Научная статья на тему 'Педагогика коллективного воспитания'

Педагогика коллективного воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1150
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОЛЛЕКТИВ / ВОСПИТАНИЕ / ИСПРАВЛЕНИЕ И ПЕРЕВОСПИТАНИЕ / ОСУЖДЕННЫЙ / ВОЛОГОДСКИЙ ОПЫТ / ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЙ ТРУД / ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / COLLECTIVE / EDUCATION / CORRECTION AND REEDUCATION / PRISONER / VOLOGDA EXPERIENCE / PRODUCTIVE LABOUR / SCHOOL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Королев Роман Иванович, Русанов Денис Николаевич

в статье раскрывается суть методики коллективного воспитания А.С. Макаренко, где коллектив выступал как средство, инструмент формирования человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Королев Роман Иванович, Русанов Денис Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGY OF COLLECTIVE EDUCATION

the article deals with Makarenkos technique of collective education according to which collective is considered as a means of forming of individuals character.

Текст научной работы на тему «Педагогика коллективного воспитания»

УДК 376 R

ББК 74.660.2 К68

PEDAGOGY

Аннотация: в статье раскрывается суть методики коллективноговоспитания А. С. Макаренко, где коллектив выступал как средство, инструмент формирования человека

Ключевые слова: коллектив воспитание, исправление и перевоспитание, осужденный вологодский опыт; производительныйтруд школьное образование.

РОМАН

ИВАНОВИЧ

КОРОЛЕВ*;

ДЕНИС

НИКОЛАЕВИЧ

РУСАНОВ**

ПЕДАГОГИКА КОЛЛЕКТИВНОГО ВОСПИТАНИЯ

* Адъюнкт,

** адъюнкт

(Академия ФСИН России) E-mail: editor62@vandex.ru.

I. KOROLYOV*, D.N. RUSANOV** OF COLLECTIVE EDUCATION

Annotation: the article deals with Makarenko’s technique of collective education according to which collective is considered as a means of forming of individual’s character.

Key words: collective, education, correction and reeducation, prisoner, Vologda experience, productive labour, school education.

После революции 1917 г. отечественная педагогическая школа развивалась под влиянием идей марксизма. Цель воспитания была сформулирована в программе КПСС - формирование разносторонней гармонически развитой личности, которая сочетает в себе духовные богатства, моральную чистоту и физическое совершенство.

Поскольку социализм - это общество коллективных тружеников, то с самых первых лет советской власти встала конкретная задача сформировать человека-коллективиста и общество коллективистов Значительный вклад в теорию формирования и развития человека-коллективи-ста внес А.С. Макаренко (1888-1939).

Важнейшую задачу воспитания, соответствующую духу и потребностям времени, которая, по сути, остается актуальной и сегодня, А. С. Макаренко видел в воспитании человека, способного не только эффективно и творчески действовать при новых формах собственности и организации труда, но и ориентироваться в со-циально-экономическихреалиях общества, быть активным участником и преобразователем культурно-нравственной жизни своей страны. Он разработал подробную технологию воспитания человека через коллектив, где коллектив выступал как средство, инструмент формирования человека. А.С. Макаренко сформулировал закон жизни коллектива, суть которого заключается в том, что движение - форма жизни коллектива, остановка - форма его смерти. Он также определил принципы развития коллектива. В марксистской теории есть понятия «подлинная коллективность» и «формальная, или псев-доколлективностш. Макаренко работал на то,

К 125-летию со дня рождения А.С. Макаренко

К 125-летию со дня рождения А. С. Макаренко

чтобы сформировать подлинную коллективность. Принципами подлинной коллективности у него выступают гласность, ответственная зависимость, взаимоответственность.

А.С. Макаренко выделил этапы - стадии развития коллектива. Первая стадия называется «первоначальное сплочение» - становление коллектива, главную роль здесь играет педагог. Первая стадия завершается, когда в коллективе выявился и заработал актив наиболее сознательных, подготовленныхребят. Второй критерий характеризуется тем, что воспитанники сплотились на основе общей цели. Третий критерий - имеет место сплочение на основе общей деятельности и общей организации. Вторая стадия - усиливающееся влияние актива, который не только поддерживает требования педагога, но и сам предъявляет их членам коллектива. Для этой стадии характерно то, что начинает действовать механизм самоорганизации, саморегулирования коллектива. Коллектив здесь становится инструментом целенаправленного воспитания определенных качеств личности. Третья стадия - расцвет коллектива требования к себе выше, чем к товарищам. Коллектив превратился в инструмент индивидуального развития каждого из членов. Внешне это выглядит так: общие оценки, общий опыт всех членов коллектива и т. д. Дальнейшее развитие идет за счет самовоспитания, постановки новых задач. Особенно важным для развития коллектива является выбор цели. Цель - это то, что может увлечь ребят, А.С. Макаренко называет это перспективными линиями. Перспективные линии должны быть у каждого коллектива, и они формируют коллектив. Он различает три вида целей. Первая - близкая, то, что он называет «завтрашняя радость». Например, дети, завтра пойдем в цирк - съешьте манную кашу. Вторая - средняя. Например, через два месяца у нас соревнования с 5 «Б» классом, Ваня, ты молодец, хорошо тренируешься, а ты, Петя, старайся заниматься больше. Третья цель -далекая. Например, дети, не пройдет и 10 лет, как вы закончите школу. А. С. Макаренко утверждал, что должна быть непрерывная смена перспектив. При этом важны принципы параллельного действия: требование воздействовать на воспитанника через коллектив и три силы: педагог актив, весь коллектив. Большая роль отводится стилю внутриколлективных отношений: тональность -мажор, ощущение собственного достоинства, друзья, ощущение защищенности, активность.

Наблюдая выпускников-коммунаров, прошедших воспитание в труде, Макаренко видел

отражение тех навыков, которые они приобрели на организационных и производительных работах.

Нельзя не учитывать и того, что разумная организация производительного труда учащихся - это и средство нравственного становления личности. Любые попытки уйти от него ведут к серьезным неприятностям и для личности, и для общества. В труде происходит становление системы отношений личности с другими людьми, обществом. Это и есть нравственная подготовка. Антон Семенович отмечал, что только участие в коллективном труде позволяет человеку выработать правильное, нравственное отношение к другим людям - родственную любовь и дружбу по отношению ко всякому трудящемуся возмущение и осуждение по отношению к лентяю, к человеку, уклоняющемуся от труда.

Особенно важным значение трудабыло для воспитанников Макаренко, бывших беспризорных и бандитов, людей, потерявших ориентир в социально-нравственной жизни. В процессе овладения рабочей специальностью у них росла и крепла уверенность в невозвратимости прошлой жизни, в материальном благополучии после выхода из коммуны.

А.С. Макаренко доказал, что работа по исправлению и перевоспитанию правонарушителей- это прежде всего организация их труда, жизни и быта.

На протяжении более 25 лет в исправительных учреждениях Вологодскойобласти трудились над выработкой такой системы и необходимых условий. В каждой колонии большинство осужденных не только выполняли требования администрации, но и поддерживали ее. Благодаря этому росли и производственные показатели. Производительность труда в лесозаготовительнойи швейной отраслях в колониях была на уровне производительности в промышленности страны.

Сотрудники колоний так организовали труд осужденных, что они работали с полной отдачей, намечали перспективы исправления и перевоспитания.

Устремления осужденных в колониях должны быть направлены на осознание необходимости честной трудовой жизни на свободе, в рабочем коллективе нашего общества.

Сотрудники колоний стремились всегда показать осужденным, что этой цели они могут достигнуть, если будут стремиться к этому сообща, коллективно, через повышение сознательности каждого, личную активность, через добросовестное отношение к труду, высокую дисциплинированность и соблюдение установленного режима. На основе этой цели осужденные объединялись в здоровые коллективы.

Через учреждения Макаренко прошли тысячи воспитанников. Они попадали к нему отщепенцами с ужасным жизненным опытом и ис-коверканнымихарактерами, а после выхода в широкую жизнь становились замечательными людьми - честными, прямыми, трудолюбивыми, достойными гражданами своей Родины.

Одним из наиболее известных его воспитан -ников был Семен Афанасьевич Калабалин, который успешно работал воспитателем и руководителем детских воспитательных колоний, а во время Великой Отечественной войны стал разведчиком. После войны он продолжил работу руководителемдетских колоний.

Труд - важное средство самоопределения личности, форма проявления личности и талан -та. Развитие личности, ее самоактуализация возможны лишь в той мере, в какой человеку удается осуществить смысл, который он находит во внешнем мире. Воспитание в труде по методике А. С. Макаренко предполагает развитие своеобразия, неповторимости личности, ее самоактуализацию.

Г оворя о труде в воспитании человека, Макаренко имел в виду также способность построения им личной жизни: трудовая подготовка, воспитание трудового качества человека - это подготовка и воспитание не только будущегохоро-шего или плохого гражданина, но и его жизненного уровня, благосостояния. Ведь только в труде заключаются радость и человеческое достоинство. И в этом А.С. Макаренко является прямым преемником и сторонникомидей К. Д. Ушин-ского, который писал, что труд есть единственно доступное человеку на земле и единственно достойное его счастье.

Без труда жизнь человека теряет всю свою цену. Он составляет необходимое условие не только для личностного развития, но и для поддержки в нем той степени достоинства, которой он уже достиг. Без личного труда человек не может идти вперед. А.С. Макаренко писал, что труд -личный, свободный труд - и есть жизнь.

Именно труд, по мнению Ушинского и Макаренко, - основа человеческого счастья.

Важнейшим условием эффективного действенного влияния труда на развитие детей и подростков Макаренко считал его производственный характер. Он не представлял трудового воспитания вне условий производства, был убежден в том, что труд, не создающий ценностей, не является положительным элементом воспитания . В соответствии со своим представлением о необходимости целостной системы воспитания он утверждал, что труд без идущего

рядом образования не приносит воспитательной пользы, оказывается нейтральным процессом.

Одной из наиболее распространенных форм политического просвещения того периода был политчас. Он вооружал воспитанников знаниями о важнейших событиях в стране и за рубежом. Ребята учились анализировать события и явления, определять свое отношение к ним, высказывать мнение, отстаивать свои взгляды и убеждения, соотносить полученные знания с общественно полезной деятельностью в колонии, с личными поступками.

Определенную ответственность за повышение уровня политических знаний воспитанников несли командиры отрядов. В схеме отчета командира о своей работе и о работе его подчиненных был пункт о посещении политшколы, чтении газет и книг. В своих трудах А.С. Макаренко также не раз отмечал важную роль кино и стенных газет в политическом просвещении.

Расширение образовательного и технического кругозора коммунаров повышало их активность, помогало становиться реальными субъектами жизни коммуны, проявлять инициативу в управлении всеми ее делами.

По мнению А.С. Макаренко, очень важно воспитывать у человека творческое отношение к труду, чтобы в труде он был не простым исполнителем. Перед ним должна ставиться сложная задача и предоставляться свобода в выборе средств, он обязан нести ответственность за свой выбор и качество выполнения работы, причем проявлять творчество в труде воспитанник сможет лишь в том случае, если при его организации учитываются возрастные и индивидуальные особенности личности и если труд является посильным.

Участие человека в производственном процессе, основанном на четкой технологической дисциплине, дополняется системой свободных технических кружков. Макаренко вводил в своих учреждениях систему самообс-луживающего труда, далеко не всегда интересного, часто требующего простого волевого усилия. Наряду с оплачиваемым трудом он считал необходимым использовать различные формы бесплатного труда, в которых происходит становление высших форм гуманности человека

В связи с этим полагаем, что все образовательные и исправительные учреждения должны быть заинтересованными сторонниками и активными участниками широкой пропаганды изучения и использования наследия великого педагога А.С. Макаренко.

К 125-летию со дня рождения А.С. Макаренко

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.