становление современной методики воспитании несовершеннолетних в местах
лишения свободы
THE FORMATION OF THE MODERN METHODS OF EDUCATION OF MINORS IN DETENTION
УДК 376.58:343.815(477)
Е.Е. БАРАШ,
доктор юридических наук, начальник управления Государственной пенитенциарной службы Украины в Харьковской области
E.Y. BARASH,
doctor of Legal Sciences, Head of the State Penitentiary Service of Ukraine in Kharkov regio
Аннотация: в статье исследуются роль и значение А.С. Макаренко в развитии и становлении современной методики воспитания несовершеннолетних в местах лишения свободы. Анализируются проблемы содержания и воспитания несовершеннолетних в местах лишения свободы, предлагаются пути их решения.
Ключевые слова: прикладная криминология, урбанистический дизайн, криминологический принцип, профилактика преступлений.
Abstract: the article examines the role and importance of AS Makarenko in the development and establishment of modern methods of education of minors in detention. The problems of maintenance and education of minors in prison, suggests ways to address them.
Keywords: education of minors, the prison operations, criminal-executive service, criminal executing policy, international standards.
Отдельные вопросы деятельности органов и учреждений исполнения наказаний рассматривали в своих трудах И.Г. Богатырев, А.Н. Джужа, Р.А. Калюжный,
B.А. Левочкин, О.Б. Пташинский, Г.А. Радов, А.В. Романенко, И.С. Сергеев, А.Х. Сте-панюк, В.М. Трубников, С.Я. Фаренюк и другие ученые. Организационные и управленческие аспекты функционирования этих органов и учреждений в современной науке исследовали А.М. Бандурка, Ю.П. Битяк, А.Г. Бондарчук, А.А. Галай, А.Г. Гамалей,
C.К. Гречанюк, Н.И. Немченко, В.П. Петков и др. Однако, несмотря на значительное количество научных работ, в которых анализируется деятельность Государственной пенитенциарной службы Украины, исследо-
вание роли и значения А.С. Макаренко в развитии и становлении современной методики воспитания несовершеннолетних в местах лишения свободы остается эпизодическим и неполным, что обусловливает актуальность этой тематики.
Целью данной статьи является определение путей усовершенствования методики воспитания несовершеннолетних в местах лишения свободы.
В истории науки есть имена, которые определяют направления научных исследований, формируют научные школы, аккумулируют научный потенциал государства на решение наиболее актуальных вопросов. К числу таких ученых можно отнести А.С. Макаренко, научная деятельность которого непосредс-
твенно связана с развитием такого направления педагогики, как трудовое воспитание. Считая воспитание гражданина основой для формирования личности будущего человека, А.С. Макаренко отмечал основные аспекты воспитания гражданина. Прежде всего, это должен быть квалифицированный работник, политически и экономически просвещенный, имеющий высокую общую культуру и полное среднее образование, ответственный за все свои действия перед коллективом и перед обществом, умеющий работать в коллективе, дисциплинированный, с оптимизмом смотрящий вперед, верящий в светлое будущее своей страны.
Одним из основоположных принципов педагогической системы А.С. Макаренко было объединение воспитания с продуктивной работой, становление личности граждани-на-труженика. А.С. Макаренко настойчиво стремился к тому, чтобы в управляемых им воспитательных заведениях использовалась современная техника, чтобы воспитанники не только эффективно ее использовали, а и всем коллективом проявляли заботу об эффективности производства. Он считал, что невозможно хорошо воспитать человека, не приобщив его к трудовому процессу, так как работа всегда была почвой для жизни человека, для создания общественного благополучия. Поэтому в воспитательной работе труд должен быть одним из основных элементов. Серьезное внимание отводилось и обучению. Каждый новый воспитанник в первые же дни своего пребывания в коммуне зачислялся в школьную группу соответственно своим знаниям. При коммуне действовал рабфак Харьковского машиностроительного института, почти половина выпускников которого продолжала обучение в вузах. Известно, что каждый коммунар при выходе из коммуны им. Ф.Э. Дзержинского обязательно имел высокий разряд, умел не только работать, но и не боялся трудовых усилий, был способен организовать работу своих товарищей и отвечать за трудовые достижения коллектива, фактически (по выражению одного из соратников А.С. Макаренко, его бессменного заместителя по учебно-воспитательной части Т.Д. Татари-нова) был «Командиром станков».
А.С. Макаренко старался так организовать в коммуне взаимоотношения коммунаров по производству, чтобы они теоретически и практически представляли себе вклад своей работы в общие трудовые успехи страны. Для воспитания рабочей солидарности, по-
литической грамотности коммунаров было использовано все: и чтение литературы, и диспуты, и производственные связи, и приезды в коммуну иностранных делегаций. В коммуне были кружки, которые оказывали содействие экономической подготовке коммунаров. Целью технических кружков было значительно расширить общий политехнический и экономический кругозор коммунаров, дать им необходимую сумму знаний не только по их непосредственной специальности, но и о производстве в целом.
А.С. Макаренко считал, что творческая мобилизация духовных сил личности в трудовом усилии - это и есть самая важная сторона творчества, которая свойственна как физической, так и умственной творческой работе. В той и в другой работе важной стороной являлась прежде всего организация трудового усилия, его действительно человеческая сторона.
Регулярность трудовой активности, ее достаточная продолжительность и привлечение к ней человека в молодом возрасте, оказывало содействие потому, что работа постепенно превращалась в жизненную потребность. Кроме того, здесь получила развитие и игровая активность, когда коммуна превратилась в самобытную полувоенную организацию со своими традициями, правилами, уставом.
Здесь жили дети разного возраста, которые совместно включались в учебно-трудовую деятельность и постоянно изменяли одну из основных ролевых последовательностей человека (связанную с ее вековым статусом) в атмосфере непостоянной социальной инфраструктуры, погруженной в систему тотального взаимодействия и общения, которую сам А.С. Макаренко называл «Педагогикой параллельных действий». В коммуне постоянно функционировал театр, в деятельности которого принимали участие практически все воспитанники, который разрешал им еще больше расширить свой ролевой репертуар, выйти за пределы бытовых, производственных, учебных и тривиальных социальных ролей, развивая мифологическое, художественное мировоззрение.
Макаренко оставил богатое педагогическое наследство, написал свыше 150 произведений (романы, повести, рассказ, пьесы, сценарии, научно-педагогические статьи), хотя и не создал специальной монографии по педагогике. Наиболее известными его работами являются «Педагогическая поэма», «Флаги на башнях», «Книга для родителей»,
«Методика организации воспитательного процесса», «Проблемы школьного советского воспитания», «Лекции о воспитании детей» и др.
Развивая учение о целях воспитания, А.С. Макаренко указывал, что педагог должен иметь перед собой программу человеческого лица, которое охватывает все содержание личности (внешнее поведение и внутренние убеждения, политическое воспитание и знания). Эта программа должна включать общую «стандартную» часть (воспитание смелости, мужества, честности, трудолюбия и др.) и индивидуальный корректив к ней (развитие индивидуальных способностей, наклонностей, таланта и призвания). Исходя из условий времени и будучи его продуктом, А.С. Макаренко цель воспитания усматривал в подготовке культурного человека.
Стержнем педагогики А.С. Макаренко являлось учение о детском коллективе. Он рассматривает полноценный коллектив как необходимое условие наиболее полного развития личности. Под коллективом понимает не случайное собрание людей, а такое, которое объединено общей общественно-ценной целью, общей деятельностью по достижению этой цели.
Антон Макаренко обогатил отечественную педагогику новыми идеями, которые практически реализовывал в собственной воспитательной работе. Его педагогическое наследство пронизано чувством ответственности за будущее молодое поколение.
Значительное количество детей в Украине поныне живут в особенно трудных условиях. Несовершеннолетние нуждаются в особом внимании, защите и помощи как со стороны государства, семьи, так и всего общества.
С учетом этого и для выполнения основных направлений государственной молодежной политики Государственной пенитенциарной службой Украины постоянно принимаются меры по обеспечению прав несовершеннолетних, которые находятся в воспитательных колониях, улучшению условий их содержания, повышению социальной защищенности и усовершенствованию процесса ресоциализации.
Главным результатом пребывания подростка в местах лишения свободы должно быть предупреждение криминализации его личности и восстановление социальных функций после освобождения от наказания. Основными средствами исправления и перевоспитания осужденных является установленный порядок исполнения и отбытия на-
казания, социально-воспитательная работа, общественно полезная работа, общеобразовательное и профессионально-техническое обучение, а также общественное влияние.
Определенные средства исправления призваны обеспечивать сохранение их физического и психического здоровья, человеческого достоинства, формирование в них чувства общественной ответственности и привычек, которые будут оказывать содействие их успешному возвращению в общество, выполнению требований законов и удовлетворению своих жизненных нужд после освобождения.
Процесс эффективной ресоциализации несовершеннолетних осужденных возможен лишь при условии учета достоверной информации о существенных психологических свойствах и качествах их личности. Знание сотрудниками воспитательных колоний наиболее значимых особенностей психологической конституции воспитанника открывает перед ними возможность применения адекватных методов и приемов в работе с осужденными.
К проведению воспитательной работы с осужденными привлекается весь персонал воспитательной колонии, но прежде всего специалисты социально-психологической службы, педагоги и психологи. Обеспечение процесса ресоциализации несовершеннолетних предусматривает комплексную систему мероприятий в воспитательной колонии.
Обеспечение процесса ресоциализации осужденных начинается с составления индивидуальных программ социально-психологической работы, которые представляют собой комплексный план мероприятий, направленных на коррекцию отрицательных черт личности несовершеннолетних лиц, изучение и максимальное уменьшение факторов, которые влияют на асоциальное поведение, развитие положительных наклонностей и способностей. Такие программы действуют с первых дней пребывания осужденного в воспитательной колонии с учетом индивидуальных особенностей несовершеннолетних, их поведения, психического состояния и срока наказания.
Проведение воспитательной работы с несовершеннолетними осуществляется в форме групповых и индивидуальных бесед, информации на морально-этические, правовые, природоведческие, научные, религиозные и другие темы, путем ознакомления с периодическими изданиями, чтения худо-
жественной литературы, просмотра телепередач и прослушивания радиопередач.
Для обеспечения полезного досуга и отдыха несовершеннолетних осужденных в воспитательных колониях создана соответствующая материально-техническая база, развита система клубной и внеклассной работы, действуют разнообразные кружки художественной самодеятельности, прикладного творчества.
В свободное от обучения и работы время для несовершеннолетних осужденных проводятся лекции, беседы, викторины, тематические вечера просветительского, нравственно-эстетического и патриотического направления, организовываются конкурсы художественной самодеятельности, концерты, выставки прикладного творчества, спортивные соревнования.
Организация досуга воспитанников не ограничивается рамками учреждений, воспитанники принимают участие и в региональных спортивных соревнованиях по футболу, культурно-художественных мероприятиях.
Для обеспечения права несовершеннолетних осужденных на образование в учреждении функционируют общеобразовательные средние школы и профессиональнотехнические училища, которые реализуют программы обучения и профессиональной подготовки осужденных. Главная задача профессионального обучения - предоставить подросткам возможность получить такие профессии, которые пользуются спросом на рынке работы, и определенные гарантии трудоустройства после освобождения.
Особое внимание уделяется подросткам, которые освобождаются из воспитательных колоний, они получают аттестаты о среднем образовании общегосударственного образца и свидетельства о получении профессии.
Нормативные документы, которые регламентируют деятельность Государственной пенитенциарной службы Украины, обязывают персонал воспитательных колоний обеспечить организацию воспитательной и социальной работы с лицами, которые содержатся в учреждениях исполнения наказаний. Безусловно, реализация воспитательных и образовательных программ, создание
условий для физического развития силами лишь сотрудников воспитательных колоний невозможна. Поэтому в последнее время распространяется практика привлечения к этой работе представителей творческих союзов, общественных и религиозных организаций, трудовых коллективов.
В воспитательных колониях Украины создана и активно действует комплексная система содействия лицам, которые освобождаются из мест лишения свободы, в решении бытовых вопросов и трудоустройства после освобождения. За полгода до окончания срока наказания осужденные прохождят курсы подготовки к освобождению, программами которых предусмотрено предоставление психологической и правовой помощи.
Накануне освобождения осуществляется согласование вопросов бытового обустройства и трудоустройства несовершеннолетних, которые освобождаются. При освобождении всем осужденным выдаются памятки с разъяснением порядка трудоустройства после освобождения и адресами государственных органов, которые предоставляют помощь в решении этих вопросов.
Все несовершеннолетние лица направляются к местожительству в сопровождении родителей, а в случае отсутствия такой возможности - в сопровождении попечителей или сотрудников пенитенциарной службы. Подростки, которые являются сиротами, устраиваются в специальные заведения социальной защиты.
Таким образом, проблема воспитания несовершеннолетних в свете педагогических идей А.С. Макаренко была и всегда будет актуальной. Несмотря на то, что концептуальные взгляды А.С. Макаренко о роли и значении воспитания детей хорошо известны и глубоко исследованы, внимательное их изучение в настоящее время еще может дать возможность использовать их как один из резервов повышения роли работы в воспитании современной молодежи. А.С. Макаренко обосновал взаимосвязь воспитания и изучения личности ребенка, коллектива и личности, обучения и воспитания; показал соотношение педагогики с другими науками.
Литература —
1. Артемова Л.В. История педагогики Украины. - Киев: Лыбедь, 2006. 424 с.
2. Башкатов И.П. Психология групп несовершеннолетних правонарушителей (Социально-психологические особенности). - Г.: Прометей, 1993. 256 с.
3. Библиотека авторефератов и диссертаций по педагогике http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01 /2TC0RViTdiya-vliyanie-vospitatelnoy-sistemy-na-resotsializatsiyu-nesovershennoletnih-osuzhdennyh-zhenskogo-pola-v-period-otbyvaniya-na#ixzz2TC0RViTd
4. Журавский Г.Э. Педагогические идеи А.С. Макаренко. - Г.: Изд-во АПН РСФСР, 1963. 328 с.
5. Кумарин В.В. Теория коллектива в трудах А.С. Макаренко. - Киев.: Высшая школа, 1979. 120 с.
6. Макаренко А.С. Педагогические сочинения: в 8 т. / под ред. М.И. Кондакова и др. - М.: Педагогика. 234 с.
7. Нежинский Н.П. А.С. Макаренко и педагогика школы. - К.: Советов. школа, 1976. 262 с.
8. Павлова М.П. Педагогическая система Макаренко и современность. - Г.: Высшая школа, 1980. 287 с.
9. Пенитенциарная психология, педагогика и совершенствование организации воспитательной работы с осужденными во ВТК; под ред. В. Н. Синева, В. И. Кривуши. - К.: РИО Института УАВД, 1993. С. 37-38.
10. Развитие идей А.С. Макаренко в теории и методике воспитания / под ред. В.М. Коротова. - Г.: Педагогика, 1989. 320 с.
11. Янчук О. Ресоциализация несовершеннолетних, которые отбывают наказание // Социальная политика и социальная работа. - К., 2002. № 1. С. 75-83.
административно-правовые основы взаимодействия судов и высших органов государственной власти украины
ADMINISTRATIVE-LEGAL BASES INTERACTION OF COURTS AND SUPREME BODIES OF STATE POWER OF
UKRAINE
УДК 342.5+342.56(477)
А.Л. БОРКО,
кандидат юридических наук, судья Ленинского районного суда г. Севастополя, соискатель (Харьковский национальный университет внутренних дел)
A.L. BORKO,
Candidate of Legal Sciences Judge of Leninski District Court, Sevastopol, Applicant (Kharkov National University of Internal Affairs, Ukraine)
Аннотация: выполнен анализ административно-правовых основ взаимодействия судов с высшими органами государственной власти в Украине, определены его основные черты, сущность и значение, а также обоснованы приоритетные направления совершенствования правового обеспечения взаимодействия судов.
Ключевые слова: административно-правовые основы, организация и функционирование, взаимодействие, суды, высшие органы государственной власти.
Abstract: the analysis of the administrative-legal bases interaction of courts and supreme bodies of state power of Ukraine is made; also it was determined its main features, the nature and value, as well as substantiated priority directions of improving the legal rule of interaction courts.
Keywords: administrative-legal bases, organization and functioning, interaction, courts, supreme bodies of state power.
Государственный механизм представляет собой целостную систему взаимосвязанных, взаимосогласованных и взаимодействующих органов, уполномоченных
совместно в пределах предоставленных им полномочий осуществлять функции государства. Реализация правозащитной функции государства путем отправления правосу-
УУ