Использованные источники:
1. Васильева А.А. «KIEZDEUTSCH» как явление современного немецкого языка // Гуманитарные научные исследования. - 2016. - № 6 (58). - С. 78-79.
2. Касумова Г.А. Проблемы освоения орфографии во Франции // Теория и практика современной науки. - 2016. - №12-2 (18). - С. 672-674.
3. Богданова Ю.З. Роль кафедры иностранных языков в развитии творческого потенциала студентов ГАУ Северного Зауралья // В сборнике: Научный поиск в современном мире сборник материалов XIII международной научно-практической конференции. НИЦ "Апробация". -2016. - С. 71-72.
4. Богданова Ю.З. Учебная и научная деятельность кафедры иностранных языков в аграрном вузе // Современные научные исследования и инновации.
- 2016. - № 11 (67). - С. 800-802.
5. Потапова И.Н., Таратута И.В. О творческой деятельности студентов аграрного университета // Теория и практика современной науки. - 2016. -№ 12-2 (18). - С. 720-722.
6. Богданова Ю.З. Воспитательная и внеучебная деятельность кафедры иностранных языков в аграрном вузе // Современная педагогика. - 2016. - № 11. - С.40-41.
7. Потапова И.Н., Таратута И.В. О проведении круглого стола «А.С.Пушкин
- грани творчества» в аграрном вузе // Современные научные исследования и инновации. - 2016. - № 4 (60). - С. 410-404
8. Григоровская А.В. Опыт проведения занятия по иностранному языку с применением АМО-технологий // Современные научные исследования и инновации. - 2016. - № 10 (66). - С. 572-574.
9. Богданова Ю.З. О развитии лингвострановедческой компетенции студентов аграрного вуза // Современные научные исследования и инновации. - 2016. - № 3 (59). - С. 623-625.
УДК 37.091
Салмина Т.В. старший преподаватель Юсупов И.И. студент 1 курса факультет «Самолето и вертолетостроение» Ульяновский государственный технический университет Институт авиационных технологий и управления
Россия, г. Ульяновск ПЕДАГОГИКА И ОБРАЗОВАНИЯ В СРЕДНИЕ ВЕКА Аннотация: Высшее образование начинает оформляться в средние века, преимущественно в XI-XII веках в Европе. Основной формой такого образования явились университеты, которые в свою очередь стали логическим продолжением ранее существовавших городских и монастырских школ. Необходимо отметить значительное влияние,
которое оказали университеты на всю последующую интеллектуальную жизнь Западной Европы. Именно университетская среда дала миру огромное количество выдающихся ученых, поэтов, философов. Множество оригинальных, смелых и передовых для своего времени идей родилось в стенах университетов
Ключевые слова: Средние века, образование, университеты, школы, педагогика и др.
Salmina T. V. senior teacher Ulyanovsk state technical University Institute of aviation technologies and management
Russia, Ulyanovsk Yusupov, 1.1., the student of 1 course Ulyanovsk state technical University Institute of aviation technologies and management The faculty of "Aircraft and helicopter"
Russia, Ulyanovsk PEDAGOGY AND EDUCATION IN THE MIDDLE AGES Abstract: Higher education is beginning to take shape in the middle ages, mainly in XI-XII centuries in Europe. The main form of such education was the universities, which in turn became a logical continuation of the previously existing urban and monastic schools. It is necessary to note the significant impact of universities on all subsequent intellectual life of Western Europe. That University environment has given the world a huge number of outstanding scientists, poets, philosophers. Many original, daring and innovative for its time, ideas born in the University
Key words: Middle ages, education, universities, schools, pedagogy, etc. На протяжении периода, длившегося с V по XV вв., церковные школы были сначала единственными, а затем преобладающими учебно-воспитательными учреждениями Европы. В целом в раннесредневековой Европе сложились несколько типов церковных школ: монастырские, приходские, соборные (епископальные, кафедральные) школы.Одними из первых открываются монастырские школы, основанные монашескими орденами францисканцев, бенедиктинцев, бернардинцев. В них давалось элементарное образование: начала грамоты, счета, пение псалмов. Сроки обучения, как и возраст обучаемых, не регламентировались. Бенедиктинцам европейская школа обязана тем, что латынь на многие столетия превратилась в единственный язык ученых, а также язык преподавания. В течение шести веков монастырские школы бенедиктинцев оставались наиболее влиятельными учебными заведениями такого типа. В конце XIII в. в Западной Европе существовало до 15 тыс. монастырей св. Бенедикта, при каждом из которых действовала школа. Но именно в XIII в. влияние бенедиктинцев на духовную жизнь падает. Общество справедливо обвиняло многих членов ордена в разврате и излишествах. Первенство в организации
монастырских школ захватили орден капуцинов - францисканцев (создан в 1212 г.) и орден доминиканцев (создан в 1216 г.). У капуцинов обучались по преимуществу дети высших сословий. Во главе учебных заведений ордена стояли видные богословы - Роджер Бэкон
Университет в средние века - это уникальная организация со своей внутренней структурой, иерархией и порядками функционирования. Но становление того или иного университета неизменно усложнялось целым рядом препятствий и проблем.
Университеты возникли в системе церковных школ. В конце XI начале XII в. отдельные кафедральные и монастырские школы превращаются в крупные учебные центры, которые затем становятся первыми университетами. Именно так, например, возник Парижский университет (1200), который вырос из Сорбонны - богословской школы при Нотр-Даме и присоединившихся к ней медицинской и юридической школ. Подобным же образом возникли другие европейские университеты: в Неаполе (1224), Оксфорде (1206), Кембридже (1231), Лиссабоне (1290). Университеты учреждались и светской властью. Открытие и права университета подтверждались привилегиями - особыми документами, подписанными римскими папами или царствующими особами. Привилегии закрепляли университетскую автономию (собственный суд, управление, право дарования ученых степеней и пр.), освобождали студентов от военной службы и т.д. Сеть университетов довольно быстро расширялась. Если в XIII в. в Европе насчитывалось 19 университетов, то в следующем столетии к ним добавились еще 25 (в Анжере, Орлеане, Пизе, Ферраре, Гейдельберге, Кельне, Вене, Праге, Кракове и других городах). Рост университетского образования отвечал велению времени. Появление университета способствовало оживлению общественной жизни, торговли и увеличению доходов. Вот почему города охотно соглашались на открытие университетов. Известно, например, что власти опустошенной войной Флоренции открыли в 1348 г. университет, полагая тем самым поправить дела. Открытие университета оговаривалось определенными условиями. Порой городская община назначала конкретный минимум учащихся. Например, город Винченца (Северная Италия), учредив в 1261 г. университетский курс канонического права, согласился оплачивать труд профессора лишь при наличии у него не менее 20 студентов. Церковь стремилась удержать университетское образование под своим влиянием. Ватикан являлся официальным покровителем многих университетов. Главным предметом в университетах было богословие. Преподавателями почти сплошь служили выходцы из представителей духовного звания. Ордена францисканцев и доминиканцев контролировали значительную часть кафедр. Церковь держала в университетах своих представителей -канцлеров, которые находились в прямом подчинении у архиепископов. И, тем не менее, университеты раннего Средневековья по программе, организации и методам обучения играли роль светской альтернативы
церковному образованию.
Важной чертой университетов являлся их в известной мере наднациональный, демократический характер. Так, на скамьях Сорбонны сидели люди всех возрастов из многих стран. Рядом могли оказаться кардинал и политический изгнанник, например, итальянский поэт Данте. Для организации университета не требовалось больших затрат. Годились практически любые помещения. Вместо скамей слушатели могли располагаться на соломе. Студенты нередко выбирали профессоров из своей среды. Порядок записи в университет выглядел весьма вольным. Обучение было платным. Студенты-бедняки снимали для жилья каморки, перебивались случайными заработками, уроками, нищенствовали, странствовали. К XIV в. даже сложилась особая категория странствующих студентов (ваганты, голиарды), которые неоднократно перебирались из одного университета в другой. Многие ваганты не отличались нравственностью и были подлинным бичом для обывателей. Но из них выросло немало подвижников науки и образования.
Первые университеты были весьма мобильны. Если в окрестностях начинались чума, война и прочие беды, университет мог сняться с насиженного места и перебраться в другую страну или город. Студенты и преподаватели объединялись в национальные землячества(нации, коллегии). Так, в Парижском университете насчитывалось 4 землячества: французское, пикардийское, английское и германское. В Болонском и того больше - 17. Позже землячеств (во второй половине XIII в.) в университетах появились факультеты или колледжи.Ими назывались те или иные учебные подразделения, а также корпорации студентов и профессоров этих подразделений. Землячества и факультеты определяли жизнь первых университетов. Представители наций (прокураторы) и факультетов (деканы) сообща выбирали официального главу университета - ректора. Ректор обладал временными (обычно на год) полномочиями. В некоторых университетах, особенно на юге Европы, обязанности ректора выполнял студент. Фактическая власть в университете принадлежала нациям. К концу XV в. положение изменилось. Главные должностные лица университета стали назначаться властями, и нации утратили свое влияние. Факультеты присуждали ученые степени, факт приобретения которых оценивался в духе ученичества и рыцарского воспитания. Порой выпускников, подобно рыцарей, венчали громкими титулами типа граф права. В ученой степени магистр нетрудно угадать звание, которое получал ученик ремесленника.
В средние века проблемы воспитания разрабатывались философами-богословами, педагогические идеи которых имели религиозную окраску и были пронизаны церковной догматикой. В эпоху феодализма главенствующую роль играло сословие светских феодалов-дворян, а в духовной жизни общества господствующее положение занимали религия, церковь, в силу чего воспитание носило преимущественно богословский характер. Однако воспитание детей отдельных сословий (в зависимости от
их положения в феодальной иерархии) различалось по своему содержанию и характеру.
Дети светских феодалов получали так называемое рыцарское воспитание. Его программа сводилась к овладению «семью рыцарскими добродетелями»: умением ездить верхом на лошади, плавать, метать копье, фехтовать, охотиться, играть в шашки, слагать и петь стихи в честь сюзерена и «дамы сердца». Как видим, в систему подготовки рыцаря овладение грамотой не входило. Недаром на некоторых средневековых документах можно прочесть: «За неграмотного в силу его рыцарского звания расписался монах такой-то...» В средние века даже многие короли были неграмотны. В дальнейшем, однако, жизнь потребовала давать и светским феодалам определенную общеобразовательную подготовку с тем, чтобы они могли занимать командные государственные и церковные должности.
Поскольку в каждую историческую эпоху разрабатывались свои специфические взгляды и подходы к воспитанию, постольку можно говорить о педагогике феодального общества.
В период средневековья античная идея о всестороннем развитии личности была предана забвению. В соответствии с господствовавшей в тот период идеологией на первый план в воспитании стала выступать проповедь религиозного аскетизма, умерщвления плоти и духовного порабощения личности как средства поддержания божественного благочестия.
Использованные источники:
1. Антология педагогической мысли христианского средневековья. В 2-х томах./ Под ред. В.Г. Безрогова и О.И. Варьяш М., 1994.
2. Документы по истории университетов Европы ХП-ХУвв./ Под ред. Г.И. Липатниковой. Воронеж. 1973.
3. Хрестоматия по истории средних веков. / Под ред. Н.П. Грацианского и С.Д. Сказкина. М., Т. II, ч. I. 1938.
4. Хрестоматия по истории средних веков. / Под ред. Н.П.Грацианского и С.Д. Сказкина. Т. 2. М., 1950.
УДК 101.8
Серебрякова Ю.В., кандидат культурологии
доцент
кафедра «Философия» Ижевский Государственный Технический Университет
имени М. Т. Калашникова Удмуртская Республика, г. Ижевск ЧИТАЯ «ФАНТОМЫ СОВРЕМЕННОСТИ» Ж. БОДРИЙЯРА (СМЫСЛОВОЙ АЛГОРИТМ ПО ТЕКСТУ НА СЕМИНАРАХ ПО
ФИЛОСОФИИ)
Аннотация.
Исследования смыслов на семинарах по философии начинаются с внимательного прочтения оригинального текста философа. Затем