Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИКА ОБЩЕЙ ЗАБОТЫ И.П. ИВАНОВА И ПЕДАГОГИКА СОТРУДНИЧЕСТВА С.Л. СОЛОВЕЙЧИКА КАК ОСНОВЫ ЛИТЕРАТУРНО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ КЛУБОВ «ШХУНА РОВЕСНИКОВ» И «ШХУНА ДОБРЫХ ДЕЛ»'

ПЕДАГОГИКА ОБЩЕЙ ЗАБОТЫ И.П. ИВАНОВА И ПЕДАГОГИКА СОТРУДНИЧЕСТВА С.Л. СОЛОВЕЙЧИКА КАК ОСНОВЫ ЛИТЕРАТУРНО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ КЛУБОВ «ШХУНА РОВЕСНИКОВ» И «ШХУНА ДОБРЫХ ДЕЛ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
28
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогика общей заботы / педагогика сотрудничества / цивилизационный подход / социально-педагогическое наследие / литературно-патриотические клуб / «Шхуна ровесников» / «Шхуна добрых дел» / pedagogy of common care / pedagogy of cooperation / civilizational approach / socio-pedagogical heritage / “Schooner of Peers” / “Schooner of Good Deeds” / literary and patriotic club

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — С Н. Лукаш, Е В. Яковлева, Т П. Аванесова

В статье рассматривается методология цивилизационного подхода в реформировании российского образования, позволяющая опереться на социокультурные достижения недалекого прошлого в поиске перспективных направлений современного развития. В качестве предмета исследования анализируется продолжение идей педагогики общей заботы И.П. Иванова, педагогики сотрудничества С.Л. Соловейчика в социально-педагогическом наследии К.И. Подымы и его актуализация в современных условиях. В статье обобщается опытно-экспериментальная работа школ города Новороссийска по актуализации духовно-нравственного, социально-педагогического наследия К.И. Подымы. Авторы рассматривают педагогическое наследие К.И. Подымы в аспекте преемственности для современной социально-педагогической практики воспитания гражданственности и патриотизма у подрастающих поколений, актуальное в контексте идей суверенизации страны и опоры на ценностные основания российской культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGY OF COMMON CARE BY I.P. IVANOV AND PEDAGOGY OF COOPERATION BY S.L. SOLOVEICHIK AS THE BASIS FOR LITERARY AND PATRIOTIC CLUBS “SCHOONER OF PEERS” AND “SCHOONER OF GOOD DEEDS”

The article examines the methodology of the civilizational approach in reforming Russian education, which allows relying on the socio-cultural achievements of the recent past in the search for promising areas of modern development. The subject of the research is the continuation of the ideas of the pedagogy of common care by I.P. Ivanov, the pedagogy of cooperation by S.L. Soloveichik in the socio-pedagogical heritage of K.I. Podyma and its actualization in modern conditions. The article summarizes the experimental work of the schools of the city of Novorossiysk on the actualization of the spiritual, moral, socio-pedagogical heritage of K.I. Podyma. The authors consider K.I. Podyma’s pedagogical legacy in the aspect of continuity for the modern socio-pedagogical practice of educating citizenship and patriotism among younger generations, relevant in the context of the ideas of the country’s sovereignty and reliance on the value foundations of Russian culture.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИКА ОБЩЕЙ ЗАБОТЫ И.П. ИВАНОВА И ПЕДАГОГИКА СОТРУДНИЧЕСТВА С.Л. СОЛОВЕЙЧИКА КАК ОСНОВЫ ЛИТЕРАТУРНО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ КЛУБОВ «ШХУНА РОВЕСНИКОВ» И «ШХУНА ДОБРЫХ ДЕЛ»»

9. Tomilin A.N., Hekert N.E. Strategiya razvitiya samovospitaniya, samosovershenstvovaniya uchaschejsya molodezh'yu svoih patrioticheskih kachestv. Mir nauki, kul'iury, obrazovaniya. 2020; № 2 (81): 80-83.

10. Tomilina S.N. Koncepciya i siraiegii gosudarsivenno-pairioiicheskogo vospiianiya uchaschejsya molodezhi: monografiya. Novorossijsk: RIO FGBOU VO "GMU im. F. F. Usha-kova", 2018.

11. Kasimova N.S. Mirovozzrenie kak sterzhnevoj faktor formirovaniya duhovno-nravstvennoj kul'tury studencheskoj molodezh. Vesinik GMU imeni admirala F.F. Ushakova. 2023; № 4 (45): 160-163.

12. Tomilin A.N. Pedagogicheskie usloviya primeneniya metoda stimulirovaniya v vospitatel'no-patrioticheskoj deyatel'nosti s uchaschejsya molodezh'yu. Mir nauki, kul'iury, obrazovaniya. 2023; № 1 (98): 44-47.

Статья поступила в редакцию 25.01.24

УДК 37.06

Lukash S.N., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Armavir State Pedagogical University (Armavir, Russia), E-mail: lukash.serg@yandex.ru

Yakovleva E.V., postgraduate, Armavir State Pedagogical University (Armavir, Russia), E-mail: altls99@yandex.ru

Avanesova T.P., Doctor of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Admiral F. Ushakov Maritime State University (Novorossiysk, Russia), E-mail: avanesova1@mail.ru

PEDAGOGY OF COMMON CARE BY I.P. IVANOV AND PEDAGOGY OF COOPERATION BY S.L. SOLOVEICHIK AS THE BASIS FOR LITERARY AND PATRIOTIC CLUBS "SCHOONER OF PEERS" AND "SCHOONER OF GOOD DEEDS". The article examines the methodology of the civilizational approach in reforming Russian education, which allows relying on the socio-cultural achievements of the recent past in the search for promising areas of modern development. The subject of the research is the continuation of the ideas of the pedagogy of common care by I.P. Ivanov, the pedagogy of cooperation by S.L. Soloveichik in the socio-pedagogical heritage of K.I. Podyma and its actualization in modern conditions. The article summarizes the experimental work of the schools of the city of Novorossiysk on the actualization of the spiritual, moral, socio-pedagogical heritage of K.I. Podyma. The authors consider K.I. Podyma's pedagogical legacy in the aspect of continuity for the modern socio-pedagogical practice of educating citizenship and patriotism among younger generations, relevant in the context of the ideas of the country's sovereignty and reliance on the value foundations of Russian culture.

Key words: pedagogy of common care, pedagogy of cooperation, civilizational approach, socio-pedagogical heritage, "Schooner of Peers", "Schooner of Good Deeds", literary and patriotic club

С.Н. Лукаш, д-р пед. наук, проф., Армавирский государственный педагогический университет, г. Армавир, E-mail: lukash.serg@yandex.ru

Е.В. Яковлева, аспирант, Армавирский государственный педагогический университет, г. Армавир, E-mail: altis99@yandex.ru

Т.П. Аеанесоеа, д-р пед. наук, доц., Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, г. Новороссийск, E-mail: avanesova1@mail.ru

ПЕДАГОГИКА ОБЩЕЙ ЗАБОТЫ И.П. ИВАНОВА И ПЕДАГОГИКА СОТРУДНИЧЕСТВА С.Л. СОЛОВЕЙЧИКА КАК ОСНОВЫ ЛИТЕРАТУРНО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ КЛУБОВ «ШХУНА РОВЕСНИКОВ» И «ШХУНА ДОБРЫХ ДЕЛ»

В статье рассматривается методология цивилизационного подхода в реформировании российского образования, позволяющая опереться на социокультурные достижения недалекого прошлого в поиске перспективных направлений современного развития. В качестве предмета исследования анализируется продолжение идей педагогики общей заботы И.П. Иванова, педагогики сотрудничества С.Л. Соловейчика в социально-педагогическом наследии К.И. По-дымы и его актуализация в современных условиях. В статье обобщается опытно-экспериментальная работа школ города Новороссийска по актуализации духовно-нравственного, социально-педагогического наследия К.И. Подымы. Авторы рассматривают педагогическое наследие К.И. Подымы в аспекте преемственности для современной социально-педагогической практики воспитания гражданственности и патриотизма у подрастающих поколений, актуальное в контексте идей суверенизации страны и опоры на ценностные основания российской культуры.

Ключевые слова: педагогика общей заботы, педагогика сотрудничества, цивилизационный подход, социально-педагогическое наследие, литературно-патриотические клуб, «Шхуна ровесников», «Шхуна добрых дел»

Актуальность исследования определяется потребностью российского образования в поиске новых моделей своего развития, адекватных социально-политическому заказу, базирующемуся на идеях многополярности мирового развития, где Россия выступает одним из цивилизационных полюсов. В соответствии с данным вектором в российском образовании возрастает значение идей и парадиг-мальных направлений, актуализирующих цивилизационные основы российской культуры, отражающих ценности российской цивилизации, преемственность российского педагогического наследия в своих традициях и инновациях.

Целью статьи является актуализация российской цивилизационной образовательной парадигмы в аспекте ее коллективистских начал на примерах советского и постсоветского педагогического наследия.

Задачи:

- обосновать значимость российской цивилизационной образовательной парадигмы в современных социально-педагогических условиях;

- осуществить анализ идей воспитания личности в коллективе И.П. Иванова, С.Л. Соловейчика в преемственности их развития в авторской концепции гражданско-патриотического воспитания К.И. Подымы;

- обобщить опытно-экспериментальную работу школ города Новороссийска по актуализации духовно-нравственного, социально-педагогического наследия К.И. Подымы.

Научная новизна статьи заключается в актуализации российской цивилиза-ционной образовательной парадигмы в аспекте значимости ее коллективистских основ на примере анализа духовно-нравственного, социально-педагогического наследия К.И. Подымы в советском и постсоветском образовательном пространстве.

Теоретическое значение статьи состоит в теоретическом осмыслении ци-вилизационной образовательной парадигмы, базирующейся на социально значимых ценностях российской культуры как одного из векторов модернизации современного российского образования.

Практическая значимость заключается в систематизации опытно-экспериментальных исследований в школах города Новороссийска по актуализации в

образовательном пространстве авторской концепции гражданско-патриотическо-го воспитания К.И. Подымы.

Анализ четвертьвековой реформаторской деятельности в отечественном образовании показывает преобладание модернистской составляющей в сформировавшейся за это время российской образовательной парадигме. С вхождением России в Болонский процесс в образовательную систему настоятельно внедрялись вестернизированные образчики мировоззрения, оценки знаний, педагогических технологий и т. п. [1]. Однако с ориентацией геостратегического курса нашей страны на многополярность, евразийский вектор развития, на самодостаточность стали намечаться явные противоречия между базисом, цивилизационной моделью российского образования, и надстройкой, стратегией модернизации российского образования по-западному (европейскому) образцу и встраивания российского образования в ценностно-смысловую парадигму западной цивилизации. Модель модернизации российского образования, построенная на методологии Болонских процессов, не учитывала факторы глокализации - складывающейся тенденции мирового развития, направленной на стимулирование внутренних возможностей общества, связанных с национальными культурами, традициями, цивилизацион-ным многообразием. Модернизация нашего образования, долгое время проводившаяся по вестернизированным лекалам, не соответствовала цивилизационной модели российского образования, основанной на ценностях отечественной культуры. «Разрыв с ценностно-цивилизационным фундаментом является, таким образом, общей проблемой для образования в XXI веке... Преодоление кризиса видится в возвращении к истокам национальных образовательных систем», - заключает доктор исторических наук, профессор В.Э. Багдасарян [2].

Прежняя модель модернизации российского образования, осуществлявшаяся по схеме догоняющей Запад модернизации, базировавшаяся на идеях глобализации и однополярного мира, исчерпала себя. «Можно сказать, что классический модернизационный путь к единству человечества, к праву всемирного гражданства пока как не сложился вследствие глобализации, так и оборвался на пути модернизации, вытесняясь культурно особенными путями развития», - замечает В.П Федотова [3, с. 309].

Модернизации ведущих государств мира - Китая, Индии, базируясь на ценностях своих тысячелетних цивилизаций, реализуются сегодня с учетом национальных корней. Они приняли национальный характер, задаваемый социальными, культурными и человеческими капиталами этих стран. Несомненные успехи китайской, индийской модернизации, в том числе и в области образования, определили в настоящее время тренд современности - обращенность в прошлое в поиске идей для современного развития. О данном процессе писал в конце прошлого века в своей книге «Столкновение цивилизаций» Сэмюэл Хантингтон. Исследователь указывал на то, что после распада биполярной геополитической системы люди, потеряв социальные ориентиры, не зная, как жить, во что верить, вернутся к своим истокам - к своим цивилизациям, культурам и религиям [4].

Обращённость в прошлое - характерная черта постсовременного общества, ибо «возврат к достижениям прошлых эпох, переосмысление накопленного опыта даёт человечеству шанс к подлинному прогрессу» [5, с. 11]. Понимание этой проблемы с особой остротой присутствует сегодня в российском обществе, строящем базу для своего суверенного социально-экономического развития.

Осмысление своего прошлого, извлечение из него смыслов для современного развития, нельзя понимать как возвращение к примитивной архаике [6]. Для российского общества, переживающего сложности реформирования, это возможность опереться на свои социокультурные корни в поиске перспективных целей развития. Таким образом, возвращение прошлого в формах, развивающих современные сообщества и государства, - это неотъемлемая часть современной модернизации, активизирующей в своих образовательных парадигмах функцию защиты, сбережения ментально-ценностного ядра тысячелетней российской цивилизации.

В данных условиях консолидируется общественная потребность в теоретическом обосновании и практической реализации российской цивилизационной образовательной парадигмы, которая детерминируется не только образовательной, но и социально-политической составляющей, ибо «Россия - это не просто страна, это действительно отдельная цивилизация: это многонациональная страна с большим количеством традиций, культур, вероисповеданий» [7]. Российская цивилизационная образовательная парадигма базируется на архетипе русской культуры, в основе которого лежит в первую очередь русская соборность, община - «мир», общее дело, общая польза. В своих коллективистских началах российская культура выступает, таким образом, антиподом европейской цивилизации, выстраивающей иерархию ценностей вокруг эгоцентричной воли. В то же время именно коллективизм - соборность - является одной из ведущих и плодотворных историко-культурных идей российской цивилизационной образовательной парадигмы [8].

В соответствии с данным методологическим посылом весьма значимо осмысление цивилизационной образовательной парадигмы в аспекте ее коллективистских начал, в частности переосмысление нашего недавнего советского педагогического опыта. Авторы статьи обращаются в этой связи к идеям «ком-мунарства» И.П. Иванова и педагогики сотрудничества С.Л. Соловейчика, доказавшим свою воспитательную эффективность в 60-80 гг. XX столетия, и возвращенному из забвения имени К.И. Подымы, творчески переосмыслившего данные идеи и создавшего на их основе авторскую концепцию гражданско-патриотиче-ского воспитания в советском и постсоветском образовательном пространстве.

В 1960-1970-х гг. в советской педагогике широкую известность получила «коммунарская методика» доктора педагогических наук, профессора Игоря Петровича Иванова, основывавшаяся на включении детей в активную неформальную деятельность и предполагавшая чередование руководства и подчинения в процессах самоуправления. Сам И.П. Иванов называл свою методику «педагогикой общей заботы». В ее основе лежала идея об участии каждого «коммунара» в формировании всестороннего развития членов коммунарского сообщества, акцентировавшая внимание на развитии чувств заботы, ответственности и альтруизма у воспитанников. Данный подход был направлен на то, чтобы создать коллектив единомышленников, где дети поддерживают друг друга в деятельной заботе об окружающем их мире людей и природы.

Коммунарская методика И.П. Иванова выработала основные принципы своей самоорганизации, на основе которых взрослые и дети в разных уголках страны могли самостоятельно создавать коммунарские объединения и пропагандировать данный опыт [9]. Основные принципы педагогики общей заботы включают:

- чувство заботы как ключевой аспект, на котором основывается весь воспитательный процесс, когда дети учатся проявлять заботу и сочувствие к другим людям и окружающей среде;

- сотрудничество и взаимодействие. Педагогика общей заботы направлена на развитие навыков сотрудничества и взаимодействия между участниками сообщества. Для того чтобы дети научились уважать точки зрения других людей и совместно решать проблемы, им предоставлялась возможность работать в группах и командах;

- социальная ответственность. Дети учились понимать свою роль в обществе и чувствовать себя ответственными за свои поступки и решения. В совместных коллективных общественно полезных делах у детей формировалась активная позиция, воспитывалось гражданство, стремление улучшить окружающую их жизнь;

- справедливость и равенство. Педагогика общей заботы подчеркивала необходимость справедливости и равноправия в обществе. Дети учились быть

объективными и справедливыми, не делая различий на основе пола, национальности или социального статуса;

- устойчивое развитие. Педагогика общей заботы стремилась к развитию устойчивого образа жизни, к воспитанию ответственного отношения к ресурсам общества, к сохранению окружающей среды для будущих поколений.

Используя принципы педагогики общей заботы, воспитатели развивали эмпатию, ответственность и гражданскую активность у детей. Исследователи педагогики общей заботы отмечали, что тот, кто в юности «прикоснулся» к комму-нарству, сохраняли в себе чувство благодарности и какого-то «необыкновенного удивления» по отношению к тому, что произошло в его жизни [10, с. 107].

Коммунарские традиции внесли новизну и в работу значительного числа комсомольских организаций того времени: каждый день совершать хоть одно, пусть самое маленькое, но полезное дело, крепко, по-настоящему дружить, брать на себя взрослую ответственность - это отличная среда для самоутверждения подростков и юношей. Открытие мира коллективного творчества окрыляло коммунаров, а идея заботы об улучшении окружающей жизни побуждала по-новому взглянуть на социальные процессы в стране, рождало чувство сопричастности с высокими общественными целями [11].

Закономерным продолжением педагогики общей заботы явилась педагогика сотрудничества С.Л. Соловейчика, предполагавшая создание среды, в которой дети могли активно взаимодействовать друг с другом, совместно решать самые разнообразные задачи. Основная идея данного педагогического подхода заключалась в том, что воспитанники могут достигать больших успехов и развиваться более полноценно, если они совместно с учителями и родителями решают возникающие проблемы. Педагогика сотрудничества предполагала создание соответствующей комфортной среды, в которой дети могли свободно и активно взаимодействовать друг с другом с использованием различных методов и форм работы, таких как групповые проекты, обсуждения, совместные исследования, ролевые игры, мозговые штурмы и другие [12].

Основные принципы педагогики сотрудничества С.Л. Соловейчика включали в себя:

- равноправие участников - каждый ученик имел право на свое мнение и внесение вклада в общую работу группы;

- сотрудничество педагогов, детей и их родителей в совместной деятельности;

- взаимозависимость - понимание того, что успех каждого ученика зависит от успеха других участников группы и наоборот;

- действенность - использование практических и конкретных задач, которые мотивируют учеников активно участвовать и сотрудничать;

- социальная ответственность - формирование у воспитанников чувства ответственности перед группой, уважение и поддержка других участников группы;

- осмысление опыта - педагогически организованное обсуждение и рефлексия процесса работы, при котором воспитанники анализируют и усваивают полученные знания и навыки.

Педагогика сотрудничества С.Л. Соловейчика считалась эффективным методом воспитания гражданственности и коллективизма, так как она стимулировала активность детей, раскрепощала их коммуникативные и коллективные способности, формировала позитивное отношение к сотрудничеству [12].

К сожалению, педагогические идеи И.П. Иванова, С.Л. Соловейчика, а также уникальный опыт, накопленный другими авторскими школами к середине 90-х годов прошлого столетия, так и не был в должной мере востребован в реформах российской образовательной системы [1; 13]. Приоритеты были отданы вестернизированным образцам, задаваемым Болонской системой, в то время как европеизированные методики не позволяли в должной мере обращаться к идеям воспитания личности в коллективе, доказавшим свою эффективность в отечественной педагогике.

Следует, однако, отметить, что отдельные энтузиасты социальной педагогики в условиях «болонизации» нашего образования продолжали сохранять коллективистские традиции советской педагогики в воспитании духовно-нравственных качеств, гражданственности, патриотизма у молодого поколения. К числу таковых относится общественная деятельность журналиста, писателя, кинематографиста, талантливого педагога Константина Ивановича Подымы (1946-2013) [14].

Всю свою жизнь К.И. Подыма посвятил сохранению в памяти современных поколений молодежи героических событий отечественной истории, связывающих прошлое с настоящим. К.И. Подымой была создана авторская концепция граж-данско-патриотического воспитания в форме организации литературно-патриотического клуба «Шхуна ровесников» в городе-герое Новороссийске. В 70-80-х годах прошлого столетия клуб получил широкую известность в СССР [15]. Идеи И.П. Иванова, С.Л. Соловейчика, педагогика сотрудничества и педагогика общей заботы, использованные К.И. Подымой как методологическая основа для организации литературно-патриотического клуба «Шхуна ровесников», продолжали развиваться и в постсоветский период.

Первый «палубный сбор» литературно-патриотического клуба «Шхуна ровесников» прошел при редакции газеты «Новороссийский рабочий». Данное объединение являлось органом коллективного творчества и учило ребят самому главному: как стать людьми, которым всё интересно, которым до всего есть дело.

Педагогика сотрудничества и педагогика общей заботы подразумевали создание условий, в которых дети и молодежь активно участвуют в обществен-

ной жизни, развивают свои социальные навыки, способности к взаимодействию, формируют позитивное отношение к своей стране и необходимость заботы о других людях. Взаимодействие этих двух подходов в клубе «Шхуна ровесников» создавало позитивную творческую обстановку, где молодежь могла не только формировать свои знания о родной стране, ее истории, культуре и литературе, но и активно участвовать в общественной жизни, проявлять заботу о ветеранах, людях, нуждающихся в поддержке. Все это помогало становлению патриотической и гражданской позиции участников клуба, стимулировало развития их социальных навыков и чувства ответственности [15].

Идеи капитана «Шхуны ровесников» К.И. Подымы состояли в том, чтобы и на сегодняшний день актуальны герои из прошлого, чтобы нить патриотизма вела от российской истории к современным людям. В кабинете редакции «Новороссийский рабочий» члены клуба «Шхуна ровесников» обсуждали книги о выдающихся личностях, знаковых событиях, планировали мероприятия по сохранению памяти о героическом прошлом страны. Особенностью мероприятий литературно-патриотического клуба К.И. Подымы было то, что «Шхуна ровесников» объединяла не только молодежь, но и известных людей своего времени, среди которых были такие имена, как диктор Юрий Левитан, композитор Александра Пахмутова, поэт Николай Добронравов, певец Муслим Магомаев, вице-адмирал Георгий Холостяков и многие другие.

За основу освещения проведенных в клубе дел была взята рубрика «Алый парус» газеты «Комсомольская правда», которая активно сотрудничала в свое

время с С.Л. Соловейчиком в популяризации идей педагогики сотрудничества. По аналогии с ней уже в газете «Новороссийский рабочий» была выделена третья страница, где члены «Шхуны ровесников» публиковали свои мнения о проделанной работе, письма, рассказы, стихи, которые вызывали горячий отклик у советской молодежи [14].

Участники клуба под руководством своего капитана реализовали много значимых и востребованных по настоящее время проектов: по их инициативе в Новороссийске появился Дом-музей Николая Островского, стали проводиться патриотические акции «Вечный огонь», «Бескозырка», «Вахта памяти», «Флаг-памятник Павлу Когану», «Морская душа», «Павка Корчагин», «Тюльпаны», «Рассвет», «Умираю, но не сдаюсь» [16].

Идеи коммунарской методики и педагогики сотрудничества, плодотворно структурированные К.И Подымой в «Шхуне ровесников», продолжили свою жизнь вопреки новомодным вестернизированным образовательным парадигмам начала XXI века. В настоящее время военно-патриотический клуб «Шхуна ровесников» в своих основах продолжает деятельность на базе «Посударственного морского университета им. Адмирала Ф.Ф. Ушакова» в Новороссийске.

Ниже приведена сравнительная таблица по различным параметрам комму-нарской методики, педагогики сотрудничества и деятельности литературно-патриотического клуба «Шхуна ровесников».

Однако подлинный ренессанс социально-педагогического наследия К.И. Подымы начался относительно недавно, в 2020 году, когда управление обра-

Таблица 1

Составные элементы «педагогики общей заботы» И.П. Иванова, педагогики сотрудничества С.Л. Соловейчика и литературно-патриотического клуба «Шхуна ровесников» К.И. Подымы

Название Коммунарская методика Педагогика сотрудничества Литературно-патриотический клуб «Шхуна ровесников»

Поды начала деятельности организации 1956 г 1963 г. 1972 г - по настоящее время

Авторы Иванов Игорь Петрович Соловейчик Симон Львович Подыма Константин Иванович

Форма организации деятельности коммуна клуб клуб

Профессия организатора Ст. научный сотрудник НИИ педагогики АПН РСФСР Педагог, журналист, писатель, философ Писатель, журналист

Руководители Старшие пионервожатые Капитаны «Алого паруса» в газете «Комсомольская правда» Капитаны «Шхуны ровесников» в газете «Новороссийский рабочий»

Члены организации кимовцы шхунатики

Место, город реализации основной идеи Дом пионеров Фрунзенского района г. Ленинграда Редакции газет «Комсомольская правда», «Учительская газета», г Москва Редакция газеты «Новороссийский рабочий», г Новороссийск

Освещение деятельности организации Диссертация, монографии, статьи в научных журналах в газетах «Ленинградская правда», Учительская газета» и др. Страница для старшеклассников в газете «Комсомольская правда», «Учительская газета» Страница в газете «Новороссийский рабочий»

Знаковые литературные произведения «Фрунзенская коммуна: Книга о необычной жизни обыкновенных советских ребят», написанная ими самими, с рисунками, которые сделала Галина Скотина, тоже коммунарка , 1972 «Педагогика для всех» концепция воспитания свободного, нравственного, «красивого и гордого» человека, (1977-1986). «Учение с увлечением», 1976 «Счастливого плавания, «Шхуна ровесников»!», или история самого необычного корабля из всех, которые когда-либо швартовались в Новороссийске, рассказанная флаг-штурманом Константином Подымой», 1975

Формы реализация основных идей Операции, ритуалы Групповые проекты, обсуждения, совместные исследования, ролевые игры, мозговые штурмы Акции, операции, ритуалы, проекты

Идеи - добро творится весело, без принуждения в команде единомышленников, дети ощущают свою нужность, - воспитанники умеют слушать и высказывать свое мнение, искать совместно максимально точное решение жизненно практических задач - свобода выбора, учение с увлечением, без принуждения, - совместная деятельность учителей и учеников, сотрудничество в поиске решений, - развитие творческих способностей, - индивидуальный подход к каждому, - доброжелательное и внимательное отношение к высказываниям учеников, поощрение идей и мыслей - жить интересной, увлекательной, романтичной жизнью, - уметь нетрадиционно мыслить, добиваться высоких целей, - развивать личностное творческое начало в коллективном творчестве

Девиз Наша цель - счастье людей! Мы победим, иначе быть не может! Самим становиться созидателями своего будущего! Внутренняя свобода - это природный дар, это особый талант, который необходимо развить! Поднять паруса! Быть ветру! Лишь в бурях мужают и крепнут!

Основные принципы - эмоциональная насыщенность, романтика, - творческий подход, коллективизм, - скрытая педагогическая позиция и воспитание через организацию «воспитывающих ситуаций, - сотрудничество детей и взрослых, - приоритет инициативы детей - свобода превыше всего, свободный ребенок, свободная школа - путь к воспитанию свободных людей; - сотрудничество педагогов, детей и родителей в совместной деятельности, - самостоятельность и возможность развиваться - эмоциональная насыщенность, романтика, - самостоятельность, - творческий подход, - коллективизм

Центры реализации идеи 13 центров коммунарского движения в городах СССР Идеи педагогики сотрудничества стали основой ряда современных концепций образования 36 форпостов «Шхуны ровесников» в городах СССР

зованием Новороссийска инициировало распространение педагогического опыта деятельности «Шхуны ровесников» в общеобразовательных учреждениях города. Идеи «Шхуны ровесников» сегодня используют те, кто находится в поиске инновационных форм и методов воспитания гражданственности и патриотизма у подрастающих поколений. Обучающиеся общеобразовательных школ № 18, 34, 22, 7, негосударственной гимназии № 1, гимназии № 4 имени ГА. Угрюмова города Новороссийска, общеобразовательных школ № 1, 6 города Ханты-Мансийска активно применяют материалы духовно-нравственного наследия К.И. Подымы в работе литературных, патриотических клубов и поисковых отрядов. В прошлом году в музей МОБУ СОШ № 18 города Новороссийска членами клуба «Шхуна ровесников» передан архив К.И. Подымы, который на данный момент изучается и систематизируется.

В настоящее время на базе МБОУ гимназии № 4 г Новороссийска осуществляется эксперимент по созданию литературно-патриотического клуба «Шхуна добрых дел», в основе которого лежит воспитательная концепция «Шхуны ровесников». Учащиеся старших (9-11) классов, желающие развивать свои литературные таланты, заниматься изучением истории родного города, бескорыстно помогать нуждающимся, заботиться об экологии Новороссийска - это члены клуба «Шхуна добрых дел». Идеи педагогики общей заботы и педагогики сотрудничества, трансформированные и переосмысленные К.И. Подымой, продолжают и поныне воспитывать молодежь без массовости и формализма, по-коммунарски на палубных сборах клуба «Шхуна добрых дел».

В рамках данного эксперимента совместно с родительской общественностью, МКУ «Центром развития образования», общеобразовательными учреждениями города, городской библиотекой им. Э.Э. Баллиона, «Отделом по делам молодёжи» администрации муниципального образования город Новороссийск, МКУ «Молодёжный центр» были проведены мероприятия различного уровня, способствующие гражданско-патриотическому воспитанию членов клуба «Шхуна добрых дел». В педагогическом исследовании на разных этапах проводимого эксперимента участвовали 68 членов данного клуба. Кроме ставших традиционными для молодежи Новороссийска «Бескозырки» и «Вахты памяти» в течение 2023 года проводились следующие мероприятия:

- виртуальные экскурсии: «Памятники культуры города Новороссийска», «Наследие городской архитектуры города Новороссийска»;

- исследовательские работы «Выдающиеся люди страны в истории города» (о К.И. Подыме), «Юные защитники Новороссийска», «Их именами названы школы»;

- литературные гостиные: «Время быть первым» (о жизни и творчестве К.И. Подымы), «Николай Островский - человек-легенда»;

- выставка: галерея рисунков по литературным произведениям о Великой Отечественной войне;

- экскурсии в краевой и городской исторические музеи, городской архив, дом-музей Н. Островского;

- школьная конференция по защите исследовательских работ «Парад наук»;

- круглый стол «Юности честное зерцало» (исторический и литературный анализ трилогии К.И. Подымы);

- высадка деревьев в рамках акции «Аллея Победы»;

- социально значимый проект «От бесполезного пластика к детской литературе»;

- волонтерская помощь приюту для животных «Преданное сердце»;

- электронный образовательный ресурс «История города Новороссийска: даты, события, персоны».

Члены клуба выпускают также школьные журналы и газеты, снимают видеоролики, организуют исследовательские экспедиции по памятным местам Новороссийска, переписываются с родственниками ветеранов Великой Отече-

Библиографический список

ственной войны и локальных конфликтов по сбору материалов для Книги памяти, участвуют в разносторонней волонтерской деятельности на нужды СВО.

Опытно-экспериментальная работа, начатая более года назад на базе МБОУ гимназии № 4 г. Новороссийска, связанная с актуализацией в образовательном пространстве духовно-нравственного, социально-педагогического наследия К.И. Подымы в настоящее время находится в активной стадии формирующего эксперимента. Осуществляется диагностика динамики формирования гражданско-патриотических качеств личности у членов клуба, анализируется их отношение к проводимым мероприятиям. Полученные предварительные срезы на этапе формирующего эксперимента выявляют стойкую позитивную динамику в формировании гражданско-патриотических качеств у членов клуба. У ребят отмечается заметный рост уверенности в своих силах, повышается интерес к общественно-политической жизни, заметны позитивная динамика в формировании коммуникативных качеств, коллективизма, эмпатии. Опытно-экспериментальная работа по созданию литературно-патриотического клуба «Шхуна добрых дел» и осуществления на его базе гражданско-патриотического воспитания молодежи продолжается. В то же время полученные результаты позволяют уже сегодня сформулировать определенные выводы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литературно-патриотический клуб «Шхуна добрых дел», в основе которого лежит проверенная временем воспитательная концепция «Шхуны ровесников» К.И. Подымы, - это и литературная мастерская, и поисковый клуб, и сплоченная команда волонтеров. Оригинальный способ реализации мероприятий - путешествие на шхуне по океану добрых дел сплоченной коммунарской командой, несомненно, привлекателен для подростков и молодежи, учит их служить своему Отечеству «не за страх, а за совесть», любить свою Родину и мирное небо над головой [16].

Авторская концепция гражданско-патриотического воспитания К.И. Подымы, синтезирующая в своих основах коммунарскую методику И.П. Иванова с ее педагогикой общей заботы и педагогику сотрудничества С.Л. Соловейчика, является и поныне востребованной формой совместной деятельности детей и взрослых. Она притягательна для подростков и юношества своей романтической направленностью, эмоциональной насыщенностью, возможностями для саморазвития личности и творческим подходом. Духовно-нравственное, социально-педагогическое наследие К.И. Подымы сегодня активно переосмысливается и реализуется с учетом современной образовательной ситуации не только в образовательном пространстве Новороссийска, но и других городов России (например, в Ханты-Мансийске) [14]. Интерес педагогов-практиков к социально-педагогическому опыту К.И. Подымы вполне закономерен, ибо он отвечает социальному заказу реформирования российского образования с опорой на ценности российской культуры, преемственности российского педагогического опыта, на традициях и инновациях, учитывающих тенденции и реалии современного миропорядка.

Обращение к педагогическому опыту нашего недавнего прошлого, основанному на общественных, коллективистских началах, его переосмысление в соответствии с реалиями настоящего и традициями российского образования - это плодотворный вектор развития, обеспечивающий преемственность и суверенизацию отечественной педагогики. Данный методологический подход востребован в аспекте цивилизационной парадигмы отечественного образования, которая имманентно обращает исследователя к традициям и ценностям отечественной педагогики в аспекте ее коллективистских начал, в том числе на примерах российского, советского и постсоветского педагогического наследия [8]. Продолжение идей педагогики сотрудничества и общей заботы И.П. Иванова, С.Л. Соловейчика в социально-педагогическом проекте К.И. Подымы и его современных последователей в литературно-патриотическом клубе «Шхуна добрых дел» - пример плодотворной реализации такой парадигмы, основанной на глубинных ментально-ценностных корнях российской культуры и цивилизации.

1. Системный кризис отечественного образования как угроза национальной безопасности России и пути его преодоления. Проект Международного научно-экспертного Совета по духовно-нравственной безопасности при Российском институте стратегических исследований. 2017. Available at: https://ruskline.ru/analitika/2017/03/17

2. Багдасарян В.Э. Мировой кризис образования: необходимость возвращения к истокам. Available at: http://rusrand.ru/analytics/mirovojkrizis-obrazovanija-neobhodimost-vozvraschenija-k-istokam

3. Федотова В.Г Кризис модернизации и архаизация общества. Рецензия на книгу: Ламажаа Ч.К. Архаизация общества. Тувинский феномен. Москва: Книжный дом «Либро-ком», 2013.

4. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. Москва: OOO «Издательство ACT», 2003.

5. Гулыга А. Русская идея и ее творцы. Москва: ЭКСМО, 2003.

6. Луков В.А. Концепция тезаурусных сфер. Знание. Понимание. Умение. 2014; № 1: 307-326.

7. Путин В.В. Россия не просто страна, а отдельная цивилизация. 2020. Avialable at: https://newizv.ru/news/society/17-05-2020/putin-rossiya-ne-prosto-strana-a-otdelnaya-tsivilizatsiya

8. Лукаш С.Н. Цивилизационная парадигма модернизации отечественного образования. Педагогика. 2022; № 4: 26-37.

9. Захаров К.П., Смирнова ГЭ. Ведущие идеи педагогики общей заботы. Философия, психология, педагогика развития социальной активности и творчества личности: материалы Международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург: Айсинг, 2013: 233-236.

10. Коваль С.Л. Педагогика сотрудничества, коммунарская методика как интеллектуальное наследие в работе со студентами. Социальная педагогика. 2017; № 1-2: 105-111.

11. Царёва Н.П. Традиции и причины инноваций коллективной творческой деятельности. Социальная педагогика. 2017; № 1-2: 73-82.

12. Тупицына Н.А. Классификация идей в педагогической системе С.Л. Соловейчика. Вестник Вятского государственного университета. 2011; № 1-3: 103-108.

13. Помелов В.Б. Движение педагогов-новаторов 1980-х годов: к 30-летию педагогики сотрудничества. Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2016; № 4 (32): 74-89.

14. Яковлева Е.В. Феномен духовно-нравственного наследия Константина Ивановича Подымы. Вестник Армавирского государственного педагогического университета. 2022; № 4: 87-94.

15. Подыма К.И. Счастливого плавания, Шхуна ровесников!: документальная повесть. Вильнюс: Вага, 1980.

16. Бызова О.М., Щербанева В.О. Акция «Бескозырка» в Новороссийске и ее вклад в сохранение исторической памяти. Гуманитарные науки в XXI веке. Научный интернет-журнал. 2023; № 21: 13-19.

References

1. Sistemnyj krizis otechestvennogo obrazovaniya kak ugroza nacional'noj bezopasnosti Rossii iputi ego preodoleniya. Proekt Mezhdunarodnogo nauchno-'ekspertnogo Soveta po duhovno-nravstvennoj bezopasnosti pri Rossijskom institute strategicheskih issledovanij. 2017. Available at: https://ruskline.ru/analitika/2017/03/17

2. Bagdasaryan V.'E. Mirovoj krizis obrazovaniya: neobhodimost' vozvrascheniya k istokam. Available at: http://rusrand.ru/analytics/mirovojkrizis-obrazovanija-neobhodimost-vozvraschenija-k-istokam

3. Fedotova V.G. Krizis modernizacii i arhaizaciya obschestva. Recenziya na knigu: Lamazhaa Ch.K. Arhaizaciya obschestva. Tuvinskj fenomen. Moskva: Knizhnyj dom «Libro-kom», 2013.

4. Hantington S. Stolknovenie civilizacij. Moskva: OOO «Izdatel'stvo ACT», 2003.

5. Gulyga A. Russkaya ideya i ee tvorcy. Moskva: 'EKSMO, 2003.

6. Lukov V.A. Koncepciya tezaurusnyh sfer. Znanie. Ponimanie. Umenie. 2014; № 1: 307-326.

7. Putin V.V. Rossiya neprosto strana, a otdel'naya civilizaciya. 2020. Avialable at: https://newizv.ru/news/society/17-05-2020/putin-rossiya-ne-prosto-strana-a-otdelnaya-tsivilizatsiya

8. Lukash S.N. Civilizacionnaya paradigma modernizacii otechestvennogo obrazovaniya. Pedagogika. 2022; № 4: 26-37.

9. Zaharov K.P., Smirnova G.'E. Veduschie idei pedagogiki obschej zaboty. Filosofiya, psihologiya, pedagogika razvitiya social'noj akiivnosti i tvorchestva lichnosti: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Sankt-Peterburg: Ajsing, 2013: 233-236.

10. Koval' S.L. Pedagogika sotrudnichestva, kommunarskaya metodika kak intellektual'noe nasledie v rabote so studentami. Social'nayapedagogika. 2017; № 1-2: 105-111.

11. Careva N.P. Tradicii i prichiny innovacij kollektivnoj tvorcheskoj deyatel'nosti. Social'naya pedagogika. 2017; № 1-2: 73-82.

12. Tupicyna N.A. Klassifikaciya idej v pedagogicheskoj sisteme S.L. Solovejchika. Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo universiteta. 2011; № 1-3: 103-108.

13. Pomelov V.B. Dvizhenie pedagogov-novatorov 1980-h godov: k 30-letiyu pedagogiki sotrudnichestva. VestnikSamarskogogosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. Seriya: Psihologo-pedagogicheskie nauki. 2016; № 4 (32): 74-89.

14. Yakovleva E.V. Fenomen duhovno-nravstvennogo naslediya Konstantina Ivanovicha Podymy. Vestnik Armavirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2022; № 4: 87-94.

15. Podyma K.I. Schastlivogoplavaniya, Shhuna rovesnikov!: dokumental'naya povest'. Vil'nyus: Vaga, 1980.

16. Byzova O.M., Scherbaneva V.O. Akciya «Beskozyrka» v Novorossijske i ee vklad v sohranenie istoricheskoj pamyati. Gumanitarnye nauki v XXI veke. Nauchnyj internet-zhurnal. 2023; № 21: 13-19.

Статья поступила в редакцию 25.01.24

УДК 378

Abdurakhmanova M.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Head of Department of Psychology and Pedagogy of Preschool Education,

Dagestan State Pedagogical University n.a. R. Gamzatov (Makhachkala, Russia), E-mail: abdurakhmanova-64@mail.ru

TRAINING FUTURE TEACHERS OF PRESCHOOL EDUCATION FOR THE EFFECTIVE DEVELOPMENT OF THE SYSTEM OF SOCIO-CULTURAL VALUES IN PUPILS. Based on the specialized literature, as well as her own pedagogical experience analysis, the author highlights preparing future preschool education teachers to develop socio-cultural values in their pupils and the most significant features in this process. First of all, the work demonstrates the role of a modern pedagogical employee in forming the social competencies and, in particular, ideas about such values for preschool children. A methodological basis of the preparation process for the implementation of this role is determined. The researcher considers educational practices that contribute to its successful implementation. The study of the above aspects is carried out taking into account the data obtained by analyzing the current social and cultural situation, which naturally affects the development of the Russian preschool education.

Key words: child psychology, development of social competencies of preschoolers, preschool education, higher education, training of teachers of preschool education

М.А. Абдурахманоеа, канд. пед. наук, доц., зав. каф. психологии и педагогики дошкольного образования ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный

педагогический университет имени Р. Гамзатова», г. Махачкала, E-mail: abdurakhmanova-64@mail.ru

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ЭФФЕКТИВНОМУ РАЗВИТИЮ СИСТЕМЫ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ВОСПИТАННИКОВ

На основе анализа широкого круга специальной литературы, а также собственного педагогического опыта автор освещает наиболее существенные особенности процесса подготовки будущих педагогов дошкольного образования к эффективному развитию системы социокультурных ценностей воспитанников. Для этого в первую очередь демонстрируется роль современного педагогического работника в формировании социальных компетенций и, в частности, представлений детей дошкольного возраста о такого рода ценностях. Затем определяется методологическая основа процесса подготовки к реализации данной роли. Далее рассматриваются способствующие её успешному воплощению воспитательные практики, к реализации которых необходимо готовить студентов - будущих педагогических работников системы дошкольного образования. Исследование вышеперечисленных аспектов осуществляется с учётом данных, полученных при анализе текущей социальной и культурной ситуации, естественным образом накладывающей отпечаток на развитие российского дошкольного образования.

Ключевые слова: детская психология, развитие социальных компетенций дошкольников, дошкольное образование, высшее образование, подготовка педагогов дошкольного образования

Актуальность исследования объясняется тем, что на современном этапе истории нашей страны фиксируется ревизия социальных и культурных ценностей (С.А. Папонова, И.Ф. Исаев, Л.В. Коломийченко, С.П Ловков, Д.П Нижегородов, Л.А. Серикова). Такая ситуация естественным образом способствует обострению проблемы формирования соответствующих установок у детей, в том числе относящихся к возрастной категории дошкольников (Н.С. Ежкова, И.С. Чуканова, Е.В. Шульгина).

С другой стороны, подобные метаморфозы в социокультурной сфере не могли не сказаться на особенностях контингента воспитанников. Последние способны быстрее, чем, например, их родители в том же возрасте, искать и обрабатывать необходимую информацию, а значит, эффективнее выполнять учебные задания [1, с. 61]. Однако при этом современные воспитанники ДОУ испытывают более существенные трудности в усвоении норм и правил поведения (Б.С. Пер-шунский, В.В. Пруздева, П.В. Пруздев, Л.В. Коломийченко, С.П. Ловков).

В подобных условиях эффективность традиционных методик вызывает определённые сомнения. Современная практика дошкольного образования нуждается в интеграции методологии и инструментальной базы, которые будут в максимальной степени способствовать:

- творческому освоению детьми жизненного пространства [2, с. 42];

- формированию у них целостной, гармоничной картины социальной действительности.

Соответственно, необходимой представляется и подготовка специалистов, способных применять подобные приёмы и методы в практике повседневной деятельности [3, с. 146]. Некоторые вопросы, связанные с формированием у них соответствующих компетенций, рассматриваются в данной статье.

В качестве её цели мы можем определить освещение наиболее существенных особенностей процесса подготовки будущих педагогов дошкольного образования к эффективному развитию системы социокультурных ценностей воспитанников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.