Научная статья на тему 'Детерминанты становления личности подростка с противоправным поведением'

Детерминанты становления личности подростка с противоправным поведением Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
327
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТЕРМИНАНТА / ДЕВИАНТНОСТЬ / DEVIANCE / ПОДРОСТОК / TEEN / ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY / ПОВЕДЕНИЕ / DETERMINANTS / AND BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Клячкина Наталия Львовна

В статье рассматривается проблема девиантного поведения. Теоретическое значение данного исследования заключается в изучении детерминант, способствующих формированию современного подростка, и особенностей их влияния на сознание, с учетом современного состояния общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DETERMINANTS OF FORMATION OF THE PERSON OF TEENAGER WITH UNLAWFUL BEHAVIOUR

The article considers the problem of deviant behavior. Deviations in the behavior of adolescents is one of the key problems in practice. Social diagnosis, social correction and treatment of social deviations is impossible without a deep knowledge and understanding of the psychological mechanisms of formation of deviant behavior. The theoretical value of this study is to examine the determinants contributing to the formation of a modern teenager and their influence on consciousness, given the current state of society.

Текст научной работы на тему «Детерминанты становления личности подростка с противоправным поведением»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 159.9

ДЕТЕРМИНАНТЫ СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА С ПРОТИВОПРАВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

© 2015 Н. Л. Клячкина

Аннотация. В статье рассматривается проблема девиантного поведения. Теоретическое значение данного исследования заключается в изучении детерминант, способствующих формированию современного подростка, и особенностей их влияния на сознание, с учетом современного состояния общества.

Ключевые слова: детерминанта, девиантность, подросток, личность, поведение.

THE DETERMINANTS OF FORMATION OF THE PERSON OF TEENAGER WITH UNLAWFUL BEHAVIOUR

© 2015 N. Klyachkina

Summary. The article considers the problem of deviant behavior. Deviations in the behavior of adolescents is one of the key problems in practice. Social diagnosis, social correction and treatment of social deviations is impossible without a deep knowledge and understanding of the psychological mechanisms of formation of deviant behavior. The theoretical value of this study is to examine the determinants contributing to the formation of a modern teenager and their influence on consciousness, given the current state of society.

Keywords: determinants, deviance, teen, personality, and behavior.

Современный подросток живет в обществе, где наравне с позитивными изменения происходят и негативные, которые изменяют образ привычной жизни, усугубляют конфликтность и безысходность, в результате чего наблюдается увеличение семей с группой риска, растет численность беспризорных детей.

В России ежегодно увеличивается количество правонарушений, совершаемых детьми и подростками, характерной чертой которых становятся насилие и жестокость, увеличивается количество несовершеннолетних подростков, вовлеченных в преступную деятельность, и это вызывает обоснованную тревогу в современном обществе.

Преступность подростков приобретает групповой характер, отмечается рост преступлений, совершенных в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. По данным психологических и социологических исследований, среди несовершеннолетних наблюдается пессимизм, отчужденность, пассивность, разочарование и безразличие ко всему. На фоне разрушения в обществе моральных и общечеловеческих ценностей увеличивается количество подростков с девиантным поведением, а именно: уход из дома, наркомания, суицидальные наклонности, алкоголизм, агрессивное поведение, преступность и т. д.

В переходном возрасте они не приемлют критичных высказываний со стороны взрослых, и из-за этого возникают проблемы с родителями, взаимоотношения характеризуются повышенной конфликтностью, внимание смещается с родителей в сторону сверстников.

Для подростков характерна потребность соответствовать нормам своей группы, подражать друг другу, примерять разные типы поведения и социальных ролей.

Пропасть непонимания между родителями и детьми с каждым днем становиться все больше, и все чаще подростки выбирают общение со сверстниками с девиантным поведением.

В больших городах девиантное поведение подростков часто принимает массовый характер, который выражается в повышенной агрессивности, хулиганских действиях и актах вандализма.

В настоящее время исследование проблемы девиантного поведения в подростковом возрасте представляет собой сложное явление, что предопределено рядом факторов. Во-первых, современное общество характеризуется экономической, демографической, социальной и политической нестабильностью, что влечет за собой рост количества проявлений деви-антного поведения среди подростков. Во-вторых, напряженная и неустойчивая обстановка в обществе влияет на масштабность распространения девиантного поведения, которое может перерасти в преступное поведение. В-третьих, каждый год увеличивается количество несовершеннолетних, которые употребляют алкоголь и наркотические вещества, что ухудшает криминальную обстановку в стране.

Таким образом, изучению детерминант становления личности подростка с противоправным поведением нужно уделить должное внимание, т. к. от них зависит, какое будущее нас ожидает.

Теория социальной аномии, предложенная Э. Дюркгеймом, объясняет девиантное поведение как следствие общественной дезорганизации, в котором заметная часть его членов, зная о существовании обязывающих их норм, относится к ним негативно или равнодушно1.

Одной из известных социологических концепций является теория стигматизации, разработанная И. Лемертом2. Теория субкультур А. Коэна рассматривает группу как носителя девиантных идей. Каждая субкультура живет своими нормами и ценностями, значительно отличающимися от общепринятых норм. Подростки, принадлежащие этим субкультурам, ведут себя в соответствии с групповыми обязанностями, но общество не приемлет такое поведение и определяет его как девиантное3. Один из основателей современной российской социологической школы И. С. Кон под девиантным поведением подразумевал систему поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры, или морали. Профилактика различных форм девиантного поведения и реабилитация подростков групп социального риска является сегодня важным и актуальным направлением.

Квалификационное исследование расширит представления о процессе формирования личности с отклоняющимся поведением и детерминантах, влияющих на становление личности подростка с девиантным поведением с учетом современного состояния общества. Психологический анализ индивидуально-характерологических качеств детей подросткового возраста, изучение влияния личностных особенностей подростков на формирование противоправного поведения, анализ поведенческих реакций подростков можно использовать педагогам-психологам в работе с противоправными подростками. Для работы с родителями девиантных подростков психологам и педагогам необходимо учитывать влияние семьи на формирование девиантного поведения и социального окружения как фактора развития противоправного поведения у подростков. Результаты исследования можно применить для разработки профилактических программ по предупреждению развития у детей девиантного поведения.

В любом социальном обществе существуют нормы и правила, принятые этим обществом, по которым оно живет и развивается. Несоответствие или несоблюдение этих норм и правил является отклонением, или девиацией.

В настоящее время среди исследователей наблюдается повышенный интерес к проблеме девиантного поведения. Научное изучение отклонений осуществляется в кримино-

1 Амбрамова А. Г., Жезлова Л. Г. О некоторых формах девиантного поведения у подростков // Актуальные проблемы психоневрологии детского возраста. - М.: Медицина, 2012.

2 Астапов В. М. Тревожность у детей. - М.: Просвещение, 2010.

3 Белкин А. С. Отклонения в поведении школьников. - Екатеринбург: Средне-Уральск. кн. изд-во, 2013.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

107

логии, социологии, психопатологии, социальной работе, педагогике, а также психологии. Подростковый возраст часто называют переходным, трудным, кризисным.

В подростковый период происходит полная перестройка психической деятельности подростка, кардинальные физиологические, нейрогуморальные изменения всего организма. Все это сказывается на ломке старых форм поведения и формировании новых.

В последние годы в России прослеживается тенденция к увеличению числа детей и подростков с девиантным поведением. Это обусловлено негативными тенденциями в политической и социально-экономической жизни, экологической нестабильностью в обществе, ослаблением социально-культурных и духовных устоев общества, неблагоприятными семейно-бытовыми отношениями, отсутствием контроля над поведением, высоким уровнем безработицы, сложной криминальной обстановкой в подростковой среде.

Нестандартное, или отклоняющееся, от нормы поведение часто называют девиантным (от лат. ёеНпдиеш - проступок, провинность). Термин «девиантное поведение» ввел в употребление Я. И. Гилинский, он же является основоположником культурологического

4

аспекта отклоняющегося поведения .

Девиантное поведение - это поступки, отклоняющиеся от общепринятых в обществе правовых, нравственных, эстетических норм и проявляющиеся в виде уклонения от нравственного контроля над собственным поведением. Причиной отклоняющегося поведения может стать множество факторов. Поэтому существует ряд теорий и исследовательских направлений, по-разному объясняющих возникновение девиантного поведения. Чтобы лучше понять индивидуальную природу отклоняющегося поведения подростков, необходимо рассматривать то общее, типичное, что характерно для детей данного возраста. Происходящие с подростком биологические изменения, выраженные во внешних признаках, могут вызывать резкие изменения его поведения.

Переходный возраст - это не только психологические изменения, вызванные половым созреванием, но и процесс вхождения в социальную жизнь взрослого. Значит, причинами девиантного поведения подростка могут быть нарушения его социализации.

Индивидуально-психологические качества подростков свидетельствуют о ярком проявлении взросления в соответствии с нормативным развитием или, наоборот, о полном несоответствии параметрам, об отклонении от нормы. Эти проявления влияют на качественные изменения личности в психологической деятельности подростка, такие как эмоциональная сфера, отношение к родителям, сверстникам, учебе, формированию ценностей и т. д.

В этот период происходит перестройка всех индивидуальных психологических функций жизнедеятельности организма, бурное развитие самосознания и энергичный физический рост, начинают формироваться идеалы и убеждения.

Подростки часто используют различные способы психологических защит: проекция, отрицание, рационализм, сублимация. Наиболее распространенным способом является проекция, психологический смысл которой состоит в ослаблении интенсивности отрицательных эмоций во взаимоотношении с окружающими: подросток приписывает себе положительные черты, а отрицательные переносит на другую личность, с которой происходило взаимодействие в оцениваемой ситуации.

Проекция оказывает помощь в сохранении константности позитивной «Я-концепции», но усугубляет негативные и отрицательные чувства к тем из окружающих, с кем происходило взаимодействие, тем самым конфликтность межличностных отношений усиливается.

Проекция - это одна из самых конфликтогенных психологических защит, потому что постоянное ее использование приводит к развитию таких черт личности, как самолюбие и гордость, мстительность и обидчивость, враждебность. Такая личность демонстрирует оборонительное поведение и разрушительное самоутверждение в силу неадекватной самооценки5.

Таким образом, поведение подростка может быть социально нормальным, если взаимодействие со средой адекватно отвечает потребностям и возможностям его индивидуально-возрастного развития. Тогда отклоняющееся поведение можно охарактеризовать как взаимодействие подростка с социумом, нарушающее его развитие вследствие отсутст-

4 Гилинский Я. И. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения. - СПб., 2013.

5 Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. - М.: Просвещение, 2013.

вия адекватного учета особенностей его индивидуальности, проявляющееся в поведенческом противодействии нравственным и правовым нормам.

В современном мире все чаще подростки изначально обречены на отклоняющую социализацию, т. к. девиантное поведение является больше нормой для подростков, чем социально одобряемое поведение. Отсутствие ценностных ориентаций привело к тому, что подростки воспринимают элементы преступной культуры в качестве наиболее приоритетных.

Негативные социальные предпосылки становятся источником конфликтов между обществом и подростками, и поэтому они все чаще испытывают чувство разочарованности, что способствует увеличению количества подростков с девиантным поведением и вовлечением в криминогенные группы. Но самое опасное, что у некоторых из них вырабатывается своя система ценностей с присущей ей враждебностью к социальным нормам и неприятием всего существующего.

Роль семьи в формировании личности подростка действительно велика. Как правило, и положительные и отрицательные стороны поведения формируются в семье.

Немаловажным фактором девиантного поведения подростков выступает социальное окружение, и каждый испытывает на себе его влияние. Но ближайшее социальное окружение в силу своей относительной обособленности может влиять на поведение, привычки, традиции, отличные от норм социального общества.

Социальная адаптация девиантных подростков является неотъемлемым компонентом психолого-педагогической работы по формированию положительных качеств личности, способной к саморазвитию в условиях изменения социальной среды.

Программа социальной адаптации направлена на предупреждение явлений асоциального поведения и на обеспечение выработки поведенческих норм и требований, предъявляемых обществом к современному гражданину.

Проблема отклоняющегося поведения наиболее остро стоит в подростковом возрасте, это обусловлено тем, что для детей данной возрастной группы характерны такие особенности: переходный период; неопределенность социального положения; противоречия, обусловленные изменением механизма социального контроля: детские формы контроля, основанные на соблюдении внешних норм, предъявляемых взрослым обществом, уже не действуют, а новые, взрослые, предполагающие сознательный самоконтроль, еще не сложились или не окрепли.

Анализ теоретической литературы по проблеме девиантного поведения позволил охарактеризовать отклоняющееся поведение подростков как явление, под которым понимаются действия или поступки, не соответствующие общепринятым социальным, нравственным и культурным нормам общества. А также нормам, традициям и образцам поведения ближайшего окружения ребенка, если эти нормы и традиции не вступают в противоречие с общепринятыми нормами общества, в котором проходит жизнедеятельность подростка.

Причин, обусловливающих проявления девиантного поведения у подростков, очень много, и действуют они в единстве. Это - негативное социальное окружение, семейные конфликты, неудачная социализация личности, внутриличностные конфликты и многое другое.

Существуют различные подходы, которые объясняют природу девиантного поведения. Но общим в них является то, что девиантное поведение - это проблема, которая представляет опасность для любого общества.

Библиографический список

Амбрамова, А. Г. О некоторых формах девиантного поведения у подростков / А. Г. Амбра-мова, Л. Г. Жезлова // Актуальные проблемы психоневрологии детского возраста. - М. : Медицина, 2012. - 282 с.

Астапов, В. М. Тревожность у детей / В. М. Астапов. - М. : Просвещение, 2010. - 240 с.

Белкин, А. С. Отклонения в поведении школьников / А. С. Белкин. - Екатеринбург : Средне-Уральск. кн. изд-во, 2013. - 136 с.

Гилинский, Я. И. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения / Я. И. Гилинский. - СПб., 2013. - 140 с.

Захаров, А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка / А. И. Захаров. - М. : Просвещение, 2013. - 161с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.