Научная статья на тему 'Социально-культурная ресоциализация молодых инвалидов как педагогический процесс'

Социально-культурная ресоциализация молодых инвалидов как педагогический процесс Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
376
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / МОЛОДЫЕ ИНВАЛИДЫ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / RESOCIALISATION / WELFARE RESOCIALISATION / YOUNG INVALIDS / WELFARE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мацукевич О. Ю.

В статье рассмотрен процесс социально-культурной ресоциализации личности, который определен как повторное усвоение социальных норм, ценностей и правил поведения, утраченных индивидом вследствие социальной изоляции или прерванной социализации. Раскрыта сущность социально-культурной ресоциализации, выделены её этапы. Показана специфика социально-культурной ресоциализации инвалидов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-CULTURAL YOUNG DISABLED RESOCIALIZATION AS A PEDAGOGICAL PROCESS

The summary: In article process of welfare resocialisation of the person which is defined as repeated mastering of social norms, values and the rules of the behaviour lost by the individual owing to social isolation or interrupted socialisation is considered. The essence of welfare resocialisation is opened, its stages are allocated. Specificity of welfare resocialisation of invalids is shown.

Текст научной работы на тему «Социально-культурная ресоциализация молодых инвалидов как педагогический процесс»

2. Spirkin, A.G. Vzaimodeyjstvie // Novaya filosofskaya ehnciklopediya: v 4 t. / In-t filosofii RAN. - M., 2001. - T. I.

3. Yakushkina, M.S. Vzaimodeyjstvie sociokuljturnihkh institutov kak faktor razvitiya vospitateljnogo prostranstva: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. - M., 2008.

4. Kiseleva, T.G Socialjno-kuljturnaya deyateljnostj: uchebnik / T.G. Kiseleva, Yu.D. Krasiljnikov. - M., 2004.

5. Yakushev, A.V. Municipaljnoe pravo. - M., 2010.

Статья поступила в редакцию 15.05.12

УДК 371.37-3(362.45)

Matsukevich O.Ju SOCIO-CULTURAL YOUNG DISABLED resocialization as a pedagogical PROCESS. The

summary: In article process of welfare resocialisation of the person which is defined as repeated mastering of social norms, values and the rules of the behaviour lost by the individual owing to social isolation or interrupted socialisation is considered. The essence of welfare resocialisation is opened, its stages are allocated. Specificity of welfare resocialisation of invalids is shown.

Key words: resocialisation, welfare resocialisation, young invalids, welfare activity.

О.Ю. Мацукевич, канд. пед наук, доц. МГУКИ, г. Москва, Е-mail: [email protected]

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЫХ ИНВАЛИДОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

В статье рассмотрен процесс социально-культурной ресоциализации личности, который определен как повторное усвоение социальных норм, ценностей и правил поведения, утраченных индивидом вследствие социальной изоляции или прерванной социализации. Раскрыта сущность социально-культурной ресоциализации, выделены её этапы. Показана специфика социально-культурной ресоциализации инвалидов.

Ключевые слова: социализация, социально-культурная социализация, молодые инвалиды, социально-культурная деятельность.

Современные процессы общественного развития, характеризующиеся чрезвычайно высоким непостоянством и динамизмом выдвигают в число приоритетных задач помощь личности, испытывающей трудности в процессе адаптации к изменениям. В этой связи особо востребованными стали технологии социально-культурной ресоциализации и соответствующее им понятие, обозначающее процесс повторного усвоения социальных норм, ценностей и правил поведения, утраченных индивидом вследствие социальной изоляции или прерванной социализации.

История теоретических исследований ресоциализации насчитывает чуть более полувека. Предтечами появления понятия «ресоциализация» являются работы о дезадаптации личности и социальных групп. Одним из первых проблемами культурной дезадаптации личности, как причиной преступности начал заниматься американский ученый Т. Селлин (1938). Анализируя конфликт между культурными ценностями и возможностями их получения, он рассмотрел в качестве криминогенного фактора конфликт между культурными ценностями различных сообществ. На основе этой теории американский социолог А. Коэн (1955) разработал концепцию субкультур в масштабе социальных групп и ценностных особенностей различных криминальных объединений, впервые указал на возможность повторной социализации.

Американскими социальными психологами А. Кенеди и Д. Кербером впервые был введен термин «ресоциализация» [1, с. 8], понимаемый как процесс «вторичного» вхождения индивида в социальную среду: например, ресоциализация освобожденных из мест лишения свободы или ресоциализация мигрантов.

С 1960-х годов проблемы «ресоциализации» теоретически разрабатываются и в нашей стране и в последнее десятилетие выполнено большое число работ, раскрывающих различные аспекты этого явления. При этом можно констатировать, что в нашей стране преимущественно рассматривается пенитенциарная ресоциализация и в очень незначительной мере изучены проявления социально-культурной ресоциализации, что заставляет прояснить её сущность и специфику.

Сегодня понятие «ресоциализация» интерпретируется достаточно широко - как «осознанное изменение поведения человека в ситуации очевидного социального неуспеха» (А.С. Волович).

Например, А.М. Шевченко, в докторской диссертации, посвященной анализу социокультурной обусловленности ресоциализации дезадаптантов и девиантов, отстаивает широкое толкование ресоциализации как процесса, в который вовлечены все члены общества, находящегося в состоянии общественных изменений: «Социокультурный кризис затрудняет условия жизни

до такой степени, что требует специального комплекса мер по преодолению своих дисфункциональных последствий. Этот комплекс мер можно охарактеризовать как ресоциализацию, то есть корректировку, фактически повторное проведение многих элементов процесса социализации уже зрелых индивидов в новых общественных условиях» [2, с. 93].

Потребность в ресоциализации здесь понята как всеобщая потребность: «В отличие от частичной потребности в ресоциализации членов стабильного общества, в обществе переходного типа эта потребность носит всеобъемлющий характер и определяется изменением внешних по отношению к отдельным индивидам условий жизнедеятельности. Составляющие процесса ресоциализации по своему смыслу обратны ... составляющим социокультурного кризиса и состоят в следующем: 1) восстановлении индивидуальной и групповой социальной идентичности; 2) поиске новой идеологии; 3) восстановлении целостности нормативно-ценностной системы; 4) определении культурной ориентации; 5) адаптации образа жизни к новым социально-экономическим условиям» [2, с. 94].

Итогом этого процесса, по мнению данного исследователя, должна явиться адаптация индивидов к аномическому состоянию общества и тем самым - его преодоление и переход к новому стабильному состоянию.

Уместно указать на то, что социологический анализ, обладающий большой эвристичностью, ориентирует исследователей на выявление широкой типологии социальных явлений и процессов.

Педагогическая наука, принимая во внимание широкие типологии и обобщающие концепции, стремится к конкретизации социального и культурного воздействия применительно к конкретному человеку, рассматриваемому в качестве субъекта социального процесса, неповторимой индивидуальности, уникальной личности.

По мнению некоторых социологов, чутко улавливающих игровую природу культуры, ресоциализация представляет собой «адаптацию к радикальному изменению «правил игры» в обществе и сама имеет игровую природу, основанную на инсценировке новых культурных форм» [2, с. 123-124]. То есть, принятие индивидом правил игрового поведения в культуре, допускающих отклонение от нормы, преодоление установленных традиций и образцов поведения - мощный фактор развития и общества, и самой культуры, и личности.

Так социокультурный подход выявляет сердцевину и суть процесса культурной динамики [3] - изменчивость в культуре определяется способностью к изменениям её носителей, личностей. И такая изменчивость осуществляемая самыми разны-

ми социально-культурными способами, достигается том числе и за счет социально-культурной ресоциализации.

Субъектами социально-культурной ресоциализации ресоциализации являются люди, попавшие в трудную ситуацию, судьбоносно изменившую стратегию жизненного пути [4] - сироты, безработные, мигранты, преступившие закон, наркозависимые и др.. В этом драматичном списке - молодые люди с приобретенной инвалидностью в результате болезни, несчастного случая, военных действий и др.

Цель социально-культурной ресоциализации - поиск смысложизненных ценностных приоритетов личностного развития в условиях социально-культурной деятельности. Среди существующих методик социальной работы и медико-социального сопровождения, технологии социально-культурной ресоциализации имеют особые задачи мобилизации личностных внутренних ресурсов в поиске ценностных приоритетов преодоления кризиса, индивидуализации поиска ценностных приоритетов смысла жизни посредством эмоциональных переживаний, познания доброты, истины и красоты, природы и культуры в раскрытии нереализованного личностного потенциала. И главное - побуждение молодого инвалида к личностной активности посредством актуализации интеллектуально-творческих императивов.

В качестве ведущего метода социально-культурной ресоциализации выступает творческая деятельность - универсальная специфическая форма активного отношения личности к окружающему миру, содержание которой составляет его изменение и преобразование. Творческая деятельность является преобразовательной по своей сути, поэтому процесс ресоциализации предполагает и творческую активность личности. Творчество как понятие ассоциируется не только с созданием новых произведений искусства и культуры, но может трактоваться и как деятельность по совершению высоконравственных поступков, как педагогическая, благотворительная, просветительская деятельность, посредством которой формируются социально значимые личностные качества.

Впервые на международном уровне проблема социальнокультурной ресоциализации личности была заявлена в Минске в 2005 году. Тогда социально-культурной ресоциализации был посвящен международный молодежный фестиваль искусства и спорта инвалидов «Темп» и проведенная нами в рамках фестиваля научная дискуссия на тему интеграции молодых инвалидов в современное общество, развитию активной личностной позиции молодого человека с ограничениями в здоровье как условия преодоления духовного и социального отчуждения.

Молодежный период личностного развития характеризуется формированием целостной системы мировоззрения, определенным уровнем образованности, обуславливающих готовность осуществлять самостоятельно трудовую деятельность с целью реализации индивидуальной стратегии жизненных перспектив. Однако патологические изменения физического статуса обуславливают комплекс личностных проблем большинства молодых инвалидов с сохранным интеллектом, которые проявляются в социальной пассивности, привычке потребления без затраты собственного труда. Данная ситуация усугубляется несфор-мированностью качеств активности и самостоятельности личности инвалида. Как следствие возникает проблема отчуждения инвалидов, которая в эмоционально-смысловом плане связана с отсутствием или разрушением отношений с другими людьми, дефицитарностью психологически значимых событий, перспектив, спектра возможностей для деятельности.

Преодоление отчуждения осуществляется посредством наполнения повседневной жизни инвалида психологически значимыми событиями, отношениями, занятиями. Занятия творчеством, спортом, образованием формируют особый эмоционально-смысловой мир, связанный с общением и личностным развитием.

Основную роль в коррекционном процессе играет саморе-абилитация инвалида, и, как показывает практика, реабилитация извне имеет смысл только тогда, когда идет встречное движение со стороны самого инвалида. Поэтому воспитание творческой активности, насыщение внутреннего мира человека позитивными событиями и отношениями с другими людьми позволяют преодолеть эти недостатки, решая проблему духовного отчуждения.

Таким образом, структурно-функциональный подход ориентирует изучение ресоциализации молодых инвалидов как систему, состоящую из четырех сбалансированных подсистем: десоциализации, ресоциализации в коррекционной институциональное среде, самодетерминированной ресоциализации в открытой среде. Каждая из данных подсистем выполняет аналогичные свойственные ей функции.

Этап десоциализации предполагает разрушение устаревших нелегитимных ценностных установок и обуславливает решение задач развития психологической самозащиты, профилактики суицида, объяснения смысла личных страданий, сохранения ощущения самоуважения индивида, обладающего внутренней свободой и личной ценностью.

Социально-культурная специфика ресоциализационного процесса проявляется в экзистенциальном крушении жизненного смысла по отношению к самому по себе, отсутствии смысла существования, нивелировании воли и утрате ценностей и традиций, в стремлении к конформизму, полезависимости, апатии и отсутствии любой инициативы немотивированной агрессии как способа самозащиты.

В данном случае, технологии социально-культурного воспитания молодых инвалидов органично включают базовый реабилитационный комплекс бесед, углубленного педагогического интервью, технологии глубинного общения, методы арт-терапии, психодрамы, ведения дневников переживаний, методик смехо-терапии и трудотерапии. На фоне реабилитационных мероприятий органично внедряются здоровьесберегающие и рекреативные технологии, методы духовно-нравственного (религиозного) воспитания, организуется досуговое общение, проводятся информационно-просветительские мероприятия.

Следующим этапом осуществляется ресоциализация в коррекционной (институциональной) среде, ведущей функцией данного этапа является усвоение новых ценностных установок в процессе адаптации к новой среде. Коррекционная среда включает широкую сеть социально-реабилитационных центров, клубов, центров социального обслуживания, общественных организаций инвалидов по месту жительства и др. Задачи: профилактика апатии и эмоционального выгорания, нивелирование конфликта ценностей и усилий воли, обогащение внутренней жизни, поиск духовной свободы через переживания, активизация духовной энергетики и личной инициативности, развитие чувства юмора и самоиронии, развитие самоуважения индивида, обладающего внутренней свободой и личной ценностью.

Социально-культурная специфика ресоциализационного процесса проявляется в формировании у молодого инвалида чувства ответственности за настоящую и будущую жизнь, актуализации волевых установок, и стремлении найти конкретный смысл личного существования, Однако утрата личностного интереса проявляется в аномальной реакции на аномальную ситуацию, сопровождающейся, зачастую, апатией, чувством равнодушия.

Соответственно, технологии социально-культурного воспитания включают в равной степени реабилитационные методы арт-терапии и трудотерапии и образовательные, социально-педагогические, культуротворческие мероприятия, беседы, углубленное педагогическое интервью, технологии глубинного общения, здоровьесберегающие и рекреативные технологии, методы духовно-нравственного (религиозного) воспитания, информационно-просветительские мероприятия, анимационные технологии, коммуникативные технологии на основе самоактуализации и развития социально-культурной активности.

Завершающим этапом является самодетерминированная ресоциализация в открытой среде, цель которой - регулирование интегративных отношений с обществом и средой на основе личностной активности. Актуальными задачами данного периода является формирование жизненной гражданской позиции, обретение позитивного отношения к жизни, развитие личностных интересов и культурных потребностей, формирование адекватного волевого отношения к преодолению проблемных ситуаций, развитие интеллектуальных способностей.

Социально-культурная специфика ресоциализационного процесса проявляется в личностных новообразованиях усиления внутренней жизни и осознания внутренней ценности личности, обретения веры в собственные силы, развития полинезависимости в принятии жизненных решений, развития активности и мотивированного участия в обретении конкретного смысла и воли к жизни.

Важной особенностью технологического обеспечения социально-культурного воспитания является замена реабилитационных терапевтических методик на педагогические, а именно: социально-педагогические, образовательные культуротворческие, культуроохранные технологии культурно-досуговой деятельности, технологии глубинного общения, здоровьесберегающие и рекреативные технологии, методы духовно-нравственного (религиозного) воспитания, информационно-просветительские мероприятия, коммуникативные технологии анимационные тех-

нологии,технологии самоактуализации и развития социальнокультурной активности, технологии связей с общественностью, социально-культурное проектирование.

Таким образом, социально-культурную ресоциализацию молодых инвалидов можно рассматривать как систему и как социальный процесс. При этом нами выделены следующие критерии процессуального анализа ресоциализации молодых инвалидов:

1. Критерий наличия объективных возможностей повторного включения в нормальную общественную жизнь.

2. Критерий динамичности процесса ресоциализации.

3. Критерий социальной мобильности.

4. Критерий социального пространства и социально-культурного взаимодействия.

Библиографический список

Таким образом, личность выступает творцом своих собственных общественных отношений. Данная модель социально-культурной ресоциализации на протяжении многих лет осуществляется в деятельности Всероссийского Общества Инвалидов и Фонда «Филантроп» по интеграции инвалидов. Фестивали творчества особенных детей и взрослых инвалидов, мероприятия инваспорта и адаптивной физической культуры, Всероссийский форум молодых инвалидов, Международная премия «Филантроп», организованная в поддержку талантливых инвалидов, международный марафон «Бумеранг» и др. стали визитной карточкой Общества и Фонда, целью которых является развитие творческой активности инвалидов, оптимизация социально-культурной среды и утверждение идеалов гражданственности, равенства прав и достоинства в сознании россиян и мировой общественности.

1. Белинская, Е.П. Этническая социализация подростка / Е.П. Белинская, Т.Г. Стафаненко. - М.; Воронеж, 2000.

2. Шевченко, А.М. Социокультурная обусловленность ресоциализации дезадаптантов и девиантов в процессе общественных изменений: дис. ... д-ра социол. наук. - Ростов-на-Дону, 2004.

3. Костюченко, Л.Г. Введение в теорию личности: социокультурный подход: уч. пособие для вузов / Л.Г. Костюченко, Ю.М. Резник. -М., 2003.

4. Осухова, Н.Г. Человек в трудной жизненной ситуации: феноменология и психологическая помощь // Человек в трудной жизненной ситуации: материалы I и II научно-практич. конф. 24 декабря 2003 г. и 8 декабря 2004 г. / под ред. Е.А. Петровой. - М., 2004.

Bibliography

1. Belinskaya, E.P. Ehtnicheskaya socializaciya podrostka / E.P. Belinskaya, T.G. Stafanenko. M.; Voronezh, 2000.

2. Shevchenko, A.M. Sociokuljturnaya obuslovlennostj resocializacii dezadaptantov i deviantov v processe obthestvennihkh izmeneniyj: dis. ... d-ra sociol. nauk. - Rostov-na-Donu, 2004.

3. Kostyuchenko, L.G. Vvedenie v teoriyu lichnosti: sociokuljturnihyj podkhod: uch. posobie dlya vuzov / L.G. Kostyuchenko, Yu.M. Reznik. M., 2003.

4. Osukhova, N.G. Chelovek v trudnoyj zhiznennoyj situacii: fenomenologiya i psikhologicheskaya pomothj // Chelovek v trudnoyj zhiznennoyj situacii: materialih I i II nauchno-praktich. konf. 24 dekabrya 2003 g. i 8 dekabrya 2004 g. / pod red. E.A. Petrovoyj. - M., 2004.

Статья поступила в редакцию 15.05.12

УДК 378

Ryzhova N.I., Medyanova P. V. STRUCTURE AND COMPONENTS OF THE LANGUAGE CONSTITUENT PART IN SOCIAL-COMMUNICATIVE COMPETENCE A SPECIALIST OF TOURIST INDUSTRY. In the article the language competence in a context of social-communicative competence a specialist of tourist industry and the actual problem of training the language competence on the professional level are considered. The definition, structure and the main components of the language competence as a constituent part in social-communicative competence needed for a modern specialist of tourist industry are offered.

Key words: Language competence, communicative competence, social-communicative competence, competence in knowledge of foreign languages, the main components of the language competence, the professional training.

Н.И. Рыжова, д-р. пед. наук, проф. СПГУВК, г. Санкт-Петербург, Е-mail: [email protected],

П.В. Медянова, аспирант СПГУВК, г. Санкт-Петербург, Е-mail: [email protected]

СТРУКТУРА И КОМПОНЕНТЫ ЯЗЫКОВОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА ТУРИСТСКОЙ ИНДУСТРИИ

В статье рассматривается языковая компетентность специалиста в области туристской индустрии в контексте его социально-коммуникативной компетентности, а также актуальная проблема обучения языковой компетентности на профессиональном уровне. Предложено определение и описано содержание основных компонентов языковой компетентности как части социально-коммуникативной компетентности, являющейся необходимой для профессиональной подготовки современного специалиста туристской индустрии.

Ключевые слова: языковая компетентность, коммуникативная компетентность, социально-коммуникативная компетентность, иноязычная компетентность, основные составляющие языковой компетентности, профессиональное обучение.

Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года1 совершенствование системы образования, повышение его качества занимают центральное место в русле общемировых образовательных тенденций. Одной из главных задач государственной политики в области образования является обеспечение реализации ФГОС ВПО третьего поколения, разработанного на

1 http://www.economy.gov.ru/ - официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации

основе компетентностного подхода и отвечающего запросам развития экономики и социальной сферы, науки, техники, технологий, федерального и региональных рынков труда, а также перспективным потребностям их развития.

По данным Федерального агентства по туризму Минспорт-туризма России2, высшее профессиональное туристское образование играет значительную роль в кадровом обеспечении эко-

2 http://www.russiatourism.ru/ - официальный сайт Федерального агентства по туризму Минспорттуризма России

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.