Научная статья на тему 'Социально-культурная ресоциализация личности в трудной жизненной ситуации'

Социально-культурная ресоциализация личности в трудной жизненной ситуации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
453
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА / РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ / ЛИЧНОСТНЫЙ КРИЗИС / ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / SOCIAL SITUATION / SOCIAL ENVIRONMENT / RE-SOCIALIZATION / PERSONAL CRISIS / TECHNOLOGIES OF SOCIAL CULTURAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мацукевич Ольга Юрьевна

В статье рассматривается специфика ситуативного подхода к решению задач ресоциализации личности; определены условия использования технологий социально-культурной деятельности в организации процесса ресоциализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-культурная ресоциализация личности в трудной жизненной ситуации»

УДК 208

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ

© Ольга Юрьевна МАЦУКЕВИЧ

Московский государственный университет культуры и искусств, г. Москва, Российская Федерация, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-культурной деятельности, e-mail: [email protected]

В статье рассматривается специфика ситуативного подхода к решению задач ресоциализации личности; определены условия использования технологий социально-культурной деятельности в организации процесса ресоциализации.

Ключевые слова: социальная ситуация; социальная среда; ресоциализация; личностный кризис; технологии социально-культурной деятельности.

Проблемы социокультурной адаптации человека обостряются в условиях социальных трансформаций, характерных для современности. В это время, когда привычные ориентиры деятельности утрачивают прежнюю значимость, общепринятые ценности и нормы устаревают и требуется выбор новых целей, основанных на других мировоззренческих принципах, уровень дезадаптации и

фрустрации у большинства членов российского общества повышается. Возникают различные ситуации, объективно нарушающие жизнедеятельность гражданина, которые невозможно преодолеть самостоятельно (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспе-ченность, безработица, отсутствие опреде-

ленного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и т. п.).

Все это оказывает серьезнейшее влияние на личность человека, ибо начинаются серьезные испытания для системы взглядов человека на жизнь, ревизии подвергается по сути все мировоззрение, система ценностных ориентаций, включая понимание смысла жизни, отношение к Богу, государству, семье, друзьям, самому себе. Субъект нуждается в изменении отношения общества к нему, которое нельзя свести лишь к конкретной помощи и поддержке, он нуждается в развитии у него такой социально-психологической компетентности, которая выведет его на конструктивное преодоление сложившейся ситуации.

Педагогические технологии ресоциализации личности основываются на понимании ее как процесса полного принятия индивидом социальных норм и культурных ценностей, не освоенных, или недостаточно освоенных ранее, или обновленных на новом этапе общественного развития. Особенность состоит в том, что данный процесс предполагает усвоение индивидом ценностей и норм, радикально отличающихся от освоенных им ранее. Такой ресоциализации предшествует разрушение ранее принятых ценностей и моделей поведения личности. Ресоциализация -это вид личностного изменения, при котором зрелый индивид принимает тип поведения, отличный от принятого им прежде [1].

Проблема, рассматриваемая в данной статье, обусловлена необходимостью преодоления педагогических подходов к ресоциализации, которые базируются преимущественно на средовом подходе, выделяющем приоритетность внешнего воспитательного воздействия в системах социализации, адаптации и ресоциализации личности.

В раскрытии специфики педагогического процесса ресоциализации имеют принципиальное значение конкретизация ситуативного и средового подходов личностного развития. Так, в многочисленных исследованиях среды подчеркивается, что среда оказывает влияние на поведение человека. Среда - сложное образование - это географическая, социальная, макро- и микросреда и т. п. Среда по основной сути внесубъектна, а ситуация всегда субъективна («чья-то» ситуация). Среда характеризуется устойчивостью и длительно-

стью, стабильностью, а ситуация всегда кратковременна.

Однако в исследованиях личности принцип учета среды нередко только декларируется. Между тем расширение круга психологических исследований привело к необходимости рассмотрения личности не только в контексте социальных процессов, происходящих в обществе, но и в контексте социальных ситуаций, в которых функционирует личность.

Личность невозможно понять вне ситуации, в которой она находится. Социальная ситуация, обусловившая личностный кризис, характеризуется рядом феноменологических показателей: 1) возникает новая система требований к субъекту, выходящая за рамки текущей социализации; 2) неадекватными оказываются алгоритмы привычного социального поведения; 3) нарушается текущая деятельность; 4) размыкается круг привычного общения; 5) оказывается стрессовое воздействие на организм и психику в целом.

Поэтому в современных исследованиях до настоящего времени нет единства в понимании сущности ситуации. Понятием ситуации оперируют интеракционизм, психология социального научения, психология среды и психологическая экология, социо- и психолингвистика, социальная психология, психология обучения, клиническая психология.

Различают объективные и субъективные ситуации. Объективная ситуация - актуальное физическое и социальное окружение, субъективная - любой компонент субъективной ситуации, воспринимаемой человеком, имеющей значение, смысл для личности. В частности, Т. Шибутани показал, что определение ситуации происходит посредством придания значения объективной ситуации [2]. Тем самым она становится субъективной. Поведение человека обусловлено не столько внешним окружением, сколько его интерпретацией этого окружения. Таким образом, при определении ситуации акцент ставится на ее внешнем характере. Чаще всего ситуация определяется именно этими рамками.

Понимание ситуации как внешних условий протекания жизнедеятельности человека перекликается с такими понятиями, как «социальный случай», «случай», «социальный эпизод». При этом уровни определения ситуации не учитываются. Ситуация рассмат-

ривается как совокупность элементов среды либо как фрагмент среды на определенном этапе жизнедеятельности индивида. Такое определение ситуации наиболее распространено. Согласно такому пониманию структура ситуации включает в себя действующих лиц, осуществляемую ими деятельность, ее временные и пространственные аспекты.

Ситуации различают по экологическим, географическим, архитектурным, психосоциальным и другим переменным среды и их атрибутам и определяется как система субъективных и объективных элементов, объединяющихся в деятельности субъекта. Объективные элементы охарактеризованы при описании предыдущего подхода к определению ситуации. К субъективным элементам относятся межличностные отношения, социально-психологический климат, групповые нормы, ценности, стереотипы сознания [3].

В отечественной психологии с таким пониманием ситуации перекликаются исследования, оперирующие понятием личностного смысла, введенного А.Н. Леонтьевым и понимаемого как оценка жизненного значения для субъекта объективных обстоятельств и его действий в них [4], а также со сторонниками теории установки (Д.Н. Узнадзе, Ш.А. Нади-рашвили), согласно которой реакция индивида, помимо стимула, обусловливается установкой как целостным психическим состоянием индивида, формирующимся у субъекта под воздействием действительности.

В. Н. Мясищев в концепции отношений личности предложил понятие значимой ситуации, подчеркнув при этом уязвимость личности к определенным факторам среды. В его исследованиях ситуация трактуется как когнитивный конструкт личности, который отражает часть объективной реальности, существующей в пространстве и времени и характеризующейся тем или иным социальным контекстом [5]. По поводу представленности ситуации в сознании индивида выделяются два момента: формирование и развитие конструкта ситуации; функционирование конструкта, отражающего ситуацию в качестве элемента целостной системы, представляющей картину мира. В связи с этим описываются уровни психологической репрезентации ситуации в зависимости от степени полноты представленности в целостной картине мира. Отмечается, что ситуация задает контекст

восприятия человека, внося упорядоченность в общую картину социального мира.

Наш анализ функционирования личности в контексте социальных ситуаций с позиций синергетики предполагает опору на следующие принципы, определяющие специфику социально-культурной ресоциализации.

1. Многоагентность детерминирования активности личности в ситуации. Все ситуации представляют собой многофакторные, многоэлементные среды и реализуют системные эффекты, не сводимые к простой сумме качественных характеристик. Много-агентность определяет то, что при взаимодействии личности с социальной ситуацией основную роль играет не объективная значимость событий, а относительная, ценностносмысловая значимость. Процесс взаимодействия личности и социальной ситуации представляет собой ансамбль с переменной структурой связей.

2. Неоднородность, разнообразие структурных элементов внутри социальной ситуации, т. е. каждая подсистема имеет разные качественные и количественные характеристики, перечень и степень разброса ведущих параметров детерминации поведения личности.

3. Динамичная структурность, т. е. состав воспринимаемых личностью компонентов ситуации меняется, сохраняя при этом свои основные признаки. Нелинейность динамики взаимодействия в системе ситуация -человек проявляется в том, что элемент, ввиду изменения своего ранга в системе может кардинально изменить структуру связей и входные / выходные потоки ресурсов через себя, имея при этом неизменные формальные параметры. Его ранг в системе взаимодействия ситуация - личность может меняться, исходя из восприятия личностью, при этом система поставит его на другое место, а его место займет другой элемент.

4. Открытость системы, наличие некоторого притока ресурса, поступающего в систему взаимодействия ситуация-личность. Ресурс может быть как внешним - ситуативным, так и внутренним - личностным, появляющимся в результате эффективной внутренней организации, позволяющей высвобождать т. н. «свободную энергию».

5. Диссипативность, «расшатывание» прежних структур, переструктурирование

системы реагирования личности на ситуацию, замена одних предпочтений другими.

6. Интегрированность, возможность

взаимодействий в системе, число связей, которые структурные компоненты могут установить с другими. Интенсивность связей зависит от плотности (отдаленности элементов друг от друга) и социабельности (возможности контактов).

Личность, с одной стороны, есть субъект социальной ситуации, с другой - представляет собой некое интегральное образование с собственными динамическими характеристиками, отражающими особенности потребления и производства энергетических и информационных ресурсов. В ситуации, когда личность получает эмоциональный, энергетический ресурс в зависимости от совместимости интересов, ценностей с теми, с кем у нее установлены связи: чем больше совместимость, тем больше ресурса она получает.

В нашем понимании, «ситуация» является понятием, описывающим субъективную, лич-ностно и деятельностно опосредуемую концептуализацию объективных взаимодействий человека со средой его жизнедеятельности. Она, безусловно, имеет психологическую сущность и сложную, многоплановую и многоуровневую психическую репрезентацию.

Таким образом, ситуация возникает как результат более или менее активного взаимодействия субъекта со средой, приводящего к выделению из объективной реальности совокупности явлений, которые организовываются в некоторое целостное образование лишь в связи с актуальной позицией самого субъекта в окружающем мире. Совокупность психологических ситуаций обусловливает социализацию субъекта и формирование элементов образа Я. Субъективные факторы всегда включены в генезис ситуации в качестве ее неотъемлемого звена. Феномен, который можно назвать феноменом «ситуационного опосредования», имеет существенное значение для анализа социально-психологических факторов детерминации поведения и деятельности личности.

По определению А.Н. Леонтьева, личностный смысл есть оценка жизненного значения для субъекта объективных обстоятельств и его действий в этих обстоятельствах. Особенность нашего подхода состоит в том, что мы исследуем стратегию и тактику социаль-

но-культурной реабилитации с точки зрения субъективного аспекта ситуации. Таковым, на наш взгляд, является субъективный образ мира человека - «ядерное образование самосознания», где наиболее полно представлен «мир в человеке и человек в мире» [4].

Наше понимание субъективного образа мира близко к понятию «миф». Это индивидуальный миф человека о себе, других людях, жизненном мире во времени его жизни, целостное психическое образование, которое существует на когнитивном и образноэмоциональном уровне. Его центральный компонент - «образ Я» - система представлений и отношений человека к себе (и всему, что человек считает своим) во времени жизни. В качестве других компонентов выступают образ другого человека (близкого и дальнего), образ мира в целом и психологическое время личности. Образ мира как личностный миф выступает как основа определения уровня сложности ситуации и, соответственно, выбора поведения в ней.

Таким образом, анализ ситуации обусловливает организацию ресоциализацион-ного процесса, направленного на создание «переходного пространства», и безопасных условий, в которых становится возможным выход человека из негативного отчуждения (от себя, других людей, мира в целом), восстановление связи с самим собой, миром людей и обществом, реконструкция субъективного образа мира и освоение новых моделей поведения. Использование в данном процессе технологического ресурса социальнокультурной деятельности позволяет создать оптимальные условия, направленные на устранение или ослабление влияния неблагоприятных факторов, восстановление статуса личности, оказание помощи в освоении социальных ролей в соответствии со статусом личности, изменение поведения, интеллектуальной деятельности, получение образования на основе переобучения и социального воспитания.

1. Гидденс Э. Социология / Энтони Гидденс при участии Карен Бердсолл / пер. с англ. М., 2005.

2. Шибутани Т. Социальная психология / пер. с англ. В.Б. Ольшанского. Москва; Ростов н/Д, 1999.

3. Осухова Н.Г. Человек в трудной жизненной ситуации: феноменология и психологическая помощь // Человек в трудной жизненной ситуации: материалы 1 и 2 научно-практических конференций 24 декабря 2003 г. и 8 декабря 2004 г. / под ред. Е.А. Петровой. М., 2004. С. 55-58.

4. Леонтьев А.Н. Эволюция психики: Избр. психол. труды. Москва; Воронеж, 1999.

5. Мясищев В.Н. Психология отношений / под ред. А. А. Бодалева. Москва; Воронеж, 1998.

Поступила в редакцию 14.01.2012 г.

UDC 355.33

SOCIAL CULTURAL RE-SOCIALIZATION OF PERSONALITY IN DIFFICULT LIFE SITUATION Olga Yuryevna MATSUKEVICH, Moscow State University of Culture and Arts, Moscow, Russian Federation, Candidate of Education, Associate Professor of Social and Cultural Activity Department, e-mail: [email protected]

The article describes the specifics of situation approach to problem solution of re-socialization of personality; the conditions of use of technological social cultural activity in organization process of re-socialization are determined.

Key words: social situation; social environment; re-socialization; personal crisis; technologies of social cultural activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.