Научная статья на тему 'Зарождение высшего образования в средневековом мире (научный обзор)'

Зарождение высшего образования в средневековом мире (научный обзор) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
587
250
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНЕЗИС ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В МИРЕ / УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ / ВЫСШИЕ ШКОЛЫ В ВИЗАНТИИ / КИТАЕ / ИСЛАМСКОМ МИРЕ / ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ / РОССИЙСКОМ ГОСУДАРСТВЕ / GENESIS OF HIGHER EDUCATION IN THE WORLD / HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF THE MIDDLE AGES / HIGHER SCHOOLS IN BYZANTIUM / CHINA / ISLAMIC WORLD / WESTERN EUROPE / RUSSIAN STATE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Джуринский А. Н.

В статье анализируется начальный этап генезиса высшего образования в Европе и Азии. Повсюду этому процессу были свойственны общие характеристики. Вместе с тем возникавшие учебные заведения повышенного типа в условиях разных цивилизаций обладали специфическими особенностями. Изучена история возникновения высшего образования в эпоху Средневековья в Византии, Китае, Исламском мире, Западной Европе и Русском государстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ORIGIN OF HIGHER EDUCATION IN THE MEDIEVAL WORLD

The article analyzes the initial stage of the genesis of higher education in Europe and Asia. Throughout this process, common characteristics were common. At the same time, the emerged educational institutions of an increased type in the conditions of different civilizations possessed specific features. The history of the emergence of higher education in the Middle Ages in Byzantium, China, the Islamic world is studied. Western Europe and Russ State.

Текст научной работы на тему «Зарождение высшего образования в средневековом мире (научный обзор)»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПАРАТИВИСТИКА. К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Б. Л. ВУЛЬФСОНА

УДК 378

А. Н. Джуринский

Академик РАО, доктор педагогических наук, профессор, профессор Московского педагогического государственного университета, г. Москва E-mail: djurins@yandex.ru

Alexander N. Dzhu-rinskiy

Academician of the Russian Academy of Education, Dr. Sc. (Education), Professor, Professor of Moscow State Pedagogical University, Moscow, Russia

ЗАРОЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СРЕДНЕВЕКОВОМ МИРЕ (научный обзор)

В статье анализируется начальный этап генезиса высшего образования в Европе и Азии. Повсюду этому процессу были свойственны общие характеристики. Вместе с тем возникавшие учебные заведения повышенного типа в условиях разных цивилизаций обладали специфическими особенностями. Изучена история возникновения высшего образования в эпоху Средневековья в Византии, Китае, Исламском мире, Западной Европе и Русском государстве.

Ключевые слова: генезис высшего образования в мире, учебные заведения высшего образования эпохи Средневековья, высшие школы в Византии, Китае, Исламском мире, Западной Европе, Российском государстве.

Общий взгляд. Возникновение высшего образования в Средневековом мире происходило в русле определенных идей и практик. Его генезис не совпал по временным рамкам в условиях разных цивилизаций. Тем не менее всюду ему были свойственны общие характеристики. Построенное на статичных сословных отношениях, высшее образование было ограничено социальными регламентациями и репродуктивными принципами обучения, коллективным осознанием принадлежности к тем или иным конфессиям и этносам. Вместе с тем учебным заведениям высшего типа Востока, Запада и России были присущи специфические особенности. Хотя

Как цитировать статью: Джуринский А. Н. Зарождение высшего образования в Средневековом мире (научный обзор) // Отечественная и зарубежная педагогика. 2020. Т. 1, № 4 (69). С. 36-48.

уже в Средние века зарождались тенденции, направленные на самореализацию человека, освобождение его от жестких социокультурных нормативов, в целом высшее образование готовило личность к месту в заданной социальной страте (от лат. stratum — слой). Преодолеть эту заданность было крайне сложно.

Византия [9, p. 245-259; 1, с. 66-70]. Венцом образовательной системы в средневековой Византии являлись высшие учебные заведения. Часть из них была создана еще в античную эпоху в Александрии, Афинах, Антиохии, Бейруте, Дамаске. Высшие учебные заведения имели определенную специализацию. Так, в Афинах и Антиохии упор делался на изучении риторики, в Бейруте — на изучении права, в Александрии — на изучении философии, филологии и медицины [5, с. 64].

В 425 г. в Константинополе при императоре Феодосии II была учреждена высшая школа — Аудиториум (от лат. audire — слушать). С IX в. ее стали именовать Магнавра (Золотая палата), по названию одного из помещений императорского дворца. Школа находилась в полном подчинении у императора; никакого самоуправления не существовало. Преподаватели считались государственными служащими, получали жалованье от императора и составляли особую замкнутую корпорацию. Число преподавателей доходило до трех десятков. Среди них были греческие и латинские грамматики, риторы, философы и юристы. Существовали своеобразные кафедры тех или иных наук, которые возглавляли консулы философии, главы риторов и пр. В IX в. школой руководил один из виднейших педагогов своего времени Лев Математик. Он собрал в Магнавре цвет преподавательского корпуса.

Вначале обучение шло на латинском и греческом языках. С VII-VIII вв. преподавание велось исключительно на классическом греческом языке. В XV в. вновь стало обязательным изучение латинского языка, в программу были включены новые иностранные языки, с течением времени обучение приобретало специальную направленность, все большее предпочтение отдавалось юридическому образованию.

Ведущим направлением в константинопольской высшей школе было освоение античного наследия. В пору расцвета в Магнавре изучались философия Платона и неоплатоников, Аристотеля, другие классические греческие тексты. Кроме того, обсуждались сочинения христианских богословов, прежде всего Василия Кесарийского и Иоанна Златоуста. В программу входили метафизика как метод познания природы, фи-

лософия, богословие, медицина, музыка, история, этика, политика, юриспруденция. Занятия проводились в форме публичных диспутов. Идеальным выпускником считался энциклопедически образованный общественный и церковный деятель.

Помимо Магнавры в Константинополе действовали другие высшие школы, находившиеся в непосредственном подчинении императора: юридическая, медицинская, философская, патриаршая. Под покровительством императора Константина Порфироносного (903-955) в Константинополе были учреждены четыре школы высшего образования: философии, риторики, геометрии и астрономии [6, с. 87-88].

В домах состоятельных и именитых византийцев существовали кружки-салоны, своеобразные домашние академии. Они группировались вокруг интеллектуалов-меценатов и авторитетных философов. Наибольшую известность имели кружки патриарха Фотия (IX в.), Михаила Пселла (XI в.), Андроника II Палеолога (XIV в.) и др. Последний современники именовали «школой всяческих добродетелей и эрудиции».

В развитии высшего образования вплоть до XIV в. усиливалась роль монастырей. Монастырские высшие школы восходили к раннехристианской традиции. Вначале это были религиозно-педагогические общины. Главным предметом изучения была Библия. На основе библейских текстов учили грамматике, философии. Тексты совместно читали, затем переписывали и толковали. Глава школы именовался «толкователем». Обучались в такой школе около трех лет. Монастырские школы руководствовались определенными уставами. Один из подобных уставов, в котором регламентировался порядок обучения и воспитания монахов, был создан Феодором Студитом (786-826).

Византия оказала заметное воздействие на развитие высшего образования в государствах Европы и Востока. Европейские университетские центры в XIII-XIV вв. сделались важным передаточным звеном византийского влияния. Философы-педагоги Византии (Варлаам, Никифор Григора, Акиндин, Гемист Плифон и др.), будучи профессорами европейских университетов, приняли непосредственное участие в становлении высшей школы Западной Европы. В свою очередь в Магнаврской школе преподавали профессора Парижского университета. Лучи византийской образованности не погасли в Европе и после падения Константинополя. Ряд греческих ученых — Виссарион, Ласкварас, Федр из Газы и др.— перебрались в Италию, где благодаря им античная традиция повышенного

образования заняла заметное место в движении Возрождения [9, р. 260-261].

Византия сказала свое слово при становлении высшего образования в арабо-исламском мире. Значительное число наставников знаменитого Дома мудрости, созданного в Багдаде (832 г.), были христианами — выходцами из Византии.

Арабо-исламский мир [9, р. 269-273]. В арабо-исламском средневековом мире возник и получил развитие второй (высший) уровень образования. Учащиеся такого уровня получали образование с помощью платных учителей или в специальных учебных заведениях. Занятия, как правило, проходили в мечетях (обычно с рассвета до полудня). В больших мечетях могли заниматься десятки ученических групп (кругов), и на занятия приходили сотни юношей. Преподаватель на занятиях сидел на ковре в кругу учеников.

Программа должна была способствовать тому, чтобы из молодого человека формировался благородный мусульманин. Предметы делились на два цикла: традиционные и рациональные (умопостигаемые). К первому циклу относились прежде всего религиозные дисциплины (толкование Корана, интерпретация преданий о жизни пророка Мухаммеда, мусульманское право (шариат), богословие). Сюда относились и арабская филология и риторика. Во второй цикл входили каллиграфия, логика, математика, астрономия, свод правил поведения, медицина и другие естественные науки (согласно философским концепциям Аристотелева направления).

Образование второго уровня можно было получить в просветительских кружках — фикхах и каламах — при мечетях. Изучались в них шариат и теология. Заметным событием в развитии просвещения стали дома мудрости, первые из которых появились в Багдаде при халифе Мамуне (786-833). В домах мудрости собирались и дискутировали крупные ученые. Здесь же сосредоточивались богатые хранилища рукописей.

Главными методами обучения в фикхах, каламах и домах мудрости были чтение и комментирование разнообразной книжной литературы. Ученики под руководством наставника изучали наиболее авторитетные сочинения по тому или иному предмету. Ученик обычно читал, а преподаватель по ходу чтения комментировал. Иногда комментарии переходили в развернутую лекцию. Студенты вели конспекты. Специальные глашатаи время от времени громко произносили то, что учитель считал

наиболее важным. Они же выполняли роль репетиторов и контролеров.

Те, кто приобретали образование высшего уровня, получали и ученую степень — ияз. Порой они имели свидетельства о такой степени от нескольких преподавателей.

Власти почти не вмешивались в дело высшего образования, впрочем, в ряде мест, например Багдаде и Египте, они контролировали соблюдение канонов ортодоксального ислама.

Заметные изменения в деле высшего образования произошли в XI-XII вв., когда появились новые учебные заведения — медресе. Первая подобная школа была создана в 1055 г. в Багдаде. Медресе затем распространились по всему Исламскому миру. Самой знаменитой была медресе Низамейи в Багдаде (основана в 1067 г. политическим деятелем аль Мульком).

Медресе имели свой устав и статус частных учебных заведений. Постепенно, однако, контроль государства становился все более жестким. Студенты обеспечивались жильем, продовольствием, небольшим денежным пособием. Получали жалованье и преподаватели. Медресе существовали на средства богатых дарителей. Порой (в Басре, Исфагане, Герате, Мерве и других городах) их финансировали и власти.

В первых медресе изучали грамматику, право, философию. Здесь получали не только религиозное образование, но и светское. Постепенно программа расширялась: изучали и комментировали труды древнегреческих, иранских и индийских авторов.

Авторами учебников часто являлись выдающиеся мыслители Востока. Так, Бируни создал учебный трактат «Тафким» («Вразумление началам звездочетства»). Это пособие по обучению математике, астрономии и географии. Ученик мог выбрать из нескольких вариантов ответов на поставленные вопросы тот, который считал правильным. Студенты, изучавшие медицину, пользовались энциклопедией, составленной ибн Рушдом. Настольными книгами в медресе и других высших учебных заведениях были трактаты Авиценны.

Порой крупные медресе, научные кружки, дома мудрости превращались в своеобразные университеты с библиотеками, лекционными залами.

Идеи Бируни, Фараби, других мыслителей, а также практики высшего образования арабо-мусульманского мира оказали благотворное воздействие на научное знание и зарождение университетов средневековой Европы. Из первых европейских университетов Парижа, Болоньи в ме-

дресе Мавритании и Каира отправлялись европейские ученые-энтузиасты, чтобы прикоснуться к восточной мудрости, зачерпнуть научные сокровища. Когда в высших школах сарацинской Испании в XIII в. возобладал ортодоксальный исламский фанатизм и были преданы забвению традиции высшего образования в духе аристотелизма, идеи древнегреческого философа нашли прибежище в христианских университетах Европы [2, с. 274].

Китай [3, с. 331-363]. В период с III по X в. в Китае появились первые учебные заведения университетского типа. Высшие учебные заведения присуждали ученую степень специалиста по пяти классическим конфуцианским трактатам: «Книга перемен», «Книга этикета», «Весна и осень», «Книга поэзии», «Книга истории».

Новые краски в палитре высшего образования появились при монгольской династии Юань (1279-1368). Развитие естественных и точных наук привело к появлению математических, медицинских, астрономических и других специализированных школ. Во времена правления династии Мин (1368-1644) в Пекине и Нанкине были созданы специализированные высшие учебные заведения для подготовки кадров высшей администрации.

Западная Европа [1, с. 107-110, 134-136; 4, с. 135-150]. Европейские университеты родились в системе церковных школ. В конце XI — начале XII в. отдельные кафедральные и монастырские школы превращаются в крупные учебные центры, которые затем становятся первыми университетами. Именно так, например, возник Парижский университет (1200 г.), который вырос из Сорбонны — богословской школы при Нотр-Даме — и присоединившихся к ней медицинской и юридической школ. Подобным же образом возникли другие европейские университеты: в Неаполе (1224 г.), Оксфорде (1206 г.), Кембридже (1231 г.), Лиссабоне (1290 г.).

Университеты учреждались и светской властью.

Рождение и права университета подтверждались привилегиями — особыми документами, подписанными римскими папами или царствующими особами. Привилегии закрепляли университетскую автономию (собственный суд, управление, право дарования ученых степеней и пр.,), освобождали студентов от военной службы и т.д.

Сеть университетов довольно быстро расширялась. Если в XIII в. в Европе насчитывалось 19 университетов, то в следующем столетии к ним

добавились еще 25 (в Анжере, Орлеане, Пизе, Ферраре, Гейдельберге, Кельне, Вене, Праге, Кракове и других городах).

Рост университетского образования отвечал велению времени.

Появление университета способствовало оживлению общественной жизни, торговли и увеличению доходов. Вот почему города охотно соглашались на открытие университетов. Известно, например, что власти опустошенной войной Флоренции открыли в 1348 г. университет, полагая тем самым поправить дела.

Открытие университета оговаривалось определенными условиями. Порой городская община назначала конкретный минимум учащихся. Например, город Винченца (Северная Италия), учредив в 1261 г. университетский курс канонического права, согласился оплачивать труд профессора лишь при наличии у него не менее 20 студентов.

Церковь стремилась удержать университетское образование под своим влиянием. Ватикан являлся официальным покровителем многих университетов. Главным предметом в университетах было богословие. Преподавателями почти сплошь служили выходцы из представителей духовного звания. Ордена францисканцев и доминиканцев контролировали значительную часть кафедр. Церковь держала в университетах своих представителей — канцлеров, которые находились в прямом подчинении у архиепископов. И тем не менее университеты раннего Средневековья по программе, организации и методам обучения играли роль светской альтернативы церковному образованию.

Важной чертой университетов являлся их в известной мере наднациональный, демократический характер. Так, на скамьях Сорбонны сидели люди всех возрастов из многих стран. Рядом могли оказаться кардинал и политический изгнанник, например итальянский поэт Данте. Для организации университета не требовалось больших затрат. Годились практически любые помещения. Вместо скамей слушатели могли располагаться на соломе. Студенты нередко выбирали профессоров из своей среды. Порядок записи в университет выглядел весьма вольным. Обучение было платным. Студенты-бедняки снимали для жилья каморки, перебивались случайными заработками, уроками, нищенствовали, странствовали. К XIV в. даже сложилась особая категория странствующих студентов (ваганты, голиарды), которые неоднократно перебирались из одного университета в другой. Многие ваганты не отличались нравственностью и были подлинным бичом для обывателей. Но из них

выросло немало подвижников науки и образования.

Первые университеты были весьма мобильны. Если в окрестностях начинались чума, война и прочие беды, университет мог сняться с насиженного места и перебраться в другую страну или город. Студенты и преподаватели объединялись в национальные землячества (нации, коллегии). Так, в Парижском университете насчитывалось четыре землячества: французское, пикардийское, английское и германское. В Болонском и того больше — семнадцать.

Позже землячеств (во второй половине XIII в.) в университетах появились факультеты, или колледжи. Ими назывались те или иные учебные подразделения, а также корпорации студентов и профессоров этих подразделений.

Землячества и факультеты определяли жизнь первых университетов. Представители наций (прокураторы) и факультетов (деканы) сообща выбирали официального главу университета — ректора. Ректор обладал временными (обычно на год) полномочиями. В некоторых университетах, особенно на юге Европы, обязанности ректора выполнял студент. Фактическая власть в университете принадлежала нациям. К концу XV в. положение изменилось. Главные должностные лица университета стали назначаться властями, и нации утратили свое влияние.

Факультеты присуждали ученые степени, факт приобретения которых оценивался в духе ученичества и рыцарского воспитания. Порой выпускников, подобно рыцарям, венчали громкими титулами типа граф права. В ученой степени магистр нетрудно угадать звание, которое получал ученик ремесленника. Профессора и студенты мыслили себя во взаимоотношениях мастеров и подмастерьев. Когда юноша 13-14 лет являлся в университет, ему надлежало записаться у профессора, который в дальнейшем считался за него в ответе. Студент занимался у профессора от трех до семи лет и, если учился успешно, получал степень бакалавра. Вначале она рассматривалась лишь как ступень к научной степени. Бакалавр посещал лекции других профессоров, помогал обучать вновь пришедших студентов, т.е. становился своеобразным подмастерьем. В итоге, подобно ремесленнику, он публично излагал (показывал) научную штудию, защищая ее перед уже получившими степень членами факультета. После успешной защиты бакалавр получал ученую степень (магистра, доктора, лиценциата).

Большинство первых университетов имели несколько факульте-

тов. Содержание обучения определялось программой семи свободных искусств. Так, на факультете искусств в основном читали сочинения Аристотеля по логике, физике, этике, метафизике, которые были переведены в XII в. с арабского и греческого языков. Усиливалась специализация. Так, Парижский университет славился преподаванием теологии и философии, Оксфордский — преподаванием канонического права, Орлеанский — преподаванием гражданского права, университет в Монпелье (южная Франция) — медицины, университеты Испании отличались преподаванием математики и естественных наук, университеты Италии — преподаванием римского права.

От студента требовалось посещать лекции: обязательные дневные (ординарные) и повторительные вечерние. В один и тот же час, в одном и том же помещении профессора диктовали выдержки из сочинений латинских авторов. Студенты записывали, переводили и комментировали эти выдержки. Еженедельно происходили диспуты с обязательным присутствием студентов. Преподаватель (обычно магистр или лиценциат) назначал тему диспута. Его помощник — бакалавр — вел дискуссию, т.е. отвечал на вопросы и комментировал выступления. При необходимости магистр приходил бакалавру на помощь. Один-два раза в год устраивались диспуты «о чем угодно» (без жестко оговоренной темы). В этом случае нередко обсуждались животрепещущие научные и мировоззренческие проблемы. Участники диспутов вели себя весьма свободно, нередко прерывали оратора свистом и криками.

Университеты явились альтернативой схоластике, вырождавшейся в «науку пустых слов». В XIV-XV вв. пропасть между новейшим знанием и схоластикой увеличилась. Схоластика все больше превращалась в формальную бессодержательную философию. «Научными штудиями» схоластов могли быть, например, дискуссии на темы «Сколько чертей помещается на кончике иглы», «Почему Адаму в раю нельзя было съесть яблоко, а не грушу» и пр.

Университеты противопоставили схоластике деятельную интеллектуальную жизнь. Благодаря им духовный мир Европы стал намного богаче. История первых университетов тесно связана с творчеством мыслителей, давших новый толчок развитию культуры, науки и просвещения (Р. Бэкон, Я. Гус, Данте Алигьери, Дж. Уинкли, Н. Коперник, Ф. Петрарка и др.).

В эпоху Возрождения, в XV-XVI вв., рост сети европейских универ-

ситетов продолжался. В XV в. в Европе насчитывалось до 80 университетов, в следующем столетии — уже около 180. Росло и число студентов в отдельных университетах. Так, в университете Лёвена (современная Бельгия) количество записавшихся студентов составляло с 1426-го по 1485 г. ежегодно в среднем 310 человек, а с 1528-го по 1569 г.— 622 человека (т.е. увеличилось вдвое). Некоторые университеты были просто огромными по составу. Так, в Саламанкском университете (Испания) в 1600-х гг. насчитывалось ежегодно более 6 тыс. студентов.

Высшее образование оказалось ареной соперничества представителей уходящей и новой образованности. Создание новых и реорганизацию уже существовавших университетов брали на себя римская католическая церковь, деятели Реформации и Возрождения.

Так, в германских государствах в XVI-XVII вв. действовали семь университетов (в Кельне, Лейпциге, Вене и др. городах), контролировавшихся Ватиканом. Они являлись опорой традиций схоластической образованности. Свои университеты (studia superiora) открывал орден иезуитов. Университетский курс у иезуитов распадался на два цикла: трехлетний философский и четырехлетний теологический. В основе занятий философией лежало изучение аристотелизма в католической интерпретации. Кроме того, в первом цикле изучались в небольшом объеме математика, геометрия и география.

Из-за усиления связей с феодальной аристократией и католической церковью многие университеты оказались в стороне от гуманистического движения Возрождения.

Первым бастионом Реформации в системе высшего образования в Германии стал реорганизованный М. Лютером и Ф. Меланхтоном Вюртембергский университет (основан в 1502 г.). Этот и другие протестантские университеты XVI в. (Марбургский, Кенигсбергский, Йенский, Гельмштадский и др.) выходили из-под контроля Ватикана и поступали в подчинение светским властям.

В Англии центром влияния Реформации на университетское образование оказался Кембриджский университет. Осуществленные У Тинделем (1484-1536) и Х. Латимером (1485-1555) перемены привели к демократизации студенчества, в социальном составе которого устойчивое и заметное место заняли представители третьего сословия. Об этом наглядно свидетельствуют данные, приведенные в Таблице 1.

Таблица 1

Социальное положение студентов Кэнского колледжа в Кембридже

(в %) [1, с. 135]

Годы Дворяне Духовное сословие, свободные профессии Торговцы, промышленники Фермеры

1580-1589 34 6 7 11

1590-1599 33 10 8 10

1600-1609 38 19 6 17

1610-1619 30 24 10 16

1620-1629 28 20 23 22

1630-1639 39 29 16 19

Ряд университетов превратился в центры образованности в духе Возрождения. Поначалу это были университеты Италии (в Павии, Флоренции, Падуе, Милане, Риме). Под влиянием основателей национальной литературы (Данте, Бокаччо, Петрарки) предметом увлечения многих студентов и профессоров стали культура и искусство античной эпохи.

Крепостью новой образованности сделался Парижский университет, где изучали не только латынь и римскую литературу, но и древнегреческий язык (с 1458 г.). В 40-х гг. XVII в. в программе французских университетов появились сочинения Р. Декарта. В университетах Франции в XVI-XVII вв. существенно переменилось преподавание истории и географии. Вместо анекдотических и малодостоверных сведений изучали подлинную науку, используя глобусы, карты великих географических открытий.

Яркий пример высшего учебного заведения, дух преподавания в котором был созвучен идеям Возрождения,— это Страсбургский университет (1621 г.). Он вышел из гимназии, а затем академии И. Штурма. Очагами гуманистического образования оказались и другие университеты Германии (во Фрайбурге — 1457, в Вюртемберге — 1502 и др.), Оксфордский университет в Англии. В последнем, например, был профессором Эразм Роттердамский.

Русское государство. Русский царь Борис Годунов (ок. 1552-1605) намеревался учредить заведение на манер западноевропейского университета. Но эти планы натолкнулись на противодействие православного духовенства, которое опасалось, что подобные школы окажутся рассадниками католицизма. Кроме того, отсутствовали регулярные учебные заведения, которые могли бы стать предварительными ступенями обучения в высших школах.

В 1687 г. в Москве было основано первое учебное заведение нового высшего типа — Славяно-греко-латинская академия [7, с. 65-67; 8, с. 46-112].

Идея создания академии высказывалась еще в 1680 и 1682 г. Смерть царя Федора Алексеевича и волнения стрельцов отодвинули на несколько лет учреждение такого заведения.

Преподавание в Славяно-греко-латинской академии (первоначальное название — Эллино-греческая академия) сначала велось на славянском, греческом и отчасти латинском языках. «Привилегии» (устав) Академии предусматривали преподавание гражданских и духовных наук: грамматики, риторики, логики и физики, диалектики, философии, богословия, юриспруденции, латыни и греческого языка, других светских наук. Как и на Западе, многие науки преподавались в духе аристотелизма. Вместе с тем шли поиски иных толкований материального мира. Так, в споре между сторонниками математической атомистики («зенонистами») и приверженцами теории бесконечной делимости («аристотелистами») наметился некий третий подход, который приближался к идее существования физического атома.

В Академии было восемь основных классов и один подготовительный. Учение отдельных школяров растягивалось на 15-20 лет. Исключали из Академии крайне редко.

Основатели Академии братья Лихуды ввели преподавание латинского языка, схоластического метода, риторики, логики и физики по Аристотелю. Ими были составлены учебные пособия на греческом и латинском языках по грамматике, пиитике, риторике, логике, психологии, физике. Ученики старших классов переводили с греческого на славянский труды братьев Лихудов.

Деятельность братьев в Академии длилась семь лет. Они подготовили учеников, продолживших их дело: Ф. Ф. Поликарпова, Н. Головина, П. Рогова. В результате интриг противников латино-греческого образования Лихуды в 1694 г. были отправлены в отставку, а в 1698 г. заточены в Новоспасский монастырь.

Тогда же в Академии прекратилось вплоть до 1700 г. преподавание латыни. Программу стали строить на принципах, имевших в виду отказ от старорусского начетничества и одновременно от латинской учености и утверждавших ориентацию на византийско-русскую традицию в образовании.

Академия сыграла важную положительную роль в развитии просвещения. Она, однако, не стала подлинным центром нового высшего

образования. Соединение славянской, эллинской и латинской традиций образования состоялось в виде давно умершей в научном отношении схоластики. Академия сделалась инструментом искоренения инакомыслия. Ей была предоставлена монополия на обучение. Семьи, заводившие без разрешения Академии домашних учителей языков, подвергались конфискации имущества. Образовательные задачи Академии были сведены до минимума. Не случайно уже в конце XVII в. ее роль как центра просвещения падает; многие учителя не справлялись со своим делом и предпочитали занятие «справщиков» в типографии.

Литература

1. Джуринский А. Н. История зарубежной педагогики. М.: Форум; Инфра-М, 1998. 272 с.

2. Монро П. История педагогики / пер. с англ. в 2-х ч. Ч. 1. М.-П.: Новое время, 1923. 286 с.

3. Сидихменов В. Я. Китай: Страницы прошлого. М.: Наука, 1984. 300 с.

4. Уваров П. Ю. Университет в средневековом городе // Культура и искусство западноевропейского средневековья. М., 1981. С. 135-150.

5. Удальцов Э. В. Византийская культура. М.: Наука, 1988. 288 с.

6. Шмидт К. История педагогики / пер. с нем. 3-е изд. в 4-х т. Т. 2. М.: Солдатенков, 1879. 463 с.

7. Шпет Г. Г. Сочинения // Очерк развития русской философии. М.: Правда, 1989. 608 с.

8. Экономцев И. Н. Предыстория создания Московской академии и ее первоначальный период, связанный с деятельностью братьев Лихудов // Православие, Византия, Россия: сб. статей. М., 1992. С. 41-72.

9. Histoire mondiale d'éducation. T. 1. Des origines à 1515. Presses universitaires de France, 1981. 525 p.

THE ORIGIN OF HIGHER EDUCATION IN THE MEDIEVAL WORLD

Abstract. The article analyzes the initial stage of the genesis of higher education in Europe and Asia. Throughout this process, common characteristics were common. At the same time, the emerged educational institutions of an increased type in the conditions of different civilizations possessed specific features. The history of the emergence ofhigher education in the Middle Ages in Byzantium, China, the Islamic world is studied. Western Europe and Russ State.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: genesis of higher education in the world, higher education institutions of the Middle Ages, higher schools in Byzantium. China, Islamic world, Western Europe, Russian state.

References

• Dzhurinskij A. N. Istoriya zarubezhnoj pedagogiki. M.: Forum; Infra-M, 1998. 272 s. [In Rus].

• Ekonomcev I. N. Predystoriya sozdaniya Moskovskoj akademii i ee pervonachal'nyj period, svyazannyj s deyatel'nost'yu brat'ev Lihudov // Pravoslavie, Vizantiya, Rossiya: sb. statej. M., 1992. S. 41-72. [In Rus].

• Histoire mondiale d'éducation. T. 1. Des origines à 1515. Presses universitaires de France, 1981. 525 p.

• Monro P. Istoriya pedagogiki / per. s angl. v 2-h ch. Ch. 1. M.-P.: Novoe vremya, 1923. 286 s. [In Rus].

• Shmidt K. Istoriya pedagogiki / per. s nem. 3-e izd. v 4-h t. T. 2. M.: Soldatenkov, 1879. 463 s. [In Rus].

• Shpet G. G. Sochineniya // Ocherk razvitiya russkoj filosofii. M.: Pravda, 1989. 608 s. [In Rus].

• Sidihmenov V. Ya. Kitaj: Stranicy proshlogo. M.: Nauka, 1984. 300 s. [In Rus].

• Udalcov E. V. Vizantijskaya kul'tura. M.: Nauka, 1988. 288 s. [In Rus].

• Uvarov P. Yu. Universitet v srednevekovom gorode // Kul'tura i iskusstvo zapadnoevropejskogo srednevekov'ya. M., 1981. S. 135-150. [In Rus].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.