Научная статья на тему 'Воспитание навыков социального взаимодействия через призму коммунарской методики'

Воспитание навыков социального взаимодействия через призму коммунарской методики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
221
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНАРСКАЯ МЕТОДИКА / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ВОСПИТАНИЕ / ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА / КТД / КОЛЛЕКТИВ / ОБУЧАЮЩИЙСЯ / KOMMUNARSKAYA METHODOLOGY / INTERACTION / EDUCATION / STUDENT / HUMANISTIC PEDAGOGY / CTD / TEAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Е. А., Лепцан В. Р.

В статье исследовано формирование нового мировоззрения у человека, рассмотрена гуманистическая педагогика как фактор воспитания социального взаимодействия, а также выявлены актуальные идеи коммунарской методика, применимые в современной педагогике.The article investigates the formation of a new worldview in humans, considers humanistic pedagogy as a factor in the education of social interaction, as well as the actual ideas of the Communard culture, applicable in modern pedagogy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Воспитание навыков социального взаимодействия через призму коммунарской методики»

УДК 37

Е.А. Иванова, В.Р. Лепцан

ВОСПИТАНИЕ НАВЫКОВ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ КОММУНАРСКОЙ МЕТОДИКИ

В статье исследовано формирование нового мировоззрения у человека, рассмотрена гуманистическая педагогика как фактор воспитания социального взаимодействия, а также выявлены актуальные идеи коммунар-ской методика, применимые в современной педагогике.

Ключевые слова: коммунарская методика, взаимодействие, воспитание, гуманистическая педагогика, КТД, коллектив, обучающийся.

EDUCATION OF SOCIAL INTERACTION SKILLS THROUGH THE PRISM OF THE METHODOLOGY OF THE COMMUNARD

The article investigates the formation of a new worldview in humans, considers humanistic pedagogy as a factor in the education of social interaction, well as the actual ideas of the Communard culture, applicable in modern pedagogy.

Key words: kommunarskaya methodology, interaction, education, student, humanistic pedagogy, CTD, team, student.

Человек от рождения и до самой смерти находится в круговороте систем. Поскольку категория системности присуща всем социальным объектам и явлениям, семья не является исключением. В частности, система воспитательных воздействий в семье включает ценностные ориентиры и жизненные установки старших членов семьи, слова и поступки, уровень и стиль взаимоотношений, семейный быт, образ жизни, семейные традиции. Личность ребенка начинает формироваться, воспринимая воздействие семейного окружения в единой взаимосвязи.

С приходом в детское дошкольное учреждение ребенок оказывается в новой для него системе воспитания. С этого момента он одновременно переживает воздействие двух систем - государственной системы дошкольного образования и семейного воспитания. В дошкольном учреждении происходит корректировка способов поведения, общения ребенка и пр.

Школа, являясь системой воспитания более высокого уровня, решает соответственно более сложные педагогические задачи с помощью более сложного педагогического инструментария. Личность ребенка приобретает новый статус, с более значимыми общественными ценностями, взглядами, представлениями.

Именно об этом писали педагоги начала советского периода: в отрыве от семьи складывается «новый человек», человек советского будущего. Именно такой «новый человек», считали они, является необходимым условием развития и модификации общества.

Сегодня мы живем в стране, которая признает идеологическое многообразие (ст. 13 Конституции РФ). Но это идеологическое многообразие порождает среди прочего проблемы в воспитании молодежи. Молодые люди сегодня противоречивы в своих поступках и поведении. Казалось бы, мо-

лодежь готова быть вместе со сверстниками, афиширует единомыслие в определении остроты или в решении общественно-политических, социальных, экономических и других важных для страны проблем. Но на деле молодое поколение очень индивидуалистично. Девушкам и юношам не всегда просто составить план работы в команде, принять другое мнение, взять на себя ответственность за решение общей задачи. Несомненно, это признаки молодого поколения, воспитанного вне традиций таких массовых организаций как комсомол и пионерия. В результате молодежь не имеет возможности и практического умения оценивать эффективность коллективной деятельности. Более того, поскольку такая деятельность связана с коммунарским прошлым страны и ассоциируется у молодежи с советской историей, то и приобретает для нее скорее негативный, чем позитивный характер.

Это ставит перед нами определенную рабочую цель - проанализировать процесс воспитания навыков социального взаимодействия через призму именно коммунарской методики, под которой принято понимать определенную систему условий, приемов, методов и форм воспитания, способных обеспечить формирование и творческое развитие коллектива не только взрослых, но и детей на базе гуманизма. Принцип гуманизма в данном случае предполагает построение коллектива, совместную деятельность на основе принятия и уважения прав и свобод других людей, их сотрудничества.

При рассмотрении данной темы необходимо обратиться к историческому педагогическому опыту. Так, прежде всего надо отметить концепцию, принадлежащую С.Т. Шацкому и направленную на создание центров, в которых можно было бы организовывать детскую жизнь, исходя из натуры детей. Станислав Теофилович говорил, что воспитание есть не что иное, как процесс координации жизни детей. По его мнению, когда возникает необходимость учиться жить, адаптироваться к жизни в обществе, должны создаваться детские клубы. Но такие клубы должны учитывать детские бессознательные потребности - в общении, изучении окружающей действительности, проявлении Я-концепции, творческой активности, подражании особо значимым людям.

Действенный способ организации детской жизни можно проследить в педагогическом опыте С.Т. Шацкого. На примере деятельности обществ «Сетлемент», «Детский труд и отдых», колонии «Бодрая жизнь» он определяет коллектив как идею-ценность, а присоединение субъектов воспитательных взаимоотношений в коллективную деятельность - как идею-способ. Определив, что включают в себя детские бессознательные потребности, и выделив на их основе признаки организованного детского сообщества при наличии органов самоуправления, он сформулировал идею-ценность коллектива и самостоятельные идеи-способы как «бодрую жизнь детей». Другими словами, это такие будни детей, которые наполнены смыслом, трудом, самообслуживанием, игрой, театром и музыкой, спортом. На основе работы С.Т. Шацкого можно сделать вывод, что именно в коллективе формируются и развиваются навыки социального взаимодействия детей.

Деятельность С.Т. Шацкого - существенный шаг к изучению роли социальной среды в процессе воспитания ребенка, она носила в большей мере социальный и культурно-воспитательный характер. Ребенка свободного, по мнению С.Т. Шацкого, нет в реальности, ребенок существует только как субъект, отражающий разнообразные воспитательные влияния окружающей его среды. По его представлениям, в школе необходимы социальные навыки - кружковая деятельность, условия для взаимопомощи, общественные детские библиотеки, познавательные беседы, детские клубы, площадки для игр, экскурсии, путешествия, общественные работы.

Кроме С.Т. Шацкого, гуманистические концепции воспитания - у A.C. Макаренко и И.П. Иванова. Каждый из них стремился достичь гуманного характера отношений между участниками педагогического процесса. Так, Антон Семенович Макаренко подчеркивал необходимость для учителя с целью более продуктивного развития навыков социального взаимодействия с учащимися овладевать техникой педагогического мастерства, техникой педагогического общения.

A.C. Макаренко признан самым выдающимся теоретиком, разработавшим модель «воспитательного коллектива». Исследуя воспитательный коллектив, Антон Семенович характеризует такую организацию как полнокровную и благоприятную для жизни детей, способную максимально полно удовлетворить их жизненные потребности. Одновременно это должно быть политически и коммунистически ориентированная воспитывающая школа. Такая школа может успешно решать воспитательные задачи (определяемые требованиями общественного развития) и создать условия для формирования и развития навыков социального взаимодействия (коммуникативных навыков адекватного поведения в разнообразных ситуациях, возникающих в процессе общения и взаимодействия, развитие самооценки и понимания других людей, саморегуляции поведения, управления собственным эмоциональным состоянием и др.).

Педагогическая концепция A.C. Макаренко показывает методику поэтапного, постепенного формирования детского коллектива. Он определил и принципы развития коллектива, к числу которых можно отнести гласность, взаимоответственность, перспективу в развитии. Им выделены этапы развития коллектива.

Характеризуя данные этапы, необходимо указать следующие положения: на этапе сознательного управления учениками происходит формирование коллектива по определенному вектору: из требования руководителя следует формирование актива и требования актива, а из этого в свою очередь - формирование коллектива и требования коллектива. На заключительном этапе, «когда коллектив хорошо организован, тогда можно предъявить к нему последнее самое трудное и важное требование: уметь предъявлять друг другу определенные требования откровенно, прямо, по-товарищески, в лоб» [11].

Идеология коммунарской педагогики и ее роль в формировании навыков социального взаимодействия отражены в педагогическом наследии, оставленном Игорем Петровичем Ивановым, в котором находят отражение его личностно-ценностные ориентации. Исходя из этого, следует различать понятия «коммунарская педагогика» и «коммунарское движение». Как любое педагогическое явление или система воспитания, первое имеет идейно-теоретическое начало, что касается коммунарского движения, оно, как исторически обусловленное общественно-педагогическое движение, имеет свои определенные предпосылки.

Система коммунистического воспитания, по И.П. Иванову, направлена на реализацию «процесса всестороннего гармоничного развития личности строителя и гражданина коммунистического общества под таким целенаправленным воздействием, в такой целенаправленной деятельности, которые имеют характер товарищеской, коммунистической заботы об общем деле» [6].

И.П. Иванов в своих работах ссылается на опыт A.C. Макаренко, этот опыт активно исследовался им и его последователями-учениками в период деятельности педагогического сообщества «Союз энтузиастов» [15].

Интерес к деятельности коммунарского движения сегодня не случаен, он имеет большое значение для современного общества, в частности для нашего государства. Коммунарское движение -некая неформальная ассоциация, которая начинает существование с 60-х гг. XX в. и объединяет ком-мунарские клубы. Речь здесь идет о неофициальных объединениях граждан, являющихся последователями педагогической методики, называемой в литературных изданиях и пособиях коммунарской, или методикой коллективного творческого воспитания, а еще нередко - орлятской.

Эта методика была основана на трех «китах»: коллективное планирование, повседневная организаторская работа, коллективное ее обсуждение и оценка результатов. Сотрудничество в педагогическом творчестве воспитанников и взрослых расширило первоначальную задумку, разбавив ее принципами и методами коллективной творческой деятельности (КТД).

Методика И.П. Иванова развивалась с помощью творческих коллективов студентов и преподавателей ЛГПИ им. А.И. Герцена (Коммуна им. A.C. Макаренко, КИМ, 1963-1973гг.), в этих объединениях разработки коммунарской методики апробировались и экспериментально подтверждались. «Спутники коммуны» (действующие в ленинградских школах) и штабы-коммуны школьников, организованные в ряде регионов страны, стали площадками, на которых концепция педагогической системы коммунарской методики находила платформу для реализации в жизни. Самой большой площадкой являлся Всероссийский пионерский лагерь «Орленок», созданный в 1963-1966 гг. педагогическим коллективом при участии членов КЮФа, который способствовал распространению данной методики и являлся обучающей моделью образа жизни коммунарского коллектива.

С точки зрения социального аспекта, советская педагогика как ни одна другая наука имела яркую политическую окраску (стремление к коммунизму, всеобщему равенству и братству). Перед педагогами и их подопечными стояла задача построить общество всеобщего счастья.

Особенность коллектива, создаваемого на принципах «коммунарской» модели воспитания, проявляется, прежде всего, в естественном поведении и естественной коллективистской направленности поступков, совершая которые дети учатся управлять своим поведением и эмоциями, решать проблемные ситуации, адекватно оценивать себя и принимать других, общаться как со сверстниками, так и со взрослыми. Это и есть воспитание социального взаимодействия у обучающихся в рамках «коммунарства».

Ведущим принципом гуманистической воспитательной системы по методике еще одного педагога, внесшего вклад в изучаемую проблему, Владимира Абрамовича Караковского стала ориентация на личность школьника, его интересы и способности. Это способствовало лучшему взаимодействию между участниками педагогического процесса. Творческий подход к делу, порядочность, чувство юмора - качества, необходимые и педагогу, и ученику для признания их как неотъемлемой части школьного коллектива, для дальнейшего выживания в современном мире.

Основой концепции воспитания В.А. Караковского является использование коммунарской методики, методики коллективной творческой деятельности.

Главным событием, по его системе, можно считать весенний коммунарский сбор. Это трехдневный сбор, который проводится во время весенних каникул и представляет собой комплекс кол-лективно-творческих дел в условиях высокой концентрации, с обязательным выездом участников за пределы города. Трудно отнести событие такого рода к какому-то определенному виду деятельности, хотя в программе сбора предусмотрены и труд, и общение, и различные формы досуговой деятельности. Предполагалось, что в результате у учеников развиваются: умение слушать; умение формулировать собственные мысли; способность эффективно решать социальные задачи; установление взаимопонимания; желание совместной деятельности со сверстниками и взрослыми; решение конфликтных ситуаций и др. Иначе говоря, не формулируя понятий «навыки социального взаимодействия», В.А. Караковский говорит именно о них.

Его концепции ориентированы на коллективное воспитание и основаны на общечеловеческих ценностях, идеях творчества. Под воспитанием им понимается управление развитием личности в обществе, коллективе.

Методика КТД, широко использованная педагогом, позволяет с различных сторон подойти к развитию навыков социального взаимодействия через воспитание учеников в коллективной работе.

Если говорить о современной системе воспитания и образования в реально-виртуальном мире, то, как мы отмечали, следует выделить тенденцию отхода молодежи от участия в совместной деятельности на второй, а то и на третий план. Для современной молодежи важнее виртуальный мир, где они сами по себе и стараются казаться лучше, чем есть в реальности.

Однако некоторые приемы коммунарской методики, в основу которой легла концепция «нового человека», по характеру организации ученической деятельности, соцсоревнования, военно-патриотического воспитания до сих пор служат отличным примером наличия социального взаимодействия, могут быть актуализированы и проецированы на современные подходы в формировании и развитии компетенции социального взаимодействия у обучающихся.

Так, на смену стенгазете и «Боевому листку» пришли конкурсы социальных роликов и плакатов. С целью повышения эффективности использования возможностей занятий фитнесом и спортом для укрепления физического здоровья, гармоничного и всестороннего развитии личности, воспитания чувства любви к Родине разработан физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне», проводятся ежегодные спортивно-массовые акции «Лыжня России», «Российский азимут» и др.

С 1 сентября 2016 г. в школах страны действует военно-патриотическое движение «Юнар-мия». По масштабности и направлениям деятельности это движение можно сравнить с пионерской организацией. Цель движения «Юнармия» - вызвать интерес у подрастающего поколения к истории родной страны и ее народов, к изучению жизненного пути героев, выдающихся ученых и полководцев, к географии. Стать юнармейцем может любой школьник или военно-патриотическая организация. В свободное от учебы время юнармейцы осуществляют деятельность, направленную на сохранение мемориалов, обелисков, занимаются волонтерством, принимают участие в крупномасштабных культурных и спортивных мероприятиях, приобретают навыки оказания первой медицинской помощи.

Движение нацелено на формирование и развитие духовно-нравственных, социальных, спортивных и интеллектуальных качеств школьников путем решения определенных задач, направленных на приобретение и расширение знаний в области истории и военно-исторического наследия России, пропаганду положительного отношения к армии и подготовку к службе в ее рядах, развитие физической подготовки молодежи. Особенно важные среди них:

гражданская и социальная активность, патриотизм, а также противодействие идеологии экстремизма;

положительное отношение к окружающим, здоровые нравственные установки, ключевые принципы коллективизма и ответственности.

Наиболее полная реализация одного из ведущих принципов коммунарской воспитательной системы - ориентация на личность школьника, его интересы, способности, а также творческий подход в сфере деятельности - возможна, по нашему мнению, в детских творческих коллективах. Так, детский хореографический ансамбль «Ровесники», созданный в 1967 г. Вячеславом Васильевичем Белоглазовым, и на сегодняшний день является самым большим детским творческим коллективом Амурской области, который развивает и совершенствует идеи коммунарской методики. В ансамбле одновременно занимаются около 500 детей от 5 до 18 лет.

Участники ансамбля осваивают классический и народный танец, овладевают теорией и техникой сценического и актерского мастерства, гимнастикой и акробатикой, восточными единоборствами и бодибилдингом. Но главная цель «Ровесников» - создать для ребенка такую среду обитания, где бы всесторонне развивались его личность, способности, дарования.

Одно из главных направлений воспитательной деятельности коллектива - это система взаимного воспитания и обучения, разработанная и внедренная В. В. Белоглазовым. Большое внимание уделяется гражданско-патриотическому воспитанию ребят. В ансамбле действует совет самоуправления, в который входят педагоги, дети, их родители. Важная часть жизни - клубная деятельность. Основная тенденция, которую можно проследить в жизнедеятельности ансамбля, - направленность на индивидуальные интересы и наклонности участников. Именно занятия в клубах предоставляют каж-

дому возможность реализовать себя, пережить чувство успеха и неудачи, выработать уверенность в собственных силах. Всё это повышает нравственную устойчивость личности.

Все учащиеся ансамбля объединены в шефские семьи: старшие - средние - младшие, через которые осуществляется преемственность поколений, передача навыков организации воспитательного процесса от старших к младшим. Преемственность поколений - одна из основных традиций «Ровесников», все педагоги ансамбля - его выпускники. Опыт воспитания и развития учащихся ансамбля «Ровесники» активно перенимают и используют в своей деятельности руководители и педагоги других коллективов города.

Таким образом, подводя итог, следует отметить, что рассмотренные модели коллективного воспитания, в основе которых лежат идеи коммунарской методики, на практике доказывают свою эффективность. Коммунарская методика продолжает существовать, более того, на ее основе создаются новые организации и коллективы

1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосование 12 декабря 1993 года (с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ 30 декабря 2008 № 6-ФКЗ и № 8-ФКЗ) // СПС «Консультант плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/.

2. Аванесян, И.Д. Коммунарская среда // Социокинетика: лидерство в детском движении. Время и ценности / сост. и ред. Т.В.Трухачева, А.Г.Кирпичник. - М.: Библиотека исследователя и организатора, 2004. -С. 219-222.-457 с.

3. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня / под ред. H.JI. Селивановой. - М.: Педагогическое общество России, 1998. -336 с.

4. Иванов, И.П. Воспитывать коллективистов. - М.: Педагогика, 1982. - 80 с.

5. Иванов, И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. - М.: Педагогика, 1989. - 208 с.

6. Иванов, И.П. Методика коммунарского воспитания. - М.: Просвещение, 1990. - 144 с.

7. Караковский, В.А. Воспитание - важнейшая социально-педагогическая ценность // Народное образование. - 2002.- № 4.- С. 165-167.

8. Караковский, В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.С. Воспитание? Воспитание. Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. - М.: Новая школа, 1996. - 158 с.

9. Караковский, В.А. Воспитательная система школы. - М.: МП «Новая школа», 1992. - 124 с.

10. Козлов, И.Ф. Педагогический опыт А.С.Макаренко. - М.: Просвещение, 1987. - 159 с.

11. Макаренко, A.C. Педагогическая поэма // Собрание сочинений: В 4 т. - Т.2. - М.: Правда, 1987. - 544 с.

12. Макаренко, A.C. Педагогические сочинения: В 8 т. - Т. 1. - М.: Педагогика, 1983. - 368 с.

13. Соколов, Р.В. История коммунарства: ретроспектива и перспектива в контексте общественно-педагогического движения // Коммунарское движение и педагогика сотрудничества: вчера, сегодня, завтра. -Архангельск: Правда Севера, 2001. - С. 119-124. - 157 с.

14. Титова, Е.В. Строение педагогической науки // Вестник Северо-Западного отделения Российской академии образования. - СПбГУП, 2001. -109 с.

15. Хилтунен, Е.В. Воспоминание о коммуне // Учительская газета. - 1988.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.