УДК 159.9; 340
Владимир Владимирович Комаров, доцент кафедры социальной и возрастной психологии Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина,
кандидат психологических наук E-mail: [email protected]
Vladimir Vladimirovich Komarov, Associate Professor of the Department of Social and Age Psychology of TSU named after G.R. Derzhavin, candidate of psychological Sciences
СОЦИАЛЬНЫЕ ДЕВИАЦИИ КАК ФАКТОР ПРОТИВОПРАВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
В статье рассматривается проблема влияния девиантного поведения на совершение правонарушений, влияния семьи на формирование девиантной личности, внутренних механизмов формирования девиантного и противоправного поведения, прежде всего ценностной регуляции поведения и роли социальных ценностей в формировании девиантности или нормативности личности; взаимосвязь девиантного и противоправного поведения; меры профилактики социальных девиаций и правонарушений среди молодежи.
Ключевые слова: социальные девиации, девиантное поведение, деликвентное поведение, противоправное поведение, криминальное поведение, асоциальная девиантность, нормативность, социальные ценности.
SOCIAL DEVIATIONS AS A FACTOR OF ILLEGAL BEHAVIOUR OF A PERSONALITY
The article considers the problem of the influence of deviant behavior on the commission of offenses, the influence of the family on the formation of the deviant personality, internal mechanisms of the formation of deviant and unlawful behavior, primarily the value regulation of behavior and the role of social values in the formation of deviance or normativeness of an individual; the relationship of deviant and illegal behavior; preventive measures of social deviations and offenses among young people.
Keywords: social deviations, deviant behavior, delinquent behavior, illegal behavior, criminal behavior, asocial deviance, normativeness, social values.
В современном российском обществе проблемы социальных девиаций и противоправного поведения, прежде всего среди молодежи, стремительно актуализируются и этому есть несколько причин. Во-первых, это высокая динамичность и нестабильность социокультурных, экономических, политических процессов в социуме; во-вторых, эмоциональный прессинг средств массовой информации; в-третьих, высокий уровень агрессивности в обществе; в-четвертых, специфика возрастных, интеллектуальных и индивидуально-психологических особенностей молодежи, прежде всего, подросткового и младшего юношеского возраста. Последнее положение подтверждается, например, исследованием Т.Г. Киселевой, доказавшей наличие взаимосвязи между интеллектуальной недостаточностью подростков и социальными девиациями за счет высокой склонности к соперничеству и доминированию, снижения критичности действий, высокой агрессивности, эмоциональной и психической незрелости, высокой импульсивности, завышенной самооценки и высоких притязаний1.
Е.Е. Михаелян в своей статье отмечает, что отклоняющееся поведение и особенно такие крайние его проявления, как делинквентность и криминальность, в своих массовидных значениях стали новым серьезным вызовом сохранению стабильности общества и негативно влияют на общественные отношения2. Автор полагает, что существует особая форма социа-
1 См.: Киселева Т.Г. Интеллектуальная недостаточность как причина социальных девиаций подростков // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. 2019. Т. 28. С. 35-42.
2 См.: Михаелян Е.Е. Социализация девиантного поведения личности // Теория и практика общественного развития. 2011. № 7. С. 60-63.
лизации девиантной личности, которая требует серьезного изучения, несмотря на очевидные трудности. Е.Е. Михаелян проводит водораздел между понятиями девиантного, делинквент-ного и преступного поведения. Согласно автору, любое поведение, не одобряемое общественным мнением, является девиантным; поведение, не одобряемое законом, но ненаказуемое с точки зрения Уголовного Кодекса, является делинквентным; деяние, которое запрещено законом данного государства и за совершение которого предусмотрено уголовное наказание, определяется как преступное / криминальное. Автор выделяет настораживающие общественные тенденции, сопровождая их собственными комментариями: нарастание различных форм девиантности, в том числе и преступности, вряд ли детерминировано какой-либо единой специфической причиной; девиантное поведение, сформировавшееся в ходе ненормативного процесса социализации, ведет к негативным социальным последствиям; девиантное поведение в социуме формируется как стихийно, так и целенаправленно, за счет так называемых институтов десоциализации (Г.М. Андреева), включая организованные преступные группировки, бандформирования и различные деструктивные молодежные субкультуры1.
Современные исследователи подчеркивают решающее влияние семейных отношений на формирование личности, склонной к социальным девиациям и противоправному поведению. Как отмечает А.А. Реан, семья - важнейший институт социализации личности, где человек получает первые навыки взаимодействия и общения. В большинстве своем семья выступает фактором защиты личности, однако, в некоторых случаях она может быть фактором риска социального девиантного поведения и развития личности. К последним автор относит семьи с проблемами алкоголизации и наркомании, с асоциальными ценностями, с противоправным поведением, с высоким уровнем конфликтности, семьи, практикующие агрессивное поведение и насилие над ребенком, семьи с эмоциональной депривацией ребенка2.
При этом многие семейные нарушения тесно связаны с противоправным поведением ребенка. Автор, рассматривая проблему связи социальных девиаций и состава семьи, подчеркивает, что причины следует искать не столько в семейной структуре, сколько в психосоциальной деформации семейных отношений. Именно социализация по девиантному типу, асоциальные ценности, нормы и стереотипы поведения могут усваиваться ребенком по механизму научения и подражания, если именно такие ценности и нормы являются доминирующими в данной семье3. С другой стороны, просоциальное / нормативное поведение будет формироваться не только за счет отсутствия подкрепления или наказания за асоциальное поведение, но и посредством активного научения конструктивным способам разрешения противоречий и реализации различных мотиваций личности ребенка. Другими важными механизмами влияния семьи на развитие социальных девиаций и асоциального поведения личности, согласно автору, является эмоциональное пренебрежение ребенком, отношение к нему как к «вещи среди других вещей» (Б.С. Братусь), дисгармоничное развитие мотивации привязанности, особенности идентификации с родителями.
П.В. Пинаев, Д.Ю. Некрасов полагают, что при изучении любых форм девиации причины следует искать именно в семье, т. к. именно там формируются первичные представления о мире, навыки и характер человека, семейным окружением детерминируются проблемы, комплексы и фобии. Авторы перечисляют основные негативные отклонения в семьях, в том числе физическое и сексуальное насилие, вседозволенность, отсутствие или переизбыток родительского контроля, проблемы внутрисемейных отношений, и выделяют такие группы семейных отношений, как хорошие, искренние; безразличные, равнодушные; плохие, конфликтные4.
1 См.: Михаелян Е.Е. Указ. соч. С. 60-63.
2 Реан А.А. Семья как фактор социальных девиаций личности // Российский психологический журнал. 2007. Т. 4. № 1. С. 25-28.
3 См.: Там же.
4 Пинаев П.В., Некрасов Д.Ю. Влияние семьи на формирование девиантности подростка // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2013. Выпуск 1 (13). С. 142-149.
Авторы также отмечают личностные особенности родителей, их алкоголизм, низкое материальное положение, неблагоприятные условия проживания, неполные семьи, подчеркивая, что все они крайне опасны для ребенка и могут способствовать формированию его девиантности. Кроме того, согласно авторам, в обществе существует некое двойственное отношение к ряду отклонений в семье, которые воспринимаются обществом как девиации, несмотря на их одобрение. К ним относятся многодетность, усыновление, опекунство, подчеркнутая религиозность. Авторы делают выводы, что негативные девиации формируются значительно чаще, чем позитивные, семья при их формировании имеет решающее значение, негативные отклонения опасны как для индивида, так и для социума в целом1.
Для понимания внутренних механизмов формирования девиантного и противоправного поведения личности важным представляется исследование М.С. Яницкого ценностной регуляции поведения и нарушений этого процесса при социальных девиациях. Согласно автору, система ценностей личности обладает двойственной природой, заключающейся с одной стороны, в том, что она определяет побуждения человека и с другой стороны, сама становится источником этих побуждений2. Социальные ценности, лежащие в основе регуляции поведения членов общности, выражаются в социальных нормах, которые подразделяются на моральные нормы, общие представления о должном поведении в различных ситуациях, и правовые нормы, выраженные в законах и нормативных актах. Соответственно, девиантное поведение, отклоняясь от этих норм, будет проявляться в проступках или преступлениях. Автор справедливо отмечает, что границы между моральными и правовыми нормами во многом условны, и в устойчивом обществе они постепенно сближаются посредством взаимообмена их ценностного содержания. Основываясь на положениях И.С. Кона, автор выделяет такие механизмы следования социальным нормам, как страх, стыд и вина. Отметим, что эти механизмы появляются у ребенка последовательно в ходе онтогенеза, а высшим механизмом регуляции социальных норм будет выступать совесть3.
Яницкий М. С. полагает, что различные формы социальных девиаций имеют общие причины и закономерности формирования и, соответственно, сходные особенности ценностной системы, определяющие нарушения ее регулятивных функций4. Проведя эмпирическое исследование частотного распределения ценностных типов при некоторых формах девиант-ного поведения, автор приходит к выводу о зависимости нормативности поведения от уровня развития ценностной системы личности. При этом различные защитные, адаптационные ценности далеко не всегда регулируют реальное поведение человека, поскольку наиболее эффективным регулятором является внутренняя, интернализованная система личностных ценностей, создание условий для формирования которых в ходе целенаправленного систематического психолого-педагогического воздействия может стать одним из важных направлений профилактики девиантного поведения.
Взаимосвязь девиантного и преступного поведения М.К. Гайдай и Л. А. Кашина рассматривают через конструкт асоциальной девиантности на примере несовершеннолетних осужденных. Авторы отмечают, что само по себе девиантное поведение может рассматриваться и как поведение конкретного человека и как социальное явление. При этом девиант-ное поведение конкретного человека всегда должно рассматриваться системно и контекстуально, тогда как девиантность как социальное явление всегда присутствует в обществе. Под асоциальной девиантностью несовершеннолетних осужденных авторы понимают их антиобщественное негативное отклоняющееся поведение, связанное с деструктивными социаль-
1 Пинаев П.В., Некрасов Д.Ю. Указ. соч. С. 142-149.
2 Яницкий М.С. Ценностная регуляция поведения личности и ее нарушение при различных формах социальных девиаций // Вестник КРАУНЦ. Серия «Гуманитарные науки». 2011. № 2 (18). С. 199-131.
3 Киселева Т.Г. Указ. соч. С. 35-42.
4 Комаров В.В. Совесть как фактор нравственной саморегуляции личности: дис. ... канд. психол. наук. Тамбов, 2004.
ными факторами окружающей их среды, а также с пребыванием в специфических условиях-замкнутого пространства воспитательной колонии1. Согласно авторам, противоправное поведение тесно связано с негативным девиантным поведением, на которое влияют социальное окружение и среда жизнедеятельности несовершеннолетнего до его попадания в исправительное учреждение, а также условия изоляции несовершеннолетнего осужденного после вынесения приговора.
Таким образом, девиантное поведение, само по себе не являясь противоправным, тесно с ним связано. При этом связь нельзя считать однонаправленной: девиантные установки личности могут способствовать совершению правонарушений, а лица, уже совершившие преступления и отбывающие наказание, в большой степени склонны к девиантному поведению.
Признавая актуальность проблемы социальных девиаций как фактора противоправного поведения молодежи, на базе ТГУ имени Г.Р. Державина в 2G16 г. был создан Центр исследований социальных девиаций, направленный на комплексное изучение данной проблемы в ходе взаимодействия юристов, психологов и педагогов.
Работа Центра носит комплексный, междисциплинарный характер, предполагающий взаимодействие разных специалистов; индивидуальный подход в реализации мер психолого-педагогического воздействия; этапность и цикличность мероприятий по выявлению, противодействию, профилактике и коррекции социальных девиаций2.
Список литературы
1. Гайдай М. К., Кашина Л. А. К вопросу о понимании асоциальной девиантности несовершеннолетних осужденных // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. - 2012. - № 1 (6g). - С. 9-21.
2. Киселева Т. Г. Интеллектуальная недостаточность как причина социальных девиаций подростков // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. - 2019. - Т. 28. - С. 35-42.
3. Комаров В.В. Основные направления работы Центра исследований социальных девиаций г. Тамбова / Профилактика экстремизма в системе образования Сборник материалов Центра профилактики религиозного и этнического экстремизма в образовательных организациях Российской Федерации. - Москва, 2019. - С. 35-40.
4. Комаров В.В. Совесть как фактор нравственной саморегуляции личности: дис. ... канд. психол. наук. -Тамбов, 2GG4.
5. Михаелян Е.Е. Социализация девиантного поведения личности // Теория и практика общественного развития. - 2011. - № 7. - С. 60-63.
6. Пинаев П. В., Некрасов Д. Ю. Влияние семьи на формирование девиантности подростка // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. - 2013. - Выпуск 1 (13). - С. 142-149.
7. Реан А.А. Семья как фактор социальных девиаций личности // Российский психологический журнал. -2007. - Т. 4. -№ 1. - С. 25-28.
8. Яницкий М.С. Ценностная регуляция поведения личности и ее нарушение при различных формах социальных девиаций // Вестник КРАУНЦ. Серия «Гуманитарные науки». - 2011. - № 2 (18). - С. 199-131.
List of references
1. Gaidai M.K., Kashina L.A. K voprosu o ponimanii asotsial'noy deviantnosti nesovershennoletnikh osuzhden-nykh // Vestnik Vostochno-Sibirskogo instituía MVD Rossii. [On the issue of understanding the antisocial deviance of juvenile offenders // Bulletin of the East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. - 2012. -№1 (60). - Pp. 9-21.
2. Kiseleva T.G. Intellektual'naya nedostatochnost' kakprichina sotsial'nykh deviatsiy podrostkov //Izvestiya Ir-kutskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya Psikhologiya [Intellectual insufficiency as a cause of social deviations of adolescents // Bulletin of the Irkutsk State University. Series: Psychology]. - 2019. - Vol. 28. - Pp. 35-42.
3. Komarov V.V. Osnovnyye napravleniya raboty Tsentra issledovaniy sotsial'nykh deviatsiy g. Tambova /Pro-filaktika ekstremizma v sisteme obrazovaniya Sbornik materialov Tsentra profilaktiki religioznogo i etnicheskogo ek-
1 Гайдай М.К., Кашина Л. А. К вопросу о понимании асоциальной девиантности несовершеннолетних осужденных // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2012. № 1 (60). С. 9-21.
2 Комаров В.В. Основные направления работы Центра исследований социальных девиаций г. Тамбова / Профилактика экстремизма в системе образования Сборник материалов Центра профилактики религиозного и этнического экстремизма в образовательных организациях Российской Федерации. Москва, 2019. С. 35-40.
stremizma v obrazovatel'nykh organizatsiyakh Rossiyskoy Federatsii. - [The main directions of work of the Tambov Center for the Study of Social Deviations / Prevention of extremism in the education system A collection of materials from the Center for the Prevention of Religious and Ethnic Extremism in educational institutions of the Russian Federation]. - Moscow, 2019. - Pp. 35-40.
4. Komarov V.V. Sovest' kak faktor nravstvennoy samoregulyatsii lichnosti: dis. ... kand. psikhol. nauk. - Tambov [Conscience as a factor of moral self-regulation of personality: dis. ... cand. psychol. Sciences]. - Tambov, 2004.
5. Michelyan E.E. Sotsializatsiya deviantnogo povedeniya lichnosti // Teoriya i praktika obshchestvennogo raz-vitiya [Socialization of deviant personality behavior // Theory and practice of social development]. - 2011. - № 7. -Pp. 60-63.
6. Pinaev P.V., Nekrasov D.Yu. Vliyaniye sem'i na formirovaniye deviantnosti podrostka // Vestnik Permskogo universiteta. Filosofiya. Psikhologiya. Sotsiologiya. [The influence of the family on the formation of deviant adolescence // Bulletin of Perm University. Philosophy. Psychology. Sociology]. - 2013. - Issue 1 (13). - Pp. 142-149.
7. Rean A.A. Sem'ya kak faktor sotsial'nykh deviatsiy lichnosti // Rossiyskiy psikhologicheskiy zhurnal [Family as a factor in social deviations of a person // Russian Psychological Journal]. - 2007. - V. 4. - № 1. - Pp. 25-28.
8. Yanitsky M.S. Tsennostnaya regulyatsiya povedeniya lichnosti i yeye narusheniye pri razlichnykh formakh sotsial'nykh deviatsiy // Vestnik KRAUNTS. Seriya «Gumanitarnyye nauki» [Value regulation of personality behavior and its violation in various forms of social deviations // Vestnik KRAUNTS. Series «Humanities»]. - 2011. - № 2 (18). -Pp. 199-131.