л.С. Выготского, подростковый возраст - один из важнейших и одновременно очень сложных периодов в становлении личности, девиантное поведение подростка и его последствия могут существенно повлиять на развитие личности [9].
Г.М. Миньковский выделяет 4 типа несовершеннолетних правонарушителей в зависимости от степени выраженности преступной направленности:
1. Несовершеннолетние с преступной направленностью (10-15%). Для них характерны примитивные, низменные потребности, жестокость, склонность к пустому времяпрепровождению, азартным играм, уголовному фольклору. Они проявляют настойчивость, активность в преступлениях, зачастую выступают их организаторами.
2. Несовершеннолетние с отрицательной направленностью (30-40%). Эту группу подростков отличают привычка к бесцельному времяпрепровождению, склонность к выпивке. Преступления они совершают не в результате активной подготовки, а «плывя по течению».
SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7
(E)ISSN:2181-1784 www.oriens.uz 3(1), Jan., 2023
3. Несовершеннолетние с неустойчивой личностной направленностью (25-30%). Такие подростки совершают преступления, прежде всего, ради престижа или в результате подражания, а потом выражают раскаяние в своих действиях.
4. Несовершеннолетние с положительной направленностью (25-30%). Преступления этими подростками совершаются случайно, в результате так называемой детской мотивации или неправильной оценки действительных последствий.
Исследователи А.И. Долгова, Е.Г. Горбатовская, В.А. Шумилкин выделяют следующие типы подростков, совершивших правонарушения:
• последовательно-криминальный - криминогенный «вклад» личности в преступное поведение при взаимодействии с социальной средой является решающим, преступление вытекает из привычного стиля поведения, оно обусловливается специфическими взглядами, установками и ценностями субъекта;
• ситуативно-криминогенный - нарушение моральных норм, правонарушение непреступного характера и само преступление в значительной степени обусловлены неблагоприятной ситуацией; преступное поведение может не соответствовать планам субъекта, быть с его точки зрения эксцессом, такие подростки совершают преступления часто в группе в состоянии алкогольного опьянения, не являясь инициатором правонарушения;
• ситуативный тип - незначительная выраженность негативного поведения; решающее влияние ситуации, возникающей не по вине индивида; стиль жизни таких подростков характеризуется борьбой положительных и отрицательных влияний [10].
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ковальчук, М.А. Как организовать работу по профилактике девиантных отклонений в поведении детей младшего школьного возраста / М.А. Ковальчук // Начальная школа. - 2002. - № 12.
2. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л.С. Выготский. -СПб.: СОЮЗ, 1997.
3. Данилюк, А.Я. Воспитание и социализация младших школьников / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков // Педагогика. - 2009. - № 5.
4. Приступа, Е.Н. Становление социального здоровья младшего школьника / Е.Н. Приступа // Инновационные направления в образовании : сб. материалов
SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7
3(1), Jan., 2023
Международ. науч.-практ. конф. : в 4 ч. / Урал. гос. пед. ун-т; под науч. ред. А.С. Белкина [и др.]. - Екатеринбург, 2009. - Ч. 4.
5. Берне, Р. Развитие Я-концепции и воспитание: Пер. с англ. / Р. Берне; общ. ред. и вступ. ст. В.Я. Пилиповского. - М.: Прогресс, 1986. - 420 с
6. Н. Дж. Смелзер. Социология. - М. Наука, 1994.
7. Осипова О. С. Девиантное поведение: благо или зло // Вестник психосоциальной и коррекционной работы. - 2000. - №4.
8. Гилинский Я.И. Социология девиантного поведения как специальная социологическая теория // соц. исследования. - 1999. - № 4.
9. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991
10. Кудрявцев В.Н. Правовое поведение: норма и патология. М., 1982