Научная статья на тему 'Pedagogics of individuality as an innovative phenomenon'

Pedagogics of individuality as an innovative phenomenon Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
95
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / КРИТЕРИИ ИННОВАЦИИ / ПЕДАГОГИКА ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ / INNOVATION / INNOVATION CRITERIA / PEDAGOGICS OF INDIVIDUALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Grigorieva Natalia

Characteristics, features of pedagogics of individuality as an innovation phenomenon are considered in this article

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Pedagogics of individuality as an innovative phenomenon»

УДК 371.21:001.895

Н.В. Григорьева

N. Grigorieva

ПЕДАГОГИКА ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ КАК ИННОВАЦИОННОЕ ЯВЛЕНИЕ

PEDAGOGICS OF INDIVIDUALITY AS AN INNOVATIVE PHENOMENON

В статье рассматриваются характеристики, Characteristics, features of pedagogics of indi-

признаки педагогики индивидуальности как иннова- viduality as an innovation phenomenon are considered ционного явления in this article

Ключевые слова: инновация, критерии инновации, Key words: innovation, innovation criteria, pedagogics of педагогика индивидуальности individuality

Обращение к проблемам инноватики и выделение их в число важнейших направлений современной научной мысли явилось результатом осознания возрастающей динамики инновационных процессов в обществе.

Накоплен огромный научный потенциал, раскрывающий сущностные характеристики, компоненты, структуру и функции инновационного процесса в системе образования в целом.

Понятие «инновация» означает «обновление», «изменение», «ввод чего-то нового», «введение новизны», «нововведение» [1]. Инновационный процесс — это процесс создания, распространения и использования новшества; его структура определяется внутренней, предметной логикой движения от идеи новшества до его использования конечным потребителем [2].

В научной литературе инновация понимается как целенаправленное изменение, как процесс, который протекает во времени и имеет свою структуру, этапы, стадии. Исследова-

тели отмечают, что развитию инновационных процессов присущи определенные закономерности. Выделяется ряд законов - реализации инновационного процесса, стереотипизации инноваций, цикловой повторяемости, возвра-щаемости инноваций.

За последнее время инновационных явлений сложилось немало. К таковым можно отнести следующие виды обучения: проектное, дистанционное, онлайновое, организационное. К инновационным явлениям относится и педагогика индивидуальности, основателем которой выступает О.С. Гребенюк.

Педагогика индивидуальности представляет собой область науки, образующуюся на стыке психологии и педагогики, включающую проблемы психологии (закономерности и механизмы развития индивидуальности) и педагогики (управление развитием индивидуальности, средства и условия ее формирования).

О.С. Гребенюк [3] предложил включить в содержание понятия «индивидуальность человека» характеристики семи психических сфер, которые позволили бы увидеть в каждом чело-

веке проявление его природных данных. При этом впервые в состав этих сфер психики была включена экзистенциальная сфера (впервые потому, что в психологии экзистенциальная сфера не рассматривается как самостоятельная характеристика психических свойств и процессов).

Если для психологии данный подход и не имеет определяющего значения, то для педагогики он играет принципиальную, решающую роль. Педагогика получила новое направление развития. Введение нового для педагогической теории и практики понятия «индивидуальность», во-первых, обращает внимание на такую сторону деятельности педагогов, которая ранее не выступала центральной, - на развитие психических свойств и качеств ребенка и взрослого в педагогическом процессе, во-вторых, обращает внимание на перестраи-вание самого педагогического процесса с тем, чтобы в нем сложились благоприятные условия для развития всех сфер психики учащегося, а именно - на психологическую сторону педагогического процесса, которая должна специально структурироваться таким образом, чтобы способствовать максимальной активизации всех психических процессов человека [4].

Рассмотрение индивидуальности человека как педагогической категории подвело О.С. Гребенюка к новому взгляду на цели, содержание, методы, формы обучения и воспитания, т.е. к пересмотру и обновлению этих сугубо педагогических категорий с новых позиций.

Как отмечается в статье Г.И. Ибрагимова [4], в педагогике индивидуальности:

- человек выступает и как объект социализации, и как ее субъект;

- индивидуальность человека представляет собой высшую ценность;

- достижение целей социализации осуществляется путем развития природных задатков в различных сферах человека (интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и др.), предполагает изменение этих сфер в со-

ответствии с идеалами общества, создает условия для достижения необходимого уровня взрослости. Отсюда следует, что первое решает задачи развития, совершенствования психических качеств, основных сфер человека - его индивидуальности, второе - воспитания личности;

- развитие и воспитание воздействуют на один и тот же предмет (индивида) с одной и той же целью - полной реализации его в обществе, однако развитие обращено к тому, что уже присуще индивиду, а воспитание - к тому, чего у него нет, но что дано в общественной морали, в нравственных нормах и нравственных качествах людей.

Представим признаки, которые характерны педагогике индивидуальности как инновационному явлению, опираясь на критерии оценки инноваций, предложенные А.М. Сара-новым [5]. Приведем описание этих критериев:

1) уровень, на котором вводится и реализуется процесс нововведения:

- радикальные преобразования (зарождение объективно нового в педагогической практике);

- модернизация, внедрение новых педагогических идей и технологий (результатов научных исследований с целью совершенствования, улучшения, дополнения существующей практики);

- технологизация (совершенствование существующей педагогической системы школы на основе передового опыта, приемов, способов, форм и методов работы учителя в новых условиях);

2) масштаб инноваций. Как и первый, он отражает неоднородность инновационных процессов в практике учебно-воспитательных учреждений и по содержанию представляет собой широту и радикальность, глубину инновационного поиска, который существенно влияет и определяет значение и характер последствий от введения новшеств;

3) содержание инноваций. Это сфера, в которой осуществляется новшество. По этому критерию можно выделить типы новшеств в

целях обучения и воспитания; содержание образования и воспитания; технологии обучения и воспитания; организацию учебно-воспитательного процесса; системе управления и самоуправления; систему финансирования; материально-техническое оснащении школы, учебно-воспитательного процесса; подборе кадров и системе повышения квалификации учителей;

4) длительность функционирования нововведений в учреждении. Он трансформируется в требование проверки эффективности и результативности новшеств в течение учебного года;

5) степень готовности отдельных педагогов и всего педагогического коллектива школы к инновационному поиску. Инновационная деятельность в педагогической практике имеет свои особенности, связанные в первую очередь с неповторимостью личности учителя и ученика, с особенностями класса, школы и т.д. Степень готовности отдельных педагогов, группы или всего педагогического коллектива к введению новшеств определяется уровнем знаний сущности, значимости и преимущества нововведений и их последствий (положительных и возможных трудностей), а также мотивацией отношения педагогов к нововведениям; умением исследовательской деятельности, уровнем профессионализма и мастерства в определенной сфере педагогического труда; сформированностью тех личностных свойств, которые характеризуют педагога как новатора, исследователя и творческого человека;

6) научная и информационная оснащенность. Установление данного критерия связано с выяснением того, насколько инновационный процесс обусловлен и вызван усилиями педагогов данного учреждения. Он позволяет определить меру соотношения внешней помощи педагогов-теоретиков и их потенциала, профессионализма, педагогических интересов, а также роль и место руководителей учреждения в проведении поисковой, опытно-экспериментальной работы;

7) степень открытости результатов ин-

новационной деятельности в учебно-воспитательном учреждении и за его пределами. Этот признак показывает, интересны ли для других педагогов, отдельных групп, всего педагогического коллектива результаты инновационного поиска. Они могут вызвать интерес у педагогов других учреждений, всего региона, республики, государства, если обобщены и представлены как новый опыт работы на конференциях, семинарах или опубликованы в газетах, журналах, сборниках научных трудов, учебных изданиях.

Анализ материалов, содержащих основные положения педагогики индивидуальности [6, 7, 8], позволяет считать данное научное направление новой научной концепцией, которая имеет ряд принципиальных отличий от других педагогических инноваций.

Во-первых, ее характеризует целостность описания системы образования именно как системы развития, обучения и воспитания. Она построена на определенных философских основаниях: концепции человеческой индивидуальности и на принципах гуманистической философской и психологической традиции.

Во-вторых, ни одна педагогическая инновация не делает акцента на развитие психики в единстве с воспитанием личности.

В-третьих, даже такие прогрессивные новации, как концепции развивающего обучения, ограничиваются развитием мышления, памяти, наблюдательности и рефлексии; педагогика индивидуальности направлена на развитие всех психических свойств, которыми человек наделен от природы.

В-четвертых, ни одна педагогическая инновация не ставит развитие психики в качестве важнейшей педагогической задачи.

В-пятых, ни одна педагогическая технология не требует такой модернизации педагогического процесса, как педагогика индивидуальности, включая совершенствование самого педагога.

В-шестых, ни одна педагогическая инновация не требует такого взаимодействия, таких взаимосвязей между всеми элементами педагогической системы, как педагогика инди-

видуальности.

Идеи педагогики индивидуальности развиваются в работах исследователей, находят свое воплощение в деятельности педагогов средних и высших учебных заведений не толь-

1. Ожегов С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. - М.: Русский язык, 1994. - 353.

2. Сластенин В.А. Педагогика инновационной деятельности / В.А. Сластенин, Л.С. Подымо-ва. - М.: Магистр, 1997. - 224 с.

3. Гребенюк О.С. Педагогика индивидуальности / О.С. Гребенюк. 2-е изд. - Калининград: КГУ, 2002. - 94 с.

4. Ибрагимов Г.И. Научная деятельность профессора О.С. Гребенюка / Г.И. Ибрагимова // Научная школа профессора О.С. Гребенюка: сборник научных статей. - Калининград: КГУ, 2002. - С. 8-16.

5. Саранов А.М. Технология разработки программы развития инновационной школы (на примере классической гимназии г. Урюпинска) / А .М.

Коротко об авторе____________________________________

Григорьева Наталья Владимировна, зам. начальника отдела по международным связям, Российский государственный университет им. И. Канта, (РГУ) n.grigorieva@mail.ru

Научные интересы: инновационная деятельность, педагогика индивидуальности, профессиональная деятельность учителя начальных классов

ко Калининградского региона, но и Волгоградской, Ярославской, Костромской областей. По мнению педагогов, педагогика индивидуальности отвечает духу времени, созвучна их собственным мыслям, направлена на перспективу.

_________________________________Литература

Саранов, В.В. Зайцев и др. - Волгоград: Перемена, 1997. - 108 с.

в. Гребенюк О.С. Основы педагогики индивидуальности / О.С. Гребенюк, Т.Б. Гребенюк. -Калининград: КГУ, 2000. - 571 с.

7. Гребенюк О.С. О концепции педагогики индивидуальности / О.С. Гребенюк, Т.Б. Гребенюк // Реализация концепции педагогики индивидуальности в высшей и средней школе: сб. науч. статей. - Калининград, 2000. - С. 4.

В. Гоебенюк О.С. Проблемы развития индивидуальности и воспитания личности / О.С. Гребе-нюк // Развитие личности и формирование индивидуальности: сборник материалов. - Ярославль: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 199б. - С. 39-42.

___________________________Some facts about author

Grigorieva Natalia, deputy chief of international contacts, Kant State University of Russia (KSUR), n.grigorieva@mail.ru

Scientific interests: innovative activity, pedagogics of individuality, professional occupation of primary school teacher

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.