Научная статья на тему 'Педагогика национального спасения, национальной гордости, национального достоинства, всеобщей мудрости, всеобщей гармонии, всеобщей любви'

Педагогика национального спасения, национальной гордости, национального достоинства, всеобщей мудрости, всеобщей гармонии, всеобщей любви Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
89
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогика национального спасения, национальной гордости, национального достоинства, всеобщей мудрости, всеобщей гармонии, всеобщей любви»

сочайшим чувством ценности бытия, неповторимости и его каждого события, каждого мига и каждого мгновения.

Он учит нас, Учеников, творить самого себя, как мысленную, дерзающую личность. Радуясь нашим успехам, достигнутым, он с требовательностью ставит новые задачи, еще не решенные. Запомнила на всю жизнь урок, преподанный моим учителем. На очередном семинаре аспирантов и докторантов в Институте развития личности национальных школ Геннадий Никандрович нам сказал: «Не думайте об ученой степени, и думайте об идее которую вы несете в свой парод...». Это высокое нравственное наставление для нас.

Мы видели и осознавали его личностные качества, Это полная, ничем не скованная и никогда не убывающая человечность и нежная, добрая забота о людях. Это обычная нравственная норма Геннадия Никандровича. Всегда интересуется домашними семейными делами каждого из своих учеников, поможет словом, советом и делом. Вот строки из письма одного из учеников многотысячной волковской школы, профессора Бекмурада Амановича Кадырова: «...Вы всегда болеете за меня, я это чувствую от души. Вы, как отец своему сыну, всегда думаете о его благополучии. Я всегда буду помнить то, что в мире есть Вы, такой хороший, доброжелательный, высоконравственный... Я думаю, что если таких людей было бы всего два на свете, то Вы - один из них, а если один - все равно это Вы. Об этом я говорю и буду говорить друзьям, коллегам, родственникам.

Вы имеете полное право считать, что в Узбекистане, очень далеком Термезе, живет еще один Ваш сын».

Учитель наш! Мы преклоняемся перед Вами, восхищаемся Вашей Мудростью!

УДК 371 (01)

Э. В. Екеееа

ПЕДАГОГИКА НАЦИОНАЛЬНОГО СПАСЕНИЯ, НАЦИОНАЛЬНОЙ ГОРДОСТИ, НАЦИОНАЛЬНОГО ДОСТОИНСТВА, ВСЕОБЩЕЙ МУДРОСТИ, ВСЕОБЩЕЙ ГАРМОНИИ, ВСЕОБЩЕЙ ЛЮБВИ

2007 год — год 80-летнего юбилея основателя науки этнопедагогики, действительного члена РАО, д. п. н., профессора Г. Н. Волкова. 14-16 июня 2007 г. в столице Республики Алтай, в г. Горно-Алтайске, прошла Всероссийская научно-практическая конференция «Этнопедагогика: теория и практика», посвященная юбилею академика Волкова Геннадия Никандровича.

ПЕДАГОГИКА НАЦИОНАЛЬНОГО СПАСЕНИЯ, НАЦИОНАЛЬНОЙ ГОРДОСТИ...

Ее организаторами стали Горно-Алтайский государственный университет и Институт повышения квалификации работников образования Республики Алтай. Научный форум в Горно-Алтайске объединил представителей вузов и работников школьного образования гг, Абакана, Алматы, Владикавказа, Грозного, Йошкар-Олы, Москвы, Стерлитамака, Новосибирска, Чебоксар, Элисты и Якутска. Активное участие на конференции приняли учителя и воспитатели сельских и городских школ Республики Алтай.

С приветственным словом от имени первого заместителя председателя Правительства Республики Ал тай Ю. В. Ан гарадонова к участникам конференции обратился заместитель министра образования, науки и молодежной политики Республики Алтай, к. ф.-м. н., доцент Б. В. Пахаев. Участников конференции также приветствовали ректор Горно-Алтайского государственного университета, д. филос. н., профессор Ю. В. Табакаев и декан географического факультета, к. б. п., доцент А. В. Бондаренко. Было зачитано поздравление и приветствие академика Г. Н. Волкова участникам конференции, где он пишет, что «этнопедагогика - педагогика национального спасения, национальной гордости, национального достоинства, всеобщей мудрости, всеобщей гармонии, всеобщей любви; самое главное это естественная педагогика, педагогика Коменского, Ушинского, Толстого, Френе, Сухомлинского... Конференция в Горно-Алтайске событийно. Мы не можем не помнить, что это центр древнейшей цивилизации, очаг мировой культуры, мы почти все оттуда... Желаю, благословляю, завещаю быть вам вместе, держаться друг за друга, поддерживать друг друга. Я горжусь вами, мои ученики, люблю вас. Мне любой педагог в мире может позавидовать, ибо ни у кого не было таких дружных, даровитых, успешных, порядочных учеников. Дорогие, родные! Я люблю вас, будьте счастливы!».

На пленарном заседании с докладами выступили: д. п. н.. профессор Стерлитамакской государственной педагогической академии В, И. БаЙмур-зина (Республика Башкортостан); д. п. п.. профессор Марийского государственного педагогического института им. Н. К. Крупской С. Н. Федорова (Республика Марий Эл); д. филол, н.; профессор Института алтаистики им. С. С. Суразакова 3. С. Казагачева (Республика Алтай); к. п. н., ректор Институт повышения квалификации работников образования Республики Алтай В. В. Модорова.

В докладе «О вечных ориентирах духовных ценностей в ракурсе системы народного образования и семьи» д. филол. н., профессора 3. С. Казагачева подчеркнула, что в условиях глобализованного мира третьего тысячелетия, несомненно, будут генерировать у коренных, особенно так называемых малочисленных народов, тенденции к физическому выживанию, более того, тенденции к этно-культурному возрождению. А потому как никогда остро встает вопрос о роли школы и особенно семьи (!!!) в системоорганизующих ориентирах духовности, которые зиждятся на трех исторических силах общества - языке, религии и среде обитания.

В выступлении д. п. н,, профессора Стерлитамакской государственной педагогической академии В. И. Баймурзиной «Концептуальные подходы к использованию этнопедагогики на практике общеобразовательных школ» поднята проблема о требованиях к этнопедагогу, согласно которым он должен владеть методологией, методикой и технолог ией проведения научных исследований в области этнопедагогики; уметь использовать этнопедаго-гику на практике общеобразовательных школ; уметь разрабатывать учебнометодический комплекс по этнопедагогике; уметь критически осмыслить опыт воспитания детей предшествующих поколений и использовать его в современных условиях; постоянно развивать в себе те качества, которые признаются всеми народами Земли, как качества совершенного человека, всесторонне развитого человека, человека культуры, нравственного идеала и др.; быть примером для подражания своим ученикам - мудрым, терпеливым, любящим, прощающим, требовательным к себе, знать во всем меру. В докладе отмечено, что необходим тщательный отбор содержания произведений народного творчества, традиций, обычаев и ритуалов; целенаправленная подготовка специалистов в этой облас ти; создание научного, учебно-методического сопровождения данного процесса.

Проблеме этнокультурной подготовки в современной школе было посвящено выступление д. п. н., профессора Марийского государственного педагогического института им. Н. К. Крупской С, Н. Федоровой. Она отметила, что этнокультурная подготовка - это не набор определенных этнографических элементов, чаще всего подаваемых весьма примитивно, и не задача реставрации того, что было когда-то утрачено. Неправильное понимание сущности этнокультурной подготовки приводит к тому, что начинается работа по «возрождению» национальных обычаев, традиций, которая в школьных условиях находит отражение в виде использования в учебновоспитательном процессе национальных игр, хороводов, инсценировок свадебной обрядности, облачения в национальные костюмы. Задачи этнокультурной подготовки нельзя понимать узко, только как приобщение к национальной культуре, возрождение ее элементов. Докладчиком также была подчеркнута необходимость четко продуманной организации деятельности педагогического коллектива в данном направлении, включающая в себя: целесообразный отбор форм и методов этнокультурного развития детей; преемственность в реализации задач этнокультурного воспитания; опору на положительный опыт, закрепленный в традициях; учет возрастных особенностей и индивидуальных запросов учащихся; планирование деятельности по этнонациональному и поликультурному воспитанию детей и обеспечение внутренней связи данной работы с другими видами школьной деятельности.

Историко-педагогическим основам этнокультурной направленности общего образования в Республике Алтай было посвящено выступление

ПЕДАГОГИКА НАЦИОНАЛЬНОГО СПАСЕНИЯ, НАЦИОНАЛЬНОЙ ГОРДОСТИ...

к. п. н., ректора Института повышения квалификации работников образования Республики Алтай В. В. Модоровой. В докладе была рассмотрена роль миссионеров как основателей школьного обучения, целью которого было приобщение нерусских народов к российской государственности и православию, что способствовало формированию у наиболее передовых деятелей национальной элиты собственного педагогического самосознания, осмыслению национального образования как одного из высших социальных ценностей. Было выделено значение программы по народному образованию, разработанной Алтайской Горной Думой, председателем которой был избран известный алтайский художник, общественный деятель Г. И. Гуркин, сумевший стать первым просветителем и правозащитником алтайского народа и поборником идеи духовного и культурного возрождения всех коренных народов Южной Сибири. Была поднята актуальная проблема, связанная с национальной школой, которая (за некоторыми исключениями) утрачивает качества национальной, сохраняя родной язык лишь как предмет преподавания. Также было отмечено, что в результате унификации содержания образования отдельные формы духовной деятельности народов, населяющих республику, не стали фактом культурного всеобщего национального достояния. Многое из традиционной культуры ушло безвозвратно. Достаточно велик процент алтайцев, не владеющих родным языком, забыты как алтайцами, так и русскими множество обрядов, традиций старины, народной мудрости, несущих в себе нравственные ценности.

Особый интерес участников конференции вызвала работа пяти секций, на которых предметом обсуждения с тали такие проблемы, как: современная методология и теория этнопедагогики; особенности региональной этнической этнопедагогики; значение этнопедагогики рода и семьи в современном обществе; совершенствование структуры и содержания национальнорегионального компонента в преподавании учебных дисциплин; этнопеда-гогизация учебно-воспитательного процесса.

Участники конференции обсудили перспективы развития этнопедаго-гической науки, определили задачи, стоящие перед этнопедагогами регионов в связи необходимостью распространения идей и опыта по этнопеда-гогизации целостного учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.