Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИКА СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ПЕДАГОГИКА СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
174
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
девиантное поведение / социализация / образование и воспитание / социално-культурное деятельность / deviant behavior / socialization / education and nurture / social-cultural activity.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аблатова, Aксынгул Женгисовна, Жубатканова, Ханым Расуловна

В статье рассматривается проблемы социализации подростков, формы девиантного поведения, факторы формирования девиантного поведения, в качестве таких факторов называются: правовая незащищенность несовершеннолетних; семья как фактор расширения зоны девиантного поведения молодежи; система образования и воспитания как источник девиации;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аблатова, Aксынгул Женгисовна, Жубатканова, Ханым Расуловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGY SOCIAL PEDAGOGICAL ACTIVITY IN INSTITUTIONS OF SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION

The article discusses the problems of socialization of adolescents, forms of deviant behavior, factors in the formation of deviant behavior, such factors are called: legal insecurity of minors; family as a factor in expanding the zone of deviant behavior of young people; the system of education and upbringing as a source of deviation;

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИКА СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(1), Jan., 2023

ПЕДАГОГИКА СОЦИАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В УЧРЕЖДЕНИЙ среднего профессионального

ОБРАЗОВАНИЯ

Аблатова Aксынгул Женгисовна,

Учитель начальных классов школы №28, г.Нукус

Жубатканова Ханым Расуловна,

НГПИ имени Ажинияза Студентка 2-курса Начальное образование

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается проблемы социализации подростков, формы девиантного поведения, факторы формирования девиантного поведения, в качестве таких факторов называются: правовая незащищенность несовершеннолетних; семья как фактор расширения зоны девиантного поведения молодежи; система образования и воспитания как источник девиации;

Ключевые слова: девиантное поведение, социализация, образование и воспитание, социално-культурное деятельность

The article discusses the problems of socialization of adolescents, forms of deviant behavior, factors in the formation of deviant behavior, such factors are called: legal insecurity of minors; family as a factor in expanding the zone of deviant behavior of young people; the system of education and upbringing as a source of deviation;

Key words: deviant behavior, socialization, education and nurture, social-cultural activity.

ВВЕДЕНИЕ

В последнее время усилилась негативные тенденции, провоцирующие девиантное поведение школьников. Увеличивается употребление наркотиков и токсических веществ, распространяется алкоголизация подростков. Постоянно увеличивается число подростков стоящих на учете в инспекции по делам несовершеннолетних.

Как утверждает М.А. Ковальчук, особенно важно решение этого вопроса в отношении детей младшего школьного возраста. Ведь именно в младшем школьном возрасте формируются личностные черты и качества, начинают складываться определенные установки, которые в дальнейшем обусловливают поведение ребенка в подростковом и юношеском возрасте. [1]

ABSTRACT

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(1), Jan., 2023

Л.С.Выготский тоже утверждает, на значимость личностного становления детей младшего школьного возраста, что начало данного возрастного периода связано с возникновением обобщения переживаний, логика чувств. Ребенок начинает понимать, что значит «я радуюсь», «я огорчен», «я сердит», «я добрый», « я злой» .[2]

Младший школьный возраст, по мнению исследователей, является наиболее благоприятным периодом для усвоения социальных и нравственных норм и правил поведения, развития моральной нормативности, формирования общественной направленности личности.

ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ

Нормы определяют содержание взаимоотношений с обществом, коллективом и окружающими людьми. Как правило, норма рассматривается как регулирующая функция поведения личности. У детей накапливается нравственный опыт, формируются психологические индивидуально -типологические свойства и социально-нравственные качества личности, вырабатываются привычки и ценности, обусловливающие и регулирующие его поведение, деятельность и взаимодействие с другими.

Именно в младшем школьном возрасте ребенок начинает осознавать отношения между ним и окружающими, разбираться в социальных мотивах поведения, нравственных оценках, анализировать причины различных конфликтных ситуаций.

Таким образом, у детей в младшем школьном возрасте предъявляется следующие требования, определяющие характер их поведения: знать и соблюдать правила поведения в школе, семье, общественных местах; стремиться дружить со всеми детьми и выбирать себе друга; уважать старших; уметь различать хорошие и плохие поступки; уметь делать выбор, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий; беречь и ценить общественное добро и родную природу и др.

Включаясь в жизнь школы, ребенок фактически начинает осваивать одновременно две программы. Одна - это официальная учебная программа, вторая - скрытая программа социализации, обусловленная характером межличностных отношений, складывающихся в школе. Благодаря последней формируется эмоциональная и социальная жизнь ребенка, его представления о себе и о том, что о нем думают другие [5]

Как правило, для ребенка младшего школьного возраста не свойственно всесторонне обдумывать свои решения и намерения, чаще всего он принимает

[3; 4]

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(1), Jan., 2023

их торопливо и поверхностно. Недостаточная способность к волевому усилию проявляется в том, что младший школьник теряет интерес и мотивацию к осуществляемой деятельности, оставляет начатое дело незавершённым.

Проблема недостаточного развития произвольности в начальной школе обусловлена, во-первых, определенными затруднениями детей в учебной деятельности, во-вторых, нарушением дисциплины на уроках и переменах, неумением самостоятельно выполнять усложненные задания, в-третьих, психологической нагрузкой.

В результате постепенно создаются ситуации для формирования поведенческих девиаций у детей младшего школьного возраста.

Девиантное (отклоняющееся) поведения оно отклоняется от установленных норм и стандартов поведение, принятых в данном обществе. Такое поведение можно определить как отдельные поступки. Асоциальное поведение проявляется в тех поступках, которые не соответствуют нормам и ролям, в обществе. Одна из центральных проблем школы, насилия как формы девиантного поведения. Наиболее распространены в современных школах такие формы насилия, как индивидуальная и групповая агрессия, буллинг, моббинг, жесткое обращение с одноклассниками, оскорбления, вымогательство, угрозы применение физического насилия и др. Чтобы глубже понять сущность девиации, мы должны попытаться дать ей какое-то определение. Попробуем определить девиацию как отклонение от групповой нормы, которое влечет за собой изоляцию, лечение, тюремное заключение или другое наказание нарушителю. [6]. С помощи данного определения мы можем выделить три основных компонента девиации: человек, которому свойственно определенное поведение; ожидание, или норма, которая является критерием оценки девиантного поведения, и другой человек, группа или организация, реагирующая на поведение.

Важным фактором расширения отклонения в поведение является семья. Роль семьи в социализации подростков сокращается вследствие правовой, моральной, экономической незащитной семьи. А также усиление конфликтности в отношениях между супругами, родителями и детьми. С одной стороны неблагополучие многих семьи, то есть высокий уровень безработиц, а с другой стороны - занятность родителей во многих благополучных семьях -все эта приводят к отчужденности подростков, провоцирует жесткость и насилие по отношению к ним, рост сиротства.

Дети, растущие в неблагополучных, конфликтных семьях они характеризуется широким отклонением в поведении. Ухудшается состояние

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(1), Jan., 2023

здоровье несовершеннолетних, получает распространение болезни, а также чаще повторяется стрессы, неврозы, проявления агрессивности.

Следует различать два вида девиантного поведения: созидательной и разрушительной направленности. «Основным критерием определения характера девиантного поведения является не форма его реализации, в частности наличие атрибута насилия, а уровень справедливости перераспределения источников пополнения жизненной энергии»[7]. Я.И.Гилинский первым обратил внимание на созидательный, позитивный характер девиации. "Девиации являются всеобщей формой, механизмом, способом изменчивости, а следовательно, и жизнедеятельности, развития каждой системы".[8]

Выделяются следующие зависимости реакций общества и девиантного поведения: 1) чем выше уровень нарушаемых социальных норм и ценностей, тем более решительными должны быть действия общества, государства; 2) чем более низкий (по месту в нормативно-ценностной иерархии) уровень социальных норм нарушается, тем больше упора должно делаться на неформальные меры социального контроля: социальное вознаграждение или порицание, убеждение и т.д.; 3) чем сложнее социальная структура общества, тем многообразнее должны быть формы социального контроля; 4) реакция на нарушение человеком социальных норм более низких, основополагающих уровней должна быть более терпимой, чем это допустимо при нарушении норм более высоких уровней; 5) чем демократичнее общество, тем больший акцент должен делаться на внутренний личностный самоконтроль (а не на внешний социальный контроль) [7].

Педагогика профилактики в образовательном учреждении должна сегодня стать опытно-рефлексивной и понимающей деятельностью, предполагающей: участие педагога в решении жизненно значимых проблем учащихся; осознание особой моральной ответственности педагога, к которому лично обращено ожидание учащегося; полную личностную включенность в процесс педагогической коммуникации; выстраивание диалога на основе понимания и сопереживания проблемам и ожиданиям субъекта.

Девиантное поведение подростков является следствием негативного формирования личности под воздействием индивидуально-типологических психологических факторов формирования личности в подростковом возрасте и асоциальной направленности ближайшего социального окружения. Девиантное поведение формируется под влиянием негативного формирования смысловой

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(1), Jan., 2023

картины мира подростка и его неспособности управлять своим поведением и эмоциональным состоянием;

В «девиантное поведение» подростков. Их называют детьми «группы риска», несовершеннолетними правонарушителями, подростки с трудными характерами, педагогически запущенными, социально «запущенными», трудновоспитуемыми.

По мнению многих авторов, подросток с трудным характером- это не только малолетний правонарушитель с асоциальной направленностью поведения, а подросток, который страдает различными невротическими симптомами. В следствие чего нет строгого определения или четкого разделения этих групп, а констатируется тенденция перехода одной в другую.

В психолого-педагогических исследованиях выделяется три признака, составляющих содержание понятия «подросток с трудным характером»:

- наличие у несовершеннолетних отклоняющегося от норм поведения;

- нарушения поведения несовершеннолетних нелегко исправляются;

- несовершеннолетние, особенно нуждающиеся в индивидуальном подходе.

Избыток или недостаток внимания к подростку со стороны родителей,

неправильное воспитание вообще - все это подготавливает почву для трудностей. Трудновоспитуемость подростка, несоблюдение им норм и правил, установленных в обществе, в науке рассматривается через явление, называемое «девиация». По мнению Л.С. Выготского, подростковый возраст - один из важнейших и одновременно очень сложных периодов в становлении личности, девиантное поведение подростка и его последствия могут существенно повлиять на развитие личности [9].

Г.М. Миньковский выделяет 4 типа несовершеннолетних правонарушителей в зависимости от степени выраженности преступной направленности:

1. Несовершеннолетние с преступной направленностью (10-15%). Для них характерны примитивные, низменные потребности, жестокость, склонность к пустому времяпрепровождению, азартным играм, уголовному фольклору. Они проявляют настойчивость, активность в преступлениях, зачастую выступают их организаторами.

2. Несовершеннолетние с отрицательной направленностью (30-40%). Эту группу подростков отличают привычка к бесцельному времяпрепровождению, склонность к выпивке. Преступления они совершают не в результате активной подготовки, а «плывя по течению».

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

(E)ISSN:2181-1784 www.oriens.uz 3(1), Jan., 2023

3. Несовершеннолетние с неустойчивой личностной направленностью (25-30%). Такие подростки совершают преступления, прежде всего, ради престижа или в результате подражания, а потом выражают раскаяние в своих действиях.

4. Несовершеннолетние с положительной направленностью (25-30%). Преступления этими подростками совершаются случайно, в результате так называемой детской мотивации или неправильной оценки действительных последствий.

Исследователи А.И. Долгова, Е.Г. Горбатовская, В.А. Шумилкин выделяют следующие типы подростков, совершивших правонарушения:

• последовательно-криминальный - криминогенный «вклад» личности в преступное поведение при взаимодействии с социальной средой является решающим, преступление вытекает из привычного стиля поведения, оно обусловливается специфическими взглядами, установками и ценностями субъекта;

• ситуативно-криминогенный - нарушение моральных норм, правонарушение непреступного характера и само преступление в значительной степени обусловлены неблагоприятной ситуацией; преступное поведение может не соответствовать планам субъекта, быть с его точки зрения эксцессом, такие подростки совершают преступления часто в группе в состоянии алкогольного опьянения, не являясь инициатором правонарушения;

• ситуативный тип - незначительная выраженность негативного поведения; решающее влияние ситуации, возникающей не по вине индивида; стиль жизни таких подростков характеризуется борьбой положительных и отрицательных влияний [10].

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ковальчук, М.А. Как организовать работу по профилактике девиантных отклонений в поведении детей младшего школьного возраста / М.А. Ковальчук // Начальная школа. - 2002. - № 12.

2. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л.С. Выготский. -СПб.: СОЮЗ, 1997.

3. Данилюк, А.Я. Воспитание и социализация младших школьников / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков // Педагогика. - 2009. - № 5.

4. Приступа, Е.Н. Становление социального здоровья младшего школьника / Е.Н. Приступа // Инновационные направления в образовании : сб. материалов

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(1), Jan., 2023

Международ. науч.-практ. конф. : в 4 ч. / Урал. гос. пед. ун-т; под науч. ред. А.С. Белкина [и др.]. - Екатеринбург, 2009. - Ч. 4.

5. Берне, Р. Развитие Я-концепции и воспитание: Пер. с англ. / Р. Берне; общ. ред. и вступ. ст. В.Я. Пилиповского. - М.: Прогресс, 1986. - 420 с

6. Н. Дж. Смелзер. Социология. - М. Наука, 1994.

7. Осипова О. С. Девиантное поведение: благо или зло // Вестник психосоциальной и коррекционной работы. - 2000. - №4.

8. Гилинский Я.И. Социология девиантного поведения как специальная социологическая теория // соц. исследования. - 1999. - № 4.

9. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991

10. Кудрявцев В.Н. Правовое поведение: норма и патология. М., 1982

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.