РАЗДЕЛ VII
ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Уважаемые читатели!
14-16 июня 2007 г. в г. Горно-Алтайске проходила Всероссийская научнопрактическая конференция «Этнопедагогика: теория и практика», посвященная 80-летию со дня рождения академика, профессора Геннадия Никандровича Волкова.
Обращение к участникам конференции направил Г. Н. Волков, текст которого приводится ниже.
Г. Н. Волков
ГЛУБОКОУВАЖАЕМЫЕ ЕДИНОМЫШЛЕННИКИ!
ДОРОГИЕ ТОВАРИЩИ, ДРУЗЬЯ!
ЛЮБИМЫЕ ДЕТИ И ВНУКИ!
Поздравляю и приветствую Всероссийскую, быть может, Международную конференцию «Этнопедагогика; теория и практика». Желаю плодотворной, результативной работы всем участникам конференции, желаю прочного, надежного, долгого счастья.
Этнопедагогика педагогика национального спасения, национальной гордости, национального достоинства, всеобщей мудрости, всеобщей гармонии, всеобщей любви; самое главное это естественная педагогика, педагогика Коменского, Ушинского, Толстого, Френе, Сухомлинского.
Мне не известна другая педагогика, кроме этнопедагогики, ибо любая канонизация системы воспитания ведет к формированию людей без рода, без племени. Абстрактная педагогика превращает народ в население.
Этнопедагогическое пространство огромно, у него масштабы космические: и звезды, и Солнце, и моря и горы, реки и озера, холмы и овраги, и степи, и бабочки, песчинки все это не только объекты, но и субъекты этно-педагогики, потому что они все на любовь человека отвечают любовью. «И море, и Гомер все движутся любовью». Что такое воспитание? Пример и любовь. Больше ничего! Поэтому я смею надеяться, что через лет сто из двухтомника «Педагогика любви», наверняка, сохранится один том. Пусть тоненький...
Этнопедагогика, народная педагогика не просто учебные предметы, а, скорее всего проповеднические курсы. Народными педагогами являются все нормальные люди. А любой великий человек, никогда специально не изучавший педагогику, естественным образом, оказывается на территории эт-
нопедагогики. Юристы по образованию Ушинский и Ленин, гениальные математики Лобачевский и Чебышев, лучшие химики Менделеев и Семенов, гениальные медики Пирогов, Корчак, Аммосов и Углов создали уникальные педагогические этнопедагогические труды. Замечательные этно-педагогические идеи оставили Циолковский, Гагарин, Николаев... Во «Введении в этнопедагогику» представлены высокоодаренные этнопедагоги, мыслители: Дмитрий Лихачев, сумевший представить трудовое и нравственное воспитание как праздничное воспитание, Жорес Алферов доказал, что всякий мудрый, добрый, бескорыстный, порядочный, великодушный, благородный, любящий человек непременно является великим педагогом.
Конференция в Горно-Алтайске событийно. Мы не можем не помнить, что это центр древнейшей цивилизации, очаг мировой культуры, мы почти все оттуда. Посещение Родины предков было моей великой мечтой. Сожалею, что время ушло. А так мысленно, конечно, я с вами.
Желаю, благословляю, завещаю быть вам вместе, держаться друг за друга, поддерживать друг друга. Я помню своих учителей, горжусь ими, они были лучшими в мире. Я горжусь вами, мои ученики, люблю вас. Мне любой педагог в мире может завидовать, ибо ни у кого не было таких дружных, даровитых, успешных, порядочных учеников.
Дорогие, родные! Я люблю вас, будьте счастливы!
Академик АПН СССР, РАО, Почетный гражданин Республики
Калмыкия Г. Н. Волков
УДК 378. + 01
З. Б. Цаллагова РЕЦЕПТЫ НАРОДНОГО ВОСПИТАНИЯ
«Ветку гнут, пока она сыра, ребенка воспитывают, пока он мал» Адыгская пословица
Важную роль в формировании личности играет культура, в том числе традиционная культура воспитания, с самого раннего детства нацеливающая на сохранение свойственного ребенку пластичного контакта с окружающим миром, на следование непреходящим истине, добру и красоте. В народных афористических изречениях (пословицах, поговорках, присловьях, благопожеланиях, клятвах, проклятиях, нефигуративных изречениях и т. п.) проповедуются жизнь в соответствии с логикой природы, гармонизирую-