Научная статья на тему 'Социально-культурная ресоциализация: психолого-педагогический аспект'

Социально-культурная ресоциализация: психолого-педагогический аспект Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
438
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ / ТРУДНАЯ ЖИЗНЕННАЯ СИТУАЦИЯ / DIFFICULT REALITY SITUATION / ЛИЧНОСТНЫЙ КРИЗИС / PERSONAL CRISIS / ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ / RESOCIALISATION / TECHNOLOGIES OF WELFARE RESOCIALISATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Мацукевич Ольга Юрьевна

В статье рассматриваются подходы к определению сущности социально-культурной ресоциализации. Выделено предметное поле и характерные признаки этого процесса в условиях педагогики досуга средствами социально-культурной деятельности.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article approaches to definition of essence of welfare resocialisation are considered. The subject field and characteristic signs of this process in the conditions of pedagogics of leisure is allocated by means of welfare activity.

Текст научной работы на тему «Социально-культурная ресоциализация: психолого-педагогический аспект»

.....

I I I ■ M I I I I

138 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 4 (42) июль-август ^

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

О. Ю. Мацукевич

Московский государственный университет культуры и искусств

В статье рассматриваются подходы к определению сущности социально-культурной ресоциализа-ции. Выделено предметное поле и характерные признаки этого процесса в условиях педагогики досуга средствами социально-культурной деятельности.

Ключевые слова: ресоциализация, трудная жизненная ситуация, личностный кризис, технологии социально-культурной ресоциализации.

In article approaches to definition of essence of welfare resocialisation are considered. The subject field and characteristic signs of this process in the conditions of pedagogics of leisure is allocated by means of welfare activity.

Key words: resocialisation, a difficult reality situation, personal crisis, technologies of welfare resocialisation.

Ценностный мир каждого человека необъятен, именно он является «фундаментом» его отношения к миру. Однако современный человек в условиях множественности ценностей постиндустриального общества находится в весьма сложном и психологически уязвимом состоянии, ибо личность в условиях стресса утрачивает прочные основания своей жизни и начинает испытывать трудности с определением собственной самотождественности.

Данное состояние дезадаптации было определено Э. Тоффлером как «культурошок», в основе которого «страдание, физическое и психологическое, возникающее от перегрузок, которые физически испытывают адаптивные системы человеческого организма, а психологически - системы, отвечающие за принятие решений» (6, с. 132). Возникающее вследствие этого эмоциональное напряжение подталкивает индивида к поиску способа разрешения сложившейся неприятной ситуации, в качестве которого для одних являются антисоциальные

поступки, для других - неврозы, для третьих -алкоголизм, наркомания.

Обострение проблем социокультурной адаптации человека начинается во времена социальных трансформаций, когда привычные ориентиры деятельности утрачивают прежнюю значимость, общепринятые ценности и нормы устаревают и требуется выбор новых целей, основанных на других мировоззренческих принципах, уровень дезадаптации и фрустрации у большинства членов российского общества повышается, особенно у представителей среднего и старшего поколения. Примерами тому можно считать явления социальной патологии, выражающейся в увеличении доли социальных сирот, безработных мигрантов, инвалидов-бомжей, наркозависимой молодежи, утративших смысл и ценности жизни.

Сложность трансформации российского социума во многом определяется и тем, что общество не просто меняет модель социализации, а в полной мере реализует процесс ресоциали-

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 4 (42) июль-август 2011 138-142

.....

I I I ■ М I I I

Социально-культурная деятельность 139

зации, обуславливающий радикальные изменения в усвоенной, но переставшей быть легитимной системе ценностей общества, правилах социального взаимодействия, в ролевом научении. При этом личность вынуждена трансформировать модели поведения, адаптируясь к новым условиям.

Фактически, предметное поле ресоциали-зации возникает в состоянии дезадаптации человека, попавшего в трудную жизненную ситуацию, когда начинаются серьезные испытания системы взглядов на жизнь, ревизии подвергается, по сути, все мировоззрение, вся система ценностных ориентаций, включая понимание смысла жизни, отношение к Богу, государству, семье, друзьям, самому себе. Личностный кризис и, как следствие, риск духовной деградации, обуславливает потребность субъекта в изменении отношения общества к себе, которое нельзя свести лишь к конкретной помощи и поддержке, он нуждается в развитии такой социальной компетентности, которая выведет его на конструктивное преодоление трудной жизненной ситуации.

Трудная жизненная ситуация характеризуется следующими показателями: 1) возникает новая система требований к субъекту, выходящая за рамки текущей социализации, которая требует адаптации субъекта, а, по сути, ситуативной ресоциализации; 2) неадекватными оказываются алгоритмы привычного социального поведения; 3) нарушается текущая деятельность (трудовая, учебная и др.); 4) размыкается круг привычного общения; 5) оказывается стрессовое воздействие на организм и психику в целом.

Крайним случаем ресоциализации является такое преображение индивида, когда он «переключается» с одного мира на другой (эмиграция, обретение нового вероисповедания, восходящая вертикальная мобильность, приобретенная инвалидность и длительная госпитализация). В данном случае процессы ресоциа-лизации напоминают первичную социализацию, поскольку они должны радикально по-новому расставить акценты реальности.

Вторичная социализация может прибли-

жаться к ресоциализации, но всегда отличается от нее тем, что строится на базе первичных интернализаций. В ней ценности настоящего интерпретируются в последовательном взаимоотношении с ценностями прошлого. Ресоци-ализация же не предполагает согласованности с прошлым, чтобы соответствовать нынешней реальности. Поэтому необходимо учитывать, что основанием для ресоциализации являются ценности настоящего бытия, а для вторичной социализации и социокультурной адаптации -диверсификация ценностей прошлого жизненного этапа.

Основаниями для введения в научный оборот термина «ресоциализация» послужила дискуссия философов и психологов на тему социокультурной адаптации личности в развивающемся обществе. В частности, для социальной психологии и психиатрии конца XIX - начала XX века, из основных положений которых исходил Э. Дюркгейм, фундаментальным являлся постулат, согласно которому личность подсознательно всегда стремится к интегратив-ному и адаптивному поведению. Поэтому многие неадекватные и саморазрушительные действия оказывались понятными, если их рассматривать как попытки адаптации личности к условиям существования (3).

В отличие от Э. Дюркгейма, утверждавшего, что ситуация «безнормности» возникает при разрушении регулирующих норм, Р. Мер-тон отстаивал точку зрения, что аномия представляет собой «особый структурный разлад культуры», дисбаланс между культурными целями индивидов и санкционированными институциональными средствами их достижения (4, с. 37), а также, что в основе всяких социальных изменений лежат противоречия между ценностями и институтами, ибо любое общество в определенной мере аномично - иначе оно не претерпевало бы изменений.

Развивая собственную теорию аномии, Мертон исходил из положения о том, что имеются два основных элемента социальной и культурной структуры: определяемые культурой общества цели и стремления (включая успех, деньги, материальные атрибуты и т.д.)

.....

ш

140 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 4 (42) июль-август

и приемлемые способы для достижения целей и стремлений, установленных обществом. Как следствие, в обществе для поддержания нормативной функции требуется баланс между стремлениями и средствами достижения этих стремлений (наличие у индивида внутреннего удовлетворения тем, что каждый играет по правилам, и тем, что он может рассчитывать на внешнее вознаграждение в виде реальных и равнодоступных способов достижения целей).

Не менее важно, чтобы культурно желательные цели были законно достижимы для всех социальных слоев общества. По мнению ученого, в разных обществах наблюдается различное соотношение между обусловленными культурой целями и легальными средствами их достижения. Как следствие, возможны несколько вариантов адаптивного поведения индивидов в обществе с различными условиями, такие как подчинение, инновация, ритуализм, ретретизм, мятеж.

Научная рефлексия на тему социокультурной адаптации человека в изменяющемся мире обусловила введение термина «ресоциа-лизация», который впервые был операционали-зирован американскими социальными психологами А. Кеннеди и Д. Кербером для обозначения процесса «вторичного» вхождения индивида в социокультурную среду в результате личностных кризисов и «дефектов» социализации (ресоциализация освобожденных из мест лишения свободы, безработных, людей с приобретенной инвалидностью) или в результате смены социокультурного окружения (ресоци-ализация мигрантов) (см.: 1).

В последние годы трансформация социальных отношений в нашей стране стала привлекать внимание отечественных исследователей к проблемам социокультурной адаптации личности. Большой вклад в развитие представлений о сущности данных процессов внесли исследования А.А. Бодалева, И.С. Кона, Д.А. Леонтьева, Ю.М. Орлова, Э.А. Орловой, В.А. Петровского, А.А. Реан, Ю.М. Резника, В.Э. Чудновского, В.А. Ядова и др. В частности, ученые исследовали конкретные механизмы социокультурной адаптации и формирования

личностных смыслов в условиях смены общественных отношений при одновременном движении индивида по стадиям жизненного цикла с точки зрения самых различных направлений - культурной антропологии, экзистенциальной философии, акмеологии, психологии развития, психологии общения, социологии малых групп. Наряду с этим внимание исследователей стало акцентироваться не только на первичной социализации, но и на ресоциализации личности в более зрелых возрастных периодах.

Таким образом, ресоциализация относится к числу широко используемых в социологии, психологии, педагогике, медицине, криминологии и в других науках понятий. В контексте социальной и культурной антропологии интерпретация данного термина близка по содержанию к термину «адаптация»: ресоциализация рассматривается как процесс освоения новой социокультурной среды, который предполагает интеграцию в систему общественных отношений, удовлетворенность субъекта своим материальным положением, чувство эмоционального комфорта. При этом подчеркивается длительность этого процесса и его стадиальность: от этапа ценностного конфликта через «культурный шок» к восстановлению и налаживанию контактов в новой социокультурной среде и возвращению в состояние эмоционального комфорта.

В социологических исследованиях ресоци-ализация выступает как коррекция отклоняющегося от нормы процесса взрослого этапа социализации. Этап отучения от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения называется десоциализацией. Следующий за ним этап обучения новым ценностям, нормам, ролям и правилам поведения взамен старых называется ресоциализацией. С позиций теории идентичности Н. Смелзера (5, с. 112), ресоциализа-ция предполагает обретение новой социальной идентичности или закрепление достигнутой ранее в новых социальных условиях реконструированной реальности. Общество, заботясь о выравнивании возможностей индивидов в их социальной адаптации, организует ресоциали-зационную деятельность различных институ-

.....

ш

Социально-культурная деятельность 141

тов ресоциализации, обладающих для этого соответствующими кадрами и материальной базой. По Э. Гидденсу, ресоциализация - вид личностного изменения, при котором зрелый индивид принимает тип поведения, отличный от принятого им прежде (2, с. 692).

В пенитенциарной педагогике ресоциализация понимается как процесс разрушения поведенческих гештальтов и повторного вживания правонарушителя в систему представлений о ценностях, существующих в обществе. В частности, А.С. Макаренко активно применял технологии ресоциализации трудных подростков, на основе воздействия трудового коллектива и коммунарских методик, а известный педагогический принцип В.Н. Сорока-Росинского «от принудительности - к добровольчеству» поэтапно отражал методику ресоциализации малолетних преступников Петрограда.

Развивая данные подходы, современная отечественная превентивная и коррекционно-реабилитационная практика имеет больше социально-педагогическую ориентацию, направленную на создание педагогически организованной среды, коллектива, выступающего институтом ресоциализации, где процесс социальной реабилитации осуществляется за счет включения дезадаптированного подростка в систему гуманизированных межличностных отношений, опосредованных общественно полезной, социально значимой деятельностью.

Социальная реабилитация при этом происходит за счет «параллельного» воздействия, то есть не столько путем прямого педагогического и психологического коррекционного влияния, сколько благодаря организации педагогом коллектива, способного выполнять ресоци-ализирующие функции. Несомненно, социально-педагогическая работа по созданию такого коллектива имеет свои законы и технологию, без знания и соблюдения которых коллектив способен превратиться в орудие беспощадного подавления индивидуальности, что нередко и происходит в пенитенциарной практике.

Специфику социально-культурной ресо-циализации и огромные воспитательные возможности клубов хорошо понимал один из

первых в России организаторов социально-педагогических центров С.Т. Шацкий, создавший детские объединения «Сетлемент», «Бодрая жизнь» и др., придававший большое значение так называемому социальному инстинкту, заключающемуся в необходимости учиться жизни, приспосабливаться к жизни, активно участвовать в процессе усвоения социальных норм и социального опыта.

Впоследствии традиции педагогики досуга развивались в дискурсе самоактуализации развивающейся личности в творчестве, любительских инициативах, клубном общении, тем самым арттерапевтические и коррекционные задачи ресоциализации решались косвенно, через привлечение к творческой самодеятельности, что потребовало разработки обширного технологического комплекса социально-культурной деятельности в данном направлении (социально-реабилитационные, анимационные, культуротворческие и др.).

Исходя из вышесказанного мы придерживаемся мнения, что психолого-педагогический подход предполагает понимание социально-культурной ресоциализации как «целенаправленной, педагогически ориентированной системы воспитательного воздействия на духовно-нравственное развитие личности на основе применения технологического комплекса социально-культурной деятельности, направленной на преодоление асоциальных и создание социально-нравственных установок поведения и деятельности» (7). В основе данного подхода отражены идеи целостного развития личности в системе социально-культурного творчества (М.А. Ариарский, А.Д. Жарков, Л.С. Жаркова, Ю.Д. Красильников, В.Е. Триодин, Ю.А. Стрельцов, Н.Н. Ярошенко и др.) и ее самоактуализации в сфере организации развивающего досуга, любительства, развития самодеятельных культуротворческих инициатив. Данные подходы широко применяются в современных фестивальных движениях реабилитационной направленности, протеатрах, клубных объединениях физкультурно-оздоровительной направленности, индивидуальном любительском творчестве.

.....

I I I ■ M I I I I

142 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 4 (42) июль-август ^ Примечания

1. Андреева, Г. М. Психология социального познания: [учеб. пособие для студ. психол. и пед. спец. вузов] / Г.М. Андреева. - М., 2000. - 287 с.

2. Гидденс, Э. Социология / Э. Гидденс. - М.: Эдиториал УРСС, 1999.

3. Дюркгейм, Э. О разделении общественного труда. Метод социологии / Э. Дюркгейм. - М., 1991.

4. Мертон, Р. Социальная структура и аномия / Р. Мертон // Рубеж. - 1992. - №2. - С. 37-39.

5. Смелзер, Н. Социология / Н. Смелзер. - М., 1994.

6. Тоффлер, Э. Третья волна / Э. Тоффлер. - М.: АСТ, 1999. - 784 с.

7. Ярошенко, Н. Н. Сущностная диверсификация социально-культурной деятельности: международный контекст и отечественные условия / Н.Н. Ярошенко // Вестник МГУКИ. - 2007. - № 3. - С. 139-144.

СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ

Т. А. Уварова

Белгородский государственный институт культуры и искусств

В статье излагается материал инновационной педагогической теории о педагогическом сопровождении процесса воспитания семейных отношений у молодежи в учреждениях культуры. Раскрываются различные теоретические точки зрения на педагогические инновации и педагогическое сопровождение в целенаправленном процессе семейного воспитания молодежи в педагогическом процессе учреждений культуры, показаны их сущность, возрастание роли и значения формирования семейных отношений у молодежи в современных условиях, сделана попытка дать определение понятию «формирование семейных отношений посредством педагогического сопровождения».

Ключевые слова: педагогическая инноватика, педагогическое сопровождение процесса воспитания, формирование семейных отношений, педагогическая модель.

This article is about innovative pedagogical theory and pedagogical control of educational process of family relations among youth of cultural institutions. Different points of view on pedagogical innovations, pedagogical theory and pedagogical control are revealed in the educational process. Its essence as well as its increasing role and importance of formation of family relations among youth are shown in modern conditions, an attempt to give the definition of the term "formation of family relations among youth through the pedagogical support".

Key words: pedagogical innovation, pedagogical control of educational process, formation of family relations, pedagogical model.

Современное общество переживает процесс перехода от одной системы общественных отношений к другой, что охватывает все сферы жизнедеятельности и не может не сказаться на состоянии и функционировании семьи. К тому

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 4 (42) июль-август 2011 142-147

же экономические и социально-политические трудности, межэтнические конфликты, а также психологические потрясения усугубляют все проблемы деградации семейного образа жизни, приводят к утрате духовных и семей-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.