Научная статья на тему 'Педагогика ресоциализации личности: от средового к ситуативному подходу'

Педагогика ресоциализации личности: от средового к ситуативному подходу Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
443
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА / РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ / ЛИЧНОСТНЫЙ КРИЗИС / ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / SOCIAL SITUATION / SOCIAL ENVIRONMENT / RESOCIALISATION / PERSONAL CRISIS / TECHNOLOGIES OF WELFARE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мацукевич Ольга Юрьевна

Рассматривается специфика ситуативного подхода к решению задач ресоциализации личности; определены условия использования технологий социально-культурной деятельности в организации процесса ресоциализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICS OF RESOCIALIZATION OF PERSONALITY: FROM ENVIRONMENTAL TO SITUATIONAL APPROACH

In article specificity of the situational approach to the decision of problems of resocialisation of the person is considered; conditions of use of technologies of welfare activity in the organisation of process of resocialisation are defined.

Текст научной работы на тему «Педагогика ресоциализации личности: от средового к ситуативному подходу»

УДК 37.0

О. Ю. Мацукевич

ПЕДАГОГИКА РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ:

ОТ СРЕДОВОГО К СИТУАТИВНОМУ ПОДХОДУ

Рассматривается специфика ситуативного подхода к решению задач ресоциализации личности; определены условия использования технологий социально-культурной деятельности в организации процесса ресоциализации.

Ключевые слова: социальная ситуация, социальная среда, ресоциализация, личностный кризис, технологии социальнокультурной деятельности

In article specificity of the situational approach to the decision ofproblems of resocialisation of the person is considered; conditions of use of technologies of welfare activity in the organisation ofprocess of resocialisation are defined.

Keywords: social situation, social environment, resocialisation, personal crisis, technologies of welfare activity

Педагогические технологии ресоциализации личности основываются на понимании ее как процесса полного принятия индивидом социальных норм и культурных ценностей, не освоенных, недостаточно освоенных ранее или обновленных на новом этапе общественного развития. Особенность состоит в том, что данный процесс предполагает усвоение индивидом ценностей и норм, радикально отличающихся от освоенных им ранее. Такой ресоциализации предшествует разрушение ранее принятых ценностей и моделей поведения личности. Ресоциализация - это вид личностного изменения, при котором зрелый индивид принимает тип поведения, отличный от принятого им прежде [1].

Проблема, рассматриваемая в данной статье, обусловлена необходимостью преодоления педагогических подходов к ресоциализации, которые базируются преимущественно на средовом подходе, выделяющем приоритетность внешнего воспитательного воздействия в системах социализации, адаптации и ресоциализации личности.

Проблемы социокультурной адаптации человека обостряются в условиях социальных трансформаций, характерных для современности. В это время, когда привычные ориентиры деятельности утрачивают прежнюю значимость, общепринятые ценности и нормы устаревают и требуется выбор новых целей, основанных на других мировоззренческих принципах, уровень дезадаптации и фрустрации у большинства членов российского общества повышается. Возникают различные ситуации, объективно нарушающие жизнедеятельность гражданина, которые невозможно преодолеть самостоятельно (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, ма-лообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и т. п.).

Все это оказывает серьезнейшее влияние на личность человека, ибо начинаются серьезные испытания для системы взглядов человека на жизнь, ревизии подвергается по сути все мировоззрение, система

ценностных ориентаций, включая понимание смысла жизни, отношение к Богу, государству, семье, друзьям, самому себе. Субъект нуждается в изменении отношения общества к нему, и его нельзя свести лишь к конкретной помощи и поддержке, он нуждается в развитии у него такой социальнопсихологической компетентности, которая выведет его на конструктивное преодоление сложившейся ситуации.

В раскрытии специфики педагогического процесса ресоциализации принципиальное значение имеет конкретизация ситуативного и средового подходов личностного развития. Так, в многочисленных исследованиях подчеркивается, что среда оказывает влияние на поведение человека. Среда - сложное образование, это географическая, социальная, макро-и микросреда и т. п. Среда по основной сути вне-субъектна, а ситуация всегда субъективна («чья-то» ситуация). Среда характеризуется устойчивостью и длительностью, стабильностью, а ситуация всегда кратковременна.

Однако в исследованиях личности нередко декларируется только принцип учета среды. Между тем расширение круга психологических исследований привело к необходимости рассмотрения личности не только в контексте социальных процессов, происходящих в обществе, но и социальных ситуаций, в которых функционирует личность.

Личность невозможно понять вне ситуации, в которой она находится. Социальная ситуация, обусловившая личностный кризис, характеризуется рядом феноменологических показателей: 1) возникает новая система требований к субъекту, выходящая за рамки текущей социализации; 2) неадекватными оказываются алгоритмы привычного социального поведения; 3) нарушается текущая деятельность; 4) размыкается круг привычного общения; 5) оказывается стрессовое воздействие на организм и психику в целом.

Поэтому в современных исследованиях до настоящего времени нет единства в понимании сущности ситуации. Понятием ситуации оперируют инте-ракционизм, психология социального научения,

81

психология среды и психологическая экология, со-цио- и психолингвистика, социальная психология, психология обучения, клиническая психология.

Различают объективные и субъективные ситуации. Объективная ситуация - актуальное физическое и социальное окружение, субъективная - любой компонент субъективной ситуации, воспринимаемой человеком, имеющий значение, смысл для личности. В частности, Т. Шибутани показал, что определение ситуации происходит посредством придания значения объективной ситуации [5], тем самым она становится субъективной. Поведение человека обусловлено не столько внешним окружением, сколько его интерпретацией этого окружения. Таким образом, при определении ситуации акцент ставится на ее внешнем характере. Чаще всего ситуация определяется именно этими рамками.

Понимание ситуации как внешних условий протекания жизнедеятельности человека перекликается с такими понятиями, как социальный случай, случай, социальный эпизод. При этом уровни определения ситуации не учитываются. Ситуация рассматривается как совокупность элементов среды либо как фрагмент среды на определенном этапе жизнедеятельности индивида. Такое определение ситуации наиболее распространено. Согласно ему, структура ситуации включает в себя действующих лиц, осуществляемую ими деятельность, ее временные и пространственные аспекты.

Ситуации различают по экологическим, географическим, архитектурным, психосоциальным и другим переменным среды и их атрибутам и определяют как систему субъективных и объективных элементов, объединяющихся в деятельности субъекта. Объективные элементы охарактеризованы при описании предыдущего подхода к определению ситуации. К субъективным элементам относятся межличностные отношения, социально-психологический климат, групповые нормы, ценности, стереотипы сознания.

В отечественной психологии с таким пониманием ситуации перекликаются исследования, оперирующие понятием личностного смысла, введенного А. Н. Леонтьевым и понимаемого как оценка жизненного значения для субъекта объективных обстоятельств и его действий в них [См.: 2], а также работы сторонников теории установки (Д. Н. Узнадзе, Ш. А. Надирашвили), согласно которой реакция индивида, помимо стимула, обусловливается установкой как целостным психическим состоянием индивида, формирующимся у субъекта под воздействием действительности.

В. Н. Мясищев в концепции отношений личности предложил понятие значимой ситуации, подчеркнув при этом уязвимость личности к определенным факторам среды. В его исследованиях ситуация трактуется как когнитивный конструкт личности, который отражает часть объективной реальности,

существующей в пространстве и времени и характеризующейся тем или иным социальным контекстом [См.: 3]. В связи с представленностью ситуации в сознании индивида выделяются два момента: формирование и развитие конструкта ситуации; функционирование конструкта, отражающего ситуацию в качестве элемента целостной системы, представляющей картину мира. С опорой на это описываются уровни психологической репрезентации ситуации в зависимости от степени полноты представленности в целостной картине мира. Отмечается, что ситуация задает контекст восприятия человека, внося упорядоченность в общую картину социального мира.

Наш анализ функционирования личности в контексте социальных ситуаций с позиций синергетики предполагает опору на следующие принципы, определяющие специфику социально-культурной ресоциализации:

1. Многоагентностъ детерминирования активности личности в ситуации. Все ситуации представляют собой многофакторные, многоэлементные среды и реализуют системные эффекты, не сводимые к простой сумме качественных характеристик. Много-агентность определяет то, что при взаимодействии личности с социальной ситуацией основную роль играет не объективная значимость событий, а относительная, ценностно-смысловая значимость. Процесс взаимодействия личности и социальной ситуации представляет собой ансамбль с переменной структурой связей.

2. Неоднородность, разнообразие структурных элементов внутри социальной ситуации, т. е. каждая подсистема имеет разные качественные и количественные характеристики, перечень и степень разброса ведущих параметров детерминации поведения личности.

3. Динамичная структурность, т. е. состав воспринимаемых личностью компонентов ситуации меняется, сохраняя при этом свои основные признаки. Нелинейность динамики взаимодействия в системе ситуация - человек проявляется в том, что элемент ввиду изменения своего ранга в системе может кардинально изменить структуру связей и входные/выходные потоки ресурсов через себя, имея при этом неизменные формальные параметры. Его ранг в системе взаимодействия ситуация - личность может меняться, исходя из восприятия личностью, при этом система поставит его на другое место, а его место займет иной элемент.

4. Открытость системы, наличие некоторого притока ресурса, поступающего в систему взаимодействия ситуация - личность. Ресурс может быть как внешним - ситуативным, так и внутренним -личностным, появляющимся в результате эффективной внутренней организации, позволяющей высвобождать так называемую свободную энергию.

82

5. Диссипативность, «расшатывание» прежних структур, переструктурирование системы реагирования личности на ситуацию, замена одних предпочтений другими.

6. Интегрированность, возможность взаимодействий в системе, число связей, которые структурные компоненты могут установить с другими. Интенсивность связей зависит от плотности (отдаленности элементов друг от друга) и социабельности (возможности контактов).

Личность, с одной стороны, есть субъект социальной ситуации, с другой - представляет собой некое интегральное образование с собственными динамическими характеристиками, отражающими особенности потребления и производства энергетических и информационных ресурсов. Личность получает эмоциональный, энергетический ресурс в зависимости от совместимости интересов, ценностей с теми, с кем у нее установлены связи: чем больше совместимость, тем больше ресурса она получает.

В нашем понимании, ситуация является понятием, описывающим субъективную, личностно и деятельностно опосредуемую концептуализацию объективных взаимодействий человека со средой его жизнедеятельности. Она, безусловно, имеет психологическую сущность и сложную, многоплановую и многоуровневую психическую репрезентацию.

Таким образом, ситуация возникает как результат более или менее активного взаимодействия субъекта со средой, приводящего к выделению из объективной реальности совокупности явлений, которые организовываются в некоторое целостное образование лишь в связи с актуальной позицией самого субъекта в окружающем мире. Совокупность психологических ситуаций обусловливает социализацию субъекта и формирование элементов образа я. Субъективные факторы всегда включены в генезис ситуации в качестве ее неотъемлемого звена. Феномен, который можно назвать феноменом «ситуационного опосредования», имеет существенное значение для анализа социально-психологических факторов де-

терминации поведения и деятельности личности.

Особенность нашего подхода состоит в том, что мы исследуем стратегию и тактику социальнокультурной реабилитации с точки зрения субъективного аспекта ситуации. Таковым, на наш взгляд, является субъективный образ мира человека - «ядерное образование самосознания», где наиболее полно представлен «мир в человеке и человек в мире» [2].

Наше понимание субъективного образа мира близко к понятию миф. Это индивидуальный миф человека о себе, других людях, жизненном мире во времени его жизни, целостное психическое образование, которое существует на когнитивном и образно-эмоциональном уровне. Его центральный компонент - «образ я» - система представлений и отношений человека к себе (и всему, что человек считает своим) во времени жизни. Другими компонентами являются образ другого человека (близкого и дальнего), образ мира в целом и психологическое время личности. Образ мира как личностный миф выступает в качестве основы определения уровня сложности ситуации и соответственно выбора поведения в ней.

Таким образом, анализ ситуации обуславливает организацию ресоциализационного процесса, направленного на создание «переходного пространства», и безопасных условий, в которых становится возможным выход человека из негативного отчуждения (от себя, других людей, мира в целом), восстановление связи с самим собой, миром людей и обществом, реконструкция субъективного образа мира и освоение новых моделей поведения. Использование в данном процессе технологического ресурса социально-культурной деятельности позволяет создать оптимальные условия, имеющие целью устранение или ослабление влияния неблагоприятных факторов, восстановление статуса личности, оказание помощи в освоении социальных ролей в соответствии со статусом личности, изменение поведения, интеллектуальной деятельности, получение образования на основе переобучения и социального воспитания.

1. Гидденс, Э. Социология / Энтони Гидденс при участии Карен Бердсолл; пер. с англ. - Изд. 2-е, выполн. по 4-му англ. изд., полностью перераб. и доп. - М.: URSS, 2005. - 629 с.

2. Леонтьев, А. Н. Эволюция психики: избр. психол. тр. / А. Н. Леонтьев. - М.: Моск. психол.-соц. ун-т; Воронеж:

МОДЭК, 1999. - 410 с.

3. Мясищев, В. Н. Психология отношений / В. Н. Мясищев; под ред. А. А. Бодалева. - М.: Ин-т практ. психологии; Воронеж: МОДЭК, 1998. - 362 с.

4. Осухова, Н. Г. Человек в трудной жизненной ситуации: феноменология и психологическая помощь / Н. Г. Осухова // Человек в трудной жизненной ситуации: материалы I и II науч.-практ. конф. 24 дек. 2003 г. и 8 дек. 2004 г. / под ред. Е. А. Петровой - М.: Изд-во РГСУ, 2004. - С. 55-58.

5. Шибутани, Т. Социальная психология / Т. Шибутани; пер с англ. В. Б. Ольшанского. - М.: АСТ; Ростов н/Д: Феникс, 1999. - 538 с.

Сдано 12.01.2012

83

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.