Научная статья на тему 'Педагогика индивидуальности как научная школа'

Педагогика индивидуальности как научная школа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
894
620
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гребенюк Т. Б., Григорьева Н. В.

Предлагается краткое описание научно-педагогической школы «Педагогика индивидуальности», созданной профессором О.С. Гребенюком.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogy of individuality as a school of thought

This article provides an overview of the scientific and pedagogical school of Pedagogy of individuality founded by Professor O.S. Grebenyuk.

Текст научной работы на тему «Педагогика индивидуальности как научная школа»

УДК 364-12

Т. Б. Гребенюк, Н. В. Григорьева

ПЕДАГОГИКА ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ КАК НАУЧНАЯ ШКОЛА

Предлагается краткое описание научно-педагогической школы «Педагогика индивидуальности», созданной профессором О. С. Гребенюком.

This article provides an overview of the scientific and pedagogical school of "Pedagogy of individuality" founded by Professor O.S. Grebenyuk.

Наряду с научно-педагогическими школами, функционирующими в России, сложилась научно-педагогическая школа и в Калининградском регионе, основателем которой является доктор педагогических наук, профессор Олег Семенович Гребенюк. Им разработаны две концепции — концепция индивидуальности человека и концепция педагогики индивидуальности.

Авторы данной статьи поставили перед собой задачу представить педагогику индивидуальности как научную школу.

Научная школа как педагогическое понятие находится на стадии своего становления. Сегодня, по мнению ученых [1], научная школа представляет собой общность людей, объединенных идейно, духовно, концептуально, принадлежащих к единой исследовательской, научной, духовной культуре и формирующих определенный контекст ее существования. Это есть многогранное явление:

— среда профессионального общения;

— форма непрерывного образования;

— специфический источник профессионального воспитания;

— специфическая среда самоактуализации и саморазвития;

— форма развития педагогической науки;

— форма интеграции научно-исследовательской и образовательной деятельности;

— форма интеграции педагогической теории и практики;

— форма интеграции средней и высшей ступеней образования (высшей и постдипломной ступеней образования, основного и дополнительного образования).

В образовательной практике сложились конкретные типы научнопедагогических школ. К основным типам научно-педагогических школ (НПШ) относят:

— академическую (например, в НИИ) — классические формы исследований фундаментальных проблем;

— вузовскую (интеграция исследовательской и преподавательской деятельности);

I5

Вестник РГУ им. И. Канта. 2008. Вып. 5. Педагогические и психологические науки. С. 15 -19.

Т. Б. Гребенюк, Н. В. Григорьева

— научно-методическую (практико-ориентированная) в учреждениях повышения квалификации.

Специалисты называют ряд воспитательных функций НПШ:

— формирование личностной позиции в науке (гуманитарность, концептуальность, практико-ориентированность);

— воспитание мысли, воспитание ума (формирование широты и смелости мышления, дерзновенность подходов к проблематике);

— воспитание свободы интеллекта;

— воспитание научной добросовестности, честности;

— воспитание ответственности;

— воспитание культуры научной полемики (толерантность, способность к интеграции и др.);

— воспитание заинтересованности, доброжелательности в сочетании с принципиальностью экспертной позиции;

— воспитание лидеров и последователей НПШ.

Опираясь на данные параметры научной школы, представим некоторые особенности становления и развития педагогики индивидуальности.

Педагогика индивидуальности представляет собой область науки на стыке психологии и педагогики, включая проблемы психологии (закономерности и механизмы развития индивидуальности) и педагогики (управление развитием индивидуальности, средства и условия ее формирования) [2]. О. С. Гребенюк предложил включить в содержание понятия «индивидуальность человека» характеристики семи психических сфер, которые позволили бы увидеть в каждом человеке проявление его природных сил. При этом впервые в состав этих сфер психики была включена экзистенциальная сфера (впервые потому, что в психологии экзистенциальная сфера не рассматривается как самостоятельная характеристика психических свойств и процессов). Если для психологии данный подход и не имеет определяющего значения, то для педагогики он играет принципиальную, решающую роль. Педагогика получила новое направление развития! Введение нового для педагогической теории и практики понятия «индивидуальность», во-первых, обращает внимание на такую сторону деятельности педагогов, которая ранее не выступала центральной, — на развитие психических свойств и качеств ребенка и взрослого в педагогическом процессе, во-вторых, обращает внимание на перестраивание самого педагогического процесса с тем, чтобы в нем сложились благоприятные условия для развития всех сфер психики учащегося, а именно — на психологическую сторону педагогического процесса, которая должна специально структурироваться таким образом, чтобы способствовать максимальной активизации всех психических процессов человека.

Положение об индивидуальности школьника как одной из педагогических целей явилось тем стержнем, вокруг которого начали образовываться и развиваться поиски педагогов в области научно-педагогических характеристик сфер индивидуальности школьника. Именно школьник стал первым объектом таких поисков. И только значительно

позже внимание было обращено на студентов, а затем на специалистов. Развернулись специальные исследования индивидуальности как педагогической цели процессов обучения в вузе, в системе дополнительного образования и повышения квалификации.

Рассмотрение индивидуальности человека как педагогической категории подвело О. С. Гребенюка к новому взгляду на цели, содержание, методы, формы обучения и воспитания, т. е. к пересмотру и обновлению этих сугубо педагогических категорий с новых позиций.

Анализ диссертационных исследований (на сегодня свыше восьмидесяти кандидатских и пять докторских) показал, что авторы исследуют в них, главным образом, педагогические условия и средства формирования индивидуальности или отдельных компонентов [3]. При этом, опираясь на целостный подход к исследованию, ученые разрабатывают цели, содержание образования, методы, приемы и формы педагогического процесса, необходимые для достижения целей формирования индивидуальности. В зависимости от решаемой проблемы каждый исследователь вносит что-то новое не столько в характеристики сфер индивидуальности, сколько в формулировки целей их формирования и развития, получающих конкретное наполнение, обусловленное возможностями тех средств, которые используются как основные для решения научной проблемы. Так, цели формирования интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и других сфер младшего школьника получили свою интерпретацию за счет возможностей иностранного языка как учебного предмета, а те же цели на основе вероятностного подхода получили уже иное выражение, ориентирующее учителя на более детальное предвидение пошаговых действий. Аналогично можно охарактеризовать цели обеспечения готовности будущего учителя к определенным профессиональным действиям (например, к формированию индивидуальности школьника, к осуществлению интегрированного обучения и др.). Изучение диссертационных исследований показывает, что целевой компонент занимает достаточно большое место в научных разработках. Благодаря этому в педагогике индивидуальности к настоящему времени сложилось самостоятельное направление, которое условно можно назвать аксиологическим.

В соответствии с разным представлением конкретных выражений целей формирования сфер индивидуальности авторы рассматривают возможности известных педагогических средств с позиций разработанных целей. На наш взгляд, рассматриваемые педагогические средства (задания различного характера, разнообразные игры и другие средства) приобретают своеобразный вид, новое осмысление благодаря особенностям учебного предмета и его методики, на основе которых осуществляется решение научной проблемы. Из сказанного вытекает следующий вывод: для реального воплощения идей педагогики индивидуальности в педагогической практике важным является, во-первых, наличие таких формулировок целей обучения, которые охватывали бы все сферы индивидуальности и учитывали бы все требования государственного стандарта, во-вторых, приведение всех возможных формули-

Т. Б. Гребенюк, Н. В. Григорьева

18

ровок целей развития индивидуальности в соответствие с методическими особенностями преподаваемых предметов. Данный вывод относится не только к исследованиям по школьной, но и вузовской, а также профессиональной педагогической тематике.

В ряде диссертационных исследований специальное внимание уделяется диагностическим методикам, позволяющим определять степень развития психических свойств и качеств обучающихся, а также научно обоснованным технологиям педагогического мониторинга развития индивидуальности школьника, студента.

Сегодня можно отметить такой этап в развитии педагогики индивидуальности, который характеризуется интеграцией ее основных положений с другими современными концепциями и научными подходами. Ряд выполненных исследований доказывает реальную возможность рассмотрения моделей формирования индивидуальности педагога на основе единства положений педагогики индивидуальности и компетентностного (Л. Хурло, Д. В. Голубин, В. П. Гурова), андрагогического (М. В. Гончар, Л. В. Линевич), позиционно-ситуативного (Т. Б. Гребенюк), проектно-рефлексивного (С. М. Конюшенко) и других подходов.

Анализ диссертационных исследований позволил заключить, что развитие системы педагогического образования в Калининградском регионе происходило в условиях формирования и утверждения концепции педагогики индивидуальности: на основе, во-первых, единства становления будущего учителя как индивидуальности и его профессиональной подготовки, во-вторых, принятия ребенка как главного предмета педагогического труда, в-третьих, направленности на раскрытие и становление сущностных сил человека в условиях учебной деятельности школьника и студента.

Идеи педагогики индивидуальности нашли живой отклик у учителей и руководителей, они с большим желанием приступили к использованию педагогики индивидуальности в своей деятельности, определили новые направления ее развития. Так, новым для школы является создание условий для саморазвития индивидуальности педагога, новым будет и подход с точки зрения концепции индивидуальности к аттестации учителей. Можно сказать, что педагогика индивидуальности все более глубоко проникает в педагогическую практику, а практика в связи с этим ставит все новые проблемы, требующие научных поисков и решений. В сфере научных исследований задача видится в том, чтобы обобщить накопленные данные, определить, насколько полно осуществлен вертикальный и горизонтальный охват проблем педагогики индивидуальности, чтобы концепция получила свое всестороннее развитие, а сама педагогика индивидуальности стала полновесной теорией. Именно об этом говорят многочисленные выступления педагогов на ежегодных научно-практических конференциях, на педагогических чтениях, семинарах, заседаниях педагогических советов и кафедры педагогики и психологии РГУ им. И. Канта, а также выполненные руководителями и педагогами различных образовательных учреждений диссертационные исследования.

Научная школа, созданная О. С. Гребенюком, объединила преподавателей и аспирантов кафедры педагогики и психологии РГУ им. И. Канта, которой он руководил с 1988 по 2003 годы. Только на этой немногочисленной кафедре (10 — 12 человек преподавателей и столько же аспирантов) защитили (с 1995 г.) кандидатские диссертации по проблемам индивидуальности школьника и студента, проблемам формирования и развития индивидуальности субъектов педагогического процесса около 60 человек.

Научная школа по педагогике индивидуальности не ограничивается рамками Калининградского региона. Последователи концептуальных идей О. С. Гребенюка воплощают их, развивают и претворяют в жизнь в других регионах России (Татарстан, Волгоградская, Ярославская области, Санкт-Петербург), городах Белоруссии (Минск) и Польши (Ольштын, Плоцк, Гданьск). В связи с этим, на наш взгляд, можно предложить для характеристики научной школы такой параметр, как наличие научной династии. Многие кандидаты наук, защитившиеся по проблемам педагогики индивидуальности, сегодня сами осуществляют руководство диссертационными исследованиями аспирантов и соискателей, готовят своих последователей и достойную смену. Научная династия — это показатель глубины, содержательности и перспективности научных идей и положений, верности и убежденности последователей в этом.

Не отмечая конкретно воплощение каждого из названных выше параметров научной школы (они все без исключения представлены нами), скажем, что педагогика индивидуальности, безусловно, сыграла огромную роль в развитии педагогической сферы Калининградского региона (и не только). Она выполнила и продолжает выполнять прогностическую функцию, ориентирующую педагогическую общественность на обеспечение условий для развития индивидуальности всех субъектов педагогического процесса как главной ценности в образовании.

Список литературы

1. Колесникова И. А. Воспитательный потенциал научно-педагогических школ //Теоретико-методологические проблемы современного воспитания: Сб. науч. тр. / Под ред. Н. К. Сергеева, Н. М. Борытко. Волгоград: ПЕРЕМЕНА, 2004. С. 340—347.

2. Гребенюк О. С., Гребенюк Т. Б. Основы педагогики индивидуальности: Учеб. пособие. Калининград: Изд-во КГУ, 2000.

3. Научная школа профессора О. С. Гребенюка: Сб. науч. ст. / Сост.: Н. В. Андреева, Н. В. Самсонова. Калининград: Изд-во КГУ, 2002.

Об авторах

Т. Б. Гребенюк — д-р пед. наук, проф., РГУ им. И. Канта.

Н. В. Григорьева — соискатель, РГУ им. И. Канта, visa@albertina.ru, n.grigorieva@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.