УДК 37(09)(47)
ББК Ч3 3(2)-8
Т. П. Днепрова Екатеринбург
«ПЕДАГОГИКА ДУХОВНОСТИ» В. А. СУХОМЛИНСКОГО
ГСНТИ 14.09.95 Код ВАК 13.00.01
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: В. А. Сухомлинский; педагогика духовности; духовная культура человека; духовная деятельность; нравственность; интеллектуальное воспитание.
АННОТАЦИЯ. Рассматриваются особенности гуманистической педагогики В. А. Сухомлинского, сочетающей традиции и инновации в единстве воспитания и обучения, пронизанные нравственностью как основой духовной культуры человека.
T. P. Dneprova
Еkaterinburg
“PEDAGOGICS SPIRITUAL” V. A. SUHOMLINSKY
KEY WORDS: V. A Sukhomlinsky; pedagogics spiritual; spiritual culture of a person; spiritual activity; morality; and intellectual education.
ABSTRACT. The article describes the features of humanist pedagogy by V. A Sukhomlinskiy, combining tradition and innovation in the unity of education and training, permeated morality as the foundation of the spiritual culture of man.
Современный мир в целом и российское общество в частности переживают деструктивные процессы, связанные с усилением агрессивности, экстремизма, терроризма, морального индифферентизма в молодежной среде и интолерантности в разных её видах (национальной, этнической, конфессиональной, личностной).
В данной ситуации особое значение приобретает духовно-нравственное воспитание человека. Оно неразрывно связано с облагороженным познавательным процессом, в котором знания расширяют нравственный кругозор подрастающего
поколения, пронизаны ценностным для человека содержанием, придающим осмысленность жизни, поступкам и деятельности.
Для осуществления духовно-нравственного воспитания в современном образовательном процессе мы не должны пренебрегать положительным педагогическим опытом, накопленным в истории отечественного образования, который является гуманистической основой для настоящего и будущего развития педагогической науки и практики.
Образцом гуманизма является педагогическая система В. А. Сухомлинского,
© Днепрова Т. П., 2011
которая основывалась на национальных ценностях в единстве с общечеловеческими идеалами. Он был Учителем, осуществляющим в своей деятельности процесс культурной трансмиссии (сохранение и передача культуры молодому поколению), одним из первых попытавшимся вернуть смысл понятию «духовность» в семью, школу, педагогическую деятельность, подмененному в советское время термином «идеология».
Вся социально-педагогическая деятельность В. А. Сухомлинского облагорожена любовью к детям, Родине. Вслед за Н. А. Бердяевым, который утверждал, что «конечные цели человеческой жизни не социальные, а духовные» [1. С. 256], педагог-гуманист считал, что «понимание человеческого как творческого труда должно пронизывать все обучение... эта сфера человеческого — первоисточник культуры моральной, основа духовой культуры» [3. С. 177]. Для него высшими категориями являлись категории «Человек», «нравственность», «духовность» в их единстве. Педагогику
В. А. Сухомлинского заслуженно называют «педагогикой духовности», в основе которой «нравственная красота человека».
«Педагогика духовности» замечательного Учителя раскрывается в предложенном им словосочетании «духовная культура человека». Ее ядром является нравственность, пронизывающая «культуру мысли», «культуру чувств» и «культуру воли» в единстве «духовной деятельности» (термины В. А. Сухомлинско-го). Среди направлений воспитания он выделял специальную «духовную деятельность», которая предполагала творчески активную направленность личности на освоение культуры общества, человеческих идеалов, для того чтобы впоследствии воплотиться в духовное богатство отдельного человека, став его внутренними ценностями, одухотворенными благородной целью. «Настоящим человеком, — писал он, — становится только
тот, у кого в душе возникают, утверждаются благородные желания, которые стимулируют поведение, порождают страсти и поступки, в которых человек опять-таки утверждается, одухотворенный чувством удивления перед нравственной красотой» [3. С. 200—202].
Важно подчеркнуть, что, говоря о духовности, педагог-гуманист не исключал из этой сферы религию, хотя это не вписывалось в идеологические установки советского периода. Он писал, что «подростки должны понять религию как отражение окружающего мира в сложной, противоречивой духовной жизни человека» [Там же. С. 178]. Для В. А. Сухо-млинского религия — это часть человеческой культуры, «одна из форм общественного сознания», поэтому он считал «примитивизмом и невежеством просто объявлять религию тьмою» [Там же. С. 178].
Великий педагог в понятие «духовность» включал и внутреннюю душевнотворческую деятельность человека («нравственную красоту»), и общественную деятельность (гражданственность), одухотворенную благородной целью, и религиозные ценности, отражающие культурные традиции народа.
Таким образом, педагогика В. А. Су-хомлинского являлась продолжением духовных традиций зарубежной и отечественной гуманистической мысли — Я. А. Коменского, И. Г. Песталоцци, Ф. А. В. Дистервега, К. Д. Ушинского, представителей «новой педагогики» конца
XIX — начала XX в. — С. И. Гессена,
В. В. Зеньковского и раннего П. П. Блонского.
Поражает, что он, несмотря на идеологическое давление власти и официальных околонаучных кругов, сумел сохранить верность своим гуманистическим идеалам, источником которых для него была лучшая часть классической мировой и отечественной мысли и даже христианская нравственность (хотя он был убежденным коммунистом). В соот-
ветствии с этим необходимо прояснить определенные идейно-коммунистические взгляды педагога в освещении педагогических проблем.
С одной стороны, В. А. Сухомлинский не был коммунистом-фанатиком, он был идеалистом в хорошем смысле, с верой в человека, в лучшее, что есть в человеке, в справедливое общество. Для него коммунистический идеал — это «идеал добра и правды», а коммунизм, по В. А. Су-хомлинскому, — «в самом человеке, в его счастье», строить коммунизм — «значит создавать счастье каждому человеку, каждой семье» [4. С. 20]. В философско-педагогической мысли прошлого счастье связывалось с идеальным обществом, вековой мечтой человечества — «Городом Солнца», островом «Утопией», градом Китежем, а у В. А. Сухомлинского оно ассоциировалось с коммунизмом.
С другой стороны, по мнению академика РАО Г. Д. Глейзера [5], вся деятельность учителя-гуманиста протекала в педагогическом пространстве, состоящем из двух миров — из «мира социалистической педагогической обыденщины» (власти, деятелей в области официальной педагогики, издательского дела) и собственно мира образования человека — школы, детей, родителей. Ради спасения общечеловеческих ценностей (истины, красоты, добра, справедливости) для этого «второго мира», преодолевая необоснованную критику своих идей и грубые нападки, он шел на уступки власти, цитируя классиков марксизма-ленинизма в своих произведениях. Тем самым, уступая по форме идейнотехнократическому вызову, он сохранял гуманистически ориентированное содержание, которое раскрывалось в его педагогическом кредо — любви к ребенку и ценностном отношении к детству.
Отдельные педагогические произведения В. А. Сухомлинского («Письма к сыну», «Элементарная моральная культура» из книги «Рождение гражданина»
и др.) написаны в жанре наставлений и основаны на органической связи общечеловеческих ценностей с нравственнопатриотическим воспитанием. Не случайно они перекликаются с памятниками древнерусской литературы и педагогической мысли, в частности «Духовная к детям» или «Поучение князя Владимира Мономаха детям» (XI в.), «Завещание отеческое к сыну» (1719 г.) И. Т. Посошко-ва, «Духовная моему сыну» В. Н. Татищева.
Наказ В. А. Сухомлинского сыну «Не забывай, кто ты и откуда ты» [4. С. 9] обращен ко всем молодым людям, начинающим свой жизненный путь. На наш взгляд, в этом родительском «поучении» педагога раскрываются два важных смысла — помни, что ты Человек и помни (люби) свою Родину. Вся педагогика замечательного «выхователя» (от укр. ‘оберегать, охранять маленького человека’) пронизана гуманистической направленностью. По его мнению, у человека будущего главным должно быть «чувствование человека, духовная потребность в другом человеке. умение ценить, уважать, любить самое бесценное в нашей жизни — человека» [Там же. С. 117]. И самое важное, на наш взгляд, В. А. Су-хомлинский в своих педагогических сочинениях, обращаясь к учителям, детям, родителям, пытался показать в человеке человеческое, то, что так упорно и жестоко подавлялось большевистской властью: «В человеческом мире множество доблестей, но есть одна доблесть, являющаяся вершиной человечности — это чувство собственного достоинства» [5. С. 216].
Отличительной чертой «педагогики духовности» В. А. Сухомлинского являлось нравственно-эмоциональное мировосприятие — «радость творения добра для людей» и эстетическое наслаждение жизнью, проявляющееся не только в восхищении красотой природы, но и в красоте нравственных поступков и в кра-
соте труда, который должен быть «одухотворен идеей творения красоты для людей». «Влюбленность в труд, самовыражение человека в труде», независимо от того, труд ли это механизатора, доярки, инженера, учителя, врача или писателя, для В. А. Сухомлинского составляли смысл человеческого бытия, являлись способом самопознания и самосовершенствования.
Воспитательное значение в Павлыш-ской школе придавали «гражданскому началу» трудовой деятельности, в котором проявлялось желание детей видеть свою Родину могучей и прекрасной. В школе, утверждал В. А. Сухомлинский, «на первом месте должно стоять воспитание гражданина» [4. С. 121], так как гражданская направленность выступает «источником формирования патриотического долга». Следовательно, гражданско-патриотическое воспитание являлось одним из направлений его гуманистической педагогики. Тем самым, продолжая традиции отечественной педагогической мысли прошлого, он предвосхищал в этом отношении педагогические целевые установки XXI в. Следует сказать, что в этот период официальная образовательная политика ориентировалась на военно-патриотическое воспитание, связанное с углублением начавшейся «холодной войны».
Большое значение В. А. Сухомлинский придавал «воспитывающей силе коллектива». Однако воспитание в коллективе у него совершенно отличается от «коллективистского воспитания» А. С. Макаренко, хотя он являлся для В. А. Сухомлинского безусловным авторитетом в педагогике. В коллективе А. С. Макаренко существовала жесткая организационная система зависимостей, когда «каждая отдельная личность должна согласовывать свои личные стремления со стремлениями других» [2. С. 86]. Коллектив он определял как «целеустремленный комплекс личностей, организованных, обладаю-
щих органами коллектива», где «отношения товарища к товарищу — не вопрос дружбы, не вопрос любви, не вопрос соседства, а вопрос ответственной зависимости» [Там же. С. 87]. В этой технократической железной логике явно недостает индивидуального, человеческого, но в этом-то и весь смысл — отдельного «Я» не должно существовать, есть только «Мы».
Эта коллективистская система составляла основу идеологии советской педагогики. Возможно, в колонии для беспризорников это было правомерно. Поэтому для пенитенциарной педагогики его опыт неоценим, так как воспитание у него стоит выше обучения, а весь процесс воспитания он сводил к работе с коллективом, создавая условия для успешной социализации своих воспитанников.
Таким образом, педагогика коллектива А. С. Макаренко была ориентирована на социальный заказ советского государства — формирование личности, т. е. частичного человека.
В отличие от А. С. Макаренко у В. А. Су-хомлинского была обычная школа, отсюда понимание коллектива иное. Коллектив в такой школе представляет собой «богатство индивидуальностей», в котором «взаимный обмен духовными богатствами, забота о духовном обогащении и росте каждого члена коллектива» [3.
С. 217] составляют основу полноценной и содержательной жизни. В таком коллективе осознается желание быть лучше, появляется стремление совершенствовать себя. Важной составляющей коллектива являются дружеские отношения между его членами.
Основой дружбы становятся, по наблюдениям В. А. Сухомлинского, единство мыслей, интеллектуальные чувства и эстетические потребности детей. «Интеллектуальные чувства» раскрываются в одухотворенности, вдохновленности мыслей подростка о любимом деле, зна-
ния о котором и свою увлеченность он «жаждет» передать другим. По мнению
B. А. Сухомлинского, это является великим стимулом духовного развития коллектива, благодаря чему в нем осуществляется интересная, многогранная интеллектуальная жизнь. Кроме этого, коллектив становится воспитывающей силой при наличии совместной деятельности, в которой раскрывается «высокая идейная одухотворенность труда благородными моральными целями» и в которой человек чувствует себя уже не только воспитанником, но и ответственным за другого человека, члена коллектива.
Важно отметить, что для В. А. Сухо-млинского коллектив — это все, с кем ребенок вступает в разнообразные отношения, — домашнее окружение (семья), школьный коллектив и коллектив тружеников, с которыми он работает. Следовательно, коллектив это та микросреда, в которой осуществляется социализация ребенка и одновременно происходит «открытие его индивидуальности». В таком коллективе каждого возрастает через одухотворение интеллектуальное, эмоциональное и деятельное, когда дети «живут в живом трепете мысли и чувства, в созидании и благородных поступков» [3.
C. 201]. Отсюда в коллективе создается атмосфера духовной общности, способствующей формированию целостного человека — личности и индивидуальности.
Педагогический процесс в Павлыш-ской школе осуществлялся в единстве воспитания и обучения. Идея связи обучения с жизнью реализовывалась, с одной стороны, через «труд среди природы», где, по мнению В. А. Сухомлинско-го, «постоянно совершается переход от конкретного к абстрактному». «Чем ярче выражается воспитание ума руками и рук умом, тем глубже переживает человек мировоззренческие истины, тем ближе принимает он к сердцу то, что познает», — писал В. А. Сухомлинский [3]. С другой стороны, образовательные
предметы непосредственно связывались с жизненно важными процессами, происходящими в окружающей ребенка действительности.
Особое значение В. А. Сухомлинский придавал принципу воспитывающего обучения (И. Ф. Гербарт), эффективность которого, по его убеждению, зависит от культуры учителя, его кругозора, эрудиции.
В соответствии с этим выделялись две воспитательные задачи урока: а) дать определенные знания по предмету, б) «пробудить жажду знаний» — стремление детей читать, исследовать, думать, выходя за рамки урока и тем самым расширяя границы «интеллектуального фона обучения».
Однако в этом раскрывается использование и другого принципа, на который опирался в своей деятельности В. А. Су-хомлинский, — принципа развивающего обучения (Ф. А. В. Дистервег). Таким образом, должно осуществляться единство обязательной и необязательной программы для улучшения «интеллектуального воспитания» детей и подростков.
Необходимо заметить, что В. А. Сухо-млинский в соответствии с идеей воспитывающего обучения говорил не столько об интеллектуальном развитии (хотя этому он придавал большое значение), сколько об интеллектуальном воспитании, что означало «одухотворенность преподавания благородными, возвышенными чувствами», т. е. очеловечивание знаний и придание им жизненного смысла, тем самым предупреждая опасность сциентизма в образовании, его избыточной технократической направленности его, культивации точных и естественнонаучных дисциплин в ущерб гуманитарной составляющей культуры и воспитания человека.
Данная односторонняя тенденция становилась в то время господствующей в политике страны и официальной педагогике, ориентирующейся на всеобщую политехнизацию образования для быст-
рого осуществления научно-технической революции и обновления военно-промышленного комплекса.
Такая политика главным образом представляла собой узкоцивилизационный подход к образованию. Эта тенденция не могла оставить равнодушным талантливого педагога, который писал, что «если не будет улучшено воспитание, мы наплачемся с математикой, электроникой и космосом. Никакая математика, никакие счетные машины не могут измерить наши потери, понесенные из-за равнодушного отношения к моральному воспитанию молодого поколения» [4.
С. 39]. Это явилось определенным пророческим предсказанием глубинных противоречий в развитии отечественного образования на рубеже XX—XXI вв.
Раскрывая сущность гуманистической педагогики В. А. Сухомлинского (хотя она до конца еще не познана), мы пришли к выводу, что талантливый учитель пытался обосновать «срединную» педагогическую парадигму образования человека (по Н. А. Бердяеву «срединная культура), гармонично сочетающую конструктивные консервативные и либеральные ценности, традиции и инновации. Основные компоненты этой педагогической парадигмы можно представить следующим образом:
• духовно-нравственное воспитание пронизывающее весь педагогический процесс; единство культуры чувств и культуры мысли, эмоциональной и интеллектуальной культуры — сочетание принципов воспитывающего и развивающего обучения («интеллектуальное воспитание»);
• гражданско-патриотическое воспитание с опорой на общечеловеческие ценности, сочетающее деятельную любовь к своей Родине, людям, семье;
ЛИТЕРАТУРА
1. БЕРДЯЕВ Н. А. Судьба России / сост. К. П.
• личностно ориентированное воспитание в сочетании с индивидуальным подходом; объединение социальноморального акта с индивидуальнонравственным — социализация ребенка и одновременно «открытие индивидуальности». Следовательно, вектор воспитания был направлен одновременно на внутреннее (духовное) совершенствование человека (ребенка) и на его внешнее (социальное) формирование.
Однако во второй половине 60-х гг.
XX в. талантливый педагог подвергся откровенной травле со стороны государственных чиновников от педагогической науки. В. А. Сухомлинскому инкриминировали «немарксистскую трактовку принципа свободы личности» и «искажению целей коммунистического воспитания» [5. С. 15], называли его концепцию «абстрактным гуманизмом», несоответствующим «воспитательным идеалам партии», четко определенным в документах съездов и выступлениях партийных деятелей.
Гуманистические идеи В. А. Сухо-млинского и практическое их воплощение не были приняты официальной советской педагогикой, насквозь пронизанной идейно-материалистическими сентенциями. Но, несмотря на это, имя В. А. Сухомлинского вошло в плеяду классиков отечественного образования и педагогической науки. Его «педагогика духовности» опережала время, дала определенный импульс развитию в советский период «неофициальной педагогики», движению, названному впоследствии «педагогика сотрудничества», объединившему учителей-новато-ров Ш. А. Амонашвили, В. Ф. Шаталова, Е. Н. Ильина, С. Н. Лысенкову, М. П. Щетинина, И. П. Иванова.
1. М. : Сов. писатель, 1990.
2. МАКАРЕНКО А. С. О воспитании / сост. В. С. Хелемендик. М. : Политиздат, 1988.
3. СУХОМЛИНСКИЙ В. А. Рождение гражданина. М. : Молодая гвардия, 1971.
4. СУХОМЛИНСКИЙ В. А. Письма к сыну. М. : Просвещение, 1987.
5. СУХОМЛИНСКИЙ В. А. Антология гуманной педагогики / сост. Г. Д. Глейзер. М. : Изд. дом
Шалвы Амонашвили, 1997.
Статью рекомендует д-р филол. наук, проф. М. Л. Кусова